Рябков также подчеркнул, что сдвиги в этом направлении безопасности Польше не добавят и эти объекты станут первостепенными целями для российских Вооруженных сил.
"Śniadanie Rymanowskiego w Polsat News i Interii". Oglądaj od 9:55
- Рябков: Россия может нанести удары по ядерным объектам НАТО в Польше
- Новости Польши - ИА REGNUM
- Topmember • Politico: Россия проиграет войну с НАТО, предупреждает Польша
- Все новости
- JavaScript is Disabled in your browser. Please Enable the JavaScript to continue.
Последние новости и события Польши
Замминистр также указал на дестабилизирующий характер расширения практики совместных ядерных миссий НАТО, особенно когда речь идет о приближении к российским границам. По мнению Рябкова, это может значительно обострить уже и так напряженные отношения между Россией и альянсом. Ситуация с размещением ядерного оружия обсуждается на высшем уровне в Польше. Однако, премьер-министр Дональд Туск выразил сомнение в целесообразности такого решения, заявив о необходимости обсуждения мотивов президента.
Поляки приняли участие в наполеоновской войне против России. После поражения Наполеона в 1814—1815 годах Польша вновь была поделена между Австрией, Пруссией и Россией.
В 1815 году Царство Польское в составе России получило самостоятельность, однако в не устраивающем поляков объёме, и практически весь XIX век был омрачен народными восстаниями и беспорядками. В 1926 году в Польше установился националистический режим Юзефа Пилсудского. В 1939 году Германия, разорвав Пакт о ненападении с Польшей, вторгается на её территорию. Во время Второй мировой войны на территории Польши действовало весьма разнородное движение Сопротивления, в которое входили подразделения правительственной польской Армии Крайовы, коммунистической Гвардии Людовы, украинские националистические формирования УПА, истреблявшие мирное польское население, советские партизанские отряды. От немецко-фашистских войск Польша была освобождена Красной Армией в 1945 году, после чего к власти пришла Польская коммунистическая партия.
В начале 1980-х годов Польша переживет период социально-экономического упадка, окончившийся приходом к власти генерала Войцеха Ярузельского. В 1989 году у руля страны становится партия «Солидарность». Средняя норма годовых осадков здесь — около 600 мм, максимальное их количество выпадает в июле и августе, а минимальное — в марте. Годовая норма осадков в этом районе составляет 520—540 мм. Самым дождливым месяцем является июль, а наиболее сухими — февраль и март.
Горные районы Польши характеризуется снежными и солнечными зимами и прохладным летом. В горах выпадает наибольшее количество осадков. Так, в Татрах их годовое количество составляет 1800 мм. Самым дождливым месяцем является июль, а самым сухим — январь.
Или оказались в Польше впервые? Турист или бизнесмен? Вам важно адаптироваться как можно быстрее? Чем живет государство, узнаёте лишь по телевизору? Даже зная польский на уровне разговорного, довольно сложно понять ведущего, посмотрев только новости Польши.
Католичество играет в польском народе и его истории важную роль. Крупнейшими городами страны по оценке 1996 являются тыс. В Люблине в 1944 под покровительством СССР было сформировано Временное правительство, в котором преобладали коммунисты. После окончания войны представители Польской рабочей партии ППР , Польской социалистической партии ППС и Польской крестьянской партии создали правительство национального единства. В 1947 коммунисты распустили эту коалицию и создали государство народной демократии, что нашло отражение в конституции Польской Народной Республики, принятой в июле 1952. Поправка 1976 к конституции официально утвердила руководящую роль этой партии. Несмотря на усиление политического контроля, польское коммунистическое государство столкнулось в послевоенные годы с сильной политической оппозицией. Причинами недовольства были ограничения личной свободы и возможности участвовать в политической жизни, а также низкий уровень жизни. Кроме того, многие поляки были настроены против политики ПОРП, направленной на отделение церкви от государства. Массовые демонстрации и протесты в 1956, а затем в 1970 вынудили власти сменить лидеров и изменить политику на более либеральную. В 1976 Комитет защиты рабочих, состоявший из известных диссидентов-интеллектуалов, стал первой институциональной формой оппозиции. Затем возник независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность» зарегистрирован в ноябре 1980, объединил 8 млн. ПОРП стала терять власть, и в декабре 1981 генерал Войцех Ярузельский, лидер коммунистов и главнокомандующий польской армии, ввел военное положение, поставил «Солидарность» вне закона и интернировал ее лидеров. Военное положение не решило проблем страны. Профсоюз продолжал действовать в подполье и сохранил свое влияние в польском обществе, выступая под лозунгами борьбы с тоталитарной коммунистической системой и коренных демократических и социально-экономических преобразований. В июне 1989 в Польше были проведены первые в странах Восточной Европы свободные парламентские выборы, на которых победила «Солидарность». С 31 декабря 1989 страна стала называться Республика Польша, 29 января 1990 11-й съезд ПОРП принял решение о роспуске партии, а 9 декабря 1990 президентом республики был избран лидер «Солидарности» Лех Валенса. Государственные органы власти. По конституции 1952, парламент являлся высшим органом государственной власти. Государственный совет избирался парламентом во главе с председателем, который исполнял также обязанности главы государства. Совет министров, избиравшийся парламентом и подотчетный ему, являлся высшим исполнительным органом. После поправок к конституции в 1989 в эту систему были внесено несколько важных изменений: был создан сенат — высшая палата парламента; упразднен Государственный совет; учрежден пост президента республики; реорганизована судебная система. До конституционных поправок 1989 парламент состоял из одной палаты — cейма, члены которого избирались на 4-летний срок. Сейм был уполномочен разрабатывать и принимать законы, утверждать бюджет и государственный народнохозяйственный план, назначать и снимать министров, избирать Государственный совет и контролировать деятельность других органов государственной власти и управления. С начала 1950-х годов выдвижение кандидатов на выборах в cейм контролировалось политической организацией, продолжительное время называвшейся Национальным фронтом, в котором господствовали коммунисты. В 1982, после введения военного положения, она получила название «Патриотическое движение за национальное возрождение» и выдвинуло единый список кандидатов от ПОРП, Объединенной крестьянской партии, Демократической партии и независимых кандидатов. В 1980-х годах давление оппозиции заставило польских лидеров увеличить число кандидатов: на выборах 1980 в сейм были выдвинуты 646 кандидатов на 460 мест; на выборах 1985 — 870 кандидатов. В феврале — апреле 1989 прошли переговоры «круглого стола» между представителями основных политических сил страны. Была учреждена верхняя палата парламента — сенат из 100 членов. Сенат получил право вето на законы, принимаемые cеймом, но вето сената могло быть преодолено двумя третями голосов депутатов сейма. Выборы в июне 1989 завершились убедительной победой «Солидарности»: ее кандидаты получили всю выборную квоту мест 161 в cейме, а в cенате — 99 из 100 мест. В ноябре 1992 президент Лех Валенса подписал Конституционный акт так называемую Малую конституцию , который предусматривал введение сильной президентской власти. В мае 1997 на референдуме была принята новая конституция. Она явилась плодом компромисса между парламентским большинством, принадлежавшим бывшим коммунистам Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия , и двумя оппозиционными партиями Союз свободы, Союз труда. Новая конституция ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента. Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства. Сенат состоит из 100 членов, избираемых большинством голосов в 16 воеводствах на 4-летний период. Выборы назначаются президентом республики. Сейм может быть распущен большинством двумя третями голосов его членов или, в некоторых случаях, президентом. Референдум по особо важным вопросам может быть назначен cеймом абсолютным большинством голосов или президентом с согласия cената. Органы исполнительной власти. С 1990 президент избирается путем всеобщего голосования сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент должен быть гражданином Польши. По конституции 1997, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989. Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре. Лех Валенса выиграл президентские выборы в декабре 1990 после второго тура, как и Александр Квасьневский в 1995. Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения. Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма. Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти. Местные органы власти. До 1990 местные органы государственной власти состояли из построенных по иерархическому принципу народных советов, члены которых избирались на 3 года населением соответствующих территориальных единиц. Формально депутаты могли отзываться избирателями. Народные советы руководили местной экономической, социальной и культурной деятельностью и координировали местные нужды с государственными потребностями. С 1990 до конца 1998 основной единицей местных органов власти являлась община гмина — всего общин было 2121. В стране насчитывалось 49 воеводств, в т. Промежуточное звено местного управления — 293 округа повята были ликвидированы в 1975. В июле 1998 парламент принял закон о новом административном делении страны; цель его — передача значительной части полномочий местным органам власти. Закон, вступивший в силу 1 января 1999, восстановил повяты которых теперь 308 , придал 65 городам статус повятов и одновременно уменьшил число воеводств с 49 до 16. На местные выборах в октябре 1998 были избраны 63,8 тыс. Судебная система. Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Пост государственного прокурора, который до 1989 являлся ключевым в судебной системе страны, был подчинен министру юстиции. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются cеймом с согласия cената. В 1998 правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского союза. В соответствии с ними планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения. Политические партии. Ее партнерами являлись Объединенная крестьянская партия и Демократическая партия. ПОРП возникла в 1948 в результате слияния Польской рабочей партии образована в 1942 вместо Коммунистической партии Польши, распущенной в 1938 Коминтерном и Польской социалистической партии, после их чисток. После выхода «Солидарности» на политическую арену Демократическая партия и Объединенная крестьянская партия отказались от своего подчинения ПОРП и объединились с «Солидарностью». Позже обе эти партии объединились в Союз демократических левых сил. Владислав Гомулка, возглавлявший Польскую рабочую партию до ее объединения с Польской социалистической партией, в 1948 подвергся гонениям за «национальный уклон», то есть за то, что ставил интересы Польши выше интересов международного коммунистического движения. Гомулка положил начало либерализации и получил некоторую независимость от КПСС. К концу 1950-х годов процесс либерализации сошел на нет. В 1968 Гомулка подавил восстание студентов и интеллектуалов, провел чистки в университетах и фактически одобрил кампанию антисемитизма, развязанную аппаратом ЦК ПОРП. Гомулка был вынужден уйти в отставку в декабре 1970, после того как приказал полиции в Щецине стрелять в рабочих, которые выступили против его экономической политики было убито не менее 70 рабочих. В июне 1976 уже он подавил новые выступления рабочих, поддержанные студентами и оппозиционно настроенной интеллигенцией. В 1976 варшавскими и гданьскими интеллигентами был создан Комитет защиты рабочих для оказания помощи арестованным. С началом нового движения рабочих в 1980 неспособность ПОРП разрешить кризис стала очевидной. В течение нескольких недель политика лидера партии полностью обанкротилась, и Герека сменил Станислав Каня, который согласился с большинством требований рабочих. При поддержке оппозиционно настроенной интеллигенции во главе с Брониславом Геремеком, Яцеком Куронем, Тадеушем Мазовецким и Адамом Михником рабочие создали массовое независимое профсоюзное движение «Солидарность», которое добилось права на проведение забастовок и самоуправление. Под руководством электрика Гданьской судоверфи Леха Валенсы «Солидарность» стала массовой оппозиционной партией, оспаривавшей главенствующую роль ПОРП в политической жизни Польши. Католическая церковь, усилившая свое влияние после избрания в 1978 поляка Кароля Войтылы папой римским Иоанном Павлом II, поддерживала «Солидарность». Несмотря на попытки внутренней демократизации, ПОРП не была готова уступить свою руководящую роль. Более того, успехи «Солидарности» вызвали угрозу советского военного вторжения в Польшу. Кризис достиг пика в 1981, когда Каню в качестве руководителя партии сменил генерал Войцех Ярузельский. В декабре 1981, после выступления «Солидарности» с призывом провести референдум о легитимности власти коммунистов и союзе Польши с Советским Союзом, Ярузельский ввел в стране военное положение. Однако в течение 1980-х годов становилось все очевиднее, что правительство не сможет модернизировать экономику без сотрудничества с рабочими. В 1983 военное положение было отменено. На выборах в июне 1989 победила «Солидарность». В августе 1989 депутат «Солидарности» Тадеуш Мазовецкий был назначен на пост главы правительства. В апреле 1990 внутри «Солидарности» произошел раскол, когда Валенса, готовясь к выдвижению своей кандидатуры в президенты, назвал темпы политических реформ правительства медленными, а последствия его экономической политики расценил как тяжелое бремя для рабочих. В результате этого «Солидарность» распалась на несколько политических движений, от националистических групп правого толка до новых рабочих профсоюзов на левом фланге. С 1990 по 1993 в Польше у власти находились правительства, сформированные неустойчивыми политическими коалициями, которые быстро сменяли друг друга. После вотума недоверия правительству Ганны Сухоцкой летом 1993 президент Валенса распустил парламент. В результате новых выборов к власти пришло коалиционное правительство Союз демократических левых сил и Польская крестьянская партия , сначала во главе с премьер-министром Вольдемаром Павляком октябрь 1993 , затем с Юзефом Олексой март 1995 и в конце концов с Влодзимежем Чимошевичем февраль 1996. Поражение партий «послеавгустовского лагеря» политических организаций, вышедших из недр движения «Солидарность» на выборах 1993 потребовало переоценки их политической стратегии. Несмотря на то, что эти партии все вместе получили голосов в целом больше, чем бывшие коммунисты, каждая из них не смогла преодолеть 5-процентного барьера, необходимого по избирательному закону для того, чтобы попасть в парламент. В результате Демократический союз и Либерально-демократический конгресс в 1994 объединились в Союз свободы, а в 1996 более тридцати политических партий образовали избирательный блок «Солидарность» ИБС. Польская крестьянская партия — партнер по коалиции Союза демократических левых сил — потерпела поражение. Бузеком ИБС. Вновь встал вопрос о декомунизации и люстрации. В июне 1998 Сейм принял постановление об осуждении коммунистического тоталитаризма и внес поправки в Закон о люстрации, согласно которым все кандидаты на руководящие посты в органах государственной власти должны заполнить декларацию, в которой они отрицают или признают свое сотрудничество со спецслужбами ПНР. Правительство Е. Бусека выдвинуло четыре программы реформ: административного устройства, пенсионной системы, здравоохранения и просвещения. При этом реформы пенсионной системы и здравоохранения проводились непоследовательно и не вызвали поддержки широких слоев населения. В июне 2000 Союз свободы вышел из состава правительства Бузека, в отставку ушли и все рекомендованные Союзом высшие чиновники. Одновременно в парламент вошли две крайние группировки — «Самооборона» и «Лига польских семей». Новое правительство возглавил Лешек Миллер. Вооруженные силы. Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992. Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии — 12 месяцев. В 1997 в вооруженных силах насчитывалось 214 тыс. В соответствии с реформой, проведение которой связано со вступлением в НАТО, Польша сокращает свою армию до 160—180 тыс. Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил и осуществляет эту функцию с помощью министра обороны. Вооруженные силы находятся под гражданским и демократическим контролем и по закону должны оставаться политически нейтральными. Внешняя политика. После Второй мировой войны началось тесное сотрудничество Польши с Советским Союзом. Польша являлась членом Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора вплоть до их самороспуска в 1990—1991. Одной из главных проблем Польши была гарантия безопасности ее западных границ. В 1970 ФРГ признала западную границу Польши. В 1975 в Хельсинки Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе была признана незыблемость послевоенных границ всех европейских государств. Германско-польскими договорами в ноябре 1990 и июне 1991 была признана граница между обоими государствами по Одре и Нысе-Лужицкой. В начале 1990 Польша создала в Центральной Европе благоприятную атмосферу взаимопонимания между странами Вышеградской группы Польша, Венгрия, Чехо-Словакия и подписала договоры со своими соседями. После 2000 планируется вступление Польши в Европейский союз. С конца 1940-х до конца 1980-х годов польская экономика была организована по советской модели, характеризующейся централизованным планированием и государственной собственностью на средства производства. Экономический рост в первые после Второй мировой войны годы, несмотря на значительное истощение ресурсов, происходил ускоренными темпами. Правительство ограничивало индивидуальное потребление, чтобы поддержать высокий уровень капиталовложений. В отличие от Советского Союза и других стран Восточной Европы, в Польше не было проведено всеобщей коллективизации. Постепенно возросло значение обрабатывающей и добывающей промышленности, и в конце 1970-х годов на эти отрасли приходилась половина национального дохода страны и треть всех рабочих мест. В 1980-х годах правительство ослабило контроль за деятельностью предприятий. В то же время предприятия продолжали настаивать на выделении государством субсидий и других форм поддержки. Власти, не имевшие возможности финансировать более высокий уровень расходов за счет налоговых поступлений, были вынуждены прибегать к эмиссии. В результате правительство Т. Мазовецкого, пришедшее к власти в сентябре 1989, столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией. Министр экономики Л. Бальцерович разработал стратегию экономических реформ, состоявшую из двух этапов. В течение первого этапа, реализованного осенью 1989, правительство установило контроль над бюджетом и скорректировало некоторые диспропорции в ценах, создало систему пособий по безработице и разработало юридическую основу процедуры банкротства. Второй этап начался 1 января 1990 и включал резкое сокращение дефицита бюджета, реформу налоговой системы, ограничение монетарного курса, либерализацию большинства цен, девальвацию злотого и резкое сокращение темпов индексации заработной платы. Экономическая история 18—20 вв. Экономическую историю Польши за 150-летний период до Первой мировой войны следует рассматривать в тесной связи с историей соседних держав, в которые входили отдельные части страны с конца 18 в. Экономическая деятельность в каждой из этих частей Польши подчинялась властям соответствующей державы, а различные судебные и финансовые системы и сориентированная на другие центры транспортная сеть, которая сформировалась в этот период, создали серьезные трудности для нового польского государства, возникшего после Первой мировой войны. В период между двумя мировыми войнами польская экономика столкнулась с проблемами преодоления разрушений, объединения ранее разделенных частей страны, достижения финансовой стабильности, осуществления аграрной реформы и индустриализации. После Второй мировой войны в Польше были созданы экономические организации и система централизованного планирования советского типа. Земельная реформа ликвидировала оставшиеся крупные частные землевладения, вместо них были созданы крупные государственные хозяйства; часть земли небольшими наделами была распределена между крестьянами. Частные несельскохозяйственные предприятия, основанные на наемном труде, были ликвидированы путем национализации предприятий, число занятых на которых превышало установленный государством минимум, а также с помощью контроля и конфискационного налогообложения, которое разрушало стимулы к труду. По плану Бальцеровича приватизация осуществлялась путем ускоренного акционирования государственного сектора и продажи предприятий. В соответствии с законом о приватизации, принятым летом 1990, были созданы центральное агентство, руководившее процессом приватизации, и министерство по делам собственности. Быстрый рост частного сектора начался уже в 1989: возникли малые и средние фирмы, а также личные предприятия «малая приватизация». Приватизация крупных предприятий вызвала меньший интерес со стороны потенциальных покупателей и активное сопротивление со стороны рабочих. К 1992 были акционированы только 501 из 8841 предприятий, и лишь 76 были приобретены по рыночной цене отечественными или иностранными покупателями. Занятость населения. С 1970-х годов произошли значительные изменения в структуре занятости населения страны: доля занятых в сельском хозяйстве уменьшалась, в промышленности — до середины 1980-х годов увеличивалась, а в сфере услуг и других секторах росла после 1988, особенно начиная с 1990. По оценкам 1996, трудовые ресурсы Польши составляли 22 млн. Национальный доход. В 1950—1970-е годы в стране происходил значительный экономический рост. Однако с 1974 из-за мирового экономического кризиса и увеличения внешней задолженности рост стал замедляться. После 1978, особенно в 1980—1981, экономический и социально-политический кризис вызвал резкий спаду производства. Со второй половины 1992 в экономике наметились положительные сдвиги. В 2002 ВВП Польши составил 373,2 млрд. Число частных предприятий в Польше увеличилось с 0,5 млн. Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс. В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. Сельское хозяйство. Государственные хозяйства сосредоточены в основном в западных и южных воеводствах. В 1992 было создано агентство сельскохозяйственной собственности, в обязанности которого входила продажа 1495 государственных сельскохозяйственных предприятий и 3,1 млн. Государство продолжает оказывать значительную поддержку сельскохозяйственному сектору экономики. Меняется структура посевных площадей: увеличивается возделывание картофеля и технических культур за счет сокращения посевов зерновых. В результате Польша вынуждена ввозить значительное количество зерна. В 1992 сбор основных культур составлял: пшеницы 7,4 млн. Польша является крупнейшим в мире экспортером яблочных консервов и занимает видное место в производстве консервов, компотов, свежезамороженных смородины, капусты и моркови. В 1996 в Польше насчитывалось 8 млн. Поголовье свиней достигло 20 млн. Произошел сдвиг в структуре птицеводства: снизилось выращивание цыплят и кур до 45 млн. В частном сельском хозяйстве лошадь остается важной тягловой силой, хотя число используемых тракторов резко возросло — почти с нуля в 1956 до 1211,6 тыс. Лесное и рыбное хозяйство. Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться — до 655 тыс. Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля лигнита , который добывается в центральном Малинец, Адамув и юго-западном Турошув, Жары районах Польши, оцениваются в 14 млрд. Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска». Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции, работающие на угле. В 1994 общая установленная мощность электростанций Польши составляла 29,64 млн. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. Гданьск и Щецин — крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве. Транспорт и связь. Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1997 было перевезено 386 млн. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля. Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов общей грузоподъемностью 159 тыс. После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. Кроме того, имеется более 75 тыс. В 1993—1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998. Внутренняя и внешняя торговля. Внешняя торговля до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия , но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок. В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. В 2002 объем экспорта Польши составил 32,4 млрд. Закон об иностранных капиталовложениях 1991 открыл для них Польшу, а закон о совместных предприятиях, принятый в марте 1996, снял ограничения на иностранные вложения в совместные предприятия. В 1997 прямые иностранные инвестиции составили 6,6 млрд. С 1990 до июля 1998 в польскую экономику было вложено 25,6 млрд. Общий внешний долг Польши уменьшился с 47 млрд. В 1998 дефицит внешней торговли достиг 1,5 млрд.
В Польше заявили о готовности разместить у себя ядерное оружие США
Моравецкий выразил надежду, что польская оппозиция проголосует за этот документ. Премьер-министр утверждает, что в интересах Польши обеспечить суверенную защиту национальных границ. Ранее Моравецкий категорически заявил, что Польша не примет законопроект о распределении мигрантов и не будет платить за отказ принимать мигрантов. На встрече министров внутренних дел ЕС в прошлый четверг Польша и Венгрия выступили против решения о новом механизме. Сейчас проект находится на рассмотрении Европейского парламента.
Попасть в страну без особых оснований можно только из другого государства Шенгенской зоны. Например, въехать во Францию, а затем в Польшу. Это подтверждает опыт путешественников.
Например, один турист рассказал, что летал из Малаги в Гданьск. Другой мужчина рассказал, что попал в страну через Германию. У путешественницы, которая летела из Милана в Варшаву, проверили только паспорт у выхода на посадку. Источник: forum. Сайт визового центра не работает. Но Польша не выдает туристические визы россиянам, а консульство в Иркутске приостановило прием любых визовых обращений. Для поездки можно использовать шенгенские визы других стран, например Франции или Испании.
Консульства Польши: в Москве , Санкт-Петербурге , Иркутске , Калининграде Визы оформляют по гуманитарным причинам, когда есть особые основания и когда того требуют интересы Польши. Подать заявку могут, например, супруги граждан Польши и обладатели карты поляка. На карту вправе претендовать те, у кого получится доказать свою принадлежность к польскому народу или подтвердить свое активное участие в жизни польских организаций или диаспор. На сайте московского посольства нет точного списка всех категорий граждан, которым оформляют визы. Поэтому перед тем, как собирать документы, рекомендуем написать на почту moskwa. За студенческими или рабочими визами придется обращаться в представительства Польши в других странах, например в Армении, Грузии, Узбекистане. Но для этого нужно подтвердить, что заявитель легально проживает в стране.
В состав повятов входят 836 городов и 2365 гмин польск. На каждом из уровней административного деления власть принадлежит Национальным советам польск. Rada narodowa воеводств, городов, городских районов, повятов и гмин, избираемым на три года, и их президиумам польск. Prezydium rady narodowej , являющимися органами исполнительной власти на местах между сессиями Национальных советов. Каждый вышестоящий совет может отменить любое решение нижестоящего совета, если то противоречит закону или не соответствует государственному курсу. Судьи Верховного суда избираются Госсоветом на пятилетний срок. Так же Госсовет назначает генерального прокурора польск.
Разработать очередную подлую схему, кого-то отравить, спланировать теракт — да, это они могут, здесь они непревзойденные мастера.
Но в открытую противостоять России у них не получится совершенно точно. Официальный представитель МИД Мария Захарова заявила, что предстоящая отработка боевых действий на территории Финляндии является частью гибридной войны против нашего государства. Как можно оценить участие в учениях ранее нейтральной страны? И чем это чревато? Финны от этого отказались и из нейтральной страны стали членами НАТО. И, по сути, ничего от этого не выиграли, а лишь, наоборот, проиграли, став легитимной военной целью России в случае начала глобального конфликта. Никто в Вашингтоне Финляндию защищать не будет - это совершенно точно. Просто Финляндия, очевидно, не способна жить и существовать свободно, ей обязательно нужно быть под кем-то, в данном случае — под НАТО.
Ну а то, что финские военнослужащие уже есть на территории Украины, что они активно участвуют в операциях ВСУ — это факт, давно доказанный. Финны на самом деле хорошо воюют. Но сама по себе Финляндия — маленькая страна. У нее попросту нет достаточных ресурсов, в том числе человеческих, чтобы в случае конфронтации между большими геополитическими блоками к кому-то примыкать. Поэтому я убежден, что лучшим выбором для Финляндии был бы нейтралитет.
Польские власти смотрят на Западную Украину
- В Польше 1 мая обсудят размещение ядерного оружия на территории страны
- О компании
- В Польше заявили о готовности разместить у себя ядерное оружие США
- Самое время напомнить Польше, где граница
Самое время напомнить Польше, где граница
последние известия. В Польше заявили о готовности разместить у себя ядерное оружие США. Новости в Polsha24. Авторы Sohu отметили, что рассказ Путина произвел такое большое впечатление на Польшу, что она последние несколько месяцев практически ничего не говорит про Калининград.
Польша: последние новости
Где находится Польша на карте мира? С кем граничит? | Новости в Polsha24. |
Президент Польши заявил о готовности оказать военную помощь Литве | Польша развивалась как феодальное государство с преимущественно сельскохозяйственной экономикой и все более могущественной земельной знатью, которая ограничивала население частными поместьями, или. |
Где находится Польша на карте мира? С кем граничит? | На 96,74% Польша населена поляками, другим официально признанными национальными меньшинствами являются немцы, украинцы, литовцы, евреи и белорусы. |
Публикации из категории "Новости Польши" | Силы трех государств-противников, значительно превосходившие польское войско в численности, жестоко подавили восстание и поделили остатки польских земель во время третьего раздела Польши. |
Самые срочные новости и актуальные обзоры событий, произошедших в Польше, на сайте RT. |
Польша подняла в воздух военные самолеты из-за активности дальней авиации России
Новости в Polsha24. Испанский военнослужащий погиб в ходе ежегодных международных учений НАТО Saber Strike в Польше, сообщает РИА Новости со ссылкой на министерство национальной обороны республики. Польша готова разместить у себя ядерное оружие, если НАТО примет такое решение в условиях, когда Россия размещает вооружения в Беларуси и Калининграде, заявил президент страны Анджей Дуда в интервью изданию Fakt, опубликованном в понедельник. государство в Центральной и Восточной Европе, которое граничит с Россией (Калининградская область), Литвой, Беларусью, Украиной, Словакией, Чехией и Германией. Большая часть верующих (около 87 % населения) исповедует католицизм, что делает Польшу страной с самым большим католическим населением в Центральной Европе. 25-я годовщина встпуления Польши в НАТО.
Польша новости
последние известия. ведущая газета Польши: новости, события, то что интересует. Все главные новости Польши и всего Балтийского региона. Оперативно и достоверно о самых главных и важных событиях в общественной, экономической и политической жизни Польши. Глава польской дипломатии Радослав Сикорский весьма недипломатично оценил заявления президента Польши Анджея Дуды о готовности к размещению на территории страны американского ядерного оружия.
Польша: последние новости
Замминистр также указал на дестабилизирующий характер расширения практики совместных ядерных миссий НАТО, особенно когда речь идет о приближении к российским границам. По мнению Рябкова, это может значительно обострить уже и так напряженные отношения между Россией и альянсом. Ситуация с размещением ядерного оружия обсуждается на высшем уровне в Польше. Однако, премьер-министр Дональд Туск выразил сомнение в целесообразности такого решения, заявив о необходимости обсуждения мотивов президента.
Он заметил, что объединять должна безопасность, но для того, чтобы соглашение было возможным, необходимо следовать истине. И тут же обрушился на предыдущую власть партии «Закон и справедливость» ЗиС , выдвиженцем которой является Дуда. Министр безоговорочно дал понять, что предыдущие восемь лет были серией плохих идей и упущений. Хронический конфликт с институтами ЕС из-за политизации судов.
Испорченные отношения с важными партнерами: Германией, Францией, Чехией и Украиной. Идеологический союз с пропутинскими популистами. Визовый скандал, демонтаж МИД как центра, создающего внешнюю политику. Упрямство предыдущего правительства, по его словам, исходило из того, что оно проводило внешнюю политику в свете представлений и мифов. Евросоюз — это пространство безопасности и экономического развития. Для них же это бездушный Брюссель с анонимными бюрократами, разрушающими наш суверенитет», — утверждал Сикорский.
Не потому, что мы отрицаем катынский расстрел.
А из-за нынешнего поведения польской стороны по отношению к памятникам советским воинам, погибшим за освобождение Польши от гитлеровских захватчиков. Если они не уважают наши мемориалы — мы игнорируем их память. Это мнение в общем и целом разделяют многие эксперты. Некоторые предлагают действовать еще жестче. Например, Михаил Александров, бывший дипломат, предлагает не только понизить уровень дипотношений, но и максимально сократить состав нашего дипкорпуса в Польше. Параллельно выслать из России столько же польских дипломатов. Даже этих мер может оказаться недостаточно, потому что поляки уже привыкли к безнаказанности, считает историк и публицист Игорь Шишкин.
Все началось с того, что Польша первой из европейских стран объявила Советский Союз, наравне с Третьим рейхом, виновным в развязывании Второй мировой войны. Это произошло в 2009 году. И тогда российский МИД заявил, что историю нужно оставить историкам. А Государственная Дума сказала, что мы не будем опускаться до ответа провокаторам. В том же году на сайте Министерства обороны РФ была опубликована статья историка Сергея Ковалева, в которой раскрывалась очень неблаговидная роль Польше в разделе Чехословакии накануне Второй мировой. А каков был результат? Начальник Генерального штаба Макаров лично извинился перед Польшей за такой недружественный выпад в её адрес.
Статью с сайта убрали. Дальше — больше. В 2010-м была принята резолюция Госдумы, в которой Россия в очередной раз каялась перед Польшей за преступления тоталитарного режима в отношении поляков. Так все и шло. А еще несколько лет назад они развернули кампанию по сносу всех памятников советским воинам на местах сражений.
Поправка 1976 к конституции официально утвердила руководящую роль этой партии. Несмотря на усиление политического контроля, польское коммунистическое государство столкнулось в послевоенные годы с сильной политической оппозицией. Причинами недовольства были ограничения личной свободы и возможности участвовать в политической жизни, а также низкий уровень жизни. Кроме того, многие поляки были настроены против политики ПОРП, направленной на отделение церкви от государства. Массовые демонстрации и протесты в 1956, а затем в 1970 вынудили власти сменить лидеров и изменить политику на более либеральную. В 1976 Комитет защиты рабочих, состоявший из известных диссидентов-интеллектуалов, стал первой институциональной формой оппозиции. Затем возник независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность» зарегистрирован в ноябре 1980, объединил 8 млн. ПОРП стала терять власть, и в декабре 1981 генерал Войцех Ярузельский, лидер коммунистов и главнокомандующий польской армии, ввел военное положение, поставил «Солидарность» вне закона и интернировал ее лидеров. Военное положение не решило проблем страны. Профсоюз продолжал действовать в подполье и сохранил свое влияние в польском обществе, выступая под лозунгами борьбы с тоталитарной коммунистической системой и коренных демократических и социально-экономических преобразований. В июне 1989 в Польше были проведены первые в странах Восточной Европы свободные парламентские выборы, на которых победила «Солидарность». С 31 декабря 1989 страна стала называться Республика Польша, 29 января 1990 11-й съезд ПОРП принял решение о роспуске партии, а 9 декабря 1990 президентом республики был избран лидер «Солидарности» Лех Валенса. Государственные органы власти. По конституции 1952, парламент являлся высшим органом государственной власти. Государственный совет избирался парламентом во главе с председателем, который исполнял также обязанности главы государства. Совет министров, избиравшийся парламентом и подотчетный ему, являлся высшим исполнительным органом. После поправок к конституции в 1989 в эту систему были внесено несколько важных изменений: был создан сенат — высшая палата парламента; упразднен Государственный совет; учрежден пост президента республики; реорганизована судебная система. До конституционных поправок 1989 парламент состоял из одной палаты — cейма, члены которого избирались на 4-летний срок. Сейм был уполномочен разрабатывать и принимать законы, утверждать бюджет и государственный народнохозяйственный план, назначать и снимать министров, избирать Государственный совет и контролировать деятельность других органов государственной власти и управления. С начала 1950-х годов выдвижение кандидатов на выборах в cейм контролировалось политической организацией, продолжительное время называвшейся Национальным фронтом, в котором господствовали коммунисты. В 1982, после введения военного положения, она получила название «Патриотическое движение за национальное возрождение» и выдвинуло единый список кандидатов от ПОРП, Объединенной крестьянской партии, Демократической партии и независимых кандидатов. В 1980-х годах давление оппозиции заставило польских лидеров увеличить число кандидатов: на выборах 1980 в сейм были выдвинуты 646 кандидатов на 460 мест; на выборах 1985 — 870 кандидатов. В феврале — апреле 1989 прошли переговоры «круглого стола» между представителями основных политических сил страны. Была учреждена верхняя палата парламента — сенат из 100 членов. Сенат получил право вето на законы, принимаемые cеймом, но вето сената могло быть преодолено двумя третями голосов депутатов сейма. Выборы в июне 1989 завершились убедительной победой «Солидарности»: ее кандидаты получили всю выборную квоту мест 161 в cейме, а в cенате — 99 из 100 мест. В ноябре 1992 президент Лех Валенса подписал Конституционный акт так называемую Малую конституцию , который предусматривал введение сильной президентской власти. В мае 1997 на референдуме была принята новая конституция. Она явилась плодом компромисса между парламентским большинством, принадлежавшим бывшим коммунистам Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия , и двумя оппозиционными партиями Союз свободы, Союз труда. Новая конституция ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента. Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства. Сенат состоит из 100 членов, избираемых большинством голосов в 16 воеводствах на 4-летний период. Выборы назначаются президентом республики. Сейм может быть распущен большинством двумя третями голосов его членов или, в некоторых случаях, президентом. Референдум по особо важным вопросам может быть назначен cеймом абсолютным большинством голосов или президентом с согласия cената. Органы исполнительной власти. С 1990 президент избирается путем всеобщего голосования сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент должен быть гражданином Польши. По конституции 1997, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989. Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре. Лех Валенса выиграл президентские выборы в декабре 1990 после второго тура, как и Александр Квасьневский в 1995. Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения. Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма. Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти. Местные органы власти. До 1990 местные органы государственной власти состояли из построенных по иерархическому принципу народных советов, члены которых избирались на 3 года населением соответствующих территориальных единиц. Формально депутаты могли отзываться избирателями. Народные советы руководили местной экономической, социальной и культурной деятельностью и координировали местные нужды с государственными потребностями. С 1990 до конца 1998 основной единицей местных органов власти являлась община гмина — всего общин было 2121. В стране насчитывалось 49 воеводств, в т. Промежуточное звено местного управления — 293 округа повята были ликвидированы в 1975. В июле 1998 парламент принял закон о новом административном делении страны; цель его — передача значительной части полномочий местным органам власти. Закон, вступивший в силу 1 января 1999, восстановил повяты которых теперь 308 , придал 65 городам статус повятов и одновременно уменьшил число воеводств с 49 до 16. На местные выборах в октябре 1998 были избраны 63,8 тыс. Судебная система. Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Пост государственного прокурора, который до 1989 являлся ключевым в судебной системе страны, был подчинен министру юстиции. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются cеймом с согласия cената. В 1998 правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского союза. В соответствии с ними планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения. Политические партии. Ее партнерами являлись Объединенная крестьянская партия и Демократическая партия. ПОРП возникла в 1948 в результате слияния Польской рабочей партии образована в 1942 вместо Коммунистической партии Польши, распущенной в 1938 Коминтерном и Польской социалистической партии, после их чисток. После выхода «Солидарности» на политическую арену Демократическая партия и Объединенная крестьянская партия отказались от своего подчинения ПОРП и объединились с «Солидарностью». Позже обе эти партии объединились в Союз демократических левых сил. Владислав Гомулка, возглавлявший Польскую рабочую партию до ее объединения с Польской социалистической партией, в 1948 подвергся гонениям за «национальный уклон», то есть за то, что ставил интересы Польши выше интересов международного коммунистического движения. Гомулка положил начало либерализации и получил некоторую независимость от КПСС. К концу 1950-х годов процесс либерализации сошел на нет. В 1968 Гомулка подавил восстание студентов и интеллектуалов, провел чистки в университетах и фактически одобрил кампанию антисемитизма, развязанную аппаратом ЦК ПОРП. Гомулка был вынужден уйти в отставку в декабре 1970, после того как приказал полиции в Щецине стрелять в рабочих, которые выступили против его экономической политики было убито не менее 70 рабочих. В июне 1976 уже он подавил новые выступления рабочих, поддержанные студентами и оппозиционно настроенной интеллигенцией. В 1976 варшавскими и гданьскими интеллигентами был создан Комитет защиты рабочих для оказания помощи арестованным. С началом нового движения рабочих в 1980 неспособность ПОРП разрешить кризис стала очевидной. В течение нескольких недель политика лидера партии полностью обанкротилась, и Герека сменил Станислав Каня, который согласился с большинством требований рабочих. При поддержке оппозиционно настроенной интеллигенции во главе с Брониславом Геремеком, Яцеком Куронем, Тадеушем Мазовецким и Адамом Михником рабочие создали массовое независимое профсоюзное движение «Солидарность», которое добилось права на проведение забастовок и самоуправление. Под руководством электрика Гданьской судоверфи Леха Валенсы «Солидарность» стала массовой оппозиционной партией, оспаривавшей главенствующую роль ПОРП в политической жизни Польши. Католическая церковь, усилившая свое влияние после избрания в 1978 поляка Кароля Войтылы папой римским Иоанном Павлом II, поддерживала «Солидарность». Несмотря на попытки внутренней демократизации, ПОРП не была готова уступить свою руководящую роль. Более того, успехи «Солидарности» вызвали угрозу советского военного вторжения в Польшу. Кризис достиг пика в 1981, когда Каню в качестве руководителя партии сменил генерал Войцех Ярузельский. В декабре 1981, после выступления «Солидарности» с призывом провести референдум о легитимности власти коммунистов и союзе Польши с Советским Союзом, Ярузельский ввел в стране военное положение. Однако в течение 1980-х годов становилось все очевиднее, что правительство не сможет модернизировать экономику без сотрудничества с рабочими. В 1983 военное положение было отменено. На выборах в июне 1989 победила «Солидарность». В августе 1989 депутат «Солидарности» Тадеуш Мазовецкий был назначен на пост главы правительства. В апреле 1990 внутри «Солидарности» произошел раскол, когда Валенса, готовясь к выдвижению своей кандидатуры в президенты, назвал темпы политических реформ правительства медленными, а последствия его экономической политики расценил как тяжелое бремя для рабочих. В результате этого «Солидарность» распалась на несколько политических движений, от националистических групп правого толка до новых рабочих профсоюзов на левом фланге. С 1990 по 1993 в Польше у власти находились правительства, сформированные неустойчивыми политическими коалициями, которые быстро сменяли друг друга. После вотума недоверия правительству Ганны Сухоцкой летом 1993 президент Валенса распустил парламент. В результате новых выборов к власти пришло коалиционное правительство Союз демократических левых сил и Польская крестьянская партия , сначала во главе с премьер-министром Вольдемаром Павляком октябрь 1993 , затем с Юзефом Олексой март 1995 и в конце концов с Влодзимежем Чимошевичем февраль 1996. Поражение партий «послеавгустовского лагеря» политических организаций, вышедших из недр движения «Солидарность» на выборах 1993 потребовало переоценки их политической стратегии. Несмотря на то, что эти партии все вместе получили голосов в целом больше, чем бывшие коммунисты, каждая из них не смогла преодолеть 5-процентного барьера, необходимого по избирательному закону для того, чтобы попасть в парламент. В результате Демократический союз и Либерально-демократический конгресс в 1994 объединились в Союз свободы, а в 1996 более тридцати политических партий образовали избирательный блок «Солидарность» ИБС. Польская крестьянская партия — партнер по коалиции Союза демократических левых сил — потерпела поражение. Бузеком ИБС. Вновь встал вопрос о декомунизации и люстрации. В июне 1998 Сейм принял постановление об осуждении коммунистического тоталитаризма и внес поправки в Закон о люстрации, согласно которым все кандидаты на руководящие посты в органах государственной власти должны заполнить декларацию, в которой они отрицают или признают свое сотрудничество со спецслужбами ПНР. Правительство Е. Бусека выдвинуло четыре программы реформ: административного устройства, пенсионной системы, здравоохранения и просвещения. При этом реформы пенсионной системы и здравоохранения проводились непоследовательно и не вызвали поддержки широких слоев населения. В июне 2000 Союз свободы вышел из состава правительства Бузека, в отставку ушли и все рекомендованные Союзом высшие чиновники. Одновременно в парламент вошли две крайние группировки — «Самооборона» и «Лига польских семей». Новое правительство возглавил Лешек Миллер. Вооруженные силы. Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992. Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии — 12 месяцев. В 1997 в вооруженных силах насчитывалось 214 тыс. В соответствии с реформой, проведение которой связано со вступлением в НАТО, Польша сокращает свою армию до 160—180 тыс. Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил и осуществляет эту функцию с помощью министра обороны. Вооруженные силы находятся под гражданским и демократическим контролем и по закону должны оставаться политически нейтральными. Внешняя политика. После Второй мировой войны началось тесное сотрудничество Польши с Советским Союзом. Польша являлась членом Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора вплоть до их самороспуска в 1990—1991. Одной из главных проблем Польши была гарантия безопасности ее западных границ. В 1970 ФРГ признала западную границу Польши. В 1975 в Хельсинки Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе была признана незыблемость послевоенных границ всех европейских государств. Германско-польскими договорами в ноябре 1990 и июне 1991 была признана граница между обоими государствами по Одре и Нысе-Лужицкой. В начале 1990 Польша создала в Центральной Европе благоприятную атмосферу взаимопонимания между странами Вышеградской группы Польша, Венгрия, Чехо-Словакия и подписала договоры со своими соседями. После 2000 планируется вступление Польши в Европейский союз. С конца 1940-х до конца 1980-х годов польская экономика была организована по советской модели, характеризующейся централизованным планированием и государственной собственностью на средства производства. Экономический рост в первые после Второй мировой войны годы, несмотря на значительное истощение ресурсов, происходил ускоренными темпами. Правительство ограничивало индивидуальное потребление, чтобы поддержать высокий уровень капиталовложений. В отличие от Советского Союза и других стран Восточной Европы, в Польше не было проведено всеобщей коллективизации. Постепенно возросло значение обрабатывающей и добывающей промышленности, и в конце 1970-х годов на эти отрасли приходилась половина национального дохода страны и треть всех рабочих мест. В 1980-х годах правительство ослабило контроль за деятельностью предприятий. В то же время предприятия продолжали настаивать на выделении государством субсидий и других форм поддержки. Власти, не имевшие возможности финансировать более высокий уровень расходов за счет налоговых поступлений, были вынуждены прибегать к эмиссии. В результате правительство Т. Мазовецкого, пришедшее к власти в сентябре 1989, столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией. Министр экономики Л. Бальцерович разработал стратегию экономических реформ, состоявшую из двух этапов. В течение первого этапа, реализованного осенью 1989, правительство установило контроль над бюджетом и скорректировало некоторые диспропорции в ценах, создало систему пособий по безработице и разработало юридическую основу процедуры банкротства. Второй этап начался 1 января 1990 и включал резкое сокращение дефицита бюджета, реформу налоговой системы, ограничение монетарного курса, либерализацию большинства цен, девальвацию злотого и резкое сокращение темпов индексации заработной платы. Экономическая история 18—20 вв. Экономическую историю Польши за 150-летний период до Первой мировой войны следует рассматривать в тесной связи с историей соседних держав, в которые входили отдельные части страны с конца 18 в. Экономическая деятельность в каждой из этих частей Польши подчинялась властям соответствующей державы, а различные судебные и финансовые системы и сориентированная на другие центры транспортная сеть, которая сформировалась в этот период, создали серьезные трудности для нового польского государства, возникшего после Первой мировой войны. В период между двумя мировыми войнами польская экономика столкнулась с проблемами преодоления разрушений, объединения ранее разделенных частей страны, достижения финансовой стабильности, осуществления аграрной реформы и индустриализации. После Второй мировой войны в Польше были созданы экономические организации и система централизованного планирования советского типа. Земельная реформа ликвидировала оставшиеся крупные частные землевладения, вместо них были созданы крупные государственные хозяйства; часть земли небольшими наделами была распределена между крестьянами. Частные несельскохозяйственные предприятия, основанные на наемном труде, были ликвидированы путем национализации предприятий, число занятых на которых превышало установленный государством минимум, а также с помощью контроля и конфискационного налогообложения, которое разрушало стимулы к труду. По плану Бальцеровича приватизация осуществлялась путем ускоренного акционирования государственного сектора и продажи предприятий. В соответствии с законом о приватизации, принятым летом 1990, были созданы центральное агентство, руководившее процессом приватизации, и министерство по делам собственности. Быстрый рост частного сектора начался уже в 1989: возникли малые и средние фирмы, а также личные предприятия «малая приватизация». Приватизация крупных предприятий вызвала меньший интерес со стороны потенциальных покупателей и активное сопротивление со стороны рабочих. К 1992 были акционированы только 501 из 8841 предприятий, и лишь 76 были приобретены по рыночной цене отечественными или иностранными покупателями. Занятость населения. С 1970-х годов произошли значительные изменения в структуре занятости населения страны: доля занятых в сельском хозяйстве уменьшалась, в промышленности — до середины 1980-х годов увеличивалась, а в сфере услуг и других секторах росла после 1988, особенно начиная с 1990. По оценкам 1996, трудовые ресурсы Польши составляли 22 млн. Национальный доход. В 1950—1970-е годы в стране происходил значительный экономический рост. Однако с 1974 из-за мирового экономического кризиса и увеличения внешней задолженности рост стал замедляться. После 1978, особенно в 1980—1981, экономический и социально-политический кризис вызвал резкий спаду производства. Со второй половины 1992 в экономике наметились положительные сдвиги. В 2002 ВВП Польши составил 373,2 млрд. Число частных предприятий в Польше увеличилось с 0,5 млн. Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс. В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. Сельское хозяйство. Государственные хозяйства сосредоточены в основном в западных и южных воеводствах. В 1992 было создано агентство сельскохозяйственной собственности, в обязанности которого входила продажа 1495 государственных сельскохозяйственных предприятий и 3,1 млн. Государство продолжает оказывать значительную поддержку сельскохозяйственному сектору экономики. Меняется структура посевных площадей: увеличивается возделывание картофеля и технических культур за счет сокращения посевов зерновых. В результате Польша вынуждена ввозить значительное количество зерна. В 1992 сбор основных культур составлял: пшеницы 7,4 млн. Польша является крупнейшим в мире экспортером яблочных консервов и занимает видное место в производстве консервов, компотов, свежезамороженных смородины, капусты и моркови. В 1996 в Польше насчитывалось 8 млн. Поголовье свиней достигло 20 млн. Произошел сдвиг в структуре птицеводства: снизилось выращивание цыплят и кур до 45 млн. В частном сельском хозяйстве лошадь остается важной тягловой силой, хотя число используемых тракторов резко возросло — почти с нуля в 1956 до 1211,6 тыс. Лесное и рыбное хозяйство. Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться — до 655 тыс. Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля лигнита , который добывается в центральном Малинец, Адамув и юго-западном Турошув, Жары районах Польши, оцениваются в 14 млрд. Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска». Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции, работающие на угле. В 1994 общая установленная мощность электростанций Польши составляла 29,64 млн. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. Гданьск и Щецин — крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве. Транспорт и связь. Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1997 было перевезено 386 млн. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля. Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов общей грузоподъемностью 159 тыс. После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. Кроме того, имеется более 75 тыс. В 1993—1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998. Внутренняя и внешняя торговля. Внешняя торговля до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия , но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок. В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. В 2002 объем экспорта Польши составил 32,4 млрд. Закон об иностранных капиталовложениях 1991 открыл для них Польшу, а закон о совместных предприятиях, принятый в марте 1996, снял ограничения на иностранные вложения в совместные предприятия. В 1997 прямые иностранные инвестиции составили 6,6 млрд. С 1990 до июля 1998 в польскую экономику было вложено 25,6 млрд. Общий внешний долг Польши уменьшился с 47 млрд. В 1998 дефицит внешней торговли достиг 1,5 млрд. Финансы и банковская система. С 1946 до 1989 в Польше государственные финансовые учреждения полностью вытеснили частные. В 1990 правительство «Солидарности» начало внедрять капиталистическую финансовую систему, и Польша стала первой посткоммунистической страной, приступившей к осуществлению макроэкономической реформы, которая получила название «шоковая терапия». Был снят ценовой контроль, сокращены субсидии в промышленности, государственные монопольные предприятия были поставлены в рыночные условия, а национальная денежная единица стала котироваться по плавающему курсу. Уже к 1992 гиперинфляцию удалось остановить, а в 1993 в Польше начался реальный экономический рост.
Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся
Дмитрий Песков Россия Власть 22 апреля в 13:07 В Кремле пригрозили ответом на ядерное оружие США в Польше. Власти Польши «схватились за голову» после одной из недавних шуток российского президента Владимира Путина. А недавно президент Польши Анджей Дуда заявил, что Польша «готова» разместить на своей территории ядерное оружие, если НАТО решит усилить свой восточный фланг. Почти треть территории Польши покрыта лесами, в основном сосновыми и еловыми, а также смешанными — из лиственных и хвойных деревьев. Достопримечательности Польши, что посмотреть в Польше Величка — один из популярнейших туристических объектов всей Польши и самая раскрученная шахта страны. Польша дважды за ночь поднимала в воздух военные самолеты из-за якобы наблюдающейся активности российской дальней авиации.