Нормативный ментальный возраст — это возраст, который соответствует развитию человека во всех аспектах: когнитивных, социальных и эмоциональных. Влияние ментального возраста на жизнь человека Ментальный возраст, или возраст психического развития, играет важную роль в жизни человека. Ментальный возраст — это понятие, которое отражает степень развития интеллектуальных способностей и психических функций человека.
Что такое субъективный возраст и как его правильно рассчитать
Выводы Измерение ментального возраста является важным инструментом в психологии для оценки интеллектуального и познавательного развития человека. Психологические тесты, анализ разговорных навыков и коммуникации, уровень образования и профессиональные навыки, наблюдение за поведением, а также клинические методы — это основные способы измерения ментального возраста, которые помогают понять, насколько человек отличается от своей возрастной группы в плане развития своих познавательных способностей. Значение ментального возраста в психологическом исследовании Ментальный возраст — это понятие, используемое психологами для оценки интеллектуальной зрелости и развития человека. Он отражает уровень психического и познавательного развития, который может отличаться от биологического возраста. Использование ментального возраста в психологическом исследовании имеет важное значение. Одним из главных преимуществ использования ментального возраста является возможность оценки психического развития человека, не зависимо от его фактического возраста. Это позволяет учитывать индивидуальные различия в развитии и дает возможность более точно определить способности и потребности человека.
Психологические исследования, основанные на оценке ментального возраста, помогают выявить задержки в развитии и познавательные проблемы у детей и взрослых. Такие исследования позволяют определить, на каком уровне развития находится человек и какие меры можно предпринять для его поддержки и развития. Ментальный возраст также имеет важное значение при оценке эмоционального и социального развития. Он позволяет понять, в каком возрастном диапазоне находятся навыки коммуникации, социального взаимодействия и эмоциональной регуляции у человека. Это помогает разработать эффективные программы и методики для поддержки социальной адаптации и эмоционального благополучия. Использование ментального возраста в психологическом исследовании также позволяет сравнивать различные группы людей и определить нормативные различия в психическом и познавательном развитии.
Это важно для определения границ нормы и выявления возможных отклонений или особенностей развития. В заключение, использование ментального возраста в психологическом исследовании является полезным инструментом для оценки психического и познавательного развития человека. Оно позволяет более точно определить уровень развития, выявить задержки и проблемы развития, а также разработать эффективные программы поддержки и развития. Это понятие имеет большое значение для психологии и помогает лучше понять и помочь людям разных возрастов и развития. Вопрос-ответ Что такое ментальный возраст и почему он важен в психологии? Ментальный возраст — это психологическая концепция, которая описывает уровень психологической зрелости и интеллектуального развития человека.
Он является показателем того, насколько функционально развита психика человека по сравнению с его физическим возрастом.
Но физическим аспектом старение не исчерпывается: вместе с возрастом меняется и наша психология. Как именно? На этот вопрос в конце 1990-х попыталась ответить геронтолог из Стэнфордского университета Лаура Карстенсен. Она выяснила, что молодые люди воспринимают время как нечто неограниченное, они стремятся изучать мир, знакомиться с новыми людьми. Они более энергичны, открыты новому опыту и общительны, чем их родители, бабушки и дедушки.
Но есть и обратная сторона: молодые также и более поверхностны, импульсивны и эмоционально уязвимы. Пожилые люди, напротив, чувствуют, как ускользает время, потому прекращают исследование мира и знакомства и фокусируются на поиске смысла и развитии эмоциональной близости, стремятся делиться пришедшей с опытом мудростью. Однако это обобщенная картина. На самом деле субъективный возраст может сильно отличаться от календарного и физического, а вместе с ним — и психология человека. Молодые люди могут чувствовать себя старше и развивать эмоциональную близость вместо того, чтобы знакомиться с кем-то новым. Пожилые — чувствовать себя молодыми и изучать мир с большим любопытством, чем их дети и внуки.
И хотя для взрослого человека считается нелепым и даже стыдным вести себя не в соответствии с возрастом — молодиться, быть несерьезным, — именно это и оказывается более полезным. Исследования показывают: субъективный возраст — не просто ощущение. Так, меньший субъективный возраст связан со здоровьем и долголетием. У людей, у которых он больше, ученые обнаруживают более высокий уровень воспаления в организме. Также их мозг старше. Ученые из Университета штата Флорида, которые 20 лет наблюдали за почти 2000 людей, и вовсе пришли к выводу, что субъективный возраст — настолько точный показатель здоровья, что по нему можно получить приблизительное представление, сколько человек проживет: чем старше чувствует себя — тем меньше, чем моложе — тем дольше.
Темный шоколад. Содержит флавоноиды, которые улучшают кровообращение и память. Зеленый чай. Богат антиоксидантами и аминокислотами, которые способствуют улучшению умственной активности. Неполезные продукты для мозга: Фастфуд. Содержит много жира, соли и сахара, что может негативно сказаться на работе мозга и памяти. Сладости и газированные напитки. Содержат большое количество сахара, что может приводить к проблемам с концентрацией и памятью. Злоупотребление алкоголя может привести к снижению когнитивных способностей и ухудшению памяти. Несмотря на то, что в небольших количествах кофеин может повысить энергию и способствовать лучшей концентрации, его избыток может вызывать нервозность и бессонницу.
Помимо правильного питания, важно учитывать также режим питания. Регулярные приемы пищи способствуют поддержанию правильного обмена веществ и энергетического баланса. Рекомендуется употреблять небольшие порции пищи 5-6 раз в течение дня, избегать переедания и соблюдать режим питания. Полезные советы для сохранения ментального возраста Ментальный возраст — это не только измерение уровня умственной активности, но и способность сохранять ясность мышления, энергичность и интерес к жизни в любом возрасте. Вот несколько полезных советов, которые помогут вам сохранить ментальный возраст и оставаться остроумными и энергичными: Уделяйте время физической активности: регулярные физические упражнения помогают улучшить кровообращение и поставлять больше кислорода в мозг, что способствует сохранению ментального возраста. Следите за своим питанием: правильное питание является важным фактором для сохранения ментального возраста. Включайте в свой рацион овощи, фрукты, рыбу богатую Омега-3 жирными кислотами и избегайте избытка сахара и насыщенных жиров. Продолжайте обучаться: активное интеллектуальное развитие помогает поддерживать здоровье мозга. Читайте книги, участвуйте в семинарах, изучайте новые языки и навыки. Социализируйтесь: поддерживайте контакты с друзьями, семьей и другими людьми.
Общение способствует упражнению мозга, развивает социальные навыки и помогает сохранять ментальный возраст. Избегайте стресса: стрессы и негативные эмоции негативно влияют на ментальное здоровье. Избегайте стрессовых ситуаций, практикуйте медитацию, занимайтесь релаксацией и находите время для занятий хобби. Сохранение ментального возраста требует постоянного ухода и внимания к своему здоровью и развитию. Следуя этим полезным советам, вы сможете сохранить ясность мышления, энергию и живость на протяжении всей жизни. Физические упражнения и тренировка мозга Ментальный возраст зависит не только от нашего интеллекта, но и от физического состояния нашего организма.
Такие люди живут дольше и качественнее. При этом подсчитать свой ментальный возраст очень не просто, ведь величина непостоянная, зависит от настроения и сопутствующих обстоятельств.
Какой у тебя ментальный возраст? Чтобы определить психологический возраст ученые выделили определенные маркеры внутреннего старения: физическое состояние; экстраверсия и открытость; оптимизм и любопытство. Тест на ментальный возраст бесплатно, посредством 30 вопросов, анализирует все вышеперечисленные факторы и предоставляет совершенно точный ответ о том, какому количеству лет соответствует ваше внутреннее состояние. Независимо от результата, необходимо понимать, что ментальный возраст изменчив.
Цветовой тест, который определит ваш ментальный возраст
Ментальный возраст является одним из ключевых показателей развития человека и определяет его интеллектуальный и эмоциональный уровень. Ментальный возраст — это концепция, которая используется в психологии для оценки когнитивных и эмоциональных возможностей человека, которые соотносятся с его фактическим возрастом. Ментальный возраст влияет на качество принятия решений, скорость обучения, творческие способности, продолжительность жизни. Ментальный возраст — это показатель, который указывает на уровень развития ума и интеллекта человека, который может отличаться от его биологического возраста. ВОЗРАСТ МЕНТАЛЬНЫЙ — англ. аде, mental; нем.
Как определить ментальный возраст человека и зачем это нужно?
Комплексный подход. Для более точного определения ментального возраста важно использовать несколько различных методик, которые оценивают разные аспекты психического функционирования, такие как интеллектуальные способности, эмоциональная сфера, социальная адаптация. Непрерывность развития. Развитие психики человека является процессом, продолжающимся на протяжении всей жизни. Поэтому при определении ментального возраста необходимо учитывать возрастную динамику и изменения, происходящие в психическом развитии со временем. Правильно определенный ментальный возраст позволяет получить представление о психическом состоянии человека, его потенциалах и возможностях. Этот показатель может помочь в выборе правильной методики педагогического воздействия, разработке индивидуальных программ обучения или коррекции развития, а также понимании особенностей поведения и коммуникации. Связь ментального возраста с нейроразвитием Влияние ментального возраста на образование и развитие Ментальный возраст человека играет важную роль в его образовании и развитии. Несмотря на фактический возраст, ментальный возраст может быть как выше, так и ниже. Это означает, что индивидуальные способности и уровень развития могут не соответствовать возрасту в паспорте. Влияние ментального возраста на образование заключается в том, что люди с более высоким ментальным возрастом обычно имеют лучшую способность к обучению и запоминанию новой информации.
Они могут легче усваивать сложные понятия и развивать абстрактное мышление. Это означает, что такие люди имеют больше возможностей для успешной учебы и карьерного роста. Однако у людей с низким ментальным возрастом могут возникать трудности в обучении и развитии. Они могут испытывать проблемы с концентрацией, памятью и восприятием информации.
Например, интеллектуальный возраст ребенка может быть средним для его фактического возраста, но эмоциональный интеллект того же ребенка может быть незрелым для его физического возраста. Психологи часто отмечают, что в возрасте полового созревания девочки более эмоционально зрелы, чем мальчики. Кроме того, например, шестилетний интеллектуально одаренный ребенок может оставаться трехлетним ребенком с точки зрения эмоциональной зрелости. Именно поэтому специалисты стараются обращать особое внимание на резкие несоответствия в физическом и ментальном возрастах. В идеале они должны совпадать и в данном случае, тест поможет вам определить свой ментальный возраст и оценить насколько силён разброс в полученных показателях. Снизил мой возраст на 20 лет, хотя я себя чувствую на 20 лет старше реального возраста. Идиотский текст... Люди, вы что, серьезно верите, что тест из интернета даст вам ответы на все вопросы в вашей жизни? Будьте проще 0 Игорь Истратов 17 Октября 2021, 20:44 Отвечал несколько раз о разному. Всё время 20 -29 лет.
Узнать больше про «Психологические особенности детей дошкольного возраста» вы можете из специальных статей и изданий [ О. Ковынева, В. Введенский, 2017 ]. А мы перейдем к следующей стадии развития детей. Психологические особенности школьного возраста Психологические реакции детей школьного возраста намного шире, чем у дошколят. Психофиозиологические показатели развития для седьмого года жизни ребенка включают в себя, в числе прочего, способность детей осознавать свое положение среди ровесников и взрослых, интерес к окружающим людям, различным играм, новым знаниям. Собственно, во многом именно на этом основании определяется психологическая готовность ребенка к школе. Разумеется, 11 школьных лет — это большой срок, за который ребенок из несмышленого «первоклашки» превращается в готового выбрать свой жизненный путь человека. Поэтому рассмотрим отдельно психологические особенности младшего школьного возраста, среднего и старшего школьного возраста. В младших классах ребенок учится осознанности и ответственности за порученное ему дело, в первую очередь, за учебу. При правильном воспитании ребенок сам помнит, что ему нужно сделать домашние задания. А если вовремя начать прививать детям навыки тайм-менеджмента , в младших классах они уже в состоянии сами решить, какие домашние задания делать в первую очередь, чтобы в целом справиться с уроками быстрее и лучше. Кому-то целесообразно начать с самого сложного, например, с математики, а более легкие задания оставить напоследок. Кому-то, наоборот, лучше сначала «разгрузить мозг» и сделать поделки на завтрашний урок труда, а уже потом браться за сложные и скучные вещи вроде чтения и математики. Кроме того, в психологическом развитии ребенка параллельно идут два процесса: стремление к самостоятельности и борьба за независимость от взрослых, и в то же время формирование способности договариваться о форматах взаимодействия с учителями и родителями, поведения в общественных местах, освоение прочих нюансов социализации. Более подробно «Психология детей младшего школьного возраста» раскрыта в специальном учебном пособии [ Ю. Водяха, С. Водяха, 2018 ]. В среднем школьном возрасте тенденции стремления к самостоятельности и независимости обретают все большие масштабы. Психологические особенности подросткового возраста лучше всего описываются словосочетанием «юношеский максимализм». С другой стороны, подростки продолжают социализироваться и усваивать, что называется, «правила игры на стадионе», учатся балансировать между «хочу» и «нужно». Такое стремление подростков самим понять и разобраться, почему от них требуют того или этого, почему они должны поступать так или иначе, можно обратить на пользу делу, если набраться терпения и аргументировать свои требования. Средний школьный возраст соответствует времени обучения в 5-9 классах и является как бы переходным от детства к юности. Более подробно «Психологические особенности среднего школьного возраста» описаны в специально посвященной этой теме статье [ Е. Шапкина, С. Щелина, 2015 ]. И, наконец, старший школьный возраст. Он является переходным от юности к взрослой жизни. Подростковые страсти постепенно угасают и уступают место более осознанному выбору жизненных интересов, увлечений, друзей, жизненного пути. Молодые люди уже в состоянии понять, как их сегодняшние действия предопределяют их ближайшее будущее. Они в состоянии сознательно отказаться от некоторой части развлечений в пользу подготовки к поступлению в вуз. Если подобных трансформаций не происходит, а человек в 16-17 лет не определился, чем он хочет заниматься в жизни, можно говорить о том, что его психологический возраст отстает от реального. Более широкое представление об этом периоде жизни молодого человека дает статья «Психологические особенности старшего школьного возраста» [ М. Ряписов, 2015 ]. Психологические особенности взрослого возраста Далее начинается взрослая жизнь. Как мы уже выяснили, периодизаций «взрослой» части жизни превеликое множество. Так или иначе, взрослому возрасту свойственны переоценка ценностей, более структурированные и осознанные действия.
Это связано с рядом факторов. Субъективность восприятия Ментальный возраст человека во многом зависит от его самоощущения и самовосприятия. Люди по-разному оценивают свой жизненный опыт, знания, интересы, что влияет на результат тестирования. Текущее эмоциональное состояние На момент прохождения теста на ментальный возраст человек может быть уставшим, переживать стресс или находиться в депрессии. Все это искажает объективную картину его интеллектуального развития. Динамический характер показателя Ментальный возраст не является постоянной величиной. Он может существенно меняться под влиянием жизненных обстоятельств, эмоциональных потрясений, получения новых знаний и опыта. Перспективы точной оценки ментального возраста Что такое ментальный возраст человека в будущем может стать более четким и однозначным понятием. Ученые возлагают большие надежды на методы оценки с использованием искусственного интеллекта и самообучающихся нейросетей. Обучение нейросетей на больших данных Для создания точного алгоритма определения ментального возраста необходимы объемные выборки данных о людях самых разных возрастов.
Почему наш ментальный возраст важнее настоящего
Отвечает Рамиль Евсюков Биологический возраст не всегда совпадает с психологическим. Отвечает Роман Жуков Что такое ментальный возраст, и какой он у вас? Ментальный возраст — это уровень интеллектуального развития, умственных способностей, от которого зависят... Отвечает Антон Скворцов 19 мар. Отвечает Виктория Лаврова 15 авг. Очень часто внутреннее количество лет не совпадает с... Каков ваш психологический возраст?
Выберите цвет, чтобы это узнать Оказывается, все эти решения могут многое рассказать о вашей личности или даже определить ваш умственный возраст. Узнай сколько лет твоей душе! Тест на психологический возраст! Предлагаю с помощью... Вопросы в тренде.
В обоих случаях, понимание ментального возраста позволяет лучше понять себя и других людей. Ментальный возраст также может влиять на нашу коммуникацию и взаимодействие с другими людьми. Он определяет нашу способность понимать и оценивать сложные ситуации, принимать рациональные решения и устанавливать эмоциональные связи. Кроме того, ментальный возраст влияет на нашу способность обучаться и развиваться. Чем выше наш ментальный возраст, тем быстрее мы способны адаптироваться к новым ситуациям, добиваться успеха и реализовывать свой потенциал. Это позволяет нам стать более уверенными в себе и успешными в личной и профессиональной жизни. Поэтому, понимание и развитие ментального возраста является важной задачей для каждого человека. Это помогает нам понять наши сильные и слабые стороны, развить навыки и качества, необходимые для достижения гармонии и успеха в жизни. Влияние на принятие решений Ментальный возраст человека может существенно влиять на его способность принимать решения. Чем ближе ментальный возраст к биологическому возрасту, тем лучше человек обычно справляется с принятием решений.
Несовпадение ментального и биологического возраста может привести к различным проблемам в процессе принятия решений. Если ментальный возраст значительно ниже биологического, это может привести к несформированности разума, неспособности анализировать информацию и взвешивать возможные последствия. Такие люди могут страдать от незрелости мышления и неспособности принимать взвешенные решения. С другой стороны, если ментальный возраст значительно превышает биологический, это может привести к преждевременному устареванию мышления и консервативности в принятии решений. Люди с «старой душой» могут быть более подвержены консервативному мышлению и трудно приспособляться к новым обстоятельствам. Необходимо отметить, что ментальный возраст не всегда соответствует физическому возрасту человека.
Текущее эмоциональное состояние На момент прохождения теста на ментальный возраст человек может быть уставшим, переживать стресс или находиться в депрессии. Все это искажает объективную картину его интеллектуального развития. Динамический характер показателя Ментальный возраст не является постоянной величиной. Он может существенно меняться под влиянием жизненных обстоятельств, эмоциональных потрясений, получения новых знаний и опыта.
Перспективы точной оценки ментального возраста Что такое ментальный возраст человека в будущем может стать более четким и однозначным понятием. Ученые возлагают большие надежды на методы оценки с использованием искусственного интеллекта и самообучающихся нейросетей. Обучение нейросетей на больших данных Для создания точного алгоритма определения ментального возраста необходимы объемные выборки данных о людях самых разных возрастов. Чем больше информации о характере мышления, когнитивных способностях, эмоциональном интеллекте будет загружено в нейросеть, тем точнее она сможет оценить интеллектуальное развитие конкретного человека. Мультимодальный анализ Помимо ответов на вопросы теста, искусственный интеллект сможет учитывать и другие данные, такие как активность мозга при решении задач, паттерны речи, мимика, жестикуляция. Комплексный анализ разных модальностей повысит достоверность определения ментального возраста.
Имея представление о ментальном возрасте, можно адаптировать образовательные программы и методики, применяемые в работе с каждым конкретным человеком, а также учитывать особенности его психологического, эмоционального и социального развития. Ментальный возраст также помогает оценивать и сравнивать различные группы людей с психологической и социологической точки зрения, а также влиять на принятие социальных и юридических решений, связанных с возрастом. Уровень психического развития, отраженный в ментальном возрасте, оказывает значительное влияние на все сферы жизни человека, поэтому его понимание и учет являются важными задачами для общества и системы образования. Определение понятия «ментальный возраст» Ментальный возраст может отличаться от хронологического возраста в большую или меньшую сторону.
Например, человек может иметь уровень развития мышления и поведения, характерный для определенного возраста, несмотря на то, что его биологический возраст превышает этот уровень. В таких случаях говорят о ментальном запаздывании. Важно отметить, что ментальный возраст может быть результатом различных факторов, включая генетику, образование, окружение и опыт человека. Он может изменяться со временем и под воздействием обучения, тренировок и развития интеллектуальных способностей. Определение ментального возраста имеет значение не только для понимания уровня интеллектуального развития и потенциала человека, но и для планирования его образования, выбора профессии и методов воспитания. Знание ментального возраста позволяет определить индивидуальные потребности и сделать соответствующие выводы о возможностях развития и адаптации человека в обществе. История возникновения термина «ментальный возраст» Термин «ментальный возраст» был впервые предложен Луисом Терманом, американским психологом и педагогом, в начале 20 века. В своих исследованиях Терман занимался изучением уровня развития интеллекта у детей и связи между интеллектуальными способностями и возрастом. Он предположил, что развитие интеллекта может быть измерено не только в годах, но и в уровне психологического развития. Термин «ментальный возраст» описывает уровень психологического развития человека в сравнении с нормой для данного возраста.
Терман предложил использовать различные тесты и задания для определения ментального возраста человека и сравнения его с его фактическим возрастом.
Что такое ментальный возраст простыми словами?
Ментальный возраст – это понятие, которое отражает уровень психического развития человека или его интеллектуальные способности в сравнении с возрастным нормативом. 15 авг. 2021 г. — Психологический или ментальный возраст человека связан с образом мыслей и поведением. Связь ментального возраста с психологическими особенностями Ментальный возраст представляет собой психологический показатель, который определяет уровень психологического развития и зрелости человека относительно его биологического возраста.
Как узнать свой ментальный возраст: 5 советов психолога
Ментальный возраст – это понятие, которое используется для определения уровня психического и интеллектуального развития человека. Так, пик проблем с ментальным здоровьем приходится на 15-24 года и 25-34 лет. Человек со взрослым мышлением к этому отнесется нормально, потому что понимает – в сложной системе всегда будут отношения, в которые ты не включен. Нейросети должны научиться определять ментальный возраст для людей с самыми разными особенностями когнитивных функций и эмоционального интеллекта. ВОЗРАСТ МЕНТАЛЬНЫЙ — англ. аде, mental; нем. Пути понимания и определения ментального возраста Ментальный возраст — это понятие, которое используется в психологии для описания психологического состояния и развития человека.
Что значит ментальный возраст человека простыми словами
Расстройства этих функций, в свою очередь, составляют симптомы психического заболевания. Ментальный уровень — наиболее важный для человека. Именно ментальное и духовное содержание человека является истинной его сутью. Саморазвитие также зависит от ментального возраста. Люди с более низким уровнем развития склонны придерживаться привычных рамок и не стремиться к новым знаниям и навыкам. В то время как люди с более высоким уровнем развития активно изучают новые предметы, развивают свои таланты и стремятся к самосовершенствованию.
Определение своего ментального возраста является важным шагом на пути к пониманию самого себя и своих потребностей.
В таких случаях говорят о ментальном запаздывании. Важно отметить, что ментальный возраст может быть результатом различных факторов, включая генетику, образование, окружение и опыт человека.
Он может изменяться со временем и под воздействием обучения, тренировок и развития интеллектуальных способностей. Определение ментального возраста имеет значение не только для понимания уровня интеллектуального развития и потенциала человека, но и для планирования его образования, выбора профессии и методов воспитания. Знание ментального возраста позволяет определить индивидуальные потребности и сделать соответствующие выводы о возможностях развития и адаптации человека в обществе.
История возникновения термина «ментальный возраст» Термин «ментальный возраст» был впервые предложен Луисом Терманом, американским психологом и педагогом, в начале 20 века. В своих исследованиях Терман занимался изучением уровня развития интеллекта у детей и связи между интеллектуальными способностями и возрастом. Он предположил, что развитие интеллекта может быть измерено не только в годах, но и в уровне психологического развития.
Термин «ментальный возраст» описывает уровень психологического развития человека в сравнении с нормой для данного возраста. Терман предложил использовать различные тесты и задания для определения ментального возраста человека и сравнения его с его фактическим возрастом. В результате получается число, показывающее, насколько человек отстает или опережает норму по уровню развития интеллекта.
Идея ментального возраста получила широкое распространение в психологии и педагогике и стала важным понятием для подхода к оценке интеллектуальных способностей людей разных возрастов. С помощью концепции ментального возраста можно определить, насколько дети опережают сверстников в развитии или наоборот, отстают от нормы. Такой подход позволяет применять индивидуальные методы обучения и развития, учитывая особенности каждого ребенка или взрослого.
Использование ментального возраста позволяет более точно определить потребности и возможности каждого человека и создать более эффективные программы обучения и развития.
Кому-то, наоборот, лучше сначала «разгрузить мозг» и сделать поделки на завтрашний урок труда, а уже потом браться за сложные и скучные вещи вроде чтения и математики. Кроме того, в психологическом развитии ребенка параллельно идут два процесса: стремление к самостоятельности и борьба за независимость от взрослых, и в то же время формирование способности договариваться о форматах взаимодействия с учителями и родителями, поведения в общественных местах, освоение прочих нюансов социализации.
Более подробно «Психология детей младшего школьного возраста» раскрыта в специальном учебном пособии [ Ю. Водяха, С. Водяха, 2018 ].
В среднем школьном возрасте тенденции стремления к самостоятельности и независимости обретают все большие масштабы. Психологические особенности подросткового возраста лучше всего описываются словосочетанием «юношеский максимализм». С другой стороны, подростки продолжают социализироваться и усваивать, что называется, «правила игры на стадионе», учатся балансировать между «хочу» и «нужно».
Такое стремление подростков самим понять и разобраться, почему от них требуют того или этого, почему они должны поступать так или иначе, можно обратить на пользу делу, если набраться терпения и аргументировать свои требования. Средний школьный возраст соответствует времени обучения в 5-9 классах и является как бы переходным от детства к юности. Более подробно «Психологические особенности среднего школьного возраста» описаны в специально посвященной этой теме статье [ Е.
Шапкина, С. Щелина, 2015 ]. И, наконец, старший школьный возраст.
Он является переходным от юности к взрослой жизни. Подростковые страсти постепенно угасают и уступают место более осознанному выбору жизненных интересов, увлечений, друзей, жизненного пути. Молодые люди уже в состоянии понять, как их сегодняшние действия предопределяют их ближайшее будущее.
Они в состоянии сознательно отказаться от некоторой части развлечений в пользу подготовки к поступлению в вуз. Если подобных трансформаций не происходит, а человек в 16-17 лет не определился, чем он хочет заниматься в жизни, можно говорить о том, что его психологический возраст отстает от реального. Более широкое представление об этом периоде жизни молодого человека дает статья «Психологические особенности старшего школьного возраста» [ М.
Ряписов, 2015 ]. Психологические особенности взрослого возраста Далее начинается взрослая жизнь. Как мы уже выяснили, периодизаций «взрослой» части жизни превеликое множество.
Так или иначе, взрослому возрасту свойственны переоценка ценностей, более структурированные и осознанные действия. В идеале, взрослый человек должен ставить себе жизненные цели , планировать свою жизнь, семью, карьеру, самореализацию. Если ничего подобного не наблюдается, возможно, человек «застрял» в своем психологическом возрасте, что называется, «на дискотеке».
Возможен и такой вариант, что у человека просто не было доступной информации, как разобраться в себе, как понять самого себя, как отличить свои истинные цели от навязанных. Разобраться в себе помогает наша программа « Самопознание » и курс « Психология человека ». Но, даже в случае, когда человек осознанно идет по жизни, с годами его мотивация к достижению целей меняется.
Так, если молодые люди могут еще долго сохранять черты юношеского максимализма и подход наподобие «все или ничего», зрелые люди более осторожны в своих действиях и высказываниях. Для кого-то это высокая должность на государственной службе, для кого-то свой бурно растущий бизнес, кто-то умудряется это совмещать, невзирая на возражения со стороны действующего законодательства. И, если для женщин часто вполне приемлемой оказывается карьера домохозяйки, мужчины обычно тяжело переживают, что не достигли «успешного успеха», как их сверстники, и ищут какие-то социально приемлемые объяснения для этого.
Есть даже такая шутка, что, если ничего особенного в жизни вы не добились, просто говорите всем, что «вы выбрали семью». Если вы выбираете семью, ни о каком «сорваться с места» речь уже не идет. Правда, и о каких-то достижениях или самореализации речь обычно тоже уже не идет, потому что совместить легкость на подъем и заботу о семье в наших реалиях сложно.
Впрочем, после 40 лет ситуация начинает потихоньку меняться, и люди более массово тяготеют к стабильности, предсказуемости, уюту и обустроенности. Причем это происходит независимо от их предшествующих достижений либо отсутствия таковых.
Вы по-прежнему активны и любопытны, но уже ответственны и вдумчивы. Зрелые и опытные, эти люди знают, чего хотят от жизни.
Мудрый и спокойный человек, повидавший жизнь и ценящий комфорт.