По древнему чину помимо третьего и шестого часа перед Литургией читается еще и девятый час.
Изучаем чинопоследование часов
В разных храмах Литургия может начинаться в разное время, а примерный временной ориентир – 8 часов утра. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии. Изначально литургия длилась более пяти часов, это показывает, что люди в те времена горели сердцами к Господу. Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. По время каждения алтаря иерей читает пасхальный тропарь, который напоминает о том, что Проскомидия и начало Литургии соответствуют концу нашей жизни на земле и вхождению в Царствие Небесное.
Исповедь, часы литургии: что это значит
В большинстве храмов и монастырей по постным дням Литургия служится ранее предписанного времени и заканчивается чаще всего ранее полудня. ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ! Уважаемые подписчики и зрители! Канал существует на частные пожертвования, и мы будем благодарны вам за любую финансовую помощь, для. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. В среднем Литургия длится до 4 часов, но может ограничится и двумя часами.
Как проходит Литургия (теория)
- Время Церкви: Часы
- Богослужение часов
- Изучаем чинопоследование часов
- Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье
- Форма поиска
- Часы литургия: значение
Виды богослужений
- Структура и практика служб
- Вечернее богослужение
- Часы в храме перед литургией: значение и история
- Часы литургия: значение
О Литургии по старому и новому обряду
Приходить на богослужение нужно до начала службы. Она начинается обычно в 9 или в 10 утра в разных храмах по-разному. Пархоменко, Православие в деталях. Ответы на самые популярные вопросы, 2009 На утрени Великой субботы, во время пения «Святый Боже…», Плащаница выносится из храма и в присутствии священников и верующих обносится вокруг храма в память о сошествии Иисуса Христа в ад и победы его над адом и смертью.
В этот день литургия объединяется с вечерней и начинается позднее, чем обычно. После чтения 15 паремий в которых собраны наиболее важные ветхозаветные пророчества о спасении человечества через Воскресение Христово на клиросе слышно продолжительное пение «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время черные убранство престола и одежды священников сменяются на светлые так же, как и во всем храме. Это — отражение тех новозаветных событий, когда жены-мироносицы утром увидели возле Гроба Господнего ангела в светлых одеждах и услышали от него радостную весть о Воскресении Христа.
После пения диакон в светлой одежде выходит на середину храма и перед Плащаницей объявляет всем присутствующим о Воскресении Христа. После окончания Литургии Василия Великого происходит благословение хлебов и вина для верующих. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полуночи.
В двенадцатом часу ночи начинается ночное богослужение, на котором поется канон Великой субботы. В конце его священники молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она находится до праздника Вознесения в память о сорокодневном нахождении Иисуса Христа на земле после его воскрешения [27]. Верещагина, Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси, 2009 Будничная утреня продолжалась четыре часа, полиелейная — более пяти часов, обедня — два-три часа, вечерня — полтора-два часа, вечернее правило — около часа.
Кроме того, в Пантелеимоновском монастыре, хотя не в главной церкви, в продолжение седмицы бывали всенощные бдения, которые начинались в 9 часов вечера и продолжались до 4—5 часов утра. В воскресные и праздничные дни и в дни великих святых всегда совершались бдения. Эти бдения были более торжественны, продолжались не менее 10—12 и иногда даже и 15 часов.
Например, в память святого великомученика и целителя Пантелеимона бдение продолжалось с 5 вечера до 8 часов утра. Маевский, Афон и его судьба, 2009 Отмечается этот праздник точно так же, как Рождество Христово. Накануне совершаются Царские часы, литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим повечерием.
Но есть у Крещения и отличительная черта — 2 великих водоосвящения. Первое происходит накануне в храме, а второе проводится уже в день праздника под открытым небом у реки, пруда или колодца. В древности первое водоосвящение совершалось для крещения оглашенных тех, кто прошел обряд оглашения и готовится принять крещение , а второе произошло от древней традиции иерусалимских христиан в день Богоявления выходить на реку Иордан и вспоминать Крещение Спасителя.
Именно поэтому Богоявленский крестный ход в Православной церкви называется также крестным ходом на Иордан. Куликова, Куличи, пасха, блины и другие блюда православной праздничной кухни, 2011 Итак, в 1922—1923 годах жизнь в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре шла своим чередом. Исправно совершались богослужения в храмах обители и, конечно, никаких «новшеств» и видоизменений в чинопоследования не вводилось.
Иноки служили строго согласно уставам и соблюдали все священные каноны. По желанию лаврских прихожан, по средам, в семь часов вечера, в Тихвинской церкви стали еще служить Акафист Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы при общенародном пении [233]. От всего сердца, часто со слезами, просили люди о заступлении и помощи Господа Иисуса Христа и Царицу Небесную.
Это было время необыкновенно трудное для обители и верных ее прихожан. Филимонов, Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа, 2010 Помимо воздержания в пище и питии во время поста полагается усиленная молитва с поклонами. Обратившись к Студийскому уставу, увидим, что ежедневно положены 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв — 60, на вечерне — 100 и на утрене — 80.
В русских уставных статьях говорилось и о том, что количество поклонов может увеличиваться и до 300—400 ежедневно. Здесь же можно найти описания того, как необходимо совершать данный обряд. К примеру, поклоны могут быть большие и средние.
Большие — это поклоны головой до земли или на «коленцах», средние — в пояс. Последние также имели название «поясные», и полагалось их совершать лишь по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Тогда уставом предписывалось некоторое послабление в пище.
Следует отметить роль поклонов в обрядах верующих. Так, поклоны были неотъемлемой частью как церковной, так и домашней молитвы православного христианина. Маариф Серзума, Исцеление постами, 2013 В славянском переводе, в начале книги, пред первым поучением сказано: «Чтутся оглашения по отпусте утрени, на конце перваго часа, по еже рещи молитву: Христе Свете истинный.
Таже глаголется тропарь святаго: Православия Наставниче.
Что должно заметить о сей песни? Сия песнь принята Церковью из откровения небесного. Во время молитвословия по случаю продолжительного землетрясения в Константинополе один отрок, невидимою силою восхищенный на небо, слышал там глас Ангелов, поющих песнь: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный — и передал ее народу. Когда весь народ возгласил сию песнь, то бедствие тотчас прекратилось. Что знаменует чтение Посланий и Деяний апостольских? Проповедь самих апостолов, возвестивших миру о пришествии Иисуса Христа на землю для спасения человеков. Поэтому во время чтения апостольских Писаний мы должны иметь такое внимание и благоговение, как будто видим и слышим самих апостолов. Что такое прокимен и для чего он поется перед чтением апостольских Писаний? Прокимен есть краткий стих, избранный из Священного Писания, преимущественно из псалмов царя и пророка Давида, заключающих в себе пророчество о Иисусе Христе.
Прокимен поется для приготовления предстоящих к чтению и слушанию Апостола и Евангелия в объяснение содержания дневного Богослужения. Почему апостольские Писания читаются прежде Евангелия? Что знаменует чтение Евангелия? Проповедь Самого Иисуса Христа. Поэтому при чтении Евангелия мы должны иметь такое внимание и благоговение, как будто видим Самого Спасителя и слышим из Божественных уст Его слово жизни и спасения. Для чего перед чтением Евангелия произносятся слова: вонмем… премудрость, прости? Эти слова произносятся всегда для возбуждения в нас благоговейного внимания к совершаемому Богослужению и для побуждения нас к приличному стоянию в храме Божием. Для чего священник перед чтением Евангелия благословляет народ, восклицая: мир всем? Этими словами священник призывает на христиан мир и благословение Божие, подобно Спасителю, Который дал и оставил апостолам мир Ин. Что знаменует каждение перед чтением Евангелия?
Оно знаменует то, что чрез учение Евангельское весь мир исполнился благодати Божией. Для чего перед чтением и после чтения Евангелия лик восклицает: слава Тебе, Господи, слава Тебе? Для того, чтобы изъявить радость, хвалу и благодарность Господу, сподобившему нас слышать спасительные истины Евангелия. Какими словами начинается сугубая ектения? Она начинается словами, побуждающими нас к прилежному молению: рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Почему эта ектения называется сугубою? Потому что в ней, после каждого моления, усугубляется или, точнее сказать, утрояется воззвание: Господи, помилуй. Почему после сугубой ектении верующие приглашаются к молитве об оглашенных? Потому что, по любви христианской, мы должны желать и просить у Господа счастья и спасения нашим ближним, как самим себе. Что испрашивается в молитве об оглашенных?
Дабы Господь, просветив оглашенных истинною верою, присоединил их к Православной Церкви и даровал им духовные блага, дабы они вместе с нами славословили пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Чем оканчивается литургия оглашенных? Повелением оглашенным выйти из церкви: елицы оглашеннии, изыдите… Вопрос. Что напоминается нам этим возгласом? То, что в древности в это время оглашенные и публично кающиеся изводились из храма. О чем должно помышлять нам ныне, когда мы не видим исхождения из храма ни оглашенных, ни кающихся? Мы должны размышлять о своем недостоинстве, каяться и умиляться душою и втайне просить Господа об отпущении и очищении грехов своих. О литургии верных Вопрос. В чем состоит литургия верных? Литургия верных состоит в приношении Всевышнему от одних верных жертвы хвалы и благодарения, в освящении Даров и причащении оных.
Как начинается литургия верных? После возглашения: елицы оглашеннии, изыдите, — диакон двумя краткими ектениями приглашает верующих к молению о самих себе, и словом премудрость, дважды повторяемым, побуждает их к особенному вниманию к последующему священнодействию. Между тем священник над открытым антиминсом, изображающим жертвенник Господень, втайне возносит ко Господу молитвы о себе и о всех людях, а вторую ектению диакона заключает возгласом: яко да под державою Твоею всегда храними… Вопрос. Что следует после возгласа, которым священник заключает вторую ектению? Тогда врата царские отверзаются и начинается пение Херувимской песни: иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение… Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Почему сия песнь называется Херувимскою? Потому что приглашает верующих к таинственному, вместе с Херувимами, славословию Триединого Бога. Как можно яснее изложить Херувимскую песнь? Изложить можно так.
Мы, таинственно изображающие Херувимов и вместе с ними Животворящей Троице воспевающие Трисвятую песнь: аллилуиа, — отложим теперь всякое попечение о делах житейских, да подымем Царя всех Иисуса Христа, невидимо дориносимого воинством ангельским. Что значит дориносимого? Греческое слово дори значит копье, следовательно, дориносимого значит сопровождаемого с копьями, так в древности торжественно сопровождали царей вооруженные телохранители.. К чему побуждает и чему научает нас Херувимская песнь? Сия умилительная песнь побуждает нас с непорочностью души, свойственной Херувимам, славословить Пресвятую Троицу и научает нас, с несомненною верою, усердием, страхом и благоговением встретить небесного Царя Христа, невидимо грядущего в храм принести Себя на святой трапезе в жертву Богу-Отцу о всем мире и предложить Тело Свое и Кровь Свою в пищу верным чрез Таинство Причащения. Что делают священник и диакон во время пения первой половины Херувимской песни, до слов яко да Царя всех подымем? Во время пения первой половины Херувимской песни, священник возносит ко Господу молитву, а диакон кадит, читая втайне псалом: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. После того священник и диакон читают троекратно Херувимскую песнь, потом оба отходят к жертвеннику. Тогда совершается Великий вход, в котором Святые Дары переносятся с жертвенника на престол для их освящения. Как совершается Великий вход со Святыми Дарами?
Великий вход со Святыми дарами совершается следующим образом. На плечо диакона, держащего кадильницу с фимиамом, священник возлагает воздух, осенявший Дары, а на голову его — дискос с приготовленным Агнцем; сам же принимает в руки потир, исполненный вина и воды. Оба священнослужителя выходят из северной двери к народу, вслух молясь: Великого господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси… да помянет Господь Бог во Царствии Своем… По входе священнослужителей в алтарь вратами царскими Святые Дары поставляются на престол, врата затворяются и закрываются завесою, а лик заканчивает Херувимскую песнь: яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Что выражают слова: яко да Царя всех подымем? Они выражают то, что в древности римские воины при провозглашении новоизбранного императора подымали его на щите посреди легионов, дабы он являлся поверх окружавших его копий. Так и диакон является из алтаря, как бы один из невидимого легиона Ангелов, поднимая над головою своею, на дискосе, как на щите, Царя всех в смиренном виде Агнца. Что означает Великий вход со Святыми Дарами? Великий вход со Святыми Дарами означает не только шествие Иисуса Христа на вольное страдание и смерть, но и перенесение пречистого тела Его от креста и от Голгофы, где Он был распят, до гроба. Священник и диакон, переносящие Святые Дары, изображают Иосифа и Никодима, участвовавших в снятии со креста и погребении умершего Спасителя. Воздух на плече диакона знаменует плащаницу, один из малых покровов — сударь, которым обвита была глава Иисусова, другой — погребальные пелены Его.
Кадильница с фимиамом представляет смирну и алои, которыми помазано было пречистое тело Спасителя при положении во гроб и погребении. Положение во гроб и погребение Иисуса Христа изображается поставлением перенесенных Святых Даров на антиминс, лежащий на престоле, покрытием их воздухом и каждением. Поэтому при сем действии священник читает тропари, в которых изображается краткая история погребения Христова, неописанное вездесущие Божества Его и изящество живоносного гроба, соделавшегося чрез возстание Спасителя источником нашего воскресения. Какое знаменование имеют престол, антиминс, воздух, которым покрываются Дары, звездица, остающаяся на дискосе, затворение царских врат и закрытие их завесою? По перенесении Святых Даров с жертвенника престол изображает вертоград, где был изсечен из камня гроб Христов, а антиминс — самый этот гроб. Воздухом, покрывающим Дары, означается тот большой камень, который был привален Иосифом к двери гроба. Звездица, остающаяся на дискосе, знаменует печать, приложенную к этому камню первосвященниками иудейскими и фарисеями. Затворяемые врата царские и завеса знаменуют стражу, приставленную ко гробу Спасителя. Какое действие совершается по перенесении Святых Даров с жертвенника на престол? По перенесении Святых Даров с жертвенника на престол все предстоящие в храме приглашаются к молитве, к засвидетельствованию взаимной братской любви и общей их души веры и таким образом приготовляются к возношению Даров в жертву Богу.
Как приглашаются предстоящие в храме к молитве? Диакон произносит ектению: исполним молитву нашу Господеви, — в которой приглашает предстоящих помолиться о предложенных Дарах, дабы они получили освящение, и излагает другие прошения о благах духовных и небесных. Священник же в тайной молитве просит Господа сподобить его принести сию словесную и безкровную жертву. Как приглашаются предстоящие в храме к засвидетельствованию взаимной братской любви? Дабы пригласить предстоящих в храме к засвидетельствованию взаимной братской любви, священник приветствует их словами: мир всем, а диакон возглашает: возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Лик от лица всех верующих договаривает: Отца и Сына и Святаго духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, — показывая тем, что они сохраняют взаимную любовь и единомысленно исповедуют истинного Бога. Как предстоящие в храме должны свидетельствовать взаимную братскую любовь? По гласу диакона: возлюбим друг друга, — древние христиане доказывали взаимную братскую любовь в самом храме целованием друг друга; но ныне свидетельствуют такую любовь целованием одни священнослужители в алтаре, а прочим предоставляется наружный обряд целования ознаменовать внутренним расположением души. Как предстоящие в храме приглашаются к засвидетельствованию общей веры? Завеса у царских врат открывается, и диакон, приглашая предстоящих к засвидетельствованию их общей веры в истинного Бога, восклицает: двери, двери, премудростию вонмем.
Лик от лица предстоящих начинает петь Символ веры, дабы каждый исповедал пред всею Церковию правость своей веры. Что означают слова: двери, двери, премудростию вонмем? Слова: двери, двери— означают, что Таинство готово открыться и сообщиться каждому через веру. То же знаменует открытие завесы у царских врат и поднятие воздуха с сосудов, дискоса и потира. Воздух во все время пения Символа веры колеблется над Святыми Дарами в знамение тихого веяния Святого Духа потому большой покров и называется воздухом. Словами: премудростию вонмем— побуждается особенное внимание к премудрости Божией, проповедуемой в Символе веры. Как еще приготовляются предстоящие в храме к возношению Даров в жертву Богу? Чтобы предстоящие в храме могли еще более удостоиться зрелища безкровной жертвы Христовой, диакон возглашает: станем добре, станем со страхом, воимем, святое возношение в мире приносити. Этим возгласом верные побуждаются стоять в храме при возношении жертвы так, как прилично предстоять пред лицем Самого Бога, то есть со страхом и трепетом. На возглас диакона лик за всех ответствует: милость мира, жертву хваления.
Прости меня... Не я устроил этот пир... И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня... Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники...
Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца... Что прикрывает теперь эта новая одежда? Вот, посмотри, следы этих страшных душевных ран.
Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны Ис. Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда... Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха... Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там.
Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней. Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет... Только остатки их я принес обратно в дом отца.
И это сейчас разрывает мое сердце. Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу...
Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца... Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы.
Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там. Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости?
Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала! Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений... И тебе ли завидовать мне?
Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу! Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно...
Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу. Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною.
Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной. Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.
Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях?.. Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.
Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» Мф. Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум. Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения. В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св.
Иерей творит отпуст. Хор поёт либо Многолетие , «Исполла эти деспота», «Утверждение на Тя надеющихся,.. Великопостные[ править править код ] Последование неизменяемая основа великопостных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: кафизмы — в Псалтири , прокимны, паремии и иногда тропари с кондаками — в Триоди Постной, при вычитке используется богослужебное Евангелие.
Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы , в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы , в среду и пятницу Сырной седмицы если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником , а также на аллилуйных богослужениях в будничные дни малых постов. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении со вседневными часами свои особенности. На каждом часе после чтения трёх положенных псалмов читается рядовая кафизма за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великий понедельник , в Великий вторник и в Великую среду , На каждом часе троекратно с двумя стихами поётся постовой тропарь часа, с земными поклонами, На первом часе после богородична часа стихи часа, поются стихи часа с повторами: «Стопы моя направи по Словеси Твоему:..
Литургия часов
Первые шаги в храме | Причащение за каждой Литургией, было нормой для христиан древней Церкви, но со временем эта норма стала забываться, и сегодня мы можем видеть, как в храме, в котором достаточное количество народу, причастников единицы. |
Во сколько начинается литургия и другие службы в храме? | В Литургии Часов есть 7 часов, или времени для молитвы. |
О чем мы молимся на вечерне? — блог издательства ✍ «Никея» | Традиция домашнего самопричащения в свое время дала повод к развитию небольших последований, читаемых перед причащением (вне Литургии) преждеосвещенными Дарами. |
Божественная литургия: текст службы с пояснениями, сколько длится, схема, как проходит | Основным богослужением в храме является Божественная литургия. Время проведения также отличается и зависит от решения священнослужителей, но происходит служба в промежутке от 7 до 10 часов утра. |
Вечернее богослужение
- Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью
- Популярные статьи:
- Какие службы есть в Церкви?
- Богослужение часов
- Требы онлайн
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
Что это такое? Действительно ли эти службы длятся час или нет? Зачем в Церкви они установлены и надо ли их посещать? Попробуем разобраться.
Часы в церкви — это не шестьдесят минут Час в церкви — особая служба с условным названием, которое не означает длительности часа. Всего насчитывается четыре службы: первый, третий, шестой и девятый часы. Эти Часы входят в дневной круг богослужений.
Шестой час примерно 12 дня посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». Все три псалма 53, 54 и 90 описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.
В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией священник в это время совершает в алтаре проскомидию. Довольно часто к ним примыкает и Девятый час примерно 15 часов , который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея:«И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» Мф. Три псалма 83, 84, 85 посвящены теме разлучения души от тела. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии. Эти четыре часа 1,3,6, и 9 читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.
Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета паремии из книги пророка Исаии на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».
Все элементы Литургии направлены на то, чтобы помочь христианам углубить свое понимание божественных истин, развивать духовные качества и наращивать любовь к Богу и ближним. Следует помнить, что регулярное участие в Литургии Иоанна Златоуста и причащение Телом и Кровью Христа являются необходимыми для духовного роста и спасения души. Через это таинство верующие получают прощение грехов, обновление духовной жизни и укрепление для преодоления испытаний и искушений. Богослужения, проводимые в православной Церкви, играют важную роль в формировании духовной жизни верующих.
Участие в Литургии Иоанна Златоуста, а также в других богослужениях, таких как утреня, вечерня, часы и нощное бдение, помогает христианам познать Бога, углубить свою веру и надежду, и расти в любви к Богу и ближним. Важно отметить, что каждое богослужение в православной традиции имеет свою особенность и значение. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга, создавая единую систему духовной жизни верующих. Регулярное участие в этих богослужениях и понимание их смысла и цели помогут православным христианам укрепить свою веру и духовную жизнь, а также достичь спасения и вечной жизни с Богом. Литургия Василия Великого отличается от Литургии Иоанна Златоуста и проводится в определенные дни, имея свои особенности. Литургия Василия Великого и Литургия Иоанна Златоуста имеют много общего, однако есть и отличительные черты. Основным отличием являются молитвы, которые произносятся во время Литургии Василия Великого.
Эти молитвы отличаются своей красотой и глубиной, отражая мудрость и духовность святого Василия Великого. Литургия Василия Великого проводится в определенные дни церковного года, такие как: Все 5 недель Великого поста, кроме недели Крестопоклонения утреннее богослужение в субботу ; В навечерие Рождества Христова 6 января ; В навечерие Богоявления 18 января ; В навечерие святого Василия Великого 1 января ; В навечерие святой Троицы Пятидесятницы ; В праздник Разрешения печали Пресвятой Богородицы 21 октября. Выбор этих дней для проведения Литургии Василия Великого связан с важностью и значением этих событий в христианском календаре, а также с мудростью и духовным наследием святого Василия Великого, одного из великих святых и теологов Церкви. Таким образом, Литургия Василия Великого имеет свои особенности и отличия от Литургии Иоанна Златоуста, что делает ее уникальной и особенной. Это богослужение отражает богатство и глубину православной традиции, а также мудрость и духовность святого Василия Великого. Когда верующие собираются на Литургии Василия Великого, они могут ощутить особую благодать и духовную атмосферу, которая наполняет храм. Участие в этом богослужении помогает православным христианам углубить свою веру, укрепить духовные связи с Богом и обрести духовное утешение.
Важно помнить, что каждое богослужение в православной традиции имеет свою особую роль и значение для духовной жизни верующих. Участие в разных типах богослужений помогает православным христианам осознавать разнообразие и богатство своей веры, а также обретать дополнительные возможности для общения с Богом и укрепления своей духовности. Литургия Преждеосвященных Даров Литургия Преждеосвященных Даров — особое богослужение, которое отличается от других Литургий своей структурой и смыслом. В основе этого богослужения лежит чествование Преждеосвященных Даров, то есть Тела и Крови Христовых, которые были освящены на предыдущей Литургии. Это богослужение направлено на укрепление веры и духовного обновления верующих в период Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров отличается особым духом сосредоточенности, молитвы и покаяния. Верующие собираются вместе, чтобы воздать хвалу Господу, просить о прощении грехов и восполнить духовные силы для продолжения своего покаянного подвига.
Литургия Преждеосвященных Даров проводится в период Великого поста , когда православные христиане посвящают себя духовному очищению и подготовке к Празднику Воскресения Христова. В течение поста верующие соблюдают строгий пост, отказываясь от многих видов пищи и занимаясь духовным самосовершенствованием. Литургия Преждеосвященных Даров обычно совершается по средам и пятницам Великого поста, а также в некоторые другие постные дни. В эти дни не совершается обычная Литургия Литургия Иоанна Златоуста или Василия Великого из-за воздержания от празднества и радости, связанных с обычными Литургиями. Литургия Преждеосвященных Даров служит для укрепления духовной жизни верующих в период поста и помогает им сосредоточиться на своем покаянии и духовном возрождении. Праздничные богослужения Пасхальное богослужение Пасхальное богослужение является самым важным и торжественным событием в православном календаре, так как оно посвящено Воскресению Христову. Это богослужение начинается с нощного бдения, которое проводится в ночь с Великой субботы на Воскресение Христово.
Нощное бдение состоит из вечерни, утрени и Литургии Пасхи. В ночь Пасхи христиане собираются в храме, чтобы вместе молиться и праздновать Воскресение Господа. Утреннее служение начинается с крестного хода, символизирующего перемещение к пустому гробу Христа. После крестного хода читается утреня и Литургия Пасхи. Во время утреннего служения особое внимание уделяется чтению Евангелий о Воскресении Христа и пению пасхальных песнопений. Пасхальное богослужение отличается особыми молитвами и песнопениями, наполненными радостью и торжеством. Одним из наиболее известных песнопений является «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», которое поется множество раз в течение пасхальной службы.
Это песнопение является сердцем пасхального богослужения и символизирует победу Христа над смертью и грехом. Пасхальные молитвы и песнопения также отражают идею обновления, так как верующие совершают свой духовный переход от смерти к жизни. Во время пасхального богослужения часто звучат песнопения, в которых прославляется милость Божия и благодать, излившаяся на мир через Воскресение Христа. Важным аспектом пасхального богослужения является радостное восприятие мира как нового творения, освященного Воскресением Господним. Рождественское богослужение Рождественское богослужение отмечает рождение Иисуса Христа и является одним из главных событий в православном календаре. Рождественские богослужения состоят из трех основных частей: вечерни, утрени и Литургии. Вечерня проводится вечером 6 января, в преддверии Рождества.
Во время вечерни читаются специальные псалмы, молитвы и стихиры, которые возвещают приближение радостного события — рождения Спасителя. Утреня начинается ночью или рано утром 7 января, в день Рождества. Утреня состоит из псалмов, молитв, канонов и стихир, которые посвящены Рождеству Христову. Литургия Рождества является кульминацией празднования и проводится утром 7 января. Во время Литургии читаются Евангельские отрывки о рождении Христа, а также происходит причастие верующих телом и кровью Христовой. Рождественские чтения и песнопения отражают радость и благодарность христиан за рождение Иисуса Христа. Во время Рождественского богослужения читаются отрывки из Евангелий Матфея и Луки, которые рассказывают о рождении Спасителя, а также пророчества из Ветхого Завета, предвещавшие приход Мессии.
Одним из наиболее известных рождественских песнопений является тропарь: «Днесь спасение миру явися, и сему да воспоем Творцу Вселенной, вочеловечися от Девы, зиждшему землю на водах. Воплотись от Неискусомученны, явися и воплощшемуся, Боже, спаси нас! Рождественские песнопения напоминают верующим о том, что рождение Христа является залогом спасения и восстановления духовного единства человека с Богом. Рождество символизирует начало новой жизни и возможность духовного обновления для каждого христианина. Кроме тропарей и стихир, в рождественских богослужениях звучат и другие песнопения, такие как ирмосы канонов, в которых отражается радость от рождения Спасителя и Божественного вмешательства в историю человечества. Например, известный ирмос: «Христос рождается, славите! Христос с небес, встречайте!
Христос на земле, возвышайтесь! Пойте Господу, вся земля, и в веселии празднуйте, людие, ибо Он прославися! Рождественские богослужения являются важным аспектом православной традиции, который помогает верующим укреплять свою веру и духовную жизнь. Богоявление Крещение Господне Богоявление, или Крещение Господне, является одним из важнейших праздников в православном календаре. Богослужения на этот праздник включают вечерню, утреню и литургию, а также особый обряд — Великое освящение воды. Вечерня на праздник Богоявления отличается от обычных вечерних служб тем, что включает специальные стихиры и тропари, посвященные крещению Христа и проявлению Святой Троицы. Утреня также содержит особые песнопения, включая каноны Богоявления и чтение Евангелий, повествующих о крещении Господнем.
Литургия в день Богоявления включает прочтение апостольского и евангельского чтений, связанных с крещением Христа. Также в ходе литургии исполняются тропари и кондаки праздника, которые воспевают событие крещения и проявление Троицы. Одним из основных моментов празднования Богоявления является обряд Великого освящения воды. Он проводится после литургии и символизирует обновление природы и всего творения через крещение Христа. В ходе обряда священник трижды опускает крест в воду, читает молитвы и освящает воду крестным знамением. Эта святая вода, называемая Агиасма или Богоявленская вода, считается особенно целебной и благодатной. Верующие забирают освященную воду и хранят ее дома для использования в молитвенных нуждах, очищения жилища, исцеления болезней и укрепления духовной жизни.
Обряд Великого освящения воды является мощным напоминанием о духовной силе крещения и значении праздника Богоявления для православных христиан. Праздник Богоявления является моментом, когда верующие могут вновь осознать и прочувствовать значение крещения как духовного рождения и обновления. В этот день церковь напоминает о том, что каждый крещеный христианин должен стремиться к духовному росту, преобразованию и освящению своей жизни во имя Христа и Его учения. Богослужения, проводимые в день Богоявления, являются прекрасным способом для верующих укрепить свою веру и восполнить духовные силы. Участие в них позволяет глубже проникнуть в тайну крещения, приобщиться к благодати Святого Духа и испытать радость общения с Богом. Другие праздничные богослужения Преображение, Вознесение и т. Каждый из этих праздников имеет свое место в православном календаре и в жизни верующих.
Роль часов в подготовке к литургии Часы в храме перед литургией играют важную роль в подготовке и проведении церковной службы. Они помогают верующим сосредоточиться на духовном состоянии и подготовиться к встрече с Богом. Часы в храме имеют особое значение в рамках религиозного обряда. Они сигнализируют о начале и окончании определенных частей богослужения, помогая верующим ориентироваться во времени и следовать ритуалам и традициям церкви. Также, часы напоминают о важности внутренней тишины и молитвы, ведь каждый звон колоколов призывает к сосредоточенности и обращению к Богу. В процессе подготовки к литургии, монашество и священники осуществляют различные ритуалы и молитвы, уход за храмом и алтарем. Часы сигнализируют о начале и окончании каждого этапа подготовки. Например, звон колоколов вечером призывает к завершению повседневных дел и приветствует начало вечернего богослужения.
Кроме того, часы в храме выполняют и практическую функцию — они помогают местному населению что-то запланировать, организовать свои дела в зависимости от времени богослужения, которое объявляется колоколами. Отчетливый и возвышенный звон достойных колоколов привлекает внимание и помогает настроиться на исконные христианские ценности и передать их духовную энергию. Таким образом, часы в храме перед литургией играют важную роль в создании священной атмосферы и подготовке верующих к встрече с Богом. Они помогают ориентироваться во времени и следовать ритуалам церкви, а также направляют людей на путь духовного развития и молитвы. Значение часов для верующих Часы в храме перед литургией играют важную роль в жизни верующих. Они помогают создать особую атмосферу предвечернего и предутреннего богослужения.
Первые шаги в храме
Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? – Если литургия – это богослужение с ограниченным набором молитв, которые почти всегда одинаковы, то вечерня и утреня очень разнообразны и редко повторяются. Даже в храмах сразу после Литургии начинается суета — освящение куличей. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. Новости храма Расписание богослужений Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Еженедельная рассылка Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Цитата дня. В настоящее время, 1-й час почти всегда присоединяется к утрене (кроме Великих часов), 3-й и 6-й часы совершаются утром перед Литургией, а 9-й час служится вечером, предваряя вечерню.
Азы православия: церковное богослужение
Исповедь, часы литургии: что это значит | – Если литургия – это богослужение с ограниченным набором молитв, которые почти всегда одинаковы, то вечерня и утреня очень разнообразны и редко повторяются. |
Почему так важно не уходить с помазывания, а оставаться до конца всенощного бдения? | Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. |
Первые шаги в храме | 1-й час – по завершении Всенощного Бдения, после Утрени; 3-й и 6-й часы – непосредственно перед Литургией; 9-й час по Уставу должен вычитываться в начале Всенощного Бдения, перед Вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. |
Вечерняя служба - значение, содержание, смысл | Православиум | В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром (часы и Литургия) и вечером (вечерня, утреня и первый час) с некоторыми сокращениями. |
Словарь. Богослужение | 8.00 Литургия в Храме Святого Николая. |
Что такое изобразительные часы в православии
Как служат часы в храме Причин изменения традиции ранней Церкви немало. Среди них, например: то, что далеко не все христиане более позднего времени горели духом настолько, чтобы молиться в течение всего дня, оставляя на это время мирские дела; различные богослужебные реформы, например, в России — проведенная в XVII в. Патриархом Никоном — именно с этого времени Утреню стали служить не ранним утром, как нужно было, исходят даже из именования службы, а вечером накануне — соответственно, тогда же стал читаться Первый Час. Ну а в современных условиях причина того, что древние Часы сдвинуты по времени, и вовсе проста — недостаточное количество храмов даже в городах, так, что средний верующий тратит на дорогу до церкви не менее часа. В ночные же часы чаще всего банально… не ходит городской транспорт. Впрочем, и сейчас ничто не мешает всякому желающему хотя бы попробовать подражать первым христианам, совершая Часы «по чину мирян», то есть без священника, в традиционные для этих служб часы дня.
Разумеется, если позволяет работа и занятость… Ведь каждый Час длится всего около 10-15 минут. Итак: Первый Час 7 часов утра — воспоминание суда над Христом у первосвященника Каиафы. Третий Час 9 часов утра — воспоминание суда над Христом у Понтия Пилата. А также воспоминание бичевания Христа и возложения на Его голову терновного венца. Вместе с этими страшными событиями вспоминается также Сошествие Святого Духа на апостолов.
Шестой Час 12 часов дня — воспоминание распятия Христа на кресте между двумя разбойниками, надругательство воинов над Христом и тьмы покрывшей всю землю. Девятый Час 15 часов дня — воспоминание смерти Христа, землетрясения в момент смерти Христа, восстания мёртвых из гробов и прободения ребра Христа копьем сотником Лонгином.
Часы Все дневные службы называются «часами».
Дневные службы значительно короче и проще ночных: в среднем, каждый час занимает не больше 20-30 минут. Основной смысл этой службы — испрашивание у Бога благословения на начинающийся день. На практике, 1-й час вместе с утреней переехал на вечер и совершается около 19:00-20:00.
Основное воспомниание этой службы — сошествие Святого Духа на апостолов. Основное воспомниание этой службы — грехопадение Адама и Распятие Иисуса Христа. В храмах оба этих часа читаются друг за другом утром перед началом Литургии около 7:00-10:00.
Отдельно от Литургии часы в храмах не совершаются. Основное воспомниание этой службы — смерть Иисуса Христа на Кресте. На практике, либо не служится, либо читается перед самым началом вечерни около 16:00-17:00.
Церковные требы Помимо Литургии и 8 служб суточного круга в каждом храме могут совершаться «требы». Этим словом обозначают службы, которые совершаются не регулярно, а по запросу — по требованию — прихожан. Среди них можно выделить: Таинства крещение, исповедь, елеосвящение, венчание , церковные обряды отпевание, погребение, освящение чего-либо.
Более подробно об основных службах суточного круга вы можете узнать на онлайн-курсах н ашего образовательного проекта. Также рекомендуем к прочтению статью о том, как вести себя в храме. Ваш заказ Если вы приобретаете курс, то после оплаты Вам на эл.
Каждый курс высылается отдельным письмом.
В третьем веке возникла практика «непрестанной молитвы», когда отцы-пустынники, следуя заповеди апостола Павла «непрестанно молитесь», 1 Фес, 5, 17 делились на группы, из которых одна сменяла другую, так что в результате получалась круглосуточная молитва. До Тридентского собора По мере развития практики непрестанной молитвы в монастырских сообществах Востока и Запада длительность молитв увеличивалась, при этом привязка молитвословий к определённым часам дня стала в ежедневной жизни монастырей практически нормой.
К четвёртому веку в своих основных чертах богослужебные часы приняли свою нынешнюю форму. Для приходских священников и мирян молитвы часов были по необходимости гораздо короче. Во многих храмах и базиликах, где основу клира составляли монахи, эти часы представляли собой смесь мирской и монастырской практик.
Значительное влияние на формирование часов в Западной Церкви оказал св. Бенедикт Нурсийский в православной традиции — преподобный Венедикт Нурсийский , изложивший последование часов именуемых у него Opus Dei, то есть «Божие дело» в своих «Правилах». Молитвенный распорядок дня монахов-бенедиктинцев строился в соответствии с этими правилами.
В полночь совершалась служба, именуемая matutinum, или horae matutinae, за которой в 3 часа утра следовала утренняя служба laudes первоначально так назывались три последние псалма Псалтири, читавшиеся на этой службе, затем это название перешло на всю службу, по-русски часто передаётся как лауды. До появления в XIV веке восковых свечей службы совершались в темноте или при минимальном освещении; от монахов ожидалось знание читаемых текстов наизусть. Затем монахи на некоторое время удалялись спать, а в 6 часов вновь вставали и шли на службу первого часа prima.
После этого могла быть частная Месса, или духовные чтения, или работа до 9 часов, когда совершалась служба третьего часа tertia , а затем торжественная Месса. В полдень они шли на молитву 6-го часа sexta и затем на дневную трапезу. После этого был небольшой отдых до службы 9-го часа nona в 3 часа дня.
После этого монахи были заняты работой до заката, когда совершалась вечерня vesperae , а затем, перед сном 9 часов вечера повечерие completorium. После этого монахи шли спать, чтобы в полночь начать этот цикл снова. Постепенно служба часов начала приобретать всё большее значение в жизни Церкви, её чин начал всё более усложняться.
Скоро для совершения этой службы стало необходимым наличие различных книг, как, например, Псалтирь для чтения псалмов, Библия для библейских отрывков, сборник гимнов для пения и т. По мере роста числа приходов, удалённых от кафедральных соборов и базилик, а главным образом из-за появления клириков, вынужденных переезжать с места на место, но не освобожденных от обязанности совершать все канонические часы, возникала необходимость в более компактных изданиях, где все необходимые тексты были бы собраны в одной книге. Такие компактные издания получили название бревиариев от латинского brevis — короткий.
Францисканцы приспособили этот Breviarium Curiae для нужд своих путешествующих братьев, взяв за образцовый так называемый галликанский текст псалтири Psalterium Gallicanum — древний богослужебный перевод псалтири на латинский язык, сделанный с греческого текста.
Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы в каждом — по три , а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником. Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей.
В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет: «Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня около полуночи , хвалины 3 часа пополуночи , час первый 6 часов утра , час третий 9 часов , час шестой полдень , час девятый 15 часов , вечерня 18 часов , навечерие 21 час ». Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам Всенощному бдению и Литургии.
Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» М. Скаблланович «Толковый типикон». Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов 5, 89, 100 , нескольких молитв и тропарей.
В помощь прихожанам
В Литургии Часов есть 7 часов, или времени для молитвы. В некоторых храмах литургии Преждеосвященных Даров в последнее время стали совершаться вечером. Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии. Литургия проходит в каждом храме. Божественная Литургия — это центральное богослужение, поскольку во время него происходит Таинство Евхаристии и причастие (вернее сказать, сама Литургия сопровождает эти Таинства). Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)?
Когда лучше подавать записки: в утреннее время, в вечернее время или еще в какое-то?
Напр, в Типиконе относительно 9 часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь "С высоты снишел еси", а не "Запечатану гробу". В период же всего Великого поста совершаются вместе 3 и 6 часы, а затем следует 9 час, после к-рого поются Изобразительные и Вечерня. В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9 час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами и отдельно от вечерни 9 час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник.
В дни поста 9 час положено совершать в храме Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста. Порядок совершения 9 часа Свящ-к без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: "Благословен Бог наш". Чтец: "Аминь".
Свящ-к, стоящий на солее, произносит возглас: "Яко Твое есть царство…", после чего южными дверями уходит в алтарь. Чтец: "Аминь", "Господи, помилуй" 12 раз , "Слава и ныне", "Приидите поклонимся" трижды. Затем читаются 3 псалма 9 часа: 1.
После псалмов: "Слава и ныне…", Аллилуиа трижды , "Господи, помилуй" трижды , "Слава" - тропарь святому из Минеи, "И ныне" - Богородичен часа: "Иже нас ради рождейся от Девы…", Трисвятое по "Отче наш…". После возгласа свящ-ка: "Яко Твое есть Царство…" чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… "Господи, помилуй" 40 раз , "Иже на всякое время…", "Господи, помилуй" трижды , "Слава и ныне". Свящ-к: "Боже, ущедри ны…".
В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах. На этом и заканчивается порядок совершения 9 часа. Итак, в последовании 9 часа Св.
Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре 9 часа: "Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас". В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.
Служба 1 часа есть 1-я служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени. Часы бывают 2х типов: с псалмами 3хпсалмные часы и без псалмов пасхальные.
Тип трехпсалмных часов разделяется на 3 подтипа: 1 вседневные, 2 великопостные, 3 великие под сочельники. Междочасия же, хотя и представляют собою типы часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в число суточных служб не входят. В древности они входили в круг древних часов.
Молитвословия 1 часа находятся в Следованной Псалтири и в Часослове, в конце утрени, на вседневной службе. В конце утрени, после пения: "Утверди Боже…" свящ-к задергивает завесу Царских врат, а чтец читает: "Приидите, поклонимся…" и положенные псалмы 1 часа. Если же совершается утреня полиелейная или с великим славословием, то тогда 1 час читается после полного отпуста утрени и обычного многолетия.
За трехпсалмием следует "Слава, и ныне", "Аллилуиа" трижды , опять "Слава" и тропарь празднику или святому, затем "И ныне" - Богородичен: "Что тя наречем…". Затем "Трисвятое", "Отче наш…" и кондак праздника или святого. Слава, и ныне", потом: "Честнейшую херувим…" "Именем Господним благослови, отче".
Свящ-к, выйдя северными дверьми в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чтении молитв светильничных и утренних , говорит: "Боже, ущедри…". Чтец отвечает: "Аминь". Свящ-к же продолжает молитву, в к-рой прославляет Христа: "Христе, Свете истинный…".
Хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном "Взбранной Воеводе…". За этой торжественно-благодарственной и победной песнью свящ-к произносит: "Слава Тебе, Христе Боже…" Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" трижды , "Благослови". Свящ-к говорит отпуст 1 часа.
Пение "Взбранной Воеводе" в сущности не относится непосредственно к 1 часу в Уставе его нет , а явл-ся кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования 1-го Часа. В практике имеет место традиция, в силу к-рой в великие праздники вместо "Взбранной Воеводе…" поется кондак праздника. Напр, 7 января вместо "Взбранной Воеводе" поется "Дева днесь", и т.
Если совершалась вседневная утреня, то на 1 часе бывает великий отпуст, если же совершалась утреня с великим славословием или полиелейная, то на 1 часе произносится малый отпуст. При совершении 1 часа вспоминается, как сказано в Служебнике, "како Спаситель наш в первый час дне веден бысть в притвор от Каиафы к Пилату, яко злодей благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть" Известие учительное в Служебнике. Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу в течение грядущего дня.
В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на 1 Часе определенные псалмы, в к-рых излагается утренняя молитва, исполненная упования на Бога и благодарения, в 5 пс. Затем говорится о том, что когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, то есть небесном Иерусалиме, были одни святые Пс. Источники службы 1 часа восходят ко временам еще более древним.
О молитвенной встрече дня говорит свт. Василий Великий и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы 1 часа. Есть сведения о службе 1 часа, восходящие ко времени жизни прп.
Саввы Освященного. О соединении 1 часа с утреней упоминает Никон Черногорец 11 в. На Западе 1 час становится известным с 6 в.
В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е. Диаковский, 1 час непосредственно примыкает к утрене, а остальные Часы вместе с Изобразительными объединены в особый чин Часов. Отсюда становится ясно, что 1 Час органически связан с утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею.
Для нашего времени эти указания имеют глубоко историческое основание.
Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы после небольшого перерыва. Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году — четверг 5-й седмицы Великого поста день чтения Великого канона и в Великую Пятницу — служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом. Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. Почему именно в такое время? Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь.
Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый Деян. Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе — суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый — воспоминание Крестной смерти Спасителя. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз.
В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.
Но по-настоящему прочувствовать ее может только тот, кто осознает глубокий смысл происходящего. Ведь главное действующее лицо во время литургии - не священник, а сам господь. Святой дух незримо нисходит на хлеб и вино, приготовленные к таинству причащения. И они становятся плотью и кровью Спасителя, через которые любой человек освобождается от греховного начала. Во время литургии восстанавливается единство материального и божественного, людей и бога, нарушенное когда-то Адамом и Евой. В храме наступает царствие небесное, над которым не властно время.
Каждый присутствующий переносится на тайную вечерю, где Спаситель лично дает ему вина и хлеба, призывая всех быть милосердными и любящими. Теперь подробно рассмотрим каждый этап литургии. Подача записок Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным. Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку.
Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: "За здравие" или "За упокой". Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны.
В записку нельзя включать имена некрещеных людей. Проскомидия Это слово переводится как "принесение". Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена. Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике.
Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется "Агнец" ягненок. Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть.
Он направлен на пробуждение духовного покаяния и глубокого созерцания перед вступлением в богослужение. Во время часов перед литургией прихожанам предлагается возможность собраться в храме и предстоять перед Богом в молитве. Часы являются временем, когда верующие могут подготовиться духовно и внутренне прочувствовать присутствие Божественной силы. Часы перед литургией имеют также символическое значение. Они напоминают о пребывании Иисуса Христа на земле и Его предвосхищении Святого Хода — главной составляющей богослужения.
Часы являются временем ожидания и предвосхищения богослужения, символизируя ожидание пришествия Христа и приготовление к Его встрече. В церковной службе часы перед литургией играют важную роль в формировании духовной атмосферы и подготовке молитвенного созерцания. Они помогают прихожанам сосредоточиться, уединиться с собой и Богом, а также внутренне подготовиться к участию в единении с Церковью и Божественной силой. История часов в церковной службе Использование часов в храме перед литургией имеет древнюю историю, которая уходит корнями в Средние века. В то время часы были не только средством для отслеживания времени, но и значимым инструментом в религиозной жизни. Первые часы в храмах были механическими устройствами, которые издавали звон в определенные моменты дня. Это позволяло верующим знать время и подготовиться к церковной службе. С течением времени часы стали все более сложными и изящными, украшая интерьеры храмов и привлекая внимание верующих. В процессе развития часов, были добавлены новые функции, имплицирующие их роль в церковной службе.