Новости БРИКС, БРИК, РИК. Страны БРИКС занимают около 40% площади мира.
История БРИКС
Лавров отметил, что у БРИКС нет задачи подменять имеющиеся многосторонние механизмы, организация предлагает инклюзивные решения и выступает за создание условий для развития всех государств. По человеческой численности БРИКС превосходит G7 более чем вчетверо. БРИКС (анг. BRICS) — аббревиатура ассоциации пяти государств с развивающейся экономикой: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. По итогам саммита БРИКС в ЮАР, в котором Путин участвовал по видеосвязи, было отмечено, что последуют и другие фазы расширения организации. «БРИКС открыл новую главу в своих усилиях по построению справедливого мира, который стал бы инклюзивным и процветающим», – заявил он.
Перспективы расширения БРИКС
БРИКС: что это, расшифровка, страны-участники, валюта, цели | РБК Тренды | «Раньше БРИКС воспринималось как организация, которая занимается только интересами стран-участниц, но за последние полтора года ситуация изменилась. |
БРИКС: что дальше? - Армейский сборник Журнал Министерства обороны Российской Федерации | Западные страны отказываются реформировать финансовые институты, поэтому БРИКС могут заняться созданием своих институтов. |
Что известно об объединении БРИКС
Эфиопия занимает площадь 1,1 млн кв. Это третья экономика в Африке южнее Сахары. Эфиопия - один из крупнейших экспортеров кофе. Это более чем вдвое больше, чем у G7. Чтобы не зависеть от западных систем.
Какие шаги предприняты в финансовой сфере Помимо вопросов расширения БРИКС важной темой саммита стало повышение роли национальных валют во взаимных расчетах, укрепление потенциала Нового банка развития и Пула условных валютных резервов БРИКС, а также совершенствование платежных механизмов. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва ранее анонсировал планы лидеров стран БРИКС обсудить возможность использования альтернативных денежных инструментов для наращивания товарооборота между участниками объединения. Это позволило бы им наряду с использованием национальных денежных знаков снизить зависимость от внешних валют. Президент ЮАР Сирил Рамафоса, выступая в заключительный день саммита, заявил, что страны БРИКС дали задание Минфинам и Центробанкам своих стран рассмотреть возможность запуска платежных инструментов и платформ на основании национальных валют.
Как указал Лавров, Запад доказал готовность злоупотреблять своим статусом эмитента резервных валют, чтобы достигать политических целей в нарушение всех правил свободного рынка, международной торговли и Всемирной торговой организации. Речь о шагах по облегчению использования нацвалют, но самое главное - по формированию альтернативной платежной системы. Они должны сформировать соответствующую рабочую группу и подготовить рекомендации для глав государств к следующему саммиту в Казани", - указал Лавров. По его словам, нынешние структуры глобального управления отражают вчерашний мир.
В принятой по итогам саммита декларации лидеры БРИКС обозначили свое отношение к введению односторонних санкций и торговых барьеров. Мир и хлеб. Что еще обсуждали на саммите БРИКС Во время саммита особое внимание уделялось вопросам продовольственной безопасности, которые имеют важное значение для африканских стран. Речь шла и о зерновой сделке, действие которой было прекращено этим летом.
В итоговой декларации, принятой по итогам саммита, говорится, что страны БРИКС намерены усилить сотрудничество в сельском хозяйстве для обеспечения продовольственной безопасности как внутри объединения, так и во всем мире. Лидеры БРИКС также отметили необходимость обеспечить глобальный доступ к продовольствию и устойчивость цепочек поставок. Иными словами, используем все имеющиеся у нас возможности для того, чтобы внести свой вклад в глобальные усилия по борьбе с голодом, не допустить продовольственного кризиса", - цитирует российского лидера ТАСС. Путин также сообщил, что Россия организует бесплатные поставки зерна в Африку, вопреки препятствиям и санкционным ограничениям.
Как и говорил, в ближайшие месяцы мы в качестве первоочередной гуманитарной помощи выделим шести странам Африки по 25-50 тыс. Мы все это делаем, кстати говоря, вопреки препятствиям, которые нам чинят, невзирая на введенные в отношении нашего экспорта незаконные санкции, серьезно усложняющие транспортную логистику, страхование и проводку платежей", - рассказал президент РФ. Путин подчеркнул, что "африканские друзья могут быть уверены в том, что Россия всегда останется надежным поставщиком сельхозтоваров, продолжит поддерживать наиболее нуждающиеся государства". Он также отметил, что Россия готова вернуться к участию в зерновой сделке, если будут выполнены условия Москвы.
В частности, в документе в позитивном ключе отмечается африканская инициатива по урегулированию конфликта. Путин: стремление Запада сохранить свою гегемонию в мире привело к кризису в Украине Об украинском конфликте на полях саммита также упомянул глава Афросоюза Азали Ассумани.
Круг тем, которые затрагивают на встречах БРИКС, охватывает все актуальные аспекты жизни, в том числе экологические проблемы, бедность, развитие общества, финансовые институты и др. По факту же работа ведётся по нескольким направлениям. Согласно экономической концепции организации, приоритеты в странах БРИКС отданы сельскому хозяйству , торговле, инвестициям и минеральному сырью. Стратегия экономического партнёрства до 2025 года разработана по инициативе российского Минэкономразвития с учётом национальных интересов стран — членов БРИКС. В ней есть три основных блока: торговля; инвестиции и финансы; цифровая экономика и устойчивое развитие.
Одна из приоритетных задач формата — консолидация усилий по преодолению всевозможных экономических и мировых кризисов, каким стала, например, пандемия коронавируса. Также страны ведут активную работу по противодействию торговым ограничениям и реформе Всемирной торговой организации. Кроме того, БРИКС поставила задачей развитие расчётов в национальных валютах для ускорения экономического роста и ослабления влияния доллара на их экономики. В 2014 году в рамках формата БРИКС появился Новый банк развития, который задуман как механизм финансовой стабильности для стран, пострадавших от кризиса платёжного баланса. По данным Международного валютного фонда, именно торговля и инвестиции стран БРИКС со странами с низким уровнем дохода послужили основной системой поддержки мировой экономики после глобального финансового кризиса. Политические и социальные интересы Одним из важнейших вопросов, поднимаемых на саммитах БРИКС, стала климатическая тематика. Страны пытаются сбалансировать свои экономические и энергетические интересы с противодействием глобальному потеплению.
Также руководство стран БРИКС признало необходимость укрепления международных связей и, в частности, обмена талантами и развития сотрудничества в сферах культуры, спорта и образования. В рамках этих соглашений действуют инициативы по обмену студентами и специалистами для развития открытости, инклюзивности и взаимного обучения.
Тегеран долгое время имел напряженные отношения с Саудовской Аравией, однако сегодня эти государства встали на путь налаживания контактов. Кроме того, страна является наиболее антиамериканской из всех озвученных новичков», — акцентирует он. Организация пытается проложить вектор соперничества с США, однако, за исключением Китая и России, другие участники блока до сих пор не готовы пойти на столь радикальные трансформации во внешней политике. Тегеран способен придать сотрудничеству необходимый вектор конкуренции с западными странами», — уточняет эксперт. Конечно, страна неплохо справлялась со своим бременем и до этого момента, однако интенсификация партнерства по линии БРИКС способна улучшить экономическое положение Исламской Республики», — подчеркивает Лизан. На этом фоне крайне значим процесс включения новых стран в состав организации.
Основным итогом прошедшей встречи он называет анонсирование следующего саммита в Казани, на котором, как представляется, «будет объявлено о дальнейшем расширении организации». Вхождение в состав объединения шести новых государств позволяет существенно расширить влияние организации в значимых регионах планеты.
Трудно себе представить, чтобы одна из стран G7 вела подобные дебаты относительно визита президента США или премьера Великобритании. На саммите обсуждался украинский конфликт, но в самых общих чертах. Таким образом, участие в БРИКС может способствовать нормализации отношений между его участниками, но не гарантирует политической поддержки его членов при конфликте с Западом. В этом случае пока не приходится говорить о влиянии БРИКС на мировую политику, поскольку организация старается избегать внешнеполитических позиций, которые резко противоречили бы западной платформе. И тем более предполагать, что организация в ближайшей перспективе предложит некий новый миропорядок. Однако сам факт геополитической альтернативы в сумбуре многополярности — уже немало.
Альтернатива нам неизвестна, понимания нет и примеров тоже за последние сто лет. Мы не можем описать новый мировой порядок, пока он не сформировался. Но, наверное, дело не столько в деньгах, сколько в политических отношениях. В России любят побухтеть на тему того, что условный Казахстан ведет переговоры с условным Китаем по вопросам сотрудничества. При этом все прекрасно понимают, что от России Казахстан никуда не денется. Но все хотят альтернативы. Вести диалог с тем же Западом, будучи на позиции тех, кто уже опирается на какую-то альтернативную структуру, делает страны менее уязвимыми», — считает Тимофей Бордачев, доктор политических наук, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД. Экономика анти-про-Запад Страны БРИКС также не ставят перед собой задачи обособления от мировой экономики и построения собственного независимого экономического контура по примеру советского блока.
А резкая переориентация российского экспорта с Запада на Восток в течение последнего года связана с санкциями, а не с экономическими интересами. Более того, страны организации зачастую становятся конкурентами в борьбе за западные инвестиции и рынки. Например, идет процесс переноса западных производств из Китая из-за роста издержек на оплату труда в Индию, Индонезию и Вьетнам. Экономические претензии большей части стран БРИКС к Западу строятся на почве критики неравенства в торгово-экономическом партнерстве и призывах отказаться от протекционизма и возводимых западными странами искусственных барьеров в торговле. Эти государства не оставляют надежды обыграть западные страны, играя на их поле, по их правилам и под их же судейством. Успехи либо обгон в развитии — все это повод для всяческих препятствий и сдерживания, что ни к чему хорошему не приведет», — заявил он. Под «зажимом» наверняка подразумевались ограничения, наложенные на экспорт китайской высокотехнологической электроники, и санкции США, под которые подпали передовые процессоры и оборудование для их производства, а также недавний указ президента США Джо Байдена о запрете американских инвестиций в Китай в производство полупроводников и микроэлектроники, квантовые информационные технологии и системы искусственного интеллекта. Москва занимает иную позицию и считает, что договориться с Западом о справедливом экономическом взаимодействии вряд ли получится.
Он их устраивает, он выгоден им. Они пытаются подменить систему международного права собственным так называемым порядком, основанным на правилах, которых никто не видел, правилах, используемых, надо сказать, в корыстных целях и меняющихся в угоду текущей политической конъюнктуре когда угодно и как угодно в соответствии с интересами отдельных стран. По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке, кстати, не так уж хорошо выглядящий, и современные колонизаторы, прикрываясь благими лозунгами демократии, прав человека, стремятся решать свои проблемы за чужой счет, продолжая беззастенчиво выкачивать ресурсы из развивающихся стран», — сказал Путин в обращении к участникам саммита. Позиция Пекина понятна, но все же странно было бы предположить, что Вашингтон однажды заявит: «Окей, я был неправ, опережайте нас в области передовых технологий, а мы, со своей стороны, поможем вам, предоставив свои инвестиции и свой внутренний рынок». Еще во время 14-го саммита БРИКС, прошедшего в онлайн-формате в июне прошлого года, Владимир Путин предложил подумать над созданием единой валюты клуба, оговорившись, что «это сложный вопрос, но мы так или иначе будем двигаться к этому решению». Однако по итогам саммита в ЮАР страны лишь заявили, что намерены способствовать «укреплению корреспондентских сетей банковских отношений между странами БРИКС и возможности расчетов в местных валютах». Недостаток расчетов в национальных валютах ярко проявился при торговле России с Индией. Имея торговый профицит, Москва накопила на банковских счетах большое количество рупий, которые сложно потратить из-за отсутствия интересующего Россию индийского товарного предложения.
Если бы расчеты производились в общей для БРИКС валюте, эти деньги можно было бы потратить на китайские или бразильские товары. В то время как использование исключительно национальных валют превращает сложную международную торговлю в двустороннюю, сопоставимую с бартером. В октябре 2016 года МВФ признал юань резервной валютой наравне с долларом, евро, британским фунтом и японской иеной. Хотя доля валютных резервов юаня в мире ничтожно мала, можно предположить, что Пекин рассчитывает на ее постепенное увеличение. В этом случае эмиссия юаня не будет вызывать инфляцию в Китае, принося при этом сеньораж в китайскую казну. За прошедшие восемь лет НБР профинансировал 96 проектов в странах-учредителях на общую сумму 33 млрд долларов. При этом лишь один из западных финансовых институтов — Всемирный банк — только в 2022 году выделил на разные проекты более 100 млрд долларов. В июле этого года глава НБР Дилма Руссефф заявила о прекращении финансирования новых проектов в России, поскольку банк полностью соблюдает международные санкции.
Похоронный гудок старому миру: Почему расширение БРИКС станет концом гегемонии США
В том же году по инициативе России был создан Женский деловой альянс и начал работу Молодежный бизнес-инкубатор стран БРИКС, в рамках которого молодые предприниматели делятся опытом и устанавливают прямые деловые контакты. Они охватывают такие направления, как промышленность, сфера услуг, программное обеспечение, услуги в технологической сфере, логистика, торговля и экономика. В настоящее время ведется работа по переходу стран БРИКС на взаиморасчеты в национальных валютах и созданию Фонда облигаций в национальных валютах. Президент РФ Владимир Путин, выступая 22 июня 2022 года на форуме деловых кругов БРИКС, сообщил, что прорабатывается вопрос создания международной резервной валюты на основе корзины валют стран объединения. По мнению экспертов, это может защитить страны БРИКС от санкционных рисков, связанных с расчетами в долларах и евро. В области образования и науки С 2013 года функционирует Научный совет. В сентябре 2017 года начал действовать Сетевой университет БРИКС учрежден в 2015 году , в который входят порядка 60 вузов стран объединения от РФ - 12, в т. Основные направления образовательных и научно- исследовательских программ - экономика и энергетика; информатика и информационная безопасность; экология и изменения климата; водные ресурсы. Штаб-квартира учебного заведения находится в Екатеринбурге при Уральском федеральном университете.
COM организатор - российская образовательная онлайн-платформа Учи. В 2019 году в ней приняли участие 1,6 млн школьников во всех странах БРИКС, а в 2020 году - свыше 3 млн, в том числе ученики из Индонезии и Вьетнама более поздние данные не публиковались. Осенью 2018 года при Иркутском научном исследовательском техническом университете начал работать Байкальский институт БРИКС, который готовит кадры по таким направлениям, как экологический инжиниринг и чистая энергетика; устойчивая инновационная экономика; международный бизнес; цифровые технологии. В числе целей проекта - выработка скоординированной политики и стратегии в этой сфере.
Задача этих объединений — влияние и транслирование консолидированных мнений по поводу экономических вызовов в международные институты. Экономические альянсы, наоборот, создаются в первую очередь для поиска ответов на стоящие перед его членами внутренние вызовы, придавая наибольшее значение экономическому развитию своих членов путем создания инструментов синхронизации экономической деятельности, в том числе торгового и таможенного регулирования. Альянсы типа АСЕАН и Восточноафриканского сообщества позволяют не только решать проблемы внутреннего развития, но и поднимать на международном уровне вопросы регионального масштаба.
В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению. При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии. Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами. В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта. Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом. Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии?
Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста? Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность? Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой? За счет чего преодолеть глубокий культурный разрыв между цивилизациями? Уже в ближайшее время эти и другие вопросы потребуют ответов, которые могут быть найдены лишь при условии общих усилий. Адекватная реакция на сложившиеся вызовы потребует не только согласованного подхода, но и существенных инвестиций.
Согласно оценкам ООН, достижение одних только целей развития тысячелетия потребует затрат в размере более 100 млрд долларов. И это только социальная перспектива, ведь инфраструктурные вызовы потребуют куда больших инвестиций — по некоторым оценкам, рынок инфраструктурного развития только в развивающихся странах в ближайшие годы составит 4 трлн долларов. Полное замещение энергоресурсов на возобновляемые источники будет стоить мировой экономике уже десятки триллионов долларов. Справиться с задачами подобного масштаба в одиночку не способна ни одна страна: ни технологически, ни экономически, ни институционально. Очевидно, что в этих условиях трансформации ландшафта начнет происходить переоформление альянсов и коалиций. Их успешность будет зависеть в том числе и от того, насколько корпоративные игроки, которые являются непосредственными акторами экономической жизни, будут интегрированы в системы принятия решений и формулирования повестки. Перед мировым сообществом встают вопросы, какая платформа станет адекватной глобальным вызовам и сможет ли БРИКС занять это место.
Экономический, технологический, человеческий и культурный потенциал объединения позволяет говорить о том, что пятерка способна совместно и эффективно реализовывать проекты совсем другого масштаба. Ключевым условием состоятельности БРИКС станет интенсивность и адекватность его реакции на эти и другие вызовы за счет трансформации как политических, так и экономических форматов взаимодействия. Сценарии развития БРИКС Учитывая высокую степень политической и экономической неопределенности и недетерминированности контекста развития БРИКС, мы применяем сценарный подход, в рамках которого будут рассмотрены различные степени политической и экономической интеграции БРИКС в условиях глобальных вызовов.
Однако, дальнейшее уплотнение сотрудничества стоит под вопросом. Вроде БРИКС есть, но в то же время, его и нет… Автор канала «Инфляционный шок» финансовый аналитик Егор Колягин обратил внимание на то, что все разговоры о дедолларизации, которую якобы должны были декларировать на этом саммите оказались пустым звуком: «В общем тут будто бы полнейшее фиаско. Хотя сколько ожиданий было в СМИ по всему миру. Организация остается, по сути, неформальной. Это неэкономический и невоенный блок. Нет общих правил, уставов. Да и целей в конце концов.
Нет даже правил, по которым можно вступить в организацию, какие бонусы или ограничения от этого получить. За что могут выгнать из организации, нам тоже неизвестно. БРИКС будто бы застыл на месте и так и остается довольно рыхлой организацией, где могут просто договориться о продаже друг другу товаров на выгодных условиях в частном порядке и не более того. Тем не менее в эту вроде бы не работающую и практически не существующую организацию зачем-то ломятся почти 30 стран. Условия приема, кстати, так и не оглашены. Из интересного здесь следующее: — Если организация будет хоть как-то развиваться в плане уставов, правил, институтов и общей инфраструктуры, то, по сути, начнет контролировать половину мирового рынка нефти. А со стороны потребления будет 2 из 3 крупнейших потребителя. Это Индия и Китай. А вы сами знаете, что следом после контроля рынков производства, потребления и оценки рынка нефти идет вопрос его транспортировки. Вроде есть, действует, растет.
Понимание необходимости коллективной защиты еще не созрело. Бразилия и Индия стараются и вовсе воздерживаться от политических заявлений, предпочитая делать акцент на экономическом сотрудничестве. Хотя эти заявления и вызвали гнев в Киеве и Вашингтоне, они далеки от союзнических в отношении России, которая хотела бы услышать аргумент в пользу признания всех новых российских территорий. Еще одним малоприятным инцидентом стала дискуссия, развернувшаяся накануне саммита в ЮАР, по вопросу обеспечения неприкосновенности Владимира Путина и признания вердикта Международного уголовного суда об аресте президента России. Трудно себе представить, чтобы одна из стран G7 вела подобные дебаты относительно визита президента США или премьера Великобритании. На саммите обсуждался украинский конфликт, но в самых общих чертах. Таким образом, участие в БРИКС может способствовать нормализации отношений между его участниками, но не гарантирует политической поддержки его членов при конфликте с Западом. В этом случае пока не приходится говорить о влиянии БРИКС на мировую политику, поскольку организация старается избегать внешнеполитических позиций, которые резко противоречили бы западной платформе.
И тем более предполагать, что организация в ближайшей перспективе предложит некий новый миропорядок. Однако сам факт геополитической альтернативы в сумбуре многополярности — уже немало. Альтернатива нам неизвестна, понимания нет и примеров тоже за последние сто лет. Мы не можем описать новый мировой порядок, пока он не сформировался. Но, наверное, дело не столько в деньгах, сколько в политических отношениях. В России любят побухтеть на тему того, что условный Казахстан ведет переговоры с условным Китаем по вопросам сотрудничества. При этом все прекрасно понимают, что от России Казахстан никуда не денется. Но все хотят альтернативы.
Вести диалог с тем же Западом, будучи на позиции тех, кто уже опирается на какую-то альтернативную структуру, делает страны менее уязвимыми», — считает Тимофей Бордачев, доктор политических наук, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД. Экономика анти-про-Запад Страны БРИКС также не ставят перед собой задачи обособления от мировой экономики и построения собственного независимого экономического контура по примеру советского блока. А резкая переориентация российского экспорта с Запада на Восток в течение последнего года связана с санкциями, а не с экономическими интересами. Более того, страны организации зачастую становятся конкурентами в борьбе за западные инвестиции и рынки. Например, идет процесс переноса западных производств из Китая из-за роста издержек на оплату труда в Индию, Индонезию и Вьетнам. Экономические претензии большей части стран БРИКС к Западу строятся на почве критики неравенства в торгово-экономическом партнерстве и призывах отказаться от протекционизма и возводимых западными странами искусственных барьеров в торговле. Эти государства не оставляют надежды обыграть западные страны, играя на их поле, по их правилам и под их же судейством. Успехи либо обгон в развитии — все это повод для всяческих препятствий и сдерживания, что ни к чему хорошему не приведет», — заявил он.
Под «зажимом» наверняка подразумевались ограничения, наложенные на экспорт китайской высокотехнологической электроники, и санкции США, под которые подпали передовые процессоры и оборудование для их производства, а также недавний указ президента США Джо Байдена о запрете американских инвестиций в Китай в производство полупроводников и микроэлектроники, квантовые информационные технологии и системы искусственного интеллекта. Москва занимает иную позицию и считает, что договориться с Западом о справедливом экономическом взаимодействии вряд ли получится. Он их устраивает, он выгоден им. Они пытаются подменить систему международного права собственным так называемым порядком, основанным на правилах, которых никто не видел, правилах, используемых, надо сказать, в корыстных целях и меняющихся в угоду текущей политической конъюнктуре когда угодно и как угодно в соответствии с интересами отдельных стран. По сути, это тоже колониализм, только в новой упаковке, кстати, не так уж хорошо выглядящий, и современные колонизаторы, прикрываясь благими лозунгами демократии, прав человека, стремятся решать свои проблемы за чужой счет, продолжая беззастенчиво выкачивать ресурсы из развивающихся стран», — сказал Путин в обращении к участникам саммита. Позиция Пекина понятна, но все же странно было бы предположить, что Вашингтон однажды заявит: «Окей, я был неправ, опережайте нас в области передовых технологий, а мы, со своей стороны, поможем вам, предоставив свои инвестиции и свой внутренний рынок». Еще во время 14-го саммита БРИКС, прошедшего в онлайн-формате в июне прошлого года, Владимир Путин предложил подумать над созданием единой валюты клуба, оговорившись, что «это сложный вопрос, но мы так или иначе будем двигаться к этому решению». Однако по итогам саммита в ЮАР страны лишь заявили, что намерены способствовать «укреплению корреспондентских сетей банковских отношений между странами БРИКС и возможности расчетов в местных валютах».
Недостаток расчетов в национальных валютах ярко проявился при торговле России с Индией. Имея торговый профицит, Москва накопила на банковских счетах большое количество рупий, которые сложно потратить из-за отсутствия интересующего Россию индийского товарного предложения. Если бы расчеты производились в общей для БРИКС валюте, эти деньги можно было бы потратить на китайские или бразильские товары. В то время как использование исключительно национальных валют превращает сложную международную торговлю в двустороннюю, сопоставимую с бартером. В октябре 2016 года МВФ признал юань резервной валютой наравне с долларом, евро, британским фунтом и японской иеной. Хотя доля валютных резервов юаня в мире ничтожно мала, можно предположить, что Пекин рассчитывает на ее постепенное увеличение.
Образ многополярного мира: что такое БРИКС и как она устроена
Сначала входит Аргентина, потом в целях усиления евразийской повестки и сдерживания Китая России удается привести в организацию Турцию что считается огромным геополитическим успехом. В альянсе формируется многоуровневая система членства, и на очередном ежегодном Саммите развивающихся держав в Анкаре в 2030 году ожидается предоставление членства Индонезии и Саудовской Аравии. Страны — основатели Альянса в ходе долгого и тяжелого переговорного процесса смогли определить ту долю суверенитета, от которой они отказались в пользу созданной организации. Секретариат находится в Мумбаи, штаб-квартира — во Владивостоке, Парламентская ассамблея — в Стамбуле. Ключевым вызовом в данном сценарии становится необходимость преодолеть внутренние противоречия: конкуренцию в ряде регионов, исторические споры о границе в первую очередь, между Индией и Китаем и неготовность делиться даже частью суверенитета в пользу интеграционного объединения. Хотя наличие одинаковых проблем у нескольких стран не означает, что они воспринимают эти проблемы как общие, позитивным примером здесь может послужить НАТО, где государства, имеющие исторические противоречия вековой протяженности, вполне успешно сосуществуют в рамках одной наднациональной военной структуры и сообща ищут ответы на политические и экономические вызовы. Сценарий 3 СОЮЗ Ухудшение экономической ситуации на развивающихся рынках вкупе со стартом третьей промышленной революции в развитых странах не позволяли БРИКС демонстрировать прежний экономический рост. В этих условиях лидеры пятерки выбрали стратегию национального экономического развития через развитие интеграции.
Политическая повестка БРИКС стала лишь приложением к экономическому развитию, и страны-участницы придерживаются парадигмы, что сильная и устойчивая экономика сможет преодолеть вызовы любого порядка. Экономическая же повестка БРИКС за последние 15 лет претерпела существенные изменения: на сегодняшний день пятерка, создав многочисленные институты поддержки и взаимодействия бизнеса, превратилась в мощный экономический союз. Однако этот союз выходит за рамки еще одной «зоны беспошлинной торговли в мире», в его основе лежат концепция устойчивого развития и новый подход к инновациям, включая развитие технологий. Создаваемые технологии находят широкий спрос на развивающихся рынках, включая беднейшие страны, и стимулируют устойчивое социально-экономическое развитие в мире. Эти технологии также начинают проникать на верх пирамиды, на развитые рынки, что приводит к возникновению глобальной технологической экосистемы, альтернативной сложившейся к настоящему времени и основанной на концентрации НИОКР в странах Запада и Японии. В этих условиях экономический союз БРИКС сводит свою внешнеполитическую повестку к сотрудничеству с другими торговыми блоками и отдельными странами создание ЗСТ, активизация работы в регионах мира, диверсификация портфеля проектов , однако основной задачей союза является углубление экономической интеграции. Страны БРИКС осуществляют единую внешнеторговую политику с тысячами общих торговых домов по всему миру.
Более того, в условиях сохраняющейся экономической нестабильности на внешних рынках и распада еврозоны в экономическом союзе БРИКС создается единое министерство планирования и прогнозов, которое стремится сочетать компетенции и производственные мощности стран БРИКС в комплексных долгосрочных стратегиях. Ключевые вызовы, стоящие перед экономической интеграцией БРИКС: низкий уровень взаимной торговли, слабость экономических связей и взаимная конкуренция на третьих рынках. С переходом на этот уровень важнейшим показателем развития БРИКС стала его глобальная конкурентоспособность. Представленные на ключевых континентах, которые являлись источником не только глобального роста, но и основных мировых проблем, члены БРИКС, превращаясь в главного агента работы с цивилизационными вызовами, вынуждены ставить перед собой задачи, выходящие за рамки их политических и экономических интересов. Постоянно растет плотность контактов между странами — экономических, цифровых, культурных, образовательных, общества стран БРИКС учатся проектировать совместное будущее для всего мира. Компании из Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР реализуют проекты развития глобального масштаба, и политическая подсистема альянса поддерживает его экономическую мощь. Показательным примером является масштабный инфраструктурный проект «Африканский перекресток», который связал транспортными артериями крупнейшие города Центральной, Восточной, Южной и Западной Африки.
Для реализации этого проекта свои компетенции объединили более 300 компаний из стран пятерки, а Силы быстрого реагирования БРИКС по мандату ООН обеспечили безопасную постройку этой континентальной транспортной артерии. Таких примеров становится все больше и больше — Латинская Америка стала глобальным центром биотехнологий, северо-восток Китая производит больше высокотехнологичной продукции, чем остальные страны АТР, Россия становится глобальным хабом фундаментальной науки. Приоритет на более глубокую интеграцию не привел к ее расширению, и вместо включения каждая страна-участница становится политическим, технологическим и экономическим лидером в окружающем ее регионе, беря на себя ответственность за развитие составляющих его стран. Модели поведения и распределения общественного богатства, модели образования и государственного управления, бизнес-практики и здравоохранение, практики устойчивого развития имплицитно интегрированы в любые проекты стран БРИКС. Система управления БРИКС строится по корпоративной модели, где Парламентская ассамблея выполняет роль «наблюдательного совета», а непосредственное управление осуществляется «президентом корпорации» и «советом директоров» из глав исполнительной власти стран.
Например, Индия недавно подписала соглашение с США о сотрудничестве на 100 млрд долларов: это совместные проекты для разработки технологий, полупроводников, обороны, изучения космоса. Неразвитость общей финансовой системы стран. Для единой валюты необходима система, связанная с национальными платежными системами стран. Ее создание требует многомиллиардных инвестиций и объединения усилий стран союза. При этом сам проект создания новой валюты является достаточно сложным. Потребуется интегрировать платежную инфраструктуру стран-участниц блока, разработать алгоритм оценки обменного курса и, кроме того, повысить устойчивость национальных валют к внешним воздействиям. Плеханова 3. Расширение союза. Дополнительным фактором для решения отложить столь масштабный проект, стала перспектива существенного расширения состава участников БРИКС.
Включение новых групп государств в БРИКС — результат компромисса в переговорах между конкретными лидерами, полагает главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. По словам эксперта, ранее организация находилась перед развилкой: количественное расширение или качественное укрепление. Этот путь если не закрывает, то существенно осложняет второй вариант. В противном случае, продолжает эксперт, другие страны будут обижены, что их оставили за бортом процесса. У организации довольно расплывчатые цели и задачи — всех их объединяет только принадлежность к незападной группе стран. Пространства, в рамках которого страны стараются обходить западные ограничения», — добавил эксперт.
Сергей Вадимович, как Вы оцениваете принятое решение? Вместе с тем, главой МИД ЮАР Наледи Пандор были названы критерии отбора новых членов, которые, по моему мнению, звучат достаточно расплывчато: приверженность прогрессивным идеям, признание ООН «ведущим мировым институтом», веру в мир и соблюдение международного права. В этой связи достаточно странно видеть среди новых членов Эфиопию, разрываемую от гражданской войны, Саудовскую Аравию, не отличающуюся прогрессивными идеями в плане внедрения прав человека и ведущую войну в Йемене. Появление именно такого списка стран среди приглашенных к полноправному членству — ситуационные решения, которые таят в себе как и преимущества, так и недостатки. В первую очередь, ключевой критерий отбора — отсутствие явных противоречий со странами-участницами БРИКС, а также партнерство в сфере экономики. Так, Эфиопия является ключевым экономическим партнером Китая в Африке, равно как и Египет имеет тесные экономические связи сразу с несколькими странами-участницами БРИКС. Иран в данном случае наиболее ценен для России, как государство, обладающее опытом по развитию в условиях многолетних санкций и транзитом по коридору Север-Юг. Приглашение Аргентины отвечает уже, в первую очередь, китайским и бразильским внешнеполитическим интересам: левый президент Бразилии Лула да Силва прилагает все старания, чтобы в ходе предстоящих президентских выборов в соседней стране власть не получили сторонники правых сил, которые, в том числе, имеют и антироссийские настроения. Главным риском расширения видится отсутствие общих целей всех приглашенных государств. В течение предстоящего года БРИКС необходима, по моему мнению, выработка единого политического измерения, которое предотвратит скатывание организации в «объединение ради объединения». Кроме того, важно введение институциальной основы организации, так как с повышением количества участников неизменно повысится и количество региональных противоречий между членами. Исходя из необходимости принятия решений консенсусом, расширение БРИКС может затормозить его развитие. Вместе с тем хочется надеется, что предстоящее председательство России и новый цикл организации в расширенном формате даст объединению возможность повысить эффективность сотрудничества и кооперации по различным направлениям в противовес западным институтам и организациям.
Расширение БРИКС: какие страны вошли и еще войдут в альянс – инфографика
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. Лидеры стран БРИКС пригласили Аргентину, Египет, Иран, Эфиопию, ОАЭ и Саудовскую Аравию стать полноправными членами альянса. Итогом ХV саммита БРИКС в ЮАР, состоявшегося в августе 2023 года, стало включение новых стран в альянс. саммит которого (а вернее - БРИКС плюс) прошёл многих. Основные направления деятельности БРИКС, цели и задачи создания организации.
Итоги саммита БРИКС: как теперь он назовётся и что у него за валюта
Страны-участники[ править править код ] Бразилия — 11-я экономика мира по ВВП [12] , 8-я экономика мира по ВВП по ППС [13] , богата сельскохозяйственной продукцией; Россия — 8-я экономика мира по ВВП [12] , 5-я экономика мира по ВВП по ППС [13] , крупнейшие запасы минеральных ресурсов, имеет крупнейшую в мире территорию, одна из двух крупнейших в мире ядерных держав ; Индия — 5-я экономика мира по ВВП [12] , 3-я экономика мира по ВВП по ППС [13] , дешёвые интеллектуальные ресурсы, крупнейшее в мире население ; Китай — 2-я экономика мира по ВВП [12] , 1-я экономика мира по ВВП по ППС [13] и 1-й в мире экспортёр «мировая фабрика» , обладатель одного из крупнейших в мире валютных резервов , одна из двух стран в мире с населением более 1 млрд человек; Южно-Африканская Республика — 38-я экономика мира по ВВП [12] , 32-я экономика мира по ВВП по ППС [13] , разнообразные природные ресурсы. Под ней понимается структура, которая дополнила бы сотрудничество между пятью основными членами за счет более широкого круга, сформированного каждым из её членов в рамках соответствующих региональных интеграционных блоков и организаций [15]. В 2017 году «ноу-хау» китайского председательства стало развитие формата «аутрич» с привлечением внерегиональных игроков — крупнейших стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых до этого момента не входили в сферу влияния председательствующей страны. Чего стоит только беспрецедентное количество а именно двадцать восемь стран, приглашенных к участию в Форуме политических партий, мозговых центров и гражданских организаций стран БРИКС, который состоялся в июне 2017 года в китайском г. Часть этих стран благодаря своему региональному влиянию, экономическому потенциалу, размеру территории и численности населения по праву претендует на то, чтобы надолго войти в ареал деятельности БРИКС [16]. Идут дальнейшие дискуссии о необходимости продолжения расширения.
Как предполагается, они присоединятся с 1 января 2024 года [24]. Хотя название группы было изменено, когда к ней присоединилась Южная Африка, на этот раз название изменено не будет. Но 16 января 2024 года стало известно, что Саудовская Аравия ещё официально не присоединилась к организации [28]. Третье расширение[ править править код ] 7 ноября 2022 года Алжир подал официальную заявку на вступление в БРИКС [29].
Присоединение Эмиратов не так уж много добавляет. Они скорее выступают как финансовый офшор, как страна с посреднической функцией", — полагает Колташов. С 60-х годов большую роль в ней играли промышленность и экспорт нефти. Основные залежи черного золота располагаются в районе Суэцкого залива и Синайского полуострова. Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС — хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал. Проблема в том, что Египет имеет склонность маневрировать и искать компромиссы с Западом. В то время как Алжир имеет более твердую позицию и обладает при этом ценными ресурсами. С одной стороны, Египет — хорошее приобретение, но с другой — американцы могут влиять на его поведение в рамках БРИКС", — убежден эксперт. Как отметил Колташов, Эфиопия имеет специфическую историю. Это единственная африканская страна, которая не была колонией. Таким образом, у Эфиопии есть уникальный опыт сопротивления западной колонизации — и это может быть ее сильной стороной. У Эфиопии серьезный экономический потенциал, но не очень четкая перспектива развития. В силу внутрисоциальных проблем. Там есть большие внутренние проблемы, схожие с проблемами Египта и Судана. Но у Египта есть военные, которые показали, что способны брать под контроль процессы, когда это нужно сделать", — сказал эксперт.
Контроль над образованием — критически важный пойнт для будущего любой страны. Происходит развитие совместных международных научных и образовательных проектов при одновременном сохранении научного суверенитета. Развивается сотрудничество в области развития космоса, обмен спутниковыми данными , создание совместной виртуальной спутниковой группировки. Политика Выше уже писал, что экономики без политики не бывает. По своей сути БРИКС — союз стран, которые решили совместно отстаивать свои интересы на международной арене. Страны запада явно видят в БРИКС угрозу для своего доминирующего положения, далее приведу слова Джо Салливана : «Слухи о гибели доллара как мировой резервной валюты, возможно, были преувеличены в преддверии августовского саммита [БРИКС]. Однако на этот раз слухи о его гибели могут оказаться не преувеличенными», — указал он.
Ее создание требует многомиллиардных инвестиций и объединения усилий стран союза. При этом сам проект создания новой валюты является достаточно сложным. Потребуется интегрировать платежную инфраструктуру стран-участниц блока, разработать алгоритм оценки обменного курса и, кроме того, повысить устойчивость национальных валют к внешним воздействиям. Плеханова 3. Расширение союза. Дополнительным фактором для решения отложить столь масштабный проект, стала перспектива существенного расширения состава участников БРИКС. Более 20 стран подали заявки на вступление и еще столько же заявили о своих намерениях. При этом уровень экономического развития потенциальных участников блока неоднороден и потребуется переходный период для встраивания национальных платежных систем в единую систему расчетов. По мнению Мери Валишвили, два фактора — отсутствие общей сильной финансовой системы стран и расширение союза — мешают созданию валюты.
История БРИКС
Сегодня у правительств и парламентов суверенных государств заметно меньше, чем четверть столетия назад, возможностей регулировать весь комплекс отношений между странами, их народами, бизнес-структурами, организациями гражданского общества. Мы убеждены в том, что в будущем именно формат «форумов», а не привычных межправительственных организаций будет иметь наилучшие возможности справляться с быстрыми изменениями международной среды, расширением круга её акторов, утверждением новых и отмиранием старых форм трансграничного взаимодействия. Лидеры государств на таких форумах сверяют часы, договариваются о координации действий на международной арене, а затем на национальном уровне реализуют эти договорённости. БРИКС, пожалуй, самое масштабное и яркое подтверждение этой тенденции. Все государства — участники этого форума были отнесены российским президентом к категории «развивающихся», а их высшими приоритетами в мировых делах названы соблюдение норм международного права, отстаивание центральной роли ООН в мировых делах и создание справедливого мирового порядка. По нашему убеждению, инициатива создать форум БРИКС появилась в Кремле после разочарования от первых лет членства России в качестве участника «Группы восьми». Петербургский саммит G8 в 2006 году, где Россия впервые выступала в роли председателя, показал, что по ключевым для России вопросам международная безопасность, энергетика, региональные конфликты максимум, на что она может рассчитывать — это в одиночку вести жёсткие безрезультатные споры с США и их союзниками. То есть политически даже после приглашения России в G8 «формула» этой структуры осталась прежней: семеро во главе с Вашингтоном G7 против одинокого новичка — Москвы.
Имеется квалифицированная рабочая сила, создана современная инфраструктура, есть промышленный потенциал, развивается сельскохозяйственная промышленность, рынок в 45 млн потребителей. Президент Алжира упомянул о возможности вступления в БРИКС еще в июле 2022 года, что позволило бы его стране «уйти от притяжения двух полюсов» [16].
С геополитической точки зрения вступление в БРИКС упомянутых государств будет способствовать укреплению позиций группы в макрорегионах стран-претендентов, одновременно будет усиливать влияние самих стран-претендентов и даже может способствовать преодолению противоречий между ними на другом уровне отношений например, между Ираном, Саудовской Аравией и Турцией. На наш взгляд, здесь достойным кандидатом по всем критериям может стать Индонезия. Эта страна имеет не только экономический потенциал, но и существенный политический вес. Определенные контакты с этими региональными объединениями были налажены через формат «аутрич-саммитов». В целом такой сценарий возможен благодаря лидирующим позициям стран группы в данных региональных объединениях. Однако ключевые страны Западной Африки имеют тесные взаимоотношения с западными державами и фактически находятся в зоне их влияния, политического и экономического давления, что не позволяет делать положительный прогноз альянсу БРИКС с ЭКОВАС. Хотя он мог бы стать взаимовыгодным для всех сторон. АКФТА является единым коммерческим пространством для более чем 1,27 млрд человек и по численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире, поскольку в его состав вошли 54 из 55 стран - членов Африканского союза [3, с. Успешное взаимодействие БРИКС с африканскими странами зависит от того, насколько подходы группы к сотрудничеству будут отличаться от стандартов международных финансовых институтов и объединений западных держав.
Прежде всего эффективность экономического взаимодействия БРИКС с государствами Африки зависит от отсутствия политических условий. Дейч и В. Усов, «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [1]. Эта позиция соответствует и южноафриканскому видению отношений группы БРИКС с африканским континентом. Говоря о взаимодействиях Африки с НБР, следует обратить внимание на то, что в октябре 2019 года Африканский банк развития African Development Bank и НБР подписали соглашение о продвижении новых проектов, направленных на улучшение жизни миллионов африканцев. Целевые проекты соглашения охватывают чистую «зеленую» энергетику, транспортную инфраструктуру, ирригацию, управление водными ресурсами, санитарию, устойчивое городское развитие, а также экономическое сотрудничество и интеграцию [11]. В соглашении отмечается, что Новый банк развития БРИКС будет работать с Африканским банком развития над совместным определением, подготовкой и финансированием проектов в странах, представляющих взаимный интерес. По мнению профессора В. Юртаева, такая повестка «позволит создать концептуальную основу для взаимодействия между странами-участницами, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, по разработке модели эффективного партнерства в сопряженном регионе» [10, с.
Формат «БРИКС плюс» открыт для членства стран, находящихся в контексте сотрудничества Юг-Юг, в то время как НБР открыт для стран с другим статусом: от учредителей с правом голоса до стран-членов, не являющихся заемщиками [17, р. Примечательно, что некоторые государства объединений «глобального Юга» уже стали членами НБР: Бангладеш с 16 сентября 2021 г. Потенциальными членами являются Египет и Уругвай. На уровне НБР подчеркивается, что указанные кандидаты были приняты Советом управляющих НБР и официально станут странами-членами после того, как сдадут на хранение свой документ о присоединении [18]. Реформа глобального экономического и финансового управления как один из основных векторов деятельности БРИКС ведет к поощрению присоединения к НБР новых членов в данном случае из «глобального Юга» и может рассматриваться как возможный подход к расширению и самого БРИКС. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение организации, в частности реализация в том или ином виде формата «БРИКС плюс», является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего - появление новых центров принятия глобальных экономических решений и утрата в этом смысле монополии европейских и трансатлантических объединений.
В последующие годы группа также удалось реализовать несколько крупных совместных проектов, направленных на углубление взаимосвязей и поддержание экономики государств.
Создание Пула условных валютных резервов Представляет собой механизм страховки от экономического кризиса. Согласно принятым государствами решениям, в пуле содержится 100 млрд долларов США в качестве резервных средств. Создание Нового банка развития НБР Структура помогает привлекать средства, которые используются для устойчивого развития стран — развитие инфраструктуры, проекты в сфере «зеленой» энергетики и др.
На наш взгляд, практики «аутрич» позволили БРИКС найти важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы», которые формируются в современном мире. Примечательно, что ключевую роль в этих процессах играют региональные лидеры, которыми являются все государства - члены БРИКС, а формат «аутрич» позволяет им расширять и развивать новые внешние связи, тем самым укрепляя и свои позиции. Ситуация качественно изменилась в марте 2017 года, когда министр иностранных дел Китая Ван И предложил пересмотреть контуры БРИКС и подключить к партнерству крупные развивающиеся экономики. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями. С нашей точки зрения, цель китайской инициативы была направлена на то, чтобы сделать БРИКС более влиятельной платформой для сотрудничества по линии Юг-Юг, позиционировать группу как «точку пересечения» между «Большой двадцаткой» «G20» , куда входят члены БРИКС, и другими развивающимися странами.
Общеизвестно, что эти две страны уже подали заявки на вступление в группу. Стоит отметить, что приглашение Пакистана и Шри-Ланки может встретить сопротивление со стороны Индии. При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов. Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах. Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы. Далее наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления. Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений.
Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы. Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана. Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки». Но в мае 2018 года США вышли из «сделки» и восстановили санкции против Ирана в одностороннем порядке. Тем не менее это не стало существенным препятствием росту экономики страны, о чем свидетельствуют цифры, и страна имеет необходимые показатели, чтобы претендовать на вступление в БРИКС.
Алжир имеет наименьший объем ВВП среди стран - претендентов на вступление в БРИКС, но потенциал этой страны на интеграцию в группу не меньше, чем у остальных, если учитывать другие факторы, такие как геополитическое положение и статус Алжира на африканском континенте. ВВП и количество населения этой страны были значительно ниже в сравнении с другими членами БРИК, но это не стало препятствием вступления ЮАР в группу при наличии других, не менее важных показателей. Говоря об Алжире, необходимо подчеркнуть отсутствие в первую очередь внешнего долга [19], а также то, что это нефтяная и газовая страна с огромным запасом полезных ископаемых и редкоземельных металлов. Имеется квалифицированная рабочая сила, создана современная инфраструктура, есть промышленный потенциал, развивается сельскохозяйственная промышленность, рынок в 45 млн потребителей. Президент Алжира упомянул о возможности вступления в БРИКС еще в июле 2022 года, что позволило бы его стране «уйти от притяжения двух полюсов» [16]. С геополитической точки зрения вступление в БРИКС упомянутых государств будет способствовать укреплению позиций группы в макрорегионах стран-претендентов, одновременно будет усиливать влияние самих стран-претендентов и даже может способствовать преодолению противоречий между ними на другом уровне отношений например, между Ираном, Саудовской Аравией и Турцией.
Что мешает созданию единой валюты БРИКС: мнение экспертов
Новости БРИКС, БРИК, РИК. Итогом ХV саммита БРИКС в ЮАР, состоявшегося в августе 2023 года, стало включение новых стран в альянс. Лидеры стран БРИКС пригласили Аргентину, Египет, Иран, Эфиопию, ОАЭ и Саудовскую Аравию стать полноправными членами альянса. В теории БРИКС представляет собой межгосударственное объединение, в рамках которого страны-участницы строят свои отношения на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. «БРИКС открыл новую главу в своих усилиях по построению справедливого мира, который стал бы инклюзивным и процветающим», – заявил он.