Несмотря на распространенный слух о том, что Чкалов был чуть ли не другом Сталина, дочь Чкалова Ольга не подтверждает это. Погиб Чкалов на самолёте конструкции Поликарпова, и его смерть, как считают историки, не была случайной.
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова - новости Право.ру | Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. |
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс | Соответственно, обманный маневр произвел, ушел в сторону, нагнулся, проскочил, все четко было сделано». |
Убийство Валерия Чкалова (Аркадий Белкин) / Проза.ру | Правнук знаменитого летчика Валерия Чкалова Игорь Чкалов получил статус хранителя Чкаловской лестницы в Нижнем Новгороде. |
2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного Валерия Чкалова | Вечерний Барнаул | Чкалов хулиганил, летал под Троицким мостом в Ленинграде, а его любили еще больше. |
Летчик Валерий Павлович Чкалов (история, биография, фото) | Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в семье мастера-котельщика в селе Васильево Нижегородской области (ныне — город Чкаловск). |
Космическую сумму потратят нижегородцы на дом Чкалова
Ева СкорословскаяУченик 92 5 лет назад И что? Tunder Просветленный 24734 5 лет назад Он был личным протеже и другом Сталина, Героем Советского Союза, в своё время он был известен на весь мир, Франклин Рузвельт лично поздравил Чкалова и его экипаж в Белом Доме, по славе он равнялся с актрисой тех времён Марлен Дитрих а может и больше.
Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель лётчика. В Приказе НКО N 070 от 4 июня 1939 года говорилось: "Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава.
За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом: а преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;... Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В.
Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устранёнными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб"...
Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. Также высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова. Якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас.
Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эти сомнения - плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ.
В том числе - и ОКБ Поликарпова. Ныне - это завод имени П. Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора. В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва - остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам.
Рост Валерия Чкалова: 164 сантиметра. Личная жизнь Валерия Чкалова: Жена - Ольга Эразмовна Чкалова урождённая Орехова; 1901-1997 , учительница, автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике. Поженились в 1927 году. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, а его жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.
Cын - Игорь Валерьевич Чкалов, родился 1 января 1928 года. Окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области.
Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В. Чкалова в г. Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу.
Накануне памятной даты, 1 февраля, на Чкаловской лестнице прошла самая массовая флешмоб-инсталляция в виде маршрута авиаперелета. Более 1 тысячи человек на 560 ступенях лестницы воссоздали знаменитый беспосадочный перелет Чкалова по маршруту «Москва — Северный полюс — Ванкувер». На ступенях лестницы появилась проекция карты. Инсталляцию сопровождали световые столбы вокруг памятника Валерию Чкалову и лестницы.
Позади фестивальной площади располагается озеленённая площадка с арт-объектами в виде самолётов, на которых летал Чкалов. Поделиться новостью.
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
Пользуясь заслуженным доверием, он вновь обратился к руководству с просьбой провести полет в Штаты. Путь оказался не в пример труднее того, который летчики прошли до этого. Мешали плохие погодные условия, минимальная видимость. Пилоты сталкивались с обледенением. Полет закончился 20-го июня. Экипаж совершил посадку в Ванкувере, штат Вашингтон. Дорога вела через Северный полюс, общая протяженность пути составила 8 с половиной тысяч километров. Это был настоящий рекорд. В Соединенных Штатах пилотов встретили радушно. Подвиг Валерия Чкалова и экипажа отметили орденами Красного Знамени.
Вскоре опытный пилот стал депутатом Совета Национальностей. В декабре 1937, еще при жизни летчика, люди из Василева просили переименовать село в честь выдающегося земляка. Власти на это охотно пошли. Перелёт, ставший легендой. Валерий Чкалов Трагическая гибель пилота Опасности подстерегали Чкалова практически с самого начала службы. Такова была профессия летчика-испытателя. Он несколько раз попадал в аварии. Серьезная катастрофа произошла в начале октября 1937. По заданию руководства НИИ Чкалов должен был протестировать модификацию самолета И-16 на максимальной скорости.
Однако в ходе пилотирования выяснилось, что мотор машины неисправен. Валерию Павловичу пришлось срочно приземляться. Посадка была очень жесткой. Самолет потерпел катастрофу, сам же летчик получил травмы, но к счастью остался в живых. Толстой, летчик В. Чкалов и актер И. В самом начале декабря 1938 Чкалова вызвали для пилотирования нового самолета И-180. Это событие стало в жизни летчика роковым. Изначально с машиной было много проблем и сложностей.
Дату завершения работ над ней несколько раз переносили. Заканчивали создание в огромной спешке. Истребитель И-180 Конструкторы планировали сдать самолет к новому году. В начале декабря машину осталось только протестировать. Однако как показали испытания на земле, а также инженерные изыскания, в конструкции было почти две сотни изъянов. Поликарпов протестовал против такого риска. Однако его не стали слушать и отстранили от работы. План экспериментального пилотирования И-180 подразумевал целый ряд этапов. Чкалов отвечал за самую первую: сделать несколько кругов на местности над Центральным Аэродромом при выдвинутом шасси.
Несмотря на сложные погодные условия, полет шел отлично. Однако в последний момент самолет задел электрические провода, повредился крылом о столб и потерпел аварию. Чкалова выкинуло из кабины. Летчик сильно ударился головой о металлическую арматуру. Прибывшие на место рабочие погрузили пилота в машину и отвезли в больницу.
Ленина, где показал свою самоуверенность, отвагу и, порой, нежелание подчиняться приказу, за что его достаточно часто отстраняли от полетов. Так, в 1925 г.
Однако позже срок уменьшили вдвое. Летчик-испытатель В. Чкалов Спустя 3 года Чкалова снова приговорили к году тюрьмы и исключили из рядов Красной Армии, правда, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова наказание было заменено на условное. Зрелость и профессионализм Начиная с ноября 1930 года Валерий Павлович восстановлен в звании и командирован в Московский НИИ ВВС, где он на протяжении двух лет участвует в испытаниях новых самолетов: за этот период времени им совершено порядка 800 полетов, освоена техника пилотирования 30 типов летательных аппаратов. В паре с А.
Личная жизнь В 1927 году в Ленинграде Валерий заключает брак с Ольгой Ореховой, молодой учительницей, с которой познакомился на новогоднем вечере. Спустя год после свадьбы в семье появился первенец — сын Игорь. Через семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, выкраивая время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать. К сожалению, вторую свою дочь, получившую имя Ольга в честь матери , Чкалов так никогда и не увидел: когда жена была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, прожила до 96 лет. Воспоминания о легендарном супруге, их личной жизни с Валерием Чкаловым нашли отражение в ее книгах.
Новые цели Стремительное развитие авиации, самоотверженная работа авиаконструкторов, летчиков способствовали появлению новых целей и задач.
Они совершили беспрецедентный трансполярный перелёт из Москвы в американский Ванкувер. Будущий герой родился 2 февраля 1904 года в слободе Василёво Нижегородской губернии теперь - Чкаловск в семье мастера на судах Волжского речного пароходства. Валера год проучился в ремесленном училище, работал кочегаром. Лётная судьба парня началась, когда его взяли учеником слесаря аэропланов в 4-ый военный авиационный парк. Там он записался в Красную Армию, откуда отправился в Егорьевскую теоретическую школу авиации 1921-1922. Потом была Борисоглебская школа военных летчиков 1922-1923 , Московская школа высшего пилотажа и Серпуховская высшая школа воздушной стрельбы и бомбометания 1923-1924. Валерий Чкалов награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени. Расскажем подробней о легендарных беспосадочных перелётах экипажа Чкалова, прославивших пилота. Иосиф Сталин в 1936 году назначил знаменитого аса командиром в рекордном полете на дальность по маршруту Москва - Дальний Восток.
Маршрут начался в Москве, курс лётчиков был на Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд теперь - остров Чкалов. Их самолёт АНТ-25 преодолел расстояние 9374 км за 56 ч 20 минут. Беспрецедентный беспосадочный перелёт длился 63 часа 25 мин. Над суровым океаном и льдами было пройдено более 8000 км, из которых несколько тысяч - в слепом полете. Всего лётчики преодолели 8 504 километра в сложных метеоусловиях. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Советский ас Чкалов стал кумиром миллионов людей Земли, у него брали автографы голливудские кинозвезды. В 21 веке сняли гриф "секретно" с тайных архивов, содержащих две стенограммы выступлений Валерия Чкалова после межконтинентального перелёта. Это выступления комбрига сразу после возвращения из-за границы перед партийным активом Горького сейчас - Нижний Новгород и на областной партийной конференции в июле 1938 года. Мы пришли вдвоем с Байдуковым.
Делай четыре. Свой в небе. История жизни и смерти летчика Валерия Чкалова Подробнее Под капотом самолёта Когда перелёт завершился и русские герои были приняты высшими должностными лицами США, Чкалов не преминул подпустить в адрес «всесильной Америки» тонкую шпильку. Госсекретарь США Корделл Халл поинтересовался мнением пилота о возможности установки воздушного сообщения через полюс. Тот ответил: «Думаю, что это может стать реальностью при значительном увеличении высоты полёта, скажем, до 9—10 километров, при крейсерской скорости машины 300—400 километров в час и, наконец, создании в канадской части Америки ряда полярных баз типа нашей базы на острове Рудольфа». Америка, не располагавшая полярными базами подобного класса, чуть ли не впервые ощутила себя в роли догоняющей стороны. А вот об авиапромышленном потенциале США Чкалов, выступая на приёме в торговой палате Портленда с ответным словом, высказался с уважением: «Всему этому мы учимся у всех, и в первую очередь у вас. Но мы даём слово не только вас догнать в соревновании за развитие техники, но и перегнать». Речь транслировалась по радио, но и без того уже было известно, что в чём-то отечественный авиапром как минимум не уступает американскому.
Впечатлял самолёт АНТ-25, осиливший невиданный перелёт. Не меньше впечатлял и его двигатель. Американская пресса была уверена, что мотор на самолёте стоит западный, поскольку «всем известно», что СССР по части авиадвигателей испытывал большие проблемы. Фото двигателя печатались в газетах рядом со снимками экипажа.
Правнук Чкалова получил статус хранителя Чкаловской лестницы в Нижнем Новгороде
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск - Вера СМАГИНА | Чкалов руководил экспедицией, которая первая совершила беспосадочный полёт от Москвы до Ванкувера через Северный полюс, испытывал самолёты (более 70 моделей), придумывал и выполнял в воздухе фигуры высшего пилотажа: например. |
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза | Но лётчик решил пойти на второй круг и мотор заглох Чкалов упорно старался запустить двигатель, но бесполезно. |
Нижегородцы установили рекорд России в честь 120-летия Валерия Чкалова - Новости | С кем Валерий Чкалов соперничал за право совершить знаменитый беспосадочный перелет и почему настоящему рекордсмену славы не досталось, читайте в новом выпуске рубрики «История науки». |
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
Чкалов руководил экспедицией, которая первая совершила беспосадочный полёт от Москвы до Ванкувера через Северный полюс, испытывал самолёты (более 70 моделей), придумывал и выполнял в воздухе фигуры высшего пилотажа: например. А как погиб Чкалов в действительности? самолет И-180 имел множество конструктивных недостатков, в том числе отсутствовала система регулировки охлаждения мотора. «Мы сидели, делали уроки, Вдруг ужасную узнали весть: Лётчик, дорогой товарищ Чкалов Героическую принял смерть. Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Чкалов набрал высоту, полет продолжался на высоте 500-600 й стала посадка.
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
Аэродром располагался неподалеку от дома. Долго ждать не пришлось. Послышался звук мотора, а потом показался и самолет. Женщина ахнула — летел он вверх колесами. Что это ее Валерий, у нее сомнений не было. Зато были потом серьезный разговор и укоры. Чкалов делал виноватый вид, а сам улыбался: дескать, это не я, это самолет так повел себя в воздухе. Нечто подобное он попытался сказать и командиру эскадрильи Антошину: — Пошел на «мертвую петлю», в верхней точке завис, и самолет, вместо того чтобы свалиться на крыло, стал планировать на спине... Иван Панфилович сделал удивленное лицо и пообещал сегодня же вечером проверить, что это за фокусы выделывает самолет.
Чкалов не стал ждать разоблачения, сам пришел перед вечерними полетами к командиру и признался: — Батя, ругай меня, наказывай, но я хочу сказать, что полет вверх колесами я сделал преднамеренно. По моим расчетам, «Фоккер» должен летать на спине... В этот раз Чкалов отделался легким наказанием, повинную голову меч не сечет. Но стремление к рискованным «трюкам» он не мог в себе победить. Однажды заключил с товарищем пари, что сделает непрерывно 50 «мертвых петель»! И не пожалел - выиграл пари, хотя, сидя за воздушное хулиганство на гауптвахте, написал в записке командиру, что в полной мере осознал свой поступок. Когда его досрочно освободили, признался жене, что петли крутил для проверки своих возможностей и возможностей самолета.
В ней в числе лётчиков - инструкторов и преподавателей было не мало участников боёв на фронтах гражданской войны. От них Чкалов и другие курсанты узнавали много поучительного о славных боевых делах первых красвоенлетов, отважно и самоотверженно сражавшихся с врагами молодого советского государства под Царицыном, Петроргадом, на Южном фронте, в Туркестане, у Каховки. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащёнными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами. Эти беседы имели огромное значение для Чкалова. Они способствовали формированию характера будущего лётчика, патриотических чувст и любви к своей Советской Родине. В Борисоглебской лётной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности. Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин. В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в группу инструктора Очева Вениамина Алексеевича , очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете "Моран-Парасоль". Рулёжка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел. Курсанты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге - посадку. В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе. Если на теоретически занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства. У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа. Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова , великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть. В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских…. Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы или «Батя», как называли его подчинённые. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадив его на более прочный самолёт — «Фоккер Д-7». Благодаря А. Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования, весной 1927 г. На аэродроме шли очередные полёты, и командир предложил Чкалову показать то, чему научили его на курсах. А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один.
Делать в тюрьме было решительно нечего, он перечитал все книги в местной библиотеке, слушал радио. Спал днем. Проснулся, когда принесли обед. Лежал, сидел, ходил, все уже надоело», — написано также в его дневнике. Однако известность пилота была уже слишком велика в стране. Благодаря ходатайству бывших командиров, а также вмешательству ряда высокопоставленных особ наказание Чкалова заменили на условное. Всего в Брянской тюрьме летчик отсидел… девятнадцать дней. Хотя, когда читаешь его записи, то, кажется, что он находился там не меньше года. У Валерия Павловича вообще была такая особенность — он страшно торопился жить. Точно знал, что судьба ему отмерила совсем немного…. Вернувшись к семье в Ленинград, безработный Чкалов засел за учебники и книги. Не надеясь на возвращение в армию, он решил пойти в институт. Однако тоска по аэродрому, по кабине самолета и голубому небу не давала ему покоя. Валерий с радостью принял предложение поработать летчиком-инструктором в местном отделении Осоавиахима. Он летал на прогулочном самолете, катал туристов и пассажиров, учил мальчишек летному мастерству. И снова благодаря вмешательству его бывших начальников было принято решение вернуть искуснейшего авиатора в истребительную авиацию в качестве летчика-испытателя НИИ ВВС. Ленинградский период его жизни закончился, в штат института Чкалов был зачислен 11 ноября 1930 года. В НИИ Валерию Павловичу пришлось заново учиться летать, в институте испытывались летательные аппараты самых различных конструкций и типов. На этом месте он проработал два года, освоив технику пилотирования примерно тридцати различных типов самолётов и совершив более восьмиста испытательных полётов. В частности, ему принадлежит честь проверки уникальнейшей «воздушной этажерки» В. Вахмистрова — бомбардировщика, несущего два истребителя на крыльях. Перевод проходил в торжественной обстановке, превратившись в первый в стране воздушный парад. Свыше сорока самолётов колонной по три в ряд пролетели над Красной площадью. Во главе их находился бомбардировщик «ТБ-3», управляемый экипажем Чкалова. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. А в 1933 году Валерий Павлович был переведен на работу в Московский авиационный завод им. Работая штатным заводским летчиком-испытателем, Чкалов опробывал новые типы летательных аппаратов. Работа была интересная, благодаря Валерию Павловичу, всегда работавшему в экстремальных условиях, обнаруживались скрытые возможности самолетов. Он принимал участие в испытаниях лучших истребителей тридцатых годов: И-15 и И-16, обкатывал истребители танков «ВИТ-1» и «ВИТ-2», тяжёлые бомбардировщики «ТБ-1» и «ТБ-3», а также огромное количество прочих экспериментальных машин конструкторского бюро Поликарпова. В то же время Чкалов продолжал каждый год демонстрировать фигуры высшего пилотажа во время октябрьских и майских праздников. В конце 1935 года один из ближайщих друзей Чкалова — лётчик-испытатель Георгий Байдуков — предложил ему помочь в организации перелёта из Советского Союза в Соединенные Штаты над Северным полюсом, а также возглавить экипаж самолёта. Валерий Павлович и до этого мечтал о дальних перелетах, однако впервые прозвучало конкретное предложение, даже был назван самолёт — «АНТ- 25» конструктора Туполева, который авиатор знал, как свои пять пальцев. В начале следующего года Чкалов, Беляков и Байдуков обратились в правительство с просьбой провести данный перелёт, однако Сталин, боясь повторения неудачной попытки Сигизмунда Леваневского, указал другой маршрут на то же расстояние: Москва — Петропавловск-Камчатский. Перелёт начался 20 июля 1936 и продолжался 56 часов. Местом посадки стала песчаная коса на острове Удд. Намеченную программу экипаж выполнил с превышением, поскольку, достигнув Камчатки, летчики в связи с плохой погодой развернулись в сторону материка, приземлившись через несколько часов недалеко от Николаевска-на-Амуре. Самолет Чкалов посадил там, где посадить его было почти невозможно — вокруг заполненные водой глубокие овраги, крупная галька, валуны. Общая протяжённость маршрута составила 9370 километров, а члены экипажа был удостоены звания Героя Советского Союза. По прибытии Чкалову был вручен второй орден Ленина. Медаль Золотая Звезда, которую ввели уже после его смерти, была передана детям прославленного летчика в 2004 году. О важности этого перелёта говорит тот факт, что Сталин лично приехал на московский аэродром встречать возвращающихся героев. После этого перелета Чкалов просил руководство позволить ему отправиться на войну в Испанию. Летчику не терпелось проверить свое мастерство в боевых условиях, мечтал он на многократно испытанном им И-16 схватиться с фашистскими МЕ-109. Однако ему этого не позволили. Но, Чкалов не был бы Чкаловым, не сумей он «дожать» проект по перелёту в США через Северный полюс, — в конце весны 1937 разрешение, наконец, было получено. Самолёт с экипажем в составе штурмана Белякова и летчиков Чкалова и Байдукова взлетел на испытанном «АНТ-25» в воздух ранним утром 18 июня, а 20 июня вечером перелет был окончен, самолёт Валерия Павловича благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера, преодолев положенное расстояние за 63 часа и 16 минут. Скорость полета согласно бортовому журналу составляла в среднем 200 километров в час. Сам полюс Чкалов проспал — не его было дежурство. Друзья не стали будить летчика, за что потом он их долго ругал. Условия этого полёта были значительно более сложными, чем в предыдущий раз — самолет постоянно попадал в циклон, видимость отсутствовала, имелись проблемы с обмерзанием, не хватало запасов кислорода, и маска по очереди переходила от одного члена экипажа к другому. Однако и люди, и самолет с честью выдержали испытание, за подобный подвиг все участники были награждёны орденами Красного Знамени. Беспосадочные перелёты Арктики в 1937 г. Более того, беглый осмотр самолета показал, что Чкалов вполне мог добраться до Лос-Анджелеса, пробыв в небе еще несколько часов. Летчики после приземления совершили небольшое путешествие по городам Америки, а 27 июня их принимал президент Рузвельт в Белом доме. Он долго пожимал Валерию Павловичу руку и даже поднялся из кресла при помощи помощников, дабы поприветствовать героев стоя. Через некоторое время через Северный полюс пролетел еще один отечественный самолет под командованием Громова. А следующим тем же маршрутом вылетел Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев. Над Ледовитым океаном его самолет пропал, до сих пор о судьбе экипажа ничего не известно. Он стал всенародным любимцем, фаворитом самого Сталина. По воспоминаниям современников, Иосиф Виссрионович искренне любил «героя-летчика».
Оказывается, генерал сообщил какой-то фирме, что у нас нет костюмов, и та, невзирая на то, что было воскресенье, доставила нам 60 костюмов - выбирайте. Тут было все: носки, ботинки, запонки... Им это реклама". Смотрю на Трояновского, он говорит, что можно. И вот, наши штаны висели в витрине, и к ним было паломничество, чтобы посмотреть, в каких штанах мы прилетели". Нас посадили на самый шикарный пароход "Нормандия". Я весь пароход не видел, не знаю, можно ли его осмотреть за рейс. Я не представляю, по-моему, нельзя. Это восьмиэтажный пароход, что-то 70 000 тонн водоизмещением, четыре турбины, четыре гребных винта. Каждый винт диаметром пять метров. Скорость больше 50 километров в час, идет и не уменьшает. Этот пароход держит голубую ленту за быстрый переход через Атлантический океан. Все на этом пароходе предоставлено для пассажиров первого класса". Хочешь - не хочешь, надевай накрахмаленную грудку, наклонишься - она жгутом делается, значит, стой, как истукан. Воротничок высокий подпирает, тебе глотать надо, а воротничок мешает... Мы честно выполнили все традиции капиталистического мира и нисколько не нарушили его своим присутствием". Ночью ждали, пока не придет поезд. Мне лично не пришлось спать ночами, а Байдуков с Беляковым менялись. На каждой станции нас хотели видеть и приветствовать.
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Чкалов не только показал возможность выполнения этой фигуры пилотажа, но и по просьбе командира рассказал, как он это делает. В.П. Чкалов и его товарищи приобрели всенародную известность, стали подлинными народными героями страны Советов. Shot: против правнучки летчика Чкалова возбудили дело о призывах к терроризму. Что необычного сделал Чкалов? А Чкалов сделал больше, правда делал он их над Ленинградом, за что и был справедливо посажен комэском Антошиным на гауптвахту. тыловой рубеж Оренбуржья. Читайте эту новость подробнее на сайте - Оренбург.
Валерий Чкалов
Поэт Николай Асеев сказал: «Чкалов отдал своё мужество самой памятливой стране». Навстречу им вылетел почётный караул из 12 самолётов, который сопровождал краснокрылый АНТ-25, когда тот делал круг почёта над Кремлём, и улетел, когда самолёт приземлился на Щелковском аэродроме, который с 1967 г. носит имя Чкалова. Прокурор Нижнего Новгорода Игорь Мокичев посетил «Поземельный крестьянский банк», более известный как «Дом детского творчества имени Валерия Чкалова».
Борьба с бутербродами: чем пожертвовал Чкалов, чтобы долететь до Америки
Тайца крыло АНТ-25 обтянули полотном, что сразу прибавило к дальности 1000 км. К рекордам готов Осенью 1934 года на АНТ-25 было предпринято две попытки установить новый мировой рекорд по дальности полета по замкнутой кривой, пролетев по треугольнику Москва—Тула—Рязань. Дважды экипаж спасал машину в почти безвыходных ситуациях. Нужно отметить, что предыдущие рекордсмены — французы и итальянцы — летали в гораздо более выгодных климатических условиях, чем советские летчики. Но оказалось, что за время полета был установлен мировой рекорд дальности перелета по прямой. Экипаж провел в воздухе 72 часа, пролетев 12 411 км. К сожалению, это достижение не было оформлено официально, так как СССР на тот момент не состоял в Международной авиационной федерации. Экипаж Георгия Байдукова, Валерия Чкалова и Александра Белякова после приземления на острове Удд в Охотском море После всех испытаний и доработок зимой 1934—35 года два самолета АНТ-25 были полностью готовы к тому, чтобы официально установить новый мировой рекорд по дальности перелета без посадки.
Это достижение считалось самым почетным в авиационном сообществе. Рассматривались перелеты в Южную Америку, Австралию, но в политических целях был выбран маршрут через Северный полюс в США, несмотря на то, что технически он был самым сложным. В августе 1935 года экипаж летчика С. Чтобы еще раз испытать АНТ-25 перед следующей попыткой перелета через Северный полюс, в июле 1936 года экипаж под командованием В. Для этого арктическую модель АНТ-25 доработали системой защиты механизмов от обледенения. Несмотря на то что летчики были снабжены большими аварийными запасами: едой, лодкой, палатками и оружием — «главный полярник» СССР Отто Шмидт выступал против полета. В случае катастрофы шансов выжить у экипажа практически не было, тем не менее Северный флот СССР находился в режиме готовности оказать помощь авиаторам.
Штурман Беляков вел подробный бортовой журнал, и нам известны все перипетии, через которые пришлось пройти участникам полета. Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Сменяя друг друга, летчики старались отдыхать, выкраивая по 1,5-2 часа для сна. Несмотря на большие запасы еды, экипаж практически не ел, согреваясь горячим чаем и кофе из термосов.
Американская пресса была уверена, что мотор на самолёте стоит западный, поскольку «всем известно», что СССР по части авиадвигателей испытывал большие проблемы. Фото двигателя печатались в газетах рядом со снимками экипажа. Тогда часть иностранных специалистов усомнилась, что мотор отвечает заявленным характеристикам. Теперь в этом сомнений не было ни у кого...
Народные любимицы. Почему летчицы-героини не были счастливы в личной жизни Подробнее «Что вы натворили! Их беспрецедентный, а, по мнению некоторых, ещё и «бесцельный» перелёт серьёзно повлиял на расклад сил в мире. СССР воспринимался страной горлопанов, которые не способны создавать что-либо дельное, а могут лишь трезвонить об успехах своих пятилеток. Германия же, где к власти в 1933 году пришли нацисты, пока ещё не воспринималась как опасность, а Гитлер производил впечатление респектабельного политика. Между тем в США был весьма популярен лётчик Чарльз Линдберг, впервые в истории перелетевший Атлантический океан в одиночку. Он считался неформальным лидером общественного мнения и даже конкурентом президента Франклина Рузвельта на ближайших выборах. Но русский парень 33 лет с обаятельной улыбкой, прилетевший в Америку с жестом доброй воли и совершивший по дороге невероятные подвиги, покорил сердца американцев и потеснил с условного олимпа Чарльза Линдберга.
А «большие дяди в больших кабинетах» делали далекоидущие выводы.
Первый преодолевал границы земли и воздуха, второй — земли и воды. Благоустройство пристани превратило границу-барьер в точку объединения и связало разные среды — на ней появилась детская игровая площадка, стилизованная под гибрид «Метеора» «крылатое» судно, построенное Ростиславом Алексеевым и самолёта АНТ-25. Позади фестивальной площади располагается озеленённая площадка с арт-объектами в виде самолётов, на которых летал Чкалов.
Я показываю жестом, что нельзя обедать в такой одежде. Генерал ушел и через некоторое время приносит три штатских костюма. Саша Беляков выше меня на голову, а генерал на столько же выше его. Я разделся, примерил брюки, а они мне по шею". Оказывается, генерал сообщил какой-то фирме, что у нас нет костюмов, и та, невзирая на то, что было воскресенье, доставила нам 60 костюмов - выбирайте.
Тут было все: носки, ботинки, запонки... Им это реклама". Смотрю на Трояновского, он говорит, что можно. И вот, наши штаны висели в витрине, и к ним было паломничество, чтобы посмотреть, в каких штанах мы прилетели". Нас посадили на самый шикарный пароход "Нормандия". Я весь пароход не видел, не знаю, можно ли его осмотреть за рейс. Я не представляю, по-моему, нельзя. Это восьмиэтажный пароход, что-то 70 000 тонн водоизмещением, четыре турбины, четыре гребных винта. Каждый винт диаметром пять метров.
Скорость больше 50 километров в час, идет и не уменьшает. Этот пароход держит голубую ленту за быстрый переход через Атлантический океан. Все на этом пароходе предоставлено для пассажиров первого класса". Хочешь - не хочешь, надевай накрахмаленную грудку, наклонишься - она жгутом делается, значит, стой, как истукан. Воротничок высокий подпирает, тебе глотать надо, а воротничок мешает...
2 февраля 2024 года – 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза Валерия Чкалова
Нарушал задания? Так для того, чтобы доказать, на что способен самолет, если им правильно управлять. И на перелет в Америку шел, все правильно рассчитав. У Чкалова и семья замечательная была — сын и две дочери… Личность удивительная. Где «Баян» и где самолеты? Валерий Павлович родился в рабочей семье 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии — теперь это город Чкаловск.
Еще подростком, работая кочегаром на пароходе «Баян», в 1919 году Валерий увидел самолет… С 15 лет он связал свою жизнь с небом. Начинал учеником слесаря при военном авиационном заводе, потом много учился практически во всех заведениях ВВС. Обладая математическим даром, цепкой памятью и завидным упорством, он быстро стал настоящим асом. В 20 лет Чкалов уже служил в эскадрилье в Ленинграде. Ему доверяли испытание всех новинок авиационной промышленности.
Более 9 тысяч километров! И только в июне 1937 года экипажу удалось осуществить свою мечту — перелет из Москвы через Северный полюс в американский Ванкувер… Можно представить, что стоит за этими сухими фактами! И сегодня еще нет ясности, кто действительно виновен в гибели Валерия Чкалова 13 декабря 1938 года при испытании нового, еще не совсем подготовленного самолета. Была ли трагедия подстроена или оказалась делом случая… Но и здесь Чкалов поступил так, как должен был — ценой своей жизни отвел беду от жилых кварталов.
После гибели Чкалова выяснилось, что какой-то неизвестный человек накануне рокового полета принес ему домой в подарок пачку охотничьих патронов, в которых, как оказалось, были заложены специальные замедлители. Причин резкой перемены благожелательного отношения Сталина к своему любимцу и охоты на него несколько. Как говорится, от любви до ненависти один шаг. Все началось весной 1938 года.
Сталин пригласил Чкалова к себе в кабинет и предложил ему огромное повышение в должности — оставить авиацию и совмещать сразу два поста в правительстве СССР: пост наркома транспорта и пост наркома внутренних дел тогда в НКВД шла борьба между двумя злодеями — наркомом Ежовым и его заместителем Берия. Победил Берия, а Ежов был расстрелян как враг народа. На предложение Сталина Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенные работы над новыми самолетами. Нужно сказать, что в те времена не каждый честный человек мог отказать вождю, а уж тем более отказать возглавить НКВД, а вот Чкалов отказался, что вызвало плохо скрываемый гнев у Сталина. А Чкалов еще подлил масла в огонь. В марте того же года, когда проходил процесс по делу так называемого «Антисоветского правотроцкистского блока» во главе с Бухариным и Рыковым, Чкалов пришел к Сталину и заявил, что убежден в их невиновности. Сталин ему ответил: «занимайся своим делом». Чкалов ушел, хлопнув дверью.
Чкалов отлично понимал, что тучи над ним явно сгущаются.
Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы. Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему.
Байдуков во время перелета был за штурвалом больше времени, чем Чкалов Две трети перелета самолет вел Георгий Байдуков, в том числе, последние 13 часов перед посадкой. Он был одним из лучших в стране мастеров слепого полета - мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, не теряя пространственной ориентации. Кстати, опыт трансконтинентальных перелетов пригодился с началом Великой Отечественной войны - Байдукова командировали в США для организации поставок воздушной техники по ленд-лизу. Георгий Филиппович отличился и на фронте: он командовал авиационным соединением, участвовал в освобождении Киева, в операции «Багратион», в штурме Берлина. Дослужился до звания генерал-полковника авиации, ушел в отставку в конце 1980-х.
При посадке самолета топлива осталось всего 77 литров На самом деле экипаж преодолел 9 130 километров, однако по прямой расстояние между точками взлета и посадки составило как раз те самые 8 504 километра. Встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь самолета. Кстати, в его баках после приземления осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5 700. Командир авиабазы, куда приземлился Чкалов, станет позже министром обороны, госсекретарем США и лауреатом Нобелевской премии мира Первым из официальных лиц, встретивших экипаж Чкалова в США, стал начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл. Командир провинциальной военной базы, он в компании советских летчиков попал на прием к президенту Франклину Рузвельту.
Возможно, именно это и предопределило взлет карьеры генерала: впоследствии Маршалл станет министром обороны США, госсекретарем и лауреатом Нобелевской премии мира, а также автором знаменитого плана, определившего устройство послевоенной Западной Европы. Американцы встретили советский экипаж как настоящих героев: президент Рузвельт принял участников перелета в Овальном кабинете Белого дома, отведя на общение два часа вместо запланированных 15 минут. Есть мнение, что именно этот полет способствовал налаживанию дружеских отношений между двумя странами, стал предпосылкой плодотворного сотрудничества СССР и США во время войны.
А тот в свою очередь не замедлил явиться, чтобы поблагодарить за внимание. В жизни он оказался еще более колоритным мужчиной, чем на фотографиях: огромные ручищи, нос, как орлиный клюв, резкие глубокие морщины от ноздрей к губам. А главное — глаза. Как это ни странно, но в них тоже было что-то орлиное. Они вовсе не были круглыми, но зрачки двигались каким-то особым, птичьим образом. И в этих глазах плескалось море любопытства, живости, лукавства… Марлен Дитрих привыкла, что ее повсюду встречают так Все пять дней, пока пароход не причалил к пристани английского города Саутгемптона, Дитрих и Чкалов отчаянно флиртовали.
Далее маршрут советских летчиков и американской кинозвезды тоже совпадал: через Гавр поездом в Париж. Да только Дитрих сразу заперлась в своем купе и велела ни в коем случае не пускать к себе «этого русского». Даже упоминаний о Валерии Чкалове Марлен с тех пор не выносила. Ведь все внимание европейцев, встречавших пароход «Нормандия» 19 июля 1937 года было отдано Чкалову и его товарищам. Это их осаждали газетчики, снимали фотографы и носили на руках поклонники, а о ней, божественной Марлен, во всей Англии никто даже не вспомнил! Невыносимое оскорбление! Все началось в 1934 году, когда пароход «Челюскин» после вынужденного многомесячного дрейфа вместе с зажавшими его льдами попал в Чукотское море и там был раздавлен. Ждать было нельзя, снаряжалась спасательная авиаэкспедиция. И, конечно, организаторы этой экспедиции рассчитывали, что возглавит ее лучший летчик страны — Валерий Павлович Чкалов.
Но на авиационном заводе, где тот служил шеф-пилотом, конструктор Поликарпов как раз заканчивал разработку нового истребителя. В общем, руководство завода заупрямилось: «Чкалов улетит, а кто будет испытывать «И-16»?! Северный полюс где-то здесь. Фото: В. Кузнецов,с сайта www. Один раз при заходе на посадку не выпустились шасси. На аэродроме в считаные секунды выложили крест, что означало приказ летчику прыгать с парашютом. В конце концов вошел в пике с такой огромной перегрузкой, что на какое-то время потерял сознание. А когда пришел в себя, увидел, что шасси выпустились и можно садиться.
В другой раз опытный самолет оснастили лыжами, а левая лыжа возьми да и повисни вертикально! И снова Чкалов не оставил самолет, а аккуратненько положил его… на спину. Валерий висел вниз головой и ждал, когда его освободят от привязных ремней. Почему-то никто из сбежавшихся людей долго не догадывался этого сделать: они только аплодировали ему и кричали: «Это же Чкалов! Он и на палке летать может! Чтобы наградить их по заслугам, правительству даже не хватило существующих наград, и была придумана новая: звание Героя Советского Союза. На гребне успеха Леваневскому легко было уговорить начальство на организацию нового перелета: из Россию в Америку через Северный полюс. Вторым пилотом был назначен ученик Чкалова Георгий Байдуков, дублирующим штурманом — профессор Александр Беляков… В тот день, когда самолет Леваневского поднялся в воздух и взял курс на Арктику, Валерий Чкалов заперся у себя в квартире и крепко напился с горя. Ведь это была его, Чкалова, мечта — перелететь через Северный полюс!
Но случилось так, что Леваневский не долетел ни до полюса, ни, тем более, до Америки: взлет был неудачным, в системах что-то нарушилось, и началась утечка масла. Пришлось сесть между Москвой и Ленинградом. Причем посадка была такой неудачной, что на борту самолета начался пожар. Запретят перелет! Хотя, чем черт не шутит, может, стоит побороться? Только теперь я возьмусь за это дело сам! Вам разрешили лететь в Америку? Хватит таиться, лучше посидите с нами, с женами», — сказала Ольга Чкалова мужу примерно через год. В столовой собрались три супружеские пары: Чкаловы, Байдуковы и Беляковы.
Мужчины были празднично возбуждены. Женщины улыбались сквозь слезы. Валерий сказал: «Вот почему вас и не допускают к нам на аэродром. Вместо того чтобы веселиться, вы тоску навеваете. К чертям собачьим этакие настроения! Давайте выпьем за наше успешное путешествие! Через сутки вошли в полярный район — компасы закрутились как пьяные. Дождавшись смены за штурвалом, полумертвый от усталости Чкалов забрался в спальный мешок и мгновенно уснул. Ну вот и проспал самый главный момент своей жизни.
Бывает же такое! Зато когда самолет проходил так называемый полюс неприступности — наиболее сложный участок пути над Ледовитым океаном, — всем было не до сна. Запасы кислорода иссякали, так что маска переходила от одного к другому по очереди — вместе с дежурством у штурвала. Остальные двое лежали в спальных мешках, экономя силы. Впрочем, на высоте 6000 метров и лежать-то было тяжело. От перегрузки и кислородного голодания у Чкалова пошла носом кровь. Ситуация и так была накалена до предела, и вдруг раздался какой-то хлопок, запахло спиртом, стекло кабины пилота покрылось слепой ледяной коркой… Оказалось, лопнула трубка водяной системы охлаждения мотора, вода вылилась на стекло. И пока Байдуков, высунув руку в форточку, скалывал со стекла лед, Чкалов с Беляковым вылили в расширительный бачок всю оставшуюся на борту питьевую воду и еще … как бы это поприличнее выразиться… Скажем, то, что предполагалось сдать медикам на анализы и с этой целью весь полет при каждой нужде собиралось в специальные контейнеры. Неудобно сказать на чем, но до Америки долетели!
Триумфальная встреча Чкалова в Америке Сели в Ванкувере на военном аэродроме. Штурман Беляков сделал в бортовом журнале последнюю запись: «20 июня 1937 года. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовано горючего 5658 килограммов, остаток горючего 77 килограммов. Средняя скорость полета — 200 километров в час»… Вскоре над Арктикой пролетел еще один советский самолет под командованием летчика Громова.