Антиордынское восстание 1327 года в Твери было подавлено московским князем Иваном Калитой, и это обстоятельство ставит некоторых в тупик. ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами. История и причины Антиордынское восстание в Твери произошло при правлении князя Михаила Александровича в 1335 году.
jan 8, 1327 - Антиордынское восстание в Твери
Антиордынское восстание в Твери: даты, причины, последствия | 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших антиордынских восстаний. |
Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери? | Антиордынское восстание в Твери в 1327 году. |
За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому
Антиордынское восстание в Твери. Предпосылки Тверского восстания. Антиордынское восстание в Твери. Предпосылки Тверского восстания. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер). Антиордынское восстание в Твери Антиордынское восстание в Твери — первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига.
Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери
Начало восстания и его причины Борьба московского и тверского князей за ханский ярлык на великое княжение шла с 1304 года и одним из ее этапов стало убийство в Орде Михаила Тверского в 1318 году. Иван Калита. В 1325 году тверской князь Дмитрий убил московского князя Юрия в Орде, но вскоре сам был убит. На престол Московского княжества вступил брат Юрия — Иван Данилович, которому позже дали прозвище Калита. Тверским князем в 1326 году стал Александр Михайлович. Он также претендовал на престолы в Новгороде Великом и Владимире-на-Клязьме.
От хана Узбека в 1326 году он получил ярлык на княжение во Владимире, а с Новгородом заключил договор. В 1327 году в Тверь прибыл двоюродный брат Узбека — Чолхан. Он стал вести себя в городе как хозяин. Сначала выгнал князя из дворца, где сам и поселился. Его свита начала грабить город и избивать жителей.
Среди них пошли слухи, что Чолхан сам собирается занять тверской престол, а затем обратить русских подданных в ислам.
Особо напряженным было противостояние за ярлык на великое княжение между Тверью и Москвой. В Москве к этому времени правил Иван I Калита, предпочитающий, как теперь сказали бы, политические и экономические методы в борьбе за власть. Это интересно!
Что такое Брестский мирный договор и каково его значение Ордынское посольство Менее, чем через год владения Александром Тверским Великокняжеским столом, на Русь явился Чол-хан иначе называли Чолхан, Шелкан, Шевкан, Щелкан — двоюродный брат правящего в Орде хана Узбека Азбяка. Его миссией, по-видимому, было взимание дани и демонстрация полной власти монгол над русскими подданными. По прибытии ордынский баскак силой вытеснил Александра и его семейство из родового терема и сам поселился в нем. Князь вынужденно подчинился, он понимал, что сопротивление приведет к тяжелым последствиям для всего Тверского княжества.
Более того, приходилось оказывать внешние почести и демонстрировать смирение. Подобно Чолхану повсеместно поступали и его члены свиты наместника, притесняя знатных и простых тверитян. Предпосылки и причины мятежа Жители княжества Тверского еще хорошо помнили нашествия неврюевой рати, Кавгадыя и Таянчара. Но Чолхан Дюдентьевич по части жесткости и бесчинств превзошел их всех.
Причина недовольства горожан не одна: повсеместное разорение домохозяйств, крайне высокомерное поведение, грабежи, гонения, насилие, поругание, демонстративное поведение завоевателя в покоренном княжестве накалили обстановку до предела. Александр сам показывал пример смирения и призывал к терпению народ, чем были недовольны дружинники и часть решительно настроенного населения. Конфликты и стычки тверитян с бесчинствующими ордынцами за короткое время приняли массовый характер. Недовольство подогревалось слухами о планируемом баскаком убийстве Александра и его родственников, взятии тверского престола самим Чолханом, принудительном введении магометанства.
Называлась даже предполагаемая дата — 15 августа, христианский праздник Успения Богородицы. Историки полагают, что такое развитие событий в Твери было бы маловероятным, но подобные слухи характеризуют умонастроения накануне тревожных событий. Форма выполнения повинности барщина : что это такое Восстание «Взрыв» произошел спонтанно ранним утром 15 августа 1327 года по ничтожному поводу. Ханские подручные привычно попытались отнять кобылу у местного диакона Дудко.
Дудко оказал сопротивление и позвал на помощь.
Последствия А они были. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо. Иван Калита поспешил в Орду, предложив хану Узбеку помощь в наказании непокорной Твери. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. А великокняжеский ярлык достался Ивану Калите. Князь Александр Михайлович вернулся на Тверское княжение в 1338 году. Но властвовал только год, а в 1339-м, его вместе с сыном Федором казнили в Орде по приказу Узбека и, как считают, по навету Ивана Калиты. Иван Калита Вот так шла к власти и будущему величию Москва.
Не всегда пути были праведными. Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет 80.
Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать [ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.
Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича.
§ 2. Народное восстание в Твери в 1327 г.
Антиордынское восстание в Твери. 21 ноября 1325 года хану Золотой Орды Узбеку доложили о том, что в его столице, Сарае, творится форменное непотребство — русских князей режут среди бела – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интересно, истории, факты на. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших антиордынских восстаний. Тегикто подавил антиордынское восстание в твери, как боролся русский народ против орды, 1338 год в истории россии, ордынский карательный поход на тверь. 15 августа 1327 года вспыхнуло восстание, которое началось с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. Летопись о восстании в твери.
Антиордынское восстание в твери год
Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области | Восстание в Ростове в 1289 году произошло в период междоусобной борьбы русских князей, ориентировавшихся на разные силы в Орде. |
Антиордынское восстание в Твери в 1327 году | Минимальное количество дат для успешной сдачи экзаменов. Всего 491 дата, в т.ч. 113 дат по всеобщей истории. 860-988 года 860 – поход Руси на Константинополь 862 – «Призвание» Рюрика 882 – захват Олегом Киева 907 – поход Олега на. |
Бунт Твери против Орды | Взвешенная политика московского князя, в которой подавление антиордынского восстания сыграло существенную роль, привела к тому, что Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. |
События 1327года
Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан Чолхан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4].
Федорчукова рать[ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.
Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими.
Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных действий двух княжеств и татар по подавлению антиордынского мятежа политика мирного отношения к Орде привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие.
Убийство ханского посла ордынцы считали тягчайшим преступлением, а совершившие его подлежали полному истреблению. В Орде стали готовиться к большому карательному походу на Тверь, а может и на всю Северо-Западную Русь. В том же 1327 году в Сарай по приказу хана явились русские князья. Хан приказал собрать конное войско численностью около 50 тысяч всадников. Во главе стояли пять «темников великих».
Летопись донесла до нас имена трёх из них — «Федорчюк, Туралык, Сюга». По имени первого из них летописцы и назвали этот поход Орды Федорчюковой ратью. Хан повелел идти на Тверь войной и дружинам русских князей — московскому, суздальским и другим. Уклонение от расправы над мятежниками ордынцы могли расценить только как измену их великому хану. Карательное войско двинулось в поход зимой, по замёрзшему руслу Волги, что позволяло Ивану Даниловичу и князьям Суздальской земли уберечь свои владения от опустошительных действий ордынской конницы. Тверские князья с семьями бежали из города, а княжество покрылось дымом пожарищ. Вместе с ордынцами опустошали эту землю и дружины князей Москвы и Суздальщины.
Летописи того времени удивительно кратко сообщают о походе Федорчюковой рати и участии москвичей в разорении Твери. Такие исследователи, как Н. Борисов, считают, что это, возможно, следы работы московских летописных редакторов XV — XVI веков, не желавших вспоминать о таких тёмных пятнах в биографии основателя могущества Москвы, как участие в татарском погроме. Тверичи защищались отчаянно, но силы были не равны. Помимо Твери был также опустошен Кашин и другие города. Новгородцы, в землях которого укрылись братья великого князя Александра Тверского Константин и Василий, откупился от ордынцев, отправив к ним послов «со многими дары и 5000 рублёв новгородцких». Войско Золотой Орды возвращалось в степи, обременённое награбленным добром, уводя с собой многотысячный полон.
В Сарае понимали, что Русь могла платить огромную дань только в условиях относительного покоя и порядка. Летом 1328 года русских князей вызывали в Орду. Хан Узбек разделил великое княжение: Ивану Калите отдавалась Костромская земля и половина ростовского княжества. Суздальскому князю Александру Васильевичу, тоже принимавшему участие в походе на Тверь, достались Владимир и Нижний Новгород. На Тверское княжение ярлык получает Константин Михайлович, а его брат — на Кашинский удел. Самой большой победой Ивана Даниловича при разделении великого княжения стало то, что хан оставил за ним богатый Новгород, где уже сидели московские посадники. Новгородцы, приславшие послов в Орду, сами просили за московского князя.
В том же 1328 году хан Узбек передал под управление Москвы ещё три огромных территории с городами Галич, Белоозеро и Углич. Разделение великого княжества на Руси просуществовало на Руси всего три года. После кончины суздальского князя хан Узбек передал его долю в руки Ивана Калиты, исправно платившего дань Орде. Случилось это важное в истории Москвы событие в 1331 году. Теперь величие Твери безвозвратно ушло в прошлое. Получив главенство среди многочисленных русских князей, Иван Данилович важнейшей своей государственной заботой назвал мир. Он хотел дать Руси покой, обеспечив созидательный труд горожан и селян, прекратить приходы ордынских «ратей».
Для того времени трудно даже представить, сколь сложной виделась эта задача. Летописец, сообщая о получении великого княжения Иваном Калитой, писал: «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и пересташа погани воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилиа татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земле». Русь с 1328 до 1368 года получила передышку от ордынских нашествий на 40 лет! Передышка эта стала возможной только потому, что Иван Калита и его сыновья-наследники — Семён Гордый и Иван Красный сумели обеспечить полную и своевременную выплату дани с русских земель. Хан Узбек, правивший 28 лет, и сменивший его Джанибек были удовлетворены этим и не мешали усилению московского князя. Общая характеристика средневековой книги. Характер средневековой культуры С конца 5 века в истории Западной Европы началась новая эпоха-эпоха Средневековья.
На смену рабовладельческой общественно- экономической формации пришел феодальный строй. В жизни народов наступили новые отношения как в области экономики и политики, так и в области культуры. На развалинах завоеванной северными народами западной Римской... День Конституции Российской Федерации 12 декабря До 1977 года этот праздник отмечался 5декабря, в день принятия Конституции 1936 года. Затем праздник был перенесен на 7 октября день принятия новой конституции СССР - «Конституции развитого социализма». Традиция празднования Дня Конституции продолжена в современной России. Земские соборы.
Итак, в текущем управлении государством московское правительство пользовалось услугами высших чинов военно-служилого класса, приказных людей - дьяков и подьячих, и выборных от посадских людей и крестьян.
Вторая, что восстание было подготовлено самим князем. Среди русского населения, существовал страх, что татары свергнут местную династию и поставят русские земли под прямое управление Орде, и введут ислам. Этой точки зрения придерживались и летописцы: Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе».
И царь веле ему так сотворить. Царь это Узбек. Возможно, князь Александр Михайлович помнил победу его отца в Бортеневской битве 10 лет назад над монголами и думал о том, что сможет победить отряды посланные Узбеком, если будет пользоваться общенародной поддержкой. Татары отняли кобылу у диакона Дудко, что и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения народа. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ.
И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Миниатюра, изображающая восстание в Летописном своде Князь Александр Михайлович или сознательно или по заранее намеченному плану поддержал восстание и призвал все русские княжества сопротивляться татарской власти. Политические противники Твери моментально воспользовались этим событием. Иван Калита едет в Орду к Узбеку и возвращается с пятью туменами около 50000 человек и ведет объединенное московско-татарское войско на Тверь.
Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
Тверское восстание 1327 года (русское: Тверское восстание) было первым крупным восстанием жителей Владимира против Золотой Орды. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году и как тверское восстание обернулось пользой для Москвы. ВОССТАНИЕ 1327 в Твери, первое массовое вооруж. выступление против ордынского ига на Руси. Статья о безрассудном и самоубийственном антиордынском восстании в Твери, организованном великим Тверским князем Александром Михайловичем. восстание в Твери (1327). Поиск. Смотреть позже. Антиордынское восстание в Твери. Предпосылки Тверского восстания.
jan 8, 1327 - Антиордынское восстание в Твери
В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». Смоленское восстание (1340) — ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное татарами и коалицией древнерусских княжеств. Таким образом, антиордынское восстание в Твери оказало значительное влияние на историю России, способствуя ослаблению власти ордынцев, формированию национальной идентичности и укреплению позиции Твери в регионе. Антиордынское восстание в Твери. Предпосылки Тверского восстания. Видео:восстание в Твери 1327 Скачать Причины восстания Антиордынское восстание в Твери было вызвано несколькими причинами, которые оказали значительное влияние на настроения и население города.
Глава XI. Первые антиордынские выступления на Руси
И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Миниатюра, изображающая восстание в Летописном своде Князь Александр Михайлович или сознательно или по заранее намеченному плану поддержал восстание и призвал все русские княжества сопротивляться татарской власти. Политические противники Твери моментально воспользовались этим событием.
Иван Калита едет в Орду к Узбеку и возвращается с пятью туменами около 50000 человек и ведет объединенное московско-татарское войско на Тверь. Александр Васильевич Суздальский помогает ему в этом, присоединив к войску свой отряд. В русских летописях это войско называлось «Федорчукова рать» интересный факт, что татарский темник Федорчук был христианин.
Эта рать полностью разорила княжество, взяла и сожгли Тверь и многие небольшие города, уведя огромный полон в Орду. Новгород откупился значительной суммой денег и тем, что не принял к себе бежавшего князя Александра Михайловича тот нашел убежище в Пскове. Итогами этого события стало полное изменение расстановки политических сил на Руси: 1.
Великое княжение было разделено между верными слугами Орды. Иван Данилович Калита получил Новгород и Кострому. Опять же сказалось стремление Узбека не допустить концентрации всей власти в одних руках и начать противостояние Москва - Суздаль заменив Москва-Тверь.
В 1331 году после смерти Александра Васильевича Иван Калита смог добиться всего великого княжения, что было связано с его дипломатическими способностями и политикой нового митрополита Феогноста.
Терпение населения лопнуло - грянул бунт. Татар убивали повсюду и без разбора: пеших и конных, вооруженных и мирных купцов. Ни одного татарина не осталось в округе, включая ханских баскаков - неприкосновенных вельмож. Сам Щелкан заперся в тереме с отстатками рати и его в нем сожгли заживо. Это был шанс Москвы! Иван Калита едет в Орду и просит хана Узбека дать ему воинов, чтобы помочь вразумить и наказать Тверь. Хан оценил душевный порыв московского князя и обещает ему великокняжеский ярлык, если все пройдет успешно. Федорчукова рать - так назвали это войско в летописях, по имени христианина-командующего.
Тверское княжество запылало! Татары жгли все городки и деревни, встречавшиеся на пути, уничтожали все, что попадало под руку, чтобы и дети детей помнили о погроме. Сопротивление было бесполезным, тверской князь бежал сначала в Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как татары требовали его выдачи и готовы были идти по пятам. Новгород сумел откупиться от татар, другим городам, которые бы укрыли князя, это было не по силам... Когда татары готовы были повернуть на Псков, а митрополит отлучил его жителей и князя от церкви - разрешая резню, Александр решил спасти их все своим бегством.
Александра Михайловича, воины его отряда стали грабить и оскорблять горожан. Попытки тверичей жаловаться князю не имели успеха: князь "трьпети им веляше" По другой версии Александр возглавил народ. Восстание началось утром 15 авг. Повод - попытка татар отнять лошадь у дьякона Дудко; на крики дьякона о помощи сбежались горожане. В начавшейся схватке татары стали действовать оружием.
Среди русского населения, существовал страх, что татары свергнут местную династию и поставят русские земли под прямое управление Орде, и введут ислам. Этой точки зрения придерживались и летописцы: Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь веле ему так сотворить. Царь это Узбек. Возможно, князь Александр Михайлович помнил победу его отца в Бортеневской битве 10 лет назад над монголами и думал о том, что сможет победить отряды посланные Узбеком, если будет пользоваться общенародной поддержкой. Татары отняли кобылу у диакона Дудко, что и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения народа. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Миниатюра, изображающая восстание в Летописном своде Князь Александр Михайлович или сознательно или по заранее намеченному плану поддержал восстание и призвал все русские княжества сопротивляться татарской власти. Политические противники Твери моментально воспользовались этим событием. Иван Калита едет в Орду к Узбеку и возвращается с пятью туменами около 50000 человек и ведет объединенное московско-татарское войско на Тверь. Александр Васильевич Суздальский помогает ему в этом, присоединив к войску свой отряд.
Даты по истории
Антиордынское восстание в Твери в 1327 году стало одним из этапов не только борьбы против монголо-татарского ига, но и противостояния Московского и Тверского княжеств в первой половине XIV века. Почему Иван Калита участвовал в подавлении восстания в Твери, Последствия восстания в Твери в 1327 г. Тверское восстание 1327 года (русское: Тверское восстание) было первым крупным восстанием жителей Владимира против Золотой Орды. Антиордынское восстание в Твери (также известное как восстание против Галицко-Волынского княжества) было одним из знаменитых событий в истории России XV.
Бунт Твери против Орды
Бунт Твери против Орды | Антиордынское восстание в Твери в 1327 году и как тверское восстание обернулось пользой для Москвы. |
§ 2. Народное восстание в Твери в 1327 г. | Во время антиордынского восстания в Твери при правлении князя Ивана Калиты были предприняты ряд мер для подавления мятежников и восстановления порядка в городе. |
685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар | Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества. |
Telegram: Contact @tverzem | 15 августа 1327 года вспыхнуло восстание, которое началось с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. |
Подавление антиордынского восстания в Твери при каком князе?
Власть Орды стала еще более жесткой, и население подвергалось еще большим отечественным налогам и принудительным работам. Несмотря на поражение, антиордынское восстание в Твери стало важным этапом в борьбе Руси за свою независимость от Орды. Даты: 9 августа 1327 года — начало осады Твери Орденом Немецких рыцарей. Антиордынское восстание в Твери явилось одним из самых значимых событий в истории Тверского княжества. Оно дало толчок к политическому укреплению Тверского княжества и признанию его независимости. Восстание послужило началом победного похода князя Михаила в Новгород, где в 1331 году был провозглашен народной волей князем. Таким образом, антиордынское восстание в Твери имело далеко идущие последствия не только для самого Тверского княжества, но и для всего русского государства.
Причины: Основные причины, которые привели к антиордынскому восстанию в Твери, можно разделить на несколько категорий: 1. Феодальная оппозиция На протяжении долгого времени в Твери существовал конфликт между феодалами и правительством Орды. Орда налагала высокие налоги и требовала отдавать часть земельных угодий в пользу власти. Феодалы, стремясь сохранить свои привилегии и богатство, выступали против этих требований и организовывали сопротивление. Религиозный фактор Еще одним фактором, способствовавшим восстанию, была религиозная обстановка в городе. В конце XIV века в Твери укрепилась православная церковь, которая выступала против влияния Константинопольского патриархата.
Орда, в свою очередь, поддерживала патриархат и требовала от Твери подчинения.
Противоречия между правительством и населением накалялись вследствие экономического кризиса и крайне негативного отношения к направлению развития страны. Жители Твери не соглашались с политикой правительства, считая ее коррумпированной и несправедливой.
Отсутствие социальной справедливости и равенства также стали одной из причин восстания. Большинство населения Твери жило в нищете и ужасных условиях, тогда как элита страны наслаждалась богатством и привилегиями. Неравенство и беспредел вызывали гнев и недовольство среди населения, что повлияло на восстание.
Общая непопулярность и низкая легитимность правительства среди населения Твери также способствовали возникновению восстания. Отсутствие доверия к власти, ее действиям и решениям вызывали недовольство среди людей, что создавало благоприятную обстановку для массовых протестов. Итак, антиордынское восстание в Твери было результатом экономических проблем, политической нестабильности, неравенства и общего недовольства населения.
Все эти факторы привели к нарастанию напряженности в городе и возникновению активного сопротивления власти. Экономические проблемы Антиордынское восстание в Твери было вызвано не только политической обстановкой и неудовлетворенностью населения властью, но и серьезными экономическими проблемами. В начале 14 века в Твери произошла значительная демографическая экспансия, связанная с переселением населения из других регионов.
В результате этого резко возросло население города, а его ресурсы и инфраструктура стали недостаточными для обеспечения всех потребностей горожан. Вместе с ростом населения возникла жесткая конкуренция за ресурсы и торговые пути. Множество ремесленников и купцов приезжали в Тверь, но давали предпочтение сотрудничеству с другими городами, чтобы обходить конкурентов и найти более выгодную площадку для своего бизнеса.
Это ослабляло экономическую базу Твери и приводило к ухудшению жизни местных жителей. Другой проблемой был дефицит земли. Горожане Твери были вынуждены искать новые участки для возделывания и пастбищ, но подавляющее большинство земли находилось во владении знати и духовенства.
Это стало причиной постоянных конфликтов и недовольства населения, которое не могло использовать землю для своих потребностей. Также экономические проблемы связывались с неразвитостью торговли и промышленности в Твери. Во время правления ордынской власти, экономика города сильно пострадала.
Вероятно, ни дьякон, спускавшийся к Волге, ни многие из тех, кто вышел в это утро на торг, не знали, что из-за его молодой кобылицы разыграется кровавая драма. Но призыв дьякона к тверским «мужам» прозвучал как набат и был ими воспринят как таковой именно потому, что все ждали чего-то такого, что должно поднять народ. Народное терпение было настолько истощено, что скрытый гнев мог прорваться в любой момент наружу.
К месту «сечи» подходили все новые люди «сътекошася человеци» , началось было смятение «смятошася людие» , но оно быстро сменилось в какой-то мере организованным народным выступлением. Это произошло потому, что зазвучали приведенные в ход чьими-то руками все имевшиеся в городе колокола «и удариша. И далее, судя по рассказу, действует уже не случайная кучка людей, привлеченная криком ограбленного дьякона, а выступает «град», как организация горожан, принявшая определенное решение на вече, как общенародном собрании «и сташа вечем, и поворотися град весь, и весь народ, в том часе събрася…».
Разбираемый текст содержит, во-первых, рельефное противопоставление поведения татар, расцениваемого автором как полнейший произвол «самовластие» , и тверских горожан, дающих этому произволу единодушный отпор. Столь же рельефно показано нарастание событий и переход их в высшее качество. Если дело началось, со столкновения с иноземными насильниками части горожан, заступившихся за своего земляка, и это столкновение грозило перейти в стихийно ширившееся, но беспорядочное побоище, то в ходе движения оно принимает характер общенародного движения, направляемого вечем и проходящего под определенными лозунгами.
Эти лозунги, подготовленные, как можно думать, еще раньше, а сейчас выдвинутые на вечевом собрании, призывали к уничтожению всех татар, вплоть до самого Чол-хана. Из приведенных слов ясно, что избиение татар было делом не просто возбужденной, разошедшейся и не знавшей удержу толпы. Автор описания тверских событий 15 августа 1327 г.
И производилась расправа, как можно судить по приведенному тексту, не беспорядочно, а в соответствии с каким-то, хотя и в весьма общих чертах, намеченным планом, «по ряду», т. Этот план, конечно, повторяю, лишь в самых грубых контурах определявший линии восстания, предусматривал, чтобы в конце концов не осталось никого из татар, кто мог бы сообщить в Орду о случившемся «не оставиша и вестоноши». И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана «…иже на поли пастуси стадо коневое пасущей, тии похватавше лучшей жеребци, и скоро бежаша на Москву и тамо возвестиша кончину Шевкалову».
На этом заканчивается рассказ современника о тверском восстании 15 августа 1327 г. Другой автор, включивший этот рассказ в текст летописного свода, говорит о последующих событиях на Руси. Из Золотой орды была прислана «на землю Русскую» карательная экспедиция «рать» во главе с пятью «темниками», из которых особенный страх внушал народу «воевода» Федорчук.
Множество русских людей было перебито татарами, некоторые взяты в плен, Тверь и города Тверской земли сожжены. Тверской великий князь Александр, «не трьпя безбожныя их [татар] крамолы», бежал с семьей в Псков, «оставль княжение Русское и вся отъчствиа своя». Тогда же в Орде был убит князь Иван Ярославич рязанский.
Сокрушаясь по поводу всех этих несчастий, обрушившихся на Русь, летописец в то же время видит в них результат антитатарского восстания тверских горожан, не послушавшихся своего князя, который «трьпети им веляше». Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар».
Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель. На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву.
В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию. Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог.
Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома. В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом». Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628].
Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома. Политические позиции тверских князей были слабы.
Им надо было ладить и с Москвой и с Ордой. Эта политическая неустойчивость нашла отражение и в той оценке восстания в Твери, которая дана в Рогожском летописце и в Тверском сборнике. Но ценность этих двух памятников летописания заключается в том, что при всей их тенденциозности они воспроизводят наиболее близкую к реальной действительности версию о тверском восстании 1327 г.
Указанные летописные памятники довели до нас живой и яркий рассказ современника, полный интересных деталей, позволяющих воссоздать конкретную, социально и политически насыщенную картину антитатарского выступления тверских горожан. Картина эта далеко не укладывается в ту схему русско-татарских отношений, которая создана летописцем, своей жизненностью она разрывает сеть морально-религиозных сентенций, им сплетенных. В связи с рассказом Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях 1327 г.
Таким памятником устного народного творчества является песня о Щелкане Дюдентевиче, сохранившаяся в четырех вариантах: 1 одном наиболее раннем и наиболее полном «Сборник Кирши Данилова» середины XVIII в. Гильфердинга 70-х годов XIX в. Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен.
Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г. Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н.
Воронин, И. Будовниц и др. Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г.
Начальным местом действия, на котором завязывается песня, является Большая орда «А и деялося в Орде, передеялось в Большой». Поскольку здесь фигурирует Большая орда очевидно, наряду с какими-то другими ордами, песнею не называемыми , можно думать, что текст песни относится не к XIV, а к XV в. Об этом же свидетельствует и образ хана «Азвяка Тавруловича» «Возвяка Таврольевича» , нарисованный в песне с известным сатирическим оттенком: «На стуле золоте, на рытом бархате, на червчатой камке сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович, суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает по бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам».
Изображенный таким образом «Азвяк Таврулович» не внушает особого почтения или страха, а скорее вызывает насмешки. Ничего не пожаловал он сначала лишь своему любимому шурину по другим вариантам — «зятюшке» Щелкану Дюдентевичу. Откуда взяла песня эти сведения?
Ведь наиболее ранние летописные тексты, касающиеся Чол-хана Щелкана , ничего не говорят о пожалованиях ханом Узбеком русских городов своим слугам. Вероятно, это какое-то осмысливание русско-ордынских отношений прошлого в свете более поздних событий. Не могло ли найти поэтическое преломление в песне то обстоятельство, что во время нашествия на Русь Едигея в 1409 г.
О четырех шуринах Узбека, отправленных им на Русь, говорит и песня о Щелкане. Можно отметить даже некоторые созвучия имен, фигурирующих в летописи и в песне: Тегриберди — Гордей, Алтамырь — Ахрамей. Мне думается, вполне возможно предположить, что песня поэтически обобщила материал русско-ордынских отношений второй четверти XIV и начала XV в.
Это предположение подтверждается и некоторыми дальнейшими наблюдениями. Песня указывает, что Щелкан Дюдентевич первоначально не получил в дар от хана города на Руси, так как в тот момент, когда хан распределял города, «его дома не случилося, уезжал то млад Щелкан в дальнюю землю Литовскую, за моря синие[1634], брал он, млад Щелкан, дани, невыходы, царски невыплаты». Итак, Щелкан поехал из Орды собирать дань в Литву в тот момент, когда в Орде шел раздел русских городов между ханскими шурьями.
Значит, «царь Азвяк» и его приближенные стремятся поживиться и за счет русских и за счет литовских земель. Конечно, перед нами памятник поэтического творчества, непременным элементом которого является вымысел, фантастика. Но и вымысел обычно возникает на основе сплетения каких-то элементов реальной действительности.
И в песне о Щелкане, думается, отразился какой-то период в истории Орды, когда она, наступая на Русь, старалась усилиться и за счет ослабления Литвы. Таким периодом было время Едигея, который, по свидетельству русской летописи, натравливал друг на друга Московское и Литовское княжества «…вражду положи межи има…» [1635].
Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь.
Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины.
К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.