В рамках фестиваля «Книжное место» прошла встреча читателей с протоиереем Андреем Ткачевым. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Поведал протоиерей Андрей Ткачёв. протоиерей андрей ткачев скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.
Встреча с отцом Андреем Ткачевым
Они и без нас так живут. Меня зовут Наталья. Я библиотекарь. Я хотела бы спросить Вас вот о чем: я читала, что в чине венчания есть обряд обручения. Расскажите, пожалуйста, об этом. Насколько это взаимосвязано? Андрей Ткачев: Этот очень серьезный вопрос вскрывает еще одну проблему нашей общественной церковной жизни. Действительно, венчанию предшествует обручение. Обручение связано с публичным обещанием людей друг другу, перед обществом и Церковью, перед родственниками, друзьями, перед Богом и священником принадлежать друг другу и больше никому. В Православной Церкви обрученные увенчаны кольцами.
В современной истории, в нашей практике мы венчаем людей сразу после обручения, потому что у нас нет никакой уверенности в том, что, обручив их сегодня, через год мы найдем их верными друг другу и все еще желающими жить друг с другом, а не с кем-нибудь другим. Мы обручаем и венчаем их, и это говорит о том, что люди стали нетерпеливыми, неверными, что на них нельзя положиться, но существуют и другие практики. Например, среди египетских православных христиан, как Александрийского Патриархата, так и коптов, я встречал такую практику. У парня на руке кольцо. Он работает в магазине, скажем, продает акваланги и разные другие вещи для подводного плавания. Ты вступаешь с ним в диалог и спрашиваешь: «Сколько у тебя детей, и где твоя жена? Я буду венчаться через год. Я работаю, чтобы заработать на свадьбу. Моя невеста живет в доме родителей.
Она никуда не выходит, ждет меня. Мы обручились полгода назад. Еще годик нужно поработать, чтобы собрать необходимые деньги, взять ее в жены, отпраздновать свадьбу, снять квартиру и жить уже вместе». И это не единичный случай, так бывает очень часто. В нашей истории, в нашем фольклоре мы можем найти много примеров, когда человек обручался и уходил на заработки. Оба они нищие, и отец невесты говорит: «Ну что ты дашь моей дочери? Что у тебя есть? У тебя только топор без топорища да кот во дворе. Не могу же я отдать дочку за нищего».
Парень говорит: «Я заработаю». И вот их обручили, и он может уйти, а она его ждет. В идеальном варианте он возвращается с какой-то суммой денег, живой и здоровый. Он все еще хочет, чтобы она стала его женой, и женится на ней. Кстати, Тургенев сказал, что, чем дольше женщину хотят, тем дольше ей верны. Если парень, например, вечером захотел женщину, а через час уже пользуется ею, это очень легкий вариант, это тиражируется, как нормальная жизнь, допустим, в клубной жизни. А если парень обручился с девушкой, у него есть желание обладать ею, он стремится к ней, любит ее, она занимает его идеальную сферу, как единственная, но, если обладание ею растянуто во времени из-за какой-то командировки, службы в армии, болезни, необходимости заработка и так далее, то потом, когда брак совершается, он любит ее верно, долго и крепко. Это наблюдение Ивана Сергеевича Тургенева, отнюдь не очень религиозного человека. Он говорит, что, если женщину верно любят, то слово «женщина» ассоциируется только с этой женщиной.
Женщину любят тем крепче, чем дольше ее хотели. Это такой психологический закон. Так вот, обручение этому способствует. Человек обручается и продлевает время счастливого мига обладания, самого венчания и брачной жизни. В идеале это очень нужно, но сегодня мы должны расписаться в том, что мы неспособны на это не только в Церкви, но в обществе вообще. Это могли бы практиковать и светские люди для укрепления семьи, своих отношений, для того чтобы брачное сожительство было таинством, а не физиологией. Это могли бы практиковать все, кто хочет, но мы не можем сегодня этого видеть. Общаясь с людьми на эту тему уже не одно десятилетие, я вижу, что люди очень непостоянны, они, как дети. Вот ребенок заплакал, когда у него забрали одну игрушку, но у него тут же высыхают слезы, когда ему дали другую.
Он очень быстро забывает того, кого не видит, и переключает свое внимание на то, что его сейчас занимает. У человека детское сознание, он, как ребенок. Сегодня он хочет эту живую куклу, потом он не видит ее полгода, и он ее забывает. Каждый месяц он будет находить новую куклу и говорить: «Я хочу эту куклу». С такими инфантильными мозгами у нас миллионы людей, и даже в том возрасте, когда голова уже седая. Не скрою, у меня были случаи, когда мы обручали людей, потом продлевали этот период и только потом венчали. Такие случаи были, но их было очень мало. Это было среди людей сознательных, которые понимали, что это, зачем и для чего. То есть я со всей ответственностью говорю, что это некий фактор психологического укрепления брака, добавка к нему элемента стабильности.
То, что доступно человеку, никогда им не ценится, то есть доступная женщина не может быть ценностью, она никем не ценима. Ее ценность уже измеряется в количестве тех, кто ею пользовался. А в нормальных отношениях именно вот эта желаемость ее дает стабильность в отношении к ней того одного мужа, который должен быть для нее в идеале. Именно этому способствует обручение, которое сегодня полностью слилось с венчанием, и только лишь в каких-то незначительных долях процента случаев. Есть люди, которые сами говорят: «Я хочу вот так». Знаете, есть еще венчальная Литургия, она тоже практикуется, но очень редко. Здесь венчание встроено в Литургию, и молодые стоят на Литургии, только вместо антифонов поются псалмы венчания, вместо молитв читаются молитвы венчания, потом совершается Евхаристия, и они причащаются первыми. Это красивейшая вещь, которая в нашем обществе до сих пор не востребована. Вопрос: Батюшка, а если пара попросит у священника, чтобы была венчальная Литургия, он на это согласится?
Андрей Ткачев: Если пара способна на такие вопросы, то это, без сомнения, пара людей, которые имеют некий церковный опыт, желают вступить в брак как-то вот так, особенно мистично. Им не нужны куклы на капоте, какие-то фантики, фейерверки, тамада с пошлыми шутками. Им не нужна киносъемка свадьбы, этот мусор, который стоит 5 или 10 тысяч долларов. Им нужно встретить хорошего пастыря. Обычно эти люди будут обращаться к своему пастырю, потому что такие люди без пастыря не могут быть. У этих людей должен быть духовник, или, по крайней мере, они знают одного, трех, пять, семь священников, из которых можно выбрать того, кто поймет их просьбу, потому что не каждый священник ее поймет. Священники просто никогда так не делали. В советское время было особенно трудно с венчанием, а сегодня мы такое не делаем, мы не знаем, как это делается, и не знаем, можно ли так вообще. Нужно почитать об этом, узнать, поинтересоваться.
Оказывается, можно, оказывается, такая тема есть. Значит, может быть, нужно взять благословение у правящего архиерея для такого необычного дела. Все нужно связывать с Евхаристией. Я бы хотел, чтобы эта практика у нас распространилась, чтобы она появилась, потому что, в общем-то, сейчас она отсутствует. Вот если у нас на приходе молодые люди находят друг друга, и создаются пары христиан, то они знают какие-то вещи, которых не знает обыватель. Уже все решено? Мы будем венчаться после Рождества». Кстати, это всегда дело всего прихода. Вот заканчивается воскресная служба, и священник говорит: «Сейчас мы обручим одну молодую пару, которая будет венчаться через 5 месяцев».
Можно быть оглашенным, но некрещеным, это тоже присутствует у нас. А можно быть оглашенным, но еще не крещеным. Я знаю некоторых людей, которые прошли через эту процедуру. Их немного, но они есть, когда человек серьезно готовится к крещению. Он собирает людей, готовит их, они беседуют, молятся. Они приходят к нему в храм. Он говорит: «Вот наша община приросла этими людьми, они теперь наши». И когда мы обручаем людей, мы говорим: «Сегодня мы будем обручать Валентина и Ольгу из нашего прихода. Они будут венчаться через столько-то времени.
Помолимся о них, чтобы все у них было хорошо». Это очень дисциплинирующая вещь, потому что зачастую венчание превращается в какую-то частную лавочку. Здесь должны быть только мои друзья и батюшка». Я лично считаю, что, если я хочу венчаться с девушкой, с которой мы встречаемся, вопрос нашего венчания еще только в ближайшей перспективе. То есть это будет не завтра, а, может быть, через месяц, через два. Мы должны оставаться на каждом венчании, которое видим. Выходят молодой, молодая, звонят колокола, выходят перепуганные родственники. Они заходят в храм, и я говорю ей: «Пойдем и мы». Она говорит: «Ну, чего ради?
Там же будут говориться те же самые слова, которые скажут и нам». Только, повторяю, то, что сказано над тобой один раз, ты никогда не услышишь и не запомнишь. У человека что-то спрашивают, он что-то отвечает. Нельзя же, например, повенчать человека во сне, потому что его нужно спросить: «Ты хочешь венчаться? Если эти слова не сказаны, венчания не будет, как не будет исповеди или монашеского пострига. Обязательно нужно личное сознательное участие человека. Так пойдем, посмотрим и послушаем. Дьякон или священник читают: «Еще молимся о нововенчающихся или вступающих во общение брака рабех Божиих Романе и Галине». Я стою и думаю: Господи, помяни Романа и Галину.
Господи, благослови их на счастливую жизнь. Дай Боже Роману и Галине верную долгую жизнь, здоровье, хороших детей и так далее». То есть, казалось бы, оно мне надо? Я их знаю? Нет, не знаю. Но я должен приходить на венчание неизвестных мне людей, для того чтобы близко познакомиться с совершающимся таинством, которое меня тоже ждет, чтобы помолиться о счастье неизвестных мне людей в надежде, что уже за одно это Господь Бог по доброте Своей благословит и меня с моей невестой, и у нас тоже все будет хорошо, и все будет в порядке. Кто-то помолится за нас, и такое молитвенное колесо будет крутиться, не останавливаясь. Поэтому нужно обязательно ходить на чужие венчания, желать счастья неизвестным людям, молиться Богу об их здоровье. Ты слышишь, как перечисляется: «О еже даровати им ложе нескверно».
Никто из нас уже не может произносить таких слов. Какие красивые прошения! Я слышу их, и мне хочется, чтобы это касалось и меня. Поэтому это очень важная вещь. Насчет обручения я не имею большой радости и оптимизма, что оно будет у нас часто. Хотя я знаю, что, когда слово будет сказано, то дело будет сделано. И как только ты говоришь какие-то вещи, если они правильные, то люди, слышащие эти вещи, непременно примут их сердцем и потом начнут их делать. Дорогие братья и сестры, мы возвращаемся в студию. У нас идет такой жаркий концептуальный разговор о Таинстве Венчания.
Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Дамир. Я из Краснодара, студент медик. Хотел бы спросить у Вас, как подготовиться к венчанию, и как подойти к этому осознанно. Андрей Ткачев: Почему бы не прочесть, например, молитвы требника? Ее можно прочитать мирянину. Мне кажется, что мирянин сегодня стал образованным, только не в ту степь. Сегодня ему нужно серьезной церковной образованности, чтобы как-то перевесить эту фальшивую, надутую, спесивую и никуда не ведущую внешнюю образованность, поэтому ему нужно знать эти церковные тексты. Ему нужно познакомиться с Таинством Венчания, а для этого нужно, повторяю, ходить на венчания, нужно знать, кто его будет венчать, и подружиться с этим священником.
Вообще со священниками дружить нельзя. Со священниками дружить нельзя, священник существует не для того, чтобы быть другом. У него могут быть какие-то близкие друзья, с которыми он чаевничает, например, или жарит шашлыки, но это какие-то исключительные вещи, которых может и не быть. Вот оттуда, из всей этой челяди, вырастали все заговоры и цареубийства. Не нужно дружить со священником, нужно познакомиться с ним и расположиться к нему как к наставнику, с тем, чтобы он поговорил со мной об этом, то есть, чтобы он сказал то, что считает нужным. Каждый священник имеет свой личный опыт, и он в этом опыте имеет нечто такое, чего не имеет другой. Он должен сказать вам какие-то прямые, конкретные наставления на эту тему. Потом, хорошо бы иметь женатых друзей, которые уже прошли через стадию утверждения своего брака, и мы можем быть более-менее спокойными за то, что брак их не разрушится. Но твердой уверенности у нас нет.
Вообще настройтесь на учебу, на будущее. Скажем, вы видите, что у кого-то дети воспитанные, а ваши секунды не посидят на месте, никого не слушаются, у них в руках все горит и бьется. Вот если вы замечаете, что у кого-то дети разумные и воспитанные, а у вас почему-то нет, так пойдите и присмотрись к ним, потому что у них есть какой-то секрет. А к себе зайдешь и подумаешь: что здесь такое? Пахнет позавчерашней пиццей, которую никто никак не может с мусором вынести. Вот пойди к той хозяйке и поучись у нее. То есть надо настроиться на учебу, надо учиться у всех тому, что они делают лучше. Вот видишь, например, что люди прожили в браке 40 лет, они идут и держатся за ручку, возвращаясь из театра, и ты думаешь: ничего себе! В этом мире, в этом зверинце у них есть что-то человеческое.
Так пойди и поучись у них. Вообще, мне кажется, нужно отдавать себе отчет в своих слабостях. Не в грехах, что само собой разумеется, а именно в слабостях, то есть в грехах, переросших в привычку. Вот, допустим, лень. Это болезненные состояния души, при которых семейная жизнь невозможна. То есть семья не терпит лени, транжирства, вспыльчивости, языкастости. У кого длинный язык, тот в браке долго не проживет. Это касается и женщин, и мужчин. Язык бьет сильнее, чем палка, и больнее, чем плеть.
Поэтому те, у кого язык длинный, забудьте про семейное счастье. Таким, как вы, оно заказано. Молитесь за других, хоть так спасетесь. То есть нужно отдавать себе отчет в тех своих качествах, которые могут помешать вашему семейному состоянию. Вы скажете: «У меня ничего такого нет. В принципе, я, как круглая луна, совершенно идеальный человек». Собственно, это и будет вашей проблемой, потому что идеальному человеку нужно найти кого-то тоже идеального, а таких не будет, и поэтому вам придется жить с неидеальной женщиной. То есть готовьтесь жить с неидеальными людьми. Так или иначе, отдайте себе отчет о своих слабостях, которые мешают супружескому счастью.
А все остальное пусть дополнит Евхаристия. Вот вы видите девушку и знаете критерии, например, вы хотите на ней жениться и хотите от нее детей. То есть мужская взрослость проявляется в желании детей, и это более ценно в мужчине, чем в женщине, потому что женщину к этому зовет инстинкт, а мужчину к этому зовет ясное понимание, зрелость души. Когда мужчина смотрит на женщину особыми глазами и видит ее матерью своих детей, это яркий критерий того, что с ней можно жить, и можно ей сказать: «Выходи за меня замуж». Молодые люди только и могут вместе походить в церковь, что от момента знакомства до венчания, и дальше от венчания до первой беременности, то есть от знакомства до беременности, потому что потом они вместе в церковь ходить не будут, или будут, но с детьми. А это уже не церковь, это уже какая-то борьба с препятствиями, это что-то совсем другое. Ребенка нужно причастить, поменять подгузник, а он плачет, и его нужно укачать. Короче, здесь уже не до молитвы, что называется. А вот помолиться вместе молодые люди могут только с того момента, когда он почувствовал: «Теперь я знаю, что я буду на ней жениться».
Она теперь счастлива, что у нее есть жених: «Вот теперь у меня будет муж». Они оба уже это знают. Теперь у них пару месяцев до венчания, и вот с этого момента до последних месяцев первой беременности у них есть возможность вместе молиться, вместе быть в храме. После этого они будут вместе в храме, только когда станут бабушкой и дедушкой. Теперь на долгие-долгие годы они могут быть в храме вместе только в летний отпуск, например, когда детей отвезут куда-то в лагерь или куда-нибудь еще. Поэтому нужно использовать эти месяцы до венчания именно для того, чтобы вместе молиться со своей будущей женой, со своей избранницей в храме. А что же такое венчание? Это когда мы тоже стоим и молимся. Мы и раньше были в этом храме, и теперь мы в этом храме, только мы чуть-чуть красивее одеты, и все на нас смотрят.
Обычно, когда мы бываем в храме, на нас никто не смотрит, все смотрят в сторону алтаря и молятся Богу. И мы здесь стоим, и нас уже здесь знают. А потом наступит такой день, когда мы опять будем в этом храме, и тот же батюшка выйдет из алтаря, вот только все уже иногда будут поглядывать на нас, некоторые, улыбаясь, некоторые, вытирая слезу, некоторые с завистью, некоторые с радостью. Меня зовут Дарья, мне 26 лет. Скоро у нас с мужем будет первая годовщина. И вот у меня такой вопрос: сейчас многие спрашивают, венчанные мы или нет. Мы невенчанные, потому что, я считаю, это должно быть осознанно и не для галочки. Как быть, если один из супругов в браке невоцерковленный? Андрей Ткачев: Ваш супруг невоцерковлен?
Да, действительно, я не очень радуюсь, когда женщины ушатывают, укачивают своих мужей на венчание без их желания. Он говорит: «Да ладно, только, чтоб ты отстала, пойдем, повенчаемся». Это самая нежелательная форма венчания. Если бы вы пришли сегодня и сказали, например: «Мы расписываемся через неделю. Нам венчаться сразу? Что, будете невенчанными жить? Оба крещеные? Но так получилось, что это случилось без вас, и уже постфактум вы говорите, что брак уже состоялся, уже будет годовщина совместной жизни. Теперь вам спешить уже некуда.
Но перед вами стоит весь тот комплекс проблем, который стоит перед любой семьей. Стройте свою жизнь по-настоящему, стройте ее так, чтобы ваше христианство было очевидным фактором скрепления семьи, чтобы ваша церковность не выглядела в глазах вашего мужа отпугивающим фактором. Как один индус сказал христианину: «Если Христос похож на тебя, то Он мой личный враг». Поэтому, понимаете, бывает такая церковность, которая отталкивает. Перед Вами стоит большая задача, как перед каждой женщиной, которая хочет повенчаться, и муж которой невоцерковлен. Ее церковность должна быть ей в плюс, она должна заработать ей баллы. Какие-то качества, которые Вы в себе воспитываете, например, сдержанность в словах, или аккуратность в ведении домашнего хозяйства, или экономность, или трудолюбие, или какая-то рассудительность, если он будет видеть, что все это, благодаря Церкви, в том числе, и благодаря тому, что Вы ходите в храм, читаете Слово Божие, это будет фактором, работающим на общее благо, на благо Церкви Божией. Но это уже процесс, поэтому торопить вас куда-то я не могу. А смысл торопить вас?
Ваш брак уже в состоявшейся стадии, и он теперь нуждается в благословении Божием, то есть, у вас пока нет того последнего. Как вот у вас есть цифра 6, и нет цифры 7. Но это очень такие тонкие вопросы, кстати, касающиеся каждого человека в отдельности. Вот как женщина может воцерковить своего мужа? У апостола Павла написано про сожительство верующей с неверующим, равно как и верующего с неверующей. Он говорит: «Почем знаешь, жена, не спасешь ли мужа? А вообще все они были язычниками, просто жена услышала проповедь, крестилась и уже живет по-христиански. Он неверующий». Говорят: «Нет.
Почем знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Мне нужно будет расспросить Вас о Вашем муже, о роде его занятий, какая его семья, один ли он в семье, или у него есть братья и сестры, хочет ли он детей, как он высказывается о Церкви. Например, раздражается ли он, когда Вы приходите из храма, или он с радостью, с миром Вас принимает. Это какие-то такие очень важные нюансики, чтобы сложить себе примерный портрет личности, и тогда можно сказать человеку: «Ой, терпи, родная. Подожди, никуда не спеши, не дави на него, он сам все прекрасно поймет. Только иногда, раз в месяц, скажи ему: «Ну, милый, ну, может быть, ну, давай». Найди какой-то повод. Смотрите по телевизору венчальную церемонию и вздохните: «Ах…» Ну, вы же хитрые, девушки. Мне ли вас хитрости учить?
Но важно, чтобы он начал молиться, важно, чтобы он открыл для себя Слово Божие, чтобы он как-то вовлекся в этот религиозный, духовный дискурс. Венчание потом станет делом времени.
Со временем венчание отпочковалось в отдельный чин, и уже много веков подряд существует отдельный Чин Венчания, который совершается над желающими вступить в этот тесный, мистический, уникальный союз мужчины и женщины, подобный союзу Христа и Церкви. Венчание, как и все Таинства, вышло из Литургии. Вопрос: То есть само венчание зародилось еще в раю? Андрей Ткачев: Да. Венчание такое же древнее явление, как и род человеческий.
И слова Господа Бога, которые звучали в ушах Адама и Евы, звучат у брачующихся людей до сегодняшнего дня. То есть это столь же древнее явление, как и люди, оно совечно человеку. Сколько лет человеку, столько лет и венчанию. Вопрос: Добрый день. Меня зовут Анастасия. Я учусь в РГУ нефти и газа, работаю в «Газпром автоматизация». У меня такой вопрос.
Отец Андрей, скажите, зачем человеку вообще нужно венчание? Что оно дает? Андрей Ткачев: Да, конечно, это не гарантия счастливого брака. Гарантии вообще нет. Действительно, что дает венчание? Если рассмотреть его, например, со стороны красивости, какой-то трепетной нежности или чего-нибудь еще, то ему можно найти замену. Атеисты, иноверующие и неверующие находят себе всяческие замены венчанию.
Они обставляют свои брачные церемонии весельем, выпивкой, подарками, нарядами, какими-то перфомансами, в общем, делают так, чтобы было весело и хорошо. Они не идут к Богу за благословением, потому что им это не нужно. Венчание нужно только верующему человеку. И если брачующиеся неверующие или маловерующие, или один из брачующихся верующий, а другой неверующий, то есть одному это нужно, а другому нет, то венчание оказывается под большим вопросом. Вопрос: Можно еще уточнить? А если другой не против? Андрей Ткачев: Если он не верит, но не против, да?
Такое явление бывает часто. Женщинам брак нужен больше, как показывает история. Женщина, живя в невенчанном, неосвященном браке, чувствует себя блудницей и ложе считает наполовину прелюбодейным. И она хочет сакрализовать это перед Богом и людьми, она хочет достичь некой полной сакрализации. Она не хочет быть наложницей. То есть женщина, делящая ложе с мужчиной без всякой санкции Неба, чаще всего чувствует себя какой-то наложницей, сожительницей. Она хочет быть женой.
Мужчине, в силу исторически сложившейся дубовости определенных частей тела или в силу какого-то омертвения внутренних органов, сердца в частности, это нужно как-то меньше. Когда женщина исполняет функцию некой пилы, она медленно, но верно добивается желаемого результата, она шатает и ушатывает его, в конце концов. Он говорит: «Да ладно, пойду, повенчаюсь». У меня есть сомнения, что это нужно, что нужно так дошатать этого неваляшку, что он скажет: «Ладно, хорошо». Все-таки хочется, чтобы оба они имели одну и ту же веру, одно и то же понимание, одно и то же чувство, и чтобы оба они молились на венчании. Ведь на венчании за брачующихся молится не только один священник, они сами пришли помолиться. Они не какие-то объекты манипуляций и воздействий, они христиане, которые пришли помолиться Богу, о себе в том числе, в данном случае, чтобы взять благословение Христа через Церковь.
Поэтому, мне кажется, лучше венчаться, когда у обоих одинаковая вера. Когда он идет в церковь на аркане, только чтобы она отстала, я сомневаюсь, что это занятие будет полезным. Потом накопится какая-то злость и раздражение, и, как Вы сами сказали, гарантии ведь нет, что все будет хорошо. И потом возникнет вопрос: вот вроде бы повенчались, и что? Для того, кто неверующий, действительно «и что? Что, манна падает с неба, или денег в кошельке стало больше, или квартиру подарили? Да ничего.
Он пошел в церковь, там совершили какую-то церемонию, о чем-то попели, что-то дали попить, одели кольца, как бы благословили, дали поцеловать крест, и шагом марш. И что? Для неверующего это ровным счетом ничего не значит, а для верующего за всеми этими символами стоит жизнь, Бог, будущее, здоровье детей, благословение, стоит много-много всего. Дорогие друзья, мы ведем непростой разговор о Таинстве Венчания. Сегодня это тема нашей передачи. Нужно, чтобы венчались верующие. Но, если мы спросим, зачем это неверующему, да абсолютно незачем.
Поэтому можно сразу спросить: «Ау, неверующие! Вам нужно венчаться? Другой человек скажет: «Я не верю, но церемония красивая. Можно я повенчаюсь? Мы должны отговаривать людей от этого, понимаете? Мы не должны звать всех на венчание, мы должны узнать, зачем они пришли. Монахов спрашивают при постриге: «Почто пришел еси, брате?
А он отвечает: «Постнического жития ищу». Еще раз спрашивают: «Почто пришел еси? И он говорит: «Хочу жить постнической жизнью». Так же и с венчанием. Спрашивают: «Чего пришли? Живете уже вместе, или еще пока нет? Сколько лет знакомы?
Есть ли препятствия к браку? А вдруг вы родственники, или вдруг кто-нибудь из вас находится в другом браке и еще не разведен? Или, например, один из вас имеет психическое заболевание и скрывает это? Есть целый ряд препятствий к браку. Нельзя жениться, например, сексуальному маньяку. Нельзя жениться психически больному человеку и выходить замуж за психически больного человека. А ведь он может скрывать это.
Нельзя жениться и выходить замуж за бездетного человека, который знает об этом и не говорит. Пока это не будет проблемой, но через какое-то время, рано или поздно, это проблемой станет. Если человек знает об этом и не говорит, то это препятствие к венчанию, и нужно об этом говорить. Нельзя жениться на замужней женщине и выйти замуж за женатого мужчину. Нельзя жениться на неверующем. В конце концов, зачем это надо? Спрашиваешь: «Вы верующие?
Если в первичном вопросе могут вскрыться какие-то большие проблемы, тогда говорят: «Ребята, вам не нужно венчаться. Зачем вам венчаться? Не нужно. Вы оба крещеные? Подождите, ну, вы же не христиане совсем». Вот это, может быть, и будет шагом вперед. Ну, может и такое быть.
Но спрашивать надо. А если не спросишь, не поговоришь, не узнаешь, то они придут, повенчаются и уйдут, и, как были пеньками, так пеньками и уйдут. И ничего хорошего там не жди, потому что они просто пеньки. Да и ты пенек, потому что ничего не спросил, не сказал, только попел, покадил. Они пришли и ушли. Что произошло вообще? Никому неизвестно.
То есть это серьезнейшая вещь, от которой многих нужно отговаривать: «Ой, да подождите вы венчаться». Допустим, они говорят: «Мы уже живем три года вместе». Ну, и живите себе. Зачем вам венчание? Три года прожили, не умерли, ну, и еще живите. Вы пока сырые, вас нельзя венчать. У вас веры нет, у вас молитвы нет, вы в Господа Бога веровать пока не можете по малолетству ума своего.
Давайте, приходите в храм регулярно. Если, например, я буду вас видеть в храме каждое воскресенье, то у меня вопросов не возникнет. Я буду знать вас и скажу, что Вадим и Ольга решили наконец повенчаться. Я вас уже давно знаю, знаю, что вы дружите, встречаетесь, и вы будете моими. Или вы будете ходить и молиться в другой храм, который к вам ближе. Ну, хорошо». Но когда вы совсем чужие, какое вам венчание?
Куклу на капот, тамаду подурнее, и потом дым коромыслом. К чему это? К чему это все? Сколько кинокомедий снято про безумные славянские свадьбы. Да они такие и есть в немалой своей части. Какие-то умные вещи хочется услышать от человека, когда ты спрашиваешь: «Зачем ты хочешь венчаться? Я хочу быть с ней вечно».
Или она говорит: «Я хочу, чтобы мы были вместе вечно на земле и на Небесах». У нас же много таких фокусников, которые год назад повенчались, а потом прибегают и говорят: «Теперь надо развенчаться». Что это такое? Надо венчать раз и навсегда. То есть нужно, чтобы священник сказал: «Вы венчаетесь навсегда. То есть даже перед входом в церковь нужно сказать: «Вы понимаете, что вы венчаетесь навсегда? Двери за вами закрываются, и вы уже не будете один.
Вы будете новым человеком, состоящим из двух человеков. Глаза наши узнают в тебе отдельного человека, и в нем отдельного человека, но вера наша узнает в вас обоих одного человека. Это будет один человек, слепленный из двух. Уже то, что Бог сочетал, человек да не разлучает. То есть, разлучать сочетаемое ныне вы не имеете права. Надо, чтобы звучали эти слова. А то приходят какие-то странные люди со странной верой, со странными мыслями, и у них только один вопрос: «Сколько заплатить?
Потом, когда идет венчание, они ничего не понимают, стоят и думают: «Когда это закончится? Что-то они поют, что-то читают, но слишком уж все затянули. Уже пора за стол, шампанское уже остыло». Так вот, я считаю, что таких людей венчать не надо. Нужно их отгонять от церкви, тогда они в церковь будут бежать. Скажут: «Чего это Вы меня прогоняете? Что, я хуже всех, что ли?
Я тоже хочу». А так они будут идти в церковь, как на перекур: «На всякий случай пойду, повенчаюсь». Нет, нужно подходить к венчанию как к большой святыне, с большим трепетом, да еще с экзаменом, с подготовкой. Вопрос: Отец Андрей, добрый день! Меня зовут Петр. Я экономист по образованию. Вот Вы сказали, что женщина в невенчанном браке чувствует себя не очень уютно.
Действительно ли сожительство, взаимоотношения супругов в зарегистрированном браке, но до венчания, являются блудом? И второй вопрос: является ли препятствием к венчанию отсутствие регистрации брака в ЗАГСе? Андрей Ткачев: Я лично не считаю блудом зарегистрированный брак двух людей, из которых один почему-то не хочет венчаться. Ну, то ли он некрещен, то ли крещен, но маловерен, то ли почему-то не готов к венчанию. Брак легален, официален, и я не могу назвать его блудом. Я прекрасно понимаю, что такое блуд, и вы наверняка знаете, что это такое. Но здесь жизнь с твоей родной женой, которая сказала тебе «да» в ответ на твой призыв выйти за тебя замуж, поэтому как можно назвать это блудом?
Я не согласен с этим. Я знаю, что не все священники согласятся со мной. Они скажут: «Да нет, это блуд, и все. Надо всех венчать». Крещеные-то люди были, тогда крестили тайком, а повенчать было уже тяжелее, потому что крестили маленьких, в церковь бежали тайком или батюшку к себе звали, а венчаются уже взрослые, и это уже тяжелее скрыть. Знаете, где наши люди обычно венчались? На отдыхе.
Уезжали летом в Сочи, в Ялту и там, на отдыхе, где никто никого не знает, супруги приходили к батюшкам и просили: «Повенчайте нас». В советское время на курортах отцы часто венчали ночью, без свечей, без хора, шепотом, при закрытом храме. И люди тихонечко выходили, венчанные, поцеловались, кольцами обменялись, пошли в ресторан и выпили вечером шампанского. И венчанных было очень мало, в основном все были невенчанными. В Российской Федерации церквей-то сколько было? Кот наплакал. Так что, теперь всех блудниками, что ли, называть?
Что, все блудники? Ну, из них, наверное, немало было блудников, но я прекрасно понимаю, кто блудник, а кто не блудник. Есть невенчанные люди, которые ни разу не прикасались к чужой женщине. Есть невенчанные люди, которые, например, даже думать не хотели о чужой жене, знали свою жену и больше никого. У меня язык не повернется назвать таких людей блудниками. Я с этим не согласен. А что касается росписи… Современная жизнь требует государственной регистрации.
Во-первых, мы не верим современному человеку, имеем право не верить. Я уже много раз рассказывал историю из моей личной жизни о том, как пришли ко мне мужичонка постарше и девчонка помоложе и сказали: «Мы хотим венчаться». Я говорю: «А как с росписью, то, се? Мы такие духовные, что нам нужно только повенчаться. Нам нужно только Божие благословение и больше ничего. Мы очень духовные люди, мы презираем всякие штампы в паспорте, мы вообще не любим всей этой канцелярщины. Мы любим Бога и хотим повенчаться».
В общем, я тогда был молодым священником, я купился на эти безбожные разговоры. А разговоры были безбожными, как оказалось. Я повенчал их. Она уже была с животиком, думаю, нужно, чтобы ребеночек родился под благословением. А потом, недельки через две, звонит мне какая-то женщина и говорит: «Вы такой-то? Он был старше этой девчонки лет на 10, они спутались, он сделал ей ребеночка, и она уже понесла во чреве плод этого союза. И он решил повенчаться с ней, при живой жене, при штампе в паспорте, а прикрыл свой блуд высокими разговорами: «Мы такие духовные, мы так презираем штампы в паспорте, мы так не любим эту канцелярскую штуку».
А кто любит канцелярские штуки? Кто любит штампы в паспорте? Но это необходимая часть нашей жизни, и нужно все это проходить и регистрировать. Я вообще подозреваю, что, если современный человек, начинающий духовные разговоры про свое презрение к штампам в паспорте, то он прячет под этой риторикой какую-то конкретную гадость. Поэтому мы не верим в великую духовность современного человека и говорим: «Послушайте, распишитесь и потом приходите». Он скажет: «Я знаю вас, поэтому повенчаю. Не нужно ничего.
Потом распишетесь». Жена должна брать фамилию мужа, даже если она какая-то Сухово-Кобылина, Иловайская-Задунайская, типа, с графскими корнями, все равно нужно брать фамилию мужа. Нужно смиряться и брать фамилию мужа, и нечего из себя что-то воображать. Поэтому нужно все эти бумажки подписывать, и детей регистрировать, и штамп в паспорте о прописке ставить. Незачем выдумывать высокую духовность. Но в Вашем случае это может быть сделано позже. Если Вас хорошо знает батюшка, он доверяет Вам, знает, что Вы его не обманете.
Но, поскольку венчается масса людей, которых мы не знаем, мы не можем, просто не имеем права им доверять. Мы говорим: «Давайте сделаем все медленно и по-настоящему». Вообще я хотел бы сказать: «Когда будете венчаться? Я хотел бы четыре воскресенья подряд видеть вас здесь, в нашем храме, вдвоем на Литургии. Я буду вас венчать в этом храме. Будьте любезны, начиная с ближайшего воскресенья, будьте вдвоем в этом храме. Звучит возглас «Благословенно Царство», и начинается Литургия.
Потом, в конце, когда крест поцеловали, вы уходите до следующего воскресенья. Пусть будет хотя бы так, чтобы вы потихонечку начали ходить в храм перед венчанием. А потом что, вы повенчались и исчезли? Ага, здрасьте. А когда я в следующий раз вас увижу? В следующее воскресенье, уже как мужа и жену. Вы только и походите в храм до первого ребенка.
Потом, когда первая беременность, роды, то да се, вы уже вместе не будете ходить в храм. Там уже дети внесут свои коррективы». Поэтому молодые люди могут вместе походить в храм только до венчания и потом до первого ребенка. Просто потом не даст жизнь. Так что нужно привлекать их, чтобы я их видел. Ну, что ж я буду венчать незнакомых людей? Это вообще какое-то бессовестное занятие.
Поток неизвестных людей приходит ко мне, я их благословляю и никого из них не знаю. И потом я их не вижу, не знаю, как, с кем они живут, разошлись или остались вместе, что у них. А потом у них возникают проблемы. Куда они побегут? К тому, кто их венчал. Зачем психологу переплачивать? Тот, кто венчал, должен с ними провести какую-то подготовительную работу к венчанию, поисповедовать, причастить, благословить, напутствовать, а потом отслеживать их жизнь.
Если у них что-нибудь не то, нужно идти к тому, кто венчал. Чего идти к другим? То есть навеки устанавливается связь, получается благодать через конкретного человека, значит, к этому конкретному человеку и нужно приходить со своими проблемами. Вопрос: Отец Андрей, здравствуйте! Меня зовут Кристина. Подмосковный город Балашиха. Замужем и венчана.
Я хотела бы узнать, есть ли какие-то обязательные вещи, которые венчанные воцерковленные супруги должны делать после венчания.
У неё тёмная голова и горячее сердце. А это заводит человека в ложную духовность. Такова статистика нашей жизни. Такова ситуация в России. А народ, который так живёт, не может быть не наказан. У нас есть целый ряд библейских примеров на тему, как же Бог относится к этому, и что бывает с теми, кто так живёт. Есть такой фильм «Идущие к чёрту».
Документальное расследование про всю эту область обмана. Какого обмана? Допустим, человеку, который заявляет о себе, что он ясновидящий, дают фотографию молодого Че Гевары. Молодой, красивый, черноглазый юноша в возрасте четырнадцати лет. И говорят, что этот человек является командиром подводной лодки, что он пропал пятнадцать лет назад. До этого жил в городе Комсомольск-на-Амуре. Вы можете рассказать что-нибудь про его судьбу? И дальше начинается трогательная история про юношу из Комсомольска-на-Амуре.
Всех ясновидящих «вскрыли» на Че Геваре.
На портале «Православие в Татарстан» была организована трансляция мероприятия. Сейчас ее можно просмотреть в записи.
«Церковь предлагает нам одного Ткачёва»
Протоиерей Андрей Ткачев». 11 ч. 54 мин. назад Протоиерей Андрей Ткачёв. Лекция протоиерея Андрея Ткачева о триединстве Русского 3. Протоиерей Андрей Ткачёв выступил в лектории «Маковец». Лекция протоиерея Андрея Ткачева о триединстве Русского 3. Протоиерей Андрей Ткачёв выступил в лектории «Маковец».
Протоиерей Андрей Ткачев: встречи и лекции
Протоиерей Андрей ткачёв встреча. В минувший уик-энд состоялась встреча студентов КФУ и Казанской духовной семинарии с протоиереем Андреем Ткачевым — священнослужителем Русской православной церкви, проповедником, миссионером и телеведущим. Протоиерей Андрей Ткачев | Яндекс Дзен. Искренний отец Андрей встречается с молодежью на «СПАСе» и отвечает на все вопросы сегодняшнего дня. Главная» Новости» Ткачев андрей протоиерей новое сегодня последние новости. Главная» Новости» Андрей ткачев протоиерей последние выступления.
Андрей Ткачев
От прихожан храма святителя Феодосия Черниговского — вода для раненых 26-04-2024 16:19 Священник освятил Музей истории ликвидации радиационных аварий и катастроф 26-04-2024 15:45 Ремонтные работы в храме- часовне во имя преподобного Серафима Саровского в селе Широкое в 26-04-2024 15:23 Пасхальные открытки для воинов СВО от учеников воскресной школы «Радуга» 26-04-2024 15:02 Обучавшиеся на курсах сестёр милосердия проходят практику по уходу за больными 26-04-2024 14:54 Очередной мастер-класс в воскресной школе храма преподобного Сергия Радонежского в селе Орлиное Наши партнеры.
И там, где запреты снимаются, там культура исчезает. Например, мы все являемся участниками дорожного движения, а все его правила построены на запретах. Если эти запреты снять, то мы поубиваем друг друга без всякой войны. Есть неписанные законы, но они тоже относятся к культуре.
Нельзя в театр прийти в сланцах и майке, нужно одеться так, как это принято в обществе. Это очень важный принцип, потому что современный человек считает, что запреты ограничивают его свободу. На самом деле, культура начинается там, где есть слово "нет".
Видео: Состоялась встреча с протоиереем Андреем Ткачевым.
Главная» Новости» Ткачев протоиерей новости. Главная» Новости» Ткачев протоиерей новости. Протоиерей храма святителя Василия Великого, Отец Андрей Ткачев. 11 ч. 54 мин. назад Протоиерей Андрей Ткачёв. Ткачёв Андрей протоиерей беседы и встречи 2020. Протоиерей Андрей Ткачев подтвердил свое назначение настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Басманный район Москвы) вместо протоиерея Алексея Уминского, которого запретили в служении.
«Церковь предлагает нам одного Ткачёва»
На этот раз отец Андрей рассказывает об удивительном старце и Чудотворце Пензенской земли: святом праведном Иоанне Оленевском. 25 апреля 2023 года, протоиерей Андрей Ткачев встретился со студентами МГИК. смотреть 75 видео - Протоиерей Андрей Ткачёв.