Новости александр ширвиндт биография год рождения

Александру Ширвиндту было 89 лет.

Биография Александра Ширвиндта

Александр Ширвиндт: биография, семья, личная жизнь, книги и фильмы Биография Александра Ширвиндта. Александр Ширвиндт – знаменитый советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель Московского театра сатиры (до сентября 2021 года), Народный артист РСФСР (1989).
Ширвиндт, Александр Анатольевич — Википедия Культура - 16 марта 2024 - Новости Читы -
В возрасте 89 лет умер Александр Ширвиндт Сибирское агентство новостей: Александр Ширвиндт отметил три дня рождения.
Ширвиндт, Александр Анатольевич | это... Что такое Ширвиндт, Александр Анатольевич? В 1951 году Александра Ширвиндта принимают в Щукинское театральное училище, юноша начинает заниматься на актерском курсе у Веры Львовой.
Александр Ширвиндт Александру Ширвиндту было 89 лет.

19 июля отмечает свой день рождения Александр Анатольевич Ширвиндт

Александр Ширвиндт автор нескольких книг Умнейший человек и интересный рассказчик, Ширвиндт опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых он не только увлекательно повествует о золотом веке отечественного кино и театра, но и делится своими емкими афоризмами. С будущей любовью всей своей жизни Натальей Белоусовой он познакомился в дачном поселке в Подмосковье, где они были соседями. Забавно, что, согласно их семейной байке, сначала Ширвиндта привлекла корова на Наташиной даче, которая давала очень вкусное молоко — уж очень падок он всегда был на вкусненькое. А затем уже они начали встречаться. Через пару лет Ширвиндт сделал Наталье предложение, а в 1958 году у них родился сын Михаил, который впоследствии продолжил дело отца и стал успешным телеведущим, вел популярную развлекательную передачу «Дог-шоу». Александр Ширвиндт с женой Натальей Белоусовой на презентации книги Жена Ширвиндта работала архитектором. Семья жила в знаменитой высотке на Котельнической набережной. Сам Александр Анатольевич до последних дней оставался очень увлеченной натурой, помимо актерства и режиссуры он любил играть в баскетбол, играл на скрипке, увлекался рыболовством.

И, конечно, его невозможно было представить без любимой трубки, с которой он практически не расставался. Последние годы жизни и смерть С 2010-х Ширвиндт не снимался в кино за исключением редких камео , а все свое свободное время отдавал театру. Он также продолжал свое писательское дело: в 2018 году вышли мемуары «В промежутках между». Ширвиндт сумел сохранить свое фирменное остроумие и ироничное отношение к жизни, что по-прежнему притягивало внимание к его личности. Периодически Александр Ширвиндт участвовал в телешоу. Так, например, в сентябре 2020 года актер поучаствовал в проекте Первого канала «101 вопрос взрослому» и пообщался с подростками. Кроме того, в этом же году Ширвиндт опубликовал еще одну книгу, «Опережая некролог», в которую включил свои воспоминания о детстве, семье, карьере и о службе в театре.

Конечно, из-за солидного возраста актера поклонники не могли не переживать за его самочувствие. Но сын Ширвиндта рассказал журналистам, что его отец болеет в легкой форме. В сентябре 2021 Ширвиндт рассказал об уходе с поста художественного руководителя Театра сатиры. Причина — возраст, истечение контракта и естественная усталость. Он хотел уйти еще в начале 2020, но тогда актриса Зоя Зелинская уговорила его остаться.

И поэтому я благодарю вас за то, что вы для меня сделали по жизни, за эту дружбу, за то, что я в любой момент мог к вам обратиться, за то, что мы были откровенны друг с другом. Одна восьмерка означает мудрость и терпение, а вторая восьмерка — бесконечная любовь к вам». Васильев выразил мнение, что после ухода с поста худрука Театра Сатиры Ширвиндт чувствует хорошо: он играет спектакли, бывает на премьерах, приезжает в театр, когда захочет. По его словам, Ширвиндт никогда не празднует свои дни рождения в Москве — обычно он уезжает на Валдай или на дачу и отмечает в кругу семьи. Также его часто посещают его ученики — Леонид Ярмольник, Федор Добронравов. Завтра позвоню, узнаю, что поймал к праздничному столу», — заключил актер.

Он заявил, что его контракт с Департаментом культуры Москвы истек и подчеркнул, что за решением об уходе не стоит каких-либо скандалов, а все дело в возрасте. Среди театральных наград актера и режиссера — «Золотой Остап»-1993 за спектакль «Чествование» , «Звезда Театрала»-2009, премия «Фигаро» имени Андрея Миронова в 2015 году. Также Ширвиндт на протяжении долгого времени передавал свой колоссальный опыт в родном Щукинском училище сейчас уже Щукинском институте. Карьера в кино Дебютом Александра Ширвиндта в кино стал фильм «Она вас любит! Он воплотил на экране образ эстрадного певца Вадима Ухова. Съемки пришлись еще на студенческие годы. Также в период учебы молодой актер отметился ролью в драме «Атаман Кодр». Уже после окончания вуза выпускник засветился у Евгения Ташкова в комедии «Приходите завтра», а позже снялся у него же в трехсерийной экранизации романа Юлиана Семенова «Майор Вихрь». Сначала он снялся в трагикомедии «Старики-разбойники», затем сыграл друга Жени Лукашина Андрея Мягкова в новогодней комедии «Ирония судьбы, или С легким паром! Среди других фильмов того десятилетия — «12 стульев» от Марка Захарова и «Небесные ласточки» от Леонида Квинихидзе, но главной лентой стала экранизация повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», сделанная Наумом Бирманом. В нем артисту досталась главная роль, он сыграл сэра Уильяма Самуэля Харриса. Фильм снимался в Калининградской области, и съемки затянулись до ноября. В летних костюмах на ветру и на реке актерам было крайне зябко, поэтому они использовали грелки, часть которых была отнюдь не с кипятком, а с алкоголем. В 80-е артист снова поработал с Рязановым, снявшись у него в «Вокзале для двоих» и «Забытой мелодии для флейты», отметился в комедиях «Самая обаятельная и привлекательная» от Геральда Бажанова и «Миллион в брачной корзине» от Всеволода Шиловского и засветился в мелодраме Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». Особняком стоят две ленты — советско-итальянская комедия «Осада Венеции», в которой также снялись Изабелла Росселлини, Александр Абдулов и Иннокентий Смоктуновский, и комедия Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи! Среди работ того периода — сиквел легендарной рязановской комедии «Ирония судьбы. Продолжение» от Тимура Бекмамбетова , «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» от Георгия Юнгвальда-Хилькевича и мелодрама «Пестрые сумерки» от Людмилы Гурченко это ее единственный режиссерский опыт. Слезы Брайтона».

Летом прошлого года Александр Анатольевич шутил, что хочет дожить до 117 лет. Это у меня запланировано — ни шагу ни туда ни сюда. Так что пусть все запишут и ты имей ввиду, рассчитывай деньги… » — делился он в беседе с журналистом. Что стало причиной смерти, пока не сообщается. Но возраст и проблемы со здоровьем… Летом 2022-го Ширвиндту диагностировали стенокардию. Приехавшие врачи «скорой» застали его задыхающимся.

Ширвиндт, Александр Анатольевич

От других городских построек его отличает необычная вантовая крыша, благодаря которой здание среди местных получило название «трамплин». По словам Белоусовой, прежде всего она думала о комфорте артистов — старалась сделать служебные помещения максимально просторными и удобными. Я с удовольствием включилась в работу, — вспоминала Наталья. В 1958 году у пары родился сын Михаил. Мальчик рос хулиганистыми и со строптивым характером — зачастую родителей вызывали в школу, два раза Мишу Ширвиндта даже отчислили из учебного заведения. Когда ребенку исполнилось 10 лет, семья переехала в квартиру на Котельнической набережной. Во-вторых, заниматься не только бытом, деторождением, но и профессией. И профессии у мужа с женой должны быть разные.

Моя жена — известный ведущий архитектор. Много строила, изобретала. Я тоже довольно плотно занимался работой в театре и кино.

Рассказываем историю любви пары. Белоусова родилась в интеллигентной семье: ее прародителем был географ Петр Семенов-Тян-Шанский — он стал одним из первых европейцев, исследовавших горную систему Тянь-Шань. Дедом Натальи был Владимир Семенов, в начале 1930-х занимавший пост главного архитектора Москвы. Дядя — Борис Белоусов — известный химик и биофизик. Он открыл знаменитую реакцию Жаботинского-Белоусова, которая объясняла изменение цвета веществ при колебаниях. Наталья часто проводила лето на даче у бабушки в поселке НИЛ наука, искусство, литература в Истринском районе.

Там же она и познакомилась с юным Сашей. Подростки поладили и стали вместе играть, собираться у друзей и слушать музыку на патефоне. Александр Ширвиндт в детстве Источник: Фото из Архива семьи Ширвиндтов Тогда же Ширвиндт подарил Белоусовой фарфоровую чашку, хотя остальные девочки получали от него лишь керамические. Так он «заприметил» Наталью. Затем каникулы кончились, пришлось возвращаться в Москву.

Нужна пьеса». Я сказал, что пьесы такой нет, что ее нужно написать. А он: «Вот и напиши».

Вернувшись в Москву, я придумал фабулу и помчался к режиссеру, педагогу Щуки Родиону Овчинникову — озвучил ему идею. Овчинников работал полтора года над пьесой. Мы созванивались каждую неделю. Встречались, читали. Пьеса называлась «Великий забытый». Еще полтора года потребовалось, чтобы Ширвиндт одобрил окончательный вариант. Три месяца репетиций. Пьеса серьезно изменилась, а где-то за месяц до премьеры Александр Анатольевич сказал, что пьесу нужно назвать по-другому.

И придумал название — «Где мы?.. Сыграли, и все поняли — случилось. Спектакль «Где мы?.. Это был новый невероятный виток популярности — для театра. Ширвиндт не играл премьер 16 лет и, надо сказать честно, уже и не собирался. Но в 84 года вновь порадовал зрителей совершенно смешной, тонкой и трогательной ролью. Он всё и всех контролировал на сцене. Каждый раз добавлял что-то новое, точное, интересное.

У нас был ритуал — перед спектаклем, за два часа до начала, мы собирались у него в кабинете. Байки, истории, анекдоты. Я всегда приносил какие-то маленькие подарочки для Натальи Николаевны, его жены, с которой он прожил всю жизнь. Когда после спектакля он приезжал домой, передавая ей мои приветы, неизменно сообщал ей: «Твой кормилец передал». У меня с ним было несколько очень личных разговоров. Это был Ширвиндт, которого мало кто знает. Наверное, это можно сравнить с разговором отца с сыном. Его всегда встречали оглушительными аплодисментами.

Я стоял рядом и был счастлив, что имею к этому прямое отношение. Я мечтал сыграть на этой сцене именно с ним. И вот мечта сбылась. Спектакль нужен был ему! Нужен был мне, всем участникам! И очень нужен был зрителям! Мы сыграли 91 раз, пережили пандемию, вернулись на сцену. Последний раз мы с ним играли летом.

В последний раз… В последний раз… «Безумный день, или Женитьба Фигаро». С Андреем Мироновым. А он у него был» Шура для меня был бессмертный. Мы были вместе лет пятьдесят. Ну, как вместе? Он великий, а я где-то у его подножия. Однажды встретились и зацепились друг за друга, начали с капустников в Доме кино. Шура их гениально делал.

Я был еще начинающим, хотя и не на много его моложе. А дальше долго-долго шли нашей братской жизнью. Он выступал у меня на всех юбилеях. Потрясающий артист и человек. Про таких людей говорят «неповторимый», «незаменимый». И это тот случай, когда так оно и есть. Такого юмора, эпикурейского взгляда на жизнь, спокойствия, улыбчивости, доброжелательности не встретишь. Он выходил на сцену, произносил простые слова, а зал катался от смеха.

Всегда вспоминаю, как дарил ему свою очередную книжку, и он сказал: «Аркаша, ты только обязательно оставь автограф. Не дай бог, кто-то подумает, что я книжку купил». Такой замечательный был Шура человек. У меня просто слезы льются. Да я просто осиротел. Слава его будто не коснулась. Никакого фанфаронства. Когда пытались на каком-нибудь юбилее его возвысить, произнести в его честь высокопарные слова, он тут же это дело пресекал.

Никогда не позволял спеть гимн в свою честь, прочесть панегирик. Настоящий юмор — это загадка, а у него он был. Как-то Шуру поздравляли с выходом книги, а он сказал: «Да что книжка? Я достиг вершин народной любви не тогда, когда стал народным, не когда возглавил Театр сатиры. Недавно шел из Щукинского театрального института он там был профессором. Я хоть профессор, но туда захожу. Меня встретила интеллигентная арбатская старушка. Я хотел положить на тарелку денежки, а она сказала: «Ну что вы, Александр Анатольевич!

Не надо. Ваш визит для нас — такая честь!

Рад, что не подвел его. Спасибо за все, Александр Анатольевич». Мы нередко выступали вместе в общих концертах, снимались в различных телепередачах и даже в 80-х планировали общую телепрограмму, поэтому уход коллеги для меня огромная личностная потеря.

Популярность Ширвиндта была и есть великая, а это значит и любовь. Царствие Небесное! Светлая память останется навсегда! На экранах периодически, я уверен, будут появляться его выступления и многочисленные роли в театре и в кинематографе, и мы вновь улыбнемся, потому что он нес людям радость». Александр Олешко с Александром Ширвиндтом.

Фото: социальные сети Александр Олешко опубликовал фото с Александром Ширвиндтом, с которым должен был в апреле сыграть спектакль: «Наше последнее совместное фото. После этого он развернется и тихонько пойдёт к выходу - 18 июня 2023 год. Впервые растерянного, испуганного… Потом - только звонки по телефону и общение через жену Наталью Николаевну. И надежда, что он вырвется и будет жить…» Гарик Харламов: «Мне посчастливилось не только пообщаться с Александром Анатольевичем, но и даже поработать. Юмор у Александра Анатольевича был мгновенный, реактивный.

Большинству молодых юмористов даже не снилась такая реакция, какая была у Александра Анатольевича уже в почтенном возрасте. Невероятная величина.

Делить не будут. Какое наследство Ширвиндт оставил жене и сыну?

Больше моя немецко-еврейская фамилия меня никогда не смущала, и нигде не мешала. Так что теперь я, мой сын, мои внуки и правнуки — Ширвиндты. Таня Васильева всегда мне говорит: «Я ни о чем в жизни не жалею, только завидую Шурке, что он нашел в себе мужество оставить свою фамилию». У меня в Театре сатиры четыре Васильевых, а Ицыкович была одна». Александр Анатольевич — великий острослов. Причём, шутить умеет с фирменным, абсолютно невозмутимым выражением лица. Его ироничные высказывания можно собрать в «золотую коллекцию» и перечитывать — столько в них искромётного юмора и жизненной мудрости! Вот, например, некоторые из них.

О любви «В моей профессии любовь постоянно приходится играть. Про любовь я наигрался, поэтому в жизни, когда говорят «любовь», у меня сразу возникает ощущение либо вранья и соплей, либо сурового быта: дети, внуки, тещи, невестки, обязательства… И всплывают воспоминания: когда начиналась вся эта любовь, не было ни квартир, ни машин. Велосипеды были. А как любить на велосипеде? Женскую грудь я впервые увидел в родильном доме. Мама рассказывала, что, когда она стала меня кормить, я смотрел на грудь как настоящий бабник… Получается, что в жизни я однолюб. То есть мужчина, испортивший жизнь только одной женщине…» О возрасте «У меня очень тяжелая зарядка утром.

Лежа, я сначала сучу ножками для поясницы. Потом с трудом, кряхтя, сажусь на кровати и делаю вращательное движение на скрипучей шее пять раз туда, пять раз назад. И потом плечиками 10 раз.

Всего же Ширвиндт поставил на сцене 10 спектаклей. Мастер капустников В советское время, когда существовал железный занавес, в Москве были своеобразные профессиональные заведения для творческой интеллигенции: Дом писателей, Дом литераторов, Дом актеров. Заведовал ими замечательный актер Михаил Жаров.

В них периодически организовывались капустники — юмористические вечера, на которых актерская молодежь могла «выпустить пар» и позволить себе шутки, запрещенные цензурой. На это власть смотрела сквозь пальцы. Молодая шпана, как называл своих сверстников-актеров Ширвиндт, позволяла себе все, что угодно. На эти вечера с удовольствием приходили Плятт, Раневская, Яншин, придавая им статусность. Душой этих представлений и их организатором был Ширвиндт. Когда на следующий после капустника день Жарова вызывали в надзорные органы, то он, гениальный актер, разыгрывал полное отчаяние, восклицая: «Вы даже не представляете, как я Вам благодарен!

Помогите же мне справиться с этой шпаной! Художественный руководитель Просто играл в театре, дружил с актерами, игрой которых восхищался, а вовсе не пытался делать театральную карьеру Александр Ширвиндт. Фото его с бывшим художественным руководителем Плучеком, снятое в дружеской обстановке, объясняет многое. Валентин Николаевич, как очевидно, увидел в талантливом актере, абсолютно и органично воспринимающем традиции Московского театра сатиры, своего преемника. Как вспоминает Ширвиндт, Плучек проявил весь свой талант убеждения, чтобы уговорить его, изначально не желавшего этой должности, таки ее занять. В результате получился руководитель-лидер, которого актеры уважают и любят.

При этом его рекомендациям, сказанным тихим голосом, обязательно следуют. Неизменны традиции и друзья Абсолютно закономерно, что своим глубоко любимым театром стал руководить именно Александр Ширвиндт. Личная жизнь его и театральная органично связаны и неразделимы. Следует особо отметить, что Ширвиндт, лишь только поступив в «Щуку», стал своим в театральном мире. Коллеги его уважали и любили. Об умении Александра Анатольевича дружить ходят легенды.

Их дружба с Михаилом Державиным, оборвавшаяся смертью последнего, продлилась 72 года! Десятилетний Шура и восьмилетний Миша пошли по жизни одной актерской тропой, доверяя и поддерживая друг друга. В отличие от первой, дружба Ширвиндта с Аркадием Аркановым однажды имела тайм-аут: Аркан с Ширвой более года не разговаривал. Случилось это в 70-е, когда герой нашего повествования вдруг сменил их общую ставку в 26 тысяч рублей на лошадь в бегах на ипподроме. В результате оказалось, что их первоначальная ставка была счастливой. Конечно же, друзья потом помирились и далее со смехом вспоминали эту историю.

Биография Александра Ширвиндта как театрального педагога началась более 60 лет назад. Он начал преподавать актерское искусство в Щукинском училище еще с 1957 года. Примечательно, что все, прошедшие его школу, видели в нем Мастера. Его авторитет признавали даже самые талантливые. Среди его более двух с половиной тысяч учеников были и Наталья Гундарева, и Андрей Миронов, им лично Александр Анатольевич ставил спектакли на выпускной экзамен. Леонид Ярмольник, его ученик, говорит о нем как об учителе, задавшем многим отношение к жизни, к профессии.

Обучаемые им люди говорят о точности видения им сложнейших образов, о феноменальном терпении, с которым Ширвиндт добивается от своих студентов требуемого качества игры. Роли Ширвиндта Александр Анатольевич как актер имеет редкий дар — захватывать своей энергетикой весь зал.

Лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74». Лауреат премии «Золотой Остап» 1993, за участие в спектакле «Чествование». Награждён премией «Хрустальная Турандот» в номинации «За многолетнее доблестное служение театру». Чеховская медаль 2010.

Лауреат национальной премии «Россиянин года» в номинации «Звезда России» 2005. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но оставила сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии. Отец, Анатолий Густавович Теодор Гдальевич , был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: В. Яхонтов, Я. Флиер, Д.

Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Дядя родной брат отца — первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор Евсей Густавович Гдальевич Ширвиндт 1891—1958. Другой дядя брат-близнец отца — педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук Борис Густавович Гдальевич Ширвиндт 1896—1966 , старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР. В 1952 году поступил в Театральное училище имени Б.

Щукина, учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» О. Окончив училище с отличием, в 1956 году был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С. Гиацинтова и С. Дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс.

Вишневского «Первая Конная». Основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей. В 1968 году перешёл в Московский драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года. С 1970 года — актёр Московского театра Сатиры.

В этом театре сыграл более 30 ролей и поставил немало спектаклей как режиссер. С декабря 2000 года — художественный руководитель театра Сатиры. Первая роль в Театре сатиры — граф Альмавива в знаменитой постановке В. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше 1970.

В том же году Александр Ширвиндт сыграл свою первую роль в кино — Ухова в фильме «Она вас любит! В 1957 году был принят в труппу Театра им. Ленинского комсомола.

Какой была в молодости жена Александра Ширвиндта, чью внешность унаследовал их сын Михаил

15 марта ушел из жизни актер, режиссер и президент Театра сатиры Александр Ширвиндт. Сибирское агентство новостей: Александр Ширвиндт отметил три дня рождения. В 1970 году Александр Ширвиндт перешел в Московский академический театр сатиры, где стал актером и режиссером. В 2000 году Александр Ширвиндт стал художественным руководителем театра и руководил им 21 год. С 1970 года Александр Ширвиндт работает в Московском театре сатиры. Александру Ширвиндту было 89 лет.

Александр Анатольевич Ширвиндт

Мама-министерша была отправлена домой со словами: «Я вызывал отца! Папа, явившийся с намерением припугнуть зарвавшегося педагога, ушел из кабинета директора после беседы тише воды, ниже травы. На следующий день сын его явился на урок… с огромным фингалом под глазом. Семья отдала мальчика и в музыкальную школу: все были уверены, что сын пойдет по стопам родителей. Учеба давалась ему не трудно, но ребенок не рвался осваивать скрипку и становиться наследником отца по профессии. Следующей «пробой пера» стал танцевальный кружок, и снова неудача: танцы давались легко, но фанатизма не наблюдалось. К выпуску из средней школы всем стало понятно, что юноша хочет стать актером, причем «универсальным», то есть танцующим и поющим, как его кумир Леонид Утесов. Великий советский артист был очень дружен с семьей Ширвиндтов и нередко бывал у них в гостях. Он не просто сдал экзамены в Щукинское училище, а сделал это блестяще благодаря тому, что прекрасно пел и танцевал пригодились-таки музыкальная школа и танцевальный кружок. Александр попадает на курс Веры Львовой, и снова необходимо делать перечисления, нужные для того, чтобы стало понятно: у какого великолепного педагога ему посчастливилось учиться. С первого курса молодому человеку прочили блестящее будущее, его дипломные работы игра в постановках «Трудовой хлеб», «Ночь ошибок» учителя оценили очень высоко.

Интересный факт: работа в Театре-студии киноактера была предопределена как раз этими спектаклями, потому что руководство коллектива заранее пригласило на работу Ширвиндта, просмотрев эти постановки. И еще более интересная деталь: дебютной работой в этом театре для молодого актера стала роль белогвардейского офицера в пьесе «Первая конная». Ситуация еще была парадоксальна тем, что театр создавался для киноактеров, чтобы они в «просветах» между съемками могли работать. А вот Ширвиндту как театральному актеру это заведение открыло работу в кино. О многолетнем и успешном творчестве в кино и театре Приглашение на первую кино-роль произошло случайно. В 1956-м один из актеров, который должен был сниматься в комедии «Она вас любит! Претендентов выбирали в Театре киноактера, и так вместо не явившегося на съемочную площадку Михаила Козаченко роль дали Александру Ширвиндту. Гонорары у артистов кино в то время были более чем солидными: за не слишком большую роль Ширвиндт получил столько, что смог купить автомобиль «Победа». Александр Ширвиндт в молодости. Кадр из фильма «Она вас любит» 1956 год Затем в кино-карьере его наступает затишье, но в театральной сфере он продолжает успешно трудиться.

Переход из Театра-студии киноактеров на Малую Бронную, потом следующее рабочее место — Театр сатиры, который стал для актера «вторым домом». В этом театре началась его многолетняя дружба с Евгением Мироновым и Михаилом Державиным, тут он сыграл почти сорок ролей. Интересно, что в плане театральной деятельности далеко не все роли были юмористическими, как в кино. Тригорин в «Чайке», король Людовик в «Мольере», Гудериан в постановке «Каждому свое» — это были роли серьезные, полные драматизма. Два молодца-афериста, которые надсмехаются над простодушной героиней Екатерины Савиновой — роли Ширвиндта и Белова были небольшие, но заставляли зрителей буквально умирать от смеха. Снова парадокс: честнейший и добрейший человек, не имеющий вредных привычек, он долгие годы будет играть аферистов, обманщиков, неверных мужей, развеселых любителей «беленькой». С другой стороны, не в этом ли кроется великий талант — изображать тех, чьи жизненные принципы тобой категорически отрицаются? Причем его работы на театральной сцене характерны тем, что он как актер не «приедался», а продолжал играть одни и те же роли многие годы. Например, граф Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Циничный, беспринципный, непостоянный как муж и алчный до чужих женушек сластолюбец — эту роль Ширвиндт исполнял на сцене Театра сатиры с 1970-го!

Или пьеса «Обыкновенное чудо» — там Александр Анатольевич был задействован в роли министра-администратора аж с 1971-го. Посмотрев «Обыкновенное чудо» в телевизионном варианте, зрители шли в театр на спектакль именно «на Ширвиндта». А потом в полной растерянности уходили оттуда, не зная: кто же талантливее, Миронов или Ширвиндт? Про фильм «Трое в лодке, не считая собаки», где троица друзей «Державин, Миронов, Ширвиндт» до сих пор поражает талантом и сыгранностью, — отдельный разговор. Его крылатая фраза из этой картины «Все в сад! Не упомянуть юмористические сценки в паре с Михаилом Державиным — значит, пропустить огромный пласт артистической деятельности Ширвиндта.

В нашем материале мы вспоминаем, как жил и чем запомнился один из отцов-основателей современного кино и театра в России. Про детство, семью и ранние годы Будущее Александра Ширвиндта, казалось, было предопределено еще до его рождения: сын столичной интеллигенции с еврейскими корнями, отец которого был известным музыкантом, а мать — актрисой и одним из руководящих сотрудников филармонии, — будто и не мог пойти по иному пути. Отец Анатолий Ширвиндт был скрипачом, который служил в оркестре Большого театра и постоянно ездил с гастролями по всему Советскому союзу. Мать Раиса Ширвиндт — по образованию актриса, но карьера ее продлилась недолго — из-за проблем со здоровьем ей пришлось покинуть сцену и занять пост главного редактора концертного отдела Московской филармонии. Но сцена ее не отпускала, поэтому она часто уезжала на гастроли вместе с мужем. Анатолий Ширвиндт настаивал на том, чтобы сын отучился в музыкальной школе, что Александр и попытался сделать, однако хватило его только на пять классов. Папа сдался», — вспоминал сам Ширвиндт период обучения в музыкальной школе. Детство Ширвиндта прошло в окружении актеров Василия Качалова, Ростислава Плятта, Леонида Утесова и других именитых людей того времени. Про начало карьеры актера Первым театром, куда Ширвиндт поступил после окончания Щукинского театрального института в 1956 году, был Театр-студия киноактера. Но уже через год он перешел в труппу Московского театра Ленинского комсомола который сейчас известен как «Ленком» , где и стал по-настоящему известным. Он прослужил в этом театре более 10 лет и сыграл в большинстве культовых постановок, включая «Чайку», которую ставят и сегодня. После этого два года он прослужил в театре на Малой Бронной, но уже в 1970 году перешел в Театр сатиры, который буквально стал вторым домом и где дальше и развивалась его карьера.

Профессия у него уникальная. Он — Ширвиндт», — сказал однажды Марк Захаров. Всенародная слава пришла к Александру Ширвиндту, когда на экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром! В ней он сыграл Павлика, друга главного героя. Многие знаменитости выражают слова соболезнования родным Александра Ширвиндта — супруге Наталье Белоусовой, сыну Михаилу и внукам. Редакция Woman.

В 1956 году Ширвиндт с отличием окончил Высшее Театральное училище имени Бориса Щукина и сразу же принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола, где дебютировал в спектакле «Первая Конная». Но основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Васильевичем Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Всего на сцене этого Театра Ширвиндт сыграл более тридцати ролей. С 1970 года Александр Ширвиндт работает в Московском театре сатиры. Его первая роль на сцене данного театра состоялась в знаменитой постановке Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которая стала одной из лучших в репертуаре актера. Среди других спектаклей, в которых сыграл стоит отметить: «Обыкновенное чудо», «Ревизор», «Горе от ума», «Бремя решения». С первых дней работы в Театре Сатиры Ширвиндт пробует себя и в режиссуре. Свой первый спектакль «Проснись и пой! Всего Александр Анатольевич поставил более пятнадцати спектаклей, в которых часто выступал и в качестве автора или соавтора сценария, а также в качестве исполнителя. Особое место в творчестве Ширвиндта занимает эстрада. Его тяга к этому жанру началась еще со студенческих «капустников». Позднее такого рода творческие собрания Александр со своими коллегами устраивал в Доме актера, которые имели огромный успех у зрителей.

Не стало папы Шуры: известный и неизвестный Ширвиндт

За годы преподавания Ширвиндт воспитал таких звезд советского и российского искусства, как Леонид Ярмольник, Амалия Мордвинова, Александр Олешко, и многих других. Биография актера Александра Ширвиндта: личная жизнь, жена Наталья Белоусова и сын Михаил Ширвиндт. С Ростом Ширвиндт знаком не одно десятилетие — Юрий много снимал Александра и на сцене Театра Сатиры, в котором тот играл с 1970-х годов. Александр Ширвиндт – советский и российский актер театра и кино, сценарист и педагог. В 1957 году Александр Ширвиндт женился на архитекторе Наталии Белоусовой.

Биография Александра Ширвиндта

Александр Ширвиндт – советский и российский актер театра и кино, сценарист и педагог. Александр Ширвиндт с Александром Олешко на сцене театра сатиры. Тайны личной жизни и подробности биографии персоны Александр Ширвиндт на сегодня: актуальные фото и последние новости на сайте

Александр Ширвиндт – биография, интересные факты и творческий путь

Не стало папы Шуры: известный и неизвестный Ширвиндт Король шутки и остряк на все времена Поделиться Наверное, это самое страшное, что могло произойти, — в пятницу умер Ширвиндт. Александр Анатольевич. Папа Шура. Кажется, остановилась сама жизнь, которая, по идее, по природе своей, остановиться не может. Но остановилась! Как поезд, который затормозил на полном ходу, и — удар.

В самое сердце... Но у смерти жесткий тайминг — в понедельник уже прощание. Мы разошлись два часа назад, все было спокойно, — говорит мне, опешив, помощница худрука Сатиры Сергея Газарова милейшая Анна. И замолкает, не веря в случившееся. Но случилось.

Не только для Театра сатиры, для всех — коллег Александра Анатольевича, для режиссеров. Что и говорить о публике, которая его обожала. Это тот редкий случай, когда даже заскорузлые антисемиты смотрели на него и слушали, а потом цитировали — его героев из фильмов, где у Ширвиндта в общем-то и не было судьбоносных ролей — ну, друг по баньке Павлик, бабник, пианист Шурик в привокзальном советском ресторанчике, брачный аферист — ну кто еще? Да, был красавчик тенор в комедии 50-х «Она вас любит». Но театр его любил.

И педагогика выбрала его рано-рано, когда он учился еще на четвертом курсе, а уже вел занятия по фехтованию. А потом начал делать со студентами отрывки. А студентки влюблялись в него, лишались чувств под его волооким взором. Он же перед ними демонстративно крутил обручальное кольцо на пальце — девчонки, мол, и не рассчитывайте на взаимность. Одна жена — Тата, она же Наталья Николаевна.

Архитектор, красавица, посвятившая ему жизнь. Знала ему цену. Увлекалась фотографией, когда никакой цифры и в помине не было — снимала его, до последнего снимала на подмосковной даче, где они жили последнее время. Ему нужен был свежий воздух — кардиостимулятор на сердце поменяли, а тот никак не хотел подружиться с хозяином. С дачи они вместе отправились в госпиталь Вишневского, где до последнего держались за руки — такая у них была договоренность.

Ну да, папа Шура так звали его все ученики — король шутки, остряк сначала всесоюзного, доперестроечного масштаба, а потом уже на все времена. Остроумец от слова «ум» — так сканировать действительность, родимые пятна нашей ментальности, людей, власть мог только он. Скажет не в бровь, а в глаз, и получалось глубоко, но не обидно, и главное — не зло. Злобой людской он… Он ее не презирал, не ненавидел даже, он просто ею брезговал. Как брезгуют подлыми поступками, дрянной пищей, грязной одеждой… Аристократ слова и духа, вальяжный с виду господин, он на самом деле был настоящим.

Просто человеком, который всем помогал. Снимал трубку, подписывал письмо… Шутник высшей лиги, он умел совершать поступки. Он сам, без нажима сверху, без ожидания торопливого пинка от следующего поколения, принял решение оставить кресло худрука Сатиры, в котором просидел 21 год. И не сидел, а достойно держал на плаву свою Сатиру, которая дрейфовала по волнам сложного начала XXI века. Берег как мог — своим именем, связями, делом.

Театр, в котором вырос и стал тем, кем стал. Где никогда не суетился насчет ролей, ждал, что найдут. И они находили — его граф Альмавива в «Фигаро», его Добчинский в «Ревизоре», да сколько их было некогда в ярком, блистательном ансамбле Сатиры. Фото: из личного архива Александра Олешко Той самой Сатиры, куда нельзя было попасть — билетов ни за какие деньги не достать. Где служили великие артисты, и он был среди них.

А потом он остался один. Как перст, и стал синонимом этого театра на Садово-Триумфальной. Ширвиндт — это Сатира. Сатира — это Ширвиндт. Уже не было его друзей — Андрея Миронова, потерявшего сознание на спектакле в Риге и подхваченного руками именно Ширвиндта.

Нет Михаила Державина — верного партнера и спутника их великолепного эстрадного дуэта. Искренние, от сердца, ибо умел ценить талант и честные отношения. Что в театре большая редкость. В августе внезапно ушла из жизни Вера Васильева, которую он всегда называл Верочкой и снисходительно-нежно опекал, хотя был моложе ее. Когда хоронили Веру Кузьминичну, с ним что-то произошло на сцене.

Впервые я видела растерянного папу Шуру у микрофона. Он как будто что-то потерял и искал. Внутренняя паника, не свойственная этому человеку, на какое-то мгновение овладела им. Но он справился. Предчувствовал ли он что-то?

Заглянул ли он в ту бездну, куда отправлялась его партнерша Верочка? Почувствовал ли, что сам оказался на краю? Как знать… И имеет ли это теперь хоть какое-то значение, если он уже шагнул туда, за своими. Все думали, что, наверное, он упокоится там, рядом с ними, со своими — с Андрюшкой Мироновым , Гришкой Гориным , Мишкой Державиным. Но судя по последним сообщениям, прах его после кремации будет покоиться на Новодевичьем, где тоже есть свои — Маркуша Захаров , Лёлик Табаков , Волчиха Волчек лежат.

Пока был жив Ширвиндт, он был оберегом Театра сатиры. Кто теперь станет хранить этот театр? Его театр. Тогда, в 2018-м, артист вышел на сцену после 16-летнего перерыва и наконец сыграл главную роль — одинокого старого артиста, всеми забытого клоуна, оказавшегося в сумасшедшем доме. Рядом с ним — два таких же, что называется, с приветом — телеведущий Олег, у которого крыша поехала от славы в «ящике», — его играл Александр Олешко, и простой мужик Слава в исполнении Федора Добронравова.

С Александром Олешко в своем последнем спектакле. Фото: из личного архива Александра Олешко Как ни странно, этот спектакль родился не в театре, не за столом режиссера, а в легендарном поезде «Красная стрела», что в полночь отправляется из Москвы в Питер и из Питера в Москву. Почему этот легендарный экспресс знают все артисты: исторически сложилось, что именно им после спектаклей столичные артисты отправлялись сниматься на «Ленфильм», а ленинградские их коллеги — в Москву на «Мосфильм».

Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки. К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой.

Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике. В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол. К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями.

К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить. Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках.

В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался.

В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом». Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся?

Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола. По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм. Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Они руководили коллективом, в котором работали «старые мастера» Берсеневского театра: Вовси, Пелевин, Соловьев, Шатов, Всеволодов, Брагин. Молодежь театра представляли актеры: В.

Ларионов, Л. Марковы, Г. Карнович-Валуа, Л. Лосев, М. В этот коллектив и предстояло влиться Ширвиндту.

Первой работой молодого актера на сцене Ленкома стала эпизодическая роль в спектакле «Хлеб и розы» — о становлении Советской власти в Сибири. Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков. Роль была немногословной, в ней молодой актер произносил всего лишь одну-единственную фразу: «Пошто зазря по степу мыкаемся? Роль тоже была эпизодическая, но более колоритная, нежели первая. Вспоминает Б.

Покровский: «Сочетание особых внешних данных, вызова с усталостью, чистоты с порочностью — все это как нельзя кстати пришлось для образа. Жадная нетерпеливость насильника становилась особенно отвратительной оттого, что мы видели перед собой человека внешне вполне благопристойного. Напомню, что роль-то была эпизодическая, но требовалось за пять-семь минут успеть рассказать о многом». В те же годы Ширвиндт был удостоен своей первой официальной награды — медали «За освоение целинных земель». Причем обстоятельства едва не сложились таким образом, что награду он мог получить посмертно.

Что же произошло? Актерская бригада, в которую включили и Ширвиндта, отправилась на целину — в Кустанай — в феврале. Уже изначально это выглядело самоубийством, потому что в такую пору в тех местах вовсю валит снег, бушует вьюга и трещат сорокаградусные морозы. Однако руководитель делегации, профсоюзный босс Ленкома Борис Ульянов решил на собственном примере доказать высокому начальству, что и в таких климатических условиях его актеры сумеют достойно представить театр. Неприятности начались сразу же после того, как ноги ленкомовцев ступили на целинную землю.

Дважды при перелетах с одного места на другое самолет, в котором они находились, едва не потерпел аварию. Не лучше обстояло дело и с наземным транспортом. Через несколько часов такого стояния все пассажиры «газика» их было четверо, включая и Ширвиндта стали прощаться с жизнью, уверенные, что ни одна живая душа не сможет найти их в огромной степи во время вьюги. Но им повезло. На них случайно наткнулись два поисковых трактора из той колонны, которую выслали им навстречу.

Так что свою медаль Ширвиндт заработал, что называется, потом и кровью. Между тем в 1958 году Ширвиндт стал отцом — родился сын, которого назвали Михаилом. Мамой мальчика была студентка архитектурного института Наталья Белоусова, на которой Ширвиндт женился незадолго до этого. Ее знакомство с Ширвиндтом состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ наука, искусство, литература , который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. По своим корням жена Ширвиндта — столбовая дворянка.

Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу — в старое московское купечество. На момент знакомства молодых Белоусовы являлись аборигенами НИЛ а, а Ширвиндт с родителями гостил у знаменитого артиста Дмитрия Журавлева. Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке прежде всего то, что у нее в хозяйстве имелась… корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой.

Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Гак что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться. Стоит отметить, что рождение сына весьма огорчило Ширвиндта. Дело в том, что он мечтал иметь дочь. А тут — сын.

Он настолько расстроился, что слухи о его «беде» распространились даже в театре. Когда об этом узнал актер Леонид Марков, считавшийся в артистической среде Дон Жуаном, он прочел Ширвиндту короткую лекцию — объяснил, что тот должен быть счастлив, что родился именно сын. Монолог Маркова звучал так: «Представь себе, что у тебя дочурка. Проходит каких-нибудь семнадцать лет, ты сидишь дома, уже несвежий, лысеющий Шурик, и ждешь с Таточкой свою красавицу Фиру. А Фиры нет.

Она пошла пройтись. Ее нет в двенадцать, в час, в два. Ты то надеваешь, то снимаешь халатик, чтобы куда-нибудь бежать, и вдруг — звонок в дверь. Вы с Таточкой бросаетесь открывать. На пороге стоит лучезарная, счастливая Фира, а за ней стою Я!

Ты втаскиваешь ее в дом и в истерике излагаешь все, что ты обо мне знаешь и думаешь! И я вхожу в твой дом. Малыш, тебе это надо? В конце 50-х Ширвиндт был почти неизвестен массовому зрителю его карьера в кино складывалась скромно , но столичная публика его знала хорошо. Особенно та ее часть, которая посещала популярные в те годы «капустники».

На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером-исполнителем. Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвиндту и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался «В гостях у Михаила Жарова».

Поступил на службу в Театр-студию киноактёра, в этот же период дебютировал в кино. Через год перешел в театр им. Ленинского комсомола и поступил в штат киностудии «Мосфильм». В этом же году начал преподавательскую деятельность в училище имени Б. Щукина, с 95-го года профессор того же училища. В начале 2000-х годов назначен худруком в Театре Сатиры. На счету у артиста огромное количество работ в театре и кино, неоднократное участие в качестве ведущего в разнообразных телепередачах.

Личная жизнь Отец - преподаватель музыки, скрипач. Мать - редактор Московской филармонии. В 1957 году женился на Наталье Белоусовой архитектор. Через год у них родился сын Михаил — телеведущий. Есть внук Андрей и внучка Александра 1981 и 1986 года рождения и две правнучки - Анастасия и Элла. Дом Александра Ширвиндта После свадьбы Александр Анатольевич с женой долгое время жили в Арбатском переулке в большой коммунальной квартире.

Ранее он неоднократно жаловался на проблемы с сердцем, а в июле 2022 года даже был госпитализирован с диагнозом стенокардия. В Театре сатиры не стали разглашать деталей, и привели лишь некоторые подробности похорон артиста. Церемония прощания состоится 18 марта с 13:00 до 15:00 по мск. При этом родственники умершего настояли на том, чтобы провести церемонию на час позже, чем было назначено изначально. Наследство Александра Ширвиндта В соответствии с данными декларации, которую подавали руководители учреждений культуры, у Александра Ширвиндта в собственности были: комната площадью 14 кв м, земельный участок площадью 1300 кв м. Еще один объект недвижимости был в долевой собственности Ширвиндта.

Умер Александр Ширвиндт

Ширвиндт Александр Анатольевич родился 19 июля 1934 года в Москве. В 1957 году Александр Ширвиндт женился на архитекторе Наталии Белоусовой. Александр Ширвиндт с Александром Олешко на сцене театра сатиры. Александр Ширвиндт последнее время проживал на даче у сына Михаила. В 2009 году Александр Ширвиндт отметил свой 75-летний юбилей с удочкой на рыбалке, мотивируя это тем — что не любит пафоса.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий