Новости тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917

Определение "Тамбовские епархиальные ведомости" в словаре Брокгауза и Ефрона. Тамбовские епархиальные ведомости — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Тамбовские епархиальные ведомости (Читальня/Тамбовские епархиальные ведомости). Годовой бюджет крестьянской семьи. Тамбовские епархиальные ведомости (газета). Вестник Православия (журнал Вознесенского монастыря).

Список номеров ТЕВ по годам

  • ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Древо
  • Пофамильный список людей, упоминающихся в Тамбовских епархиальных ведомостях
  • Тамбовская энциклопедия | ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ
  • Похожие работы:

Тамбовские губернские ведомости. Тамбов, 1838-1917

Книга находится в категориях Реставрация Тамбовские епархиальные ведомости. Прибавление Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки.

С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре владыка Кирилл прилагал усилия к большему распространению почитания святителя Питирима Тамбовского, поддержав идею его прославления. Однако канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями. Вопрос о прославлении святителя мог растянуться на долгие годы. Для успешного прохождения дела через синодальную канцелярию, а затем для достойной подготовки канонизации потребовались значительные усилия со стороны преосвященного Кирилла.

В мае 1912 года ходатайство владыки Кирилла, духовенства всех епархиальных городов и городского самоуправления о прославлении святителя Питирима Тамбовского принесло первые свои результаты. Святейший Синод, «рассмотрев означенное ходатайство, поручил преосвященному Кириллу, епископу Тамбовскому и Шацкому, образовать на месте комиссию для расследования чудес, совершившихся при мощах святителя, и о последующем довести до сведения Святейшего Синода» 149. Можно предполагать, что благоприятному решению этого вопроса способствовало то обстоятельство, что в январе 1912 года епископ Кирилл был вызван в Петербург для присутствия в Синоде 150 и, оставаясь там до 17 апреля 1912 года, имел возможность лично участвовать в продвижении этого вопроса. После этого владыка направил результаты деятельности комиссии засвидетельствованные описания 34 чудотворений, совершившихся по молитвам святителя Питирима в Святейший Синод 152. Щеглов Глава 3.

Служба 1908—1914 3.

Такое соединение идеи с политической прак-тикой мы называем идеологией. Та идеология сформиро-вала свои ценности, создала своих идолов. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельно-сти - мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопрово-ждалось кровавыми жертвоприношениями и диаволь-скими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни - загубленные жиз-ни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия. Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и малень-ких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку челове-ка, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком - это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные по-требности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколь-ко могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизу-ются силы не только людей, но и обществ и государств.

А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепо-щают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга - материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатиро-вать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объеди-нить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объ-единяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и про-возглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы. Мы молимся у стен храма, который был построен че-рез 900 лет после крещения князя Владимира и кото-рый недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего на-рода. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одно-временно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости.

Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и покло-няясь ложным богам, то в основу объединения полагают-ся опасные идеи, которые не столько объединяют, сколь-ко разделяют народ. Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что на-зывается, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакива- ют. Если кто-то говорит: «Вот этот плохой! Есть даже такое понятие - дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не явля-ется. Всякое объединение людей против кого-то - это диа-вольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народ-ную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберан-цем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться.

Это все - идолопоклонство. И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте кре-щения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объе-динять народ - и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христиан-скую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жиз-ни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, - какие потрясающие слова Апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идоло-поклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к раз-делению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который вос-поминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохра-нять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой по-сеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей. И верим, что Господь приклонит к нам милость.

Ве-рим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохра-нить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстре-чу Его Божественному и немеркнущему Царству. Отец Ефрем, вместе со своей братией, относится к тому направлению монашеской жизни, которое заложил на Афоне великий старец Иосиф Иси-хаст. Они называют его своим «духовным дедушкой». Духовный отец отца Ефрема монах Иосиф является не-посредственным духовным чадом старца Иосифа Иси-хаста, он живет недалеко от Ватопедского монастыря и регулярно приходит на встречи братии. Как сейчас его здоровье? Сейчас уже не приходит, только передает нам свои слова. Но вот я во всяком случае застал такое время, когда он приходил в монастырь и проводил бесе-ды с братией, вдохновенные беседы, которые касались самого для нас главного, самых внутренних, сокровен-ных вопросов монашеской жизни, внутренней жиз-ни. Как нам жить, как нам спасаться, как выходить из тех трудностей, что неизбежны на монашеском пути.

Для нас особенно важен опыт Ватопедского монасты-ря, потому что в чем-то наши монастыри схожи. Когда братство Иосифа-монаха, и в том числе отец Ефрем, перешло из Нового Скита в Ватопед, то Ватопедский монастырь представлял из себя зрелище, наверное, та-кое же печальное, как и наш Валаамский монастырь 15-20 лет тому назад. Я был в начале 90-х годов на Афоне и могу засвидетельствовать о том, что действительно в то время, еще когда не начались обширные восстано-вительные работы, многие монастыри находились в за-пущенном состоянии. Несколько лет назад, пользуясь уже расположением и гостеприимством отца Ефрема, я вышел за пределы той гостиницы, где меня поместили, прекрасной благоустроенной гостиницы Ватопедского монастыря, там даже лифт есть, и вдруг увидел очень знакомые коридоры, такие же старые, обшарпанные, с такой же паутиной по углам, с кучами дров — то есть все то, что мы хорошо знаем здесь, на Валааме. И надо сказать, что за те годы, что это братство провело в Ва-топеде, оно преобразило внешний облик монастыря, но, главным образом, оно так настроило братство монасты-ря, что помимо напряженной внутренней духовной ра- Публикуем текст беседы братии Валаамского монастыря с игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. В беседе принимали участие отец Ефрем — игумен Ватопедского монастыря, епископ Панкратий — игумен Валаамского монастыря и братия Валаамского монастыря. Беседа прохо-дила 22 мая 2009 г. И кто-то выдерживает, по милости Божией, по благодати Божией, может вы-держать этот натиск и действительно помочь людям, а кто-то начинает ломаться, унывать, принимать помыслы о том, то ли это место, которое он искал, или, может, ему лучше найти другое, поспокойней? И возникает вопрос, довольно частый для нашей братии, я думаю, что, на-верное, нередко он возникает и у братии Ватопедской обители — как вернуться к первому вдохновению?

Как возгреть благодать Божию? Чтобы не было уныния, не было отчаяния, не было печали, а было бы ясное, вдохно-венное служение Богу. Я очень рад, что после духовной трапезы мы пришли на вещественную, материальную трапезу, кото-рая есть продолжение духовной трапезы. И по монаше-скому преданию во время вещественной трапезы дается монахам слово Божие. Как я говорил геронту игумену , Валаамский монастырь и Ватопедский — близнецы. Хотя я только во второй раз здесь, я чувствую своей эту про-блему, потому что дух геронта игумена очень близок нашему духу. И как сказал старец-епископ: у нас осо-бый долг, как у монахов, чтобы достойно ответить на тот призыв, который нам дал Бог. Христос вчера и сегодня и во веки один и тот же. Это Тот, Кто сказал: «Следуй за мной» своим Апостолам.

То же говорит Он и сегодня, и участниками этого приглашения являемся и мы, мона-хи, которых, невзирая на наши немощи, на наши грехи, призвал Он к монашескому житию. Потому что мона-шество — это продолжение апостольской жизни, про-должение первой киновии общежития , руководителем которой был Христос. И в других беседах, которые были у меня на Русской земле, я говорил: надежда и упование всего мира и всей Церкви — это православное монаше-ство. Поэтому ответственность наша велика, мы, мона-хи, призваны для того, чтобы показать, что благодать о себе и сегодня свидетельствует. И сегодня можно опыт-но переживать Христа. И поэтому присутствие монахов означает присутствие полноты благодати в этом мире, и потому монах, который отрекается, уходит от мира, со-вершает своим уходом молчаливую, но существенную революцию. Он отвергается мирского духа, мирского об-раза мыслей — выбрасывает это в мусор. И так же в му-сор бросает всю честь этого мира.

Помолитесь же Преосвященный Владыка, пред Престолом Всевышнего за нас немощных и грешных, да почиет мир на людях сих, ведь только в мире и единение вся сила и успех нашего дела, возгрей своим пламенным словом сердца их любовь. Тогда и в нас и через нас прославится всесвятое имя Господа Нашего Иисуса Христа». Выслушав в храме речи о. Настоящее пришествие мое к вам вызвано желанием видеть своими глазами, как живут здесь люди Божьи, как творится дело нашего общего спасения… Я, как Архипастырь Тамбовского края, даю отчет пред Высшей Церковной Властью в том, как живет моя паства, преуспевает ли в вере или упадает среди нее религиозность. Во многих случаях приходится сообщить во всеобщее церковное сведение, что есть места, куда проникли сектанты-лжеучители, которые отторгают верующих от церкви. Но много есть свидетельств, что жители Тамбовского края крепко и бережно хранят свою веру, усердно заботятся о сооружении благолепных храмов, где могут проявлять свою религиозную жизнь… Не только в селениях, но и в деревнях строятся храмы. Мы живем в отношении близости храмов к селениям с большими удобствами, чем где бы то ни было… Я сам уроженец Петербургской губернии, там храмы от многих селений прихода находятся часто на верст десять и больше… Между тем у нас здесь расстояние в пять верст между церквями считается уже большим. За эту милость, что Господь дает нам возможность иметь храмы вблизи наших жилищ, нужно Бога постоянно славить и благодарить. В храме мы можем славить Бога все вместе едиными устами и единым сердцем, здесь мы все составляем одну семью. А Христос Спаситель для того и устроил церковь, чтобы собрать всех во едино, - в единое стадо. Где люди находятся в единении между собой, тут только можно найти любовь между ними самими, тут только может проявиться и та любовь их к Богу, от которой не может их отлучить, Кук говорит апостол, ни высота, ни глубина, и никакая тварь. И святые апостолы всячески оберегали единение между людьми… Стало быть, где строится храм, в котором совершается дело спасения и объединения людей, там не должно быть никаких разделений, там должны умолкнуть всякие страсти, там нет места соображениям о личных удобствах… Мы должны подражать святым апостолам. Павел ради общего спасения готов был пожертвовать личным спасением, лишь бы Израиль спасся Рим. Этим он как бы говорит, что там, где идет дело об общей пользе, об общем спасении, там не должно быть места личным выгодам. Братья, я не разбирать вас пришел, и здесь не место суда… Христос приходил для того, чтобы мир был между людьми… Когда будете ссориться, тогда не Христовы будете ученики… Спешите скорей раздор закончить. Ныне в дни поста, идите в храм и молитвой испросите у Господа в грехах прощения и живите между собой в мире и любви…. На эти мир и любовь я вас и благословляю»! Причт в селе Столовом состоит из священника, дьякона и псаломщика. Все наличные члены причта ведут примерный образ жизни и ревностно исполняют свои обязанности. Особенно много работает на пользу прихода отец настоятель.

Тамбовския Епархиальныя Ведомости

Дубасова , находили отражение также социальные борьба с пьянством , философские и политические проблемы. Немало места на страницах журнала уделялось духовно-нравственным темам, экзегетике , агиографии , богословию. Подробно с 1912 освещалась работа Тамбовского церковно-археологического комитета , созданного с «целью охраны памятников церковной старины», благотворительная деятельность, состояние некрополей и прочее. Редакторами всегда были ректоры Тамбовской духовной семинарии , которые назначались на эту должность Синодом по представлению тамбовских духовных властей.

Она административно не выходила из границ Тамбовской губернии, утвержденных в 1796 году. С 1923 по 1937 годы существовала одноименная обновленческая епархия. К концу 1930 -х годов Тамбовская епархия была полностью уничтожена. На ее территории не осталось ни одного действующего прихода. Восстановление епархии началось в октябре 1943 года, когда был открыт первый храм в городе Тамбове. К концу советского периода епархия ограничивалась Тамбовской областью. Одновременно Тамбовская епархия была определена центром новоучрежденной Тамбовской митрополии. Исторические названия Тамбовская и Козловская 1682 - 1720 Тамбовская и Пензенская апрель 1758 - 16 октября 1799 Тамбовская и Шацкая 16 октября 1799 -?

После Тамбовской кафедры он еще три года правил Владимирской епархией, а затем, добровольно отказавшись от епископской власти, провел оставшиеся 28 лет жизни в монастыре в числе братии Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Сам он решение свое объяснял так: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым 9духовному писательству , но не дилетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы были и плоды трудов небесполезные и не ненужные для Церкви Божией.. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». Служение это принесло гораздо больше пользы. Писательская и пастырская деятельность святителя оказала огромное влияние на религиозную жизнь в России. Смирнов [24]. Современники архипастырскую деятельность епископа Феофана воспринимали неоднозначно, так тот же Певницкий писал: «Человек, впрочем, он очень умный и большой богословской начитанности и знания, но созерцатель и мистик, аскетического характера и направления. Место его — на поприще учебного кабинетного писателя или ученого аскета в монастыре, а отнюдь не на административном поприще архиерея, на котором он оказался совершенно не способным, по своему созерцательно-отвлеченному направлению, при отсутствии реального практицизма». Хотя с мнением этим можно и не согласиться, так как протоиерей сравнивает святителя с его предшественником епископом впоследствии митрополитом Московским Макарием Булгаковым , который видимо больше импонировал заслуженному протоиерею своими «манерами благовоспитанного аристократа», [21] но для Тамбова за краткий срок своего правления владыкаМакарий практически ничего не сделал, разве что начал у нас писать свою многотомную историю Русской Церкви. А вот при епископе Феофане было заложено здание Тамбовского Епархиального женского училища 1863 г. Еще один владыка, который не так долго пробыл на Тамбовской кафедре епископ Палладий Раев , в будущем митрополит Санкт-Петербургский. Правил он нашей епархией с 24 июля 1873 по 9 сентября 1876 гг. Ни один тамбовский архиерей до епископа Палладия и после него не заслужил, столь противоречивых оценок со стороны современников. Вот что о нем писал протоиерей Певницкий: «Его неугомонное искательство вследствие внутреннего его честолюбия, всего большего и лучшего, и это ему удивительно легко удавалось. Из всех архиереев, каких я знаю в своей современности, это удачник первой масти. Он прозорливо усматривал скорее всякого все моменты и шансы, способствовавшие карьере, ловил их вовремя и ловко ухитрялся поворачивать их в свою пользу. Палладий в свое трехлетнее пребывание в Тамбове не сделал ровно ничего жизненного и плодотворного для епархии. Любил он по ней с помпой, пышно и величественно разъезжать для своего развлечения, а не обозрения. И излюбленный ключарь впереди его везде будировал духовенство, и народ устроять ему покудрявее встречи при въездах в села и входах в церкви. Он первый завел, — прежде не было и дело велось просто, с апостольской скромностью, — чтобы из церквей везде духовенство выходило к нему навстречу, в церковном облачении и с множеством икон и хоругвей, и ждало заранее его приезда на площади церковной. В поездках всегда сопровождала его огромная свита с певческим полным хором, иподиаконами и протодиаконом. Память о себе оставил в Тамбове одними постройками, да и то совершенно не нужными и обременившими многих понапрасну» [21]. Записки протоирея были напечатаны в «Русской старине» в 1905 г. Однако без сомнения протоиерей высказал мнение части тамбовского духовенства, но так думали не все. Об этом свидетельствует тот факт, что спустя 23 года после того, как владыка Палладий покинул Тамбов, в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появилась статья с характерным названием: «Заботы митрополита Палладия Раева о духовно-учебных заведениях Тамбовской епархии». Из нее мы узнаем, что: «В 1870 г. Тамбовская Духовная семинария практически в развалинах. Тесное, неуютное, холодное помещение. Жертвы неустройства преподаватель Кирилловский, Теплов и более 10 воспитанников, умерших в течении 1875-1876 гг. С 1873 г. Второе Тамбовское Духовное училище не имело теплого коридора, гнилые рамы и полы, постоянный холод зимой, воспитанники сидели на занятиях в шубах и валенках, в помещениях угар от дыма из-за него, даже отменяли занятия. В 1875 г. Именно епископ Палладий стал перестраивать семинарию и училищное общежитие с 1874 г.

Они могут эксплуатировать друг друга - материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатиро-вать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объеди-нить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объ-единяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и про-возглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы. Мы молимся у стен храма, который был построен че-рез 900 лет после крещения князя Владимира и кото-рый недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего на-рода. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одно-временно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости. Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и покло-няясь ложным богам, то в основу объединения полагают-ся опасные идеи, которые не столько объединяют, сколь-ко разделяют народ. Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что на-зывается, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакива- ют. Если кто-то говорит: «Вот этот плохой! Есть даже такое понятие - дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не явля-ется. Всякое объединение людей против кого-то - это диа-вольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народ-ную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберан-цем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все - идолопоклонство. И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте кре-щения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объе-динять народ - и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христиан-скую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жиз-ни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, - какие потрясающие слова Апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идоло-поклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к раз-делению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который вос-поминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохра-нять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой по-сеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей. И верим, что Господь приклонит к нам милость. Ве-рим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохра-нить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстре-чу Его Божественному и немеркнущему Царству. Отец Ефрем, вместе со своей братией, относится к тому направлению монашеской жизни, которое заложил на Афоне великий старец Иосиф Иси-хаст. Они называют его своим «духовным дедушкой». Духовный отец отца Ефрема монах Иосиф является не-посредственным духовным чадом старца Иосифа Иси-хаста, он живет недалеко от Ватопедского монастыря и регулярно приходит на встречи братии. Как сейчас его здоровье? Сейчас уже не приходит, только передает нам свои слова. Но вот я во всяком случае застал такое время, когда он приходил в монастырь и проводил бесе-ды с братией, вдохновенные беседы, которые касались самого для нас главного, самых внутренних, сокровен-ных вопросов монашеской жизни, внутренней жиз-ни. Как нам жить, как нам спасаться, как выходить из тех трудностей, что неизбежны на монашеском пути. Для нас особенно важен опыт Ватопедского монасты-ря, потому что в чем-то наши монастыри схожи. Когда братство Иосифа-монаха, и в том числе отец Ефрем, перешло из Нового Скита в Ватопед, то Ватопедский монастырь представлял из себя зрелище, наверное, та-кое же печальное, как и наш Валаамский монастырь 15-20 лет тому назад. Я был в начале 90-х годов на Афоне и могу засвидетельствовать о том, что действительно в то время, еще когда не начались обширные восстано-вительные работы, многие монастыри находились в за-пущенном состоянии. Несколько лет назад, пользуясь уже расположением и гостеприимством отца Ефрема, я вышел за пределы той гостиницы, где меня поместили, прекрасной благоустроенной гостиницы Ватопедского монастыря, там даже лифт есть, и вдруг увидел очень знакомые коридоры, такие же старые, обшарпанные, с такой же паутиной по углам, с кучами дров — то есть все то, что мы хорошо знаем здесь, на Валааме. И надо сказать, что за те годы, что это братство провело в Ва-топеде, оно преобразило внешний облик монастыря, но, главным образом, оно так настроило братство монасты-ря, что помимо напряженной внутренней духовной ра- Публикуем текст беседы братии Валаамского монастыря с игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. В беседе принимали участие отец Ефрем — игумен Ватопедского монастыря, епископ Панкратий — игумен Валаамского монастыря и братия Валаамского монастыря. Беседа прохо-дила 22 мая 2009 г. И кто-то выдерживает, по милости Божией, по благодати Божией, может вы-держать этот натиск и действительно помочь людям, а кто-то начинает ломаться, унывать, принимать помыслы о том, то ли это место, которое он искал, или, может, ему лучше найти другое, поспокойней? И возникает вопрос, довольно частый для нашей братии, я думаю, что, на-верное, нередко он возникает и у братии Ватопедской обители — как вернуться к первому вдохновению? Как возгреть благодать Божию? Чтобы не было уныния, не было отчаяния, не было печали, а было бы ясное, вдохно-венное служение Богу. Я очень рад, что после духовной трапезы мы пришли на вещественную, материальную трапезу, кото-рая есть продолжение духовной трапезы. И по монаше-скому преданию во время вещественной трапезы дается монахам слово Божие. Как я говорил геронту игумену , Валаамский монастырь и Ватопедский — близнецы. Хотя я только во второй раз здесь, я чувствую своей эту про-блему, потому что дух геронта игумена очень близок нашему духу. И как сказал старец-епископ: у нас осо-бый долг, как у монахов, чтобы достойно ответить на тот призыв, который нам дал Бог. Христос вчера и сегодня и во веки один и тот же. Это Тот, Кто сказал: «Следуй за мной» своим Апостолам. То же говорит Он и сегодня, и участниками этого приглашения являемся и мы, мона-хи, которых, невзирая на наши немощи, на наши грехи, призвал Он к монашескому житию. Потому что мона-шество — это продолжение апостольской жизни, про-должение первой киновии общежития , руководителем которой был Христос. И в других беседах, которые были у меня на Русской земле, я говорил: надежда и упование всего мира и всей Церкви — это православное монаше-ство. Поэтому ответственность наша велика, мы, мона-хи, призваны для того, чтобы показать, что благодать о себе и сегодня свидетельствует. И сегодня можно опыт-но переживать Христа. И поэтому присутствие монахов означает присутствие полноты благодати в этом мире, и потому монах, который отрекается, уходит от мира, со-вершает своим уходом молчаливую, но существенную революцию. Он отвергается мирского духа, мирского об-раза мыслей — выбрасывает это в мусор. И так же в му-сор бросает всю честь этого мира. Как говорит Апостол: «Я все посчитал за уметы, чтобы приобрести Христа». Наш дедушка Иосиф Исихаст говорил: «Первую благо-дать, которую получаешь, — это для того, чтобы мы ушли из мира». Но это не значит, что все этим заканчивается, здесь сейчас все начинается. Потому, уходя из мира, мы должны здесь довершить свою миссию. Поэтому духов-ному отцу, к которому нас привела благодать, мы долж-ны предаться всецело, ему всецело подчиниться. Монах, который приходит в монастырь со своими условиями, уже начал плохо — это то, что особо подчеркивал старец Иосиф в своем учении. Старец Иосиф говорил: «В нашем духовном преуспеянии особую роль играет духовный отец. И то, что не чувствуем себя в безопасности в мо- настыре и у нас много помыслов, — часто причина в том, что у нас нет доверия к своему духовному отцу». Место духовного отца очень существенно, и поэтому для мона-ха такое послушание предписано. Нерассуждающее по-слушание создает непрестанное вдохновение, ему дается стремление к Богу, это рождает любовь к Богу, рождает в монахе жажду по Боге и духовную ненасытимость, как говорит пророк, «они будут есть, но не будут насыщать-ся», «будут пить и будут еще больше жаждать». Поэто-му позиция монаха должна быть таковой, что даже во сне не должно оставаться без божественного влечения, и эта любовь и влечение к Богу та, которая приводит в действие благодать внутреннюю.

Пофамильный список людей, упоминающихся в Тамбовских епархиальных ведомостях

  • Пофамильный список людей, упоминающихся в Тамбовских епархиальных ведомостях
  • Тамбовские епархиальные ведомости, № 8, 2009
  • JavaScript is disabled
  • Тульские епархиальные ведомости. 1862-1918. Алфавитный указатель статей
  • Тамбовские епархиальные ведомости : издание еженедельное - Search RSL
  • Архипастыри

Тамбовские епархиальные ведомости: Еженедельное издание. №2 — 3624836

Историко – статистическое описание Тамбовской епархии 1861г. Заглавие: Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26. Библиотечный фонд: Российская Национальная Библиотека. Полное библиографическое описание. В 1861-1872 г.г. часть неофиц. имеет заглавие: "Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям" и отд. тит. л. к каждому году. Однако новости из Рассказово в большом количестве печатались в губернских газетах и журналах XIX-XX века, таких как Тамбовские Губернские ведомости (1838-1917), Тамбовский край (1907-1917), Тамбовский земской вестник (1916-1918). Подробнее о издании и его редакторах см.: Кавецкая О. «Новгородские епархиальные ведомости» (1875–1920).

ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ

Электронная библиотека | ТОГБУ "Государственный архив Тамбовской области" 4886-1917/ Екатеринославские епархиальные ведомости.
Тамбовския Епархиальныя Ведомости Тамбов, 1861. Формат PDF, 344 стр.
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Тамбовская губерния между двумя революциями: февраль 1917 г. – март 1918 г.
Значение ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона православных святынь Тамбовской епархии Заупокойное богослужение в день рождения великого русского полководца Александра Суворова Мероприятия в день рождения генералиссимуса А.В. Суворова Делегация Тамбовского регионального отделения ВРНС во.

Епархии журнал

это главный печатный орган Оренбургской епархии. Тамбовская епархия выпустила очередной номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» №6 (174) 2022. В номер вошли статьи, освещающие жизнь митрополии, а также материалы из истории церкви. Отдельной строкой, именно как исторический источник, я бы отметил Тамбовские епархиальные ведомости, которые издавались с 1861 г. по 1918 г. сначала 2 раза в месяц, затем еженедельно. В галере выдающихся он — первый. Тамбовские вузы, тамбовские новости, тамбовские волки, тамбовские епархиальные ведомости архив. Тамбов, 1861. Формат PDF, 344 стр.

Вышел в свет пятый номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2022 год

Тамбов, 1861–1917 Ежемесячно; с 1901 года – еженедельно Тверские епархиальные ведомости. с 1901 г. во главе с редактором и издателем П.П. Падучевым и "Тамбовский голос" с 1905 г. под. Тамбов, 1861–1917 Ежемесячно; с 1901 года – еженедельно Тверские епархиальные ведомости. Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1882-1919. Определение "Тамбовские епархиальные ведомости" в словаре Брокгауза и Ефрона. Тамбовские епархиальные ведомости — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова.

Епархии журнал

Создание новой «районки» поручили журналистскому коллективу главной областной газеты «Коммуна». В то время в Воронежской «Коммуне» заведующим отделом промышленности работал Александр Дмитриевич Котов. Котов родился 22 октября 1902 г. В юные годы начал работать в Пятигорской газете «Терек», откуда его рекомендовали к обучению в Московском Коммунистическом институте журналистики, по окончанию которого по распределению он приехал в г. Воронеж в редакцию газеты «Коммуна». На новой работе в полной мере проявился журналистский талант Котова, сделавший его лучшим сотрудником газеты. Коллеги дали ему уважительное прозвище «Котыч». В августе 1930 г. Рассказово и приступил к созданию газеты.

Под редакцию газеты и типографию отвели бывший дом купца Василия Николаевича Желтова, расположенный ныне по адресу: г. Рассказово, ул. Советская, д. Заместителем А.

В официальном разделе размещалась информация о законопроектах, сведения о должностях, занимаемых священнослужителями, и о вакантных местах, отчеты учебных заведений, определения Священного синода, списки пожертвований, отчеты о приходе и расходе перечисленных сумм.

Редакторами этой части Ведомостей всегда были ректоры Тамбовской духовной семинарии. Они назначались Синодом по ходатайству Его Преосвященства. Поскольку любая подвижническая деятельность духовенства осуществлялась в рамках правового регулирования и церков- ной иерархии, то она воплощалась в статьях Ведомостей с учетом юридической силы приказов, постановлений и распоряжений. Любопытно содержание неофициальной части ТЕВ. В этом разделе мы встречаем обращения к прихожанам, отрывки из религиозной литературы, стихи, исторические справки о религиозных деятелях, очерки о повседневной деятельности епархии, рекламу различных периодических изданий и даже пропаганду «трезвого» образа жизни.

Редакторы неофициальной части указываются только по фамилии, поэтому не всегда возможно проследить их социальное положение и должность. К сожалению, ТЕВ не сохранились полностью - утрачены многие номера издания, не хватает листов. Практически без потерь дошли до нас только номера, изданные в начале ХХ в. В военное время Ведомости традиционно печатали списки многочисленных жертвователей - благодаря этому мы можем установить источники, виды, направления и механизмы сбора пожертвований, характерные для духовенства XIX - начала ХХ в. Например, анализируя материалы ТЕВ за 18771878 г.

Кроме холста мы встречаем в ТЕВ упоминания о предоставлении на военные нужды таких материалов, как ситец, бязь, нити и мн. Пользуясь данными тех же номеров, можно проследить и изменение векторов благотворительной деятельности - для периода русско-турецкой войны становится характерным такое направление, как помощь братским славянским народам Балканского полуострова. Сбор средств в пользу братьев-славян зачастую инициировался приходскими священниками и вызывал широкий резонанс среди прихожан. Это говорит о высокой степени чувства конфессионального единства, стремлении поддержать правоверных, ока- завшихся под гнетом «басурман». Вместе с тем, сохраняются и традиционные направления пожертвований, среди которых начинают преобладать благотворительные взносы в пользу Российского общества Красного Креста.

Согласно данным ТЕВ, самым распространенными механизмами сбора пожертвований среди тамбовского духовенства были непосредственные взносы священнослужителей в определенные благотворительные организации например, местное отделение Красного Креста , отчисления из жалования и кружечный сбор. Очень часто в списки жертвователей ТЕВ попадали приходские священники, которые организовывали сбор пожертвований среди своей паствы. В Епархиальных ведомостях регулярно печатались воззвания представителей синодального управления как к прихожанам, так и к духовенству. Эти обращения дают детальную информацию о мотивации социального служения представителей духовного сословия отечеству в тяжелые годы суровых испытаний. Они позволяют делать выводы о трансформации методов и механизмов благотворительной деятельности церкви.

В частности, воззвание к духовенству епархии Высокопреосвященнейшего Архиепископа Кирилла 4 августа 1914 г. Во-первых, проанализировать восприятие начавшихся военных действий и отношение к ним со стороны высшего духовенства. Помимо этого воззвание содержит данные об источниках денежных поступлений -это жалование служащих Епархиального ведомства и всего духовенства епархии, и, что не менее важно - детальное описание самого механизма осуществления благотворительной поддержки: отчисления производились каждый месяц и перенаправлялись в военную консисторию с обязательным отчетом на имя архиепископа [3]. Обращение в редакцию Ведомостей Преосвященнейшего епископа Тамбовского и Шацкого Иннокентия десятью годами ранее - в начале Русско-японской войны 1904-1905 гг. Его личный пример настолько вдохновил тамбовских священнослужителей, что в кратчайшие сроки была собрана и передана в ме- стное отделение Красного Креста существенная сумма денег - 1207 руб.

В целом, регулярные и точные отчеты о сборе пожертвований в военные годы позволяют использовать статистические методики для выявления динамики обозначенных процессов.

В этом же году 30 мая его рукоположили в сан священника к приходской Бого-явленской церкви в городе Казани. Для руководства ака-демии принятие М. Зефировым священного сана стало поводом поручить ему чтение лекций по гомилетике и пастырскому богословию.

Кроме того, его обязали под-готовить к изданию материалы по пастырскому богос-ловию и предложили определенный план преподавания данного предмета. В 1859 году он закончил этот научный труд и отправил в Санкт-Петербург на отзыв митро-политу Григорию, но в связи со смертью митрополита указанная работа затерялась. В академии отец Михаил некоторое время читал лекции по нравственному бо-гословию и буддизму. В 1861 году во время проведения экзаменов между протоиереем Михаилом и правящим архиереем произошел конфликт.

Это привело к тому, что в ноябре 1862 года он покинул академию. Оставаясь приходским священником и членом духовной конси-стории, отец Михаил долгое время нигде не преподавал. В 1863 году он получил законоучительские уроки во 2-й Казанской гимназии, где началась его активная просве-тительская деятельность среди местного населения. По его инициативе богослужение в Богоявленском приходе стало совершаться на татарском языке.

Протоиерей Михаил Зефиров был человеком непро-стого характера. По воспоминаниям современников, на новой должности он «держал себя замкнуто, недоступ-но, с воспитанниками семинарии в близкие отношения не входил». В бюджете семинарии в его ректорство образовался большой дефицит. Это обстоятельство по-лучило огласку благодаря протоиерею Георгию Хитрову, члену распорядительного собрания от духовенства, кото-рый в 1873 году на январской сессии съезда духовенства епархии заявил, что « … Правлением семинарии допуще-ны передержки по всем статьям сметы, простирающиеся до 5000 рублей, и передержки эти поглотили не только все остатки от сметных назначений за прежние годы, но и значительное количество сверхсметных поступлений.

Кроме того, безгласно содержатся две лошади для ректо-ра и инспектора и расходы на них нигде не показаны». Вскоре Указом епископа Феодо-сия Шаповаленко протоиерей Г. Хитров был выведен из состава распорядительного собрания семинарии и в дальнейшем никак с ней не соприкасался. Вместе с тем в семинарии существовало противоборство между рек-тором и инспектором Никанором Маловым.

Конфликт начался еще в 1870 году, когда инспектор заступился за молодых преподавателей, лишенных по распоряжению отца-ректора бесплатных казенных квартир. Новым по-водом для возмущения инспектора явилось то, что отец М. Зефиров предложил лишить инспектора и его помощ-ников лошади, которую они брали для выезда в город на квартиры воспитанников, и использовать ее для черных работ на том основании, что инспектору «все равно на-значено два помощника, да и ездить по грязным улицам невозможно». В данной ситуации Правление осталось на сторо-не ректора, указав инспектору «не оставаться при сво-ем мнении из одного лишь упрямства и личных видов».

В дека-бре 1871 года на имя епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия последовал рапорт ректора семинарии следу-ющего содержания: «Господин инспектор в ущерб пря-мым своим обязанностям по семинарии продолжал и в этом месяце отлучаться в женскую гимназию на уроки в те часы, когда он по уставу должен быть в семинарии. Го-сподин инспектор утверждает, что он ходит в женскую гимназию только в свободное от его занятий время. Однако следует сказать, что даже по-сле прибавки жалованья семинарские педагоги жили очень скудно, средств на жизнь не хватало, и многие из них вынуждены были подрабатывать в других учеб-ных заведениях города. Прежние ректоры на это смо-трели снисходительно, а отец Михаил Зефиров считал, что это отвлекает педагогов и не позволяет им в полной мере проявлять заботу о воспитанниках и наблюдать за учебно-воспитательным процессом в семинарии.

На заявление ректора вынужден был отреагировать архие-рей, который своей резолюцией от 10 января 1872 года запретил инспектору заниматься уроками где-либо по-мимо семинарии. Сложившаяся ситуация не способ-ствовала успешному проведению реформ в семинарии, и поэтому в 1872 году протоиерей Михаил был освобож-ден от обязанностей ректора и переведен на должность профессора богословия в Казанский университет. Подготовка к избранию нового ректора семинарии проходила с учетом деятельности его предшественника. Выбирая отца М.

Зефирова, педагоги семинарии руко-водствовались, прежде всего, тем, что он был их земля-ком, выпускником Тамбовской семинарии и, как каза-лось, лучше знал ее нужды, а не тем, каков у него опыт в сфере административного управления. Теперь было ре-шено руководствоваться иными мотивами. Наставники семинарии определили избрать, во-первых: кандидатуру, никак не связанную с Тамбовской епархией, во-вторых: человека, лично хорошо знакомого с семинарской жиз-нью. Таким требованиям соответствовала кандидатура протоиерея Димитрия Самбикина.

Будущий ректор происходил из семьи священника Воронежской епар-хии, с отличием закончил Воронежскую Духовную се-минарию, затем - Санкт-Петербургскую Духовную академию и до своего избрания на должность ректора успешно преподавал и некоторое время заведовал би-блиотекой в родной Воронежской семинарии. Отец Димитрий был ученым-историком. Он являлся автором одного из первых жизнеописаний святителя Митрофана Воронежского и святителя Питирима Тамбовского. Его кандидатура для Тамбовской семинарии была наиболее подходящей.

В должности ректора он был утвержден 10 июля 1872 года и весьма плодотворно трудился на этом посту в течение почти девяти лет, до 1881 года. Ис-следователь истории Воронежской семинарии П. Ни-кольский время ректорства отца Димитрия называет «золотым веком» в истории Тамбовской семинарии. О правоте его слов свидетельствует то, что никогда прежде семинария так не менялась, как при нем.

Промысли-тельно, что именно такой деятельный человек встал во главе семинарии в это время. Однако перемены в семи-нарии в этот период связывать только с отцом Димитри-ем было бы неправомерно. Сама эпоха была необычной. В России начались широкие преобразования и реформы, менявшие многое кардинальным образом в устроении всего российского общества.

Даже сорок лет спустя изменения, происходившие в духовно-учебных заведениях, весьма противоречиво оценивались их современниками. Никольский, кото-рый назвал это время «золотым веком» для Тамбовской Духовной семинарии, писал, что «духовная школа по существу не улучшалась, а падала. Потребовалась новая реформа 1880-х, поставившая своей задачей воссозда-ние церковности. Но падение продолжалось «даже до сего дня».

Остроу-мов, учившийся в семинарии, напротив, с восторгом вспоминал: «Мы почувствовали особую живительную силу, стали бодры и веселы и учились так прилежно, как не учились в низших классах, как не учились наши предшественники». Читаемые им лекции отличались глубиной и ясностью и воспринимались слу-шателями с большим интересом. При нем впервые лек-ции стали распространяться литографическим способом. Ректор особенно заботился о духовном и нравственном развитии семинаристов, всячески одобрял чтение ими полезных книг, для чего были пересмотрены фонды фун-даментальной библиотеки и значительно увеличена уче-ническая.

Повышенное внимание он уделял написанию сочинений воспитанниками семинарии. Кроме того, энергичный ректор стремился внедрять новые методы в обучении: при нем практиковалась подготовка и прочте-ние лекций в классе старшими семинаристами; лучшие исследования и сочинения учеников печатались в «Там-бовских епархиальных ведомостях». Во время ректорства отца Димитрия изменилось от-ношение к должности ректора со стороны учащихся. Прежние сухие и холодные отношения ушли в прошлое.

Ректор был доступен, приветлив и прост. Нередко семи-наристы пили чай у него на квартире, где читали свои сочинения и проповеди. При этом не было никакой фамильярности и поблажек; отец-ректор был иногда очень строг и требователен; его доброе или строгое слово было для семинаристов высшей наградой или наказани-ем. При архимандрите Димитрии Самбикине стали больше внимания уделять внешности семинаристов, поощряли занятие ими музыкой и пением, устраивали ученические вечера.

Утверждение некоторых современ-ников о том, что в эту эпоху из стен семинарии была изгнана церковность, неверно. При ректоре отце Дими-трии все было по-другому. По образному выражению одного из учеников, «он заражал … своею верою и своим благоговением, и своей молитвой». Будучи ректором семинарии, про-тоиерей Димитрий после смерти супруги принял мо-нашество и в 1877 году возведен в сан архимандрита.

В 1880 году он был вызван из Тамбова в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. В 1881 году архимандрит Димитрий назначен ректором Воронежской семина-рии. Его жизненный путь завершился в 1908 году в сане архиепископа Казанского. Последним избранным на альтернативной основе ректором семинарии стал протоиерей Димитрий Фе-дорович Певницкий, который возглавлял ее с 1881 по 1883 годы.

Следующий ректор не проходил процедуры избрания, а получил назначение от Святейшего Синода по представлению Тамбовского епископа в 1883 году. Им стал архимандрит Христофор Смирнов , бывший до этого экстраординарным профессором Киевской Ду-ховной академии. В рассматриваемый период появляется традиция на-значения на должность инспектора семинарии человека, не имеющего духовного сана. Последним инспектором из духовенства был иеромонах Сергий Мармориссов , занимавший эту должность с 1859 по 1867 год.

После него инспекторами были люди исключительно светско-го звания: до 1869 года Капитон Ястребов, а затем Ни-канор Малов. Возможно, появление традиции связано с тем, что для занятия этой должности требовалось иметь ученую степень магистра, а среди духовенства не мно-гие имели эту степень. После 1867 года инспектору в помощь назначались два помощника; традиционно эти должности занимали молодые выпускники духовных академий. На инспектора и его помощников возлагались весьма ответственные обязанности.

Жалование инспек-тора и его помощников было невысоким. Инспектор получал 397,42 рубля в год, а его помощники 340 рублей в год. Их деятельность ограничивалась контролем за семина-ристами и профилактикой нарушений с их стороны. Это было нерешенной проблемой при реформировании духовных заведений.

В составе администрации семинарии после открытия общежития для своекоштных воспитанников появилась новая должность - эконом общежития, который под-чинялся непосредственно Правлению; его деятельность контролировалась съездом епархиального духовенства. В целом ректоры и администрация Тамбовской Ду-ховной семинарии довольно успешно справлялись со своими обязанностями в непростой период преобразо- вания семинарии, продуманно, с учетом местной спец-ифики реализовывали все положения нового устава на практике, проявляя заинтересованность в проведении реформ и искреннее желание качественно улучшить учебный и воспитательный процессы в духовной школе. Опыт введения выборного начала в Тамбовской Ду-ховной семинарии был полезным для ее жизни и дея-тельности. К сожалению, не везде эта практика приво-дила к положительным результатам, что в дальнейшем, по-видимому, и послужило причиной отмены данной нормы высшим руководством государства, которое само решило назначать кандидатов на такие ответственные посты, как ректор и инспектор семинарии.

Сорский Н. Воспоминания ученика. Казань, 1908. Там же, Л.

Остроумов А. Протоиерей Д. Самбикин, ректор ТДС. Царевский А.

Высокопреосвященнейший Ди- митрий, архиепископ Казанский и Свияжский. Батюшка работал у станка, когда за ним пришли двое: следователь и милиционер, предъявили ордер на арест. Какое-то время отец Димитрий содержался под стражей в Тамбовской тюрьме. Сначала отец Димитрий трудился на земляных работах под Москвой.

Здесь действовало правило, что, если дневная норма 2м3 не выполнялась, паек хлеба не выдавался полностью. Осенью 1931 года батюшка при-слал из Соловков свое последнее письмо, в котором писал, что тяже- ло болен воспалением легких. Обращаясь к детям, он призывал их к терпению, любви к людям, трудолюбию, оптимизму. Летом 1932 года из сельского совета семье сообщили, что отец Димитрий умер [1].

Церковь в селе Большая Талинка была закрыта на Преполовение в 1938 году, в ней располагалось зер-нохранилище. Все попытки прихожан отстоять храм не увенчались успехом, и в 1964 году он был сломан [4]. Часть церковных икон сберегли прихожане. До на-ших дней сохранилось изувеченное атеистами резное изображение Божией Матери, выполненное из дерева.

Красивый резной иконостас был вывезен вместе с деко-рациями Одесской киностудией при съемках фильма по роману Николая Вирты «Одиночество». В апреле 2004 года Александром Владимировичем Вя-ловым и Виктором Федоровичем Барсуковым на месте разрушенной церкви был воздвигнут крест. Зимой 2006 г. Николай Ренгольдович Оленберг получил благословение епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на строительство храма.

Благодаря трудам Николая Рен-гольдовича, при участии жителей села во главе с Марией Михайловной Двойниной храм был построен, и в ноябре 2007 г. После окончания II Тамбовского Духовного училища и Тамбовской Духовной семинарии молодой чело-век был рукоположен в сан иерея и направлен служить в родное село в храм Преображения Господня. Отец Дмитрий был очень добрым, чутким к людям и трудолюбивым че-ловеком. Он обладал хорошим слухом и голосом, играл на скрипке и фис-гармонии, организовал церковный хор, многих девушек-прихожанок с хорошими голосами выучил нотной грамоте.

Во внимание к усердному пастырскому служению батюшка был награжден ками-лавкой и наперсным крестом [1]. Семья у отца Димитрия была большая — восемь детей. Батюшка служил в Преображенском храме родного села до 1931 года. В это время новой властью велась ин-тенсивная работа по «изъятию у верующих всех небо-гослужебных помещений, за исключением сторожек.

В августе 1923 г. Незасе-ленными строениями должны были в первую очередь обеспечиваться госучреждения, партийные и профес-сиональные организации. Причем довольно часто для многодетных семей клири-ков создавали дополнительные трудности с получением жилья, даже и в тех случаях, когда они пытались снять его у жителей сел» [2]. Большую семью отца Димитрия выселили из дома, младшей дочери в то время было 3 года.

У них отобра-ли огород, увели корову. Семья поселилась в церковной караулке: рамы без стекол, пол прогнил, печь разрушена. Батюшка сам занялся ремонтом, своими руками сделал деревянную кровать, стол, лавки. В это время ему при-ходилось зарабатывать на пропитание семьи, работая плотником.

Вскоре, 18 января 1931 года, отец Димитрий был аресто- Священник Вяжлинский Димитрий Михайлович 1874-1932 гг. Воспоминания Людмилы Михайловны Илуниной, проживающей в г. Воронеже на ул. Алленов А.

Власть и Церковь. ООО «Юлис», Там- бов. Сведе- ния из Гохрана областного архива Липецкой области. Воспоминания Марии Михайловны Двойниной, 1936 г.

Церковь с. Большая Талинка Page 44 Читая Библию, в книге Бытия мы находим такие слова: «И воззрев Бог на землю, — и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле… И сказал Господь: не вечно Духу Моему бысть пренебрегаемым человеком, по-тому что они плоть…» Быт. Когда читаешь этот приговор, то невольно мысль обра-щается к современному человеку. Ужасное зло — разврат во всех его видах — грозит народам, населяющим землю.

От этого зла погиб допотопный мир, из-за него были сожжены семь городов во главе с Содомом и Гоморрою. И если язы-ческие народы, забывшие истинного Бога, погибли: одни — в волнах потопа, другие — в пламени гнева Божия, то чего ждать народам, просвещенным некогда верою Христовою? Но есть и другое зло, еще более ужасное, есть грех, еще более богопротивный, за который благодать Божия отсту-пает от людей и предает их на поругание сатане в служе-нии плоти и ее похотям. Этот грех самого сатаны — грех гордыни.

Journal, Gazette, англ. Newspaper, Paper, немец. Zeitnng, Zeitungsblatt, итал. Giornale, Gazzeta, испан. Gaceta, Diario, голл. Courant, Dagblad.

Хмельницкая и Староконстантиновская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина , 29013, г. Феофан Затворник Вышенский 1815 - 1894 , епископ , затворник , святитель. Тверская и Кашинская епархия Русской Православной Церкви.

Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Рязанские епархиальные ведомости

Может быть это дело и быстро бы подвинулось вперед, если бы при построении нового храма не возникло вопроса о месте для его постройки. Решение этого вопроса не всегда бывает мирно, а особенно там, где храм уже существует, как например, в сем приходе. Нужно заметить, что село Столовое тянется вдоль большой дороги не менее, как на три версты. Существующий храм построен в конце села. Далеко показалось живущим в другом противоположном конце села ходить в храм за три версты.

И вот эта часть села стала настаивать, что если строить новый храм , то строить его должно в центре села, чтобы посещение его было удобно для всего прихода. Законное, кажется, требование и безобидное желание. Но это желание недопустимым показалось для живущих вблизи существующего храма. В свою очередь эта часть прихожан стала отстаивать свои интересы.

И им хочется видеть новый и благолепный храм, но … вблизи храма существующего. Здесь то, в назначении места для построения храма, возгорелись страсти и разыгралась борьба. Сколько слов убеждения, сколько мольбы и слез излито было мною пред моею паствою, лишь бы только достигнуть мира и любви в таком святом деле, как построение храма. Но глухо было и ожесточенно оказалось сердце главарей, разделившегося на два прихода.

Мне, пастырю, использовавшему все меры для объединения прихода, ничего не оставалось, как перенести вопрос о месте постройки храма в нашем селе на суд епархиальной власти. Епархиальное начальство тогда определило — строить храм средь села. Обиженная сторона, не имея возможности уже перерешить вопрос о месте постройки храма, решается на такое безбожное и греховное дело, как мешать самой постройке храма. Начинается подпольная работа.

Вместо того, чтобы ободрить и подкрепить слабых духом, противник постройки храма в центре села стали всем и всюду внушать мысль о тяжести и невыполнимости такого великого дела, как построение храма, для такого небольшого, сравнительно, прихода, как село Столовое. Опустились руки у слабых от устрашения, но поднимаются на святое дело руки сильных от их гордости. Не ослабевала в этом святом деле только матерь церковь со своими работниками на ниве церковной.

Сколько слов убеждения, сколько мольбы и слез излито было мною пред моею паствою, лишь бы только достигнуть мира и любви в таком святом деле, как построение храма. Но глухо было и ожесточенно оказалось сердце главарей, разделившегося на два прихода. Мне, пастырю, использовавшему все меры для объединения прихода, ничего не оставалось, как перенести вопрос о месте постройки храма в нашем селе на суд епархиальной власти. Епархиальное начальство тогда определило — строить храм средь села. Обиженная сторона, не имея возможности уже перерешить вопрос о месте постройки храма, решается на такое безбожное и греховное дело, как мешать самой постройке храма. Начинается подпольная работа. Вместо того, чтобы ободрить и подкрепить слабых духом, противник постройки храма в центре села стали всем и всюду внушать мысль о тяжести и невыполнимости такого великого дела, как построение храма, для такого небольшого, сравнительно, прихода, как село Столовое. Опустились руки у слабых от устрашения, но поднимаются на святое дело руки сильных от их гордости. Не ослабевала в этом святом деле только матерь церковь со своими работниками на ниве церковной. Она, как любящая мать, жалея слабых своих сынов и желая показать добрый пример непокорным сынам, по мере своих сил и средств, воздвигала незаметно храм Божий. Кроме бесплатно отпущенного по ходатайству епархиального начальства, леса, церковь на святое дело построения храма их своих сбережений уделила крупную цифру — 6000 рублей, не считая доброхотных даяний, поступивших на это дело, по зову той же матери церкви. Таким образом сыны церкви получили от нее не один талант, а два и более, и правильно пользуясь ими, легко могли бы приобрести другие два таланта и порадовать ими Вас, Ваше Преосвященство. Но они, подобно евангельскому ленивому рабу, когда благоугодно было Вам посмотреть, что приобретено ими на данные им таланты, могли показать Вам, Преосвященнейший Владыко, только то, что получено было ими от матери церкви, не прибавив к данным им талантам ничего из своего труда. А некоторые из особенно ленивых и лукавых и по сие время продолжают протягивать свои руки без нужды к последним крохам достояния церковного, унижая тем самым свою матерь церковь. Ведь слабо и не авторитетно будет то учреждение, которое не будет иметь у себя запасного капитала, такое учреждение всегда готовит себе путь к самоуничтожению. Ни один отец из любви к своим детям не позволит ведь им тратить все до копейки из своих сбережений, когда видит, что дети его предаются лености, беспечности и вражде. Вот почему через епархиальное начальство напоминалось приходу, что он должен постройку храма взять на себя и закончить это дело на приходско-общественные средства. Помолитесь же Преосвященный Владыка, пред Престолом Всевышнего за нас немощных и грешных, да почиет мир на людях сих, ведь только в мире и единение вся сила и успех нашего дела, возгрей своим пламенным словом сердца их любовь. Тогда и в нас и через нас прославится всесвятое имя Господа Нашего Иисуса Христа». Выслушав в храме речи о.

Учитель семинарии обязан был не просто объяснять урок, а помогать «развитию ума» у воспитанников. Поэ-тому в семинариях не была принята лекционная форма подачи учебного материала; она, напротив, запрещалась уставом. Следовало проводить уроки в форме вопросов и ответов, причем особое внимание уделялось написанию воспитанниками сочинений, которые тщательно разби-рались учителем. На дом задавалось чтение из учебника для заучивания наизусть, а затем в классе ученик отвечал домашнее задание. Бывший воспитанник семинарии Николай Евгенов, однако, вспоминал, что дома они де-лали только письменные упражнения, но не читали, по-скольку библиотека состояла из книг на латинском язы-ке, которые они изучали в классе. Каждый урок начинался с молитвы «Царю Небес-ный», а заканчивался молитвой «Достойно есть». Учени-ки отделений до 80 человек в каждом закреплялись по 3-4 человека за лучшими воспитанниками, которых на-зывали «авдиторами» от латинского audio — слушать. Учитель начинал урок с просмотра указанных «нотатов». Он также написал и издал в 1838 году первую грамматику мордовского языка16. Безвременная кончина педагога и лингвиста, последовавшая, вероятно, около 1840 г. В группу мордовского языка были набраны семинаристы хоть как-то знакомые с мордовским наречием. Как видно из обозрения класса мордовского языка, в течение 1834 - 1835 гг. К концу года было переведено еще четыре главы. Дальнейшую работу Орнатова продолжил наставник Николай Тюменев, который перевел на мор-довский язык все четыре Евангелия. Изучение языка та-тар и мордвин в Тамбовской Духовной семинарии про-должалось вплоть до 1867 года. Преподавательский состав семинарии этого времени в основном состоял из выпускников духовных акаде-мий. На свои должности учителя назначались семинар-ским Правлением по представлению Академического Правления. Выпускник академии со степенью магистра богословия назначался на свою должность со званием профессора. Даже имея академический диплом и реко-мендации, кандидат на должность обязан был провести две пробные лекции, по результатам которых Правле-ние решало - принять его или нет. Преподавателям клас-сических языков в помощники из старших воспитан- го времени являлось преподавание татарского и мордов-ского языков. Татары и мордва проживали в основном в северных уездах губернии: Спасском, Темниковском, Шацком и Елатомском. Отдельные поселения татар имелись в Тамбовском, а мордвы - в Кирсановском уез-дах. В миссионерских целях еще в 1820-х гг. По поводу открытия мордовского класса в рапорте се-минарского Правления на имя Тамбовского епископа писалось следующее: «Класс мордовского языка ныне же открыт в высшем отделении в одни и те же часы, в которые бывает класс татарского языка, так чтобы уче-ники по своему произволу обучались или татарскому или мордовскому языку. В класс мордовского языка опреде-лить наставника и профессора церковно-исторических наук и греческого языка Павла Орнатова, как знающего мордовский язык. Орнатову поставить в обязанность, чтобы он: преподал мордовскую грамматику, составил краткий мордово-русский словарь, грамматически разо-брал катехизис, и заставил их выучить оный, перевел чин церковной исповеди и из Нового Завета - Евангелие от Матфея со славянского на мордовский, и, наконец, приучил их к мордовскому разговорному языку, так чтобы они могли изъясняться на нем с мордвинами»14. Таким образом, перед первым преподавателем мордов-ского языка Павлом Петровичем Орнатовым ставилась настоящая исследовательская задача. Не имея под ру-кой ни учебников, ни словарей, он должен был выпол-нить все это сам. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 2006. Саранск, 2003. Мордовская грамматика, состав- ленная на наречии мордвы-мокши Тамбовской семина-рии профессором магистром П. Жалование преподавателей было небольшим и его не хватало для проживания в губернском городе, особенно семейным. Современники отмечали, что семинарские преподаватели по образовательному цензу были выше многих чиновников в городе, однако жалование порой получали меньше, чем становой пристав, образование которого часто не простиралось далее элементарной грамотности. Среди преподавателей было очень много людей действительно достойных и преданных своему делу, оказавших заметное влияние на своих воспитан-ников. Один из них - магистр богословия протоиерей Иоанн Максимович Сладкопевцев - начал свою педа-гогическую деятельность в 1852 г. Дубасов писал о нем: «Иван Мак-симович стал любимым нашим наставником. В классе у него всегда была совершенная тишина. Самые плохие ученики внимательно и напряженно вслушивались в его речи и кое-что усвояли из них. Сочинения наши Сладко-певцев разбирал внимательно и со своими серьезными критическими замечаниями возвращал каждому из нас лично»19. На погребении отца Иоанна в 1888 году, когда собрались почтить его память многие выпускники, один из них - преподаватель А. Быстров - говорил: «Были периоды нашей школьной жизни, когда Иоанн Мак-симович был для большей половины семинарии всем, как бы заменяя собою и начальника, и воспитателя, и учителя»20. Учениками протоиерея Сладкопевцева явля-лись известные иерархи Русской Церкви - митрополит Владимир Богоявленский , митрополит Антоний Вад-ковский , епископ Михаил Грибановский. Характеризуя педагогическую корпорацию Там-бовской Духовной семинарии исследуемого периода, можно согласиться с тем, что писал о ней протоиерей Виктор Певницкий: «Все профессора были люди умные и добрые, с подобающей солидностью внешней и с вели-кодушием внутренним. Все ученики их любили и уважа-ли за то именно, что они искренно желали и добивались, чтобы их преподавание принесло действительно пользу. Да будет вечная память этим умным и добрым настав-никам! Им мы обязаны своим умственным и нравствен-ным развитием и надлежащим знанием»21. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильно, 1908. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Русские Православные иерархи: 992-1892 гг. Из истории епархии Митрополит Антоний Вадковский Page 41 ше, а в городе. Сначала был священником Покровского кафедрального собора в г. Тамбове, а с 1952 года и до своей кончины - настоятелем этого храма. Почил протоиерей Аристарх Павлович Кедров 25 января 1954 года в г. Реабилитирован посмертно прокуратурой Тамбовской области 8 декабря 1995 года. Протоиерей Александр Сарычев Кедров Аристарх Павлович прожил 86 лет, из кото-рых полвека отдано церковной деятельности. Родился он 7 апреля 1868 года в селе Хилково Кирса-новского уезда Тамбовской губернии. Восемнадцатилет-ним юношей поступил в Тамбовскую Духовную семи-нарию, проучился там четыре года и успешно окончил ее в 1890 году. Через год был рукоположен во диакона, прослужил в этом сане шесть лет: сначала в селе Чернавка Кирсанов-ского района Тамбовской области, а затем в селе Космо-демьянском Тамбовского района этой же области. В 1897 году, как указывает сам Аристарх Павлович в анкете служителя религиозного культа, он держал ис-пытание по богословским предметам за V и VI клас-сы Духовной семинарии, и был рукоположен в сан священника. Служил сначала священником в селе Несвитском Кирсановского района Тамбовской области с 1897 по 1922 гг. А потом был пятнадцатилетний перерыв в церковной деятельности. В 1929 году Кедров Аристарх Павлович был без суда изолирован на три года из своего района якобы за неуплату хлебного налога и отбывал наказание в Архангельской области. По возвращении из ссылки проживал в семьях своих дочерей у о. Аристарха было три дочери: Александра, Клавдия и Лидия сначала в Рязанской области, а потом в Тамбове. Только в 1944 году возобновилось священни-ческое служение о. И был он тогда уже в возрасте 76 лет. Только теперь он уже служил Богу и людям не на селе, как рань- Священник Аристарх Павлович Кедров 1868 - 1954 гг. Покровский собор г. Тамбова Page 42 Романов Григорий Павлович родился в январе 1888 года в православной крестьянской семье в с. Ханеневке Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Семья была очень большая, в ней дружно уживались представители разных поколений Романовых. Работали всем миром, с успехом вели крестьянское хозяйство: об-рабатывали землю, ухаживали за скотиной. Родители Григория были очень радушными и госте-приимными, давали приют нищим и странствующим. В такой атмосфере всеобщей любви и заботы рос малень-кий мальчик Гриша — будущий священник. С юных лет он подружился с девочкой из своего села Дашей 7 апреля 1888 г. Дашина мама совсем не была похожа на крестьянку, она с младен-чества воспитывалась в семье Адоевских вместе с детьми помещика его имение находилось по соседству с селом Ханеневка. В народе ее считали незаконнорожденной до-черью барина Адоевского. Мальчик оказался способным к учению. Он овладел гра-мотой и успешно закончил 3 класса начальной сельской земской школы. Потом Григорий решил посвятить себя служению Богу. Для этого необходимо было получить соответствующее образование, и мальчик стал серьезно готовиться к поступлению в духовное учебное заведение. Гриша обратился за помощью к помещику Адоевскому, в доме которого находилась богатейшая библиотека. Барин позволил ему приходить и брать книги. Пытливый юно-ша занялся самообразованием. Благодаря этим занятиям Григорий расширил свой кругозор и приобрел все необ-ходимые для поступления знания. За это время Гриша и Даша поняли, что хотят связать свои судьбы воедино. В 1906 г. Даша была глубоко верующей и трудолюбивой девушкой, но совсем неграмотной. Как вспоминает дочь Евгения Григорьевна, она знала только две буквы «р» и «д» — на-чальные от имени и фамилии. Талантливый и целеустремленный Григорий Рома-нов поступил в Саратовскую миссионерскую Кирилло-Мефодиевскую духовную школу и в 1914 году стал ее вы-пускником. С 1914 г. Репьевка Сердобского района Саратовской области. А после революции 1917 года Романова переве-ли псаломщиком в Покровскую церковь с. Садовка Воль-ского района Саратовской области, где он проработал два года. В 1919 году Григорий Романов был рукоположен в сан диакона и оставлен в той же Покровской церкви. Юрьев-ка Вольского района в Казанскую церковь. В 1925 году отца Григория назначили священником Казанской церк-ви с. Озерок Вольского района Саратовской области. Там он прослужил до 1929 года. Потом батюшка вместе со своими домочадцами вернулся в родные места, где священствовал в Иоанно-Рыльской церкви с. Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области. В семье Романовых родилось десятеро детей, трое из которых умерли младенцами. Родители воспитывали де-тей в православном духе, а также дали им образование. Например, старший сын Георгий 1911 г.

По крайней мере, Патриарх дважды активно вмешивается в поли-тику, что непосредственно отразилось на судьбах российского государства. Первый раз он поспо-собствовал исполнению завещания Алексея Ми-хайловича, в соответствии с которым престол передавался Феодору Алексеевичу, второй раз он станет на сторону младшего сына Алексея Ми-хайловича — Петра в его борьбе с царевной Со-фьей. В церковной политике Патриарх Иоаким был консерватором и боролся с различными про-явлениями западной культуры. С другой стороны, мы знаем Патриарха Иоакима как ревностного борца со старообрядческим расколом. Поместный собор и образование Тамбовской епархии Поместный собор Русской Православной Цер-кви, решения которого привели к образованию Тамбовской епархии в 1682 г. Дело в том, что Феодор Алексеевич был человеком очень слабого здоровья и в этом смыс-ле меньше всего подходил для управления госу-дарством в столь неспокойное время. Его отец, Алексей Михайлович, сам умер еще довольно молодым человеком, оставив после себя незакон-ченными много дел. А Россия в это время стояла перед большими переменами. Московское царс-тво уходило в прошлое, и рождалась Российская империя. При этом уже довольно четко обозна-чилась основная тенденция развития российс-кого государства, охарактеризованная великим русским историком Сергеем Михайловичем Со-ловьевым следующим образом: «Русский народ после осьмивекового движения на восток круто начал поворачивать на запад». Сам Феодор Алек-сеевич был воспитан своим учителем, Симеоном Полоцким, в западном духе, неплохо говорил по-польски, знал латынь. Склонность к западной культуре имели и его фавориты, игравшие, ви- на фоне важнейших событий церковно-государственной жизни России Крепость Тамбов Page 33 вращения к старому обряду. По поводу старооб-рядчества в вопросах, подготовленных организа-торами собора, в частности, говорилось: «Многие монахи и монахини, не хотя быть у наставников своих под послушанием, отходят из монастырей и селятся в лесах, мало-помалу прибирают к себе таких же непослушников и устрояют часовни, служат молебны, а потом бьют челом архиереям о грамотах на построение церквей на тех местах, которые называют пустынями, и в пустынях этих церковное пение отправляют не по исправным книгам, вследствие чего приходят к ним многие люди, селятся вблизи и считают их страдальцами: от этого возрастает на св. Собор на это отвечал челобитьем, чтоб великий государь своих грамот о строении вновь пустынь отпускать не указал; они, архиереи, переведут эти пустыни в монастыри, а на их местах устроят приходские церкви. Мы видим, что здесь жела-ние упорядочить монашескую жизнь соединя-ется со стремлением к ограничению социальной базы для раскольников. Кстати, не исключено, что именно раскольничьи настроения среди час-ти населения Тамбовского края стали важней-шей побудительной причиной учреждения Там-бовской епархии. Итак, собирается Поместный собор Русской Православной Церкви. Этот собор принял ряд важных решений. Правительство серьезно по-дошло к организации собора. Членами прави-тельства подготовлен ряд «предложений» или вопросов, на которые участники собора должны были дать ответ. Многие из этих вопросов касались устроения монашества. Так, в соответствии с решениями собора были упразднены маленькие пустыни и монастыри, а их насельники переведены в боль-шие общежительные монастыри. При этом огра-ничивалась свобода монашеских пострижений вне стен монастыря. Миряне, поселившиеся в монастыре, оттуда выселялись, а их место долж-ны были занять монахи, проживавшие в миру. Еще раз собор своими актами подчеркнул не-обходимость введения во всех обителях Русской Православной Церкви общежительного устава. Ряд вопросов, предложенных участникам собо-ра, касался старообрядчества. Иначе, наверное, и быть не могло. Мы знаем, что старообрядцам со-чувствовала значительная часть российского на-селения, а 1682 г. Здесь столкнулись рефор-маторы и консерваторы. Реформаторы считали возможным увеличение количества епархий по греческому образцу с характерной для православ-ного Востока системой митрополичьих округов. Первоначально предполагалось такое увеличение епархий до 72-х с 11 митрополиями. Позиция реформаторов явно мотивировалась логикой еще никоновской реформы церковного обряда, имев-шей главной своей целью введение в устроение Русской Церкви греческого стандарта. Вернемся на несколько лет назад — к Боль-шому московскому собору 1666-67 гг. Необходимо отметить, что собор этот имел тра-гические последствия для Русской Православной Церкви, так как со стороны восточных Патриар-хов наблюдалась устойчивая тенденция показать русским несостоятельность нашей церковной традиции. Подобная бестактность, как известно, спровоцировала окончательный уход в раскол сторонников старого обряда. Не обошли восточные Патриархи и вопроса о епархиальном устроении Русской Православной Церкви. Дело в том, что наше епархиальное уст-роение до сих пор довольно сильно отличается от того, которое принято на Православном Востоке, где практически каждый значимый населенный пункт имеет своего епископа. Первоначально незначительное сравнительно с территорией ко- личество епархий в России объяснялось довольно малой плотностью населения, затем просто стало традиционным. В сложившейся системе «одно княжество — один епископ» архиерей занимал второе место после князя, а иногда, как это было в Новгородской республике, и первое, поэтому никто не хотел девальвировать власть епископа. Проведение вышеуказанной реформы цер-ковно-административного управления, если бы оно состоялось, означало бы коренную ломку сложившейся и уже несколько столетий функ-ционировавшей системы. Поэтому его можно было бы смело поставить в ряд, скажем, с такой реформой, как учреждение Святейшего Синода, заменившего власть Патриарха. Однако решения Большого собора относительно реформы епар-хиального управления так и не были претворены в жизнь. В итоге к 1682 г. Пойти на реформу не решились и отцы собо-ра 1682 г. Идея создания митрополичьих округов была ими отметена сразу же. Ответ звучал следу-ющим образом: «Великому государю бьют челом митрополиты и архиепископы, назначить вновь в пристойных местах, в дальних и многонародных городах, архиереев особыми епархиями, а не под-властных митрополитам, чтоб в архиерейском чине не было церковного разгласия, распри и вы-сости, чтоб в таком нестроении не было св. Число епархий было сокращено до 34-х, что и так означало почти троекратное увеличение. Все вышеперечисленные обители имели обширные и богатые хозяйства, постоянно нуждавшиеся в рабочих руках. В то же самое время важнейшей побуди-тельной причиной к образованию Тамбовской епархии послужила необходимость усиленной миссионерской работы, а также борьбы со ста-рообрядческим расколом. В ту пору в Тамбовском крае проживало мно-гочисленное мордовское население, значитель-ная часть которого продолжала оставаться язы-ческим.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий