Если в первом квартале стоимость на уголь марки Newcastle FOB Австралия составляла $197 за тонну, то в четвёртом квартале они могут увеличиться до $475 за тонну в оптимистичном сценарии и до $450 — в базовом.
Почти половина угольных компаний России с начала 2024 г. стали убыточными
восточный полигон добыча угля налоги экспорт угля. Угольные компании, как, впрочем, и другие игроки добывающей промышленности, в 2023 году развивались в новых условиях. В итоге средние цены на энергетический уголь, отправляемый из восточных портов России, оказались выше, чем предлагает Австралия (104.8 доллара за тонну против 97.75 доллара). Стоимость угля марки Антрацит, ДПК в России за тонну. Цены угля каменного. Если в первом квартале стоимость на уголь марки Newcastle FOB Австралия составляла $197 за тонну, то в четвёртом квартале они могут увеличиться до $475 за тонну в оптимистичном сценарии и до $450 — в базовом. График 4. Потребление энергетического угля в России, млн тонн.
Почти половина угольных компаний России с начала 2024 г. стали убыточными
Экспортные цены на энергетический уголь из России в III квартале 2023 г. перешли к росту после падения в середине лета и сейчас составляют $79–100/т. Эксперт Шатов: снижение цен на российский уголь объясняется коррекцией относительно рекордно высоких цен 2022 года. Расчитан объем рынка угля в России за 2021-2023 годы.
Российский уголь отправляется в Азию из северо-западных портов
стоимость энергетического угля калорийностью 5500 NAR поднялась до 108 долл. «При текущих низких ценах на уголь, особенно на западном направлении, возвращение пошлины приведет к дополнительному снижению экспортных нетбэков (цена реализации товара за вычетом стоимости доставки до покупателя. Стоимость 1 тонны угля составляет 8400 руб. Добыча угля в России по итогам первых пяти месяцев 2023 года выросла на 2% к аналогичному периоду 2022 года, превысив 162 миллиона тонн, сообщило Минэнерго РФ со ссылкой на предварительные данные. Сколько угля Россия поставляет в Китай? Уточняйте оптовые и розничные цены на уголь на экспорт, наличие на складе, стоимость доставки в ваш регион у компании поставщика.
Что ждёт угольную отрасль России в 2024 году?
Однако на рынке ждут роста цен и после завершения отопительного сезона. Это чревато повторением ситуации прошлого года, когда угольщики проявили низкий интерес к внутреннему рынку при увеличении экспорта. Цены на энергетический уголь в январе неожиданно возобновили рост. В течение 2021 года цены на энергетический уголь достигали рекордных значений. В сентябре—октябре 2021 года их поддерживали растущие цены на газ, в преддверии отопительного сезона остро стоял вопрос формирования запасов. Но, как пишет ЦЭП Газпромбанка в своем Telegram-канале, в ноябре—декабре ситуация стабилизировалась за счет роста добычи углей, улучшения ситуации на рынке газа, благоприятной погоды и изменения политики Китая в отношении внутреннего рынка угля. Аналитики отмечают, что рост цен на уголь в январе «противоречит обычной логике развития событий», когда к концу отопительного сезона цены снижаются. Как правило, у экспортеров убыточным является второй квартал года, тогда как третий и четвертый — прибыльные.
К примеру, замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров заявил изданию «Независимая газета» о том, что повышение налога существенно ударит по производителям с высокой себестоимостью угледобычи. По его мнению, тем придётся сократить экспорт топлива из-за нерентабельности, что негативно скажется и на объёмах добычи. Эксперт считает, что давление на угольную отрасль, для которой ранее отменили курсовую экспортную пошлину, будет приемлемым, а экспорт сырья вырастет, чтобы предприятия могли компенсировать дополнительную финансовую нагрузку. В любом случае Минфин пока не принял окончательного решения о том, каким именно будет механизм повышения НДПИ. Кроме того, рост экспорта будет зависеть в большей мере от вопроса логистики, нежели налогов. Экспорт будет прирастать Востоком? В 2023 году поставки угля окончательно переориентировались на Восток. Правда, планы производителей насчёт наращивания объёмов транспортировки не осуществились, да и растущего спроса на российский уголь для решения той же задачи не хватило. Ожидаемо всё упёрлось в логистику. Как отмечал заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников, спрос на топливо как минимум вдвое превосходит возможности экспортёров. Ситуации не исправляет и обращение к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна. Г-н Мочальников прогнозировал, что в восточном направлении в 2023 году отправят 106 млн т угля. По его словам, этот рубеж не удаётся перешагнуть из-за активного развития Восточного полигона. Власти рассчитывают, что к 2025 году объём перевозок дойдёт до 180 млн т. Работы по расширению БАМа и Транссиба с переменным успехом ведут с 2013 года. В 2022 году пропускная способность Восточного полигона выросла до 158 млн т, а в 2023-м показатель должен был дойти до 173 млн т.
Сейчас цены на уголь в России остаются раза в два выше, чем исторически средние, цены на российский экспортный уголь остаются выше раза в полтора. Поэтому в целом, я думаю, что текущий уровень цен позволяет зарабатывать и развивать промышленность. А если говорить про эффекты этих факторов на добычу, локальное снижение у некоторых производителей возможно, но я думаю, что в массе своей производство угля и его экспорт остаются прибыльными. И тут очень важно понимать, что речь идет об энергетическом угле, в то время как коксующийся уголь чувствует себя сейчас шикарно. Цены на коксующийся уголь находятся на очень высоких уровнях, и рентабельность там пробивает потолок. Цены на уголь взлетали в прошлом году на фоне проблем с поставками угля в Европу, когда Европа отказалась от нашего угля, были пиковые цены на газ в том числе.
Несмотря на ситуацию с ценами и действиями монополистов, компания продолжает выполнять взятые на себя обязательства по добыче Фото: Богатырь Комир Несмотря на ситуацию с ценами и действиями монополистов, компания продолжает выполнять взятые на себя обязательства по добыче. В 2020 году предприятие отгрузило 43,3 млн тонн угля, что существенно превышает производственную мощность. В рамках инвестиционной программы компания реализует проект циклично-поточной технологии открытых горных работ ЦПТ стоимостью 196 млн евро. Это перспективная технология разработки глубоко-залегающих полезных ископаемых, подразумевающая непрерывное перемещение горных пород за счет конвейерного транспорта в сочетании с цикличными буровзрывными и экскаваторными работами, что значительно увеличивает производительность. После запуска ЦПТ высвободится часть работников — они пройдут обучение новым профессиям и будут трудоустроены. Что касается заработной платы работникам, то она индексируется ежегодно. Модернизация технологии выполняется за счет кредитных средств Евразийского банка развития. Пока, до выхода проекта на полную мощность, компания выплачивает банку лишь проценты по кредиту, но со следующего года начнет возвращать заемные средства.
Названы российские города с самыми дорогими углём и дровами
На рынок было выведено 386,8 млн т. Но по итогам 2022 года точно будет спад. Таким образом, происходит замещение добычи на Кузбассе более восточными регионами», - уточнил Фаддеев. Как напоминает Коптев, по инерционному сценарию Минэнерго, до 2030 года общий уровень добычи сократится до 386 млн т в год -53 млн т с пиком падения в 2023 году. И он предусматривает снижение экспорта в 2023-2025 годах с дальнейшим выходом в плюс. Добыча при этом также сократится в следующие три года, а дальше начнет расти», - пояснил эксперт. Оба сценария предполагают сокращение и внутреннего потребления - в первую очередь со стороны энергетиков и металлургов.
В абсолютном выражении российские предприятия в 2023 году снизят объемы экспорта на 47 млн т при оптимистичном раскладе. Либо снизят долю экспорта на 70 млн т, согласно инерционному сценарию Минэнерго.
Кузбасские угольщики традиционно отдают приоритет экспортным поставкам на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако за последние месяцы прибавили в популярности европейские рынки. Однако в последние месяцы европейские цены стали расти быстрее азиатских. В результате в начале августа цены FOB в балтийских портах России почти достигли цен FOB в дальневосточных портах — это произошло на фоне дальнейшего роста цен на газ под влиянием отказа «Газпрома» от бронирования дополнительных транзитных мощностей украинской ГТС и аварии на Заводе по подготовке конденсата к транспорту », — сообщил «Континенту Сибирь» заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий ИПЕМ Владимир Савчук. Вместе с тем рост цен на внешних рынках спровоцировал увеличение стоимости топлива и на внутреннем рынке.
В апреле—июне они составили 2,6 тыс. Он добавил, что главной предпосылкой для снижения внутренних цен является стабилизация зарубежных цен на уголь. Кроме того, в условиях резкого роста цен могут снизить закупки электростанции и котельные. В частности, те из них, которые способны работать на газе. Угольная перспектива Оценки экспертов относительно ценовой конъюнктуры угольного рынка расходятся. В Современном Аналитическом Агентстве считают, что ключевыми факторами, способными повлиять на текущую динамику цен в будущем, являются потенциал увеличения поставок ключевыми странами-экспортерами угля и стабилизация на рынке газа.
Являясь представителем лидирующих угледобывающих предприятий Кузбасса, мы реализуем каменный уголь по доступным ценам, осуществляя поставки по территории России напрямую от производителей. Благодаря обширному ассортименту, включающему в себя основные марки угля, а также выгодным условиям сотрудничества, наши клиенты могут в минимальные сроки получить необходимый товар для своих нужд, независимо от объемов заказа.
Он рассказал, что в Службе по тарифам идёт рассмотрение предложений ТГРК по увеличению стоимости каменного угля. Предварительно могу сказать, что эта цена будет не больше, чем прошлогодняя, в районе 2608 рублей для населения, - спрогнозировал глава. Для сравнения отметим, что в 2021 году отпускная цена на рядовой каменный уголь была установлена в размере 2696,40 рублей, а в 2020 тонна угля на Каа-Хемском разрезе ТГРК стоила 2878,56 рублей. В 2019 году твердое топливо стоило 2754 рубля за тонну, а годом раньше, в 2018 году, — 2596 рублей. Есть инфляционное влияние, то есть именно на производстве, добыче, а также на инвестициях, которые предприятие предусматривает и закладывает. Поэтому цена установлена, она даже ниже, чем была и действовала в 2020 году, то есть цена составляет 2619 рублей за тонну. Соответственно, с топливных складов предельная цена будет исходить от отпускной цены, которая определена, будет зависеть от расстояния от топливного склада до угледобывающей компании.
"Ведомости": Угольный экспорт из России стал убыточным
Сегодня у нас средняя продажная цена российского угля на мировых рынках на Востоке составляет порядка $130-140 (за тонну). Внебиржевые цены на энергетические марки угля в России в первом полугодии снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе в результате мер Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Так, на фоне высоких цен на газ выросла стоимость тонны угля – до 200 долларов и выше за тонну.
Цены на коксующийся уголь выросли в России
При этом средняя цена тонны угля по России превысила 3700 рублей, а кубометра дров — 1800 рублей. В среднем тонна угля обойдётся россиянам в 3710 рублей, а кубометр дров — в 1804 рубля. При этом куб сетевого газа стоит почти 7 рублей, а в месяц на человека уходит примерно 87 рублей.
Москва, 5 окт - ИА Neftegaz. Цена на российский уголь подскочила накануне праздников в Китае. По мнению аналитиков ЦЦИ Газпромбанка: стоимость энергетического угля может получить дополнительную поддержку в ходе подготовки к зимнему периоду; тогда как на коксующийся уголь подешевеет, если реализуются риски введения ограничений на производство стали в Китае; предпосылок для устойчивого подорожания пока нет, однако они могут возникнуть под влиянием действий ФРС США в 1м полугодии 2024 г. Также: уровень обсуждаемых предложений на коксующийся уголь марки К в Китае озвучивался на уровне 206 долл.
Например, уголь с калорийностью 5000 ккал на 1 кг экспортируемый с Дальнего Востока стоил около 70 долларов за тонну, уголь с калорийностью 5500 ккал на 1 кг — около 85 долларов за тонну, а уголь с калорийностью 6000 ккал на 1 кг — менее 100 долларов за тонну. В июле цены на экспортный уголь начали расти, так как спрос в Китае увеличился — там участились строгие проверки безопасности на угольных предприятиях из-за нескольких аварий, произошедших в течение года. Также высоким оставался спрос со стороны Индии. С августа по сентябрь экспортные цены на уголь на Дальнем Востоке стабилизировались в диапазоне от 79 до 100 долларов за тонну в зависимости от его калорийности.
Так, в условиях наблюдаемых низких цен на уголь возвращение пошлины ведет к дополнительному снижению экспортных нетбэков цена реализации товара минус стоимость доставки до покупателя при отправке из портов Балтики и Азово-Черноморского бассейна, что, в свою очередь, может привести к снижению и даже полному прекращению экспорта угля через эти порты с одновременным ростом давления на загруженный Восточный полигон. Тенденцию роста нагрузки на инфраструктуру в восточной части страны при экспорте угля наглядно демонстрирует динамика перевалки через бассейны рис. Динамика объемов перевалки угля через морские бассейны, 2021-2023 гг. Рост за счет инфраструктуры По оценкам экспертов, в 2024 году в условиях низких цен и возвращенных экспортных пошлин объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохраниться на уровне 2023 года. В то же время Минэнерго России рассчитывает, что по итогам 2024 года объемы добычи и экспорта угля будут как минимум сохранены на уровне 2023 года, а после ожидается рост поставок до 485-500 млн тонн по базовому сценарию к 2030 году. По оценкам Института проблем естественных монополий ИПЕМ , добыча угля в России может вырасти к 2030 году до 525-526 млн тонн. При этом эксперты сходятся во мнении, что рост показателей возможен лишь при условии модернизации и роста провозной способности Восточного полигона, отмечая при этом, что портовая инфраструктура с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн тонн, а профицит угольных портовых мощнос-тей оценивается в 64,3 млн тонн. Таким образом, именно железнодорожный транспорт остается узким местом для вывоза угля. Напомним, что на Восточном полигоне реализуется масштабная программа модернизации для расшивки инфраструктуры и увеличения провозной способности. В текущем году должен быть завершен второй этап развития полигона, в результате чего провозные способности БАМа и Транссиба в направлении портов Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза — до 180 млн тонн в год. Ведется проработка третьего этапа, который позволит обеспечить грузопоток в объеме 210 млн тонн к 2030 году. Кроме того, одним из способов разгрузки Восточного полигона и альтернативным маршрутом для экспорта угля в страны АТР может стать Северный морской путь СМП. По мнению экспертов, такой маршрут поможет расширить географию поставок угля, однако его использование осложняется короткими сроками навигации, экологическими факторами, нехваткой портовых мощностей. Впрочем, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Активно идет строительство нового опорного пункта СМП — морского терминала «Енисей» в порту Диксон по отгрузке угля с Сырадасайского месторождения, через который ежегодно будет проходить свыше 5 млн тонн продукции, а в дальнейшем его мощность предполагается увеличить примерно в два раза. В прошлом году было получено разрешение на проведение дноуглубительных работ в прилегающей акватории, что позволит заходить в порт судам грузоподъемностью 100 тыс.
Нечистый экспорт: как «серые» трейдеры управляют рынком угля
Поставки угля калорийностью 5000 ккал через дальневосточные порты тоже получили отрицательный нетбэк в минус $5 за тонну. К примеру, стоимость на австралийский уголь в порту Ньюкасл в 2021 году составляли чуть выше 250 долларов за тонну, а в 2022 году поднимались уже выше 450 долларов. Средняя цена тонны угля в январе составила 3288,33 рубля, на 43,34 рубля меньше декабрьской стоимости твердого топлива. Коксующийся уголь, средние цены поставок на внутр. рынок РФ, exw. Напомним, средняя стоимость угля в I квартале 2024 г. была $304 за тонну (FOB Австралия), а наш прогноз на 2024 г. составил $260 за тонну, на 2025 г. — $230 за тонну.