Наблюдатель — это представитель партии или зарегистрированного кандидата, который в течение дня выборов находится на избирательном участке и следит за законностью процесса голосования и подсчета голосов. на избирательных участках, если количество зарегистрированных кандидатов в одномандатных и многомандатных избирательных округах, а также избирательных объединений влечет превышение длины избирательного бюллетеня, установленной. Госдума приняла в пятницу во втором и третьем чтениях законопроект, сокращающий до двух человек число наблюдателей от партии или кандидата, которые могут находиться на избирательном участке при проведении выборов или референдума.
Сколько наблюдателей может находиться на избирательном участке
Накануне голосования будущему наблюдателю нужно побывать на избирательном участке, к которому он закреплен, где зарегистрироваться в реестре наблюдателей, который ведет каждая избирательная комиссия. Хотя количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, может составлять до трех человек на один день голосования, однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта. Главная Наша деятельность Новости Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы. находиться в помещении избирательного участка с момента его открытия и до завершения подсчета голосов. (по вопросу ограничения общего количества наблюдателей на избирательном участке в период прохождения голосования). Наблюдатель может находиться на избирательном участке с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования.
Защита документов
Как стать наблюдателем и зачем это нужно? Простые ответы | Юга.ру | Госдума приняла в пятницу во втором и третьем чтениях законопроект, сокращающий до двух человек число наблюдателей от партии или кандидата, которые могут находиться на избирательном участке при проведении выборов или референдума. |
Выборы под наблюдением | Общественный наблюдатель может находиться на избирательном участке в дни голосования, знакомиться со списком избирателей, с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, за подсчетом. |
Постановление ЦИК России от 18.04.2023 N 114/896-8 | В случае если такие избиратели, участники референдума присутствуют на избирательном участке, участке референдума, ввод каждого бюллетеня сопровождается подтверждением. |
Выборы под наблюдением: что и кому можно делать на избирательных участках, а чего нельзя?
Они направлены на предотвращение возможных манипуляций или вмешательства в работу комиссии со стороны кандидатов. Ограничения в праве на наблюдение Право на наблюдение за выборами является важной составляющей процесса голосования, которая обеспечивает прозрачность и законность выборов. Однако, существуют определенные ограничения и правила, которые регулируют деятельность наблюдателей. Регистрация кандидата в качестве наблюдателя. Для того чтобы иметь право на наблюдение, кандидат должен зарегистрироваться в установленные сроки и предоставить все необходимые документы.
Не зарегистрированные наблюдатели не имеют права находиться в помещении комиссии и принимать участие в процессе голосования. Число наблюдателей на одну комиссию. Общее число наблюдателей, которые могут находиться одновременно в одной комиссии, ограничено. Такое ограничение устанавливается для того, чтобы не допустить случаи перегруженности комиссии и возникновения конфликтов между наблюдателями и членами комиссии.
Количество наблюдателей, разрешенное для каждой комиссии, определяется заранее и указывается в соответствующих документах. Правила поведения наблюдателя. Наблюдатели должны соблюдать определенные правила поведения, чтобы не нарушать порядок и не вмешиваться в ход голосования. Они не имеют права публично высказывать свое мнение о процессе голосования, оказывать влияние на избирателей или членов комиссии, а также фотографировать или записывать видео в помещении комиссии без согласия всех участников.
Наблюдатели также не имеют права публиковать конфиденциальную информацию или распространять фейковые новости о выборах. Ограничение доступа к определенным зонам комиссии. Наблюдателям может быть запрещен доступ к определенным зонам помещения комиссии, например, к месту, где проходит подсчет голосов. Такие ограничения устанавливаются с целью обеспечения безопасности и неприкосновенности избирательного процесса.
Право на жалобу. Если наблюдатель считает, что его права были нарушены или он был несправедливо ограничен в своей деятельности, он имеет право подать жалобу на соответствующие инстанции или органы, ответственные за проведение выборов. Жалобы должны быть рассмотрены и приняты к рассмотрению в соответствии с установленной процедурой. В целом, ограничения в праве на наблюдение устанавливаются с целью обеспечения безопасности и прозрачности процесса выборов, а также для предотвращения возможных нарушений избирательной кампании.
Соблюдение этих ограничений позволяет гарантировать законность и демократичность проведения выборов.
Важно, чтобы будущие наблюдатели владели основами избирательного законодательства и могли работать в информационном пространстве с учетом внешнеполитической обстановки». В течение двух месяцев Общественной палатой Краснодарского края была организована подготовка преподавателей для организации общественного наблюдения в муниципалитетах. В итоге был сформирован корпус из 163 преподавателей.
Вместе с ними в подготовке участвовали представители федеральной Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» и Общественной палаты РФ. Владимир Коробчак Член Общественной палаты РФ, первый зампредседателя Общественной палаты Кубани, общественный наблюдатель «Обучающий курс наблюдателя включает в себя основы избирательного законодательства, изучение организации голосования — с момента прихода наблюдателя на избирательный участок до отправки протокола с итогами голосования, знакомство с кодексом этики наблюдателя и разбор реальных примеров возможных спорных ситуаций на избирательных участках, основы медиации предотвращения и урегулирования конфликтов. Серьезное подспорье в работе общественных наблюдателей — «Золотой стандарт». Это специальные чек-листы, разработанные ОП РФ для наблюдателей.
Они помогают наблюдателям отслеживать соблюдение обязательных требований на избирательных участках и не допускают неоднозначной трактовки ситуаций». Впрочем, стать наблюдателем по закону может не только тот, кто прошёл обучение в Общественной палате. Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом — это может быть человек, назначенный кандидатом, партией. Наблюдатель имеет право знакомиться со списком избирателей, находиться на участке и смотреть за голосованием, взаимодействовать с председателем и секретарем УИК, наблюдать за подсчётом голосов, знакомиться с протоколами об итогах голосования, делать фото и снимать видео.
В этом году, по словам политтехнологов, по части работы наблюдателей будут сюрпризы.
Расходы, связанные с подготовкой и использованием КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов, финансируются в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 25 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Зато практически в полном объеме сохранят количество избирательных участков: там объем видеонаблюдения не будет уменьшен, а даже «несколько увеличен», заметил зампред ЦИК. Видеонаблюдение будет организовано во всех 89 регионах, в новых субъектах — там же, где было на выборах в законодательные органы 2023 г. Всего камеры установят примерно в 40 000 объектов.
ЦИК принял постановление «О порядке применения средств видеонаблюдения при проведении выборов президента России 17 марта 2024 г. В нем прописано, что видеокамеры в ТИКах будут в нескольких местах: там, где будет осуществляться прием протоколов УИК об итогах голосования, где расположена увеличенная форма сводной таблицы и где подсчитываются и погашаются неиспользованные бюллетени, хранящиеся в ТИКах. Процедура разделения и сбора ключа расшифрования в помещении ТИКа ДЭГ должна производиться в зоне видимости хотя бы одной из камер видеонаблюдения.
Путин подписал указ, ограничивающий количество наблюдателей на избирательных участках
Наблюдатели будут работать на каждом избирательном участке столицы в дни выборов депутатов Госдумы, Мосгордумы и совета депутатов района Щукино с 17 по 19 сентября. В помощь наблюдателям – приложение "Мобильный наблюдатель", которое обеспечивает постоянную коммуникацию со Штабом, подтверждает присутствие наблюдателя на избирательном участке. По прибытии на избирательный участок, наблюдатель регистрируется в УИК в качестве наблюдателя. В связи с этим наблюдатель вправе ознакомиться с данными подсчета, внесенными в лист (листы) списка избирателей, с данными, расположенными на последнем листе списка избирателей, визуально ознакомиться с рассортированными избирательны-ми бюллетенями.
Наблюдатели на выборах: кто они и зачем нужны?
Количество наблюдателей на избирательном участке ограничено, чтобы не создавать избыточное количество присутствующих лиц и не нарушать нормы безопасности и порядка на участке. Ограничения и правила Количество наблюдателей, которые могут находиться на избирательном участке, регулируется законодательством и ограничено определенными правилами. Это необходимо для обеспечения порядка и соблюдения избирательного процесса. Согласно закону, на каждом избирательном участке может присутствовать не более одного наблюдателя от каждого избирательного объединения. Таким образом, если на участке зарегистрировано несколько объединений, то количество наблюдателей будет соответствовать количеству зарегистрированных объединений. При этом, наблюдатели должны иметь официальное удостоверение, выданное соответствующим органом власти. Без такого удостоверения, наблюдатель не имеет права присутствовать на избирательном участке.
Важно отметить, что наблюдатели должны соблюдать определенные правила поведения. Например, они не имеют права вмешиваться в работу членов избирательной комиссии, а также мешать их деятельности или наблюдать с мест, которые не предусмотрены для наблюдения.
Они внимательно следят за событиями в стране и всякий раз напоминают мне о том, как важно ходить на выборы. Мама, говорят они, там же решается наше будущее и будущее нашей страны! Вот такие у меня ответственные ребята! Надо полагать, ответственность — еще одна черта, которую дети переняли у самой Елены. После того, как УИК в деревне Носково закрылся, Елена не захотела что называется вылететь из обоймы избирательной системы и обратилась в Общественную палату региона, чтобы попробовать себя в качестве общественного наблюдателя.
И ей это удалось — Елене перезвонили, предложили пройти обучение, а далее началась непосредственная работа на выборах. Ведь именно мы следим за тем, чтобы весь выборный процесс от «А» до «Я» проходил без нарушений. Кстати, одна из важнейших обязанностей общественного наблюдателя — это отличное знание законов. Ни явные, ни скрытые нарушения не ускользнут от бдительного глаза наблюдателя. Сама по себе работа избирательной комиссии — это тяжелый труд, который отнимает по-настоящему немало времени. Даже если предположить, что кто-то из членов комиссии — действительно нечестный на руку человек, то что-то фальсифицировать у него банально не получится, во-первых, в силу нехватки времени на это; во-вторых, потому, что он постоянно находится под наблюдением. К слову, мы, общественные наблюдатели, имеем полное право проводить фото и видеосъемку происходящего на выборном участке.
Как напомнила Елена, сама по себе подготовка к выборам занимает не день и не два, она идет месяцами, так что на какие-то «пакости» у людей попросту не остается ресурсов. У нас в районе — и я сейчас говорю как об участковых избирательных комиссиях, так и о Территориальной избирательной комиссии — трудятся честные и очень грамотные специалисты.
Это необходимо для обеспечения порядка и соблюдения избирательного процесса. Согласно закону, на каждом избирательном участке может присутствовать не более одного наблюдателя от каждого избирательного объединения. Таким образом, если на участке зарегистрировано несколько объединений, то количество наблюдателей будет соответствовать количеству зарегистрированных объединений. При этом, наблюдатели должны иметь официальное удостоверение, выданное соответствующим органом власти. Без такого удостоверения, наблюдатель не имеет права присутствовать на избирательном участке.
Важно отметить, что наблюдатели должны соблюдать определенные правила поведения. Например, они не имеют права вмешиваться в работу членов избирательной комиссии, а также мешать их деятельности или наблюдать с мест, которые не предусмотрены для наблюдения. Кроме того, наблюдатели не могут фотографировать и снимать видео на избирательном участке без разрешения избирательной комиссии. Такие действия могут быть рассмотрены как нарушение закона и являться основанием для привлечения наблюдателя к ответственности.
Доступ к трансляции будет у избиркомов, представителей зарегистрированных кандидатов и партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, наблюдателей от общественных палат, уполномоченных по правам человека, представителей Совета по правам человека, технических операторов. У обычных избирателей будет возможность наблюдать за ходом голосования в центрах общественного наблюдения. Видеозаписи с президентских выборов будут храниться не меньше года со дня официального опубликования результатов. Как было в прошлый раз На президентских выборах 2018 г. Видеофиксации не будет на избирательных участках в больницах, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории страны. На выборах в Госдуму 2021 г.
Права и обязанности общественного наблюдателя
сказал Крашенинников. 2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования. Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Порядок наблюдения на избирательном участке описан выше, в предыдущей главе. Порядок наблюдения на избирательном участке описан выше, в предыдущей главе. 2. Наблюдатели и аккредитованные представители СМИ вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума с момента начала работы участковой комиссии в день голосования.
Сколько наблюдателей может находиться на избирательном участке
Путин подписал указ, ограничивающий количество наблюдателей на избирательных участках | Обеспечение сохранности избирательных бюллетеней, если на избирательном участке используется КОИБ. |
Кто такой наблюдатель на выборах и как он фиксирует нарушения. Объясняем простыми словами | Они помогают наблюдателям отслеживать соблюдение обязательных требований на избирательных участках и не допускают неоднозначной трактовки ситуаций. |
Наблюдатели на выборах: кто они и зачем нужны? | Зато практически в полном объеме сохранят количество избирательных участков: там объем видеонаблюдения не будет уменьшен, а даже «несколько увеличен», заметил зампред ЦИК. |
Сколько получают наблюдатели на выборах 2024?
Политическая ситуация в России После начала вторжения российской армии на Украину в феврале 2022 года в России произошли радикальные политические изменения, существенные для выборов 2024 года. Значительная часть населения, особенно старшего возраста, верит словам правительства о необходимости военным путём защитить русских в Донбассе , о противостоянии расширению НАТО и о « денацификации » Украины [8]. Лица, высказывающие иные точки зрения, подвергаются опасности, их вынуждают или они сами стремятся уехать из страны. Призывавшая к миру с Украиной Екатерина Дунцова не была допущена к выборам [36]. Известные оппозиционные политики, такие как Алексей Навальный и Игорь Стрелков , были отправлены в тюремное заключение [37] [36] [38]. Критики российской власти выражали мнение, что в таких обстоятельствах проведение выборов представляет собой лишь имитацию [28] и формальность, поскольку победитель известен заранее [37] [36] [38]. Тем не менее они отмечали, что видимость демократии остаётся важной для Путина [38]. В последние месяцы перед выборами ситуация в зоне боевых действий складывалась благоприятно для России. Отразив украинское контрнаступление, российская армия захватила инициативу и начала собственную наступательную операцию.
Крупной символической победой Путина стало взятие российскими войсками Авдеевки в феврале 2024 года [39] [40] [41] [42] [12]. Президентские «выборы» были впервые организованы в частично оккупированных Россией и считаемых ею своими «новыми территориями» украинских Донецкой , Луганской , Херсонской и Запорожской областях [43] [44] , хотя на территориях этих областей продолжались бои, а областные центры Запорожье и Херсон контролировались Украиной [45]. Вторжение на Украину привело к политическому противостоянию между Россией и Западом. Журналист Андрей Колесников указывает, что выборы являются для Путина способом оправдать решение о вторжении и показать окружению и иностранным деятелям, что он сохраняет поддержку общества. Проведение выборов направлено на создание впечатления нормального хода событий, несмотря на недавние внутренние потрясения в виде крайне непопулярной мобилизации осень 2022 , мятежа Пригожина лето 2023 и военных действий на Украине [38] в октябре 2023 года Рамзан Кадыров предлагал отменить выборы до окончания боевых действий или провести с одним кандидатом Путиным, но в Кремле отвергли эти идеи как не соответствующие Конституции [46]. Экономическая ситуация в России Экономическая ситуация в России перед выборами стабильна, что является важным благоприятным фактором для действующей власти. Помимо подорожания некоторых импортных товаров, в экономическом плане в 2022—2023 годах для большинства россиян мало что изменилось. Предсказывавшийся экспертами после введённых в 2022 году масштабных западных санкций крах экономики не случился.
Рецессия 2022 года оказалась менее серьёзной, чем ожидалось, продлилась недолго и сменилась ростом. Наблюдается рост зарплат, измеряемый двузначными числами процентов, особенно у людей с самыми низкими доходами. Уровень бедности в стране снизился до исторического минимума. Экономический рост поддерживается значительно возросшими государственными расходами, которые обеспечиваются сохранением доходов от продажи нефти и газа, экспортные потоки которых были переориентированы на азиатские страны. Продукция западных компаний, ушедших из России, была замещена поставками через параллельный импорт либо китайскими товарами [47] [48] [49] [50] [51] [52].
При работе с избирательными бюллетенями количество погашенных бюллетеней суммируется с количеством испорченных бюллетеней. Работа со списками избирателей. На каждой странице списков избирателей должны заполняться ручкой суммарные данные по данной странице и подписаны членом УИК ведущего этот список.
Затем постраничные данные суммируются и вносятся в общий итог по книге списка избирателей, где расписываются член УИК и председатель зам. Суммарные данные по книгам списков избирателей, дополнительного списка избирателей оглашаются и заносятся в увеличенную форму протокола. Подсчёт голосов Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК п. Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель должен объявить сколько заявлений о голосовании вне помещения прилагается к данному ящику. Дать возможность наблюдателям убедиться в не поврежденности ящика и печати на нем. Если количество бюллетеней превышает объявленное число избирателей заявлений о голосовании на дому , то все бюллетени объявляются недействительными о чем составляется акт. Затем извлекаются бюллетени из стационарных ящиков при этом надо не допустить вброса. Далее согласно п.
Если компромисс не достигнут, то действуем по п. Это является грубейшим нарушением и комиссия вправе будет удалить вас с участка. Если комиссией получено бюллетеней больше, чем сумма выданных и погашенных, то эта разница заполняется в строке: число утраченных. Если сумма полученных комиссией бюллетеней меньше, чем количество выданных и погашенных, то эта разность заполняется в строку: число неучтенных, что говорит о вбросе. В данном случае немедленно сообщить в штаб для принятия решения. Завершение работы комиссии После окончания заполнения протокола комиссия обязана провести итоговое заседание на котором рассматриваются жалобы, заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов избирателей и подписывается членами УИК с ПРГ протокол об итогах голосования обратите внимание на то, чтобы комиссия заполнила специальную строку протокола «сведения о количестве поступивших в УИК жалоб и заявлений» , к этому протоколу в обязательном случае должны быть приложены жалобы и заявления. В соответствии с законом по заявке наблюдателя оформленной в момент прибытия на избирательный участок, он обязан получить копию протокола об итогах голосования - копия заверяется словами «копия верна» - подписью председателя, зам. Ставится время, подпись, ФИО и статус составителя Особого мнения.
По завершении работы УИК производится упаковка избирательных документов и их опечатование,, с проставлением подписей на них согласно п. Наблюдатель передает копию протокола в штаб для сверки данных протокола, поступившего в ТИК. Федеральным законодательством предусмотрена возможность для политических партий направить на каждый избирательный участок своих представителей: члена УИК с правом решающего голоса, члена УИК с правом совещательного голоса и наблюдателя которые должны тесно взаимодействовать. Чем больше представителей партии будет на участке тем лучше. Приоритетом здесь будет пользоваться правящая партия, которая в дополнение к этим членам в своем резерве имеет еще 10-12 членов избирательной комиссии в дополнении к этому в ее распоряжении находится административный ресурс. В этом случае роль наблюдателя увеличивается многократно, что требует его обязательного обучения. Вероятные способы фальсификации итогов выборов и их нейтрализация. При развертывании избирательного участка комиссия пытается размещением элементов избирательного участка урн для голосования добиться преимущества: расположить рядом с ними средства пожаротушения, связи, музыкальное сопровождение, стулья, тумбочки и т.
Закладка в избирательную урну под второе дно ящика где еще пользуются старыми урнами бюллетеней. Получение на руки нескольких бланков избирательных бюллетеней отдельными доверенными гражданами. Незаконное получение нескольких открепительных удостоверений одним гражданином и его голосование на разных участках. Группы формируются в количестве 15-20 человек. Должен насторожить факт наплыва избирателей, голосующих по открепительным в течение короткого времени. Члены комиссии, мотивируя тем, что нет наплыва избирателей и чтобы потом не отвлекаться дружными рядами идут голосовать, имея несколько бюллетеней и перекрывают обзор для наблюдателей. В момент перемещения избирательных урн под разными предлогами также возможно произвести вброс. Произвести вброс это — половина работы.
Вторая важная составляющая — внесение в списки избирателей якобы проголосовавших так как если при подведении итогов количество бюллетеней будет больше числа проголосовавших избирателей по списку выборы можно признать недействительными. Для приведение в соответствие списка и вброса членами комиссии применяются следующие методы: - на основании административных заготовок ФИО, адреса и паспортные данные избирателей постоянно не участвующих в выборах либо выбывших, но не вычеркнутых из списков доверенные члены комиссии в период проведения выборов вносят эти данные в списки избирателей. Получение информации осуществляется или заблаговременно или в процессе работы по сотовому телефону. Вброс возможен в момент высыпания избирательных бюллетеней из стационарных урн на столы для подсчета. При голосовании вне помещения, когда выписка из реестра соответствующим образом не оформляется и набл. Не присутствует при выезде к голосующим вне помещения. В этом случае возможна замена одного реестра на другой. В период раскладки бюллетеней по стопкам члены комиссии формируют стопки бюллетеней и производят незаметно вброс.
При объявлении волеизъявления гражданина бюллетени раскладываются по кандидатам или партиям с визуальным контролем содержащихся в бюллетене отметок. В этот период перебросить бюллетень одного кандидата к другому либо в недействительные, а также испорченные добавить в нужную стопку реально. При сортировке и раскладке бюллетени можно сделать недействительными внеся дополнительную отметку либо испачканным ногтем, либо кусочком стержня под забинтованным пальцем и т.
Стать наблюдателем очень просто. Для этого не требуется специального образования. Если Вам больше 18 лет и Вы гражданин РФ, то имеете полное право участвовать в контроле за проведением выборов.
Просто так стать наблюдателем не получится, каждый из них проходит серьезное обучение. В этом году оно стоит из двух этапов: в онлайн-части дают больше теории, а во время очной части участники вместе с преподавателями отрабатывают знания на практике. Блок теории в пять часов был невероятно интересным и понятным, а блок практики в небольшой сценке позволил точно оценить свои силы».
Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Получила огромное количество нужной информации и большое удовольствие». После обучения наблюдатель полностью готов к работе на избирательном участке.
Для кого-то это будет первый подобный опыт, а кто-то раньше уже следил за чистотой процедуры голосования.
Центризбирком утвердил правила работы наблюдателей и СМИ на участках
На самом избирательном участке и на расстоянии 50 метров от него не должны размещаться агитационные материалы. Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется вышестоящей территориальной избирательной комиссией в соответствующие. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Они помогают наблюдателям отслеживать соблюдение обязательных требований на избирательных участках и не допускают неоднозначной трактовки ситуаций». 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона.