Новости сколько гоголю лет

Главная» Новости» Сколько лет будет гоголю в 2024. Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Получив дворянскую грамоту в 1792 году, Афанасий Демьянович сменил фамилию «Яновский» на «Гоголь-Яновский». НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года Гоголь-Яновский) — великий русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Новости. К началу тридцатых годов относится и работа над произведениями, составившими впоследствии цикл «Петербургские повести».Осенью 1835 Гоголь принимается за написание "Ревизора", сюжет которого (как утверждал сам Гоголь) подсказан был Пушкиным; работа продвигалась.

Гоголю 215 лет!

Николай Гоголь – биография, факты, личная жизнь, рост, причина смерти | Узнай Всё Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург.
Гоголь Николай Васильевич - Поэт - Биография Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл Полтавской губернии.

Новости за 2024 год

Николай стал ее первым ребенком, который родился живым. И поэтому его назвали в честь Святителя Николая. Детство Николай провел в деревне в Украине. Традиции и быт украинского народа сильно повлияли на будущую творческую деятельность писателя. А религиозность матери передалась сыну и тоже отобразилась во многих его работах.

Образование и работа Гоголь читает «Ревизора» Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии. Учил его один местный педагог, благодаря которому, Николай в 1821 году поступает в Гимназию высших наук в Нежине. Успеваемость Гоголя оставляла желать лучшего. Он был силен только в рисовании и русской словесности.

Хотя в том, что успехи в учебе Гоголя были не велики, виновата и сама Гимназия. Методы преподавания были устаревшими и не приносили пользы: зубрежка и розги. Поэтому Гоголь занялся самообразованием: выписывал вместе с товарищами журналы, увлекался театром. После окончания учебы в гимназии Гоголь переезжает в Петербург, надеясь на светлое будущее здесь.

Но реальность несколько его разочаровала.

И хотя в 1829 году его романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» не получила признания у критиков, тем не менее, Николай Гоголь уже тогда определился со своим литературным будущим. В целом же за свою жизнь Николай Васильевич создал около 30 произведений, которые оказали влияние не только на отечественную, но и мировую литературу. Однажды, в своем письме Виссариону Белинскому в ответ на критическую статью о книге «Выбранные места из переписки с друзьями», Николай Гоголь написал: «…Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили себе состояние?

Пожаловаться Гоголю - 215 лет! В истории русской литературы, пожалуй, трудно найти фигуру более загадочную. Неподражаемый художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям и биографам писателя. Ещё при жизни его называли монахом, шутником, мистиком, подчёркивая, что в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое. Талант Николая Васильевича Гоголя проявился в различных сферах литературы. Он был прозаиком, драматургом и публицистом. В его произведениях заметен уникальный стиль, который объединяет реализм, фольклорные мотивы и глубокое понимание русской души.

После классической подготовки 16-летний юноша поступил в Гимназию высших наук город Нежин Черниговской области. Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству, охотно участвовал во всех театральных постановках и импровизированных сценках. Друзья считали его задорным человеком с отличным чувством юмора. Увлечение литературой Еще во время учебы будущий литературный классик увлекся писательским мастерством. Восхищаясь трудами Пушкина, он начал сочинять элегии, фельетоны, стихотворения, попробовал себя в прозе и других жанрах. Создание произведений помогало юноше отвлечься от душевных терзаний, но он не планировал становиться писателем.

Молодой человек мечтал о военной карьере.

В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя

В 1821 году поступил в гимназию высших наук, где изучал юстицию. Еще в школьные годы будущий писатель полюбил театр: в училище он играл почти в каждой театральной постановке. В 1828 году Гоголь переехал в Петербург. Там он работал чиновником, играл в театре и начал заниматься литературой.

Первая опубликованная повесть Николая Васильевича «Бисаврюк» позднее была переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Следующие произведения писателя были посвящены обычаям и традициям украинского народа: «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть» и прочие.

В 1831 году Гоголь познакомился с представителями литературных кругов Жуковским и Пушкиным, которые повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность. Затем Гоголь увлекся драматургией.

В эти годы проявился разносторонний художественный талант Гоголя: он рисовал пейзажи, рисунки; позднее выполнял зарисовки городов, эскизы обложек и др. Фонвизина , писал разнообразные художественные произведения, по его словам, «преимущественно в лирическом и сурьёзном роде»: стихотворение «Непогода»; несохранившиеся поэма «Россия под игом татар», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», а также повесть «Братья Твердиславичи» или «Братья Твердославичи» , сожжённая Гоголем после беспощадной критики со стороны товарищей первый известный случай сожжения Гоголем своих произведений. Своё будущее Гоголь, однако, связывал прежде всего с государственной службой, мечтая о юридической карьере: «Я видел, что здесь работы будет более всего… Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывало моё сердце» из письма к двоюродному дяде П. Косяровскому от 3 октября 1827. На принятие такого решения повлияли, в частности, лекции профессора Н. Белоусова, читавшего в гимназии курс естественного права в связи с возникшим в гимназии в 1827 деле о его вольнодумстве Гоголь глубоко сочувствовал опальному профессору и во время расследования дал показания в его пользу.

В 1828 г. Гоголь переехал в Санкт-Петербург, где безуспешно пытался устроиться на службу. В начале 1829 г. Алов отдельным изданием вышла «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Несмотря на подражательный характер, здесь были намечены многие мотивы зрелого творчества Гоголя, в частности острая коллизия мечты и существенности, предвещавшая поэтику «петербургских повестей». Поэма вызвала резкий критический отклик Н. Полевого , Гоголь сжёг нераспроданные экземпляры книги, отправился за границу, в Северную Германию Любек, Травемюнде, Гамбург , к концу сентября 1829 г. В конце 1829 г.

В 1830 г. Гоголь познакомился с В. Жуковским , П. Плетнёвым и, возможно, А. Дельвигом , а в мае 1831 г. Первый цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» части 1—2, 1831—1832 , принёсший Гоголю широкое признание, отвечал развившемуся в русском обществе интересу к Украине «здесь так занимает всех всё малороссийское…» — из письма Гоголя к матери от 30 апреля 1829. Украинофильство Гоголя означало обращение к коренным, национальным первоосновам славянского мира Н. Надеждин называл Малороссию «славянской Авзонией», т.

Но мир этот, как показал Гоголь, вовсе не был един и идилличен: в ряде повестей цикла «Страшная месть» и др. После появления «Вечеров…» Гоголь стал литературной знаменитостью: летом и осенью 1832 г. Аксаков и К. Аксаков , М. Щепкин , И. Киреевский , С. Шевырёв , М. В 1835 г.

Гоголь снова посетил Москву, где в мае состоялась, по-видимому, его первая встреча с В.

Неподражаемый художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям и биографам писателя. Ещё при жизни его называли монахом, шутником, мистиком, подчёркивая, что в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое. Талант Николая Васильевича Гоголя проявился в различных сферах литературы. Он был прозаиком, драматургом и публицистом.

А их произведения проходят длительную проверку временем. В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас. И каждое поколение находит в гоголевских текстах что-то свое — неслучайно делают массу инсценировок и постановок по сочинениям, часто перенося время действия в наши дни.

Все это говорит об актуальности его произведений. Делал это для того, чтобы люди заметили собственные недостатки, попытались исправиться и стать лучше. Можно сказать, о человеческой душе заботился. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» есть такая фраза: «Дело мое — душа, и прочное дело жизни». А в одной из записок, оставленных незадолго до смерти, можно прочитать такие строки: «Будьте не мертвыми, а живыми душами». Это такое обращение Гоголя и к современникам, и к нам, будущим читателям и потомкам. Конечно, Гоголя не забывают и благодаря его загадочности. Будучи еще не столь знаменитым автором, в 1828 году он писал матушке провидческие слова: «Я почитаюсь загадкою для всех, и никто не разгадал меня совершенно».

Видимо тогда он что-то предчувствовал о будущей знаковой судьбе. Загадки Гоголя связаны и с сожжением рукописей, и с таинственной кончиной, и даже с переносом его останков с кладбища Свято-Даниловского монастыря на Новодевичье.

Рунет узнал о прижизненном фото Гоголя 1845 года. Вместо румяного писателя – мрачный Джонни Депп

«Сколько лет было Гоголю на момент смерти Пушкина?» — Яндекс Кью В 1828 году Гоголь переехал в Петербург.
1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения | РИА Новости Медиабанк В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет.
215 лет со дня рождения Николая Гоголя Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем.
Когда родился Гоголь / В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет.

Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. 10. Когда молодой Гоголь перебрался в Петербург, его удивило, как же дорого жить в этом городе.

В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя

Именно она подарила писателю известность. Следующие произведения писателя были посвящены обычаям и традициям украинского народа: «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть» и прочие. В 1831 году Гоголь познакомился с представителями литературных кругов Жуковским и Пушкиным, которые повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность. Затем Гоголь увлекся драматургией.

Его «Ревизор», написанный в 1835 году, до сих пор ставят во многих театрах России. Однако современники встретили комедию отрицательно, после чего писатель покинул страну. Он посетил Швейцарию, Германию, Италию и Францию.

После возвращения на родину из Рима писатель опубликовал первый том поэмы «Мертвые души». Второй том автор сжег ночью 11 февраля 1852 года, а через 10 дней Гоголь скончался.

Гоголевская Россия в лицах: 215 лет Н.

Гоголю 9 Апреля 2024 Библиотека Дома ученых приглашает на очередную книжную выставку. На выставке представлены произведения писателя, в которых отражены все русские характеры и типы людей.

В 1830 году Гоголь познакомился с В. Жуковским, П. Плетневым и, возможно, А. Дельвигом, а в мае 1831 на вечере у Плетнева он был представлен А.

Первый цикл повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" принес Гоголю широкое признание. После появления "Вечеров…" Гоголь стал литературной знаменитостью: летом и осенью 1832 его с воодушевлением встретили в Москве С. Аксаков и К. Аксаков, М. Щепкин, И. Киреевский, С.

Шевырев, М. В 1835 году он снова посетил Москву, годе состоялась его первая встреча с В. Последовавшие за первой прозаической книгой Гоголя циклы "Миргород" и "Арабески" расширили диапазон его творчества. В 1834-35 годах Гоголь был адъюнкт-профессором в Санкт-Петербургском университете; хлопотал также безуспешно о получении кафедры истории в Киевском университете. Занятия историей шли параллельно с развитием художественно-исторических замыслов, из которых наиболее значительны незаконченная драма "Альфред" 1835 на сюжет западно-европейского Средневековья, а также повесть "Тарас Бульба" из украинской истории.

Книга произвела тяжёлое впечатление даже на личных друзей Гоголь своим тоном пророчества и учительства, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, крайнее самомнение; осуждениями прежних трудов, в которых русская литература видела одно из своих лучших украшений; полным одобрением тех общественных порядков, несостоятельность которых была ясна просвещенным людям без различия партий. Но впечатление книги на литературных поклонников Гоголя было удручающее. Высшая степень негодования, возбужденного «Выбранными местами», выразилась в известном неизданном в России письме Белинского, на которое Гоголь не умел ответить. По-видимому, он до конца не отдал себе отчета в этом значении своей книги. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением учительского тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчетами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики от него ускользал; сам он, давно оставив Россию, сохранял те неопределенные общественные понятия, какие приобрел в старом Пушкинском кружке, был чужд возникшему с тех пор литературно-общественному брожению и видел в нём только эфемерные споры литераторов. В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать натянутый характер какой-то нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и учительства; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете, он думал, что просто сидит в России на станции. Он пробыл конец весны и лето в деревне у матери, а 1 сентября переехал в Москву; лето 1849 года проводил у Смирновой в деревне и в Калуге, где муж Смирновой был губернатором; лето 1850 года прожил опять в своей семье; потом жил некоторое время в Одессе, был ещё раз дома, а с осени 1851 года поселился опять в Москве, где жил в доме А. Он продолжал работать над вторым томом «Мертвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и пиетистом, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье все более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт. Смерть[ ] Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел религиозный страх и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжег их. На утро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом гр. Толстому и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в мрачное уныние и через несколько дней умер, 21 февраля 1852. Он похоронен в Москве, в Новодевичьем монастыре, и на его памятнике помещены слова пророка Иеремии: «Горьким моим словом посмеюся». Творчество Гоголя[ ] Изучение исторического значения Гоголя не завершено. Его деятельность представляет разнообразные стороны, которые выясняются с ходом самой истории. В первое время, когда исследуя последние факты деятельности Гоголя, предполагалось, что она представляет два периода: один, где он служил прогрессивным стремлениям общества, и другой, когда он стал открыто на стороне неподвижного консерватизма. Более внимательное изучение биографии Гоголя, особенно его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, показало, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мертвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была надломлена теми противоречиями, с какими ей пришлось считаться в духовных началах жизни и в действительности. Гоголь не был мыслителем, но это был великий художник. О свойствах своего таланта сам он говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных»….. Нельзя было проще и сильнее указать ту глубокую основу реализма, которая лежала в его таланте; но великое свойство его дарования заключалось и в том, что эти черты действительности он возводил «в перл создания». И изображенные им лица не были повторения действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои, как редко у кого-либо другого из русских писателей, становились нарицательными именами, и до него в нашей литературе не было примера, чтобы в самом скромном человеческом существовании была открываема так поразительно внутренняя жизнь. Другая личная черта Гоголь заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишенное внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Но Гоголь был человеком своего времени и общества. Из школы он вынес немного; не мудрено, что у юноши не было определенного образа мыслей; но для этого не было задатка и в его дальнейшем образовании. Его мнения о коренных вопросах нравственности и общественной жизни оставались патриархально-простодушными. В нём созревал могущественный талант, — его чувство и наблюдательность глубоко проникали в жизненные явления, — но его мысль не останавливалась на причинах этих явлений. Он рано был исполнен великодушного и благородного стремления к человеческому благу, сочувствия к человеческому страданию; он находил для их выражения возвышенный поэтический язык, глубокий юмор и потрясающие картины; но эти стремления оставались на степени чувства, художественного проницания, идеальной отвлеченности — в том смысле, что при всей их силе Гоголь не переводил их в практическую мысль улучшения общественного, и когда стали указывать ему иную точку зрения, он уже не мог понять её… Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Гоголь вступал в него юношей, а лица этого круга были уже люди зрелого развития, более обширного образования, значительного положения в обществе; Пушкин и Жуковский — на верху своей поэтической славы. Старые предания Арзамаса развились в культ отвлеченного художества, приводивший в конце концов к удалению от вопросов действительной жизни, с которым естественно сливался консервативный взгляд в предметах общественных. Кружок преклонялся перед именем Карамзина, увлекался славою России, верил в будущее её величие, не имел сомнений относительно настоящего и, негодуя на недостатки, которых нельзя было не видеть, приписывал их только недостатку в людях добродетели, неисполнению законов. К концу тридцатых годов, ещё при жизни Пушкина, начался поворот, показывавший, что его школа перестала удовлетворять возникавшим новым стремлениям общества. Позднее кружок все больше уединялся от новых направлений и враждовал с ними; по его идеям, литература должна была витать в возвышенных областях, чуждаться прозы жизни, стоять «выше» общественного шума и борьбы: это условие могло только сделать её поприще односторонним и не очень широким… Художественное чувство кружка было, однако, сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах… Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был отрицаться от него… Позднее Гоголь сблизился с кругом славянофильским, или собственно с Погодиным и Шевыревым, С. Аксаковым и Языковым; но он остался совершенно чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Но потом в старшем Аксакове он встретил и отпор ошибкам и крайностям «Выбранных мест»… Самым резким моментом столкновения теоретических представлений Гоголя с действительностью и стремлениями просвещеннейшей части общества было письмо Белинского; но было уже поздно, и последние годы жизни Гоголь прошли, как сказано, в тяжкой и бесплодной борьбе художника и пиетиста. Эта внутренняя борьба писателя представляет не только интерес личной судьбы одного из величайших писателей русской литературы, но и широкий интерес общественно-исторического явления: на личности и деятельности Гоголь отразилась борьба нравственно-общественных элементов — господствующего консерватизма, и запросов личной и общественной свободы и справедливости, борьба старого предания и критической мысли, пиетизма и свободного искусства. Для самого Гоголь эта борьба осталась неразрешенной; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголь для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые после Пушкина ещё повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, писавший позже Гоголя, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и открывал широкий путь наблюдений, каких делалось так много впоследствии. Даже его первые произведения, столь строго потом осуждаемые им «Вечера», без сомнения, немало способствовали укреплению того любящего отношения к народу, которое так развилось впоследствии. Исторический вопрос об этом значении Гоголя, как было замечено, до сих пор не исчерпан. Называют предрассудком мнение, что Гоголь был у нас пионером реализма или натурализма, что им сделан был переворот в российской литературе, прямым последствием которого является литература второй половины XIX века — начала XX века; говорят, что эта заслуга Пушкина, а Гоголь только следовал общему течению тогдашнего развития и представляет лишь одну из ступеней приближения литературы из заоблачных высот к действительности, что гениальная меткость его сатиры была чисто инстинктивная и произведения его поражают отсутствием каких-либо сознательных идеалов — вследствие чего он и запутался потом в лабиринте мистико-аскетических умствований; что идеалы позднейших писателей не имеют с этим ничего общего и потому Гоголь с его гениальным смехом и его бессмертными творениями никак не следует ставить впереди нашего века. Но в этих суждениях есть ошибка. Прежде всего, есть разница между приемом, манерой натурализма и содержанием литературы. Известная степень натурализма восходит у нас ещё к XVIII веку; Гоголь не был здесь новатором, хотя и здесь шёл уже дальше Пушкина в приближении к действительности. Но главное было в той яркой новой черте содержания, которая до него, в этой мере, не существовала в литературе. Пушкин в своих повестях был чистым эпиком; Гоголь — хотя бы полуинстинктивно — является писателем социальным. Не важно, что его теоретическое мировоззрение оставалось неясным; исторически отмеченная черта подобных гениальных дарований бывает та, что нередко они, сами не отдавая себе отчета в своем творчестве, являются глубокими выразителями стремлений своего времени и общества.

Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе

1 апреля (20 марта ст. ст.) 1809 года, 215 лет назад, родился классик отечественной и мировой литературы Николай Васильевич Гоголь. Главная» Новости» Сколько лет будет гоголю в 2024. Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский, с 1821 года — Гоголь-Яновский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. А также карточки с QR-кодами, отсканировав которые можно: читать книги Гоголя в онлайн библиотеке русской классической литературы, слушать аудиосборник Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", смотреть спектакль по комедии Гоголя "Ревизор" Малого театра (2013 год). 10. Когда молодой Гоголь перебрался в Петербург, его удивило, как же дорого жить в этом городе. Николай Гоголь скончался 4 марта 1852 года, на момент смерти ему было 42 года. 1 апреля (20 марта по ) 1809 года года родился русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист Николай Васильевич Гоголь.

«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя

Получив дворянскую грамоту в 1792 году, Афанасий Демьянович сменил фамилию «Яновский» на «Гоголь-Яновский». Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. 1 апреля (20 марта по ) 1809 года года родился русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист Николай Васильевич Гоголь. В начале 1831 года Гоголь был адъюнктом (то есть аспирантом) Санкт-Петербургского университета. В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас. Николай Васильевич Гоголь родился, по разным данным, 31 марта или 1 апреля 1809 года.

Всё о Гоголе

Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафиму Саровскому , Игнатию Брянчанинову и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [29]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами политических движений и самолюбий.

Общественный смысл этой полемики был ему чужд. В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже такие друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь , и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал.

Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены А. Хомякова — Екатерины Михайловны , которая была сестрой его друга Н. Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице ; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [30].

Смерть Москва. Дом графа А. Толстого, где умер Н. Фото около 1900 года. С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование отца Матфея: «Отрекись от Пушкина» [31]. Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления — с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [32].

Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [33] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [33]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа.

Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Эвениус , профессор С. Клименков , доктор К. Сокологорский , доктор А. Тарасенков , профессор И. Варвинский , профессор А. Альфонский , профессор А.

Овер решается на принудительное лечение Гоголя. Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил; вечером того же дня писатель впал в беспамятство. Николай Васильевич Гоголь скончался утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия [30]. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Дело об имуществе.

Самым загадочным произведением Гоголя считается повесть «Вий». Одной из главных фобий Николая Гоголя была боязнь быть похороненным заживо. Гоголь родился в семье, где было 12 детей. С юных лет Гоголь увлекался шитьем и вязанием — он кроил и шил платья, которые дарил сестрам, а также шейные платки для себя. Сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал Александр Пушкин. Какое отношение имеет к Подмосковью Москва, село Остафьево — посещал усадьбу Вяземского в июле 1849 года. Московская область, Одинцовский городской округ, рабочий поселок Большие Вяземы — гостил в Больших Вяземах у Шевырева, родственника князей Голицыных, в августе 1849 года.

Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, село Абрамцево —впервые посетил усадьбу Абрамцево в августе 1849 года, прожил здесь четыре дня, читал хозяевам первую главу 2-го тома «Мертвых душ». Впоследствии приезжал в Абрамцево еще четыре раза.

А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем».

Образ «маленького человека», ярким представителем которого является Акакий Акаиевич Башмачников из повести «Шинель», проходит лейтмотивом через все его «Петербургские повести». На выставке, безусловно, одно из центральных мест занимает поэма «Мертвые души», в которой Гоголь описал всё русское общество настолько ярко, что многие его персонажи стали именами нарицательными и по сей день.

Он привлёк Гоголя к активному сотрудничеству в своём «Современнике». Пушкиным, как известно, молодому дарованию были подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ». Историю создания ещё одного знаменитого произведения — повести «Шинель» 1834 — рассказывает Н. Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» 1909 : она возникла «из канцелярского анекдота о каком-то чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200. В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собой на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки.

Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился, лёг в постель и уже не вставал; он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни». Значение этой повести в истории нашей словесности особенное, отмечает Котляревский. После выхода в свет книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» сокрушается, что «художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника», что «наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение в практике общественных явлений». Другие его коллеги и вовсе не стеснялись в выражениях: Н. Побединский в раритетном исследовании «Религиозно-нравственные идеалы Н.

Гоголевская Россия в лицах: 215 лет Н.В.Гоголю

В феврале 1837 года погиб Пушкин. Писатель тяжело переживал смерть поэта. Полковник Андрей Карамзин писал: «Трогательно и жалко смотреть, как на этого человека подействовало известие о смерти Пушкина. Он совсем с тех пор не свой. Бросил то, что писал, и с тоской думает о возвращении в Петербург, который опустел для него». Однако вместо России Гоголь поехал в Италию. Там в 1841 году он закончил первый том романа «Мертвые души» и, чтобы напечатать произведение, через несколько месяцев вернулся в Москву. Писатель поселился в доме у историка Михаила Погодина.

Цензура допустила «Мертвые души» к печати весной 1842 года. Обложку для издания Гоголь оформил сам. История Чичикова, которые ездил по России и скупал у помещиков бумаги на умерших крестьян, вызвала разные отклики читателей. Друг Николая Гоголя Сергей Аксаков вспоминал: «Все слушатели приходили в совершенный восторг, но были люди, которые возненавидели Гоголя… Так, например, я сам слышал, как известный граф Толстой-Американец говорил… что он «враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь ». Всего Гоголь задумывал написать три тома «Мертвых душ». Писатель ориентировался на идею Данте Алигьери : Чичиков, подобно герою «Божественной комедии», во время путешествий должен был измениться и пересмотреть свои понятия о нравственности. В 1842 году вышло еще одно произведение Гоголя — повесть «Шинель».

Действие происходило в Петербурге. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин целыми днями переписывал бумаги за маленькое жалованье. Однажды у него порвалась шинель, и служащий стал копить на новую: прекратил пить чай, ходил дома в халате, чтобы не износить другую одежду. Однако, когда он наконец скопил и купил новую шинель, «какие-то люди с усами» отобрали ее на улице. В июне 1842 года Гоголь снова уехал за границу. Рим, Дюссельдорф, Ницца, Париж — писатель часто переезжал. В это время он работал над вторым томом «Мертвых душ».

Гоголь писал: «Критика теперь сама должна отплатить мне за все, что я потерял через нее. А потерял я очень многое; ибо бойкость и оживленный огонь, которые были во мне, прежде нежели мне было известно хоть одно правило искусства, уже несколько лет ко мне более не являлись». В 1845 году у Гоголя случился душевный кризис. В порыве он сжег второй том «Мертвых душ» и все свои рукописи. Практически перестал писать друзьям, а в 1848 году отправился в Иерусалим. Гоголь вспоминал: «Еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима. У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

В 1849 году писатель вернулся в Россию и принялся по памяти восстанавливать утраченный том «Мертвых душ». Однако вскоре он начал жаловаться на припадки тоски. В январе 1852 года умерла давняя знакомая Гоголя, Екатерина Хомякова. Писатель перестал есть, признался духовнику, что его «охватил страх смерти», и прекратил писать. В ночь с 11 на 12 февраля этого же года Николай Гоголь сжег все свои рукописи, включая почти восстановленную версию «Мертвых душ». Последние дни он не выезжал из дома. Его похоронили на Даниловском кладбище в Москве.

В 1931 году могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Интересные факты из жизни 1. Настоящая фамилия писателя — Гоголь-Яновский. Однако литератору не нравилось, что она длинная, поэтому он откинул вторую часть и просил звать только Гоголем. Поэт Нестор Кукольник вспоминал: «Однажды, уже в Петербурге, один из товарищей при мне спросил Гоголя: «С чего ты это переменил фамилию? Мать Гоголя считала сына гением и приписывала ему изобретение паровой машины, железной дороги и других технических новшеств того времени. Студенты считали Николая Гоголя никудышным преподавателем истории.

Он часто пропускал занятия или мог рассказывать материал лишь полчаса вместе двух. Писатель Николай Иваницкий вспоминал: «Лекции Гоголя были очень сухи и скучны: ни одно событие не вызвало его на беседу живую и одушевленную. Какими-то сонными глазами смотрел он на прошедшие века и отжившие племена». У Николая Гоголя всегда были долги. Несмотря на успех его произведений, писатель не получал больших гонораров. Он писал Пушкину: «Книгопродавцы такой народ, которых без всякой совести можно повесить на первом дереве». Писатель везде носил с собой Евангелие.

Гоголь писал: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии.

Образ «маленького человека», ярким представителем которого является Акакий Акаиевич Башмачников из повести «Шинель», проходит лейтмотивом через все его «Петербургские повести». На выставке, безусловно, одно из центральных мест занимает поэма «Мертвые души», в которой Гоголь описал всё русское общество настолько ярко, что многие его персонажи стали именами нарицательными и по сей день.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее. Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу — Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения. Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы». После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта. Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» 1842 и комедии «Ревизор» 1836. Однако П. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние». Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке. В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» включенная в «Миргород» о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу. В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей. В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу. В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей. В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения. Личная жизнь Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу — психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии. Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом биполярное аффективное расстройство личности : веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием. Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме. Он вел переписку с прелестными девушками разных сословий с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими , ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических. Смерть Ранняя смерть Николая Васильевича на 42-м году жизни до сих пор будоражит умы ученых, историков и биографов. О Гоголе сочиняют мистические легенды, а об истинной причине кончины визионера спорят и по сей день. В последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. Мастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз "менингит" и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий