Новости ряженые масленица

В представлении примут участие скоморохи и ряженые, Весна-красна девица, Масленица румяная, Чучело соломенное и, конечно, всех ждут игры, танцы, потехи и загадки. Масленичные гулянья прошли в воскресенье 6 марта в поселке Воронцовка Свердловской области. Читайте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойников.

Масленица пришла.

области чиновники извинились перед верующими за сожжение чучел Масленицы Маразм, Дно пробито, РПЦ, Мурманская область, Апатиты, Оскорбление чувств верующих, Масленица. Магия плодородия в катаниях ряженых на Масленице хорошо прослеживается и в Старорусском уезде: «а пораньше наряжали лошадь: ноги опутают тряпкам до колен, и к дуге. Ряженые (их также называют окрутниками) являются своеобразными медиаторами русской "карнавальной стихии", присущей практически каждому сезонному народному празднику.

Посетителям

  • Масленица 2022: история тардиции как отмечать приметы
  • Похожие новости
  • Гостей Масленицы веселили иностранцы-ряженые
  • Фото "Масленица. Ряженые", 1980-е, Кемеровская обл., г. Новокузнецк - История России в фотографиях

Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста

Молодые невестки к себе в гости приглашали золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг. Воскресенье — проводы. Это Прощеное воскресенье и проводы зимы. Люди просят друг у друга прощения за все обиды, нанесенные вольно или невольно. В ответ на просьбу произносят: «Бог простит, и я прощаю».

Чтобы встретить весну, в этот день сжигают чучело зимы, облаченное в женский традиционный русский наряд. Обещают и оригинальные варианты: сырные, свекольные, шпинатные, тыквенные, безглютеновые или на альтернативном молоке. Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО. Например, на Пушкинской набережной в парке имени Горького в видеостудии любой желающий сможет записать обращение к военным, а на всех площадках «Московской Масленицы» откроют экспресс-курсы по созданию открыток для героев. Также будут собирать подарки для участников СВО.

В центре Москвы праздничные мероприятия развернутся традиционно на Тверской площади и площади Революции, фестиваль «Масленица на горе» пройдет в Музее Победы — там организуют перетягивание каната, бег в мешках и другие активные развлечения. Москонцерт на Пушечной 22 февраля приглашает на программу ансамбля Дмитрия Покровского «Масляная счастливая! Какие блины едят депутаты и сенаторы В Петербурге можно сжечь грехи С 20 февраля во дворе Конюшенного корпуса в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове выставят чучело с «черным сердцем» — коробом, куда можно сложить записки и оставить все свои невзгоды, печали и грехи. А 26 февраля все это сожгут на Масляном лугу. На острове в этот день развернут широкие гуляния, все аллеи заполнят ряженые.

Жители с удовольствием едят блины. Их пекли в каждом доме и ели с разными начинками — с икрой, патокой, маслом, медом, сметаной. Каждый день масленицы имел свое название. Понедельник — встреча, встречают гостей. Застолье посвящалось началу Масленицы. В этот день родители мужа отправляли невесток к их папам и мамам, а затем приходили сами с блинами и угощением. Вместе решали, как будут проводить масленичную неделю: когда к кому в гости наведываться, кого к себе звать и чем угощать. Вторник — заигрыши. Молодые люди — парни и девушки — бывали друг у друга в гости, гуляли под гармонь и звон бубенцов по улице.

На площадях выступали скоморохи. Начинались катания на санках. Это была самая популярная забава на Масленицу по всей России.

Участники шествия проследовали от администрации Зауральского городского поселения до главной праздничной площадки.

Там детей и взрослых приветствовали заместитель главы Еманжелинского района по вопросам социально-культурного развития Валентина Бабенкова и глава Зауральского поселения Андрей Соловьев. На праздник собралось более пятисот человек! Конкурсы частушек, «Бои мешками», перетягивание каната… Зауральцы веселились от души.

Однако в Москве Масленицу начнут праздновать чуть раньше.

Многие исследователи сходятся на том, что раньше Масленицу праздновали примерно 21 марта в день весеннего равноденствия, когда день становился длиннее, а ночь уходила. Это число также совпадало и с празднеством славянского Нового года. Тем не менее существует еще одна версия, соотносящаяся с прославлением бога Велеса "скотьего бога" , - это 24 февраля. С течением времени дата проведения Масленицы и способы ее празднования изменялись, а само торжество приобрело совсем другое значение.

Когда на Руси было принято христианство, Масленицу вписали в промежуток между церковными праздниками, а именно, - за неделю до наступления Великого поста. Таким образом, для современных людей Масленица является скорее поводом хорошенько повеселиться, наесться сытных блинов и подготовиться к самому непростому в году посту, приуроченному к Пасхе. Широкая Масленица 2023: история и традиции празднованияРассчитать дату Масленицы можно самостоятельно - нужно установить дату Пасхи, а от нее отсчитать назад ровно 48 дней и еще неделю. Как появилась МасленицаНикто из исследователей точно не может сказать, когда точно появилась Масленица.

Однако предпосылки ее возникновения верование в языческого бога плодородия считаются бесспорными. В старину праздник представлял собой целый обрядный комплекс. В него входили не только развлечения, но и духовные практики. По словам фольклориста Владимира Проппа, Масленица вполне могла входить в цикл "праздников плодородия" наравне с такими, как Ивана Купала, "похороны Костромы" и Семик.

Он считает, что раньше люди верили, что умершие способны контролировать плодородие земель, оставшихся их потомкам. По этой самой причине так горячо любимые блины изначально были блюдом поминальным, а известная фраза "первый блин комом" звучала как "первый блин покойникам". В конце праздничной недели лакомство оставляли либо на окне, либо на кладбище рядом с могилами усопших, когда приходили с ними попрощаться. Однако назвать Масленицу грустным праздником невозможно.

Народные гулянья уже тогда славились масштабностью. Торжество стало не только поводом для застолья, но также и для налаживания личной жизни. Например, юноши, желающие остепениться, покупали к празднику сани, чтобы покатать на них приглянувшуюся девушку. Так раньше оценивали состоятельность и скромность жениха и невесты, а родители устраивали браки.

В катаниях непременно участвовала каждая пара. Известно, что раньше подготовка к празднеству составляла 3 дня и называлась Узкой Масленицей. Люди кололи дрова, подготавливали костры, а потом прыгали через них, украшали дома и заготавливали различные блюда. Ряженые крестьяне за основу сюжета брали сам праздник и какие-то эпизоды из повседневной жизни.

А также готовили людей к предстоящему Великому посту. В чем смысл празднования МасленицыКонечно, современная Масленица - это потеха и приятное времяпровождение. Однако раньше праздник имел большое значение. Во-первых, Масленица праздновалась всегда в день весеннего равноденствия.

Ее символом был круг - согревающее Солнце, горячий блин тепло, цикличность, вечность - напоминание, что все в жизни возвращается на круги своя. Широкая масленица - из язычества в православиеЧучело Масленицы наряжали в женские одежды неспроста. Это всегда был женский праздник - пора освящения земли после холодной зимы, время помолвок и свадеб, женского начала и плодородия. Во-вторых, Масленица или Сырная седмица - это отдых и подготовка верующих к долгому Великому посту.

Церковь ввела запрет на мясные блюда в Масленую неделю и убрала откровенный языческий подтекст праздника. В эту неделю можно и нужно есть сытную молочную пищу, яйца, рыбу, чтобы вдоволь насытиться перед полуторамесячным серьезным физическим и духовным испытанием. Таким образом, Масленица - это напоминание о грядущих ограничениях в еде, скрашенное весельем, радостью и потехами. Об этом напоминает и народная поговорка: "Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай".

Традиции празднования Масленицы - 2023Масленичные традиции напрямую связаны со встречей весны. Люди верили, что благодаря обрядам они "прогоняют" злую тяжелую зиму и приближают теплые дни. К слову, по этой причине блины пекут именно круглой формы, так как они очень напоминают солнце. Считалось, что после съедения блина в человеке оставалась частичка горячего светила.

Именно поэтому Масленица такая веселая: хороводы, частушки, пляски, гулянья, бои мешками, перетягивание каната, катание на санях и качелях, ловля гусей, кулачные бои и многое-многое другое. Молодежь никогда не сидела дома на Масленицу.

Масленица пришла.

Теперь уже мать жены приходила в гости на ужин, но иногда не одна, а с подругами. Хозяева всячески должны были показать свое расположение к гостям. Суббота - золовкины посиделки. Родственников мужа также приглашали в гости, угощали их блинами. Однако с пустыми руками отправлять их было нельзя, посему золовка всегда получала подарок от родни невестки. Воскресенье - Прощеное воскресенье. В последний день торжества не только сжигали чучело, чтобы оно унесло вместе с собой все плохое, но еще просили прощения друг у друга перед началом Великого поста и прощались с зимой. Где погулять на Масленицу - 2023 в МосквеВ 2023 году развлекательных площадок станет больше.

Кроме того, организаторы решили расширить празднование и добавить онлайн-формат. Как отмечали Масленицу русские цари, расскажут на занятиях музея-заповедника "Царицыно". На его YouTube-канале разместят серию лекций об истории празднования начала весны. Зрители узнают, что такое карнавал по-русски, когда появились национальные костюмированные балы и кто устраивал "балы с мужиками". Таганский парк представит онлайн-программу "Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся! Ее подготовили участники детской фольклорной студии "Подсолнух".

Зрители узнают о традициях празднования Масленицы, а воспитанники исполнят веселые народные песни. Видео разместят на страницах парка в социальных сетях. Как правильно украсить стол на Масленицу, подскажут на онлайн-лекциях парка "Сокольники". Пользователи узнают о традициях украшения праздничного стола павловопосадскими платками и научатся готовить блины с креветками и гуакамоле. Также участникам покажут, как правильно расставить на столе традиционную расписную посуду. Усадьба Воронцово приглашает всех желающих на мастер-класс "Солнышко". Участникам продемонстрируют, как сделать солнышко из ниток и лент.

Для поделки нужно подготовить нитки, ножницы, трафарет для помпона, глазки из пластмассы, ленточки. Послушать народные песни и сыграть в традиционные игры предлагает парк "Северное Тушино". Зрителям покажут онлайн-концерт "А мы Масленицу провожаем". В программе фольклорные песни и потешные игры под аккомпанемент народных инструментов. Запись концерта разместят на страницах парка в соцсетях. Перовский парк подготовил мастер-класс "Как по маслу: кулинарные секреты к масленичной неделе", на котором расскажут, как испечь идеальные блинчики и поделятся секретами приготовления вкусной начинки. Сделать традиционную масленичную куколку и расписать декоративную поделку можно на онлайн-уроках Бабушкинского парка.

Мастер-классы разместят на страницах парка в соцсетях. Для изготовления куклы участникам понадобятся джут, нитки, красная, белая и узорчатая ткани, вата и ножницы. А к занятию по рисованию надо подготовить краски. Кроме того, на Масленицу пройдет специальная военно-патриотическая программа, приуроченная ко Дню защитника Отечества. Будет работать и видеомастерская поздравлений в парке им. Также на фестивальных площадках откроются шале по сбору подарков для героев и участников СВО. С 17 по 26 февраля к услугам москвичей заработают площадки:К ним также присоединятся скверы и парки Москвы, где можно при всех мерах безопасности посмотреть, как сжигают чучело Масленицы:В каждом из перечисленных мест жители Москвы на Масленицу смогут попробовать вкусные блины, заглянуть на ярмарку, послушать концерт, полюбоваться на карнавал или принять участие в интересном мастер-классе.

Это и роспись игрушек и посуды в различных народных стилях, золотое шитье, поделки из соломы и бересты, изготовление керамических изразцов в гончарных мастерских, выпечка хлеба и блинов по старинным рецептам, изготовление масок для ряженых,Если в центре Москвы в Масленицу упор сделают на знакомство гостей с традициями празднования Масленицы, где можно в прямом смысле слова прикоснуться к истории и попробовать себя в том или ином виде рукоделия, то на окраинах города подготовят все для потех и спортивных развлечений. Тем, кто мечтает действительно отпраздновать Масленицу на широкую ногу, стоит отправиться в парки, где настоящее раздолье для снежных баталий, потешных боев и других подвижных забав, включая катание на санях. Каждая из праздничных площадок будет работать в будни и выходные с 10:00 до 22:00 часов. Кроме того, именно в больших парках Москвы пройдет кульминация Масленичной недели - сжигание чучела. В центре столицы такого не увидишь из-за мер безопасности. Матвеевская станет центром гончарного дела. Здесь все желающие смогут не только разобраться в тонкостях ваяния чем белая глина отличается от красной , но также попробуют себя в качестве мастера и узнают, как лепили изделия во времена Ивана Грозного.

Вкусные да масляные. Главное действо проходило на территории внутреннего дворика, где особую атмосферу праздника создали инсталляции — русская печка, накрытые угощениями столы с блестящими самоварами, развешанные яркие ленты и павловопосадские платки. В стиль были одеты и юные североморцы. Русско-народная атрибутика в нарядах создавала особый колорит.

Например, среду называли «лакомкой», так как тещи приглашали зятьев на блины. Эту традицию частично воспроизвели и на театральной площади. Из числа зрителей выбрали четырех тещ, которым предложили на скорость накормить зятьев блинами.

С последними оказалось сложнее. Не все они были на театральной площади. Тещи, пришедшие без зятьев, кормили блинами внуков.

Те, в свою очередь, делились со зрителями. Кроме того, напекли более ста пирожков.

Стоит отметить, что добрая традиция весело провожать зиму здесь существует уже давно, яркого весеннего мероприятия воспитанники ждут с нетерпением. Дети очень любят этот праздник, потому что это ещё и угощения - блины — символ солнца. Их пекли родители. Вкусные да масляные.

Масленичные гулянья прошли в Сергиевом Посаде. Чучело сожгли из огнемета

Конкурсы частушек, «Бои мешками», перетягивание каната… Зауральцы веселились от души. Суперприз — петуха — за покорение масленичного столба получил Владимир Мухлынин. Очень весело и дружно прошли развлекательные игры для детей «Месим тесто», «Крестики», «Гуси-гуси». Душой Масленицы стали ведущие-скоморохи.

На эти и многие другие вопросы отвечает 5-tv.

Зачем сжигают чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы — это вовсе не поедание блинов, как многим хотелось бы думать, а сжигание чучела. Кукла символизирует ушедшую зиму — период, когда природа увядает и земля не плодоносит. Для наших предков зима ассоциировалась со смертью, которую олицетворяет чучело.

Горящая фигурка олицетворяет Феникса, обладающего способностью восставать из пепла. Крестьяне верили, что на обломках старого обязательно возникнет что-то новое. А еще крестьяне пытались таким образом «умаслить» почву, чтобы в дальнейшем она дала хороший урожай. Сжигание чучела на Масленицу символизирует возрождение после смерти; Фото: РИА Новости Как называется масленичное чучело У масленичного чучела на Руси было много названий.

Соколовой, является более бедным по сравнению со святочным аналогом [2, с. При этом исследовательница замечает, что этот элемент масленичной обрядности в XX столетии расширил сферу своего влияния [3, с. Подобная характеристика верна прежде всего по отношению к классическим «святочным» формам ряженья, связанным с хождением в Масленицу «окрутников», «нарядников», «кудес» и др. Действительно, во многих местностях Новгородской губ. Часть сравнительно немногочисленных примеров ряженья в масленичную неделю в новгородском регионе была почти идентична святочным персонажам: «Вырядчики тоже ходили, выряжались всяким этым, вот [как на] святках-то всякие ходили по избам, так же [было]» [7], «наряжались и пожилые, веселые бабы — гармонь играет, да пляшут» [5, Т. И на лошади ездили, и так ходили» [5, Т. Близость масленичного ряженья святочному, конечно, не означает того, что оно было перенесено со Святок, как думали некоторые ученые и на что обращала внимание Л. Ивлева, так как переодевание присутствовало там изначально [1, с.

Но, вероятно В. Пропп и В. Соколова всё же правы в том, что некоторые идентичные святочным масленичные персонажи например, цыганки, солдаты, барыни и т. Идентичность в костюмах не говорит полной схожести обычаев ряженья на этих праздниках. Ивлева указывает, что в отличие от «ночного» святочного ряженья, для масленичных окрутников характерно дневное время хождения и приуроченность главным образом к последнему дню масленичной недели [1, с. Добавим, что в отличие от святочной традиции, где ряженые делали представления в домах, в Масленицу они действовали главным образом на уличном, открытом пространстве. Кроме того, в роли масленичных ряженых чаще выступала не молодежь, а взрослые и пожилые люди. Отчасти различалась и публика, на которую были направлены действия святочных и масленичных ряженых.

Если действия святочных ряженых были направлены на «посиделочную» аудиторию главным образом как развлечение и игра с эротическим подтекстом и на всех домохозяев в основе магический ритуал , то на Масленицу подобное ряженье ориентировалось на дома с молодоженами, что является отличительной особенностью последней. Примером таких форм является обычай хождения в Боровичском у. Затем, в целом масленичное ряженье отличалось от святочного сравнительно бедным ассортиментом и более узкой специализацией. Если на Святках мы повсеместно видим множество равноценных антропоморфных и зооморфных ряженых персонажей [2, с. Соколова, выступает образ уходящей зимы старого года, Масленицы в виде наряженных лошади и кучера в санях нередко и всадника , представляемых с атрибутами старости, увядания, выполненных в гипертрофированном, вызывающем смех виде. Обычно этот образ создавали с помощью необычных атрибутов, странной запряжки и транспорта или старой лошади клячи , рваной упряжи, старых дровней, старых людей, находящихся в санях [3, с. Говоря об этом способе персонификации Масленицы, В. Соколова и Л.

Ивлева акцентируют внимание на ряженом человеке [3, с. На мой взгляд, не меньшее значение в этом масленичном обычае играла и лошадь, без которой ряженье теряет масленичный облик. Более того, лошадь как важный персонаж ряженья присутствует на Святках и других праздниках русского народного календаря [2, с. Разница между ними состоит в том, что в Святки обычно использовали лошадь-куклу, представляемую ряжеными, а в Масленицу лошадь была настоящей. Новгородские материалы по масленичному ряженью с лошадью имеют различные варианты. В южной части Демянского у. Там была такая женщина Катя, такой чудик, то… нарядится, то обвязала лошадь соломой и эту лошадь завела в дом. Смешила народ» [7].

Подобный вариант масленичного ряженья в новгородском регионе является эпизодическим. Сходный обычай, но на Святках, зафиксирован в Валдайском и Кирилловском уездах. В первом случае это была ряженая лошадь, во втором — без атрибутов ряженья [10, л. Не наряжали лошадь при вводе в дом и во время свадьбы в Демянском и Старорусском уездах [12, Т. Святочной, свадебной и праздничной во время местных, т. Наиболее логичным объяснением ввода лошади в дом во время Масленицы в Демянском регионе является предположение о расширении таким образом пространства святочной и свадебной традиции. Однако оно может быть верным только при условии, что и в эпоху Московской Руси, то есть до переноса даты Нового года Петром I, мы имеем такую же картину бытования обычая. К сожалению, у нас нет таких данных, поэтому лучше воздержаться от конкретизации первоначальной зоны возникновения обычая и дальнейших векторов его распространения.

Более распространенной но также не сплошной, как в Святки, а очаговой в Новгородской губ. Для этого на лошадиные ноги во многих районах надевали старые порты: «помню, шутили: конь запряжен в дровни и одет в штаны» [14, л. Такую тихую лошадь возьмут. Сряжены сидят — одна правит, а друга[я] кнутом стегает. Тихую [лошадь] выберут, чтоб ребятищки сзади бежали. Сами оденутся: выворотят пальтушки шубные, да рушникам обернутся. Зайдут к кому: пирогов им дадут» [5, Т. В другом варианте лошадь обували: «мой деверь — у него маленький мерин был, он веники попарно навяжет — [как] «борки» бубенцы — М.

В некоторых случаях юг Демянского у. Сходные обычаи ряженья лошади существовали и в ряде соседних регионов: Псковской губ. Важным материалом для масленичного ряженья в ряде районов Демянский, Боровичский уезды выступала солома: «лошадей, сбрую на них и себя обвязывали соломенными вязками…» [16, с. В разных частях губернии Новгородский, Тихвинский, Демянский уезды некоторые домохозяева или старик-весельчак запрягали лошадь не в обычные дровни, а в корыто [12, Т. В одних случаях такой шутник сидел в корыте или подсанках, в других — верхом на лошади [12, Т. Для усиления смеховой ситуации к шлее, оглоблям при дужной запряжке — к дуге привязывались веники, гремевшие при езде [21, Т. В Боровичском уезде встречались случаи катаний позади лошади стоя на лыжах, держась за веревочные постромки. Оскуй Новгородского у.

Особенностью этого варианта обычая было магическое представление о том, что катаются «на длинный лен» [13, с. Магия плодородия в катаниях ряженых на Масленице хорошо прослеживается и в Старорусском уезде: «а пораньше наряжали лошадь: ноги опутают тряпкам до колен, и к дуге [тряпки]. Вот на этой-то лошади и катались ребятишки и кричали: «Долгой лён! Долгой лён! Другой старик кричит: «Мою-то лошадку возьмите, покатайтесь, покричите: «Долгой лён! В отдельных селениях Демянского у. Великий Заход магическую функцию «на долгий лен» имело и простое хождение ряженых: «бабы нарядятся и идут из одного конца деревни в другой. Катание ряженых на лошади в корыте в ряде случаев поставленном на сани применялось и в юго-западных районах Гдовском, Лужском у.

Санкт-Петербургской губ. Нечто похожее совершалось и женщинами.

Воспитатели Ольга Терюмина и Виктория Субботина с сыном Арсением предстали перед зрителями в костюмах из любимой детской сказки «Маша и медведь». Транспортное средство мастериц тоже соответствующее — огромное картонное лукошко, внутри которого ватрушка. Подготовка костюмов и саней заняла около недели.

У усадьбы Гальских пройдет Масленица с балаганами и ряжеными

В подмосковном Сергиевом Посаде чучело Масленицы сожгли из огнемета. Зиму там проводили шествием ряженых. «Масленица-ряженица» – церемония награждения победителей онлайн-конкурса «Масленица гуляет – ряженых встречает». В столице 21 февраля стартовал фестиваль «Московская Масленица». По улицам города прошли ряженые, скоморохи, сказочные персонажи. 28 февраля в первом корпусе прошла игра-квест «В поисках пропавшей Масленицы», посвященная Масленичной неделе.

Бои мешками, метание валенок и выступления скоморохов: как россияне отмечают Масленицу

Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, "начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел". Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками.

Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве.

Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку. Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами.

Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики.

Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов...

Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией. Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами.

Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей.

Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком. Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои.

Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения.

До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья". Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка...

Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.

Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу. Молодая англичанка М.

Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами.

Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми.

Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину". Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми.

На Масленицу можно было действительно почувствовать себя персонажем из сказки, став частью необычного мира.

Но и взрослым было не удержаться, в праздничном кураже они ничем не уступали собственным детям: пели, плясали, участвовали в интерактивах. Директор музея-заповедника Максим Головин рассказал корреспонденту Сибдепо, что на празднование Масленицы в «Томскую Писаницу» пришло около 2000 человек. Были площадки с играми как для детей, так и для взрослых ….

В этом году мы впервые сделали бесплатным вход для тех, кто пришёл в масленичной маске и возродил традиции празднования Масленицы на Руси! В масках приходили целыми семьями. Подход у всех был творческий: маски из бумаги, картона, пластмассы и пенопласта разных форм и размеров расписывали красками, украшали бусами и лентами.

Конкурс популярен, участников становится всё больше, — сказал заместитель начальника управления культуры Алексей Чикин. Принять участие в конкурсе могут все желающие независимо от пола, возраста, места проживания и социального положения. Участниками конкурса могут быть как индивидуальные авторы, так и авторские коллективы — семейные, трудовые, школьные, студенческие и смешанные. Количество работ, представляемых участниками на конкурс, не ограничено.

Однако предпосылки ее возникновения верование в языческого бога плодородия считаются бесспорными. В старину праздник представлял собой целый обрядный комплекс. В него входили не только развлечения, но и духовные практики. По словам фольклориста Владимира Проппа, Масленица вполне могла входить в цикл "праздников плодородия" наравне с такими, как Ивана Купала, "похороны Костромы" и Семик. Он считает, что раньше люди верили, что умершие способны контролировать плодородие земель, оставшихся их потомкам. По этой самой причине так горячо любимые блины изначально были блюдом поминальным, а известная фраза "первый блин комом" звучала как "первый блин покойникам". В конце праздничной недели лакомство оставляли либо на окне, либо на кладбище рядом с могилами усопших, когда приходили с ними попрощаться. Однако назвать Масленицу грустным праздником невозможно. Народные гулянья уже тогда славились масштабностью. Торжество стало не только поводом для застолья, но также и для налаживания личной жизни. Например, юноши, желающие остепениться, покупали к празднику сани, чтобы покатать на них приглянувшуюся девушку. Так раньше оценивали состоятельность и скромность жениха и невесты, а родители устраивали браки. В катаниях непременно участвовала каждая пара. Известно, что раньше подготовка к празднеству составляла 3 дня и называлась Узкой Масленицей. Люди кололи дрова, подготавливали костры, а потом прыгали через них, украшали дома и заготавливали различные блюда. Ряженые крестьяне за основу сюжета брали сам праздник и какие-то эпизоды из повседневной жизни. А также готовили людей к предстоящему Великому посту. В чем смысл празднования МасленицыКонечно, современная Масленица - это потеха и приятное времяпровождение. Однако раньше праздник имел большое значение. Во-первых, Масленица праздновалась всегда в день весеннего равноденствия. Ее символом был круг - согревающее Солнце, горячий блин тепло, цикличность, вечность - напоминание, что все в жизни возвращается на круги своя. Широкая масленица - из язычества в православиеЧучело Масленицы наряжали в женские одежды неспроста. Это всегда был женский праздник - пора освящения земли после холодной зимы, время помолвок и свадеб, женского начала и плодородия. Во-вторых, Масленица или Сырная седмица - это отдых и подготовка верующих к долгому Великому посту. Церковь ввела запрет на мясные блюда в Масленую неделю и убрала откровенный языческий подтекст праздника. В эту неделю можно и нужно есть сытную молочную пищу, яйца, рыбу, чтобы вдоволь насытиться перед полуторамесячным серьезным физическим и духовным испытанием. Таким образом, Масленица - это напоминание о грядущих ограничениях в еде, скрашенное весельем, радостью и потехами. Об этом напоминает и народная поговорка: "Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай". Традиции празднования Масленицы - 2023Масленичные традиции напрямую связаны со встречей весны. Люди верили, что благодаря обрядам они "прогоняют" злую тяжелую зиму и приближают теплые дни. К слову, по этой причине блины пекут именно круглой формы, так как они очень напоминают солнце. Считалось, что после съедения блина в человеке оставалась частичка горячего светила. Именно поэтому Масленица такая веселая: хороводы, частушки, пляски, гулянья, бои мешками, перетягивание каната, катание на санях и качелях, ловля гусей, кулачные бои и многое-многое другое. Молодежь никогда не сидела дома на Масленицу. Традиционно парни и девушки ходили по домам, колядовали, катались с горок на санках и захватывали снежные городки. Обороняли крепости порой с дубинами, лопатами и метлами. Чаще всего в "войнушке" принимали участие мужчины, но иногда им составляли компанию и женщины. Есть мясо в Масленицу нежелательно. Однако неплохой заменой может стать сыр. К слову, именно его обычно заворачивают в блины или едят вприкуску. По этой причине Масленицу еще называют Сырницей. Кстати, традиция есть молочную пищу на Масленицу дошла до нас через многие столетия. Связано это с тем, что в конце марта в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, сметана и творог.

В Ярославле проходит открытый конкурс масленичных кукол «Краса Масленица – 2023»

Широкая — для гуляний. Понедельник — встреча. В этот день выпекался первый блин, а родственники ходили друг к другу в гости. Невестку отправляли в родной дом к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Вторник — заигрыши. В этот день проходили смотрины невест, сватовство. Среда — лакомка. В этот день зять приходил к теще на блины.

Четверг — разгуляй. С этого дня начиналась широкая Масленица. Народ катался с горок, устаивали кулачные бои, соревнования, прыжки через костры. Главное действо — штурм и захват снежного городка. Пятница — тещины вечерки. В этот день с ответным визитом теща приходила в гости к зятю на блины, испеченные его женой. Суббота — золовкины посиделки.

Молодые невестки к себе в гости приглашали золовок и других родственников мужа.

Об этом сообщает Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь». Жертвами, как правило, становились люди второго сорта — деревенские дурачки, пьяницы, преступники, изгои или же пришлые чужаки. Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма.

Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай. Отсюда и термин — «Кровавая Масленица». Битвы с медведями В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле.

Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем. Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти. По мнению исследователя Б. Рыбакова «Язычество древних славян», 1981 , в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года.

Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем.

Основным персонажем масленичного ряженья был образ уходящей зимы, представленный атрибутами старости и увядания. Обычно образ создавали с помощью атрибутов, выполненных в гипертрофированном, вызывающем смех виде, - странного транспорта и упряжки или старой лошади клячи , рваной упряжи, старых дровней, старых людей, находящихся в санях и т.

Ряженые и шуты, повара и ремесленники, танцоры и певцы ждут сегодня на масленичное застолье во всех районах нашей области. Ну, а мы приглашаем вас уже этим утром в Суздаль. Наша машина уже сделала остановку. И съемочная группа в составе Нины Глизницы и Андрея Синягина уже готова работать.

3500 вёдер водки и женские бои: как гуляли масленицу в Царицыне

Из дома в дом ходили ряженые, провожали Масленицу, пели, плясали, угощались с праздничного стола. В рамках празднования общегородского мероприятия «Прощай, Масленица» были объявлены два конкурса: «Чудо-сани 2024» и «Ряженый-наряженный» на лучший уличный костюм. — Приближается Масленица, а значит, следующие выходные мы проведем с блинами и сжиганием чучела из танка!». Будет более 200 человек ряженых, они впервые в такую большую группу соберутся на праздник. Ряженые и шуты, повара и ремесленники, танцоры и певцы ждут сегодня на масленичное застолье во всех районах нашей области. Смотрите онлайн видео «Ряженые и кузнецы встречают гостей центральных площадок «Московской Масленицы»» на канале «Оладьи и сырники дома» в хорошем качестве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий