Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. верная супруга Владимира Ильича Ленина. Надежда Константиновна Крупская[1] (Русский: Надежда Константиновна Крупская, МФА: [nɐˈdʲeʐdə kənstɐnˈtʲinəvnə ˈkrupskəjə]; 26 февраля [С. О., 14 февраля] 1869 – 27 февраля 1939)[2] был русский революционер, жена Владимира Ильича Ленина. 9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника.
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда. Надежда Константиновна Крупская, как правило, представляется пожилой полной дамой с неприветливым выражением одутловатого лица и «пустым» взглядом излишне выпуклых глаз, очень напоминающих рыбьи. Владимира Ленина. 22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской.
Надежда Крупская
Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей. Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей. 22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин.
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины
Но на известного революционно-демократическими взглядами администратора помещики-латифундисты все это время строчили доносы. И дело закончилось печально — отставкой, судом, запретом жить в столице. Подали апелляцию, рассмотрение которой растянулось аж до 1880 года. Все это время Наденька считалась дочерью подследственного, и это сильно осложняло ее жизнь: отец не мог найти работу, а мать в источниках оплаты обучения дочери писала постыдное для того времени «из собственных средств Крупской Е. И хотя Константина Игнатьевича оправдали, эмоциональное напряжение привело к резкому ухудшению его ослабленного туберкулезом здоровья.
Да и дочь, сильно привязанная к отцу, слегла с признаками нервного расстройства. Так впервые дала о себе знать ее щитовидка. Переехав в Петербург, родители отдали дочь в самое передовое по тем временам учебное заведение для девочек — гимназию Оболенской, где преподавали блестящие представители российской интеллектуальной элиты: физик Ковалевский, математики Литвинова и Билибин, собиратель русского фольклора Смирнов. И здесь она была лучшей ученицей.
Семья жила трудно — из-за плачевного состояния здоровья отец практически не работал. Помогали друзья — участники революционно-демократического движения. Надя росла под их разговоры о великом будущем свободной от гнета царизма России. В день рождения дочери, так любившей его.
Чтобы свести концы с концами, Елизавета Васильевна сняла большую квартиру, а комнаты пересдавала телефонисткам, швеям, студенткам, фельдшерицам. На разницу с этого и жили. В 1887 году она окончила 8-й педагогический класс и получила диплом «домашней наставницы». Благополучная жизнь не устраивала юную девицу, она мечтала продолжить дело отца в борьбе за всеобщее счастье и равенство.
Даже написала письмо Льву Николаевичу Толстому. У этого зеркала будущей революции Наденька спрашивала о том, что же ей делать с собой дальше, как принести пользу отечеству. Ответ получила не от Самого, а от Татьяны Львовны занятно, всего через десяток лет она сама будет играть такую же роль при светоче будущей революции — том «Графа Монте-Кристо». Что хотела этим сказать дочь писателя, в какие пучины направить жаждущую социального подвига юную душу?
Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым. Ответа, однако, не последовало. В 1889 году поступила на Бестужевские курсы. Вступила в марксистский кружок Михаила Бруснева.
Весной и летом мать и дочь Крупские снимали избу на Псковщине. Жили тем, что давали крестьяне за то, что во время полевых работ Наденька занималась с их детьми. Вернувшись в Питер, она оставила доходное место преподавательницы гимназии и пошла бесплатно преподавать в школу рабочей молодежи за Невской заставой. В конце февраля 1894 года на масленичных блинах у инженера Роберта Эдуардовича Классона питерские рабочие встретились с известным марксистом по кличке «Старик», автором нашумевшей в их кругах брошюрки «Что такое «друзья народа» Владимиром Ильичом Ульяновым.
Была здесь и учительница Надя. Именно такие девушки служили проводниками революционных идей от разгоряченных разночинских голов к душам и сердцам рабочих, посещавших благотворительные классы. Спасибо Благодаря Надежде Константиновне 80 лет в нашей стране воспитание было бесполым: мальчики и девочки наперегонки бегали, метали молот, рубили в шахтах уголь, решали задачки по тригонометрии. В результате Россия лишилась мужчин.
А домашним хозяйством они все равно заниматься не хотят. Ульянов и Надежда стали встречаться. Он подробно расспрашивал о жизни трудового народа, его быте и нравах. Однажды, чтобы ответить на некоторые из вопросов, Наденька нарядилась ткачихай и с подругой устроила шпионскую вылазку в рабочее общежитие.
Старейший член «Союза за освобождение рабочих», в котором состояли и Ульянов с Крупской, Михаил Сильвин, так оценивал роль Надежды Константиновны: «Она поддерживала и возобновляла связи, была стержнем нашей организации». Ильич очень ценил доставляемую ею информацию. Когда он заболел, девушка ухаживала за ним. Ее подруги готовили, стирали, убирали для юного вождя, она же сидела у его кровати, читала вслух, рассказывала последние новости.
Прошло три года. Зря переживала мамаша. Получив от ворот поворот при сватовстве к подруге Надюши, тоже социалистке и учителке, Аполлинарии Якубовой, Владимир Ильич Ульянов в письме из тюрьмы попросил руки верного товарища Нади. Любопытно Крупская не просто писала педагогические проекты.
Она с дотошностью участвовала в их реализации. Саркис Нанушьян, известный московский архитектор, которому было поручено спроектировать типовые здания детских учреждений, вспоминал о том, что Надежда Константиновна специально несколько раз встречалась с ним, чтобы обсудить мельчайшие подробности планировки детских садов и школ. Володя Дело до свадьбы не успело дойти — Надю арестовали. Материалов на нее почти не было, но один из учеников-рабочих заложил всю команду.
Крупская получила три года ссылки в Уфу. Мать ходатайствовала о ее освобождении, в прошении писала: «Дочь моя вообще здоровья слабого, сильно нервна, страдает с детства катаром желудка и малокровием».
Что же искали, что нашли и что изъяли у покойной жены «вождя мирового пролетариата»? Но, как отмечал в своей книге «Красный мираж» ученый Альфред Мирек, особенно они обострились в 1922 году, когда на Сталина была возложена забота о здоровье Владимира Ленина. Тогда Иосиф Виссарионович принялся грубить Надежде Константиновне. Та пожаловалась Каменеву, и Сталину пришлось извиняться. Однако вскоре генсек вновь нахамил супруге вождя. На этот раз за Крупскую вступился сам Ленин.
Ильич отправил Сталину записку с требованиями извиниться перед Надеждой Константиновной, в противном случае пригрозил ему полным разрывом отношений. Ситуация не изменилась и после смерти Ленина. Крупская продолжала мешать Сталину. Так, по словам Светланы Аллилуевой, Надежда Константиновна была против выставления тела своего мужа на всеобщее обозрение. Впрочем, Юрий Лопухин, автор издания «Как умер Ленин. Откровения смотрителя Мавзолея», утверждал, что ни одного высказывания Крупской подобного рода на самом деле нет.
На вечере в честь пятидесятилетия В.
Ленина ей устроили большую овацию. На это Крупская ответила: «Я только маленькая частица огромного организма партии». Она «всеми силами» протестовала «против всяких её чествований в связи с её 60-летием». Подобная история повторилась и на 70-летний юбилей Крупской. Знавшие Крупскую указывают на её «чисто русское, простое, приветливое лицо». Надежда Константиновна при этом «с тем, с кем она дружила, умела быть горячо любящим другом». Знавшие её люди отмечали: она часто говорила, что к человеку надо относиться уважительно и внимательно.
Свердлова вдова Я. Свердлова отмечает, что Крупская всегда «оставалась… простым, внимательным товарищем,… чутким, задушевным человеком». Лепешинский свидетельствует, что в своей работе Крупская «всегда старалась оставаться в тени. Но зато она не жалела своих сил на практические дела». Ветеран партии С. Гопкер вспоминала, что в характере и поступках Крупской «строгость, требовательность к себе и другим сочетались… с исключительной чуткостью и… чудесной ласковостью» и что её отличала «необыкновенная чуткость к товарищам». Петровский, в 1919—1938 годах занимавший пост председателя Всеукраинского ЦИК, также отмечал, что Крупская «была необыкновенно скромна, просто и незаметно одевалась, довольствовалась самым скромным и самым простым».
Работница Наркомата просвещения А. Кравченко вспоминает о Крупской: «Всегда поражало, с какой искренностью она разговаривала с каждым,… с каким большим вниманием прислушивалась к мнениям самых разнообразных людей». В общении с людьми она «никогда не давала собеседнику повода почувствовать разницу в служебном положении или возрасте. С… молодёжью … она разговаривала как равный с равным». Крупская проявляла большую заботу о людях. Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём».
Революционерка Р. Григорьева вспоминает такой случай. У неё сносилась обувь. Узнав об том, Крупская отдала ей свою пару ботинок, сказав: «Это у меня лишняя пара». Крупская была очень дружна с сестрой Владимира Ильича Марией Ильиничной. Дридзо отмечает, что Крупская «больше всего не любила… людей равнодушных, быстро отказывающихся от своего мнения, если оно расходилось с мнением начальства, а в большинстве случаев просто не имеющих своего мнения… Она ценила людей… инициативных, умеющих отстаивать то дело, которым они занимались».
Этот торт оказался последним десертом, который довелось отведать юбилярше. Торт от Сталина Надежда Крупская начала готовиться к своему 70-летию загодя. Как утверждает профессор Владимир Лавров, Крупская не любила да и не умела готовить. Эту обязанность в доме Ленина и Крупской выполняла мать последней. После ее кончины супруги стали пользоваться услугами общепита. Но для юбилейного застолья Надежда Константиновна расстаралась — сама приготовила пельмени. Как пишет историк и публицист Гелий Клейменов, в качестве десерта на стол Крупской доставили торт от самого Сталина. Несмотря на то, что Крупская родилась 26 февраля, 24 числа 1939 года в Архангельском ее уже навестили первые гости. Согласно содержанию книги Веры Васильевой «Кремлевские жены», Надежда Константиновна с удовольствием угощалась Сталинским тортом, но уже вечером ей внезапно сделалось плохо.
Поход на молодежь
Васильева: В 1890-м, за четыре года до встречи с Лениным, Надежда знакомится в революционном кружке со студентом-технологом Классоном. Начинает посещать его марксистский кружок. При встречах с Ариадной Надя, не называя имени, говорила ей об «одном товарище», много значащем в ее жизни. Насколько близкими были их отношения, судить не будем. Во всяком случае, Крупская посещает Публичную библиотеку, пользуясь читательским билетом Классона. Она становится учительницей на курсах для рабочих. Те наперебой провожают ее домой.
Тут из поклонников выделяется Иван Бабушкин, впоследствии известный революционер-подпольщик. Высокий, статный, усатый. Васильева: Ей был нужен тот, кто поведет за собой. Несмотря на маленький рост, Ленин умел зажечь женщин. С ним Крупскую познакомил все тот же Классон, он пригласил ее на блины в марксистский кружок — ждали «одного приезжего волжанина». Она влюбилась не в Ленина, а в инструмент революции, увидела в нем лидера, вождя и готова была идти за ним до конца.
Единственной любовью Крупской всегда была и оставалась революция. А с Лениным она поняла, что революция близка и возможна! Это и решило ее судьбу. Васильева: В течение нескольких лет они были просто товарищами, хотя, безусловно, нравились друг другу. Крупская с ее косой и милым выражением лица выглядела вполне как тургеневская девушка. А Ильич в юные годы зачитывался «Дворянским гнездом».
Предложение о замужестве Крупская получила в письме, когда сидела в тюрьме. Ее приговорили к ссылке, и Надежда попросила отправить ее в Шушенское. Причем вместе с матерью. Сама она вспоминала то время, как самое счастливое в жизни. Щеки горели, тоненькая фигурка и скромные, но петербургские платья, длинные распущенные волосы вызывали восторженные взгляды. В Шушенском в ней проснулась страстная женщина.
Крупская писала: «Мы ведь молодоженами были — и это скрашивало ссылку». Среди многих ссыльных она была самой привлекательной — конкуренток не было. Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. В нее влюблялись. Например, революционер Виктор Курнатовский — он был очень красив. Обычно скромная, молчаливая Крупская поразила его образованностью и остротой суждений.
Между ними проскочила искра. Позже она приезжала к уже больному Курнатовскому в Париж, похоже, без ведома Ильича.
Но все, кроме именинницы, остались живы и здоровы. Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская. Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация. К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Они в первую очередь заключили Крупскую под домашний арест, а уже спустя 3 часа вдову Ленина наконец осмотрели доктора Кремлевской больницы. В результате нескольких и весьма продолжительных консилиумов светила советской медицины вынесли вердикт «глубокое поражение всех внутренних органов».
Об этом в том числе пишет в своей книге «Кремлевские жены» и Вера Васильева. Между тем непосредственной причиной смерти Крупской оказался аппендицит.
Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк» 155 лет назад, 26 февраля 1869 года, в семье отставного и даже опального офицера Константина Крупского родилась дочь Надежда. Ее отец — небогатый дворянин — был человеком вольнолюбивым. Он поддержал Польское восстание, потом всерьез примкнул к революционному движению. Его брат был известным адвокатом. Жена — урожденная Лиза Тистрова — выпускницей Смольного. Жили трудно, в тесной, но всегда чисто убранной трехкомнатной квартирке, в которой всегда пахло пирогами с капустой. Их потом оценит по достоинству и Владимир Ульянов. Надя Крупская в 10 лет Лишних денег в доме не водилось, но на учебу дочери в семье средств не жалели.
Надежда окончила кстати, с золотой медалью! Знала, что такое петербургская знать. В то время ее считали толстовкой — да, она увлекалась идеями яснополянского гения. Почему она ринулась в революцию, с головой ушла в марксизм? Таких девушек не устраивала расчисленная и унизительная женская участь. Идея равенства с мужчинами стала для нее и многих таких же дворянских и купеческих дочерей первой ступенью в мир революционного подполья. Надеюсь, это сегодня никого не смущает? Время доказало, что в унижении женщины нет ничего хорошего. Хотя у нас по-прежнему с несправедливым заведомым скепсисом относятся к женщинам в политике. Даже Крупскую иногда демонизируют… Жена и секретарь Осенью 1891 года она начала работать учителем в вечерне-воскресной школе в селе Смоленском на Шлиссельбургском тракте, под Петербургом — до ареста, который последовал через 5 лет.
Проводила агитацию среди рабочих — и оказалось, что они готовы ей внимать. Надежда Крупская после окончания гимназии в 1887 г. Фото: Wikimedia В 1894 году она познакомилась с Владимиром Ульяновым, который на 24-м году жизни уже носил кличку Старик — за ум и лысину. Вместе они стояли у истоков социал-демократического марксистского движения в России. Конечно, Надежда Константиновна играла куда более скромную роль. И по характеру не годилась и не стремилась в лидеры. По существу, она была секретарем-референтом супруга. И выполняла эту хлопотную работу, по воспоминаниям современников, замечательно. Сохранилась легенда — ее подтверждала сама Надежда Константиновна, — что руку и сердце он ей предложил из ссылки в Шушенском, письмом. А она ответила: «Ну, что ж, женой так женой».
И отправилась к нему из своей уфимской ссылки в сибирскую. Ни в этом принятии своей судьбы, ни в поспешной поездке не прочитывалось обреченности. Скорее, она сразу разглядела, что это — ее выигрыш, прямая дорога к воплощению мечты. Там она, не без помощи супруга, но все-таки самостоятельно, написала свою первую брошюру — «Женщина-работница». Только в 1905 году ее можно было напечатать открыто. Ее подписали выдуманной фамилией, которой меня иногда называли, — Саблиной. Потом она была опять запрещена», — вспоминала Крупская. В этом манифесте она хотела показать, что, «лишь борясь рука об руку с мужчиной за рабочее дело, женщина найдет ключи от «счастья женского, от женской вольной волюшки». Книга оказывала сильное воздействие на читательниц. И писала Крупская убежденно — разве что слишком много цитировала любимого Некрасова.
Надежда Крупская в молодости. Фото: Wikimedia Супругам-атеистам даже пришлось венчаться в сельской Петропавловской церкви. Иначе им запретили бы пребывать в ссылке в одной избе. Кольца для них отливал из медных монет шушенский кузнец. Их Крупская сохранила на всю жизнь. Они стали законными мужем и женой. И запомним: Надежда с молодых лет была одной из многих в своем движении, в котором видела будущее человечества. Это поможет определить ее картину мира. Мемуаристка Крупская была не просто «миногой» так ее иногда называли — по сложившейся в подполье привычке к кличкам , не просто рано постаревшей больной женщиной с аккуратными заплатками на платье. И не просто женой а потом и вдовой лидера советского государства.
По многим вопросам она не без оснований считала себя специалистом и готова была брать ответственность за решения. Крупскую считали одним из лучших ораторов и пропагандистов партии — в одном ряду с Троцким и Калининым. Ее ценили и как публициста. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова — в лозунги. И писательскими способностями природа Крупскую не обделила, о чем можно судить по самой известной книге. Это воспоминания о Ленине. Суховатые, сдержанные, с установкой на документализм и объективность, хотя иногда там прорываются сильные эмоции.
Все это свидетельствовало об "остром животе", то есть необходима была срочная хирургическая помощь. Однако по вызову врачей из Кремлевской клиники прибыли не сотрудники "Скорой помощи", а сотрудники НКВД, заключившие Крупскую под домашний арест и отказавшие ей в медицинской помощи. К утру 27 февраля, испытывая страшные физические и моральные муки, Н. Крупская умерла. Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Как позже признавалась Надежда Константиновна, маленькой она чувствовала себя очень одиноко, поэтому вечерами часто разговаривала с Богом. Надежда Константиновна Крупская, как известно, была очень больным человеком, много лет у неё прогрессировала Базедова болезнь, были серьёзные изменения во многих органах. По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь.
Надежда Крупская
Пока народ превозносил Ульянова, Надежда Константиновна пыталась его очеловечить. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны – это работа. В ночь на 2 марта тело Надежды Константиновны Крупской было предано кремации. Надежда Крупская в молодости. РИА Новости. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей.
Клинический случай. Единственная Надежда
О том, что она должна скончаться в ближайшее время, Сталину докладывали наблюдавшие ее доктора. Начиная с 1912 г. После покушения на Ленина в 1918 г. Врачи рекомендовали ей регулярно отдыхать, сокращать число рабочих часов. Но она продолжала упорно работать сутками: писала рецензии, давала указания, отвечала на письма, готовила выступления, переписывала книгу воспоминаний, хотя понимала, что ее уже вряд ли удастся напечатать. Даже за два месяца до смерти она продолжала интенсивно работать.
В ее истории болезни зафиксировано: «3 января 1939 г. После прогулки на воздухе в «Архангельском» наблюдалось помутнение в глазах. Головной боли нет. Сократить рабочие часы до трех часов в день и запретить всякие выступления». Разговор с дежурным санитаром лечащего врача: «Работает по четыре-пять часов в день.
Выступает, проводит небольшие совещания. На ослабление рабочего режима не согласна, от осмотра отказывается». В 1939 г. Крупская решила отметить свой семидесятый день рождения в воскресенье, 24 февраля, на два дня раньше срока, чтобы не отвлекаться в будний день на приемы и поздравления. В санатории «Архангельское» на скромное застолье собрались старые друзья и близкие.
Виновница торжества почти ничего не ела и выпила несколько глотков шампанского за свое здоровье. А в семь часов вечера ей стало очень плохо. Скорая помощь из Лечсанупра Кремля добралась до больной через три с половиной часа. Врач, доцент М. Коган, осмотрев Крупскую, которая жаловалась на боли в животе и тошноту, сделал ей стимулирующий сердечную деятельность укол и велел положить грелку на живот.
Через час больной стало хуже, и врач записал: «Сохнет во рту. Повторные позывы на рвоту, резкие боли в животе. Тепло не помогает. Пульс 110-120. Ввиду подозрения на острый воспалительный процесс вызваны на консультацию проф.
Кончаловский и А. Доложено по телефону замнач. Лечсанупра Левинсону». Еще через полтора часа состоялся консилиум, на котором доктора констатировали: «весьма плохое общее состояние с резко учащенным неправильным пульсом, с посинением губ, носа и конечностей... При исследовании отмечены сильные боли в животе, особенно в нижней половине справа.
Считаясь с наличием острых воспалительных явлений брюшной полости заподозрен аппендицит... До больницы Крупскую довезли только в половине пятого утра. Перитонит развивался, и больной становилось все хуже и хуже. Придя в сознание она, правда, сказала: «Как там врачи хотят, а на съезд я все равно пойду». А о состоянии виновницы торжества врачи записали: «Больная по-прежнему находится в состоянии, близком к бессознательному.
Значительная синюха. Похолодание конечностей. Липкий пот. Пульс аритмичный... Общее состояние остается крайне тяжелым, не исключающим возможность близкого печального исхода».
Утром 27 февраля ее не стало. В записке Сталину и Молотову профессоры С. Спасокукоцкий, А. Очкин, В. Виноградов и начальник Лечсанупра Кремля А.
Бусалов написали, что «хирургическое вмешательство... Официально причиной смерти стал острый приступ аппендицита, общий перитонит и тромбоз. Перитонит был вызван разрывом гнойного аппендицита и попадания бактерий в брюшную полость. Диагноз «острый перитонит» подразумевает необходимость в срочном оперативном вмешательстве для определения и устранения источника перитонита, и проведения санации. Внутренние органы Крупской был настолько разрушены безедовой болезнью, что делало практически бесполезным проведение операции.
Спасти Крупскую после того, как лопнул аппендицит, было невозможно. В газетах было срочно передано сообщение ЦК ВКП б и Совета Народных Комиссаров: «27 февраля 1939 года в 6 часов 15 минут утра при явлениях паралича сердечной деятельности скончалась Надежда Константиновна Крупская. Смерть тов. Крупской, отдавшей всю свою жизнь делу коммунизма, является большой потерей для партии и трудящихся Союза ССР». Никто из гостей, присутствовавших на юбилее в Архангельском, на боли в желудке не жаловался и врачей не вызывал.
Никакого отравления не было, а Генеральный секретарь Н. Хрущев, преследуя свои политические цели, сообщил заведомо ложную информацию на всю страну. На алтарь идеи создания нового социалистического государства Ленин положил всю жизнь, свою, близких и родных, которым приходилось скитаться по стране, постоянно скрываться, уходить от шпиков, пройти через тюрьмы, ссылки и многократные аресты. Его отец, сын бывшего крепостного крестьянина, своим трудом, старанием и благодаря таланту был переведен в дворянское сословие, получил звание статского советника, удачно женился на дворянке, интеллигентной и умной женщине, которая родила ему восьмерых детей. На сбереженные деньги отец купил большой дом в Симбирске, мать получила в наследство часть имения Кукушкино с территорией более 500 га.
Начиная с нуля, живя на попечении своего брата, Илья Николаевич поднял свой статус и семьи до генеральского уровня, уважаемого во всей Симбирской округе. Талантливые дети, а это отрицать никто не будет, имели шанс по получении высшего образования значительно приумножить достижения своего отца и стать влиятельной семьей в масштабах Российского государства. Но дети увлеклись марксистскими идеями, и через сто лет после смерти их отца в этом родовом гнезде в живых остались только дети и внуки младшего сына Дмитрия дочь, две внучки, один правнук и одна правнучка , в то время, как родовое гнездо А. Бланка по линии сестер и братьев Марии Александровны разрослось до 130 человек. Все, что сберег и передал в наследство детям Илья Николаевич, его жена и дети истратили на себя и на свою деятельность, не приносившую доходов, и остались они перед революцией все «без кола и без двора» и без копейки сбереженных денег.
Революция вознесла всю семью в верхи руководства страной, казалось, труды по созданию партии большевиков не пропали даром. О Ленине заговорил весь мир, пришел почет, особый статус и привилегии вождя. Но стоило Ленину отойти от дел, как все предоставленные права, льготы и спецпайки медленно стали сужаться и сокращаться. У детей Дмитрия Ильича остались только квартиры, в которых они жили и которые не были их собственностью. Все нажитое Ильей Николаевичем превратилось в прах: ни недвижимого имущества, ни своего угла, ни даже своей мебели.
Род Ульянова по сути дела близок к полному исчезновению. Осталось только имя Ленин, остались труды его и слава одного из выдающихся людей, которые изменили мир в XX веке. Но вот государство, на строительство которого было истрачено столько сил, здоровья, мучений и переживаний и стоил миллионам людей жизни, развалилось через 75 лет. Идея построения коммунистического общества оказалась слишком идеалистической, чтобы воплотиться в жизнь, она была подвергнута резкой критике, и человечество отвернулось от нее — она уже не владеет умами. И останется Ленин в памяти, как человек разрушивший основы бытия и создавший государство без будущего.
Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции.
Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей.
Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания.
Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания».
Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского».
Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской.
Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова.
Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации.
Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение.
Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома.
Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм.
В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив.
Растить людей должны и умом, и сердцем»; тогда сольются «я» и «мы». Крупская считала, что надо добиваться, чтобы личная жизнь гармонично сливалась с общественной, что надо смотреть на свои интересы с точки зрения общественного. Она говорила о необходимости создавать красноармейские школы и библиотеки, заинтересовать красноармейцев чтением политической и художественной литературы. Крупская категорично заявляла: «Наша Красная Армия должна быть самой грамотной и сознательной армией во всём мире». По мнению Крупской, большую роль в воспитании молодёжи должны играть история большевистской партии, рассказ при этом о героях революции, рассказы об их характерах.
Основным качеством советской молодёжи она считала правдивость. Многие отмечают начитанность и эрудированность Крупской: она читала много литературы по психологии, философии, организации труда, истории развития культуры, в том числе иностранную литературу по этим вопросам Крупская знала английский, немецкий и французский языки ; при этом её особенно интересовали работы по педагогике. Отмечают, что она перечитывала труды К. Ушинского и Л. Толстого и находила в их трудах много ценного как педагог.
Крупская осуждала аскетизм и отказ от семьи. Большую и всестороннюю заботу Крупская проявляла о детях. Стасова отмечает, что Надежда Константиновна «безгранично любила детей, много времени уделяла детям, школе, яслям и т. Однажды Крупская даже сказала: «Я всегда сожалела, что у меня не было ребят. Теперь их у меня много — комсомольцы и пионеры».
Мемуаристы отмечают, что Крупская «горячо и искренне любила… детвору,… материнским теплом отличаются её беседы и общение с ними». В переписке она всегда интересовалась, есть в том или ином регионе школа в том числе для взрослых , библиотека, детский сад, ясли, какую общественную работу ведут пионеры; при этом часто вместе с письмом отправляла книги для библиотеки. Крупскую очень радовало открытие школ, она высоко ценила труд учителя. Крупская большое внимание уделяла трудовому воспитанию: «Производительный труд не только готовит из ребёнка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества.. Она считала, что общественно-полезный труд должен быть в центре воспитания.
Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма. В связи с этим Крупская очень страшилась изготовления детьми бесполезных вещей, указывая, что детский труд должен носить общественно-полезный труд. Она указывала: «Труд в воспитании человека — это самое главное. Без труда нет жизни, нет человека». Крупская большое внимание уделяла пионерам и школьникам.
При этом её очень радовало, что в их лице в нашей стране растёт достойная смена. Надежда Константиновна говорила, что надо давать детям не готовые знания, а будить в них инициативу, самодеятельность, чтобы они были не только исполнителями, но и ясно сознавали, ясно видели, что надо делать и как надо делать. Крупская очень дорожила детскими подарками и любила общение с детьми всех возрастов.
Были ли у Ленина и Арманд общие дети? Официально — нет. Однако старший сын революционерки Александр Стеффан утверждал, что является сыном вождя мирового пролетариата. По его словам, воспитывался он в семье одного австрийского коммуниста. Инесса Арманд. В конце концов она решила покончить с этим, предложив Владимиру Ильичу выбрать определиться с выбором.
Ленин остался с супругой. Арманд умрет в 1920 году от холеры. Поговаривают, что Владимир Ильич тяжело переживал ее уход, что, несомненно, сказалась на его и без того подорванном здоровье. Крупская же будет помнить соперницу до конца своих дней. Она приклеит ее фотографию на корочку своего удостоверения. Она многое сделала для развития пионерского движения, на посту заместителя наркома народного просвещения РСФСР Крупская занималась созданием советской системы образования Соратники отмечали ее необычайную работоспособность. Несмотря на возраст, она обрабатывала огромный массив корреспонденции, вникала в самую разную проблематику, занималась написанием статей. Активная трудовая деятельность лишь усугубляла здоровье Надежды Константиновны. По случаю юбилея организовали большое застолье.
Одним из основных угощений на банкете стал огромный торт, преподнесенный лично Иосифом Сталиным.