Подпишитесь на канал Россия 24 В Санкт-Петербурге сегодня был открыт памятник театральному режиссеру Всеволоду Мейерхольду. Всеволод Мейерхольд – театральный режиссер и новатор, прошедший путь от актера до режиссера императорского Александринского театра. Вскоре творческие отношения режиссера и актрисы разладились, и Мейерхольд начал ставить спектакли в Александринском театре. В 15.00 состоится торжественное открытие памятника Всеволоду Мейерхольду во дворе Новой сцены.
«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах
Притянул он на свою сторону и Мейерхольда, который, по словам Фокина, состоялся как режиссёр исключительно благодаря Александринскому театру. С творчеством великого российского режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда у Валерия Фокина уже давно установились прочные связи. В Балашихе загорелась бывшая дача советского режиссера Всеволода Мейерхольда и актрисы Зинаиды Райх.
Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником
Авторы «Кабаре им. Мейерхольда» предлагают зрителям своеобразный дайджест по жизни режиссёра, в полусотне микрономеров прослеживая его путь от рождения до смерти. С 17 по 19 мая проходит фестиваль «М.150.11» к 150-летию Всеволода Мейерхольда и 11-летию Новой сцены, названной в его честь. Жизнь режиссера-новатора ХХ века Всеволода Эмильевича Мейерхольда, трагически оборвавшаяся в застенках НКВД, и его личность, не укладывающаяся в привычные рамки. Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки, рассказал М. Бабановой, что ему после реабилитации показали в прокуратуре. В подмосковной Балашихе пожар охватил дачу Всеволода Мейерхольда — российского и советского театрального режиссера-новатора.
Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником
И вот тут они не состыковались. Там были еще и другие опыты, которые Станиславскому не понравились, и Мейерхольд был о бижен, но не хочу этого касаться. Главное, что в студии состоялись первые пробы нового взаимодействия со сценическим пространством, с другой атмосферой. Дальше в камерных студиях не очень знают, что Мейерхольд работа л в Петерб урге в студиях в камерных пространствах он совершенно изменял форму декорационной живописи, но его все время мучила мысль: как сломать рампу, что делать, какие найти формы. Я думаю, если бы в те годы ему показать, как на нашей Новой сцене ездят плунжера, он был бы в восторге... Потом - как он взаимодействует с Александринским театром. Он понимает, что это шикарный зал, но он не может позволить зрителю просто сидеть и смотреть замечательные декорации Головина. Он начинает искать пути взаимодействия - зажигает свет. Сегодня, опять же, ну что особенного - 20 раз зажгут, 20 раз погасят... А по тем временам, в 1910 году, это смелый шаг, хотя тоже не новость - он просто использовал прием старинного итальянского театра, когда горели свечи, канделябры, и весь спектакль был полумрак.
А когда возникло электричество, Мейерхольд сразу э то использ овал - в "Дон Жуане". Опять же, для того чтобы зрителя встряхнуть. Он зажигает и гасит свет, он позволяет Варламову общаться со зрительным залом - это тоже прием, который позволяет вывести зрителя из состояния монотона, к которому он привык. По ходу спектакля он поручил Варламову, потому что это был любимец и его все знали, увидев знакомого в зале, с ним здороваться, спрашивать, как семья... Это все его взаимодействие с формой, с пространством, которое я называю атмосферой спектакля. А дальше революция - и тут уже у него были возможности более активно взаимодействовать. Он выходил на площади, даже физкультурный парад для него был спектаклем. Он действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, он очень любил особые обстоятельства. Мейерхольд как режис сер действ овал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, любил особые обстоятельства.
На фотографии: сцена из спектакля "Баня" по пьесе Маяковского в постановке Мейерхольда. Он мог только мечтать об уничтожении рампы, но сделать это не так просто. У него на сцене в желтых, зеленых париках играют, экспериментируют, и он не может выдержать, что в зале люди просто сидят в креслах и все. Он делает помост через весь зал, запускает туда артистов, а в какой-то момент вдруг по этой дороге выезжает мотоцикл с коляской, останавливается посреди зала, и он встает, а он был невероятно популярен, да еще в своем театре, и говорит: товарищи, подписывайтесь на облигации такого-то займа! И уезжает. Я не очень понимаю, как это корреспондируется с дальнейшим действием, потому что такой наглый ход, с моей точки зрения, сильно может разрушать все, что до этого играется и потом. Но это ход очень решительный. Может, эти заемщики его спонсировали? Это уже догадки, но факт остается фактом.
Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества Он идет на такие приемы, чтобы сбить безучастие. Он доходит даже до того, что абсолютно нагло сажает подставных лиц в зал. В "Оптимистической трагедии" был монолог матроса, который погибает, и он писал мелом на доске: нас осталось столько-то... Его играл артист Боголюбов, и умирал, сползал, и дальше ремарка автора Вишневского - в зале плачут, и ведущий говорит: кто там хныкает, нас не надо оплакивать. Но Мейерхольд понимал прек расно, что плакать никто не будет. И надо спровоцировать эту сцену - как на панихиде: кто-то всхлипнул, уже другое состояние вокруг... Он сажает подставных лиц, и когда матрос говорит "нас осталось там... Прием цирковой, абсолютная наглая подстава, но - красиво.
Документы следственного дела В. Мейерхольда», изданной в 2022 году, собрано все то, что до этого десятилетиями публиковалось обрывками,— протоколы допросов, покаянные письма, следственные справки. Страницы, свидетельствующие о боли и страхе, которые ему причиняли все эти месяцы перед расстрелом. Боль и страх заливают собою все, отменяют логику и смысл, порождая гротеск возводимой на себя — и на других — напраслины. Японский шпион, троцкист, враг народа, буржуазный выродок — все это уже неважно, Мейерхольд на все согласен, лишь бы получить передышку от побоев и издевательств. Повторять не вредно, а в некоторых случаях — обязательно: невозможно соизмерять свой ужас перед варварством и насилием с гениальностью или известностью жертвы. В истории сталинских репрессий нет и не может быть никакого особенного счетчика, никакого специального тарифа для Мейерхольда, Хармса, Мандельштама, Вавилова. То, что с ними произошло, не должно было произойти ни с одним человеком. Ни со стрелочником, ни с инженером, ни с дворником. А случилось с сотнями тысяч. Из-за размеров дыры, которая образуется в общей материи жизни. Предательство Итак, летом 1939 года Мейерхольд исчез. Его не стало в реальной жизни огромного числа людей, которых он учил, раздражал, провоцировал, восхищал, воодушевлял, которым он просто-напросто давал работу. Он исчез для своих актеров, для критиков, для своей публики, для своих друзей. Ни о каком расстреле в феврале 1940-го никто не знал — ходили лишь противоречивые слухи. Тот же Гладков пересказывает аккуратно, ничему особенно не веря: говорили, что в одной из Ленинградских тюрем и болеет. Что умер от заболевания печени, что сослан без права переписки. Сам Гладков не перестает надеяться увидеть Мейерхольда живым — до середины 1950-х. Предположительно 1930 Актеры, драматурги, художники, композиторы перестают упоминать спектакли Мейерхольда в своих биографиях — а в очень многих биографиях это главные спектакли, вычеркнуть их означает лишиться большой части жизни. Совершить предательство не только по отношению к нему, но и по отношению к себе. В воспоминаниях самого Юрьева из рассказа о некоторых спектаклях исчезает режиссер, что превращает текст в сплошной конфуз в «оттепельном» переиздании, вышедшем после смерти Юрьева, редакторы тратят огромные силы на то, чтобы из его архива восстановить изначальный текст. Похожее происходит повсеместно. Эксцентрик Игорь Ильинский и герой-любовник Михаил Царев десятилетиями выходят на сцену суперконсервативного Малого театра, а часть зала постепенно сокращающаяся помнит, что оба они — мейерхольдовцы. Фигура умолчания — не иметь возможности назвать то, что знаешь,— увеличивает прореху. И в 1940-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е любого человека в театральном мире да и вообще в мире искусства от Мейерхольда отделяли никакие не шесть рукопожатий, а едва ли одно. Но до 1960-х никто не говорил о нем публично, да и непублично немногие. Ни его постановки, ни его опыт, ни его метод не называли по имени. Мейерхольд был призраком. Возвращение Реабилитация Мейерхольда случилась формально очень быстро, в 1955 году, даже до ХХ съезда театр был реабилитирован позже, в 1961-м ,— и это отдельная история, удивительная, почти невообразимая.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Жанр, способ существования на сцене, форма - все это определяют сами актеры и режиссеры. Мы не можем контролировать участников, потому что тогда это будет идти вразрез с идеей театрального альманаха, предлагающего полную свободу творческого высказывания. Но если участники прошлых альманахов относились к этой свободе серьезно, понимая, что это и их шанс сделать высказывание, и для кого-то - заявить о себе, то в этот раз так не произошло. Грустно, что Мейерхольд не стал источником вдохновения и ответственности для некоторых реформаторов театра сегодня, которые по сути занимаются тем, чем в свое время занимался Всеволод Эмильевич. Каждый спектакль сегодня — это авторское высказывание, люди соизмеряют себя с Мейерхольдом. Кто-то сделал это талантливо, кто-то — менее талантливо, кто-то старался, а кто-то был здесь потому, что долг велел... На мой взгляд, первое действие было замечательным, это и пронзительный перфоманс Дмитрия Волкострелова, и ироничное высказывание БДТ... Но я все равно воспринимаю это как провал. С другой стороны — это ведь эксперимент. Каждый так или иначе выразил свое отношение к Мейерхольду — это и Иван Вырыпаев, который не знал, что сказать, который немел перед Мейерхольдом, и Клим, мужественно дочитавший до конца свое послание. Его я впервые видела в таком состоянии... Впрочем, строги к произошедшему были не все: - Здорово, что были показаны такие разные вещи, - поделилась драматург Елена Гремина. Мне кажется, это была осознанная провокация Клима. Замечательная и сильная по воздействию идея Дмитрия Волкострелова вглядеться в лица таких же репрессированных, как и Мейерхольд. Интересна документальная часть постановки из Херсона. Мне кажется хорошо то, что у участников была возможность быть разными и не думать о формате. Да, «перекос» получился: если в советское время о Мейерхольде говорили о том, какой он был коммунист, то сегодня все вспоминали о его гибели. Но в нашей «Мейерхлюндии» будет и про биомеханику, и про работу Мейерхольда в Александринке, там будет и счастье, и веселье. Первая читка показала — простому зрителю интересен Мейерхольд, люди заходили в Интернет, искали его судьбу. Думаю, есть все шансы развернуть Мейерхольда лицом именно к простому зрителю. Есть мнение: Вадим Щербаков, исследователь творчества Мейерхольда, историк театра - Мейерхольд не несет ответственности за то, что происходило на сцене, и никто из участников не брал на себя миссию говорить от лица Мейерхольда. Считаю, что публика всегда права. Конечно, надо задать вопрос, почему публика себя так вела.
«Дом Мейерхольда»: тогда и сейчас. Интервью с Наталией Кугель и виртуальная экскурсия
В первый день конференции состоялась презентация первого двухчастного тома документального труда «Мейерхольд Вс. Сюда Всеволод Мейерхольд переехал в 1928 году вместе с Зинаидой Райх и двумя ее детьми от брака с Сергеем Есениным. Как главный режиссер Оперного театра им. К. С. Станиславского Мейерхольд и проходит по тюремным бумагам. «Фонтанка» заглянула во дворы Новой сцены Александринского театра и за ограждением нашла памятник режиссеру Всеволоду Мейерхольду, который будет торжественно открыт 12 мая. Мейерхольд везде, его ругают, хвалят, на него рисуют карикатуры. В конце спектаклей молодежь в зале скандирует его фамилию, вызывая режиссера на сцену.
В Петербурге открыли памятник театральному режиссеру Мейерхольду
Мейерхольда» предлагают зрителям своеобразный дайджест по жизни режиссёра, в полусотне микрономеров прослеживая его путь от рождения до смерти. Жанр постановки, основанной на свидетельствах современников Мейерхольда, создатели определяют как «документальную сказку», а в качестве формы выбирают вынесенное в название кабаре. Отчасти это связано с самим героем: у Мейерхольда был короткий опыт создания собственного кабаре «Лукоморье», которое из-за быстрого провала прозвали «Мухоморьем». Режиссёр Кирилл Люкевич почти всегда работает на стыке драматического и фигуративного театра, и «Кабаре им. Мейерхольда» не станет исключением. Основным выразительным средством здесь стали театральные маски, с помощью которых зрителям будут представлены 12 исторических личностей, включая заглавного героя спектакля.
Подробно о премьере нашей редакции рассказал Кирилл Люкевич: «Конечно, работая над спектаклем, где главной фигурой является режиссёр, причём режиссёр, который работал в разных жанрах, экспериментировал, изобретал, мы не могли обойтись без создания такого мира театра в театре. Кажется, что у нас есть некоторые представления — по описаниям спектаклей Мейерхольда, — как оно было.
Найденова и пр. Были повторены студенческие работы филармонического курса Немировича-Данченко: «В царстве скуки» Э. Северной, «Василиса Мелентьева» А. Островского и С. Судя по отзывам, спектакли Мейерхольда и Кошеверова они поначалу работали в режиссерском соавторстве воспринимались как тиражирование постановок Художественного театра заметим, что такое тиражирование и распространение их по России довольно долго входило в планы Станиславского.
Мейерхольд в конце марта 1905 г. Его проект Мейерхольд должен был сочинить в Николаеве, где играла его труппа. Станиславскому он писал: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!! Важней было другое. Примиряющее заверение, что объединяющим началом для МХТ и нового театра «будут всегда являться: стремление к Высшей Красоте Искусства, борьба с рутиной, трепетное неустанное искание новых изобразительных средств», звучало слишком общо, а перечень глубинных эстетических расхождений — слишком конкретно. Легко было предвидеть то, что и на самом деле не замедлило: едва вернувшись в родной театр и взяв слово при обсуждении намеченной к постановке пьесы Гамсуна «Драма жизни», Мейерхольд спровоцировал конфликт.
Станиславский на этом занятии отсутствовал, Мейерхольд изложил ему свои тезисы вкратце. Немирович-Данченко был поражен, как легко Станиславский загорелся, когда вновь пришедший «господин, который ничем не рискует, какую бы чепуху он ни произнес» предложил переиначить весь сложившийся способ репетиционной работы. Режиссерская гениальность Мейерхольда для Немировича-Данченко к весне 1905 г. Он написал Станиславскомe несколько писем — одно на 28 страниц. Станиславский отвечал немногословно, отказывался «разбирать: какой человек Мейерхольд, большой или маленький, лукавый или простой? Он мне нужен…» КС-9. Он пишет дальше: нужен как «большой работник».
Мог бы написать: нужен как гений. Если Немирович-Данченко и был прав в своем письме по всем частностям, в целом — в разгадке масштаба дара неприятного пришельца — был прав Станиславский. В октябре 1905 г. Заплатив по всем контрактам жалованье по май 1906 г. Художественный театр тем более должен сохранить добрую память о своем покойном детище». Мейерхольд опыт на Поварской осмысливал в категориях более драматически углубленных. Посвятив ему первые главы эссе «Театр.
К истории и технике », Мейерхольд не только восстанавливает обстоятельства и ауру дела, но погружается в диалектику театра как искусства, в противоречия, исходно заложенные в природе сцены. Он заявляет себя в этой статье 1907 г. Он презрительно отвергает аналитичность подхода к пьесе и к образам, шире — рационализм сценического прочтения. Из опыта Художественного театра «новый театр», видящийся Мейерхольду, если что и соглашается унаследовать, то лишь музыкальность открытого тут чеховского ритма, способность «подернуть свои творения лунной дымкой». Автор эссе убежден, однако, что МХТ от спектакля к спектаклю отдаляется от сути своего любимого автора, «не замечает, как Чехов от утонченного реализма перешел к лиризму, мистически углубленному».
Сейчас у нас возникла манера играть с приклеенными микрофонами, и все так ровненько-ровненько говорят. Я не возражаю: такое тоже может быть.
Эмоциональное возбуждение, чем силен театр, в этом случае отсутствует, но это удобно. Но также удобно страдать и рвать страсти и говорить, что это и есть театр. Здесь смешиваются демагогия и ложные традиции. Эта борьба не то чтобы сейчас обострилась, она всегда будет острой. Истина в том, что если форма содержательна, то она имеет право быть. Он искренне хотел войти в «коридор соцреализма» и работать в этом ключе, но у него ничего не получалось. В двадцатые годы Москва представляла собой театральную Мекку: все бурлило: студии, театры-студии, не говоря уже о первачах, к числу которых относился Мейерхольд.
Потом все стало сжиматься, потому что режим объявил новые правила, в том числе цензурные, которым надо было следовать. Всеволод Мейерхольд ставит пьесу про колхоз, но у него ничего не получается, потому что это не его тема. Его эстетика, его художественный вкус, его культура, приобретенные в этом городе Санкт-Петербурге. Какая Райх колхозница? Он делает в фойе театра, как мы это сейчас называем, инсталляцию: раскладывает дыни и тыквы. Зритель все это рассматривает, а затем входит в зал, а на сцене ничего не происходит. Дальше он ставит Николая Островского «Как закалялась сталь».
Режим требовал романтического спектакля, а у него получается трагедия. В 1978 году я поставил спектакль по пьесе Алексея Казанцева, написанной на основе писем и фрагментов романа Николая Островского. Это был первый спектакль театра-студии Табакова — «Табакерки». В нем тоже звучала трагическая нота. Островский лежит обездвиженный, но мозг у него работает: «Куда все идет? Где те идеалы, за которые мы боролись? Но не проходит и месяца, как выходит постановление горкома партии о снятии спектакля.
Спектакль Мейерхольда закрыли после генеральной репетиции. Это первое несовпадение. Но был и еще один момент — человеческий. В 1930 году Михаил Чехов после триумфальных гастролей театра Мейерхольда в Берлине и Париже, говорил ему: «Зачем вы возвращаетесь? Нежели вы не понимаете, что вас арестуют? Почему вы едете назад? Присущая ему честность не позволяла хитрить и делать то, что могли делать другие талантливые люди.
Они могли, а он не мог. Он ее очень любил, души в ней не чаял. Она была хорошей актрисой, но не выдающейся. Он был гением и очень сложным человеком, иногда жестоким, нетерпимым.
На снимке - М ейерхольд на строительстве театра. Здесь он выпустил 19 спектаклей, в их числе такой шедевр, как "Маскарад", который стал последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мирового театра. Здесь, во дворе Новой сцены в трех шагах от Фонтанки сейчас стоит памятник режиссеру. И здесь с 2022 года имя Вс еволода Мейерхольда н осит Новая сцена Александринки. Худрук Александринского театра Вал ерий Фокин мн огое сделал для изучения наследия Мей ерхольда и увековечивания его памяти.
В основе постановки "Мейе рхольд. Именно эта статья дала знак к началу уничтожения Театра имени Мейерхольда, а затем и самого мастера. В спектакле показана начальная точка этого пути - коллективное обсуждение, фактически осуждение режиссера его труппой. Мейер хольда в но вой постановке Александринского театра играет Влади мир Кошевой сле ва. Новатор по генетике - Мне повезло - я общался с людьми, которые работали с Мейерхол ьдом, были у него на репетициях, были у него дома... Как Мейерхол ьд смотрел : подбородок чуть вперед и - взгляд сверху, а это всегда человека характеризует. Ощущение, что он все время бежит, летит вперед, потому что у него перспектива вот сюда - в наши годы и дальше... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все. Представить себе, что Мейерхол ьд, предпо ложим, сидит в комнате с завешенными шторами при зажженной свечке и медитирует - вряд ли...
Фото: ТАСС Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества. Мейерхольд был одерж им желанием делать спектакль не просто в классической коробке и на классической сцене. Он был новатор, изобретатель и по рождению, и по своей генетике, кроме того, он был невероятно театрально эрудирован и образован. Он знал старинные театры и приемы многих театров - от восточного, старинного испанского, итальянского театра дель арте, китайского театра, японского театра и так далее. Он был одержим страстью как лучше взаимодействовать со зрителем в пространстве. Цель была одна - выстроить напряжение так, чтобы зритель не чувствовал себя беспечно. Это вообще самая главная проблема для любого режиссера, если он серьезный режиссер и не ставит перед собой задачу только развлечь: как выстроить напряжение, чтобы зритель не чувствовал себя спокойно, откинувшись в кресле, и не выпадал из зоны эмоционального восприятия. Чтобы он все время был в напряжении, необязательно со сдвинутыми бровями, но был постоянно подключенным к тому, что происходит. Это задача очень важная, причем она другая, если пространство на тысячу человек или на пятьдесят человек или на двадцать - тут совершенно разные подходы.
Кто там плачет?! Как не знал артистов? Он сам был очень хорошим артистом. Учился-то у Станиславского. Начинал-то играть во МХАТе. Поэтому знал и внутреннюю технику очень хорошо. И умел работать с артистами: а как же у него играли прекрасные артисты - и Бабанова, и Ильинский, и Гарин... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все Мейерхольд нач инал именн о как артист, а как режиссер - это была Студия на Поварской, в Москве, 1905 год... Студия была организована по инициативе и под покровительством Станиславского.
Называлась она тогда лабораторией. Сегодня это крайне распространенное слово, ставшее штампом, чуть что, все говорят: у меня лаборатория. Три человека и я - не трогайте нас, мы работаем лабораторно... Энергия заблуждения - тоже великая энергия...