Макет католического храма сожгли на Масленицу в России. Когда в 2024 году наступят Масленица, пост и Пасха — в материале Четкой даты у праздника нет, в католической и лютеранской традициях Масленица длится всего один день — вторник и заканчивается в «Пепельную среду».
Католическая масленица. Празднуют ли Масленицу в Европе
Справка для расчета католической масленицы. Католический Великий пост длится 40 дней от "Пепельной среды" до католической Пасхи. На Масленицу 2018 мы решили использовать архитектурный стиль "Пламенеющая готика" для создание огненной скульптуры. Тридцатиметровый арт-объект в виде готического собора сожгли на масленичном фестивале в Никола-Ленивце Калужской области 18.02.2018, Sputnik Казахстан. Как и у нас "католическую Масленицу" отмечают перед Великим постом, накануне так называемой Пепельной среды (Shrove Tuesday).
Когда католическая Масленица 2022? Традиции и история праздника поедания блинов
Кроме блинов, в Литве на Масленицу также готовят картофельные оладьи и супы с различными видами мяса и овощей. Важной частью праздничного стола также являются различные виды консервированных и соленых продуктов, таких как маринованные огурцы, соленые помидоры, соленые грибы и соленая рыба. Они часто сопровождаются хлебом и сливочным маслом. Польские традиции включают в себя изобилие вкусных угощений, в основном сладостей, чтобы запастись энергией перед началом строгого поста. Эти мягкие, воздушные пончики, начиненные джемом, кремом или другими сладкими начинками, являются неотъемлемой частью польского праздничного стола в этот день.
Легенда рассказывает, что брат наследника российского престола великий князь Алексей Александрович , влюбленный в американскую актрису Лидию Томпсон, последовал за ней в Новый Орлеан перед самым праздником. Устроители карнавала, узнав о визите особы царской крови, подготовили специальную платформу с надписью «Rex» король.
Таким образом российский великий князь оказался королём праздника. По этой версии, с тех пор, а именно с 1872 года окончательно утвердились каноны этого шумного озорного, яркого фестиваля : каждый год карнавал возглавляют «король» и «королева», которые в масках и костюмах едут на огромной украшенной платформе со своим окружением.
Разумеется, никакого посыла адекватного это не может нести, на мой взгляд, — сказал зампредседателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Публикация от Никола-Ленивец арт-парк nikolalenivets Фев 17, 2018 в 10:18 PST Автор перформанса и самого собора Николай Полисский в интервью Village сказал , что просто экспериментирует: "Масленица — истинно народный праздник, нетронутый, чистый. Его пытались и пытаются протокольно зарегламентировать, чтобы все гуляли по шаблону, но в Масленице еще есть народный запал. Мы в Никола-Ленивце пытаемся не реконструировать какую-то традицию, а с новой силой и энергией экспериментировать в поисках нового народного праздника — с древними сакральными смыслами, но на современный лад". Справка Никола-Ленивец — это арт-парк, вокруг крохотной деревни в Калужской области.
Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений.
Примерно к 1450 году сложился относительно стабильный репертуар карнавальных масок. Чаще всего ряженые изображали чертей. Популярны были также фигуры ведьм и бестолковых деревенских мужиков, над которыми любили потешаться горожане. Часто встречались также костюмы разных животных, с каждым из которых средневековый человек связывал определенный смысл, ведь многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали. Из истории венецианского масленичного карнавала В Венеции в XVII веке карнавал начинался 26 декабря, на следующий день после Рождества, и заканчивался в Пепельную среду, в день начала Великого поста. Карнавал включался в литургический календарь. Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок - для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ - плебеем. В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы.
В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем. В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений - дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок. С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови. В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится! Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев.
Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания. Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни , стать свободнее, чем в повседневной реальности. Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия. Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой. Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней.
Возможно самая известная из них, белая - бау та. Она похожа на лик призрака. Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды. В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся. Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции. Другая древняя маска - маттаччино , ее надевал канатоходец, бросавший в толпу тухлые яйца. Сейчас эта маска встречается крайне редко.
Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Эта маска называется ла ньяга , она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно. Эта маска давала выход пульсациям, которые, используя современную терминологию, можно было бы назвать транссексуальностью. Среди любопытных масок можно выделить «доктора чумы» - думаю, многие этот наряд помнят. Это широкая туника, к которой прилагается маска в большим изогнутым носом, похожим на клюв; маска делает человека похожим на ворона. Когда Венецию поражала чума, врачи действительно так одевались, потому что в клюв вставляли баночки с мазью или с благоухающими настоями, которые позволяли врачам дышать среди миазмов и зловония. Эта карнавальная маска выполняет функцию экзорциста, она отгоняет смерть.
Самые популярные маски известны вошли в обиход начиная с XVI века, вместе с художественной комедией - это Коломбина, Арлекино, Панталоне. Все эти куклы родились в Венеции, приобрели важную роль в театре благодаря плеяде драматургов, список которых завершил в XVIII столетии Карло Гольдони. Еще одна особенная маска - ла моретта негритянка - была женской. Она состоит из черной личины, которую женщина прикрепляла на лицо, однако у нее не было завязок. Внутри маски укреплена деревянная пуговица, которую женщина сжимала зубами. Маска держалась на лице, но лишала женщину возможности разговаривать. Об этом знала и сама маска, и ее собеседники, и поэтому коммуникация с это маской строилась на игре глаз. Отношение церкви к венецианскому карнавалу характеризовалось абсолютной терпимостью.
Сейчас церкви нечего бояться подрыва устоев, поскольку теперь карнавал - это праздник довольно невинный и не создающий никакой дестабилизации. Но то, что происходило в Венеции в прошлом, предоставляло людям церкви любые запретные возможности. Имеются документальные свидетельства об участии в карнавалах монашек. В те времена девушек принуждали к постригу в монахини, это не было внутренним призванием. На карнавале желающие приключений монашки, облачившись в карнавальные маски и костюмы, тоже давали выход своим чувствам. В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата обета безбрачия. Потому на костюмированный карнавал в Венеции из разных мест съезжалось множество католических священников, монахов и монахинь. С течением веков венецианцы разработали множество способов празднования карнавала.
Это и состязания, и публичные выступления, театральные шутки, вроде, например, «Геркулесовой силы» - человеческой пирамиды. Были «пунические войны» - жестокие сражения, разыгрывавшиеся на мостах, между двумя кланами, жившими по разные стороны от Большого канала. Кланы называли себя «кастеллани» и «николотти», бойцы жестоко колотили друг друга в попытке захватить чужую территорию или отстоять свою. Практиковались бег с ручными тележками, корриды с быками и медведями. И, конечно, проводилось множество веселых пиров. Все это в совокупности и был карнавал, по определению являвшийся безумием и попранием правил приличия. Среди симпатичных курьезов распутства, сохранившихся до сих пор, упомянем «казини» - значение этого слова претерпело изменения и в современном итальянском оно значит «публичный дом». Однако прежде "казини" были своего рода клубами венецианской аристократии, с которых играли в карты, чинно беседовали, слушали музыку и - почему бы и нет?
Здание одного из этих «казини» сохранилось, там сейчас расположен французский культурный центр. Его еще называли «казино Вениер», поскольку дом был собственностью всемогущего прокурора Марко Вениер. Однако зданием пользовалась, в основном, жена прокурора Елена Приоли, которая, насколько известно, водила туда своих любовников именно в период карнавала. Прокурорша не боялась, что муж застукает ее, поскольку дверь находилась под портиком, в котором было проделано отверстие, замаскированное напольной плитой, приподняв которую, можно было увидеть, кто стоит у входной двери. Согласно легенде, в «казино» вел потайной ход, ведший под ближайший мост, под которым всегда наготове стояла гондола, и посетитель, пожелавший остаться незамеченным, мог спокойно уплыть восвояси. Этот потайной ход не виден со стороны комнат, но его хорошо видно с моста деи Барете ри, со стороны Сан Марко, и следовательно, этот потайной ход действительно существовал. Фигура карнавального шута. В XVI веке церковь стала все решительнее выступать против масленичных игр, хотя в предыдущие два века даже в монастырях этот праздник отмечали на широкую ногу.
При этом протестантское духовенство было настроено еще непримиримее, чем католическая церковь. Начиная с 1540 года тема Масленицы и карнавала стала одним из основных спорных моментов во взаимоотношениях между обеими конфессиями. Эти разногласия привели к тому, что масленичные игры и карнавалы сохранились в Германии в католических местностях, исчезнув там, где преобладают протестанты. Примерно в это же время из карнавальных представлений исчезли фигуры чертей и бестолковых крестьян, им на смену пришли шуты. Carnival Clowns, 1620 год. Типичные атрибуты карнавального шута - это шутовская шапка с ослиными ушами как символ глупости, скипетр с фигуркой шута на вершине намек на его самодовольство и, наконец, бубенчик. Этот бубенчик обычно связывают с цитатой из Библии: «Если бы я разговаривал языком человеческим и ангельским и не был исполнен любви, то я был бы звонкой медью или гремучим бубенцом». То есть шуту не была свойственна добродетель христианской любви к ближнему.
В средние века он олицетворял в первую очередь глупость и ребячество, шута считали существом злым и опасным. Глупость толковали как невежество по отношению к Богу, так что карнавальному шуту оставалось сделать всего один шаг, чтобы вступить в союз с дьяволом. Короче говоря, шут презирал все то, что общество обычно считало хорошим и правильным. Таким образом, создание шутовского королевства, ставшее масленичной традицией в средние века, можно рассматривать как пародию на нормальное общественное устройство. Шутовским королевством управлял король-шут, у которого, разумеется, был свой шутовской двор. Эта традиция по сей день продолжается в форме «карнавальной гвардии» или «танцевальных союзов». Перед Великим постом в христианских странах принято устраивать некий «праздник непослушания», так, чтобы выплеснуть накопившуюся лишнюю энергию и в последующие сорок дней до Пасхи сосредоточиться на посте и молитве. Этот праздник у нас называется «Масленица», а на Западе - «Карнавал».
Масленица на православной Руси и Карнавал в католических странах - это действительно, - на первый взгляд, - два явления одного порядка. И у них, в самом деле, много общего. И проводятся они примерно в одно и то же время, будучи «привязанными» к Пасхе. И цель их, которая не обязательно называется, но всегда подразумевается, - одинаково языческая, - символические проводы зимы. И во время этих праздников как бы отходят на второй план и становятся не очень обязательными для исполнения общепринятые правила поведения в обществе. Но у Масленицы и Карнавала есть и различия, которые обусловлены, прежде всего, сильно отличающимися восточным и западным менталитетами. Во время Масленицы все строго регламентированные действия и события проникнуты так называемой русской соборностью. Всё делается для авторитета семьи, общины, деревни или города.
Сообща и напоказ. Даже традиционные кулачные бои проходят не как пьяная драка без правил в переулке, а демонстративно, открыто, при большом скоплении зрителей и по правилам. Взятие снежного городка , народные гулянья и катания на санках с горок, ухаживание за девушками и лазанье по обледеневшему столбу. Сообща изготавливается, а затем сообща сжигается чучело Масленицы. Зять демонстративно, с бубенцами, едет к тёще на блины. Тёща навещает зятя, прихватив своих подруг, чтобы потом они всем рассказывали о том, какое почтение оказывал ей зять.
В РПЦ прокомментировали сжигание католического «храма» на Масленицу
Мы видим, что это у него получается эффективно, потому что даже в далекой России люди считают своим долгом сегодня об этом разговаривать", — рассказал российский священник. Он добавил, что скандальные действия священника из Италии никак не отражают учения католической церкви. Совсем недавно, буквально неделю назад, вышел документ, Дикастерия вероучения, в котором говорится о том, что католическая церковь не признает и не благословляет ни однополые браки, ни однополые союзы, и придерживается учения о том, что браком и семьей можно считать только союз мужчины и женщины", — указал эксперт. По его словам, он не удивлен тому, что подобные провокационные "рождественские вертепы" вызывают только недоумение и протесты.
Масленичный карнавальный бал при свечах. Bergaigne P. Carnival Ball. Конечно, среди разгоряченной Масленицей публики случалось всякое. Jean-Lйon Gйrфme 1824-1904 После маскарада. Во время Масленицы дозволялось нарушать многие запреты, появлялась возможность пародировать события повседневной жизни.
Переодевшись врачом, монахом или даже надев женское платье, шутники позволяли себе разные выходки, оставаясь при этом неузнанными. Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений. Примерно к 1450 году сложился относительно стабильный репертуар карнавальных масок. Чаще всего ряженые изображали чертей. Популярны были также фигуры ведьм и бестолковых деревенских мужиков, над которыми любили потешаться горожане. Часто встречались также костюмы разных животных, с каждым из которых средневековый человек связывал определенный смысл, ведь многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали. Из истории венецианского масленичного карнавала В Венеции в XVII веке карнавал начинался 26 декабря, на следующий день после Рождества, и заканчивался в Пепельную среду, в день начала Великого поста. Карнавал включался в литургический календарь. Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок — для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ — плебеем.
В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы. В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем. В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений — дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок. С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови. В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится! Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев.
Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания. Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни, стать свободнее, чем в повседневной реальности. Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия.
Ежегодно на стыке сезонов в седьмую неделю перед Пасхой отмечается Масленица.
Она не получила христианского осмысления и остаётся праздником прощания с зимой. В народном календаре это был аграрный «женский» праздник, в котором идеи обновления, возрождения и плодородия получили наивысшее выражение. Большое количество масленичных ритуалов было связано с культом предков. Четкой даты у праздника нет, в католической и лютеранской традициях Масленица длится всего один день — вторник и заканчивается в « Пепельную среду ». Повсеместно в Балтийском регионе масленичные гуляния проходили шумно и весело. Главным праздничным действием было катание на санях с гор, ему приписывалось магическое значение: чем дальше прокатишься, тем длиннее уродится лён.
У ингерманландских финнов в некоторых северных приходах долгое время женщины катались с ледяных гор, обнажив нижнюю часть тела, передавая таким образом льну свою «родящую силу». Молодёжь повсеместно каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с песнями и музыкой.
Детей щедро угощают конфетами, а взрослых — знаменитым баварским пивом. Карнавал в жарком бразильском Рио в представлении не нуждается. Толпы людей в невероятных нарядах приезжают сюда, чтобы танцевать самбу! Грандиозный праздник известен на всей планете, и тысячи людей мечтают сюда попасть. Чешскую Масленицу так и называют — масопустом, пост от мяса. В эти дни чехи много и сытно едят, чтоб на весь год хватило.
Главным блюдом в «жирный четверг» считается свинина с «кнедликами», вареными на пару с клецками и капустой. Запивается все горячим пивом и сливовицей. Не диета, а воздержание Печеные утки, поросята, студни, калачи и пышки, вкусные пончики — всё это гастрономическое изобилие национальных кухонь может насторожить православного человека. Разве положено объедаться перед Великим постом? У православной церкви своё мнение на этот счёт. Конечно, веселье не возбраняется, но пьянство и обжорство порицаются. В то же время необходимо помнить, что грядущий пост — не диета, а воздержание от злых помыслов и поступков. Языческие действия со сжиганием чучела тут ни при чём, - говорит участник проекта «Батюшка онлайн» отец Николай Бабкин.
Макет католического собора сожгли в России на Масленицу
В США празднование Марди-Гра – «католической масленицы» омрачилось трагедией. Традиционно Масленица была временем, когда христиане исповедовались и становились «сморщенными», что означает отпущение своих грехов. Большой скандал произошел в 2018 году, когда в Никола-Ленивце на Масленицу сожгли "Пламенеющую готику", и многие оскорбились видом горящего здания. Разница же в том, что православные во время Масленицы объедаются молочными продуктами, а католики во время карнавала все еще активно прощаются с мясом. В США празднование Марди-Гра – «католической масленицы» омрачилось трагедией. это и есть масленица Православные отмечают, отмечают.
Когда католическая Масленица 2022? Традиции и история праздника поедания блинов
Некоторые компании выбирают единый стиль. После полудня начинаются шествия. По городским улицам проезжают повозки, из них в толпу кидают конфеты и цветы. Их встречают криками и приветствиями, когда же колонна проходит, все возвращаются к гулянке. В ней участвуют люди всех возрастов — и дети, и пенсионеры, и солидные бюргеры.
Но детей все же уводят домой пораньше — в этот день немцы не только гуляют в костюмах, они активно пьют пиво. Это можно делать где угодно — в баре, на улице, на ступеньках собора. Уже к 3-4 часам дня на дорогах много битого стекла, а обувь прилипает к брусчатке. Не дожидаясь утра, мусор прибирают уборщики, но очень быстро улицы снова становятся свалкой.
Пьют в Кельне в этот день много, немцам весело, они поют, танцуют, обнимаются. Тех, кто совсем не рассчитал дозу или получил травму, забирает скорая, в центре города сирены слышны примерно каждые 15 минут. Кураж продолжается «до победного» — то есть кто сколько выдержит. А утром, в пятницу, наступает обычный рабочий день.
Автором идеи, воплощенной в субботу, 17 февраля, был художник Николай Полисский. Он назвал акцию «Пламенеющая готика». Идею собора, рождающегося из пламени, я вынашивал давно», — пояснил он.
В этот день нужно есть особенно жирную и, так скажем, богатую пищу, чтобы потом со спокойной душой начать пост. Однако сравнение возможно покажется не сильно корректным, хотя бы потому, что Марди Гра имеет католические корни, а Масленица все-таки языческие. Наш телеграмм канал в котором каждый вечер в 19:07 выходить крутой гороскоп на завтра подписаться Когда отмечают Марди Гра в 2023 году Узнать дату празднования Марди Гра очень просто: загляните в календарь католических праздников, найдите там дату католической Пасхи и отсчитайте от нее 40 дней. Так как католическая Пасха в 2023 году будет 17 апреля, значит празднование Марди Гра 2023 состоится 21 февраля. Издавна существовали традиции, за которыми перед самим Великим Постом католики собирались, что бы устроить прощальный праздник, что обязательно сопровождался весельем и вкусной едой. Со временем этот праздник дошел ко многим странам всего мира, но особенного размаха он достиг американском городе Новый Орлеан. Наполнен французами Новый-Орлеан, прославился на весь мир этим прощальным веселым гуляньем под названием Марди Гра.
Праздник проходит каждый год во вторник на масленой неделе. Самый первый Марди Гра вышли на улицу отмечать студенты, еще в 1827 году, которые и являются его основателями.
Перед Великим постом в храмах совершается Чин прощения. Миряне раскаиваются и просят прощения друг у друга. Традиция ведёт своё начало из древности. На время поста иноки удалялись в пустыню и, не зная, вернутся ли к Пасхе, прощались с близкими. Конечно, нам, современным светским людям, опасность не грозит. Но старинный монашеский обычай не зря получил широкое распространение. Примирение помогает поддерживать возвышенное состояние духа.
Ведь христианский пост — не диета, а, в первую очередь, воздержание от злых поступков и помыслов. Сходить в храм, навестить близких, умеренно угоститься вкусностями и отправиться на прогулку — лучший вариант для проводов зимы. А что делать, если переедание всё-таки произошло? Инструктор тренажёрного зала фитнес-клуба «Форма» Ольга Григорьева рассказала, как пережить Масленицу без ущерба для фигуры и здоровья. Лучше избегать сладких начинок. Существует так называемый «чит мил» — день, когда можно позволить себе запретные в обычные дни продукты, главное, не прекращать тренировки. Можно намолоть овсянки вместо обычной муки, добавить чуть творога и банан, таким образом снизив калораж блинов.
Марди Гра или Жирный вторник в 2023 году — масленица у католиков
В англоговорящих странах называется Shrove Tuesday, Fat Tuesday («исповедный, жирный вторник»); аналог восточнославянской Масленицы. На Масленицу в «Никола-Ленивце» сожгли арт-объект, напоминающий католический храм. Какого числа будет Масленица у католиков в 2021 году, как принято отмечать.
Как встречают Масленицу в католических странах
В Русской православной церкви добавили, что зрелище пылающего храма не может вызывать ничего, кроме осуждения, у тех, кто ассоциирует себя с христианской культурой. Особенно печально это выглядит с учетом событий на Украине, где поджигают храмы канонической церкви. Но это совершенно неадекватное представление о неприкосновенности христианских символов, ценность которых не зависит от их принадлежности к той или иной конфессии». Сам автор проекта «Пламенеющая готика» Николай Полисский заявил, что сожжение арт-объекта не имело никакого отношения к религии и христианским храмам. Об этом он заявил «Эху Москвы».
Кроме того, в старину на Мясопуст в разных регионах и селениях Польши устраивали игру, что была очень популярна среди молодёжи. С ними был и музыкант. Такая озорная игра продолжалась до самого вечера. Танцы сопровождались шутками и весёлыми забавами. Я думаю, во время этого развлечения многие и находили себе пару, которой делали предложение в следующий сезон свадеб. Он включает в себя массу обрядов и интересных традиций, но, пожалуй, самыми яркими стали переодевания и обходы домов. Ряженые и музыканты отправляются по селению или городу, навещая родных и друзей, радуя соседей своими выступлениями. Что примечательно, сегодня в Чехии популярны те же образы, что и много веков тому назад. Ряженые любят преображаться в медведя, козла или коня. Эти животные считаются символами плодородия. Также мужчины могли переодеваться в женщин и младенцев, цыган и гадалок. Она представляет собой впечатляющее шоу, в ходе которого исполнители демонстрируют танец с саблями. Именно этот инструмент символизирует праздник. Во время игры-обряда звучат шуточные речи о грехах контрабаса и скорби из-за его безвременной кончины. Как понимаете, веселье в этот момент достигает своей вершины. Звучат песни, играет музыка, а народ старается вовсю повеселиться перед приближающимся Постом. В странах Балтики аналогом Жирного вторника становится праздник Вастлавьи. Здесь его отмечают не так шумно, как, например, в США, однако торжество не обходится без самых разных угощений и сладостей. Кстати, в старину нельзя было покидать дом или питейное заведение, оставив недопитым свой стакан пива. Что такое Пепельная среда? За Жирным вторником следует уже совсем иной день — Пепельная среда. В этот день о вчерашнем карнавале напоминают лишь остатки блюд и украшения на улицах. Пепельная среда заметно отличается от предшествующего ей праздника. Неслучайно этот день связан именно с пеплом. Существует традиция, согласно которой в Пепельную среду наносят на лоб крест с помощью пепла.
Сопровождали старуху мистические персонажи, олицетворяющие собой злую силу: «чёрт», «смерть», «ведьма». Наряду с ними в шествии участвовали и традиционные ряженые, переодетые в козу, медведя и коня. По дороге обязательно разыгрывали масленичную «свадьбу ряженых», которая по народным представлениям способствовала плодородию земли и людей. Обязательным магическим обрядом этой шутовской свадьбы была «перемена пола» участниками. Для этого парни переодевались в женскую одежду, а девушки — в мужскую. Наряду с женихом и невестой в свадебную группу входили ряженые, изображающие цыганский табор и еврейских музыкантов. Значительную роль в шествии ряженых играют персонажи: худой Канапинис «Конопляник» — символ приближающегося поста и толстый Лашинис «Сальный» — символ Масленицы, между которыми разыгрывается борьба, победителем из которой выходит праведный Канапинис. Заключительной частью праздника было утопление Морэ в воде или сжигание ее на костре. Основной обрядовой едой Масленицы были блины, которые с одной стороны олицетворяли солнце, а с другой — являлись обязательным атрибутом поминок.
Начинается в "жирный четверг" и заканчивается в "жирный вторник". Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.
сегодня последний день католической масленицы или как называют жирный вторник.
Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок — для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ — плебеем. В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы. В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем. В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений — дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок. С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови. В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится!
Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев. Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания. Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни, стать свободнее, чем в повседневной реальности. Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия. Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой.
Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней. Возможно самая известная из них, белая - баута. Она похожа на лик призрака. Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды. В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся. Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции. Другая древняя маска - маттаччино, ее надевал канатоходец, бросавший в толпу тухлые яйца.
Сейчас эта маска встречается крайне редко. Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Эта маска называется ланьяга, она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно.
Католики, уважаемые мной, могут не беспокоиться. Я вообще никого не пытался обидеть: ни православных, ни католиков. Думаю, настоящие католики спокойно к этому отнесутся. В их храмах проходят концерты. Они как-то легче ко всему такому относятся. Я люблю и уважаю всех христиан — православных, католических, англиканских, всяких других. И буддистов. Всю жизнь думал, что несу гуманизм и добро. А тут какие-то черти возбудили апелляционный костер по отношению ко мне и пытаются навязать мне мысли, которых я совершенно не имел. Я не могу за это отвечать. Люди, которые поджигают этот костер, науськивают массу, которая живет словно в Средневековье, и все время обижаются. Им нужно задуматься, стоит ли так болтать. Искусство никому ничего не должно. Оно должно быть лишь интересным. Считаю, что искусство должен делать народ. Мне народ помогает. Когда я в своей деревне в Никола-Ленивце или еду в Японию, или во Францию, мне всегда помогают люди. Я не дарю им свои произведения, они сами участвуют в процессе их создания. Люди — мои первые эксперты, зрители. Они не дадут мне совершить кощунственное действо. Как и сказал, народ сам создает искусство, а я только помогаю им создать что-то красивое, чем мы будем вместе любоваться. Наш парк существует именно для этого. Масленица — народный праздник.
У ингерманландских финнов в некоторых северных приходах долгое время женщины катались с ледяных гор, обнажив нижнюю часть тела, передавая таким образом льну свою «родящую силу». Молодёжь повсеместно каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с песнями и музыкой. Сани украшали лентами, бумажными цветами и колокольчиками. Ярко Масленицу отмечали на западе Литвы — в Жемайтии, где европейское влияние было особенно сильным. Здесь кульминацией праздника было шествие ряженых, в котором явно прослеживались черты западноевропейского карнавала. Центральным персонажем, олицетворявшим зиму, была соломенная старуха Морэ с молотильным цепом в руках. Ее на колесе, укрепленном на полозьях саней, с песнями и танцами возили по ближайшим усадьбам. Сопровождали старуху мистические персонажи, олицетворяющие собой злую силу: «чёрт», «смерть», «ведьма». Наряду с ними в шествии участвовали и традиционные ряженые, переодетые в козу, медведя и коня.
Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой. Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней. Возможно самая известная из них, белая - бау та. Она похожа на лик призрака. Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды. В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся. Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции. Другая древняя маска - маттаччино , ее надевал канатоходец, бросавший в толпу тухлые яйца. Сейчас эта маска встречается крайне редко. Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Эта маска называется ла ньяга , она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно. Эта маска давала выход пульсациям, которые, используя современную терминологию, можно было бы назвать транссексуальностью. Среди любопытных масок можно выделить «доктора чумы» - думаю, многие этот наряд помнят. Это широкая туника, к которой прилагается маска в большим изогнутым носом, похожим на клюв; маска делает человека похожим на ворона. Когда Венецию поражала чума, врачи действительно так одевались, потому что в клюв вставляли баночки с мазью или с благоухающими настоями, которые позволяли врачам дышать среди миазмов и зловония. Эта карнавальная маска выполняет функцию экзорциста, она отгоняет смерть. Самые популярные маски известны вошли в обиход начиная с XVI века, вместе с художественной комедией - это Коломбина, Арлекино, Панталоне. Все эти куклы родились в Венеции, приобрели важную роль в театре благодаря плеяде драматургов, список которых завершил в XVIII столетии Карло Гольдони. Еще одна особенная маска - ла моретта негритянка - была женской. Она состоит из черной личины, которую женщина прикрепляла на лицо, однако у нее не было завязок. Внутри маски укреплена деревянная пуговица, которую женщина сжимала зубами. Маска держалась на лице, но лишала женщину возможности разговаривать. Об этом знала и сама маска, и ее собеседники, и поэтому коммуникация с это маской строилась на игре глаз. Отношение церкви к венецианскому карнавалу характеризовалось абсолютной терпимостью. Сейчас церкви нечего бояться подрыва устоев, поскольку теперь карнавал - это праздник довольно невинный и не создающий никакой дестабилизации. Но то, что происходило в Венеции в прошлом, предоставляло людям церкви любые запретные возможности. Имеются документальные свидетельства об участии в карнавалах монашек. В те времена девушек принуждали к постригу в монахини, это не было внутренним призванием. На карнавале желающие приключений монашки, облачившись в карнавальные маски и костюмы, тоже давали выход своим чувствам. В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата обета безбрачия. Потому на костюмированный карнавал в Венеции из разных мест съезжалось множество католических священников, монахов и монахинь. С течением веков венецианцы разработали множество способов празднования карнавала. Это и состязания, и публичные выступления, театральные шутки, вроде, например, «Геркулесовой силы» - человеческой пирамиды. Были «пунические войны» - жестокие сражения, разыгрывавшиеся на мостах, между двумя кланами, жившими по разные стороны от Большого канала. Кланы называли себя «кастеллани» и «николотти», бойцы жестоко колотили друг друга в попытке захватить чужую территорию или отстоять свою. Практиковались бег с ручными тележками, корриды с быками и медведями. И, конечно, проводилось множество веселых пиров. Все это в совокупности и был карнавал, по определению являвшийся безумием и попранием правил приличия. Среди симпатичных курьезов распутства, сохранившихся до сих пор, упомянем «казини» - значение этого слова претерпело изменения и в современном итальянском оно значит «публичный дом». Однако прежде "казини" были своего рода клубами венецианской аристократии, с которых играли в карты, чинно беседовали, слушали музыку и - почему бы и нет? Здание одного из этих «казини» сохранилось, там сейчас расположен французский культурный центр. Его еще называли «казино Вениер», поскольку дом был собственностью всемогущего прокурора Марко Вениер. Однако зданием пользовалась, в основном, жена прокурора Елена Приоли, которая, насколько известно, водила туда своих любовников именно в период карнавала. Прокурорша не боялась, что муж застукает ее, поскольку дверь находилась под портиком, в котором было проделано отверстие, замаскированное напольной плитой, приподняв которую, можно было увидеть, кто стоит у входной двери. Согласно легенде, в «казино» вел потайной ход, ведший под ближайший мост, под которым всегда наготове стояла гондола, и посетитель, пожелавший остаться незамеченным, мог спокойно уплыть восвояси. Этот потайной ход не виден со стороны комнат, но его хорошо видно с моста деи Барете ри, со стороны Сан Марко, и следовательно, этот потайной ход действительно существовал. Фигура карнавального шута. В XVI веке церковь стала все решительнее выступать против масленичных игр, хотя в предыдущие два века даже в монастырях этот праздник отмечали на широкую ногу. При этом протестантское духовенство было настроено еще непримиримее, чем католическая церковь. Начиная с 1540 года тема Масленицы и карнавала стала одним из основных спорных моментов во взаимоотношениях между обеими конфессиями. Эти разногласия привели к тому, что масленичные игры и карнавалы сохранились в Германии в католических местностях, исчезнув там, где преобладают протестанты. Примерно в это же время из карнавальных представлений исчезли фигуры чертей и бестолковых крестьян, им на смену пришли шуты. Carnival Clowns, 1620 год. Типичные атрибуты карнавального шута - это шутовская шапка с ослиными ушами как символ глупости, скипетр с фигуркой шута на вершине намек на его самодовольство и, наконец, бубенчик. Этот бубенчик обычно связывают с цитатой из Библии: «Если бы я разговаривал языком человеческим и ангельским и не был исполнен любви, то я был бы звонкой медью или гремучим бубенцом». То есть шуту не была свойственна добродетель христианской любви к ближнему. В средние века он олицетворял в первую очередь глупость и ребячество, шута считали существом злым и опасным. Глупость толковали как невежество по отношению к Богу, так что карнавальному шуту оставалось сделать всего один шаг, чтобы вступить в союз с дьяволом. Короче говоря, шут презирал все то, что общество обычно считало хорошим и правильным. Таким образом, создание шутовского королевства, ставшее масленичной традицией в средние века, можно рассматривать как пародию на нормальное общественное устройство. Шутовским королевством управлял король-шут, у которого, разумеется, был свой шутовской двор. Эта традиция по сей день продолжается в форме «карнавальной гвардии» или «танцевальных союзов». Перед Великим постом в христианских странах принято устраивать некий «праздник непослушания», так, чтобы выплеснуть накопившуюся лишнюю энергию и в последующие сорок дней до Пасхи сосредоточиться на посте и молитве. Этот праздник у нас называется «Масленица», а на Западе - «Карнавал». Масленица на православной Руси и Карнавал в католических странах - это действительно, - на первый взгляд, - два явления одного порядка. И у них, в самом деле, много общего. И проводятся они примерно в одно и то же время, будучи «привязанными» к Пасхе. И цель их, которая не обязательно называется, но всегда подразумевается, - одинаково языческая, - символические проводы зимы. И во время этих праздников как бы отходят на второй план и становятся не очень обязательными для исполнения общепринятые правила поведения в обществе. Но у Масленицы и Карнавала есть и различия, которые обусловлены, прежде всего, сильно отличающимися восточным и западным менталитетами. Во время Масленицы все строго регламентированные действия и события проникнуты так называемой русской соборностью. Всё делается для авторитета семьи, общины, деревни или города. Сообща и напоказ. Даже традиционные кулачные бои проходят не как пьяная драка без правил в переулке, а демонстративно, открыто, при большом скоплении зрителей и по правилам. Взятие снежного городка , народные гулянья и катания на санках с горок, ухаживание за девушками и лазанье по обледеневшему столбу. Сообща изготавливается, а затем сообща сжигается чучело Масленицы. Зять демонстративно, с бубенцами, едет к тёще на блины. Тёща навещает зятя, прихватив своих подруг, чтобы потом они всем рассказывали о том, какое почтение оказывал ей зять. За одним столом собирается вся большая семья. Всю неделю парни присматриваются к девушкам, а девушки - к парням во время игрищ, конкурсов и гуляний, выбирая себе партнёра не на одну ночь, а для женитьбы на всю жизнь! Именно браки, задуманные во время Масленицы, считаются самыми прочными! Карнавал же только внешне кажется родственным Масленице по духу. На самом деле это, - несмотря на свою впечатляющую массовость,- глубоко индивидуалистическое мероприятие. Кто-то участвует для того, чтобы показать себя в карнавальном костюме , кто-то - чтобы показать, как здорово он играет в духовом оркестре. Кто-то - чтобы набрать бесплатных конфет, кто-то - чтобы развлечься с временным партнёром, кто-то - чтобы, скрывшись за маской, повыкрикивать оскорбления в адрес властей и политиков и вообще просто отпустить тормоза, швыряя пустые бутылки , зная, что ему за это ничего не будет… Масленица в принципе одна и та же по всей Руси, а вот карнавалы - все разные. Но, похоже, что второй официальный вариант перевода: «Свобода для плоти! Карнавалы в том или ином виде проводятся практически во всех католических странах, но наиболее известными и популярными считаются карнавалы в Рио-де-Жанейро, Венеции, а также Рейнские карнавалы в Германии. Общим у них является, пожалуй, только желание участников немножко похулиганить, а если удастся, то и согрешить, - в общем - расслабиться перед якобы постом и отдохнуть от церковных правил… Но расслабляются и хулиганят участники карнавалов по-разному, опять же в соответствии с явными и тайными желаниями людей, а также менталитетом своего народа. Карнавал в Рио - самый исторически молодой и самый простой для понимания. Лето и тёплый океан предсказуемо вызывают у темпераментных смуглокожих весельчаков желание красиво раздеться и потрясти своими формами. Потрясти как в прямом, так и переносном смысле. Конкурсы на лучший костюм и лучшее исполнение самбы - это как бы генеральная репетиция грядущего всебразильского соревнования за звание Мисс Бум-Бум - самой красивой попы Бразилии… Рейнские карнавалы свелись к двум типам. Карнавал в верховьях Рейна демонстрирует уклонение в сторону древнего язычества : участники, ряженые в зелёные или разноцветные лоскутные костюмы с колокольчиками и с устрашающими деревянными масками на лицах, должны, - по задумке, - прогнать зиму, а заодно и отпугнуть каких-то неведомых, но, видимо, очень злых духов. На самом деле, производя барабанами и трещотками ужасный шум, они распугивают только прохожих и вводят в исступление собак… С продвижением вдоль Рейна на север, карнавал теряет свои магические функции и приобретает светские и политизированные черты. В Бонне и Кёльне на карнавале бывает задействован практически весь тракторно-повозочный парк окрестных фермеров для того, чтобы провезти по городу огромные, ярко раскрашенные скульптурные изображения политиков. Фигуры и композиции из них изображают своих героев подчас в весьма непристойном виде, в соответствии с тяжеловесным национальным юмором. Никаких масок участники карнавала не носят. С проезжающих по городу повозок «в народ» тоннами на обе стороны сбрасываются конфеты, шоколад, мягкие игрушки и прочая мелочь. Всех возрастов граждане и гости богатейшей страны Европы самозабвенно ловят дармовую добычу руками, шапками, пляжными полотенцами и даже раскрытыми и перевёрнутыми зонтиками… Активные и удачливые участники карнавала возвращаются домой с несколькими тяжёлыми сумками трофеев. На следующий день занятия в школе теряют смысл, так как школьники почти поголовно остаются дома с больными животами и расстроенными желудками… Что называется, «прощай, мясо - здравствуйте, конфеты! Он проводится с небольшим перерывом уже почти тысячу лет.
Масленица у католиков в 2024: дата празднования, традиции и обычаи
Разница же в том, что православные во время Масленицы объедаются молочными продуктами, а католики во время карнавала все еще активно прощаются с мясом. Испанская масленица огнём завершается, индусская с него начинается. Справка для расчета католической масленицы. Католический Великий пост длится 40 дней от "Пепельной среды" до католической Пасхи. В европейских странах Масленица отмечается очень широко и весело — это большие всенародные карнавалы, предшествующие католическому Великому посту. Масленица стала приходиться на последнюю неделю перед Великим постом.