Путин назвал БРИКС площадкой для выработки позиций, основанных на уважении. БРИКС (англ. BRICS) –межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и РИА Новости, 22.08.2023. В 2024-м к БРИКС присоединяются пять новых стран. В этом смысле БРИКС напоминает ситуацию, когда лебедь, рак и щука пытаются сдвинуть воз с места. Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств.
Кто войдёт в БРИКС
- "Кирпич", брюки, а может, барсики. Что такое БРИКС и в чём его феномен - 02.10.2023 Украина.ру
- Воздействие на экономический сегмент в целом
- История возникновения БРИКС
- «Зачем это нужно России?»: Востоковед не видит смысла в расширении БРИКС
- Названы главные ожидания от расширения БРИКС: вызов Западу
- Расшифровка БРИКС — что это, страны участницы на 2024 год
Что такое БРИКС: расшифровка, цели и принципы организации
Именно в таком ключе, ориентируясь на позитивное, созидательное сотрудничество со всеми заинтересованными государствами, и будет действовать российское председательство в БРИКС в 2024 году под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». Предпримем все возможные шаги для того, чтобы, сохраняя традиции и руководствуясь опытом, накопленным Объединением за предыдущие годы, способствовать гармоничному встраиванию новых участников во все форматы его деятельности. И конечно, будем учитывать готовность многих других стран, а их насчитывается порядка трех десятков, подключиться в том или ином виде к БРИКС, к его многоплановой повестке дня. В целом же Россия продолжит усилия по продвижению всего комплекса партнёрского сотрудничества в рамках БРИКС по трём ключевым направлениям — политика и безопасность, экономика и финансы, культурно-гуманитарные контакты.
Путин призвал страны БРИКС расширять расчёты в национальных валютах и межбанковскую кооперацию и отметил, что страны БРИКС продолжат обсуждать меры по использованию национальных валют в торговле и инвестициях. В широком смысле "аутрич" — это наращивание связей с партнёрами. Главное Страны "золотого миллиарда" делают всё, чтобы сохранить однополярный мир: с одной стороны, они забирают у развивающихся стран все ресурсы.
С другой — создаются такие взаимоотношения в сфере кредитов, что выплатить их практически невозможно. Это выглядит уже не кредитом, а контрибуцией. Россия заинтересована в углублении связей со странами африканского континента. Российское топливо помогает сдерживать рост цен в странах Африки, тем самым укрепляется их энергетическая безопасность и экономическая устойчивость. Вместе с партнёрами БРИКС РФ выступает за равноправное сотрудничество, в частности, в области возобновляемой энергии и атомной энергетики. Африка — приоритетный партнёр для России, Москва активно работает с 16 государствами.
Общая мощность продвигаемых Россией электроэнергетических проектов — 3,7 гигаватт.
Южно-Африканской Республики. Путина 20 сентября 2006 г. Екатеринбурге состоялась первая полноформатная встреча глав внешнеполитических ведомств БРИК, а 9 июля 2008 г.
Первый полноформатный саммит БРИК прошел по предложению российской стороны 16 июня 2009 г. Основу влияния БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, их значение как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов. Политическое влияние БРИКС определяется тем фактом, что входящие в объединение государства являются авторитетными участниками ведущих международных структур. Осуществляется координация в ООН, других региональных и международных площадках по вопросам противодействия терроризму, борьбы с наркоугрозой и коррупцией, урегулирования конфликтов, обеспечения международной информационной безопасности.
Полным ходом развивается взаимодействие в гуманитарной и культурной сферах. Отношения между партнерами по БРИКС строятся на основе Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, а также следующих принципов: открытость, прагматизм, солидарность, неблоковый характер, ненаправленность против третьих сторон. БРИКС — это яркий пример укрепления коллективных начал в мировых делах.
Представители египетского финансового сообщества рассчитывают, что российские банковские карты «Мир» будут внедрены в Египте до конца 2024 года. Такое мнение высказали корреспонденту ТАСС два независимых друг от друга источника, работающие в банковской сфере страны.
Экс-президент США не раз негативно высказывался по поводу такой тенденции, обвиняя Байдена в разрушении экономики. По его словам, также рассматривается вариант создания платформы, которая состыкует системы цифровых валют центробанков.
Что такое БРИКС: объясняем простыми словами
В Йоханнесбурге произошла трансформация объединения в нечто иное, что может стать более объёмным и влиятельным, а может и не стать. Но очевидно, что в переформатированном БРИКС во главу угла будут ставиться не интересы отдельных держав как таковых, а коллективные интересы более крупных геоэкономических величин — региональных или даже супрарегиональных группировок и блоков. Китай — другое дело, логика его стремления к «инклюзивности» понятна — ему пока удаётся снимать экономические сливки с глобализации мировой экономики. А другим? Документ о принципах и критериях приёма новых членов, принятый на саммите в ЮАР, позволил спасти репутацию блока. В Йоханнесбурге задним числом эту дилемму решили решили? Спору нет, «пятёрка» БРИКС оказалась невольной жертвой глобального запроса на модель отношений, транслируемую объединением. Экспертам пришлось в авральном порядке формулировать рекомендации, исходя из многочисленных и весьма разноплановых факторов, как и соображений стран-участниц. Перечень шести новых членов, избранных из более двадцати государств, подавших официальные заявки, вызывает немало вопросов и уязвим для критики. Если исходить из принципа формирования первоначальной «пятёрки», а главное — следовать логике укрепления репрезентативности БРИКС как ведущей структуры, выражающей интересы коллективного Глобального Юга, то бесспорными первоочередными кандидатами должны были стать региональные гиганты — Индонезия и Нигерия или даже Венесуэла в качестве представителя сообщества стран Карибского бассейна. В рамках такого подхода отечественные эксперты видели одним из ключевых критериев для присоединения лидерство страны-кандидата в своём регионе и своей региональной интеграционной группе.
Две первые крупные экономики развивающегося мира были бы логичным выбором и с точки зрения следования принципу вхождения стран-претендентов в «Группу двадцати». Как можно понять комментарии, доносящиеся из околосаммитных кругов, этот принцип —значимости в мировой экономике и механизмах глобального управления — был взят в качестве одного из определяющих критериев при отборе претендентов. Но если это объясняет приглашение Аргентины и Саудовской Аравии, то по каким основаниям в первую волну попала Эфиопия или ОАЭ, которые не входят в «двадцатку»? Участие в деятельности G20 могло бы стать объединяющим признаком и по отношению к «пятёрке» нынешних членов БРИКС, поскольку все они также входят в «Группу двадцати». И, кстати, важен конечный, практический результат от совместного обсуждения проблематики G20. Значит ли это, что следующим неизбежным шагом должно быть принятие документов, регламентирующих обязанность стран-членов отстаивать и следовать коллективно зафиксированной позиции? Весьма спорными выглядят рассуждения о соблюдения при принятии решения в Йоханнесбурге «принципа соблюдения баланса в представительстве географических регионов».
В первом случае мы видим реальное объединение военных возможностей, во втором — экономической мощи. БРИКС не основана на балансе сил основных участников, как это бывало с наиболее успешными альянсами прошлого. Несмотря на то, что считающийся суперуспешным Венский порядок был сговором сильнейших европейских держав по поводу основ легитимности внутреннего порядка в странах, до которых они могли дотянуться, он всё равно содержал в фундаменте идею взаимного баланса сил. Собственно говоря, разрушение этого баланса в результате бурного усиления Германии и стало причиной краха всей Венской системы. В БРИКС также совершенно невероятно появление одного лидера, как в НАТО или «семёрке», который сможет дисциплинировать остальных участников и добиваться выполнения поставленных совместно целей. Тем более что эти цели, сформулированные в рамках «лидерской» модели института, достижимы именно потому, что удовлетворяют интересам лидера. Другими словами, БРИКС, как это ни поразительно, не является институтом-фальшивкой, ширмой, прикрывающей основные механизмы взаимопонимания своих участников. И именно это представляет собой самую большую сложность. Как в достижении совместно поставленных задач, так и для его понимания сторонними наблюдателями, мышление которых выстроено в рамках уже давно и прочно утвердившегося канона. И если первое ещё может, как мы видим, постепенно преодолеваться странами-участницами, то решить вторую проблему пока совершенно не представляется возможным. А возможно, и не является необходимым. В первую очередь потому, что привело бы к созданию нового шаблона, начинающего генерировать совершенно бессмысленные ожидания. Нам в действительности ещё предстоит, во-первых, оценить пределы сотрудничества стран БРИКС в динамично меняющихся условиях, а во-вторых, создать некую рамку для оценки эффективности её деятельности. БРИКС и глобальные альтернативы в современном мире Олег Барабанов Современное геополитическое противостояние России и Запада, которое, очевидно, не прекратится в ближайшие годы, остро ставит на повестку дня вопрос о глобальных альтернативах.
Такое мнение высказали корреспонденту ТАСС два независимых друг от друга источника, работающие в банковской сфере страны. Экс-президент США не раз негативно высказывался по поводу такой тенденции, обвиняя Байдена в разрушении экономики. По его словам, также рассматривается вариант создания платформы, которая состыкует системы цифровых валют центробанков. Кроме этого обсуждается возможность объединения национальных систем передачи финансовых сообщений.
Для этого как минимум необходимы наличие и осознание общности интересов, целей и согласованного маршрута движения. Опыт ЕС наглядно показывает, что количественное расширение само по себе ещё не гарантирует успех, а ведь страны «Большой Европы» опирались на куда более явную географическую, историческую и культурно-цивилизационную близость. Принятые решения представляются чересчур радикальными и не вполне ко времени, несколько поспешными. Опасений не возникало бы, если бы наряду с расширением страны БРИКС предпринимали уверенные шаги по своей внутренней консолидации, институциализации самой ассоциации. БРИКС по-прежнему остаётся неоформленным, неформализованным кругом государств, с размытой организационно-правовой формой. Это неформальный альянс, «клуб восходящих стран незападной части мира», «платформа партнёрства и координации». Однако теперь любое решение по структурированию, укреплению институциональной основы БРИКС потребует согласия не от пяти, а уже от одиннадцати членов, ведь все решения — как по ключевым, так и по техническим — вопросам принимаются на основе консенсуса. Более того, с 1 января «шестёрка» новичков получит арифметическое большинство при рассмотрении любых вопросов. В течение пятнадцати лет «пятёрка» первоначальных членов худо-бедно вырабатывала определённый алгоритм деятельности в рамках объединения, прошла определенный путь по сближению позиций и интересов, реализации совместных программ, поставила задачи добиться усиления взаимосвязанности экономик, совместимости норм и режимов регулирования деловой активности. К сожалению, в итоговой декларации «Йоханнесбург-II» автор не нашёл никакого указания на то, что это общая сумма достижений «пятёрки», само понятие «ядра» БРИКС, получит какое-либо институциональное закрепление. Получается, что с 2024 г. БРИКС начнёт совместную работу с чистого листа. По-видимому, стоит отложить надежды на более акцентированное, политизированное противостояние доминированию Запада. Если отталкиваться от причин формирования ядра БРИКС, то очевидно, что изначально эта площадка объединила ряд признанных мировых центров силы и региональных держав незападного мира, желавших закрепить в архитектуре глобального управления их возросшую роль в мировой политике и экономике, создать своеобразный «клуб лидеров» незападного мира. Подлинным мотивом к сближению первоначальной «пятёрки» БРИКС было именно стремление оформить это новое, изменившееся в их пользу соотношение сил в глобальной политико-экономической конфигурации. В определённом смысле БРИКС, каким мы его знали последние пятнадцать лет, основывался на такой философии классической геополитики. Круг государств, причисляемых к «региональным лидерам» и ещё остающихся вне орбиты БРИКС весьма ограничен. Однако решения в Йоханнесбурге исходят из иного концептуально-политического прочтения мира и могут изменить, или во всяком случае размыть, первоначальную сущность БРИКС.
Структуры объединения
- Почему БРИКС имеет значение
- Новые страны-участницы БРИКС
- БРИКС: что дальше? - Армейский сборник Журнал Министерства обороны Российской Федерации
- Каково значение БРИКС в мировой экономике и в чем задачи саммита – 2023
БРИКС расширился за закрытыми дверями
В определённом смысле БРИКС, каким мы его знали последние пятнадцать лет, основывался на такой философии классической геополитики. Сенатор отметил, что в состав объединения БРИКС уже входят 10 государств, которые намерены отстоять свой суверенитет и сохранить собственный уклад жизни, без влияния извне. Успех БРИКС будет зависеть от его адекватности современным глобальным вызовам, способности выработать последовательную интеграционную стратегию и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Главные темы саммита BRICS — уход от доллара и перевод торговых расчетов стран-участниц организации в национальные валюты. Появится ли единая валюта BRICS, выясняли Финансы Страны БРИКС объединяются вокруг общих интересов развития и стремления к многополярному мировому порядку, в котором не доминирует ни одна из держав.
«Притягивает всё больше сторонников»: каковы перспективы дальнейшего расширения БРИКС
Каковы цели данной организации и ее важность для России? Повышение их роли привносит культурное и цивилизационное разнообразие в процессы, происходящие на мировой арене. С другой стороны, глобализация сделала мир глубоко взаимосвязанным и сложным. Однако новые глобальные проблемы и вызовы требуют коллективного решения. В этой связи межгосударственные союзы и объединения, основанные на принципе коллегиальности и равноправия, приобретают все большую привлекательность и являются наиболее перспективными с точки зрения решения накопившихся проблем и разногласий. И, как мы видим, БРИКС является такой точкой опоры в вопросе построения нового глобального миропорядка. Главная цель объединения на момент основания — создание площадки для выражения консолидированного мнения государств Бразилия, Россия, Индия и Китай, а позднее ЮАР с быстроразвивающимися экономиками в ситуации, когда в мире доминируют США и их западные союзники.
На сегодняшний день можно констатировать, что объединение отошло от исключительно экономической повестки и старается превратиться в инновационный инструмент глобального управления, в первую очередь, среди стран Глобального Юга, предлагая государствам более демократичный и справедливый миропорядок. Для России развитие этого объединения очень важно. Украинский конфликт, антироссийские санкции и давление западных стран подталкивают Россию к поиску новых решений и развитию существующих площадок, свободных от западного влияния, для прямой коммуникации со странами Глобального Юга. Россия делает ставку на более тесное международное сотрудничество и создание действительно эффективных форматов взаимодействия, которые, с одной стороны, могли бы нивелировать эффект от запретительных мер со стороны западных стран для российской экономики, а с другой, повысить значимость России на международной арене. Российское руководство всегда подчеркивало, что объединение не является закрытым эксклюзивным клубом стран, в ее деятельности нет идеологического подтекста и претензий на глобальное доминирование, а вопросы, подлежащие обсуждению внутри организации, всегда носят позитивный характер. Естественно, расширение БРИКС, а также повышение привлекательности этой организации среди зарубежных государств на фоне попыток изоляции России со стороны западных стран и институтов, является безусловной победой России.
Вообще я бы назвал перечень будущих членов БРИКС довольно случайным, поскольку Саудовская Аравия и ОАЭ будут тянуть объединение назад, ведь в этих странах находится огромное количество американских военных баз. В принципе страны Персидского залива — антироссийские, мы смогли с ними договориться только в отношении нефти. Китаю присоединение новых стран позволит укрепиться среди бывших стран третьего мира, для Индии это выгодный своеобразный возврат к Движению сопротивления, Бразилии это выгодно в меньшей степени, но она тоже останется в выигрыше. Проиграют только ЮАР и Россия.
Это традиционный союзник США. В последнюю пару лет Саудовская Аравия изменила политику и сближается с Россией.
Это, конечно, очень для нас интересно. Саудовская Аравия мощный игрок, сильная, богатая страна. Если она присоединится со своими деньгами, то банк БРИКС, конечно, получит дополнительные фонды на развитие. Экономически — это большие деньги, возможность финансирования различных проектов. Саудовская Аравия — это уже не только бензоколонка, которая поставляет нефть, страна развивает туризм, высокие технологии, у них возобновляемая энергетика, идет опреснение воды, моря. У них масса научно-технических проектов», — объяснила экономист.
Она находится в зоне влияния США. Но ее стремление к БРИКСу говорит о том, что она хочет сохранить свою независимость от американского диктата, и это хорошо», — заметил он. Эмираты обладают большими фондами. Они, например, являются нашими соучредителями — финансировали российский проект по производству сжиженного природного газа на Севере, на Ямале. Эти богатые ближневосточные страны — хорошие союзники. Они и технологии, и деньги могут дать.
Сейчас активно строятся различные предприятия химической промышленности. Все это требует больших денег, которые сейчас негде найти», — подчеркнула Кузнецова. С Эфиопией та же, что и с Египтом. Ну плюс, нам еще важна Эфиопия, как частично православная страна, для нас это близко», — отметил директор Центра политического анализа.
Если Запад видит угрозу в том, что кто-то может жить и развиваться без его разрешения, то в таком случае БРИКС действительно будет угрозой, потому что это рост самостоятельности развивающихся и поднимающихся крупных держав. Но говорить о том, что у БРИКС есть антизападный подтекст, не приходится совершенно", - сказал эксперт. Многие страны видят в этом объединении основу для создания нового миропорядка. Прежде всего с более справедливыми торгово-экономическими отношениями. Возрастающая роль БРИКС на международной арене знаменует собой наступление новой эпохи для развивающихся государств, заявил в беседе ТАСС член ЦК суданской компартии Камаль Каррар, который считается ведущим экспертом по проблемам Африканского континента.
Аналогичного мнения придерживается глава Исследовательского института внешней политики при Шанхайской академии международных исследований Ню Хайбинь. Поскольку страны БРИКС сейчас являются основными торговыми партнерами африканских стран, а также источником инвестиций, они более актуальны для развития Африки. То есть будущее за ними. О важности консолидации стран Глобального Юга неоднократно заявлял премьер-министр Индии Нарендра Моди. Перед поездкой на саммит БРИКС в Йоханнесбург Моди отметил, что саммит "пятерки" станет платформой для обсуждения проблем Глобального Юга, а также других вопросов развития. Однако БРИКС рассматривается не только как площадка для экономической консолидации, но и геополитической.
БРИКС: мечты о переустройстве мира и реальные перспективы
А поскольку председательство в БРИКС переходит к России, то мы будем выдвигать очень большую программу экономического и политического взаимодействия. Сенатор отметил, что в состав объединения БРИКС уже входят 10 государств, которые намерены отстоять свой суверенитет и сохранить собственный уклад жизни, без влияния извне. Председательство в БРИКС осуществляется государством-участником в течение календарного года на ротационной основе. Слоган нынешнего саммита — «БРИКС и Африка: партнерство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и всеохватной многосторонности», — намекает на проявление интереса на форуме к проблемам африканского континента. ↑ Президент Аргентины официально отклонил приглашение стать участником БРИКС, РИА Новости (20231229T1511). Население стран БРИКС более чем в четыре раза превышает население государств G7: 3,2 миллиарда против 777 миллионов.
Каково значение БРИКС в мировой экономике и в чем задачи саммита – 2023
Участники выразили уверенность в эффективном сотрудничестве в рамках БРИКС в новом составе. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего. На саммите БРИКС приняли документ о принципах расширения группы. Это означает, что БРИКС в том виде, как сейчас, существовать больше не будет. В этом смысле особое значение имеет повышение доли национальных валют в мировой торговле, сокращение доли доллара США в расчетах между странами – участницами БРИКС, о чем неоднократно говорил Владимир Путин.
Названы главные ожидания от расширения БРИКС: вызов Западу
В рамках БРИКС осуществляется многоуровневое взаимодействие — от ежегодных саммитов глав государств, за которыми следит весь мир, до студенческих обменов и молодежных форумов. На сегодняшний день БРИКС представляет собой клуб для обсуждения общих проблем, и его ближайшим аналогом можно считать G7. Она понимается не только географически, среди показателей удаленности — разные темпы роста экономик, малое количество прямых авиарейсов между крупнейшими городами даже в тех случаях, когда это технически возможно , низкая степень изучения языков других членов пятерки в школах и университетах, практически отсутствующее понимание истории и культуры других стран БРИКС даже среди образованных людей, различная этнорелигиозная структура общества. Его члены, как отметил крупный российский политолог Федор Лукьянов, обладают полным суверенитетом — способны проводить независимую внешнюю политику, не ограниченную каким-либо альянсом или объединением, и располагают достаточным экономическим потенциалом, чтобы такую политику обеспечивать. Уже не в первый раз они выступают с политическими заявлениями по самому широкому спектру актуальных вопросов мировой повестки дня — начиная с сирийского конфликта и заканчивая международными санкциями, и зачастую эти заявления кардинально отличаются от мнения стран G7. Однако несмотря на совокупный потенциал и мощь отдельных членов, состоятельность БРИКС, как и любой другой международной организации, зависит от того, насколько она адекватна вызовам своего времени. Именно в этом контексте у БРИКС есть пространство для маневра, так как все существующие в настоящее время международные организации были созданы в другом пространстве глобальных вызовов и были ориентированы на решение других задач. Глобальные вызовы Подавляющее большинство действующих сегодня международных институтов сформировались после Второй мировой войны с главной задачей создать такую систему управления, в которой будут невозможны глобальные вооруженные конфликты и которая будет сохранять ялтинско-потсдамские принципы неприкосновенности. Соответственно, международные организации можно поделить на две группы в соответствии с типом их интеграции — политической или экономической — как ответа на современные ей вызовы.
Задачей политической интеграции является в первую очередь усиление влияния на окружающий альянс контекст — так, высшей формой политического сотрудничества считается военно-политический альянс типа ОДКБ или НАТО. Более нейтральными формами являются крупные диалоговые площадки типа СНГ, ШОС или ЛАГ, вокруг которых строится та или иная экономическая инфраструктура, но она имеет лишь обслуживающий характер. Задача этих объединений — влияние и транслирование консолидированных мнений по поводу экономических вызовов в международные институты. Экономические альянсы, наоборот, создаются в первую очередь для поиска ответов на стоящие перед его членами внутренние вызовы, придавая наибольшее значение экономическому развитию своих членов путем создания инструментов синхронизации экономической деятельности, в том числе торгового и таможенного регулирования. Альянсы типа АСЕАН и Восточноафриканского сообщества позволяют не только решать проблемы внутреннего развития, но и поднимать на международном уровне вопросы регионального масштаба. В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению. При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии.
Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами. В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта. Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом. Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии? Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста? Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность? Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой?
За счет чего преодолеть глубокий культурный разрыв между цивилизациями? Уже в ближайшее время эти и другие вопросы потребуют ответов, которые могут быть найдены лишь при условии общих усилий.
Реализация этого принципа оказалась крайне важной для любого потенциального кандидата на вступление. В связи с этим достаточно вспомнить контекст присоединения к БРИК ЮАР, «руководство Южной Африки привлекало то обстоятельство, что члены группы стремились одновременно поддерживать отношения с традиционными центрами силы, развивать разносторонние связи с США и членами ЕС» [9, с. Как весьма точно отметил профессор Г. Толорая, «группа БРИКС не создавалась как объединение «против», но как объединение «за» - за справедливое мировое управление в целом» [7, с. По его мнению, «с учетом стратегических интересов, которые объединяют членов группы, страны БРИКС намерены выйти из своего положения стран, находящихся на «вторых ролях» в западноцентричной системе управления» [7, с. В целом группа БРИКС никогда не заявляла о намерении разрушать существующую структуру мирового управления, но способствовала ее реформированию.
Поэтому можно предположить, что заявки на вступление в БРИКС будут подаваться с учетом данного основополагающего принципа. Стратегическая цель эволюции БРИКС заключалась не в укрупнении самой группы за счет включения в нее других государств-членов, а в увеличении охвата благодаря повышению ее открытости и доступности для развивающегося мира. Объединение задействовало статус регионального лидера каждого своего участника в целях формирования «круга друзей». Эти новые друзья могли бы стать наблюдателями в тех или иных форматах взаимодействия и таким образом вовлекаться в планы и мероприятия группы. Согласно условиям декларации саммита, «параллельная встреча является возможностью для лидеров Африки и БРИКС обсудить пути укрепления сотрудничества между странами БРИКС и африканским континентом» [5]. В ходе шестого саммита 16 июля 2014 года в городе Бразилиа состоялась вторая встреча в таком формате с лидерами стран Южной Америки «с целью развития сотрудничества между БРИКС и Южной Америкой» [8]. На наш взгляд, практики «аутрич» позволили БРИКС найти важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы», которые формируются в современном мире. Примечательно, что ключевую роль в этих процессах играют региональные лидеры, которыми являются все государства - члены БРИКС, а формат «аутрич» позволяет им расширять и развивать новые внешние связи, тем самым укрепляя и свои позиции.
Ситуация качественно изменилась в марте 2017 года, когда министр иностранных дел Китая Ван И предложил пересмотреть контуры БРИКС и подключить к партнерству крупные развивающиеся экономики. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями. С нашей точки зрения, цель китайской инициативы была направлена на то, чтобы сделать БРИКС более влиятельной платформой для сотрудничества по линии Юг-Юг, позиционировать группу как «точку пересечения» между «Большой двадцаткой» «G20» , куда входят члены БРИКС, и другими развивающимися странами. Общеизвестно, что эти две страны уже подали заявки на вступление в группу. Стоит отметить, что приглашение Пакистана и Шри-Ланки может встретить сопротивление со стороны Индии. При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов. Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах. Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы.
Далее наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления. Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений. Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов.
Что неудивительно: внимание мирового сообщества переключилось на страны Глобального Юга. Этот политкорректный термин в настоящее время потеснил привычное выражение «страны Третьего мира». Фактически Глобальным Югом называют страны, ВВП которых на душу населения по данным 2021 года составлял менее 15 тысяч долларов. Но, например, в Саудовской Аравии и Кувейте этот показатель много выше. В последние годы страны Глобального Юга активно создают собственные институты, региональные интеграционные объединения и системы финансовых расчётов, что делает их одной из важнейших движущих сил трансформации мирового хозяйства.
Данную тенденцию ещё в марте 2022 года отметил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, заявивший, что страны БРИКС, составляющие почти половину населения мира и значительную часть мирового ВВП, будут одним из костяков нового формирующегося миропорядка. Но насколько этот прогноз реализуем? В теории БРИКС представляет собой межгосударственное объединение, в рамках которого страны-участницы строят свои отношения на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. Важно отметить, что в БРИКС нет единого центра, который бы навязывал свою волю или наказывал тех, кто пытается нарушить установленные правила. Потенциально, БРИКС может стать основой для новой архитектуры мирового порядка, более справедливой и гибкой как в политическом, так и в экономическом отношении. Это особенно актуально в свете того, что форматы сотрудничества могут быть самыми разнообразными. И вот тут возникают как минимум два резонных вопроса. Первый: о каком равенстве во взаимоотношениях может идти речь, если, например, Эфиопии по степени политического влияния и состоянию экономики до России, Китая и Индии как до Луны, причём пешком. Разница почти в 5,5 раза. И богаты при этом «до неприличия».
Однако обе страны сталкиваются с рядом внутренних проблем. Иран - важный игрок в регионе, но всё ещё страна-изгой, и его соседи больше боятся его, чем уважают. Всё вышеперечисленное - это только часть проблемы. В конце концов, Европейский союз объединяет страны с различным политическим и экономическим потенциалом. Однако, несмотря на многочисленные внутренние противоречия, он функционирует уже три десятка лет и не разваливается. И вот тут придётся перейти ко второму вопросу: в общих чертах страны-участницы БРИКС объединяет их нелюбовь к коллективному Западу что, впрочем, вовсе не исключает сотрудничества с ним. Во всех остальных сферах они не только преследуют собственные интересы, но и конкурируют друг с другом, решая те или иные вопросы по-своему. Они честно стараются, но воз не двигается, потому что каждый тянет в свою сторону. Пора учить китайский? Россия является одним из основателей БРИКС - организации, которая была создана в июне 2006 года на Петербургском экономическом форуме.
Однако стоит отметить, что Россия никогда не была причислена ни к Глобальному Югу, ни к Северу. Современная концепция разделения мира основана на противостоянии коллективного Запада и России, а не какого-либо блока или союза с российским участием.
Ее создание требует многомиллиардных инвестиций и объединения усилий стран союза. При этом сам проект создания новой валюты является достаточно сложным. Потребуется интегрировать платежную инфраструктуру стран-участниц блока, разработать алгоритм оценки обменного курса и, кроме того, повысить устойчивость национальных валют к внешним воздействиям. Плеханова 3. Расширение союза. Дополнительным фактором для решения отложить столь масштабный проект, стала перспектива существенного расширения состава участников БРИКС.
Более 20 стран подали заявки на вступление и еще столько же заявили о своих намерениях. При этом уровень экономического развития потенциальных участников блока неоднороден и потребуется переходный период для встраивания национальных платежных систем в единую систему расчетов. По мнению Мери Валишвили, два фактора — отсутствие общей сильной финансовой системы стран и расширение союза — мешают созданию валюты.
Страны БРИКС: полный список в 2024 году с описанием (+ карта, факты, чем занимаются)
После 2010 года экономический потенциал БРИКС начал неожиданно ухудшаться. В последние годы БРИКС стремится к расширению своего влияния за счёт присоединения новых стран. Правительства стран БРИКС ежегодно встречаются на саммитах.