Соболезнования в связи со смертью Александра Ширвиндта выразили президент России Владимир Путин, а также высокопоставленные политики, деятели культуры, журналисты и коллеги артиста.
mk.ru: после кончины Ширвиндта в Театре сатиры обнаружились проблемы
У нас был ритуал: перед спектаклем, за два часа до начала, мы собирались у него в кабинете. Байки, истории, анекдоты... Я всегда приносил какие-то маленькие подарочки для Натальи Николаевны, его жены, с которой он прожил всю жизнь. Когда после спектакля он приезжал домой, передавая ей мои приветы, неизменно сообщал ей: «Твой кормилец передал». У меня с ним было несколько очень личных разговоров.
Это был Ширвиндт, которого мало кто знает. Наверное, это можно сравнить с разговором отца с сыном. Его всегда встречали оглушительными аплодисментами. Я стоял рядом и был счастлив, что имею к этому прямое отношение.
Я мечтал сыграть на этой сцене именно с ним. И вот мечта сбылась. Спектакль нужен был ему! Нужен был мне, всем участникам!
И очень нужен был зрителям!
Короткая ссылка 3 февраля 2022, 16:02 Президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт рассказал, что на сцену вновь возвращается спектакль-хит «Где мы? Сам актёр, как и прежде, исполняет в нём роль клоуна Петра Зарайского. Творчество уходит на второй план, и возникают битвы, обиды, сомнения.
Много лет у него были проблемы со зрением. Он сделал не одну операцию на глазах. В последнее время приходил в театр с тростью, что его раздражало. На расспросы, что случилось, он с юмором отвечал: просто старость. Во время пандемии тяжело переболел ковидом, лежал в больнице. Были проблемы с сердцем.
Но говорить о болячках не любил. Поэтому на апрель в афише стоит его спектакль, он должен был играть «Где мы??! Но от спектакля с Ширвиндтом не мог отказаться. В театре уже планировали юбилейный вечер — 19 июля Александру Анатольевичу исполнилось бы 90 лет. Но все готовились к его юбилею. И для нас его уход - это шок.
Александр Анатольевич начал преподавать почти сразу после того, как сам окончил Щукинское училище.
Он только пришел в театр и уже — со своим фирменным почерком артиста. Невозможно глаз отвесть, как говорилось раньше.
Невероятное ощущение себя в этой жизни, во взаимоотношениях с друзьями", — отметила актриса Ольга Суркова. Он смешил, влюблял в себя, запоминался. В фильме "Трое в лодке, не считая собаки" зритель так и ждал, что же еще выдаст красавец Харрис.
Его тонкий юмор без пошлости и натужной морали рождал уникальные образы. И в каждом оставался он сам — Александр Ширвиндт — в самых разных оттенках. Повторить их просто невозможно.
Ширвиндта разбирали на цитаты. Каждый Новый год с ним ходили в баню.
Александр Олешко пожаловался на решение отменить спектакль с Ширвиндтом
Александр Олешко и Александр Ширвиндт «Спектаклем, который подарил дополнительные годы жизни я в этом уверен Александру Анатольевичу и новый, невероятный успех. Со спектаклем, который давал возможность зрителям признаваться в любви своему любимому актеру. Ведь все надеялись, что в этот раз спектакль состоится и вытянет из болезни Александра Анатольевича… Уверен, зрители пришли бы на такой вечер», — рассуждает Александр. Но предложение осталось неуслышанным, администрация театра приняла решение просто закрыть спектакль, не устаивая никаких проводов.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Но его красивые с поволокой глаза были зачастую красноречивее текстов, которые для него писали Михаил Жванецкий и Аркадий Арканов. В них была грусть и правда. Правда человека, который понимает про жизнь гораздо больше, чем это предусмотрено его профессией и ролью, которую он сам для себя придумал. Недаром в театре у него было прозвище Маска или Железная Маска. Что происходило в его душе, никто не знал. Туда он не пускал никого. Ни при Плучеке, ни тогда, когда Ширвиндт стал там худруком. Не думаю, что это его как-то задевало. Он не слишком доверял критикам. Его интересовало другое. Он выслушивал их с лицом человека, которому предстоит тяжелая полостная операция, а ему рассказывают о каких-то смешных царапинах и детской простуде. Приблизительно с тем же лицом он выходил на сцену. И в легендарной «Женитьбе Фигаро», где играл графа Альмавиву, и в последнем своем спектакле «Где мы? Все вокруг суетятся, резвятся, стараются привлечь к себе внимание зрителей, а Ширвиндт совсем не старается. Его девиз и жизненная стратегия: «Не суетись под клиентом». Он просто смотрел в зал, молча. Или — на своих партнеров как бы с укоризной. Ну чего так расшумелись, идиоты! Делать вам, что ли, больше нечего? Наверное, он мог бы быть грандиозным Фирсом в «Вишневом саде». Такой гениальный еврейский Фирс великого русского театра. Но в какой-то момент АА резко перестал играть классику. То ли руки до нее не доходили? То ли никто не догадывался предложить ему роли по росту? То ли сам он страшился не заполнить проклятые «седальщные места» Театра сатиры? Кто знает! На самом деле АА был по натуре скромным человеком и умел довольствоваться малым. В нем никогда не было куража сыграть все, переиграть всех! Может, поэтому знаменитые и нервные актрисы любили брать себе его в партнеры. Знали, что он никогда не будет тянуть одеяло на себя. Мы знакомы всю жизнь. Но я ненавижу, когда он на всех углах говорит о себе: «Я старый человек! Зачем всем это знать? У всех у нас есть внуки. Мне кажется, он как-то очень рано влез в тапки «дедушки Шуры». Свою задачу, кроме всего прочего, вижу, чтобы хотя бы на время нашего спектакля эти его тапки отправить в мусоропровод. Ну или, если они ему так уж дороги, спрятать куда-нибудь подальше. Чтобы он снова стал тем сногсшибательным Ширвиндтом, от которого у всех девушек моего поколения и старше когда-то подкашивались коленки.
Он играл в одном спектакле, к сожалению, этого спектакля больше не будет, даже не потому, что трудно представить кого-то вместо него, а он так распорядился», — сказал Газаров. Как подчеркнул художественный руководитель, уход Ширвиндта стал настоящей бедой для театра. Очень жаль. Мы готовились к празднику 100-летия и его 90-летия.
Ширвиндт вернулся в Театр Сатиры! Спектакль "Где мы?!"
Театр Сатиры прокомментировал слухи о том, что якобы был отменен вечер памяти Александра Ширвиндта. Актер и телеведущий Александр Олешко в своей соцсети признался, что просил не отменять показ спектакля «Где мы?», в котором он играл вместе с ушедшим Александром Ширвиндтом. Недавно было объявлено о том, что Александр Ширвиндт покидает пост художественного театра Сатиры. Театр Сатиры прокомментировал слухи о том, что якобы был отменен вечер памяти Александра Ширвиндта. Читайте последние новости дня по теме Александр Ширвиндт: "Этот жуткий ковид": сын Ширвиндта раскрыл подробности о состоянии отца, Ширвиндт госпитализирован с коронавирусом.
В Театре сатиры рассказали о судьбе последнего спектакля Ширвиндта
От Ольга , 20 часов назад Какой смысл? За курением в специально отведенных для этого местах полицейские всё равно не... От Ольга , 20 часов назад Я понимаю, что негатива много, но раньше там был полный бардак, и никто не хотел его убира... От Мария , 20 часов назад Если он переехал в 2014-м, то большую часть жизни он живёт в России, поэтому и акценты рас... От Мария , 20 часов назад Давно пора!
Ширвиндт скончался на 90-м году жизни в пятницу. Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Советский и российский актер, театральный режиссер, сценарист, педагог, телеведущий, писатель-мемуарист, художественный руководитель Московского академического Театра Сатиры с 2000 года. С 2021 года занимал пост президента театра.
Сам актёр, как и прежде, исполняет в нём роль клоуна Петра Зарайского. Творчество уходит на второй план, и возникают битвы, обиды, сомнения. К чести нового руководства и коллектива, ничего этого у нас не будет.
Александр Ширвиндт: Перестройка. Потом — демократия.
Потом — неизвестно что. А это было раз и навсегда выписано. Были какие-то отдушины келейные, нам хорошо известные застолья и компашки. Виктор Лошак: Ну да, кухни. Александр Ширвиндт: Кухни.
Был какой-то «Метрополь». Был совсем узкий круг профессионалов-диссидентов и так далее. И были так называемые дома интеллигенции. Их в Москве было штук восемь настоящих — с потрясающими вечерами, капустниками, и по тем временам ну дико острыми, причем тематическими. В Доме журналиста —«Верстка и правка», по-моему, потрясающие.
Виктор Лошак: Но их не трогали, потому что маленькая аудитория была? Александр Ширвиндт: Их не трогали. Потому что когда кто-то приезжал, типа Сартра или Назыма Хикмета, и говорил: «У вас застенки», — то говорили: «Какие застенки? Это было разрешенная всеми келейная отдушина. А что такое Дом актера?
Двести человек в зале, Плятт, Утесов, Шмыга и Топорков. Виктор Лошак: Я тебе этот вопрос задал, потому что мне казалось, что советские люди сплошь и рядом были чуть-чуть актеры, чуть-чуть актеры. Александр Ширвиндт: Ну, естественно. Виктор Лошак: Потому что нужно было изображать любовь к этой уже отжившей системе, к отжившей власти, к людям, которых они не уважали. Виктор Лошак: Я, например, был на митинге на заводе ночная смена , когда умер Брежнев.
Пока собирали рабочих на митинг, они такое о нем говорили! Начался митинг — и все сказали все, что нужно, с трибуны. Александр Ширвиндт: Ну, это условия игры. А если актер, то как это не сыграть преданного или не вступить в партию? Паторжинский, по-моему, замечательный киевский артист, ему давали Орден Ленина.
Он вышел, сидит это Политбюро, которое вручало, в Театре Франко. Он в черной бархатной робе, бант у него огромный. Ему вручают — и он тут же в слезы. Прослезиться — это же… Виктор Лошак: Для актера. Александр Ширвиндт: Ну что ты?
И я помню, он сказал: «За это спасибо, за это. И вообще я вам так скажу, если честно: да здравствует наша великая Коммунистическая партия и совершенно потрясающий ЦК! Я помню, что честно он сказал. Виктор Лошак: Шурочка, скажи… Вот для каждого советского человека отдельное большое воспоминание и очень подробное — это первая поездка заграницу. Ты когда попал первый раз заграницу?
Александр Ширвиндт: Первыми в эту щель, когда приоткрыли вот настолько этот занавес, туда стали пролезать композиторы. Виктор Лошак: А почему именно композиторы? Александр Ширвиндт: Потому что там очень много было родственников композиторов. Вот Покрасс, например, великий Покрасс американский, брат, и великий Покрасс наш. Никита Богословский — помнишь его?
Виктор Лошак: Конечно. Александр Ширвиндт: Он дико остроумный был человек! Но его горе было в том, что он… Виктор Лошак: Он был король розыгрышей, по-моему. Александр Ширвиндт: Ну, он не мог не острить, на нем был такой шлейф уже. Это такая же трагедия, как и у Миши Жванецкого.
Когда он выходил… Нужно было все время быть афористичным. Виктор Лошак: Шутить. Александр Ширвиндт: Ну, неважно. Когда кто-то из композиторов уехал, не знаю, Григорий Цукерман, он стал привозить из Франции предметы второй и третьей необходимости, потому что первой необходимости — это были колготки, трусы жене и любовнице, «неделька» знаменитая, семь трусов. Никто не понимал — зачем, когда можно одни носить годами.
А тут — семь. Ну, это… Виктор Лошак: Я жил в Одессе, и моряки привозили мохер. Это было самое выгодное, что можно было привезти. Александр Ширвиндт: Это «школа» называлось. Виктор Лошак: Школа, абсолютно точно, абсолютно точно.
Так все-таки когда ты первый раз попал за границу? Ты имеешь в виду так называемую настоящую заграницу? По-моему, впервые — в Израиль. Потом — в Америку. Потом — уже чаще в Германию.
Потом — ненадолго в Англию. А вот там я не был — ни в Индии, ни в Японии — никогда. Виктор Лошак: А ты ездил с театром? Или это были такие туристические поездки? Александр Ширвиндт: Нет, и так, и этак.
Потому что туристическая… Это обслуживание незначительного континегнта советских евреев за рубежом. Вот как это было. Виктор Лошак: А со спортсменами ты не ездил? Александр Ширвиндт: А как же. Виктор Лошак: Потому что вы же с Театром Сатиры их развлекали там.
Александр Ширвиндт: Конечно. Причем мы были в Калгари на каком-то очередном чемпионате мира по хоккею, и там все команды жили в шикарном отеле. А они же не общались друг с другом вне игры, особенно наши. И я помню, что огромная такая анфилада залов, где обедали спортсмены: Канада, финны, мы и так далее. Вот они сидят — что можно, а что нельзя.
А у нас — гомерический хохот! Это во время обеда мы их развлекали, понимаешь, потому что ни до, ни после… Виктор Лошак: Нет времени. Александр Ширвиндт: Нет времени, тренировка. Не дай бог… Виктор Лошак: Ну конечно. Я об этом и говорю.
Александр Ширвиндт: Нет, это было замечательно. Виктор Лошак: Ты написал несколько книг за последнее время. Тебя это увлекло? Александр Ширвиндт: Нет, в общем, конечно, я графоман, но мне это нравится. Виктор Лошак: А почему графоман?
Я с таким удовольствием прочел! Александр Ширвиндт: Я хороший писатель? Александр Ширвиндт: К сожалению, я не великий русский писатель. А вообще, кто хороший, кто плохой — это так непонятно. Знаешь, я для интереса, будучи в этих ковидных карантинах, тупо сидел на даче.
Делать нечего, все время пить нельзя, курить не дают, лица все те же — можно офонареть. Виктор Лошак: А рыбу ловить там негде? Александр Ширвиндт: Негде рыбу ловить. Да ее и нет там, где ее ловят. Но, ты знаешь, все книжки, которые… Ну как выбросить книжку, да?
Все штабелями лежит на даче. И я иногда вынимал от безвыходности. И я вынул книгу Лейкина «Наши за границей». А потом я понял… Это как купеческая семья, муж с женой поехали в турне по Германии, в Цюрих, она со своими двумя подушками. А потом я выяснил, что это был любимый сатирик Чехова, что молодой Чехов приносил ему на отзывы рецензии произведений, и тот его благословлял.
Представляете себе? Но главное — смешно. Поэтому я надеюсь, что мои книжки тоже кто-то читаешь. Виктор Лошак: А ты диктуешь или пишешь сам? Александр Ширвиндт: Я пишу рукой.
Виктор Лошак: У тебя есть своя собственная философия отношения к возрасту? Александр Ширвиндт: Ну, сейчас — ужасная. Слава богу, мы сидим вальяжно за столом, но показать, как ты меня вел в эту студию, когда прямые коленки, противно. Дело в том, что… Виктор Лошак: Я мог бы какого-нибудь спортсмена так вести тоже, если бы у него болела коленка. Александр Ширвиндт: Ну, в общем… Сашу Тимофеевского знаешь, да?
Виктор Лошак: Он работал у нас в «Московских новостях».
«Я снял свои спектакли»: почему Александр Ширвиндт не хочет играть Мольера
Напомним, что Александр Ширвиндт скончался 15 марта на 90-м году жизни, оставив за собой огромное наследие в российском театральном и кинематографическом искусстве. премьера спектакля Где мы в Московском театре Сатиры. Артист театра и кино Александр Олешко пытался добиться сохранения спектакля, где участвовал его покойный коллега Александр Ширвиндт. Читайте последние новости дня по теме Александр Ширвиндт: "Этот жуткий ковид": сын Ширвиндта раскрыл подробности о состоянии отца, Ширвиндт госпитализирован с коронавирусом.
Театр сатиры не отменит ближайшие спектакли после смерти Александра Ширвиндта
Интерфакс: Театр Сатиры закроет спектакль "Где мы?! ", в котором играл умерший накануне народный артист РСФСР, президент театра Александр Ширвиндт, сообщил худрук театра Сергей Газаров. Последние новости о персоне Александр Ширвиндт новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. настоящий мастер устраивать застолья с умными задушевными беседами. Александр Ширвиндт и Александр Олешко в спектакле «Где мы?∞!». Обаяние Александра Ширвиндта было поистине космических масштабов, а о розыгрышах ходили легенды. Александр Олешко: Александр Анатольевич Ширвиндт создал биографию не только свою собственную, но и огромному числу своих учеников и коллег.