По мнению Зебро, изобретательности Шольца в попытке переписать историю мог бы позавидовать его предшественник, нацистский пропагандист Йозеф Геббельс.
Детские и юношеские годы Геббельса
- Биография (вики)
- Телеканал «Вести» причислил Геббельса к «великим» людям
- ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС. С ФЮРЕРОМ ДО КОНЦА: skaramanga_1972 — LiveJournal
- Йозеф Геббельс
- Виллем Геббельс
Настоящий рост великих людей
Брежнев, приехавший в Восточный Берлин. Не стану описывать перипетии издательской судьбы скопированных дневников, осложненной тем, что издатели не располагали подлинниками и не имели к ним доступа. Все же в 1987 году четыре тома дневников Геббельса — свод рукописных тетрадей — были по заданию Мюнхенского института современной истории в сотрудничестве с Федеральным архивом изданы Эльке Фрёлих. Проделана была огромная работа, вобравшая восемь лет упорного труда историка. Тетради, найденные в бункере, составляют более половины этого собрания. Появление дневников Геббельса западная научная общественность и печать расценивают как важное событие. Из тех, кто стоял рядом с Гитлером, лишь один Геббельс вел систематически дневник, фиксируя факты и события тех лет. В дневнике подробно записаны Геббельсом доверительные беседы с ним Гитлера в разные периоды. Откровенно освещены методы нацистов в борьбе за власть и за осуществление власти.
Подготовка к агрессии — началу Второй мировой войны. Отношения внутри партии, интриги, провокации. Но, может, не менее существенна возможность узнать из «первых рук», что за тип политического деятеля выдвинул на авансцену фашизм. Тогда-то и найдена эта формула: «Национал-социалистом надо родиться! А в этой борьбе Геббельс — с первых же своих шагов национал-социалиста и буквально до последнего часа. В самом ли деле человек может явиться на свет эмбрионом нациста и с фатальной предназначенностью? И как утверждение Геббельса соотносится с ним самим? Ведь каждому что-то дается в путь.
Как же распорядился этой ношей Геббельс? Я видела страшный конец Геббельса, обугленные тела его и жены; шестерых детей, умерщвленных родителями. Теперь я всматриваюсь в начало его пути. Дневник дает возможность проследить за модификациями личности Геббельса, отдавшегося нацистской карьере на службе у Гитлера. Отчетливее представить себе генезис фашизма, его роковой соблазн и тотальную разрушительность для каждого человека. Глава первая Страницы воспоминаний Дневник предваряют воспоминания. Это своего рода подробная автобиография, написанная в 1924 году, когда Геббельс сближается с нацистами, склоняется примкнуть к ним. Ему 27 лет, он, как видно, подводит черту под предшествующими годами, расставаясь с самим собой, прежним, еще не ангажированным частным лицом.
Воспоминания написаны бегло, конспективно, фразами отрывочными, часто из одного слова, иной раз и закодированного, хотя присутствуют и более развернутые описания, сообщения о себе, о событиях своей жизни, те или иные рассуждения. Знакомясь с другими источниками за пределами этих страниц, уличаешь автора то в умолчании, то в лестных преувеличениях на свой счет. Заметно «модернизирование» себя, своих мыслей и мотивировок, привнесенных Геббельсом уже с новых позиций и опрокинутых в изображение себя в преднацистский период. Все же нельзя полностью отказать ему в откровенности. Так что с некоторыми коррективами можно уяснить себе не слишком замысловатую предысторию Йозефа Геббельса. Он родился в 1897 году в небольшом городе Рейдте Рейнской области, в малообеспеченной набожной семье мелкого буржуа, как он пишет, а точнее, служащего на фабрике, обремененного детьми. Вырос в «невзрачном маленьком домике», купленном отцом вскоре после его рождения. У него серьезный физический недостаток — вывернута внутрь правая стопа.
От рождения или приобретенное в отрочестве увечье, неясно. В то время когда он писал автобиографию, врожденный физический недостаток мог. Йозеф Геббельс не мог сойти за «великолепную белокурую бестию». Можно понять его стремление завуалировать происхождение физического недостатка. Так или иначе «это было одно из определяющих событий моего детства, — пишет он об обострившейся хромоте. Товарищи меня никогда не любили». В школе случалось, что на него сыпались жестокие побои учителя.
У министра пропаганды грозно-решительное лицо, провалившиеся глаза. Геббельсу остается жить два месяца.
Последний фотоснимок сделан в Берлине во дворе имперской канцелярии в первых числах мая 1945 года. Среди груды кирпичей лежит что-то страшное, видна скрюченная обгорелая рука. Оглашению не подлежит! Его отец, в юности — мальчик на побегушках, выбился в служащие чулочной фабрики. Мать, наполовину голландка, была малограмотной служанкой. Геббельс родился в октябре 1897 года в городке Рейдт, который ныне является районом города Мёнхенгладбах, в Рейнской области. Происхождение его увечья остается неясным. Косолапость pes varus, подвернутая внутрь стопа почти всегда бывает врожденной, чаще встречается у мальчиков. Но все врожденные или наследственные недуги и деформации с точки зрения нацистской идеологии были признаком расовой неполноценности.
Случай Геббельса — образцовая иллюстрация психологического явления, называемого компенсацией. Я для вас инвалид, не мужчина, неполноценный человек, — так вот, я вам всем покажу. Геббельс, единственный в многодетной семье, поступает в гимназию, прекрасно учится и заканчивает школу в числе лучших. Учитель словесности, еврей, опекает его, находит у него блестящие способности. Геббельсу было 17 лет, когда началась мировая война, он записался в армию добровольцем, был забракован врачебной комиссией позже он рассказывал, что хромает из-за ранения, полученного на фронте , спустя три года имматрикулировался в Бонне, сменил несколько университетов: Фрейбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт, Берлин, ютился в дешевых комнатушках. После первого семестра ему пришлось просить католическое общество поддержки неимущих студентов о финансовой помощи. Геббельс удостоился похвальных отзывов. Он закончил учебу в Гейдельберге, под руководством известного германиста Гундольфа, как на зло тоже еврея, защитил диссертацию о немецком драматурге XIX века Вильгельме Шютце и получил вожделенную докторскую степень. Но у него есть соперник.
Геббельс одерживает победу. В летний день на лугу под Фрейбургом, в стоге сена происходит великое событие. В конце концов фрейлейн Штальгерм оставила Геббельса, но десять лет спустя произошла новая встреча. К этому времени Анка пережила неудачный брак, развелась с мужем, бедствовала; она обратилась за помощью к могущественному министру пропаганды. Геббельс устроил ее в редакцию женского журнала. При этом случилась неприятность: бывшая возлюбленная не умела держать язык за зубами. Того самого Гейне, книги которого он в первые же недели после своего назначения министром распорядился включить в списки произведений, подлежащих публичному сожжению. Преемницей Анки Штальгерм стала знакомая Пранга вступившего в это время в нацистскую партию , молодая учительница по имени Эльза, девушка из состоятельной семьи и, увы, дочь еврейской матери, как выяснилось позже, к великому разочарованию поклонника. Поистине злой рок преследовал молодого Геббельса.
Между тем состоялась помолвка, которая длилась пять лет, нарушаемая бурными ссорами и вновь скрепляемая клятвами в верности. Геббельс гол как сокол, родители Эльзы решительно против их брака. Так ничего и не вышло. В студенческие годы Геббельс много и жадно читает, его интересуют Маркс, Ницше, Шпенглер, он в восторге от Достоевского, в котором видит национального пророка, мистическую душу России. Жизнь не ладится, родители едва в состоянии наскрести денег на учебу, рестораны, пикники и путешествия оплачивает подруга. Окончив курс, новоиспеченный доктор философии остался без работы, пришлось вернуться в Рейдт. На дворе — двадцатые годы. Республика, сменившая империю Гогенцоллернов, имела своей столицей, как и прежде, Берлин, но называлась Веймарской в честь городка в Тюрингии, где некогда жили Бах и Лука Кранах-старший, Гердер, Виланд, Шиллер и Гете. В августе 1919 года в Веймаре Национальное собрание приняло новую конституцию страны.
Предыдущее государство не сумело прожить и полвека, последующее погибло на четырнадцатом году своего существования; чтобы понять, отчего это произошло, полезно кое-что вспомнить. На исходе мировой войны которая тогда еще не называлась первой Германия, как ни удивительно, стояла на пороге победы. Никогда военно-стратегическое положение не выглядело столь блестящим. На востоке армия занимала линию от Эстонии до Ростова-на-Дону. Западный фронт находился вдали от границ рейха. Было решено закончить войну одним ударом. Весной 1918 года немцы прорвали фронт в Арденнах. За этим последовало еще два рывка вперед; снова, как в начале войны, победоносная рать докатилась до Марны. Но затем наступательный порыв иссяк.
На помощь французам и англичанам пришли американцы. Германия была истощена четырехлетней войной. Голодало не только население в тылу, но и воюющая армия. Вступление в войну Соединенных Штатов окончательно отняло шансы на победу. Монархия рухнула, в мае 1919 года республиканскому правительству был представлен проект Версальского мирного договора; он вызвал гнев и отчаяние. К урону, нанесенному войной, присоединилась перспектива новых долговременных жертв и унижений. Договор предусматривал потерю государственной территории, на которой проживала десятая часть населения страны, потерю трех четвертей запасов железной руды, четверти запасов угля и одной шестой посевных площадей. Восточная Пруссия была отделена от остальной Германии так называемым Польским коридором. Германия лишилась всех своих колоний в Африке и других частях света; все заграничные вложения подлежали конфискации.
У нее был отнят торговый флот, все главные реки страны и Кильский канал были интернационализированы, предусматривалась оккупация рейнского левобережья и правобережной части нескольких крупных городов на Рейне, страна не имела права производить оружие, вооруженные силы не должны были превышать численность, необходимую для подавления внутренних беспорядков, и так далее. Специальная статья Версальского договора возлагала на Германию всю вину за мировую войну. И, наконец, предстояло выплачивать миллиардные контрибуции. Договор был подписан, воцарился мир; как мы знаем, он длился недолго. Впервые за всю историю, если не считать короткого эпизода революции 1848 года, в Германии был провозглашен республиканский строй. Но это была, как кто-то съязвил, республика без республиканцев. Драма Веймарской республики состояла из трех актов. Первый — смутные годы становления демократии и одновременно годы, когда казалось, что демократия себя дискредитировала: экономическая разруха, уличные бои, нищета, голод, фантастическая инфляция; к концу 1923 года доллар стоил 4 миллиарда 200 миллионов марок, деньги стали во много раз дешевле бумаги, на которой они были напечатаны. Фактически всего четыре года, с 1924-го по 1929-й.
Стабилизация, упрочение валюты, приток иностранного капитала, подъем немецкого экспорта, время относительного благополучия, даже расцвета, эра фокстрота и экстравагантных мод; время, когда крайние антиконституционные партии и группы ненадолго теряют престиж. Последний акт — крах нью-йоркской биржи и мировой экономический кризис, поразивший все европейские страны, особенно Германию. Тут-то и ожила партия, о существовании которой все забыли: в точном соответствии с кривой роста безработицы в 1929 году 1,8 млн. Когда мы в сотый раз задаем себе вопрос, как могло случиться, что в Германии воцарился каннибальский режим, нам приходится принять во внимание целый клубок обстоятельств. Кризис разорил предпринимателей и растравил старые раны. Людям казалось, что они со всех сторон окружены врагами. Враги гнездились и внутри — возродилась легенда об ударе ножом в спину: если бы не измена в тылу, доблестная армия одержала бы победу, не было бы Версаля и так далее. Общая нестабильность подорвала доверие к правительству и государству, у республики снова не осталось приверженцев. В читающей стране писатели и публицисты внушали мысль о том, что буржуазный либерализм, парламентская демократия, многопартийная система изжили себя.
Расцвел миф о новом справедливом мире, который строится в Советский России. Умножились ряды коммунистической партии. С другой стороны, ожил национализм, который всегда был силен в этой стране: так называемое национальное самосознание стало приобретать агрессивно-злокачественные черты. Задолго до того, как Йозеф Геббельс стал одним из тех, чья нравственная и политическая физиономия сформировала отвратительный лик эпохи, современность наложила резкий отпечаток на его судьбу. Путь Геббельса, полунищего студента, антикапиталистического бунтаря неопределенной ориентации, субъекта с истерическими наклонностями, с уязвленным честолюбием, крикуна, патриота, антисемита и, наконец, фанатика национал-социалиста — путь этот при всем том, что он привел Геббельса на высоты власти, весьма типичен. Первые пробы пера малоудачны, попытки пробиться в журналистику и литературу безуспешны, статьи, которые он рассылает в редакции, возвращаются, пьесы никто не хочет читать. Это не смущает автора; он уверен, что его час придет. Геббельс захвачен революционной идеей. Эта идея в известной мере сближает его с так называемой Консервативной революцией, широко распространившимся в двадцатые годы и достаточно неоднородным идейно-политическим течением, которое возглавили блестящие умы; Геббельс — их карикатурное повторение.
Он еще не нацист, он станет им завтра. Время от времени удается найти работу то там, то здесь: мелким служащим в кёльнском филиале Дрезденского банка, на кёльнской бирже; его не берут в сотрудники берлинской газеты, не принимают в театр. Зато удалось устроиться секретарем депутата рейхстага от маловлиятельной правой партии. Геббельс печатается в партийной газетке. Важное знакомство: на молодого человека обратил внимание гаулейтер округа Рейн—Рур и предложил работу в своей конторе. Старинное, вышедшее из употребления слово Gau возродилось в нацистском лексиконе: оно означало территориальную единицу во главе с местным партийным руководителем. Партия, еще очень немногочисленная, начала распространять свое влияние за пределы Баварии. К этому времени он уже состоит в партии. Многообещающего активиста представляют самому Гитлеру, выпущенному на поруки из крепости в Ландсберге близ Мюнхена, куда фюрер угодил после провалившегося путча 1923 года.
В феврале 1925 года запрещенная партия, как птица Феникс, восстала из грязного пепла. Вскоре после личного знакомства состоялась вторая встреча с Гитлером на партийном слете в Бамберге. Это начало карьеры Геббельса. Дневники второй половины двадцатых годов дают представление о бурной деятельности этих лет: собрания, пропагандистские акции, метания по стране, нередко вместе с вождем. Все чаще на фотографиях той поры он стоит позади Гитлера. Геббельс надрывается на митингах, сам становится гаулейтером Берлина с собственным штатом, основывает июль 1927 г.
Речь Геббельса о тотальной войне до победного конца в феврале 1943 года, когда немецкие войска терпели тяжелейшие поражения на всех фронтах Европы и Африки, стала ярким примером использования нейролингвистического программирования через обращение к национальному самосознанию немцев и манипуляции понятиями гордости, чести и достоинства.
За свою 109-минутную речь Геббельс смог создать невообразимый накал эмоций и страстей, уйдя с трибуны похудевшим на семь футов. Трагический оттенок имел короткий карьерный рост Геббельса — один день он занимал, согласно завещанию фюрера, пост рейхсканцлера Германии, заменив на нем совершившего вместе с Евой Браун самоубийство Гитлера. Через сутки Геббельс последовал примеру вождя, приняв яд с женой и шестью детьми. Имена всех пяти дочерей и сына Магды Геббельс, убежденной сторонницы фюрера, начинались в его честь с буквы «Н» от нем.
В начале 1920-х годов Геббельс работал банковским клерком и звонилом на биржу. В этот период он с увлечением читал и формировал свои политические взгляды. Наибольшее влияние оказали Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер и, что наиболее важно, Хьюстон Стюарт Чемберлен, немецкий писатель британского происхождения, который был одним из основоположников «научного» антисемитизма и чья книга Основы девятнадцатого века 1899 , был одним из стандартных произведений крайне правых в Германии. Геббельс провел зиму 1919—20 в Мюнхене, где он стал свидетелем и восхищался жестокой националистической реакцией против попытки коммунистической революции в Баварии. Его первым политическим героем был Антон Граф фон Арко-ауф-Вэлли, человек, убивший мюнхенского социалистического лидера Курта Эйснера. После получения докторской степени в 1921 году Геббельс работал журналистом и в течение нескольких лет пытался стать опубликованным автором. Он написал полуавтобиографический роман, Майкл, две пьесы в стихах и множество романтических стихов. Однако литературная карьера Геббеля была для него источником разочарования. Его роман не находил издательства до 1929 года, а его пьесы никогда не ставились. Он нашел выход своему желанию писать в своих дневниках, которые он начал в 1923 году и продолжал до конца своей жизни. Его дневники раскрывают длинную череду романов как до, так и после его женитьбы в 1931 году на Магде Квандт, от которой у него было шестеро детей. Нацистский активист Подобно другим, которые позже занимали видное место в Третьем рейхе, Геббельс вступил в контакт с нацистской партией в 1923 году во время кампании сопротивления французской оккупации Рура. Но заключение Гитлера в тюрьму после неудачного «пивного путча» в ноябре 1923 года привело к тому, что партия временно лишилась лидера, и когда 27-летний Геббельс присоединился к партии в конце 1924 года, наибольшее влияние на его политическое развитие оказал Грегор Штрассер, который стал нацистским организатором. В 1925 году Геббельс опубликовал открытое письмо «моим левым друзьям», призывая к единству социалистов и нацистов против капиталистов. Он вызвал около 60 активистов, включая Геббельса, на встречу в Бамберге, где выступил с двухчасовой речью, отвергая политическую программу «социалистического» крыла партии. Для Гитлера реальным врагом немецкого народа всегда были евреи, а не капиталисты. Геббельс был горько разочарован, по крайней мере, на время. Как интеллектуал, который знал лучше, он был в ужасе от того, что Гитлер охарактеризовал социализм как «еврейское творение». Он также не согласился с заявлением Гитлера о том, что Советский Союз должен быть разрушен, и его утверждением, что частная собственность не будет экспроприирована нацистским правительством. Геббельс признался: «Я больше не полностью верю в Гитлера. Это ужасно: у меня отняли внутреннюю поддержку ». В апреле он привез Геббельса в Мюнхен, прислав свой автомобиль, чтобы встретить его на вокзале, и дал ему долгую частную аудиенцию. Гитлер ругал Геббельса за его поддержку «социалистической» линии, но предлагал «стереть все с лица земли», если Геббельс теперь примет его лидерство. Геббельс полностью капитулировал, предлагая Гитлеру свою полную лояльность, обещание, которого он придерживался до конца своей жизни. Гауляйтер Берлина Осенью 1926 года Гитлер наградил Геббельса за его новую лояльность, сделав его гауляйтером Берлина, столицы Германии, но в 1920-х годах оплотом социалистов и коммунистов. Здесь Геббельс развил свой гений как пропагандист, а также смог потакать своей до сих пор скрытой склонности к насилию, хотя бы косвенно. История, по его словам, «создается на улице», и он был полон решимости бросить вызов доминирующим левым партиям - социал-демократам и коммунистам - на улицах Берлина. Работая с местными лидерами штурмовиков СА, он сознательно провоцировал драки в пивных и уличные драки, часто с применением огнестрельного оружия. Он был редактором берлинской нацистской газеты, Der Angriff Атака , и автор непрерывного потока нацистских плакатов и рекламных листовок. Среди его любимых целей были социалистические лидеры, такие как Герман Мюллер и Карл Северинг, и президент еврейской полиции Берлина Бернхард Вайс, которых он подвергал безжалостной кампании травли евреев. В 1927 году городское правительство социал-демократов отреагировало на восьмимесячный запрет нацистской партии, которым Геббельс воспользовался до отказа. Геббельс также обнаружил талант к ораторскому искусству и вскоре стал вторым в нацистском движении после Гитлера в качестве оратора. В то время как стиль Гитлера был грубым и страстным, стиль Геббельса был холодным, саркастичным и часто юмористическим: он был мастером язвительных оскорблений и инсинуаций, хотя мог довести себя до риторического безумия, если того требовал случай. Однако, в отличие от Гитлера, он сохранил циничную отстраненность от собственной риторики. На выборах в Рейхстаг 1928 года нацисты набрали менее двух процентов голосов в Берлине по сравнению с 33 процентами у социал-демократов и 25 процентами у коммунистов. Однако Геббельс был одним из десяти нацистов, избранных в рейхстаг, что принесло ему долгожданную зарплату в 750 рейхсмарок в месяц и иммунитет от судебного преследования. К 1928 году, когда ему было всего 31 год, он был признан одним из ближайшего окружения нацистских лидеров. Несмотря на его революционную риторику, наиболее важным вкладом Геббельса в дело нацизма в период с 1930 по 1933 годы было то, что он был организатором последовательных избирательных кампаний: выборы в Рейхстаг в сентябре 1930, июле и ноябре 1932 года и в марте 1933 года, а также президентская кампания Гитлера в марте — апреле. Он проявил себя как гениальный организатор, став постановкой драматических авиалайнеров Гитлера по Германии и первопроходцем в использовании радио и кино в предвыборной кампании. Использование нацистской партией парадов с факелами, духовых оркестров, массового хора и других подобных приемов привлекло внимание многих избирателей, особенно молодежи. Хотя впечатляющий рост числа голосов нацистов в 1930 г. Министр пропаганды Когда 30 января 1933 года Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии, Геббельсу изначально не дали поста: в коалиционном кабинете, который возглавлял Адольф Гитлер, входило лишь меньшинство нацистов в рамках сделки, которую он заключил с президентом Полем фон Гинденбургом и консерваторами. Но как пропагандистский руководитель нацистской партии Геббельс приказал государственному радио организовать прямую трансляцию парада с факелами, посвященного вступлению Гитлера в должность. Роль нового министерства, которое взяло на себя роскошные помещения во дворце Леопольда восемнадцатого века на Вильгельмштрассе, прямо напротив кабинета Гитлера в рейхсканцелярии, заключалась в централизации нацистского контроля над всеми аспектами немецкой культурной и интеллектуальной жизни, особенно над прессой. Геббельс вскоре установил бюрократию в своем министерстве, занимавшееся прессой, радио, кино, театром, музыкой, литературой и издательским делом. В каждом из них была создана Рейхская палата Reichskammer , кооптировавшая ведущих деятелей из области, чтобы возглавить каждую палату, и требовала, чтобы они контролировали чистку евреев, социалистов и либералов, а также практиков «дегенеративного» искусства. Например, уважаемый композитор Рихард Штраус возглавил Музыкальную палату Рейха. Приказы Геббельса подкреплялись угрозой применения силы. Многие выдающиеся евреи в области искусства и средств массовой информации эмигрировали в больших количествах, как и многие социалисты и либералы. Вскоре содержание каждой газеты, книги, романа, пьесы, фильма, радиопередачи и концерта - от уровня общенациональных издателей и оркестров до местных газет и деревенских хоров - находилось под контролем Министерства пропаганды. В результате процесс самоцензуры вскоре начал эффективно действовать во всех этих сферах, что позволило министерству в Берлине сосредоточиться на наиболее политически чувствительных областях, таких как основные газеты и государственное радио.
Рост геббельса
И стоял так, пока не проснулся». Беттельгейм объясняет, что этот в корне не принимавший нацизма человек решал во сне ту же проблему, которая занимала и его сознание: должен и сможет ли он поступиться своими убеждениями ради того, чтобы сохранить за собой фабрику. Оказывается, в первые годы гитлеровского режима отказ от нацистского приветствия еще не угрожал жизни, вместо нее могли забрать имущество, бизнес. По словам фабриканта, борьба во сне за то, чтобы поднять руку, «переломила ему позвоночник». Позвоночный столб, по Беттельгейму, — обычная метафора твердых убеждений и действий в согласии с ними. Сон приоткрыл спящему то, что он знал, но таил от себя.
Ему открылось, что только он сам может перебить себе моральный хребет, никакому режиму это не под силу. Не Геббельс заставил его поднять руку в приветствии, он сам заставил выбросить «зигу», чтобы не выдать своего разногласия с системой. Этот пример того, что тоталитарный режим способен заставить людей делать такое с самим собой, без всякого внешнего принуждения. Что показывает: до каких разрушительных последствий для личности доводит «психологическая привлекательность тоталитаризма». На сайте «Открытой России» я с интересом читал статьи известного психолога Андрея Гронского, который рассказывает о том, что в ХХ веке были проведены потрясающие воображение эксперименты.
В письме Геббельс сообщил Сталину о смерти Гитлера и просил его о прекращении огня. Сталин настаивал на безоговорочной капитуляции. После провала переговоров Геббельс связался с адмиралом Дёницем.
Вице-адмирал Фосс так описывал последнюю встречу с Геббельсом: «При прощании я просил Геббельса, чтобы он пошёл вместе с нами.
Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена! Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь.
Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации! Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось». Песня на стихи Весселя «Выше знамена! Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод.
Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания — важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно! Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г.
Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера — смотреть народу в рот». В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы. Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток.
Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями естественно, до прихода к власти. Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля — герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой : «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс.
Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию. Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции: Геббельс произносит речь в Люстгартене. Берлин, Германия, 1932 г.
Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи: «Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова... День его грядет... Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови... Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов: За свободу!
Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее! Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф». Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз: «Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров! С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности.
Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты. На первом спрашивалось: «В атаку с нами? Долой эксплуататоров! Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее!
Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс — начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты: «Германия, пробудись! Будь прокляты евреи! Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов.
По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко. В предвыборной агитации можно выделить два направления: изображение врагов в сатирическом виде и создания образа «настоящей Германии» - рабочих, фронтовиков, женщин и т. Плакат 1932 г. Важная тема плакатов — единство трудового немецкого народа — рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов. Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства: «Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом.
Вся страна обязательно обратит на них внимание». Собственно, так и вышло. Методы пропаганды фашистского государства После прихода нацистов к власти в 1933 г. Геббельс был назначен рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Под его руководством это скромное ведомство фактически стало вторым по значимости после военного. Геббельс превратил министерство в «машину пропаганды», подчинив этой цели все виды искусств и все каналы коммуникаций.
Суть пропаганды — гляйшалтунг, дословно — «превращение в монолит» - объединение немецкого народа под национал-социалистическими лозунгами. Помимо прежних видов пропаганды — ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства — кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам включая спортивные и массовым ритуалам. Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде — архитектуре, скульптуре, использованию различной символики. Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение.
Мой путь был проще — я прочла я об этом в статье — визитной карточке Донской столицы, она опубликована на Официальном портале Правительства Ростовской области ещё в 2001 году. Может быть, знающие люди укажут на первоисточник? More from my site.
Геббельса обнаружили в списке почетных граждан немецкого города
- Взлёт и падение великого п***обола: steissd — LiveJournal
- Нацистская деятельность
- Смотрите также
- Магда Геббельс одинаково легко влюбляла в себя и предавала - Российская газета
- Почему Геббельс в юности восхищался Россией - Узнай Россию
Рост геббельса - фото сборник
В 1932 году Геббельс выпустил брошюру с описанием своего семейного древа, чтобы опровергнуть слухи о еврейском происхождении бабушки. Последние новости о персоне Йозеф Геббельс новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Геббельс использовал смерть Весселя в политических целях, создав образ мученика национал-социалистического движения. Геббельс использовал эту смерть в политических целях, создав образ мученика национал-социалистического движения.
Агония гитлеровских бонз
Еще раз вспомним его цитату: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга «Некоторые принципы геббельсовской пропаганды совершенно ничего не потеряют, если слово «пропаганда» заменить в них на «реклама». Лозунги — характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем его юношеские произведения отвергли все издательства , в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию: 1. Твое отечество — Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.
Враги Германии — твои враги. Ненавидь их всем сердцем! Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии. Люби его как себя самого! Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость! Гордись Германией!
Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него! Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его! Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»!
Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии! Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем! Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит. Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии — информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы.
Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя. Хорст Вессель слева командует парадом СА. Нюренберг, Германия, 1929 г. Хорст Вессель — штурмфюрер СА. Был в 1930 г. Из этой банальной в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни истории Геббельс выжал все возможное.
Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом». Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса: «Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов СА был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена! Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь.
Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации! Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось». Песня на стихи Весселя «Выше знамена! Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии.
В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания — важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно! Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г. Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы.
Он говорил: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера — смотреть народу в рот». В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы. Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями естественно, до прихода к власти. Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля — герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой : «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов.
Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию. Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос.
Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции: Геббельс произносит речь в Люстгартене. Берлин, Германия, 1932 г. Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи: «Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова... День его грядет... Мы склоняем головы перед вами, мертвыми.
Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге Впрочем, отметим, должность эта была нелегкой, так как Берлин считался «красным» городом и на момент прихода Геббельса местная нацистская ячейка насчитывала только 500 членов. Именно на этой работе на многочисленных митингах и демонстрациях раскрылись ораторские способности Геббельса. Также он стал основателем и с 1927 г. С 1929 г. Здесь ему удалось добиться выдающихся успехов, удвоив число голосов, поданных за нацистов. Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды: - Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции - Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным - Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты - Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами - Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов. Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП. Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса. Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую достоверная информация из официальных источников , серую сомнительная информация из неясных источников и черную откровенная ложь, провокации и т. То или иное искажение информации — характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно. Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности. Еще раз вспомним его цитату: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга «Некоторые принципы геббельсовской пропаганды совершенно ничего не потеряют, если слово «пропаганда» заменить в них на «реклама». Лозунги — характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем его юношеские произведения отвергли все издательства , в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию: 1. Твое отечество — Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах. Враги Германии — твои враги. Ненавидь их всем сердцем! Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии. Люби его как себя самого! Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость! Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него! Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его! Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»! Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии! Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем! Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит. Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии — информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя. Хорст Вессель слева командует парадом СА. Нюренберг, Германия, 1929 г. Хорст Вессель — штурмфюрер СА. Был в 1930 г. Из этой банальной в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом». Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса: «Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов СА был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена! Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации! Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось». Песня на стихи Весселя «Выше знамена! Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания — важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно! Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г. Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера — смотреть народу в рот». В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы. Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями естественно, до прихода к власти. Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля — герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой : «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов.
Кроме того, состязания позволят продемонстрировать превосходство немцев. Специально для Олимпиады был построен монументальный спортивный комплекс, украшенный «арийскими» фигурами: Скульптуры на олимпийском спортивном комплексе в Берлине И олимпийский комплекс, и весь город были обильно украшены нацистской символикой. Впечатляющей была церемония открытия Олимпиады с артиллерийским салютом, тысячами выпущенными в небо голубями и гигантским дирижаблем «Гинденбург» с олимпийским флагом. На Олимпиаде в Берлине, 1936 г. Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г. Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов». Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества. Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы — многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин. Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т. Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство. Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате. Тема вождя. Повторяющийся лозунг: «Один народ, один рейх, один вождь». Плакат "Один народ, один рейх, один вождь" Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью»: Крестьянская семья. Плакат Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно. Плакат 1937 г. Плакат "Как мы воюем, так и ты работай на победу! К концу войны эта тема приобрела оттенок «страшилки» - «Лучше умереть за Родину, чем попасть в лапы кровожадных жидо-коммунистов». Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны , когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты. Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление. Внешняя пропаганда добивалась следующих целей. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии: Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти. Листовка Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала. Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть! Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»: Пропуск в плен Настраивание населения против власти. Опять же, широко использовалось в Советском Союзе. Действующая власть представлялась, как жидо-коммунистическая, напоминалось о насильственной коллективизации, голоде 1932-1933 гг. Попытка внести раскол в ряды союзников. Наиболее яркий эпизод — попытка раскручивания Катынского дела, которая будет рассмотрена ниже. На внутреннем фронте направления пропаганды были следующими. Хорошо работало в начале войны, но с ростом количества поражений действовать перестало. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях. Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта. Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов. Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото- и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений. Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами — и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей». Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. Катынь или Катынский лес — место массового расстрела и захоронения на месте советского пионерского лагеря польских офицеров, попавших в плен к Красной армии в 1939 году. По утверждению немецкой пропаганды, расстрел был произведен НКВД. По советской версии, оказавшейся ложной, польские военнопленные оказались в руках немцев в ходе наступления 1941 г. В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Р осархив опубликовал секретные документы по этому делу. В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки. Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях. Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат. Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом: «... Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить». Тем не менее, он оставался верен себе до конца — и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе. Пропаганда — сила, которая сделала возможной приход фашистов к власти в Германии.
Поэтому помимо народного просвещения и пропаганды, ведомство Геббельса взяло на себя и задачи министерства культуры. В первую очередь он обратил свое внимание на кино и радио, как главные инструменты воздействия на массы, и пролонгировал производство дешевых приемников, прозванных в народе «глоткой Геббельса». Затем добился запрещения «негритянского джаза». В ходе «унификации» Геббельс подчинил своему неограниченному контролю и влиянию все сферы культурной жизни Германии прессу, кино, театр, радио, спорт и стал, по сути, диктатором культурной жизни Германии. Создав мощную и подвластную себе систему пропаганды страны, Геббельс с помощью ее мог свободно манипулировать общественным мнением Германии, оправдывая любые действия нацистского режима. Например, в 1934 году в СМИ он обосновал и оправдал расстрел верхушки СА, участвовал и осветил в выгодном свете общегерманский еврейский погром, получивший название «Хрустальная ночь» и т. Довольно быстро Геббельс, наряду с Г. Гиммлером и М. Борманом, стал одним из ближайших и влиятельнейших советников Гитлера. С началом Второй мировой войны главной задачей его министерства стала задача идеологического и пропагандистского обеспечения агрессивной внешней политики нацизма, идейной мобилизации населения Германии и поддержания морального духа нации. Именно ему было поручено разжигать в немцах ненависть к русским, чтобы поддерживать в армии боевой дух, но эта задача становилась все более трудной, особенно после Сталинградской битвы. Хотя влияние Геббельса стало падать, но во время попытки государственного переворота в июле 1944 года именно его решительные действия стали одной из главных причин провала заговора.
Йозеф Геббельс. Как министр пропаганды «шел к успеху», забывая принципы
Йозеф Геббельс 2024 Рост: 165 см, Вес: 62 кг, Параметры фигуры (тела): –, Дата рождения, Цвет волос, Цвет глаз, Национальность. Он обедал с Геббельсом и Гитлером. ГЁббельс (Goebbels), министр Правды Третьего Рейха. Второе важное обстоятельство в биографии Геббельса — то, что он происходил из мелкобуржуазной семьи, проживавшей в небольшом промышленном городке. После знакомства, Геббельс улыбнулась ему, что успел запечатлеть Эйзенштадт.
Магда Геббельс одинаково легко влюбляла в себя и предавала
Пятого апреля 1970 года по решению руководства СССР останки Гитлера и Геббельса были эксгумированы и уничтожены. Семья Геббельсов имела весьма скромный достаток, в результате чего ее члены могли себе позволить только самое необходимое. Геббельс оставался на этом посту и был верен Гитлеру до конца Второй мировой войны (1939-45). ГЕББЕЛЬС, Гёббельс (Goebbels) Пауль Йозеф (29.10.1897, Рейдт, ныне в черте Мёнхенгладбаха – 1.5.1945, Берлин), герм. гос. деятель, один из главных нацистских воен.
Почему Геббельс в юности восхищался Россией
Это произошло из-за того, что Йозефу в раннем детстве сделали вынужденную операцию на бедре. В детстве у Геббельса практически не было друзей. Из-за проблем со здоровьем сверстники недолюбливали его. Свободное время он проводил за игрой на пианино. Несмотря на глубокую веру, которую мальчику пытались передать его родители, сам Йозеф скептически относился к существованию бога. Он был циничным и считал, что высших сил не существует, раз бог обделил его здоровьем. В возрасте 16 лет Йозеф не смог попасть в армию. Он хотел отправиться добровольцем на Первую мировую войну, но из-за проблем со здоровьем, его планам не удалось осуществиться. Будущий политик постоянно читал книги.
Он особенно увлекался древнегреческим языком и мифологией. Школьные годы подростка прошли в одной из лучших школ родного города. Парень проявил себя как старательный ученик, поэтому педагоги отзывались о нем только положительно. Ему с легкостью давались любые предметы. Студенчество После окончания школы Йозеф начал изучать разные дисциплины в вузах Бонна, Минхена и Фрейбурга. На учебу парень получил беспроцентную ссуду от католической организации, в которой числились его родители. Мать и отец Геббельса хотели, чтобы их сын получил хорошее образование и стал пастором. Йозеф в молодые годы увлекался литературой, историей и филологией.
Он особенно любил читать произведения Федора Михайловича Достоевского. Этого писателя он нередко называл своим «духовным отцом». Геббельс, повзрослев, стал задумываться о карьере. Он хотел стать журналистом или драматургом. В 1919 году он начал работать над своим первым произведением. Свою автобиографическую повесть он назвал «Юные годы Михаэля Формана». В университете в городе Гейдельберге парень смог защитить докторскую диссертацию. Свое научное исследование он посвятил изучению трудом драматурга Вильгельма фон Шютца.
Деятельность нациста Карьеру писателя соратник Адольфа Гитлера сложить не смог.
Сочетает в себе легкость изложения с фактической достоверностью, что встречается достаточно редко. Елена Ржевская во время войны была переводчицей в штабе армии, прошедшей от Москвы до Берлина. В побежденном Берлине она участвовала в опознании тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов, найденных в бункере.
Ее книга «Геббельс. Портрет на фоне дневника» исследует феномен прихода фашистов к власти, прежде всего с точки зрения воздействия на психологию человека. Глубокое исследование нацистской пропаганды предпринято Агаповым А. Прелюдия «Барбароссы».
Издание включает в себя также полный текст дневников Геббельса в период с 1 ноября 1940 года по 8 июля 1941 года и примечания к ним. Из первоисточников важнейшими являются дневники Геббельса, которые он вел в течение всей жизни. К сожалению, их полного издания на русском языке нет. Дневники 1945 г.
Геббельс «Последние записи», 1940—1941 гг. К сожалению, на русском языке трудно найти произведения Геббельса. Некоторые материалы можно обнаружить в Интернете. Так избранные речи и статьи министра пропаганды в переводе с английского и немецкого размещены на сайте «Так говорил Геббельс».
Обширная подборка речей и статей на английском языке содержится на странице «Nazi Propaganda by Joseph Goebbels» сайта Калвинского колледжа. Этого достаточно, чтобы начать изучать тему. Геббельсу даже принадлежит высказывание «Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии! С 1924 г.
Геббельс работал в нацистской прессе, вначале — редактором в «Фёлькише фрейхейт» «Народная свобода» , затем в штрассеровских «Национал-социалистических посланиях». В том же 1924 г. Геббельс сделал знаменательную запись в дневнике: «Мне сказали, что я произнес блестящую речь. Говорить свободно легче, чем по готовому тексту.
Мысли приходят сами собой». Геббельс перешел на сторону Гитлера , став одним из самых преданных его соратников. Гитлер отвечал взаимностью и назначил в 1926 г. Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге Впрочем, отметим, должность эта была нелегкой, так как Берлин считался «красным» городом и на момент прихода Геббельса местная нацистская ячейка насчитывала только 500 членов.
Именно на этой работе на многочисленных митингах и демонстрациях раскрылись ораторские способности Геббельса. Также он стал основателем и с 1927 г. С 1929 г. Здесь ему удалось добиться выдающихся успехов, удвоив число голосов, поданных за нацистов.
Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды: - Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции - Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным - Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты - Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами - Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов. Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП. Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса.
Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую достоверная информация из официальных источников , серую сомнительная информация из неясных источников и черную откровенная ложь, провокации и т. То или иное искажение информации — характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно. Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности.
Еще раз вспомним его цитату: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга «Некоторые принципы геббельсовской пропаганды совершенно ничего не потеряют, если слово «пропаганда» заменить в них на «реклама». Лозунги — характерная черта стиля Геббельса.
Будучи бездарным писателем его юношеские произведения отвергли все издательства , в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию: 1. Твое отечество — Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.
Враги Германии — твои враги. Ненавидь их всем сердцем! Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии. Люби его как себя самого!
Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость! Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.
Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него! Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!
Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»! Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии! Верь в будущее.
Тогда ты станешь победителем! Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит.
Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии — информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя. Хорст Вессель слева командует парадом СА.
Нюренберг, Германия, 1929 г. Хорст Вессель — штурмфюрер СА. Был в 1930 г. Из этой банальной в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни истории Геббельс выжал все возможное.
Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом». Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса: «Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов СА был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи.
Главный промышленный регион Германии. У него скромное происхождение, он сын Фрица Геббельса и Катарины Оденхаузен.
Его отец, который начинал как мальчик на побегушках на фабрике уличных фонарей , затем стал клерком, затем офисным работником, бухгалтером и главным бухгалтером на фабрике фитилей. Оба католика, у его родителей было в общей сложности шестеро детей: Конрад 1893-1949 , Ганс 1895-1947 , Мария 1896-1896 , Иосиф 1897-1945 , Элизабет 1901-1915 и Мария 1910. Пострадавший в раннем детстве от остеомиелита , Геббельс потерял способность использовать правую ногу в возрасте 4 лет. Кроме того, после неудачной операции на 10-летнем году жизни он вынужден носить ортопедическое устройство всю оставшуюся жизнь.
Геббельс начал свое начальное обучение с Пасхи 1904 года в школе рядом с его домом. Он закончил среднюю школу в католической гимназии в Райдте : блестящий ученик, но мало любимый одноклассниками и учителями, там его прозвали «Улекс» в честь Улисса, известного своим метисом «хитрым умом». В то время как его два брата участвовали в Первой мировой войне , военный врач объявил его непригодным к службе в 1914 году, когда ему исполнилось 17 лет , и, к его огорчению, он был исправлен. Позвонил в Июнь 1917 г.
Уменьшенный до 1,65 м , он позже выдал бы свою немощь за военную рану. Всю свою жизнь он будет сохранять сильный комплекс своей слабой физической конституции. Он получил аттестат зрелости эквивалент степени бакалавра в 1917 году. Несмотря на превосходство, «этот прилежный ученик был слишком замкнутым, чтобы понравиться его товарищам, слишком претенциозным, чтобы его оценили его учителя».
Он продолжил обучение в университете в классической филологии в течение двух семестров в Бонне , а затем в Фрайбурге в летом 1918 года , и следующей зимой в Вюрцбурге. Вернувшись в Фрайбург в лете 1919 года , затем он уехал учиться в Мюнхене. Вернувшись во Фрайбург снова, он поступил в Гейдельбергский университет, где и закончил учебу. Он был очарован писателем Фридрихом Гундольфом и под руководством профессора еврейского происхождения Макса фон Вальдберга написал докторскую диссертацию, посвященную писателю-романтику Вильгельму фон Шютцу , «одному из образцов строжайшего интеллектуального и политического консерватизма.
Через год он получил докторскую степень в 18 ноября 1921 г. До самой смерти он ни при каких обстоятельствах не упускает возможности обеспечить указание его университетского титула: «Мистер доктор Геббельс». На заднем плане их свидетель: Адольф Гитлер. Родственник братьев Штрассер 1922-1926 После его докторской диссертации, Геббельс работал журналистом, и безуспешно пытался опубликовать автобиографический роман , Майкл.
Он пытается компенсировать свой плохой имидж о себе своими женскими завоеваниями, а затем находит виновников своих литературных неудач во время первых контактов с НСДАП : «евреев». Его начальником в партии был Грегор Штрассер , и его высокий уровень образования быстро продвинул его до главы нацистских газет в Рурской области. Его большой интеллект и интеллектуальная подготовка сделали его ответственным за все большее количество партийных публикаций во все большем количестве регионов Германии. Помимо этой деятельности, он пишет многочисленные речи, и его талант оратора высоко ценится.
В тогдашней партии его наставниками были братья Штрассеры Отто и Грегор. Они занимают видное место в партии, потому что смогли воспользоваться пребыванием Гитлера в тюрьме от 11 ноября 1923 г. По возвращении Гитлер не мог вынести такого положения вещей. Таким образом, Йозеф Геббельс дебютировал в крыле партии, которое считается скорее соперником Гитлера даже если он постоянно повторяет свою приверженность последнему.
В то время он отметил в своем дневнике, что некоторые речи Гитлера приводили его в ужас и сильно отталкивали своей жестокостью, а также желаемым Гитлером сближением партии с властью денег, которая нуждалась в финансировании. Стремясь к радикальным изменениям, он без колебаний осуждает «реакционеров» и заявляет, что «только социализм может освободить Европу» : для него в первую очередь необходимо запретить либерализм и обновить социализм.
Она появилась на свет в Голландии в довольно бедной семье. Семейство проживало довольно бедно. Они часто бывали в ситуациях, когда приходилось сводить концы с концами.
Единственным кормильцем в семье был отец, который много времени проводил на работе. С детства Йозеф считал, что мир несправедлив. Он ненавидел богачей, которые сложили свое состояние на труде обычных рабочих, к категории которых относилась семья Геббельсов. Мальчик отличался от сверстников более озлобленным характером. В роду мужчины не было евреев, известных личностей и аристократов.
Йозеф сам составлял генеалогическое древо, чтобы доказать, что он был чистокровным арийцем. Родители будущего политика приучали его к религиозности. Они сами исповедовали католицизм. Соратник Адольфа Гитлера часто болел в детстве. У него был слабый иммунитет, поэтому, еще будучи ребенком, он пережил воспаление легких, которое протекало в тяжелой форме.
Простужался парень часто из-за того, что в доме Геббельсов не было отопления. В возрасте четырех лет Йозеф перенес воспаление в костном мозге. Оно привело к тому, что одна нога ребенка оказалась на 10 сантиметров короче, чем другая. Это произошло из-за того, что Йозефу в раннем детстве сделали вынужденную операцию на бедре. В детстве у Геббельса практически не было друзей.
Из-за проблем со здоровьем сверстники недолюбливали его. Свободное время он проводил за игрой на пианино. Несмотря на глубокую веру, которую мальчику пытались передать его родители, сам Йозеф скептически относился к существованию бога. Он был циничным и считал, что высших сил не существует, раз бог обделил его здоровьем. В возрасте 16 лет Йозеф не смог попасть в армию.
Он хотел отправиться добровольцем на Первую мировую войну, но из-за проблем со здоровьем, его планам не удалось осуществиться. Будущий политик постоянно читал книги. Он особенно увлекался древнегреческим языком и мифологией.
Польский министр: Шольц превзошел нацистского пропагандиста Геббельса
Из недавнего: поразило, то, что, оказывается, выражение «Ростов — ворота Кавказа», которым мы часто пользуемся, придумал Геббельс! «Понадобилась бомба у Гитлера под задницей, чтобы он уловил суть», – отметил имперский министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс. Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс. Йозеф Геббельс рост. Новое добавление. Глава Минюста Польши Збигнев Зебро сравнил канцлера ФРГ Олафа Шольца с нацистским министром пропаганды Йозефом Геббельсом из-за его высказывания о Второй мировой войне. В 1942 году Сталин подытожил речь Геббельса.