Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения.
Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"
Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника. Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта.
Психологическая интервенция
Другой техникой является «пустой стул». Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто.
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности
Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице. Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет.
Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример. Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта. Понимаемые таким образом субличности с точки зрения идеальной интеграции подлежат «рассасыванию». В предельном абстрактном идеале должна получиться личность, синтезированная из всех возможных субличностей, а они в ней должны раствориться или синтезироваться. Но это не единственная возможность.
Еще одно направление работы можно было бы назвать воспитанием субличностей. Приведу еще один личный пример. При каком-то раскладе я обнаруживаю в себе в качестве отдельной субличности четырехлетнего мальчика, имеющего совсем другой опыт, нежели мой собственный: по определенным причинам он в свои четыре-пять лет был отсечен от дальнейшего развития и сохранился во мне в таком виде, каким был в то время. Эта субличность владеет большим запасом энергии и многого другого, мне сейчас недоступного. Я ее субличность высаживаю на самостоятельный стул, начинаю с ней разговаривать... И обнаруживаю, что она, эта субличность, мне совсем не нравится. Я представляю себе, какая «она», эта субличность, то есть на самом деле «он» желание пользоваться местоимением женского рода, отсылающим к абстракции субличности, а не мужского, указывающего на конкретного сорванца-мальчишку — замеченное мною свидетельство «сопротивления» — шумный, противный мальчишка, который всем страшно мешает. Я даже могу вспомнить, что я таким был, и как я таким был.
Я помню, как сначала под внешним давлением, а потом внутренне с этим согласившись, лишал эту субличность возможности «вести себя» то есть «меня» таким образом. И дальше я понимаю, что «я» теперешний «я» страшно не люблю таких людей — шумных, никого не замечающих, захватывающих пространство и требующих к себе внимания. И умом понимая, что ее, эту субличность, надо ассимилировать, я согласен это делать только «умыв и причесав», то есть «перевоспитав» этого мальчишку. Однако же невозможно, как известно, перевоспитывать ребенка, не вступив с ним в контакт, то есть отказывая ему в том, что на психотерапевтическом жаргоне называется «принятие». Причем это должно быть не пустое и не формальное «принятие», неэффективное и никому не нужное. Это должно быть то самое, что, по Перлзу, называется контактом. А это значит, что я этой субличности должен сказать, что признаю ее существование как части меня. Для того, чтобы получить возможность «перевоспитывать» этого мальчишку-во-мне, я должен дать ему определенное «право бытия», — ведь «быть» он может только как часть меня больше-то нигде его нет.
Но такое признание означает нечто очень странное: мне при этом придется признать, что та — «взрослая» — часть, с которой я раньше отождествлял «себя», фактически является тоже всего лишь «частью» меня, и ей придется делиться какими-то «правами» — как минимум, правом на существование-во-мне — с этим мальчишкой. Такая штука, прямо скажем, дорого стоит, но вместе с тем и очень дорого оплачивается. Обратите внимание на разницу между холодноватой, рациональной формулировкой: «У этой субличности находится значительная часть моих ресурсов» и мне бы хотелось заполучить эти ресурсы, а ее саму выгнать куда подальше, чтобы территория нам, а местные жители — в резервацию , — и совсем другой формулировкой: «Я признаю, что ты, субличность, хоть ты мне то есть — другой, «взрослой» части меня и не нравишься, — есть «законная» часть меня». Это значит что то, о чем я раньше думал, что это «я», — не совсем «я», а «я» — это то, что получится, когда и если — ситуация рискованная! Тонкое и хрупкое предощущение правдивости такого предположения является ключом к возможности этой работы. Такое принятие дает мне шанс действительно вступить в разговор. Тогда я уже не смогу сказать, что «мне» не нравится этот мальчишка. Мне придется сказать, что он не нравится той части «меня», которая получилась, когда его «загнали под лавку».
Возможно, к тому же, что многие неприятные черты его, мальчишки, поведения вызываются как раз тем, что ему стараются отказать в праве на бытие — а он это свое право отстаивает, как умеет. Теперь, когда «я» согласился «подвинуться» и поделиться с этой, ранее фрустрированной частью себя правом на бытие, можно вернуться к вопросу, в чем же может состоять ее, этой субличности, воспитание. А «воспитание» может состоять в том, что я допускаю эту субличность — в меру ее возможностей и способностей, которые, разумеется, постоянно растут под моим присмотром моей «взрослой» части, — ко всему объему своего опыта, сохраняя за ней право своей оценки, предлагая ей по-своему прожить этот опыт, — иначе, чем «я» проживал его, когда исключил ее из своего обихода. Это дает «мне» возможность пересмотреть «мои» переживания и оценки, становясь более «целым». Приведу еще один пример. У девушки лет в девятнадцать был бурный роман, который плохо закончился, с большим эмоциональным срывом. Получился действительно очень разумный, интеллигентный человек, с которым приятно иметь дело, только живет она почему-то тускло и скучно, и еще демонстрирует характерный невротический симптом — малейшее эмоциональное событие вызывает у нее совершенно неадекватный поток слез. Ясно, что большая часть эмоциональности находится у той части, которая изгнана под лавку, и она, эта часть, лишенная реального опыта проживания различных ситуаций, импульсивна, неконтролируема, инфантильна, — и прочее, что мы все так не любим в себе и в других.
Допустить эту часть до всего жизненного опыта — это значит, что все то, что клиентка прожила после того, как исключила ее из своей сознательной жизни, надо пере-прожить заново, вместе с ней, с ее эмоциональностью. Посмотреть: «Как бы я, если бы я была она, реагировала на ту или иную ситуацию». На каждом значительном событии из прошлого можно сопоставлять «свои» и «ее» оценки. Съеденный таким образом пуд соли послужит хорошим основанием для интеграции. Вот так от сравнительно простой гештальттерапевтической техники мы приходим к глубокой проработке проблем интеграции личности, которая может состояться как гармоничный ансамбль субличностей, ранее не имевших возможности контакта, поскольку они находились — в гештальттерапевтических терминах — либо в изоляции друг от друга, либо в слиянии.
Продолжайте диалог. Если хотите — кричите, ругайтесь, плачьте. Чем сильнее будут выражены эмоции тем лучше завершиться гештальт, эта ситуация. Продолжайте такой диалог до тех пор, пока считаете необходимым.
Закончите своей фразой. Незавершенная ситуация завершена. Автор: Андрей Баракин P. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! Напишите свое мнение в комментариях. Подпишитесь на наш ФБ: Источник Техника запястья, разговор со стулом и не только: психологические трюки, чтобы вернуть или наконец забыть мужчину Если ты хоть раз вводила в поисковике «техника запястья тик ток», ты примерно представляешь, о чем пойдет речь. Если нет — тебя ждет масса интересного, включая не только это упражнение, но и некоторые другие. Как это работает и работает ли вообще Как правильно делать «технику запястья» Техника «Пустой стул» и чем она хороша Техника терапевтических неотправленных писем Техника запястья: сила мысли или что-то большее Сложный вопрос. Тиктокерша Мария Сивец sivetsma , чье видео с правильным выполнением медитации стало вирусным, объяснила, что если делать все правильно, то да. Ты сможешь очаровать, влюбить, заставить обожать любого парня, молодого человека, мужчину.
При этом чтобы техника сработала, рассказала Сивец , возможно, придется сделать приворот несколько раз, так как не у всех получается с первого. Многие пользовательницы тиктока, а вслед за ним и других социальных сетей, уверяют, что техника помогла им вернуть любимого буквально за пару дней. Некоторые, кстати, используют медитацию для того, чтобы позлить бывших. И в этом случае тикток-«ведуньи» советуют быть осторожнее. Одна из них, например, предупредила, что мы имеем дело с , иначе потом от человека будет не отвязаться. Как бы там ни было, на технику «поглаживания руки выше кисти», как ее неофициально называют, сейчас огромный спрос. Люди верят, что она работает — и даже если это эффект плацебо и самоубеждение, у них есть на это полное право. Давай посмотрим, что именно нужно делать. Техника запястье для привлечения мужчины как сделать Выбери день, когда ты можешь все время быть дома. Лучше, если ты будешь находиться в квартире одна , но просто комната в целом тоже подойдет.
Совет: не помешает общий положительный настрой, который можно создать с помощью диффузора с ароматическим маслом, парфюма для дома или ароматических свечей. А еще можно включить расслабляющую или просто любимую музыку в том числе ту, которая ассоциируется у тебя с загаданным мужчиной , хотя это не обязательно. Целый день думай о мужчине, которого хочешь привлечь. Можно медитировать два раза по 20-30 минут, а можно в течение всего дня по 2-3 минуты. Во время медитации закрой глаза и представляй, что держишь его за запястье, ощущаешь тепло его ладоней, продвигаясь вверх до предплечья, а потом снова вниз к запястью. Совет: существует более «взрослый» вариант техники, когда мысленной поглаживание запястья нужно чередовать с оральным сексом тоже мысленным, само собой. Если первый этап пройден и ничего не произошло, возможно, стоит попробовать это. Важно представлять себе не только сам процесс, но и реакцию мужчины на то, что ты делаешь. Его взгляд, то, как он получает удовольствие от происходящего, возможно, даже постанывает. Чем реалистичнее будет картинка, тем лучше.
Предполагается, что если ты ничего не напутала и достаточно отдавалась медитативному процессу, уже через пару дней он напишет тебе , позвонит или как-то проявится. А если нет — можешь попробовать другую технику, а вдруг… Хотя обойти по популярности технику запястья пока ни у кого не получается, есть и другие околоэзотерические варианты «привязок», которые тебя могут заинтересовать. Например, «техника телефон», которая предлагает разместить на обоях смартфона фотографию «того самого».
Эта техника может помочь установить ясность и самосознание. Важно отметить, что, хотя техника пустого стула может быть мощным инструментом, ее всегда следует выполнять под руководством обученного терапевта. Техника может быть эмоционально интенсивной, и терапевт должен будет помочь клиенту управлять своими эмоциями на протяжении всего процесса. В целом, техника пустого стула является ценным инструментом для клиентов, которые хотят работать с нерешенными эмоциями или проблемами. Озвучивая мысли, чувства или даже воображаемых людей, клиенты могут обрести ясность, установить завершение и двигаться к исцелению. Вот пример того, как терапевт может структурировать сеанс, используя пустой стул. Они спросят клиента, удобно ли ему пробовать эту технику, и определят любые потенциальные триггеры или проблемы, которые могут возникнуть у клиента. Подготовка сцены Терапевт поможет клиенту визуализировать пустой стул и установить цель упражнения. Они могут попросить клиента представить кого-то или что-то на стуле или предложить ему сесть на стул самому. Содействие в разговоре Терапевт будет вести беседу, задавая вопросы и побуждая клиента выражать свои чувства. Они могут помочь клиенту установить границы или бросить вызов негативным стереотипам мышления. Завершение и подведение итогов Терапевт поможет клиенту обработать свои эмоции и установить завершение. Они могут обсудить любые идеи, полученные в результате выполнения упражнения, и способы их применения в повседневной жизни. Используя технику пустого стула, терапевты и консультанты могут предоставить клиентов с мощным инструментом для исцеления и роста. Пустой стул в горе и печали Горе и скорбь могут быть невероятно сложными переживаниями, часто наполненными спектр эмоций, в которых бывает трудно ориентироваться. Одним из символов, который в последние годы становится все более распространенным, является пустой стул. Эта простая визуальная подсказка может обозначать различные вещи в зависимости от контекста, в котором она используется. В некоторых случаях пустой стул символизирует потерю. Когда кого-то важного больше нет с нами, мы часто остро чувствуем его отсутствие. Например, пустой стул на семейном собрании может служить сильным напоминанием о человеке, которого больше нет. Для других пустой стул может означать надежду. Например, когда кто-то находится за границей, пустой стул за семейным обеденным столом может символизировать надежду на то, что он благополучно вернется домой. В других контекстах пустой стул может быть символом протеста. Во время политических мероприятий, митингов или демонстраций пустой стул может использоваться для представления лица или группы лиц, которые не присутствуют, либо потому, что они не были приглашены, либо потому, что они решили не присутствовать. Однако, пожалуй, наиболее часто слово «пустой стул» используется в контексте горя и траура. Он часто используется как визуальное представление умершего человека, как способ признать его отсутствие и почтить его память. Идея пустого стула как символа горя и скорби была широко распространена.
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"
Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life.
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
К основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». Поговорим о ней… «Пустой стул» представляет из себя действительно пустой стул или кресло , расположенный рядом или напротив от человека. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности.
При помощи такой техники специалист может получить наиболее ценную информацию о состоянии клиента. Суть также заключается в том, чтобы максимизировать переживания и конкретные ощущения клиента в данный момент. Все это может оказывать серьезную помощь при терапии. К примеру, если клиент говорит «да, но…», то терапевт предлагает так начинать все разговоры. После этого человек начинает осознавать противоречивость и соперничество различных идей, мыслей, а также желание оставлять последнее слово всегда за собой. Работа с полярностями К этому методу часто прибегают опытные гештальт-терапевты. Основная цель применения данной техники заключается в выявлении противоречий в личности человека, конкретных противоположностей. Особое место в этом занимает работа с полярностями.
Если человек ощущает некую неуверенность в себе, в своих действиях, то терапевт может предложить проявить себя более уверенным в конкретной ситуации. Если клиент не может прямо попросить о помощи, то в таком случае он обращается за помощью к другим участникам группы. Такая терапия оказывает положительное воздействие, и позволяет развивать свои внутренние убеждения, осознанность через работу с полярностями. Работа со сновидениями К работе со сновидениями прибегают психотерапевты, которые работают в самых различных областях. Но у гештальт-терапевтов есть методики, которые свойственны только им.
Пример техники "Пустой стул" Хикаро рассказывает, как сорвался заранее запланированный ужин с девушкой. По голосу кажется, что мужчина очень расстроен. Терапевт спрашивает о его чувствах. Терапевт предлагает Хикаро пересесть на другой стул и дать волю этому чувству. Хикаро понимает, что это злость. Потом Хикаро начинает испытывать вину за свою злость и вновь испытывает сочувствие. Вскоре он понимает, что это — привычный для него образ действий, застывший паттерн, из-за которого он так часто чувствует себя расстроенным. Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» интроекта и «собаки снизу» сопротивления интроекту. На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии. Пример Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит? Как далеко от вас? Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее. Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку. Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему? Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть». На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать? Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так: Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь. Что бы вы ему сказали? Что сыта по горло его критикой. А если терапевт чувствует, что клиент выдержит повышение риска, он может продолжить. Тогда представьте, что ваш муж здесь, в этой комнате. Скажете ему об этом? Ну… да. Не совсем понимаю вас. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете. Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился? Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше. И кресло мужа должно быть выше моего. Представьте его за столом. Как он выглядит и т. Что вы хотите ему сказать? За кого ты меня принимаешь?! Скажите ему, кто вы такая, Беверли. Я… Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя… [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка. Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает? В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима.
Целью такого повторения является, во-первых, помочь дублеру освободиться от своих индивидуальных свойств и как можно глубже погрузиться в роль протагониста, во-вторых, направить внимание дублера на физические проявления в надежде на то, что это поможет определить ключи, касающиеся психологического состояния протагониста. Протагонист в дальнейшем обращает внимание не на физическое копирование дублера, а на другие аспекты его деятельности. Имитация физической стороны является первым шагом, который ведет к достижению психологического единства. Далее дублер должен убедиться в том, что его вербальные формулировки соответствуют мыслям, восприятию и чувствам протагониста. Протагониста, в свою очередь, надо научить говорить со своим двойником таким образом, как будто это внутренний разговор. Когда они обмениваются словами, протагонист должен подтвердить свое согласие с тем, как дублер его изображает, или отвергнуть его. Чем более прочна обратная связь, тем скорее дублеру удастся установить единство. Далее дублер может углубляться в развитие роли. Он должен читать между строк все то, что недоговаривает протагонист. Иногда дублеру надо выразить чувство или мысль, которая, как ему кажется, скрывается протагонистом. Протагонист может соглашаться или не соглашаться с дублером. В последнем случае дублер может стать на сторону протагониста и отвергнуть свое предыдущее утверждение, придерживаться своего мнения вопреки протесту протагониста, попробовать углубиться в источник несогласия протагониста. Роль дублера нацелена на побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому соприкосновению с ними. Часто дублеры не достигают успеха, потому что стараются занять позицию объективного наблюдателя, а не вовлеченного участника. Такие дублеры часто с готовностью предлагают свою интерпретацию поведения протагониста и постоянно проводят мини-интервью в своей роли, задают много вопросов. Лучшее дублирование осуществляется посредством утверждений, а не вопросов, повторяющих высказывания протагониста и их интерпретирования. Пытаясь выдать скрытые мысли протагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным, ироничным, двойником-оппозиционером. Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста. Иронический двойник исполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы. Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными. Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные. Техника множественного дублирования, которая часто используется в работе, является продолжением техники дублирования, подчиняется тем же требованиям и принципам, что и техника дублирования, за одним исключением. Исключением является то, что роль дублера поделена между несколькими вспомогательными лицами. Каждое вспомогательное лицо изображает один аспект поведения протагониста, одну сторону его конфликта, одну черту личности, что позволяет разобраться с каждым проявлением в отдельности. При введении техники дублирования терапевт должен инструктировать протагониста и будущего дублера по отдельности. Протагонисту: «Как и у всех нас, у тебя иногда бывают противоречивые мысли и чувства. Иногда ты ощущаешь, что в тебе происходит внутренний спор. Я хочу, чтобы у тебя был дублер. Этот человек попытается стать тобой и представлять внутренний аспект твоей личности. Твой двойник попробует помочь тебе, проясняя твои мысли и чувства. Ты можешь разговаривать со своим двойником, как будто ты ведешь внутренний спор. Если твой двойник не прав и произносит вещи, не отражающие твои мысли и чувства, пожалуйста, исправь его». Дублеру: «Как дублер ты становишься частью протагониста. Попробуй имитировать его поведение, прочувствовать протагониста. Ты — его продолжение, часть его, а не только его голос.