Новости масленица корни праздника

Масленица — один из самых любимых и ежегодно ожидаемых праздников. Она уходит корнями в языческую культуру и связана со сменой времён года: проводами зимы и встречей весны. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Изначально Масленица — это языческий праздник. По разным данным, праздник посвящался либо Яриле, богу Солнца, либо Велесу, покровителю плодородия, сельского хозяйства и домашнего скота.

Масленица – древний русский народный праздник.

Каждый год на Масленицу наши СМИ разражаются однотипными статьями и видеосюжетами, рассказывающими нам о древних славянских корнях этого праздника. По популярности в области обрядов праздник Масленицы занимает у россиян второе место после украшения новогодней елки. При этом сегодня никого не смущают ни его языческие корни, ни то, что праздник связан и с поминками, и с жертвоприношениями, и с ритуалами плодородия. Масленица — древний праздник, который дошел до наших дней с языческих времен. третий день, среда - Лакомка, остальные названия и значения периода, когда в России пекут блины и сжигают чучело. «Сжигание чучела на Масленицу – не обязательная часть праздника до революции. История праздника Традиции на Масленицу Вопросы о традициях на Масленицу.

Масленица – древний русский народный праздник.

Масленица — это самый народный из современных российских праздников, выросший на стыке языческой и христианской культур. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику); следующие 4 дня — Широкая Масленица, когда начинаются гулянья. Традиции каждого дня Масленичной недели. Корень этого сакрального праздника обращен к древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица по дням недели. Богослужения Масленицы. Как провести Масленицу — совет священника.

Здравствуй, Масленица! Почему языческий праздник отмечают христиане?

Новогодние торжества теперь связали уже с иными событиями, а именно с Рождеством — рождением младенца Иисуса, когда природа не просто оживает, а как бы возрождается вместе с Солнцем, а день начинает прибывать. Разгульную же веселую Масленицу пришлось увязывать с предстоящим Великим Постом. В итоге к любимому народом празднику добавился новый высокий смысл. Переход к посту пришлось обозначить постепенным отказом от потребления тех или иных продуктов. Длится этот переход целых три недели. Непосредственно перед постом отмечается Сыропустная седмица, в которую мясо уже нельзя потреблять, а молочные продукты еще можно.

Завершается седмица Сыропустной неделей — Прощенным воскресеньем, традиция которого имеет давние дохристианские семитские корни. Когда люди, желавшие духовного уединения, уходили для молитв в пустыню и прощались со всеми знакомыми, на тот случай, если их духовные поиски завершатся гибелью. То же намеревался сделать и Иисус, организовав для своих учеников Вечерю, где он преломил хлеб и разливал им вино. Еще в начале XX века на Масленицу устраивались народные гулянья, ничего общего с православными традициями не имеющие. Народ буйствовал в своем веселье, не редко нарушая всякие ограничения в еде и, что уж греха таить, в потреблении горячительных напитков.

На льду рек сходились «стенка на стенку», купцы старались выложить самый ходовой товар. В годы богоборчества, как уже было указано, празднование Масленицы превратилось в широко отмечаемый праздник Проводов Зимы. Тогда были восстановлены или придуманы заново многие традиции близкие к языческим, а всякое упоминание о возможном православном наследии старательно уничтожалось. В итоге мы сейчас имеем во многом искусственный светский весенний праздник, традиции которого одинаково далеки и от языческих традиций и уж тем более от православных. Основные традиции Какое же значение имеет этот древний и в то же время всегда современный праздник?

Кое-что в нем сталось от древнейших времен, прежде всего, это само наименование — Масленица. Время празднования перешло из православия и, так или иначе, опирается на православную традицию, в которой каждому дню отводится особая роль в подготовке к Великому посту и предстоящей Пасхе. Многие ритуалы характерные для массовых гуляний перешли из сложившейся в советское время традиции празднования Проводов Зимы. Так что однозначного ответа, какой же это праздник, православный, языческий или светский, сейчас уже не получить. Рассмотрим основные традиции этого сложного действа называемого Масленицей.

Первое, что вспоминает далекий от религии человек, конечно, блины. Корни традиции, скорее всего языческие.

Русский праздник: обычаи и обряды Он представлял собой сплав христианства и языческих верований, так что зачастую сложно было отделить одно от другого, как, впрочем, противоречив был и сам русский человек — истово молившийся Христу и в то же время умевший «задабривать» домовых и боявшийся русалок. Что было, то было… Чучело на Масленицу Благодаря советской традиции «проводов русской зимы» об этом обычае сожжении женского соломенного чучела, которое так и называется — «Масленица» — знает практически каждый.

Чучело на Масленицу В реальной народной традиции чучело не всегда было женским. В некоторых губерниях это был сделанный из соломы конь, в других местах — живая корова, но в лаптях, которую водили по деревне всю Масленицу, а затем лапти сжигали разумеется, корова — кормилица крестьянина, оставалась жива. А вот в Белоруссии делали соломенное чучело «деда», которое буквально клали в гроб и даже оплакивали все дни Масленицы, после чего — сжигали. О том, какова изначальная символика сожжения чучела, у историков единого мнения нет.

Одни говорят, что это — символическая замена некогда реального человеческого жертвоприношения, другие — что оно символизировало зиму. Символы Масленицы и народные традиции сегодня Сегодняшнее их «возрождение» не что иное, как историческая реконструкция, за редким исключением. Например, «обрядовая игра» «похорон деда» находится в списке «нематериального культурного населения» Беларуси. Наследия чего?

Язычества, разумеется. Чаще же всего люди сейчас приходят на музейные культурные программы, или к «массовикам-затейникам», чтобы поучаствовать в «праздновании Масленицы». Почему пекут блины Вопрос к тем, кто это делает, конечно. Наиболее частый ответ сейчас — потому, что такова традиция.

Кроме того, это вкусно. К тому же, грядет Великий Пост, когда такая пища будет под запретом. Почему на Масленицу пекут блины 6 рецептов блинчиков к Масленице 6 рецептов блинчиков Игры на Масленицу Сейчас чаще всего можно увидеть различные состязания, конкурсы, которые проводятся во время народных гуляний. Вот, например, какие современные игры приводит православный журнал «Фома»: «Сковорода» Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность — «сковороду».

Все быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду».

С использованием элементов традиции Масленицы были разработаны типовые сценарии этого праздника, включавшие, например, сожжение чучела, состязания, угощение блинами. Они стали использоваться по всей стране. В прошлые времена… Что же представляет собой реальная традиция празднования? Как называлась масленица до Крещения Руси Точное название этих дней письменными источниками не отражено.

Есть версия, что ее могли называть Комоедицей, однако, ряд историков считают, что это — локальный праздник Белоруссии, не имевший распространения в других славянских землях. Русский праздник: обычаи и обряды Он представлял собой сплав христианства и языческих верований, так что зачастую сложно было отделить одно от другого, как, впрочем, противоречив был и сам русский человек — истово молившийся Христу и в то же время умевший «задабривать» домовых и боявшийся русалок. Что было, то было… Чучело на Масленицу Благодаря советской традиции «проводов русской зимы» об этом обычае сожжении женского соломенного чучела, которое так и называется — «Масленица» — знает практически каждый. Чучело на Масленицу В реальной народной традиции чучело не всегда было женским. В некоторых губерниях это был сделанный из соломы конь, в других местах — живая корова, но в лаптях, которую водили по деревне всю Масленицу, а затем лапти сжигали разумеется, корова — кормилица крестьянина, оставалась жива. А вот в Белоруссии делали соломенное чучело «деда», которое буквально клали в гроб и даже оплакивали все дни Масленицы, после чего — сжигали.

О том, какова изначальная символика сожжения чучела, у историков единого мнения нет. Одни говорят, что это — символическая замена некогда реального человеческого жертвоприношения, другие — что оно символизировало зиму. Символы Масленицы и народные традиции сегодня Сегодняшнее их «возрождение» не что иное, как историческая реконструкция, за редким исключением. Например, «обрядовая игра» «похорон деда» находится в списке «нематериального культурного населения» Беларуси. Наследия чего? Язычества, разумеется.

Чаще же всего люди сейчас приходят на музейные культурные программы, или к «массовикам-затейникам», чтобы поучаствовать в «праздновании Масленицы». Почему пекут блины Вопрос к тем, кто это делает, конечно. Наиболее частый ответ сейчас — потому, что такова традиция. Кроме того, это вкусно.

То же и с катанием с горки, а также выездами на санях: чем длиннее проезд, тем длиннее уродится лен. Идея плодородия распространялась и на человека. Молодежи было положено устраивать предбрачные игры — совместные катания на санях; дозволены были и прилюдные поцелуи.

Во время гуляний у масленичного костра распространены были сквернословия, выкрики и припевки эротического содержания. Холостых и незамужних не просто поощряли к скорому вступлению в брак, но и осмеивали, привязывая им к ноге или вешая на шею «в наказание» небольшой кусок полена, символизировавшего колодку. Поэтому их важно было задобрить — помянуть. Где-то первый блин оставляли на окошке — для предков, где-то относили на могилу, где-то съедали за упокой. Таким образом, он предназначался усопшим, был своего рода данью предкам, обеспечивающей связь с загробным миром. Так как на Руси блины были главным блюдом поминальной трапезы, они естественным образом стали частью и масленичных празднеств.

От Петра I до Антона Чехова: празднование московской Масленицы

По другой версии значение уходит корнями во времена языческого празднования, когда люди задабривали и «умасливали» весну. Отдельным мероприятием были обряды поклонения солнцу, связанные с магией круга - украшение деревянных колес лентами, хороводы и многое другое. Кульминацией Масленицы уже много веков считается сожжение чучела, символизирующее проводы зимы и начало нового плодотворного года. В этом 2023 году масленичную неделю традиционно условно разделяют на два периода. С понедельника по среду длится Узкая Масленица, с четверга по воскресенье — Широкая. В первые три дня принято заниматься хозяйством и домашними делами, а с четверга по воскресение веселиться, устраивать домашние вечера, ходить в баню и конечно же, печь вкусные, румяные и сытные блины.

Автор: Валентин Гребёнкин 20 февраля 2023, в 11:30 Просмотров: 1577 С 20 по 26 февраля в России будут проводить масленичную неделю с масштабными мероприятиями и традиционными символами. Рассказываем, почему на Масленицу пекут блины и откуда пошла такая традиция. Какая история у Масленицы? Масленица относится к языческим праздникам, корни которого уходят во времена Руси, задолго до её крещения.

Обряд древнего языческого празднования связан с проводами зимы и началом весны, которая несёт оживление в природе и солнечное тепло. Люди на Руси всегда считали зиму трудным временем из-за холода, голода и темноты. Поэтому приходу весны радовались все без исключения. Для наших предков весна неизменно символизировала начало новой жизни и время, когда почитают бога Солнца — Ярилу.

Главное - Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить! Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно не случайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем 26 февраля.

Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, близкими и даже самыми дальними - причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, человек не может не почувствовать, что не всегда бывает правым, что, кроме его требовательного "Я", есть еще и другие люди. И есть Бог, который видит все, даже сердце человеческое. Потому логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня! И я прощаю!

Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост. Так традиция лелеет и взращивает лучшее в сердце каждого, в душе народа. Лучшее, в котором нет места ненависти и злобе. В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, двери домов распахивались настежь, к столу приглашали не только ближних и дальних родственников, сослуживцев, соседей, но и нищих, и бездомных, и убогих.

Блины, да еще и "с бумажкой", то есть с деньгами, посылали в больницы, приюты, тюрьмы - царило всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, Масленица, гуляйте!

У четверга название «Разгуляй»! В этот день начинается широкая Масленица. Запрещались какие-либо хозяйственные дела, и все должны веселиться. Как правило, было принято устраивать всем народом катания на санках. Пятница — тещины вечерки. В этот день уже зятья приглашают своих тещ на блины. Суббота — заловкины посиделки. В этот день молодая жена должна была пригласить сестер мужа заловок в гости.

Она накрывала праздничный стол с целью понравиться гостям, ведь изначально сестры мужа с недоверием относились к невестке не весть откуда пришедшей. Воскресение — прощеное. В этот день следует навестить своих родных и близких и просить у них прощение. На протяжении масленичной недели нельзя есть мясо, но можно молочные продукты и рыбу. Основное блюда, конечно, блины. Очень много песен и прибауток, пословиц и поговорок русского фольклора связано с Масленицей, вот к примеру: Не житье, а масленица. После масленицы великий пост, а за страстною пасха.

Масленица - языческий праздник?

Церковь не сделала Масленицу своим праздником, но переосмыслила этот период года – дни, предшествущие Великому посту. СодержаниеИстория праздника Происхождение названия Когда отмечают Масленицу в России Масленичная неделя Традиции и обычаи Проводы зимы Где отмечать Москва Никола‑Ленивец Переславль‑Залесский Ростов. Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длиться семь дней. Масленица — это не просто праздник, это целая вселенная увлекательных традиций и верований, пронизанных духом старины и веселья.

Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами

В эти дни церковный устав запрещает есть мясо, но молочные продукты ещё разрешены. Однако Масленица — праздник светский, время, когда принято есть вволю, гулять и веселиться. Предполагается, что раньше Масленицу праздновали целых две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. Корень этого сакрального праздника обращен к древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Масленница. История праздника и традиции.

Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой — и, разумеется, главным блюдом, блинами. Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание. Впрочем, отсчет начинается еще в субботу — «малую Масленку». В этот день дети собирали по деревне старые лапти, подкарауливали на дороге возвращающихся с базара и били лаптями тех, кто не «вез Масленицу» — не запасся продуктами. Воскресенье посвящали визитам, в частности, тесть звал зятя «доедать мясо». Татьяна Ивашкова Гуляния на масленичной неделе Понедельник называется «встреча».

В этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а вечером сами приходят к сватам в гости. Начинают печь блины, первый блин отдают нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму Марена вместе с Ярилой ушли в отставку , с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной горе и начинают катания на санках. Вторник — «заигрыш». Происходят смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые. В среду-«лакомку» начинается главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины.

Четверг — «разгуляй», веселье достигает апогея. В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе. В пятницу «тещины вечерки» чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом. В субботу «золовкины посиделки» молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок. В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу — до следующего года. Татьяна Ивашкова Празднование наступления весны в Европе В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей.

Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. Первые карнавалы начали проводить в Италии венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским , затем во Франции и в других странах. До начала XVI в. Церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов масленичные торжества проходят очень скромно — в отличие от католических стран.

Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего — в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия. Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки».

Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие — забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал Швейцария немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки. В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда.

А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха… Масленица — время просить прощения и готовиться к посту Протоиерей Анатолий Малинин Масленица так называется потому, что в этот период времени, то есть в течение недели перед Великим постом , разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресение. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и Масленица также устанавливается не по числам. Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы.

Он говорит, что Масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование Масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос.

Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви. Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами. Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается Евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде.

Масленица при христианстве С приходом христианства, Масленицу стали праздновать перед Великим постом. Праздник уже не стал проводиться в одно и то же время, так как сытная неделя всегда выпадала на разные числа и месяцы весны.

Здесь церковь дала разрешение веселиться и гулять целую неделю. Начиная с понедельника масленой недели, люди начинали строить у своих домов горки, и приглашать гостей. Богатые люди пекли блины в четверг, а бедные заводили опару на блины в пятницу. Каждый день недели носил, да и сейчас еще носит свое название. Хозяйки старались сохранить в тайне свои рецепты блинов. Они могли передаваться только из поколения в поколение.

Интересно, что тещи считали глубоким оскорблением, когда их не приглашали в дом зятя, учить дочь печь блины.

Предполагается, что незваные гости привлекут в дом удачу и гармонию. Особое внимание обращают на первый испеченный на Масленицу блин. Полагают, что если он вышел толстым, в грядущем году придется хорошенько потрудиться, а если тонким, то впереди легкие и беззаботные времена. Молодые девушки с помощью блинов гадают на суженого. Так, хорошую хозяйку, у которой блинчики легкие и воздушные, ждет счастливый брак, а если тесто прилипает к сковороде, то до замужества еще далеко. Как сделать блины тонкими, легкими и вкусными — читайте в материале «Известий». Кроме того, блинов нужно печь много — чем их больше, тем удачнее будет год.

Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически.

При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия.

Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его.

Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы.

А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием.

В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе.

Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу.

Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования.

Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту.

Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе.

Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы.

Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду.

Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением.

Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением.

В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий