Башкирские народные праздники: йыйын. Праздник национального костюма проходит в республике согласно Указу Главы Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. Нардуган — Новый год — древний праздник зимнего солнцестояния у башкир и некоторых других народов Поволжья.
Зимние башкирские праздники
Один из любимых праздников татарского народа не имеет фиксированной даты и отмечается в каждом регионе в свое время — чаще всего в июне по окончании весенних посевных работ. Какого числа отмечают Сабантуй в 2023 году Для Сабантуя нет фиксированной даты празднования, поэтому дата его проведения ежегодно меняется. Как правило, Сабантуй приходится на июнь. В 2023 году праздник будут отмечать: 10—11 июня — в селах и районных центрах Татарстана; 17 июня — в Набережных Челнах; 24 июня — в Казани. Историческое происхождение и значение Сабантуя Сабантуй зародился много веков назад у тюркских народов, занимающихся земледелием. Название праздника происходит от тюркских слов "сабан" плуг и "туй" праздник. Этот день был приурочен к началу весенних посевных работ и отмечался в конце апреля.
Впервые он был описан в 921 году в трудах знаменитого исследователя Ибн Фадлана, который прибыл в Булгары послом из Багдада. Начало традиции праздновать окончание весенних полевых работ положил культовый обряд: люди задабривали духов плодородия, чтобы следующий год выдался урожайным. Сабантуй: обряды и традиции В старину Сабантуй включал в себя несколько обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему готовились заранее. Так, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников праздничных состязаний. Незадолго до Сабантуя дети отправлялись по домам и собирали крупу, масло и яйца, из которых потом варили кашу в большом котле.
После этого ребята постарше ходили собирать яйца, окрашенные в отваре луковой кожуры. Их отдавали торговцу, и на вырученные деньги устраивали угощение в поле. Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний — скачек, бега, борьбы на кушаках.
В это время запрещались охота на зверей и птиц, убой скота, рубка леса, сенокос, но именно этот период считался наиб. В эти дни в водоёмы бросали различные полевые цветы с пожеланиями благоприятного лета. Считалось, что проведение Н. Йола фольклоры.
Это было время передышки перед жаркой летней страдой. Сбор подарков проводился чаще молодыми парнями, где-то на лошадях, в других местностях пешком молодежь обходила дворы, возвещая о приближающемся Сабантуе и собирая дары. Как правило, большого разнообразия подарков не было, это были предметы женского рукоделия, отрезы, полотенца. Самым дорогим подарком были богато орнаментированные домотканые полотенца недавно вышедших замуж молодых женщин. Женщина становилась полноправным членом этой общины, ведь зачастую брали в жены девушек из других деревень. Обрядовое домотканое полотенце было своеобразной визитной карточкой умений молодой женщины. Тканые и вышитые полотенца ценились очень высоко и были самыми дорогими дарами наравне с барашком, которого выделяли богатые члены общины. Сбор подарков мог сопровождать гармонист с гармонью и тогда о переходе «сборщиков» подарков из дома в дом слышно было и на соседних улицах, звучали пожелания богатого урожая и удачного проведения Сабантуя в этом году. Во время обхода собирали сырые куриные яйца, которыми угощали во время Сабантуя участников состязаний. Основную часть праздника составляли состязания на майдане. Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег.
С 20 на 21 декабря самая длинная ночь, а 21 декабря - самый короткий день. После этого день начинает увеличиваться. Вы знаете, что сегодня День Зимнего солнцестояния! День зимнего солнцестояния был очень важным для наших предков. С самых давних времен башкиры почитали Солнце, понимая, что от его света и тепла зависит их жизнь. Для них день зимнего солнцестояния олицетворял победу света над тьмой.
Нардуган праздник - 58 фото
О его древности свидетельствует и название, которое происходит от древнетюркского «нар» «солнце», буквально «светило — свет, луч. Праздник проводится, когда солнце «рождается», то есть после зимнего солнцестояния, с 21 декабря по 7 января.
На круглом столе было высказано пожелание, чтобы «Йыйын» стал не только доброй традицией и ежегодно проводился на казахстанской земле, но с целью расширения географии можно было бы передавать эстафеты в другие регионы Казахстана. На празднике присутствовали и представители Алматы, Караганды, руководитель фольклорного башкирского ансамбля из Костанайской области. Для них это тоже положительный опыт, так как они не только получают положительные эмоции и впечатления, но и могут заимствовать полезное для своей общественной деятельности. Так как я параллельно руковожу Башкирском клубом в городе Барнаул, то у нас есть много общего для обмена опытом и знаниями.
В перспективе мы видим и иные точки сотрудничества, на круглом столе прозвучала идея по сбору информации о представителях башкирского народа, внесших существенный вклад в развитие Казахстана. Таковых немало, потому что в ходе наших научных исследований, мы нашли около 50 достойных сынов и дочерей башкирского народа, которые родились и жили на территории Казахстана. Среди них очень много ученых, инженеров, врачей, военных. Я считаю, что такая работа в виде энциклопедии или сборника известных башкир казахской земли, безусловно, украсит книжный мир Казахстана», — сказал Тимур Аюпов. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна.
Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причём, загадывание вслух не произносилось. Если «в ответ» кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием. В течение дня на месте празднества не смолкали песни, игры на кубызе, исполнялись пляски, игры. Женщины раскладывали пищу на листья, камни, приговаривая: «Вот тебе, кукушка, твою долю отдаём».
По словам информаторов, кукушка кукует ровно 60 дней: примерно с 18 мая по 18 июля. Особенно звонким становится её голос в начале июня. С этого времени кукушка «зовёт» особенно настойчиво. Вот тогда женщины с угощением для кукушки выходят на природу. К этому времени расцветают луга, душистые травы покрывают долины и горы. Женщины должны полюбоваться на цветы, деревья, травы, послушать пение птиц, кукушек, покормить их.
Женщины на празднике усаживались все вместе и исполняли популярные в данной местности песни. Также на празднике исполнялись различные игры и хорооды. Были популярны такие игры: «капка» - «ворота», «борсак сясеу» - «посев гороха», «самовар», «Наза», «арпа тапау» - «молотить ячмень» и т. За 2-3 дня до праздника хозяйка обходила дома родственниц, соседей, подруг, приглашая принять участие в ощипывании и потрошении гусей. Такое приглашение воспринималось с радостью. Женщины, девушки доставали из сундуков яркие платки, фартуки, платья, одевались во всё чистое, тщательно прятали волосы под платок.
Хозяин забивал гусей, женщины ощипывали, девушки мыли гусей в проруби у реки. Весь берег реки был заполнен молодёжью, так как помощь устраивалась сразу у нескольких хозяев. Юноши с гармошками поджидали девушек. С реки девушки и парни шли вместе. В праздничном ужине участвовали и молодые люди. После угощения начинались игры в фанты.
В таверне Богомилова это блюдо было презентовано в канун Нового 1919-го, года, под названием «Ш. В то неспокойное время сокращения всего было очень популярным, также как и яркие лозунги. Салат оказался дешевым, сытным и очень вкусным и завоевал популярность. А о том, как отмечают новый год в Башкортостане, какие традиции существуют у одного из древних народов Евразии, вы узнаете из видеоролика. Желаем приятного просмотра. Семейные встречи 7Я организованы в рамках проекта «Россия — мой новый дом».
Кыш-бабай был в виде духа. Фольклорист о башкирских новогодних традициях
В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник | Этот праздник также называется "рожденный солнцем", так как начиная с этого дня световые дни становятся длиннее, символизируя победу света над тьмой. |
В Аскинском районе прошёл народный праздник «Шэжэре байрамы» | На один день и только один раз за свою историю традиционный для башкир летний праздник превратился в зимние народные забавы. |
В Иглинском районе провели традиционный башкирский праздник
Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины: во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече. Он стал народным гулянием, куда из окрестных деревень пригла-шаются родственники, друзья, знакомые. Вот и в Б-Канчерово съехались в этот день гости и родные из соседних сел. Для праздника были накрыты богатые столы, наполненные блюдами национальной кухни. Местные жители с угощениями встречали каждого гостя праздника. Перед началом мероприятия собрался совет старейшин, они решали насущные вопросы, а в конце праздника огласили своё решение. Много национальных песен и танцев дарили участникам праздника самодеятельные артисты из Мухамедьярово, Юлгутлы, Зиянчурино, Барангулово, Чураево, Кувандыка. В рамках праздника проводились разные игры и состязания среди молодых людей.
Победитель, в старые времена, входил в число уважаемых членов общины. Традиционные соревнования включали в себя: бег с яйцом на ложках, командные соревнования на лыжах, бой мешками на бревне, бег с коромыслом и ведрами с водой и другие национальные забавы.
Фраза «Нардуган» буквально переводится как «рождение солнца». Подобно русским, татары и другие народы, отмечающие этот праздник, также жгут огромные костры, чтобы помочь солнцу возродиться и победить ночь. Для устрашения темных сил они также носили шубы наизнанку и маски козла, медведя и волка. Никогда не было праздника без юмора, когда старушки переодевались молодыми женщинами и наоборот. Если на следующее утро вас никто не узнал, это был хороший знак. Некоторые даже изменяли свой голос, чтобы их не узнали.
Вся ночь была наполнена шутками и розыгрышами, а также пожеланиями добра всем домам и счастья, мира и добра. Собирались молодые люди и на посиделки, где обязательным ритуалом было гадание. Чтобы узнать больше о женихе или невесте, их личности и о том, будут ли они жить долго и счастливо, их вели в будущее.
Этот праздник отмечался с 25 декабря по 7 января — люди одевали свои лучшие одежды, устраивали игры и гуляния и, конечно, готовили праздничные угощения. Чтобы в следующем году всех ждал достаток и удача, башкиры ставили на стол особое блюдо — аумаля. Оно напоминало по вкусу манную кашу, но вместо крупы использовались мучные клецки. Для приготовления этого блюда необходимо просеять муку, потом обмакнуть руку в сырое яйцо и потом обвалять в муке, чтобы получилась мелкая мучная крошка. Чем мельче — тем лучше! После этого засыпать получившую крошку в бульон и варить на медленном огне до готовности. Еще один вариант приготовления аумаля: нужно растопить сметану обязательно густую, деревенскую, с магазинным продуктом такой фокус не пройдет , после чего, постоянно помешивая, всыпать муку, посолить и довести до готовности.
Блюдо само по себе очень сытное и жирное, поэтому на стол его подают с хлебом или отварным картофелем. Это густой, наваристый суп, напоминающий одновременно и похлебку, и мясное рагу. Кстати, а в соседнем Татарстане «элеш» — это большой пирог с мясом и картошкой, а вовсе не первое блюдо. В праздничном элеше лук подается в полусыром виде. Фото: cooking-24. Не забывайте снимать пену, чтобы бульон был прозрачный. Через час после закипания бульон надо посолить и убавить огонь, а еще через полчаса — добавить лавровый лист и целую очищенную луковицу для аромата. В отдельной кастрюле нужно сварить 2 крупных моркови и 4 средних картофелины, крупно порезать их, а за 20 минут до окончания варки добавить их в кастрюлю с бульоном.
В этот раз очень хорошо выступают танцоры и певцы. Жаль, что я не знаю татарского языка. Парк наполняет детский смех: начались задорные национальные игры и показательные выступления по борьбе «Курэш». Это спортивное единоборство на кушаках — поясах. Гости праздника тоже участвуют в состязаниях по силовому экстриму: тяганию гири, борьбе на мешках, армреслинге и др. Кто кого? Атмосфера здесь замечательная! Я сразу поучаствовал в конкурсе по тяганию шестикилограммовой гири, поднял её 23 раза, и мне подарили гамак, — гордо сообщает Марат Арасланов. Для любителей рукоделия в «Сквере любви» организовали мастер-классы по изготовлению национальных сувениров, амулетов, праздничных коробочек со сладостями, тюбетеек и национальной обуви. А на площадке у самолёта прошли конкурсы, в том числе - на самую длинную и необычную косу. Участницы дефилируют по «подиуму».
Традиционный районный праздник башкирской культуры «Йыйын»
Ребята с удовольствием участвовали в национальных башкирских играх "Тюбетейка" и "Юрта", прыгали в мешках, строили домики для грачей, играли в музыкальную игру "Солнышко и дождик". Праздник получился весёлым и ярким, а подготовили и провели его музыкальный руководитель Елена Владимировна Данилова,воспитатели Гульназ Муслимовна Насырова и Олеся Георгиевна Иванова.
Для празднования собирались в одном из домов аула, каждый приходил с кушаньями. Для того, чтобы предсказать, каким будет наступающий год, хозяевам задавались иносказат. Девушки собирались отдельно на аулак, урнаш см. Праздник продолжался на улице: пели, плясали, играли в народные игры. В последующие дни ходили друг к другу в гости.
В Бурзянском районе прошел национальный праздник «Сабантуй-2023» 06 июня 2023, 05:53 В программе праздника в Бурзянском районе были конные скачки, борьба куреш и другие спортивные состязания, игры, выставки, ярмарки, выступления артистов художественной самодеятельности. Национальная борьба куреш объединила многих в центре майдана.
Поединки участников отличались привлекательностью и борцовским духом.
Через час после закипания бульон надо посолить и убавить огонь, а еще через полчаса — добавить лавровый лист и целую очищенную луковицу для аромата. В отдельной кастрюле нужно сварить 2 крупных моркови и 4 средних картофелины, крупно порезать их, а за 20 минут до окончания варки добавить их в кастрюлю с бульоном. Затем нужно тонко нашинковать около 500 граммов белокочанной капусты и также высыпать в бульон к остальным овощам. А когда уже все овощи станут мягкими, в кастрюлю надо добавить большую луковицу, порезанную толстыми кольцами. Да-да, лук башкиры предпочитают в блюдах без всякой обжарки, почти в сыром виде — вот такая вот национальная кулинарная особенность. Подают элеш на стол следующим образом: бульон разливают по глубоким пиалам, добавляют кусочки нарезанной говядины и овощей и щедро посыпают рубленой зеленью.
Не менее популярным является блюдо катлама — это рулет из теста и мяса, который отваривается или готовится на пару. Для приготовления катламы сначала надо замесить тесто. Для этого смешиваем яйцо, 150 мл воды, 3-3,5 небольшие чашки муки и половину чайной ложи соли. Должно получиться тесто, напоминающее пельменное — ему нужно дать отлежаться, чтобы оно стало пластичным. Катлама, как и бешбармак, может стать главным блюдом новогоднего башкирского стола. Фото: gastronom. Для этого сначала перекрутим на фарш полкило жирной баранины и большую репчатую луковицу, посолим и поперчим.
Затем тесто нужно раскатать, разложить на нем фарш немного отступая от краев. Сверху посыпать фарш натертым вареным яйцом и мелко нарезанным зеленым луком, после чего свернуть в рулет и хорошенько защипнуть края, чтобы начинка не высыпалась и смазать растительным маслом.
В Пермском крае прошел национальный праздник башкир и татар «Барда-Йыйын»
Во время праздников башкиры исполняют народные танцы Запреты в традициях башкир Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией. Основные праздники народа Башкир. Башкирская этнодеревня была одной из самых ярких с богатым и разнообразно украшенным убранством и пользовалась заслуженной популярностью у гостей праздника. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне.
Башкирские праздники
В Аскинском районе прошёл народный праздник «Шэжэре байрамы» - Культурный мир Башкортостана | Башкирские народные обычаи Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции Древний тюркский народ, башкиры, смогли за свою многовековую историю сохранить многие традиции, язык, обряды. |
Башкирские праздники | В Башкирии 19 марта традиционно отметили республиканский праздник весеннего равноденствия «Навруз», сообщили «Башинформу» в минкультуры региона. |
Зимние башкирские праздники - - все о праздниках и празднованиях | Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. |
Башкиры Нижнекамска отметили национальный праздник урожая Сумбуля — НТР 24 | это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. |
Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"
Главная Наша деятельность Новости В Бурзянском районе прошел национальный праздник «Сабантуй-2023». Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. Потому башкиры не закапывали умерших зимой в землю. Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье.
В Иглинском районе провели традиционный башкирский праздник
Башкиры и киргизы Оренбургской губернии на снимках Карла Андреевича Фишера. Семья башкиров летом на кочевке. Йыйын является башкирским праздником с древней родословной. Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, как отмечают учёные, сложились у башкир-кочевников ещё в недрах первобытно-общинного строя. Йыйын возник как орган родоплеменного самоуправления общины, в функции которого входило решение проблем войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий, порядка перекочёвок, улаживания межродовых споров, трений. В работе йыйына участвовали только взрослые мужчины.
Особую роль на йыйын играли старейшины рода — аксакалы. Их слово было решающим. Аксакалы назначали день празднества, совпадающий со временем перекочевки, собирали средства на его проведение, выполняли судейские функции при определении победителей. И позднее, при переходе к оседлому образу жизни, основные черты йыйын сохранились. Йыйыну предшествовал совет аксакалов курултай с правом решающего голоса.
Йыйын завершался празднествами с приглашением гостей.
Это может быть показателем, что болота замерзли. По этой причине ен уган или нард уган, то есть нард и ен имеют одно значение - черт, шурале. Некоторые современные деятели указывают, что Нардуган якобы праздновался и летом, связывают с солнцестоянием. Этого не могло быть, Нардуган зимний праздник, когда черти спят подо льдом. Портал в подземный мир закрыт. Надо отдать должное, что именно черт научил людей письму. Отсюда и черт — черта - чертить имеют общие корни. Этот момент можно пропустить скептикам, не читать. Имя третьего сына Адама с Евой Шет chert.
Описывается как он занимался обучением людей письменности. И этот момент вызывает недоумение, кого же он мог обучать, если он третий сын первых людей. Здесь может быть объяснение в том, что в Библии отсутствует начало. Посмотрим на Адам с английского языка: Эдем. Так называется райский сад. Изгнана была Ева из Эдема за блуд. Отсюда и частый сюжет в мифологии о детях, рожденных богом и земной женщиной или, наоборот, рожден богиней. Тор, Геракл, волшебник Мерлин, Ромул и Рэм, и мн. В этом ряду и мифологический креститель Руси Владимир, по странному совпадению, имевший двенадцать сыновей и сам рожден служанкой от князя. Что сопоставимо с дедом Морозом и с его двенадцатью месяцами.
Кстати, отцом Ромула и Рэма считался Марс. У некоторой части башкир Челябинской и Курганской областей бытует мнение, что слово "шайтан" нельзя произносить вслух и следует его заменять на Мартук. И это имя по фонетике совпадает с Мардук, чередование т - д. Слово месяц используется как календарный и месяц в значении луна часть луны. В башкирском языке ай также имеет два значения: луна и календарный месяц. Луна казалась чем-то вечным, то, что существовало всегда мэнге. Частицы луны света, мун одни народы сохранили вариант ай, другие мэн мин, мен, ман , местоимение первого лица. В представлении древних Ай передвигался по небу на санях, запряженных оленями нарты. Здесь прослеживается параллель с Санта Клаусом. Так форма йул йол в значении путь обретет форму кол, далее сангы йул приобретает вид Санта Клаус.
У северных народов название имеет в корне «йул» кол. Не только луна связана с вечностью, но и подземный мир. Отсюда и соответствующие названия. Aes санскр, ayas, готское aiz, герм. В английском языке еуе — глаз, в башкирском языке куз. Утверждается, что вариант око в русском языке и английское еуе имеют общее происхождение. Добавим, в башкирском языке ай луна тогда может иметь форму ак светлый, белый. Свет, дающий знания. Как уже рассматривали, людям знания принес черт шайтан. Азербайджанский Шахта Баба как нельзя кстати подходит.
Черт получил знания в саду Эдем, соблазнил там деву и был низвергнут. В индуизме это асуры низвергнутые Индрой. Здесь просто наступление зимы и уход людей в летние кочевья. В русском языке однокоренные с Индрой заиндевелый, иней. Узбеки сохранили название зимних стойбищ — кышлык кишлак. В переводе с башкирского языка индра - заставляет зайти внутрь, укрыться. О празднике зимы и связи с Рождеством.
Неподалеку проходили традиционные соревнования: бег с яйцом на ложках, командные соревнования на лыжах, бой мешками на бревне, бег с коромыслом и ведрами с водой и другие национальные забавы. По словам председателя молодежного крыла Башкирского этнокультурного объединения «Акбузат» Закира Бикмухаметова, изначально «Йыйын» проводился как собрание башкирских родов. В рамках празднования люди могут насладиться концертной программой Учалинской филармонии Республики Башкортостан, поучаствовать в спортивных состязаниях и принять участие в мастер-классах», — сказал председатель молодежного крыла. На мероприятии также присутствовали гости из регионов Казахстана, Башкортостана и России. Тимур Аюпов прибыл из Барнаула для участия в круглом столе и празднования «Йыйын» по приглашению Башкирского этнокультурного центра «Акбузат». Вчера во время круглого стола сделал обширный доклад на тему «Проблемы самоидентификации и самоорганизации башкир Казахстана», где использовал статистические данные, сделал исторический обзор, как башкиры появились на территории Казахстана и Центрально-азиатского региона, какими были особенности формирования башкирского этноса. Мой интерес не праздный, а научный, потому что тема моего исследования - «Башкиры Центральной Азии». Из всех пяти Центральноазиатских республик именно в Казахстане и Узбекистане были созданы отдельные башкирские этнокультурные объединения. Потому что в основном, во всех бывших советских республиках создаются татаро-башкирские этнокультурные объединения.
Украшением праздника стали концертные номера вокального ансамбля «Тылсым» СДК с. Также была организована юрта, где был представлен быт башкирского народа. По окончании мероприятии гостей и участников соревнования ждал горячий плов и чай.
В Пермском крае на празднике «Барда-зиен» гости познакомились с культурой башкир и татар
Зимние национальные праздники башкир список. Башкирские национальные праздники 1. Наиболее древний башкирский праздник йыйын народное собрание. 6 июля 2019 года в селе Башкирское Канчерово прошел национальный обрядовый праздник «Йыйын» (народное собрание). Почти все праздники эстонского народного календаря связаны с прогнозами погоды, земледелием и скотоводством — основными занятиями древних Пяртеля — не исключение.
Культура и традиции
- Башкирия провела в Москве «Зимний сабантуй»
- Смотрите также
- Урок 27. Национальные праздники башкир - YouTube
- Праздники Башкортостана — Википедия
- Урок 27. Национальные праздники башкир - YouTube