В основу сценария положена история советского офицера Александра Печерского, организовавшего побег из нацистского лагеря смерти Собибор в 1943 году.
Документальный фильм «Собибор. Побег из лагеря смерти» (2023): к 80-летию восстания
Эту уникальную историю, которую в Новогрудке называют историей не смерти, но жизни, воплощает в кино группа под руководством режиссера и директора студии исторических фильмов Владимира Бокуна по заказу телеканала ОНТ. В ее основу легли воспоминания одного из узников Новогрудского гетто, впоследствии попавшего в отряд Бельских, Джека Кагана. Он выжил и написал книгу, описанные в ней события стали сюжетом документального фильма. Примечательно, что документалисты пригласили к участию в съемках жителей Новогрудчины. И люди откликнулись. Для них это история родной земли, людей, которые здесь жили, сопротивлялись насилию и смерти.
Потому каждый такой фильм, каждая история уникальны".
Так жаждущему боя Петшиковскому предоставилась возможность бороться с захватчиками — пусть и не на поле боя, а на ринге. Уникальность «Чемпиона» в первую очередь в том, что здесь концлагерь показан жестко и натуралистично, но сам сюжет оказывается вовсе не о страдании, а о героизме и подвиге. Петшиковский выглядит настоящим титаном, восстающим против несправедливости и жестокости, и потому «Чемпион» менее всех прочих фильмов о лагерях смерти привязан к мрачной фактуре и традиции. Скорее он собирает из осколков и воспоминаний миф — красивый, яркий, впечатляющий.
Мне показались неестественными диалоги в сценах убийства. Они похожи на набор фраз надерганный из воспоминаний очевидцев и как-то как вышло? Я сам тебя убью. Мне бабы говорят, что от меня пахнет смертью. Неожиданно выкрикивает офицер, через секунду после того, как ему в шею воткнули ножницы.
Фраза яркая, запоминающаяся, но смешно же думать, что в ситуации болевого шока кто-то может такое сказать? Рефлексия по поводу баб, вместо дикого яростного крика?. Не верю! Также неловко в одну из сцен убийства встроена декларация общей идеи фильма, напоминающая какой-то бред пьяного сознания. Шломо, мальчишка лет 16-ти, убив офицера, не долго думая, достаёт клещи, наклоняется к лицу своей ещё живой жертвы и что-то там делает - что именно, Хабенский целомудренно оставляет за кадром. Ты хотел запонки? Я сделаю их из твоих зубов. И уходя бросает: Научили евреев убивать! Можно подумать - евреи раньше не умели. Я убил.
В реальной истории лагеря Шломо Подхлебник и Иосеф Курц бежали из Собибора за несколько месяцев до восстания: во время похода за водой они убили конвоиров их не поймали. В титрах говорится, что мальчишка Шломо, вырвавший зуб своей первой жертве, продолжает свой путь возмездия: по всему миру он преследует фашистов, сбежавших от правосудия, и лично убивает ещё 18 человек, уже после войны. Авторской позиции по поводу такого возмездия фильм не даёт - но как-то само собой разумеется, что такая месть стоит над любым законом. Резюмирую Фильм сильный, но очень "рваный". В пекло эти упреки. Но если бы у Хабенского было больше опыта, он бы сумел выстроить цепочку убийств немецких офицеров, как неизбежность эффекта домино. Вот тогда было бы настоящее мощное впечатление - как минимум, с точки зрения режиссуры. Но я всё равно прошу не писать в комментариях, что наши "снимать не умеют". Если вы так считаете - идите и пробуйте сами! Может, у вас выйдет лучше.
А эта работа Константина Хабенского ценна тем, что он попробовал снять не "продукт киноиндустрии", а сделать то, что его волнует лично. И зрителю сейчас, как никогда, нужно серьезное кино о фашизме - о его смысле и его реальности. Потому что он воскрес и растет быстро - это не очевидно только слепому. Нам нужна настоящая память, а не "поделки" на историческом материале. Хабенский в этом смысле не сказочник, и не варвар, потому что довольно аккуратно обошелся с фактами, хотя и не во всём. Поэтому мне интересно, что он будет как режиссер снимать дальше. А в этой картине мне как зрителю не хватило правды, не хватило ответа на вопрос: что нам делать с фашизмом сегодня? Осуждать морально? И при этом смотреть сквозь демократические свободы, как его поддерживают оружием? А что потом, когда эти твари начнут выигрывать выборы по всей планете - нам останется толпой бежать через открытые ворота, надеясь, что перекрестный пулеметный огонь будет не смертельным "как в кино".
Люди хотели жить, и ради этого сделали немыслимое. На протяжении четырех месяцев они копали тоннель, который начинался в бараке и заканчивался за колючей проволокой. В 250-метровом тоннеле устроили воздухоотводы и даже провели электричество с помощью обрывков украденных у фашистов проводов. Работа была окончена в двадцатых числах сентября 1943-го. И 26 сентября гетто опустело.
Ушли практически все, в бараке осталось лишь несколько человек". Большинство спасшихся узников гетто примкнули к действовавшему на Новогрудчине партизанскому отряду братьев Бельских.
Представлен российский фильм о побеге узников из концлагеря Собибор
Телепрограмма. Новости. К 80-летию восстания в нацистском лагере смерти Собибор Ростовский филиал ВГИКа, проект «Цифровая история» и телеканал «Звезда» представят премьеру нового документального фильма Фонда Александра Печерского – «Собибор, побег из лагеря смерти». Как Красная Армия освобождала лагеря смерти на территории Польши, что обнаружили за заборами с колючей проволокой и кто из узников сумел дожить до этого счастливого дня – об этом в документальном фильме. "Собибор: побег из лагеря смерти": новый документальный фильм представили в РостовеСкачать. Побег из лагеря смерти. Завтра, 3 мая, в российский кинопрокат выходит фильм "Собибор", ставший дебютной режиссёрской работой Константина Хабенского. Предлагаем подборку топ-20 лучших фильмов про концентрационные лагеря.
Понравилось? Не забудьте расшарить!
- 80-летие подвига в Собиборе
- Фильм расскажет о восстании советских военнопленных в Собиборе
- ПОБЕГ ИЗ КОНЦЛАГЕРЯ 2023 – смотреть видео онлайн в Моем Мире | SAVA MOLODOY
- Побег из Лагеря смерти HD Северная Корея
- Документальные фильмы про побеги из лагерей
«Собибор: побег из лагеря смерти»: новый документальный фильм представили в Ростове
Выход картины приурочен к 80-й годовщине восстания в Собиборе. Переоценить вклад Музея Победы в увековечение памяти Александра Печерского и в популяризацию истории Собибора невозможно. Именно в Музее Победы прошла первая выставка, посвященная Александру Печерскому. Пять лет назад здесь прошел траурный митинг, посвященный 80-летию восстания в Собиборе. В акции приняли участие около 2,5 тысячи человек», — подчеркнул председатель правления Фонда Александра Печерского, один из создателей фильма Илья Васильев.
Этот момент отражен и в фильме "Собибор": Печерский помог голландцу, которому издевающийся немец разбил очки, расколоть "весь в сучках, узловатый, твердый" чурбак за пять минут. Он чудом расколол его, и Френцель, внезапно проникнувшись уважением, предложил красноармейцу сигареты и еду, но тот отказался: "Очень благодарен. Питания, которое я здесь получаю, мне вполне хватает". В этот момент Печерский ощутил волну признания от других узников: "Я смотрел на моих товарищей, и сердце разрывалось на части.
Хотелось сказать им: "Держитесь, ребята! Выше головы! Пусть враги чувствуют, что мы остаемся людьми". Но они и так понимали меня. Без слов". Впрочем, составители новой книги о Печерском, "Собибор: Хроника восстания в лагере смерти", вышедшей аккурат к релизу фильма, отмечают, что эпизод этот появляется в позднейших редакциях его мемуаров. Вместе с несколькими заговорщиками Печерский готовит опасный план: завлечь под разными предлогами в закрытые места всех офицеров, убить их, а затем бежать, воспользовавшись сумятицей. То, как воплощается этот план, Хабенский воссоздал на экране очень скрупулезно: в фильм попал в том числе и важный для Печерского его роман с еврейкой из Гамбурга по имени Лука в более поздних редакциях — Люка.
Но роман этот был притворный, для прикрытия от тех возможных коллаборационистов, которые могли присутствовать среди узников. До самой смерти, как рассказывает дочь Печерского, он хранил у себя рубашку ее отца, которую она пронесла через всю войну и которую подарила ему. Другой возможности сбежать, кажется, нельзя было и придумать. Печерский рассказывал о других, печально закончившихся попытках восстания в Собиборе: "Была неудачная попытка прорыть подземный ход. Был случай, когда два коммуниста, работавших в ближайшем лесу с группой лагерников, задушили охранника и бежали. Всех остальных из той группы доставили из леса и расстреляли. Свыше семидесяти евреев из Голландии решили подкупить охранника. Руководителем этой группы был журналист, которого они звали "Господин капитан".
Сколько немцы ни пытали его, он никого не выдал и до последней минуты говорил, что собирался бежать один. С того времени стали три раза в день пересчитывать лагерников, и делает это не кто-нибудь, а сам начальник лагеря обершарфюрер Френцель". Самыми точными эпизодами в фильме представляются именно эти, самые кинематографичные, — убийства эсэсовских офицеров. Их всех заманили под схожими предлогами: приглашали примерять различные вещи, костюмы, снятые с убитых евреев. Когда они снимали кобуру, их сильно били по голове: "…Когда унтершарфюрер вошел, все, как обычно, встали. Шубаев отошел к краю стола. У ножки стола стоял топор, прикрытый гимнастеркой. Унтершарфюрер снял пояс с кобурой вместе с пистолетом и положил на стол.
Снял френч. Портной Юзеф сразу же подскочил с костюмом и стал его примерять Бергу. Сеня пододвинулся к столу, чтобы, в случае необходимости, он смог перехватить пистолет. Под предлогом лучшего освещения, Юзеф повернул немца спиной к Шубаеву. В этот момент Шубаев ударил фашиста обухом топора по голове. Тот так заорал, что лошадь на дворе вздрогнула, навострила уши и рванулась. К счастью, одному из парней удалось схватить лошадь за уздечку. От второго удара немец замолк навсегда.
Труп задвинули под кровать и закрыли тряпками. Вытерли и накрыли следы крови на полу". Единственный, кто выжил тогда из начальства Собибора а всего было убито 11 офицеров , — это начальник лагеря Карл Френцель. Позже он руководил демонтажем Собибора, который, по разным слухам, скомандовал произвести лично Гиммлер, услышав о массовом побеге. Френцель прятался во Франкфурте до 1962 года, когда его поймали и осудили на пожизненное заключение. Он пережил даже Печерского и умер в 1996 году. А Печерский и большая часть лагерников в тот момент побежали под пулеметным огнем с вышек, на которых были охранники, лишь в последний момент догадавшиеся, что в лагере что-то случилось. Всего из Собибора таким образом пытались бежать около 600 человек.
Об этом узнает повар лагеря Клаус Кох, который мечтает после войны открыть в Иране собственный ресторан. Он настаивает, чтобы Жиль научил его языку фарси. Камье еще не догадывается, какую цену ему придется заплатить за обман.
На кострах мы сжигали документы, фотографии и другие бумаги, а также малоценные вещи. В удобные моменты мы бросали в костер также деньги и ценные вещи, найденные в карманах и чемоданах, чтобы все это не досталось немцам. Через некоторое время меня перевели на другую работу. Во втором лагере построили три барака, специально для женщин. В первом из них женщины снимали обувь, во втором — одежду, в третьем им стригли волосы. Меня назначили парикмахером в третий барак. Нас было двадцать ребят — парикмахеров. Стригли мы ножницами, а волосы складывали в мешки.
Работая во втором лагере, в июне 1943 года, я невольно наблюдал картины страшного нечеловеческого обращения с невинными людьми. На моих глазах из Белостока пришел эшелон, до отказа наполненный совершенно голыми людьми. Очевидно, немцы боялись побега заключенных. Полуживые в этом эшелоне были перемешаны с мертвыми. Людям в дороге не давали ни пить, ни есть. Еще живых обливали хлорной известью. Гестаповцы в лагере часто бросали детей на землю, били их сапогами, раскраивали черепа. На беззащитных натравливали собак, которые разрывали людей в клочья.
Многие не выдерживали и кончали жизнь самоубийством. В пристройке работала электрическая машина, вырабатывающая удушающий газ. Выработанный газ поступал в баллоны, из них по шлангам в помещение. Обычно через 15 минут все находившиеся в камере были задушены. Окон в здании не было. По его сигналу прекращалась подача газа, пол механически раздвигался и трупы падали вниз. В подвале находились вагонетки, и группа обреченных складывала на них трупы казненных. Вагонетки вывозились из подвала в лес третьего лагеря.
Там был вырыт огромный ров, в который сбрасывались трупы, затем они засыпались землей. Люди, занимавшиеся складыванием и перевозкой трупов, тут же расстреливались. Был такой случай. Несчастные взломали дверь и пытались разбежаться. Гестаповцы многих убили, а остальных загнали обратно. Механики быстро наладили машину, и все пошло своим порядком. Одна из заключенных, ухаживавшая за кроликами, которых немцы разводили для себя, увидела сквозь щели кроличьего закута шествие голых женщин и детей. Идущие ни о чем не догадывались и мирно переговаривались между собой на разных языках Европы о том, какая жизнь предстоит им в лагере.
Бывало и по-другому. Ее насмерть избили прикладами карабинов. Среди немецкой прислуги третьего лагеря особенно был страшен берлинский боксер Гомерский, хваставший тем, что убивает человека с одного удара. Зато другой сентиментальный немец обходил голых детишек, обреченных на смерть, гладил их по головкам, совал конфеты и бурчал: — Здравствуй, милочка. Только смотри, не бойся, все будет хорошо. Однажды из третьего лагеря раздались особенно страшные крики. Оказалось, что детей и женщин живьем бросают в огонь. Это были забавы — экстра для гестаповцев.
Действительность лагеря изобиловала фантастическими драмами, перед которыми меркнет любое воображение. Какой-то голландский юноша, работавший на сортировке только что прибывших вещей, неожиданно увидел вещи своих родных. Вне себя он выбежал из склада, где работал, и в толпе идущих на казнь узнал всю свою семью. Другой юноша среди задушенных нашел тело своего отца. Он пытался украсть и собственноручно зарыть это бедное родное тело. Немцы убили и сына. Все эти подробности ничем не отличаются от страшных и отвратительных рассказов о том, что делалось на Майданеке или в Треблинке. Может быть, единственное, в чем проявилась фантазия и личная инициатива собиборских палачей, это в способе скрывать от окружающего населения свою работу.
Они развели в подсобных хозяйствах лагеря стада гусей, и когда производилась расправа, этих гусей дразнили и заставляли кричать. Немцы, таким образом, заглушали стоны и плач своих жертв. В Собибор была доставлена специальная земляная машина. Могильный ров был раскопан. Машина подавала выкопанные трупы на костры, разложенные под рельсами. В такие дни по всей округе слышен был трупный запах. И вот в этом страшном месте, реальность которого, как она ни документальна, все же кажется диким вымыслом больного мозга, на этом маленьком пространстве испоганенной немцами земли 14 октября 1943 года произошло восстание, кончившееся победой заключенных. Во время этого восстания было убито 12 немцев, виднейших из несущих охранную службу офицеров — руководителей лагеря — и четыре рядовых охранника.
После восстания Собиборский лагерь был уничтожен. Как это произошло? Чья человеческая сила оказалась достаточно стойкой и организованной, чтобы противостоять немецкому железу, направленному на безоружных? У кого в этой страшной атмосфере смерти и унижения нашлись воля, ум, дальновидность? Остальных немцы задушили и сожгли. В числе оставшихся был офицер Александр Аронович Печерский. II Печерский родился в Кременчуге, в 1909 году. С 1915 года он жил в Ростове-на-Дону.
В последние годы перед войной его основная профессия была — руководство художественной самодеятельностью. В первый же день Отечественной войны Печерский был призван в армию и в сентябре 1941 года был аттестован как техник-интендант II ранга. В октябре он оказался в окружении на Смоленском направлении и попал в плен. В плену заболел тифом, провалялся больной в ужасающих условиях в течение семи месяцев. Только чудом Печерский выжил после тифа. Тифозных больных немцы расстреливали. Ему удалось скрыть свою болезнь. В мае 1942 года Печерскому удалось бежать, но в тот же день он был пойман вместе с четырьмя другими беглецами.
В Минск они прибыли уже осенью 1942 года. Здесь прибывшим предстояла процедура медицинского осмотра. Так было обнаружено, что Печерский — еврей. Его повели на допрос. Печерский признался. Если бы он не признался, он был бы избит плетьми. В подвале было абсолютно темно, из него никуда не выпускали. Кормили через день: 100 граммов хлеба и кружка воды.
Там он пробыл до середины сентября. В этом лагере находилось около пятисот евреев-специалистов из Минского гетто, а также евреи-военнопленные; было там и человек двести-триста русских. Русские попали в лагерь за связь с партизанами, прогул на работе и т. Лагерники жили впроголодь, главным образом, тем, что удавалось украсть у немцев. Работали с рассвета до темна. Иначе он просто заболевал. Надо было посмотреть ему в лицо, — это садист: тощий, верхняя губа вздрагивает, левый глаз налит кровью. Всегда в пьяном, мутном похмельи.
Что он вытворял! Ночью кто-то вышел оправиться. Вакс застрелил его из окна, а утром с упоением показывал своей даме труп убитого: вот моя работа. Люди строятся в очередь за хлебом. Обычное развлечение Вакса травить лагерников собаками, причем защищаться от собак не полагалось, — это любимцы Вакса. Из общего гетто приводили женщин в баню. При этом всегда присутствовал Вакс и собственноручно обыскивал голых женщин. В лагере были случаи массового побега.
Иногда заключенным удавалось там стащить и оружие. Таким образом группа в пятьдесят человек, работавшая в продуктовом складе, ухитрилась раздобыть некоторое количество гранат, пистолетов и патронов. За день до побега их намерение было обнаружено. Их выдал шофер, с которым была договоренность: за двадцать тысяч марок он обещал вывезти их с территории лагеря. Выданных беглецов немцы согнали в подвал сгоревшего дома, окружили усиленной охраной и спустили собак. По замыслу немцев все при этом должны были остаться в живых: для дальнейших издевательств и пыток. Затем всю группу повели через город с поднятыми вверх руками. В лагере все началось сначала: избиение плетьми, травля собаками.
Каждого в отдельности уводили в жарко натопленную баню. В бане был бассейн с горячей водой. Эта группа в пятьдесят человек состояла исключительно из евреев-военнопленных. В сентябре 1943 года лагерь начали разгружать. Они ехали четверо суток в вагонах с забитыми окнами, без хлеба и воды. На пятые сутки поезд подошел к полустанку Собибор. Печерский прибыл в Собибор после двухлетнего пребывания в немецком плену, умудренный горчайшим и страшным опытом, достаточно видевший и перенесший, чтобы сразу ориентироваться в открывшейся перед его глазами обстановке нового лагеря. К нам подошел незнакомый человек лет сорока.
Массовый побег из «лагеря смерти»
Побег из лагеря смерти»? |. Чем закончился самый массовый побег из фашистского лагеря смерти. В основу сценария положена история советского офицера Александра Печерского, организовавшего побег из нацистского лагеря смерти Собибор в 1943 году. Военный, драма. Режиссер: Константин Хабенский. В ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль и др. Пленный солдат устраивает восстание в лагере смерти. Сохранились письма, документы, ордена и медали узников, которые смогли восстать против надзирателей лагеря Собибор и сбежать из него.
О чем повествует документальный фильм «Собибор. Побег из лагеря смерти»?
Побег из лагеря смерти» состоялась в Музее Победы |. Предлагаем подборку топ-20 лучших фильмов про концентрационные лагеря. 1:35:24 Увлекательный про Войну Побег из Лагеря Остросюжетное Русское Кино 2017 HD. После побега Владимиру Шепете удалось несколько дней скрываться в окрестностях лагеря и раздобыть гражданскую одежду. В нацистском лагере смерти Собибор произошло восстание и побег заключенных. Собибор. Он появился в рамках операции "Рейнхард", целью которой было массовое уничтожение еврейского населения.
Собибор (2018)
От создателя «28 панфиловцев». Собибор Фильм рассказывает о восстании заключенных в нацистском лагере уничтожения «Собибор» 14 декабря 1943 года. Восстание возглавил советский офицер Александр Печерский. Совершив побег из лагеря с группой товарищей, он смог присоединиться к партизанам, продолжил участвовать в сражениях, выжил и уже в 1960-х года написал небольшую книгу воспоминания о восстании в «Собиборе». Судьба героя легла в основу сценария.
Это реальный персонаж, советский офицер, который знал военное дело, объединил вокруг себя стольких людей. Безусловно, такие люди нужны нам в качестве героев. Насчет актеров, Костю Хабенского вы уже видели, также мы ведем переговоры со звездой категории А, которая в ближайшее время подтвердит свое участие", — рассказал Малюков. Режиссер отметил, что фильм будет "не очень дешевый".
Восстание узников концлагеря, располагавшегося на юго-востоке Польши, возглавил советский офицер Александр Печерский, которого в картине сыграл известный актер Константин Хабенский, сообщает сайт Минкультуры России. Открывая презентацию, глава РИО Сергей Нарышкин отметил, что «подвиг узников Собибора живет в памяти людей самых разных стран и объединяет их независимо от внешнеполитической конъюнктуры». В свою очередь, отмечая подвиг узников Собибора, министр культуры России Владимир Мединский напомнил, что большая часть сбежавших позже была поймана фашистами и расстреляна, «удалось спастись лишь десяткам, в том числе Александру Печерскому, вернувшемуся в ряды Красной армии». Сам Александр Печерский не был отмечен за побег, хотя обладал боевыми наградами.
Собибор Фильм рассказывает о восстании заключенных в нацистском лагере уничтожения «Собибор» 14 декабря 1943 года. Восстание возглавил советский офицер Александр Печерский. Совершив побег из лагеря с группой товарищей, он смог присоединиться к партизанам, продолжил участвовать в сражениях, выжил и уже в 1960-х года написал небольшую книгу воспоминания о восстании в «Собиборе». Судьба героя легла в основу сценария. Это история большого мужества, стойкости, изобретательности, с которой заключенные готовили побег.