Российский президент Владимир Путин в рамках совещания с правительством по экономическим вопросам заявил, что проекты по развитию государства обсудят в мае 2024 года на совместном заседании Госсовета и Совета по национальным проектам.
Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике
Особое внимание власти уделяют ценам на социально значимые товары. Для этого у правительства есть эффективные инструменты: ограничение экспорта и снижение импортных пошлин. Кроме того, ФАС будет следить за необоснованным повышением цен со стороны ритейлеров. Они были разработаны после выборов президента РФ в 2018 году и стали главным инструментом достижения национальных целей, обозначенных главой государства на пять лет. Нацпроекты охватывали три направления: "Человеческий капитал", "Комфортная среда для жизни" и "Экономический рост". Уже сейчас видно, что, несмотря на все сложности, с которыми столкнулась страна за пять лет, нацпроекты доказали свою эффективность. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил правительству актуализировать их и продлить до 2030 года. Но после выборов президента РФ в марте 2024 года глава государства поставит новые долгосрочные цели, и возможно, появятся новые нацпроекты.
С 2024 года пилот будет расширяться, а Минфин испробует его на социальных платежах. Цифровые валюты ускорят переход стран на расчеты в нацвалютах. Операции в цифровых валютах абсолютно прозрачны. Цифровой рубль нельзя похитить. Но для большинства людей главный плюс цифрового рубля — это бесплатные мгновенные переводы любых сумм.
Если раньше Россия была страной возможностей заработать, чему, собственно, и посвящена нынешняя конституция страны, то со временем Россия вновь станет страной, служащей идее.
И контуры этой идеи уже просматриваются. Это традиционные религии России, адаптированные к Православию. Неадаптированные учения же будут преследоваться и подавляться. За неправильное христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие верования будут сажать. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас, однако сегодня пока что не имеет критического значения, в какую церковь кто ходит и в каких ритуалах участвует. Если люди успешно решают ставящиеся перед ними задачи, то пусть ходят в мечеть или на одитинг сколько душе угодно.
Однако в будущем вопрос религии вновь станет вопросом политическим и посещение неправильных собраний само по себе станет основанием для краха карьеры, тем более что через религиозные организации активно давно действуют иностранные спецслужбы, а подобные практики фактически работают в США и ЕС с той лишь разницей, что там другие объекты поклонения. Положительной стороной такого поворота станет противодействие тенденциям, которые приводят к разрушению общества, что позволит решать ряд задач. Прежде всего, демографическую проблему, развитие сельских территорий, повышение внутриполитической устойчивости и др. В условиях растущей нестабильности ведущих стран, вызванной трансформациями их обществ, устойчивость сама по себе будет серьезным плюсом. Симптомы видны уже сегодня на примере США, Японии и ЕС, где имеет место открытое разрушение общества и неприкрытая поддержка антиобщественных девиаций. На очереди в ближайшие 20 лет может стать Китай, где бурный экономический рост имел ряд последствий, а созданные им диспропорции наложились на культурные и языковые различия между провинциями Китая.
Соответственно, для того, чтобы занимать лидирующее положение в мире России вовсе не обязательно быть первой экономикой мира. Культурное и моральное лидерство позволит нам компенсировать неблагоприятное экономическое положение, хотя и оно в значительной степени будет улучшаться. Россия к 2040-м годам: перестройка экономики Говоря о будущем российской экономики, я делаю важное допущение — в ближайшие 20 лет в стране не произойдет никакой революции, потому, что революционный хаос способен отбросить страну на десятилетия и похоронит любые прогнозы. Исходя из такого допущения, через 20 лет я ожидаю того, что Россия будет развиваться в двух направлениях. С одной стороны, будет все активнее осваиваться ее территория. Это, прежде всего, Арктика, которая уже становится ареной схватки ведущих мировых держав и где Россия хочет наладить продолжительную навигацию по Северному Морскому Пути.
Также будут активно осваиваться сельские районы страны, откуда люди уезжали с начала коллективизации и первых пятилеток.
Также экономика будет восстанавливаться, если Россия сможет переориентировать свой экспорт на Китай и Индию, отмечает завкафедрой в Финансовом университете при Правительстве РФ Ольга Панина. Эксперты организации ожидают постепенного улучшения ситуации с экспортом в этом году благодаря сокращению дисконтов на российские сорта нефти и повышению спроса на энергоносители, в том числе со стороны Китая.
Что может ударить по экономике При этом негативно повлиять на восстановление российского ВВП могут ухудшение ситуации в мировой экономике, а также дефицит высококвалифицированных кадров, допускают в Абсолют Банке.
ЦБ предупредил, что начнет снижать ставку, только когда убедится, что инфляция перешла к устойчивому спаду и это не связано с разовыми факторами. Он проявляется и в росте срочных депозитов, и в снижении темпов роста розничного кредитования, — отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в недавнем интервью. Но нас продолжают беспокоить ценовые ожидания. У предприятий они остаются на высоком уровне, у граждан немного снизились, но все равно выше ноября. Будем принимать наши решения исходя из анализа всех данных».
Перспективы экономического развития РФ в новых макроэкономических реалиях
Центробанк России разработал три вероятных сценария развития экономики России в ближайшее время. Президент РФ Владимир Путин в почти полуторачасовой речи на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2023 г. представил новую концепцию развития страны с суверенной экономикой. Российский президент Владимир Путин в рамках совещания с правительством по экономическим вопросам заявил, что проекты по развитию государства обсудят в мае 2024 года на совместном заседании Госсовета и Совета по национальным проектам. Александр Виноградов о бюджете РФ: выживать будем за счет девальвации, траты запасов и роста долга.
Россия 2035: новое качество национальной экономики
Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира. Место России в мире определяется наличием у нее значительных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности, ее статусом постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций ООН , участника ведущих межгосударственных организаций и объединений, одной из двух крупнейших ядерных держав, государства — правопреемника правопродолжателя Союза ССР. Россия с учетом ее решающего вклада в победу во Второй мировой войне, а также деятельной роли в создании современной системы международных отношений и ликвидации мировой системы колониализма выступает в качестве одного из суверенных центров мирового развития и выполняет исторически сложившуюся уникальную миссию по поддержанию глобального баланса сил и выстраиванию многополярной международной системы, обеспечению условий для мирного, поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня. Россия проводит самостоятельный и многовекторный внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и осознанием особой ответственности за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях. Внешняя политика России носит миролюбивый, открытый, предсказуемый, последовательный, прагматичный характер, основанный на уважении общепризнанных принципов и норм международного права и стремлении к равноправному международному сотрудничеству в целях решения общих задач и продвижения общих интересов.
Отношение России к другим государствам и межгосударственным объединениям определяется конструктивным, нейтральным или недружественным характером их политики в отношении Российской Федерации. Современный мир: основные тенденции и перспективы развития 7. Человечество переживает эпоху революционных перемен. Продолжается формирование более справедливого, многополярного мира.
Необратимо уходит в прошлое неравновесная модель мирового развития, которая столетиями обеспечивала опережающий экономический рост колониальных держав за счет присваивания ресурсов зависимых территорий и государств в Азии, Африке и Западном полушарии. Укрепляется суверенитет и увеличиваются конкурентные возможности незападных мировых держав и региональных стран-лидеров. Структурная перестройка мировой экономики, ее перевод на новую технологическую основу в том числе внедрение технологий искусственного интеллекта, новейших информационно-коммуникационных, энергетических, биологических технологий и нанотехнологий , рост национального самосознания, культурно-цивилизационное разнообразие и другие объективные факторы ускоряют процессы перераспределения потенциала развития в пользу новых центров экономического роста и геополитического влияния, способствуют демократизации международных отношений. Происходящие, в целом благоприятные, изменения вызывают тем не менее неприятие у ряда государств, привыкших мыслить согласно логике глобального доминирования и неоколониализма.
Они отказываются признавать реалии многополярного мира и договариваться на этой основе о параметрах и принципах мироустройства. Предпринимаются попытки сдержать естественный ход истории, устранить конкурентов в военно-политической и экономической сферах, подавить инакомыслие. Используется широкий набор противоправных инструментов и методов, включая применение принудительных мер санкций в обход Совета Безопасности ООН, провоцирование государственных переворотов, вооруженных конфликтов, угрозы, шантаж, манипулирование сознанием отдельных социальных групп и целых народов, наступательные и подрывные операции в информационном пространстве. Распространенной формой вмешательства во внутренние дела суверенных государств стало навязывание им деструктивных неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным духовно-нравственным ценностям.
Как следствие, разрушительное воздействие распространяется на все сферы международных отношений. Серьезное давление оказывается на ООН и другие многосторонние институты, предназначение которых в качестве площадок для согласования интересов ведущих держав искусственно обесценивается. Испытанию на прочность подвергается международно-правовая система: узкая группа государств стремится подменить ее концепцией миропорядка, основанного на правилах навязывание правил, стандартов и норм, при выработке которых не было обеспечено равноправное участие всех заинтересованных государств. Осложняется выработка коллективных ответов на транснациональные вызовы и угрозы, такие как незаконная торговля оружием, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, опасных патогенов и инфекционных заболеваний, использование информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транснациональная организованная преступность и коррупция, стихийные бедствия и техногенные аварии, нелегальная миграция, ухудшение состояния окружающей среды.
Происходит деградация культуры диалога в международной сфере, снижается эффективность дипломатии как средства мирного урегулирования споров. Остро ощущается дефицит доверия и предсказуемости в международных делах. Усиливается кризис экономической глобализации. Существующие проблемы, в том числе на рынке энергоресурсов и в финансовом секторе, вызваны деградацией многих прежних моделей и инструментов развития, безответственными макроэкономическими решениями включая бесконтрольную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов , противоправными односторонними ограничительными мерами и недобросовестной конкуренцией.
Злоупотребление отдельных государств своим доминирующим положением в некоторых сферах усиливает процессы фрагментации мировой экономики и неравенство в развитии государств. Получают распространение новые национальные и трансграничные платежные системы, растет заинтересованность в новых международных резервных валютах, формируются предпосылки для диверсификации механизмов международного экономического сотрудничества. Повышается роль фактора силы в международных отношениях, в ряде стратегически важных регионов расширяется конфликтное пространство. Дестабилизирующие наращивание и модернизация наступательных военных потенциалов, разрушение системы договоров в сфере контроля над вооружениями подрывают стратегическую стабильность.
Использование военной силы в нарушение международного права, освоение космического и информационного пространства в качестве новых сфер военных действий, стирание грани между военными и невоенными средствами межгосударственного противоборства, обострение в ряде регионов застарелых вооруженных конфликтов увеличивают угрозу всеобщей безопасности, усиливают риски столкновений между крупными государствами, в том числе с участием ядерных держав, повышают вероятность эскалации таких конфликтов и их перерастания в локальную, региональную или глобальную войну. Закономерным ответом на кризис мироустройства становится укрепление сотрудничества между государствами, подвергающимися внешнему давлению. Активизируется формирование региональных и трансрегиональных механизмов экономической интеграции и взаимодействия в различных сферах, создание разноформатных партнерств для решения общих проблем. Предпринимаются также иные в том числе односторонние шаги, направленные на защиту жизненно важных национальных интересов.
Высокий уровень взаимозависимости, глобальный охват и транснациональный характер вызовов и угроз ограничивают возможности обеспечения безопасности, стабильности и процветания отдельных государств, военно-политических и торгово-экономических союзов.
Это ощущается и в производстве, и в секторе услуг. Говорить же о стабилизации ситуации с инфляцией пока преждевременно. ФРС США также находится в сложной ситуации, когда повышать процентные ставки становится уже опасно для экономики, а снижать пока преждевременно, они ещё не возымели должного эффекта. Большая часть экспертов склоняется к тому, что хоть наиболее вероятен и базовый сценарий будущего, представленный ЦБ, но сбудется он только с «оговорками» не полностью.
При этом эксперт отмечает, что «базовый» сценарий так называется именно потому, что он наиболее вероятен. ЦБ РФ обязан рассматривать и другие, поскольку мировая экономика сейчас находится в непростой ситуации из-за конфликта Израиля с арабскими странами. При этом если говорить об отечественном финансовом рынке, то следует подчеркнуть, что ЦБ РФ приложил сверхусилия для сдерживания инфляции. Однако не нашлось ни одного эксперта, кто бы увидел причины для реализации более позитивного из представленных сценариев. Зато с негативным оказалось согласно большее число аналитиков, чем раньше.
Об этом пишут уже такие видные издания как журнал The Economist».
Несмотря на сложности, связанные с международными санкциями, сокращением импорта и топливным кризисом, экономика продемонстрировала устойчивость и адаптивность, с акцентом на поиск новых путей развития в существующих внешнеполитических условиях. Однако эти успехи сопровождались ростом инфляции и процентных ставок, рекордным кадровым голодом и обвалом рубля.
Все это подчеркивает сложность экономической ситуации и необходимость ускорения структурных преобразований в экономике. Составили для вас краткий обзор главных экономических событий уходящего года и узнали прогнозы экономистов на будущее. Оптимизм российской промышленности В 2023 году одним из главных драйверов экономического роста стала обрабатывающая промышленность, в частности, машиностроение, металлургия и химпром.
Успехи данных отраслей тесно связаны с потребностями специальной военной операции в Украине. Еще в самом начале СВО мы говорили, что военная экономика — это очень динамичная и эффективная экономика. Жизнь подтвердила этот тезис.
Конечно, нельзя говорить об эффективности такой модели на десятилетия, но на ближайшие 3-5 лет этого импульса точно хватит», — подчеркивает доктор экономических наук УрГЭУ Максим Марамыгин. Возросший спрос на российское вооружение предвещает значительные доходы для страны и после завершения спецоперации. А активизация оборонно-промышленной отрасли стимулирует научные разработки и технологический прогресс гражданских производств.
Трудности отдельных отраслей С другой стороны, ряд отраслей российской экономики испытали в уходящем году ощутимые трудности. Снижение показали добыча полезных ископаемых, энергетический сектор, водоснабжение и водоотведение, здравоохранение, образование, розничная и оптовая торговля, а также международный туризм и гражданская авиация. Динамика экономических показателей в современном мире в условиях смены системных циклов носит, как правило, неустойчивый характер и может быть исправлена при наличии воли и ресурсов у государства», — считает директор Курганского филиала института экономики УрО РАН Сергей Орлов.
Есть среди «аутсайдеров» и отрасли, которые несмотря на падение в 2023 году имеют высокий потенциал в будущем. К таким сферам экономисты относят авиационную промышленность, мощности которой сегодня брошены на производство сотен тысяч высокотехнологичных дронов. После завершения СВО все эти наработки станут большим стимулом для развития гражданского авиастроения.
Рекордный кредитный рост Еще одной заметной экономической тенденцией в 2023 году стал серьезный кредитный импульс, как среди предприятий, так и среди населения. По данным Центробанка, общий объем кредитов, выданных бизнесу и населению, достиг рекордных 102,4 трлн рублей. Особенно заметен был рост кредитования населения , где кредитный портфель увеличился на 6 трлн рублей всего за 10 месяцев.
Прежде всего это управление инфляцией не только и не столько через снижение спроса, но и через предложение, пояснил он. Несмотря на ставку на развитие предпринимательства, главными инвесторами, судя по выступлению, станут бюджет и банки под поручительство ВЭБа, полагает эксперт. Банк России тоже «уже подписался» на послабления для банков, которые будут финансировать проекты по структурной трансформации экономики, напомнил Тунев.
Элементы СДТ действительно, видимо, нашли место в представлениях о новой экономической модели, согласился главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Но ее базу, судя по всему, составляют все же классические и протестированные прежними кризисами принципы: консервативный бюджет, независимая денежная политика, сохранение открытой финансовой системы и промышленная политика с акцентом на импортозамещение, отметил он. При этом если после 2014 г.
Создавать экономику предложения будут в первую очередь крупные компании, которые начнут привлекать на бирже капитал институциональных и розничных инвесторов, полагает экономист. Ограниченные доходы и растущие расходы бюджета, а также конечный размер ФНБ логически приведут правительство к необходимости рекомендовать компаниям финансировать инвестиции путем размещения акций и публичного долга, прогнозирует Исаков. В течение 2—3 лет мы увидим размещение на бирже выкупленных у нерезидентов иностранных компаний, организаций из ОПК, крупных госкомпаний, которые пока не размещались на рынке, продолжил он.
Но инвестором последней инстанции продолжит оставаться федеральное правительство, которое будет с помощью субсидий и грантов финансировать инвестиции в инфраструктуру, резюмировал он. Один из неотъемлемых атрибутов всех вариантов СДТ — идея о предоставлении гарантированной занятости в общественном секторе, что также служит инструментом регулирования роста цен. Согласно теории, это помогает бороться с некоторыми проявлениями инфляции, связанными с чрезмерным повышением номинальных зарплат, отметил эксперт объединения экономистов «Новый курс» New Deal Даниил Григорьев.
В России такой механизм никем не предусматривается даже гипотетически, подчеркнул он. Все гораздо проще: современная мейнстримная экономическая наука говорит о том, что долгосрочный структурный, потенциальный темп роста экономики зависит только от совокупного предложения — от того, сколько физически экономика может производить товаров и услуг, полагает он. Поэтому для повышения потенциала экономики нужно работать с предложением.
Так что приписывать сюда СДТ я бы не стал», — резюмировал эксперт. В чем нестыковки Переориентация экономики на внутренний спрос — ожидаемая и необходимая мера, учитывая фазу распада глобальной экономической системы, считает управляющий директор Enfilade Capital Александр Кубышкин. Но вся система завязана на глобальный банковский сектор и долларовую ликвидность.
Процесс дезинтеграции может вызвать огромное количество побочных непредсказуемых эффектов из-за большого количества переменных, влияющих на такие процессы, прогнозирует он.
Названы стресс-сценарии для российской экономики
В частности, Россия намерена продвигать сотрудничество с Китаем и Индией, чтобы углубить связи с суверенными глобальными центрами силы. Важная роль отводится сохранению и развитию взаимовыгодного сотрудничества с исламской цивилизацией. Для преобразования Евразии предполагается сделать следующие шаги: укрепить потенциал и роль ШОС, сформировать широкий интеграционный контур — Большое Евразийское партнерство, достичь сопряжения целей развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс — один путь», укрепить экономическую и транспортную взаимосвязь Евразии. В ближнем зарубежье также делается ставка на превращение региона в зону мира, добрососедства и процветания. В Арктике, где сходятся интересы разных держав, международные вопросы должны решаться мирным путем. В концепции идет речь и о других регионах. Россия будет способствовать тому, чтобы Африка стала самобытным и влиятельным центром мирового развития. А сотрудничество с Латинской Америкой должно выстраиваться на прагматичной и взаимовыгодной основе, не примешивая идеологические вопросы. Новый многополярный мир Россия намерена продвигать сотрудничество во всех сферах с союзниками и партнерами. Но при этом попытки воспрепятствовать совместным действиям со стороны недружественных государств будут пресекаться.
Крайне важно учитывать реалии многополярного мира, когда речь заходит о развитии международного права. Все государства должны обеспечивать свою безопасность, опираясь на принцип взаимности. Россия рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны» — указано в тексте Концепции. В документе подтверждается, что Россия будет вести расследования, если в сопредельных государствах будет замечено размещение, применение биологического и токсинного оружия. В том числе Москва будет обращать внимание на возможную разработку подобных видов вооружений. Также РФ будет защищать универсальные и традиционные духовно-нравственные ценности. А в рамках международной торговли Москва постарается помочь развивающимся государствам расширить участие в глобальном экономическом управлении. Будут пресекаться попытки недружественных стран насадить монополию или воспользоваться доминирующим положением в экономике. Кроме того, Россия будет противодействовать кампаниям по развитию русофобии в других странах, заниматься защитой русского языка, российской культуры, спорта и РПЦ.
Еще один приоритет гуманитарной политики — борьба за историческую правду. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что обновленная Концепция отразит необходимость избавления от монополии Запада на попытки сформировать рамки международной жизни. По его словам, этот процесс должен происходить на основе баланса интересов разных государств, как этого требует Устав ООН. В Совбезе подчеркивали, что новая редакция Концепции должна отразить изменившийся подход РФ к взаимодействию с западными странами. Подходы в отношении коллективного Запада должны были подвергнуться серьезной корректировке. Географический обзор Географическое положение России способствует ее влиянию на международной арене. Расположенная в Европе и Азии, Россия имеет доступ к различным регионам и континентам. Благодаря своим границам с Китаем, Европой и Средней Азией Россия может влиять на ключевые геополитические события в этих регионах. Россия является одной из ведущих стран в нефтегазовой и ядерной области.
Ее природные ресурсы, включая нефть, газ, уран и другие, придают ей значительное политическое и экономическое влияние. Внешняя политика России тесно связана с контролем и экспортом этих ресурсов. На западе Россия граничит с Европой. Благодаря этому расположению, Россия имеет мощные связи с европейскими государствами и активно участвует в европейских политических и экономических инициативах. На востоке Россия граничит с некоторыми из самых важных стран в Азии, такими как Китай, Казахстан и Монголия. Это позволяет России развивать тесные отношения с этими странами и играть роль ключевого игрока в региональной политике. Россия имеет большой побережный периметр, протянувшийся от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке. Это дает России контроль над важными морскими путями и ресурсами, такими как нефть и газ. В целом, географическое положение России играет важнейшую роль в ее политической жизни и определяет ее стратегические приоритеты и отношения с другими странами.
Будущее России в политике зависит от способности страны использовать свое географическое преимущество и эффективно управлять своими интересами в этой части мира. Одной из ключевых ролей России в международных отношениях является обеспечение мировой безопасности. Страна обладает одной из самых мощных армий в мире и играет важную роль в решении глобальных конфликтов. Также Россия является одним из ключевых игроков в экономике мирового сообщества. Она обладает богатыми природными ресурсами, такими как нефть, газ, драгоценные металлы, и является одним из крупнейших экспортеров этих товаров. Благодаря своим экономическим возможностям: Россия способна влиять на мировые цены на энергоносители и имеет значительный вес на международных рынках; Россия активно пропагандирует многополярный мир, в котором государства имеют равные возможности и принимают решения на основе согласия и сотрудничества; страна находится в центре внимания военных альянсов, таких как НАТО, в связи с ее геополитическим положением и влиянием; Россия играет ключевую роль в разрешении конфликта в Сирии, выполняя роль посредника между различными сторонами; страна имеет значительное влияние на страны в ближнем зарубежье, особенно в бывших республиках СССР, и строит с ними тесные отношения; Россия активно поддерживает развитие отраслей высоких технологий и инноваций для укрепления своего влияния в мире. Таким образом, Россия играет важную роль в современной политике мира, выполняя функции по обеспечению стабильности и безопасности, а также влияя на глобальную экономику и развитие международных отношений. Мультиполярность и мультивекторность Политика России строится на принципах мультиполярности и мультивекторности. Страна стремится укрепить свои отношения со всеми государствами мира, развивать сотрудничество и диалог.
Россия активно вступает в различные международные организации, стремится к установлению равноправных партнерских отношений с различными странами. Страна активно участвует в разрешении международных конфликтов и споров. Она выступает за дипломатическое урегулирование ситуаций, а также за соблюдение международного права и принципов невмешательства во внутренние дела других государств. Россия принимает активное участие в переговорах и миротворческих миссиях, направленных на урегулирование конфликтов в различных регионах мира. Россия развивает экономическое сотрудничество с различными странами мира. Она активно ведет торговлю и инвестиции, развивает экономические партнерства, активно развивает сотрудничество в сфере энергетики, особенно в области нефтегазовой промышленности. Россия имеет Европейскую и Азиатскую части, самую длинную прибрежную линию в мире протяженностью более 37 тысяч километров, благодаря чему у нее есть доступ к различным морям и океанам: Северному Ледовитому океану, Баренцеву, Карскому, Чукосткому, Берингову, Охотскому, Японскому, Черному, Азовскому и Каспийскому морям. Такое географическое положение делает Россию важным игроком в мировой политике, поскольку она имеет влияние на различные регионы и государства. Кроме того, Россия обладает богатыми природными ресурсами, такими как природные газы, нефть, уголь, дерево и другие, что делает ее экономически значимой для многих стран.
Военно-политическая активность России Одним из наиболее ярких примеров военно-политической активности России является участие в военных действиях в Сирии начало—2015 год. Российская военная помощь помогла укрепить позиции сирийского правительства в борьбе с террористическими группировками. Это также позволило России укрепить свое влияние в регионе и продемонстрировать свою военную мощь. Кроме того, Россия активно участвует в международных миротворческих операциях. Она принимает участие в миссиях Организации Объединенных Наций, а также в операциях по борьбе с пиратством в Сомали и в Аденском заливе. Страна продолжает укреплять свои военные базы и наращивать свои Вооруженные Силы. В 2020 году Россия запустила строительство новых военных баз на арктическом шельфе. Это свидетельствует о стремлении России защитить свои интересы в Арктике и повысить свое военное присутствие в этом регионе. В целом, военно-политическая активность России является одним из важных элементов ее внешней политики.
Она позволяет России продвигать свои интересы, защищать свою безопасность и сотрудничать с другими странами в области безопасности и стабильности мирового порядка. Экономическое влияние России Экспорт энергоресурсов обеспечивает значительную долю доходов в федеральном бюджете и вносит существенный вклад в национальную экономику России. Благодаря своим природным ресурсам Россия имеет сильное экономическое влияние на Европу. Она является крупнейшим поставщиком нефти и газа для многих стран Европы. Это делает Россию ключевым игроком на энергетическом рынке и обеспечивает стране значительное политическое влияние. Участие в таких организациях позволяет России укреплять свое экономическое положение и развивать торговые и инвестиционные связи с другими странами. Развитие новых технологий также играет важную роль в экономическом влиянии России. Стратегия развития цифровой экономики включает в себя инвестиции в информационные технологии, разработку программного обеспечения и электронную коммерцию. Эти меры способствуют увеличению экономического роста и содействуют модернизации страны.
В целом, экономическое влияние России продолжает укрепляться, и страна считается важным участником международной экономики. Ее ресурсы, торговые связи и технологическое развитие позволяют ей оставаться важным игроком на мировой арене. Россия является крупнейшим экономическим партнером многих стран Содружества и играет важную роль в создании экономических союзов и интеграционных процессов в регионе. Кроме того, Россия активно участвует в политическом противостоянии и урегулировании конфликтов в СНГ. Она оказывает поддержку правительствам и политическим лидерам различных стран в регионе, а также участвует в миротворческих операциях и дипломатических усилиях по поиску мирных решений. Россия также обладает значительным мягким влиянием в СНГ.
Президент добавил, что основные расходы нужно направлять на сферы, которые «дают максимальный эффект для качества жизни людей, благополучия российских семей, для развития территорий, регионов, социальной сферы, инфраструктуры». Директор центра инвестиций «Сбер Страхования жизни» Дмитрий Постоленко в тот же день рассказал «Известиям», что это продиктовано стремлением регулятора продолжать сдерживать инфляцию, чтобы она снижалась и дальше. Кроме того, ЦБ нацелен поддерживать устойчивое развитие российской экономики, чтобы укреплять доверие к рублю и создать благоприятную среду для инвестиций. Днем ранее Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей РСПП рассказал, что экономика РФ демонстрирует позитивные тенденции, несмотря на беспрецедентные вызовы, с которыми сталкивается.
Это включало в себя поддержание сбалансированного бюджета. Меньше денег выделялось пенсионерам, было меньше социальных трансфертов, индексаций зарплат бюджетников и т. И конечно, это не способствовало развитию внутреннего спроса. В частности, в 2014 году из-за возросшего дефицита бюджета Пенсионного фонда государство заморозило пенсионные накопления и ввело мораторий на формирование подобных сбережений, который продлен до 2024 года. С 2016 года выплаты работающим пенсионерам не индексируют с учетом инфляции. Я не исключаю, что такая ситуация вполне может повториться и в ближайшие годы. Особенно учитывая, что теперь Россия вынуждена вести военные действия. Россия помогала Донбассу с 2014 года, но это не идет ни в какое сравнение с теми масштабами, которые мы наблюдаем сейчас. Поэтому я не исключаю, что перераспределение государственных расходов на военные цели, может сказаться на социальной сфере. Вы допускаете секвестр бюджета в случае затягивания военных действий? Не исключено, что у российских властей просто не будет выбора. В случае очень большого дефицита бюджета Россия наверняка не сможет занимать деньги у банков, потому что они просто не будут давать деньги под приемлемые проценты. Альтернативой может стать монетизация бюджета — грубо говоря, печатание денег для того, чтобы покрывать дефицит. В этом случае будет гиперинфляция. Да, это чревато макроэкономическими последствиями. В последние месяцы Украина использовала механизм печатания денег для того, чтобы покрывать дефицит бюджета. У них просто не было другого выхода. Думаю, что современные экономические власти России и либералы, которые до сих пор в целом принимают экономические решения, во многом тот же министр [финансов] Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина, все-таки не пойдут на это. Чтобы избежать этого, будет, скорее всего, секвестр бюджета. Минфин уверял, что у России есть 10 лет — до 2030 года, чтобы подготовиться. Сейчас падение доходов от нефти и газа стало реальностью. Достигла ли Россия каких-то успехов в преодолении «ресурсного проклятья» и сможет ли она избавиться от него теперь? Наиболее вероятный сценарий — сжимание доходов от экспорта энергоресурсов в ближайшие годы. В то же время в какой-то степени произойдет импортозамещение. Может быть, произведенные в России товары не будут эквивалентом ранее поставляемых в страну западных, но какое-то производство будет налажено, а это в определенной степени снизит роль энергетического сектора в экономике. Другой вопрос — в какой степени такую ситуацию можно будет назвать благотворной для России? На мой взгляд, структурная трансформация экономики России неизбежна, но вряд ли ее итоги улучшат экономическое положение россиян, а вероятно, ухудшат. Произведенные в стране товары, вероятно, будут продаваться втридорога — просто из-за отсутствия конкуренции. Когда нет конкуренции, то даже товары плохого качества можно сбыть по довольно высоким ценам. Сейчас по большому счету российские производители будут соревноваться лишь с китайскими. После запретов Запада на прямое авиасообщение с Москвой и ограничений на пользование лайнерами «Аэрофлот» практически перестал, по крайней мере на время, летать в другие страны из-за опасений, что самолеты арестуют, потому что большинство из них ему не принадлежит. Мы видели, что произошло с ценами на авиабилеты. Где Россия может взять деньги на экономическую трансформацию, в том числе на достижение технологического суверенитета? Бюджет на 2023-2025 годы дефицитный. В какой степени можно надеяться на привлечение инвестиций из Китая, арабских стран, Латинской Америки? Звучат разговоры о том, что компании накопили на счетах значительные ресурсы за предыдущие годы и бизнес может вкладывать больше. Полагаю, что основная ставка будет сделана на частный бизнес, потому что у государства не так много возможностей стимулировать импортозамещение. В течение последних месяцев инвестиционные спрос и предложение находились на довольно приемлемом уровне — отчасти это связано именно с запросом на структурную перестройку. Некоторые отрасли, скажем, российский туризм, выиграли от того, что теперь у России нет прямой связи с Западом, а многие россияне не могут позволить себе отдыхать, например, в Испании или Греции из-за логистических трудностей и возможных проблем с получением виз. Государственные субсидии едва ли помогут в этом случае. Предполагаю, что эту значительную роль должен сыграть частный бизнес, который должен осваивать новые рынки и ниши. Что касается иностранных инвестиций, мы в WIIW довольно много занимались вопросами привлечения прямых иностранных инвестиций. Многие из этих стран на протяжении последних десятилетий привлекли огромное количество западных инвестиций — можно сказать, что с этим было связано их экономическое развитие. Источниками таких инвестиций выступали прежде всего Западная Европа, в частности Германия. У такой модели были плюсы и минусы, но думаю, что большинство экономистов сходятся во мнении, что плюсы преобладали. Прежде всего стоит подчеркнуть, что с иностранными инвестициями пришли новые технологии, которые позволили резко повысить производительность труда, увеличить конкурентоспособность, снизить энергоемкость, что было важно для постсоциалистических экономик, особенно в 1990-е. Все это позволило этим странам получить доступ к международным рынкам после того как, например, многие автомобильные и технологические компании развернули там свое производство. Россия в этом плане сильно отставала от стран Центральной Европы. Главное объяснение этому, на мой взгляд, в том, что в России был довольно плохой инвестиционный климат, на котором негативно сказывалась коррупция, отсутствие независимых судов — собственность могли в любой момент отобрать. Другой фактор — сама Россия, по большому счету, не была в восторге от продажи своих активов иностранцам. В частности, в 2008 году приняли закон о так называемых стратегических секторах российской экономики, в которых участие иностранного капитала было законодательно ограничено. В перечень вошли более 40 секторов, включая не только банковский сектор и энергетику, но например, рыболовство. Понятно, что в нынешних геополитических реалиях о привлечении масштабных иностранных инвестиций с Запада не может быть и речи. Как показывают исследования, покинувшие Россию компании сделали это из-за имиджевых опасений — они не желали работать в стране-агрессоре, которая ведет военные действия. Говоря об альтернативах Западу, то в какой-то степени Россия может рассчитывать на привлечение инвестиций в Китае. В теории, это позволило России бы освоить более передовые технологии. Что касается Латинской Америки или Ближнего Востока, я не уверен, насколько компании из этих стран являются более передовыми, чем российские или китайские. Может быть, в каких-то секторах — например, турецкие компании сильны в строительстве. При этом не стоит забывать, что та же Турция или страны за пределами Европы могут находиться под давлением Запада, есть риск попасть под вторичные санкции. Не секрет, что для некоторых китайских компаний сближение с Россией вызывает вопросы, потому что они работают на американском рынке. Товарооборот с Турцией растет, но не до конца понятно, как долго Турция сможет балансировать между Россией и Западом. Степень, в которой Запад может воздействовать на другие страны, варьируется в зависимости от конкретного случая. Понятно, что у Запада есть больше рычагов давления на Сербию, чем на Китай, потому что Белград хотел бы вступить в Евросоюз, а это будет сложно сделать, поддерживая тесные связи с Москвой. У Китая больше экономического суверенитета, но ему тоже придется сталкиваться с непростыми решениями. Существуют сложные схемы с фирмами-прокладками, но в нынешней геополитической ситуации сотрудничество с Россией так или иначе сопряжено с рисками.
Предлагается удвоить до 2800 рублей в месяц налоговый вычет на второго ребенка и до 6000 рублей в месяц — на третьего и каждого последующего ребенка, повысив размер годового дохода для вычета с 350 до 450 тыс. А также фактически переход от экономического роста к экономическому развитию, где в центре стоит человек и домашнее хозяйство. Не экономика в принципе, хотя это тоже важнейшая часть, но главное, для чего развивается экономика — именно для человека», — отметил он. Еще по теме Какие выплаты для россиян анонсировал Путин в послании Федеральному собранию Георгий Остапкович также обратил внимание на то, что президент начал свою экономическую часть программы в выступлении именно с решения демографических проблем. То есть человек стоит во главе всех тех экономических событий, которые у нас будут происходить до 2030 года. И в первую очередь это увеличение вложений в человеческий капитал. В своем выступлении президент фактически снял проблему пролонгации льготной ипотеки. Это очень будоражило экономику, когда ходили слухи, что в июле месяце закончится действие льготной ипотеки. Президент прямо заявил, что ипотека льготная будет продлена до 2030 года. Это не только помощь населению, особенно низкодоходному, но и помощь экономике, в частности, строительному комплексу. То есть будут и покрываться проблемы людей, и будет расти экономика за счет льготного финансирования жилищного строительства. Плюс огромные средства, огромные с точки зрения нашего бюджета, вкладываются в усиление и в рост материнского капитала. Все эти суммы, мало того, что они увеличиваются, они продлеваются как минимум до 2030 года», — отметил экономист.
План-капкан: чем больше развивают Дальний Восток, тем больше людей оттуда бежит. Почему?
Сначала это была Византия, безусловный культурный и долгое время экономический лидер, потом эту роль на себя примерил Запад. Конкретные страны менялись, но общее направление оставалось тем же. Даже во времена Российской Империи, когда русский народ ассимилировал миллионы иммигрантов из Европы, давая им другие имена и заставляя принимать нашу культуру, Россия смотрела на Запад, что отлично видно по названиям блюд русской кухни, где самые известные — жульен и салат Оливье. Даже пиво в такой провинции как Кубань сплошь и рядом называлось «Баварией» - то новой, то восточной, то южной, то приазовской. Причем, не всегда владельцами пивоварен с «Баварией» были немцы. Точно так же было и в советское время, когда от западной музыки, западного кино и западных книг пришлось «защищать» население страны цензурой и железным занавесом.
Тем не менее, советские граждане стремились подражать именно западной моде, и стоило железному занавесу затрещать, как страну наводнила западная культура со всем хорошим и плохим, что она имела. Так вот, сегодня этот титан низвергается и отправляется в тартар. У современной России больше нет ориентиров, на которые мы бы смотрели с пиететом. Запад прельщать перестал. Сегодня он все отчетливее становится объектом шуток.
Восток же культурным ориентиром никогда и не был и имеет мало перспектив стать. Значительная культурная и языковая пропасть с Китаем страхует нас от того, что Китай вместе с экономическим влиянием обретет и культурное, как это делал Запад. Исламский мир манит лишь издалека — при ближайшем знакомстве все его великолепие испаряется. Индия явно не имеет мессианских задач и способна прельстить очень немногих. Причем, автономизация русской культуры наблюдается даже на примере православной церкви — раскол, который начался с томоса об автокефалии ПЦУ, который выдал константинопольский патриарх.
Многие инсайдеры тогда писали, что проблему могла решить взятка константинопольскому патриарху, но Москве надоело содержать Фанар, а создание африканского экзархата показало, что Москва имеет амбиции утвердиться в качестве нового духовного центра мира, тем более что в 21 веке значение Африки в мировой политике и экономике будет расти. Сегодня Россия все лучше осознает, что должна стоять на своих ногах и идти вперед сама, а не волочиться за кем-то. Это понимание с годами приведет к более самостоятельной и самодостаточной внешней и внутренней политике, а также к избавлению от влияния иностранных государств на жизнь в стране. И если сегодня просмотр, например, турецких сериалов не вызывает особой реакции мыльная опера, подумаешь , то в будущем на такого человека начнут смотреть косо, ведь так он соучаствует в культурной агрессии в Россию, но чем дальше Россия будет идти на своих двоих ногах, тем меньше у нее будет желания опираться на костыли чужих культур.
В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 мирному решению международных вопросов, касающихся Арктики, исходя из особой ответственности арктических государств за устойчивое развитие региона и достаточности Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. Евразийский континент.
Китайская Народная Республика, Республика Индия 51. Особо важное значение для достижения стратегических целей и выполнения основных задач внешней политики Российской Федерации имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики. Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира. Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений. Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Азиатско-Тихоокеанский регион 55.
Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития. Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами — членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами — членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки.
Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59. Большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами. Объективными предпосылками для формирования новой модели сосуществования с европейскими государствами являются географическая близость, исторически сложившиеся глубокие культурно-гуманитарные и экономические связи народов и государств европейской части Евразии. Главным фактором, осложняющим нормализацию отношений России и государств Европы, является стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы, ограничения суверенитета европейских государств, обеспечения глобального доминирования США. Осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с Российской Федерацией благоприятно скажутся на безопасности и благополучии Европейского региона, помогут европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире.
США и другие англосаксонские государства 62. Курс России в отношении США носит комбинированный характер с учетом роли этого государства как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и в то же время главного вдохновителя, организатора и исполнителя агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источника основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества. Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Перспективы формирования такой модели российско-американских отношений зависят от степени готовности США к отказу от политики силового доминирования и пересмотру антироссийского курса в пользу взаимодействия с Россией на основе принципов суверенного равенства, обоюдной выгоды и уважения интересов друг друга. Отношения с другими англосаксонскими государствами Российская Федерация намерена выстраивать в зависимости от степени их готовности отказаться от недружественного курса в отношении России и уважать ее законные интересы. Антарктика 65.
Россия заинтересована в сохранении Антарктики как демилитаризованного пространства мира, стабильности и равноправного сотрудничества, в поддержании экологической устойчивости и расширении своего присутствия в регионе. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание сохранению, эффективному выполнению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации 66. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внешней политики государства, осуществляет руководство ею и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий проводят работу по законодательному обеспечению реализации внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнения ее международных обязательств, а также способствуют выполнению задач парламентской дипломатии. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации внешней политики Российской Федерации и осуществлению международного сотрудничества.
Государственный Совет Российской Федерации в пределах своей компетенции участвует в разработке стратегических задач и целей внешней политики Российской Федерации, оказывает содействие Президенту Российской Федерации по вопросам определения основных направлений внешней политики Российской Федерации. Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет формирование основных направлений государственной внешней политики, прогнозирование, выявление, анализ, оценку угроз национальной безопасности и выработку мер по их нейтрализации, подготовку предложений Президенту Российской Федерации о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности, рассмотрение вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальных интересов и национальной безопасности, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внешних угроз.
Высокая инвестиционная активность является заявкой на выход России на последующий опережающий экономический рост. Уникальные возможности, связанные с освобождением рыночных ниш и снижением конкуренции в ряде отраслей, за счет ухода западных компаний и усложнения доставки импорта, привели к бурному росту российского предпринимательства, что отмечалось как в резком увеличении регистрации предприятий, так и в появлении новых российских брендов, регистрации патентов и прав на программное обеспечение. Причем рост инвестирования фиксировался не только в отраслях, испытывающих благотворное воздействие бюджетного импульса. Эти усилия во многом перечеркиваются Банком России со словами «расширение потенциала экономики — это всегда процесс небыстрый» и указание на то, что рост «должен быть сбалансированным», полагают экономисты. В выступлении председателя Банка России особо подчеркнуто, что поддерживать жесткие денежно-кредитные условия потребуется «продолжительное время». В таких условиях модернизация производства и сохранение достигнутого ранее уровня его развития станут фактически невозможны для большинства предприятий. Ускорению российской экономики также способны помешать рост дефицита федерального бюджета, который может существенно превысить плановые значения Минфина, и внешние факторы в виде замедления роста глобального ВВП. Военные расходы чрезвычайно высоки.
Социальные выплаты чрезвычайно высоки», — пояснила Гопинат. По данным Института развивающихся экономик Банка Финляндии Bofit , большая часть роста российской промышленности приходится на сектора, связанные с военными действиями», — пишет Сандбу. Скорее, мы находимся в самом его начале», — так прокомментировал результаты экономист Bloomberg Александр Исаков. Директор по инвестициям «Астра управление активами» Дмитрий Полевой назвал данные о бурном росте ВВП свидетельством не «силы экономики», а «признаком наличия проблем с производством и доступом к отдельным товарам». И это при том, что две ведущие экономики ЕАЭС — российская и белорусская — находятся под действием мер сдерживания развития.
Цифровой рубль нельзя похитить.
Но для большинства людей главный плюс цифрового рубля — это бесплатные мгновенные переводы любых сумм. Правда, ЦБ планирует пилотировать цифровой рубль минимум до конца 2024 года, а внедрение в массовый оборот начнется не ранее 2025 года. Но в течение 2023 года власти и бизнес то и дело поднимали вопрос о "большой приватизации" и могут вернуться к нему снова Так, Минфин РФ в 2023 году предложил рассмотреть приватизацию отдельных активов без потери контроля со стороны государства. И внес в правительство список примерно из 30 компаний-претендентов. Но министр финансов Антон Силуанов в конце прошлого года подчеркивал, что речь пока не должна идти о потере государственного контроля. Этот налог был введен еще в 2021 году, но его действие было приостановлено.
Если общая сумма дохода по всем депозитам и вкладам одного человека за 2023 год не превысит 150 тысяч рублей, налог в 2024 году платить не придется. Налог не касается обладателей специальных счетов для покупки жилья эскроу-счета и наследников по унаследованным процентам с вклада, однако после вступления в права платить налог придется и им. Для участия в ней нужно заключить договор с НПФ минимум на 15 лет. По истечении этого срока или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин граждане получат право на выплаты. Участники программы смогут получить софинансирование от государства — до 36 тысяч рублей в год в течение трех лет после вступления в программу. Сбережения будут застрахованы по аналогии с банковскими вкладами, но на вдвое большую сумму — 2,8 миллиона рублей.
«Прогнозы развития»: Путин заявил о тенденциях роста российского ВВП
По итогам 2023 года ВВП России вырастет на 0,9%, согласно консенсус-прогнозу «Известий». Министерство экономического развития представило правительству сценарные условия и основные параметры развития российской экономики на 2025–2027 гг., пишет Коммерсантъ. Согласно расчетам ИМЭМО, влияние России может начать расти уже к 2029-2020 годам, для этого есть резервы, считают эксперты.
Весна 2022 года
- Мировая экономика и Россия. Перспективы развития
- Концепция внешней политики России в 2023 году: главное — 31.03.2023 — Политика на РЕН ТВ
- МВФ улучшил прогноз по росту ВВП России в 2023 году
- VI. Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации
- Банк России разработал "рисковый" сценарий развития экономики РФ
- Образ будущего России: нас ждет откровенное двадцатилетие
Рост российской экономики в 2023 году: причины, последствия, прогнозы
Благосостояние россиян будет напрямую зависеть от того, какими темпами будут расти цены и колебаться курс рубля, что будет с зарплатами и пенсиями и станет ли жилье в России хотя бы немного доступнее. Согласно расчетам ИМЭМО, влияние России может начать расти уже к 2029-2020 годам, для этого есть резервы, считают эксперты. Свежие новости в России и мире.
Эксперты предсказали ВВП России на 2023 год: что будет с экономикой страны
По его мнению, риски наступления стрессового сценария сейчас достаточно высоки, так как внешнее давление на танкерный флот и иностранные банки, которые принимают платежи из России, в последнее время значительно усиливается. Периодически появляются сообщения о том, что те или иные банки перестают принимать платежи из России из-за страха попасть под вторичные санкции США. Недавно сообщили, что еще четыре крупных китайских банка перестали принимать платежи из России. Нефть будет оставаться на тех же высоких уровнях, что и сейчас — 79,5 доллара в 2024 году и 75,1 доллара за баррель в 2025 году. Но даже в этом, самом оптимистичном из трех сценариев министерство ухудшило прогноз по инфляции и ожидает, что рубль будет неуклонно слабеть. Курс доллара к рублю в этом году составит 94,7, в 2025 году — 98,6, а в 2026 году — 101,2. Экспорт в базовом сценарии будет расти — с 424,2 млрд долларов в 2023 году до 428,7 млрд долларов в 2024-м и до 455,7 млрд долларов в 2025 году.
В связи с этим произошел рост цен», — объясняет независимый финансовый аналитик Виталий Калугин. Самым ярким примером инфляции в ноябре-декабре 2023 года стал стремительный рост цен на куриные яйца. В регионах десяток яиц вырос до 180-200 рублей за упаковку по сравнению с привычными 60-80 рублями. Федеральные власти связывают случившееся с повышенным спросом и низкими мощностями производств, сейчас принимаются меры по стабилизации этих цен за счет импорта продукта их Турции и Ирана. Обвал рубля Одним из ключевых событий этого года стал серьезный обвал рубля. В уходящем году национальная валюта продемонстрировала почти непрерывное падение против евро и доллара. Последний с отметки в 69 рублей по состоянию на январь 2023 года добрался до 102 рублей в декабре. Рубль не может не падать против доллара, вопрос только в том, насколько сильными скачками он будет это делать», — отмечает финансовый аналитик Виталий Калугин. С другой стороны, девальвация рубля позволила Минфину насытить бюджет дополнительными доходами. Однако улучшения ситуации с международными расчетами, доступностью мировых валют и привычных финансово-инвестиционных инструментов эксперты не прогнозируют. Новая эра валютного контроля Все это привело к беспрецедентному решению правительства о введение административного валютного контроля. В октябре 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ об обязательной продаже валютной выручки для экспортеров. Данные действия были приняты после того, как доллар побил антирекорд на Московской бирже и закрепился на отметке в 102 рубля. Это трудно переоценить, потому как такие меры вводятся впервые с 2014 года. Курс в России стал регулируемым и это несомненно важно», — подчеркивает независимый финансовый аналитик Виталий Калугин. Жесткая политика Центробанка и новые экспортные ограничения возымели свой эффект и смогли стабилизировать курс доллара, вернув его к отметке в 90 рублей. Принятые меры уже помогли, но валюта продолжает быть необходима импортерам, поэтому в следующем году мы можем увидеть ограничения уж по импорту. Например, какие-то лимиты по выводу денег на закупки отдельного вида товаров», — констатирует Виталий Калугин. Эксперты высказывают различные мнения о последствиях такого решения для экономики, подчеркивая необходимость учитывать перспективы развития экономики и ожидания дальнейшей стабилизации. Это последнее значительное повышение ставки в 2023 году, и эксперты предполагают, что дальнейшее повышение в ближайшем будущем маловероятно, если только не произойдет экстренная экономическая ситуация.
Основных драйверов рецессии было два: сжатие потребительского спроса и истощение запасов. Поскольку потребительский спрос уже довольно сильно упал, реалистично исходить из того, что по крайней мере, в последующие годы он не будет падать сильнее. Особенно учитывая, что другие компоненты ВВП будут чувствовать себя не так уж хорошо. Экспорт в следующем году наверняка просядет из-за нефтяного эмбарго ЕС. Это скорее всего, приведет к тому, что России придется сокращать добычу. Чтобы перенаправить поставки газа в тот же Китай необходимо строительство новых газопроводов. Это займет не год и не два, потребуются годы. Увеличить поставки сжиженного природного газа СПГ тоже проблематично, но они в принципе пока чувствуют себя неплохо. Если исходить из того, что российская экономика будет стагнировать в средне- и долгосрочной перспективе, то, скорее всего, внутренний спрос действительно будет, по крайне мере, в положительной области, в отличие чистого экспорта. Все во многом зависит от того, какую политику будет проводить правительство. Социальные расходы повысят в пределах инфляции. Вероятно ли, что их вовсе урежут? Можно представить, что в ближайшем будущем правительству придется направлять все больше и больше денег на финансирование военных действий. Если будет задача избежать слишком высокого дефицита бюджета, правительству придется экономить деньги на чем-то еще: на инфраструктурных проектах, а может быть даже на социальных выплатах и зарплатах бюджетников. Если упор будет сделан на том, чтобы любой ценой сохранять экономическую стабильность и избежать слишком высокого дефицита бюджета, то вполне реальна ситуация, что урезание социальных расходов приведет к стагнации или возможно, даже к снижению потребительского спроса. Стагнация российской экономики с 2014 года была вызвана новыми геополитическими реалиями и западными санкциями в ответ на события в Крыму и Донбассе. Российское правительство увидело, что конфликт с Западом, с его точки зрения, неизбежен и стало к нему готовиться, в том числе экономически. Это включало в себя поддержание сбалансированного бюджета. Меньше денег выделялось пенсионерам, было меньше социальных трансфертов, индексаций зарплат бюджетников и т. И конечно, это не способствовало развитию внутреннего спроса. В частности, в 2014 году из-за возросшего дефицита бюджета Пенсионного фонда государство заморозило пенсионные накопления и ввело мораторий на формирование подобных сбережений, который продлен до 2024 года. С 2016 года выплаты работающим пенсионерам не индексируют с учетом инфляции. Я не исключаю, что такая ситуация вполне может повториться и в ближайшие годы. Особенно учитывая, что теперь Россия вынуждена вести военные действия. Россия помогала Донбассу с 2014 года, но это не идет ни в какое сравнение с теми масштабами, которые мы наблюдаем сейчас. Поэтому я не исключаю, что перераспределение государственных расходов на военные цели, может сказаться на социальной сфере. Вы допускаете секвестр бюджета в случае затягивания военных действий? Не исключено, что у российских властей просто не будет выбора. В случае очень большого дефицита бюджета Россия наверняка не сможет занимать деньги у банков, потому что они просто не будут давать деньги под приемлемые проценты. Альтернативой может стать монетизация бюджета — грубо говоря, печатание денег для того, чтобы покрывать дефицит. В этом случае будет гиперинфляция. Да, это чревато макроэкономическими последствиями. В последние месяцы Украина использовала механизм печатания денег для того, чтобы покрывать дефицит бюджета. У них просто не было другого выхода. Думаю, что современные экономические власти России и либералы, которые до сих пор в целом принимают экономические решения, во многом тот же министр [финансов] Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина, все-таки не пойдут на это. Чтобы избежать этого, будет, скорее всего, секвестр бюджета. Минфин уверял, что у России есть 10 лет — до 2030 года, чтобы подготовиться. Сейчас падение доходов от нефти и газа стало реальностью. Достигла ли Россия каких-то успехов в преодолении «ресурсного проклятья» и сможет ли она избавиться от него теперь? Наиболее вероятный сценарий — сжимание доходов от экспорта энергоресурсов в ближайшие годы. В то же время в какой-то степени произойдет импортозамещение. Может быть, произведенные в России товары не будут эквивалентом ранее поставляемых в страну западных, но какое-то производство будет налажено, а это в определенной степени снизит роль энергетического сектора в экономике. Другой вопрос — в какой степени такую ситуацию можно будет назвать благотворной для России? На мой взгляд, структурная трансформация экономики России неизбежна, но вряд ли ее итоги улучшат экономическое положение россиян, а вероятно, ухудшат. Произведенные в стране товары, вероятно, будут продаваться втридорога — просто из-за отсутствия конкуренции. Когда нет конкуренции, то даже товары плохого качества можно сбыть по довольно высоким ценам. Сейчас по большому счету российские производители будут соревноваться лишь с китайскими. После запретов Запада на прямое авиасообщение с Москвой и ограничений на пользование лайнерами «Аэрофлот» практически перестал, по крайней мере на время, летать в другие страны из-за опасений, что самолеты арестуют, потому что большинство из них ему не принадлежит. Мы видели, что произошло с ценами на авиабилеты. Где Россия может взять деньги на экономическую трансформацию, в том числе на достижение технологического суверенитета? Бюджет на 2023-2025 годы дефицитный. В какой степени можно надеяться на привлечение инвестиций из Китая, арабских стран, Латинской Америки? Звучат разговоры о том, что компании накопили на счетах значительные ресурсы за предыдущие годы и бизнес может вкладывать больше. Полагаю, что основная ставка будет сделана на частный бизнес, потому что у государства не так много возможностей стимулировать импортозамещение. В течение последних месяцев инвестиционные спрос и предложение находились на довольно приемлемом уровне — отчасти это связано именно с запросом на структурную перестройку. Некоторые отрасли, скажем, российский туризм, выиграли от того, что теперь у России нет прямой связи с Западом, а многие россияне не могут позволить себе отдыхать, например, в Испании или Греции из-за логистических трудностей и возможных проблем с получением виз. Государственные субсидии едва ли помогут в этом случае. Предполагаю, что эту значительную роль должен сыграть частный бизнес, который должен осваивать новые рынки и ниши. Что касается иностранных инвестиций, мы в WIIW довольно много занимались вопросами привлечения прямых иностранных инвестиций. Многие из этих стран на протяжении последних десятилетий привлекли огромное количество западных инвестиций — можно сказать, что с этим было связано их экономическое развитие. Источниками таких инвестиций выступали прежде всего Западная Европа, в частности Германия. У такой модели были плюсы и минусы, но думаю, что большинство экономистов сходятся во мнении, что плюсы преобладали. Прежде всего стоит подчеркнуть, что с иностранными инвестициями пришли новые технологии, которые позволили резко повысить производительность труда, увеличить конкурентоспособность, снизить энергоемкость, что было важно для постсоциалистических экономик, особенно в 1990-е. Все это позволило этим странам получить доступ к международным рынкам после того как, например, многие автомобильные и технологические компании развернули там свое производство. Россия в этом плане сильно отставала от стран Центральной Европы.
Стрессовый сценарий способен воплотиться в жизнь при реализации одного из двух условий. Во-первых, если произойдет глобальное падение мировых цен на нефть. Во-вторых, такой сценарий возможен, если Запад усилит внешнее давление на российскую экономику. По его мнению, риски наступления стрессового сценария сейчас достаточно высоки, так как внешнее давление на танкерный флот и иностранные банки, которые принимают платежи из России, в последнее время значительно усиливается. Периодически появляются сообщения о том, что те или иные банки перестают принимать платежи из России из-за страха попасть под вторичные санкции США. Недавно сообщили, что еще четыре крупных китайских банка перестали принимать платежи из России. Нефть будет оставаться на тех же высоких уровнях, что и сейчас — 79,5 доллара в 2024 году и 75,1 доллара за баррель в 2025 году.
Матвиенко заявила о перспективе объединения регионов РФ
Доходы бюджета России увеличились, в том числе нефтегазовые. Появились предпосылки к росту поступлений в ближайшие шесть лет, заявил президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. «Как в апреле грохнулись, так и лежим»: экономисты — о том, когда российская экономика начнет восстанавливаться. РИА Новости выбрало 10 главных ожидаемых событий в экономике в 2024 году, которые будут иметь важные последствия как для развития страны в целом, так и для каждого человека. Банк России стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития.
Что может ударить по экономике
- Перспективы рыночной экономики России
- Матвиенко заявила о перспективе объединения регионов РФ - Новости
- Путин: проекты для развития России обсудят в мае на заседании Госсовета
- Содержание
- «Иностранных инвестиций в экономику будет всё меньше»