Проверяем последнее издание списка участников параллельного импорта от Минпромторга — бренда там нет. Министерство промышленности и торговли утвердило список товаров (есть в распоряжении редакции), разрешенных для параллельного импорта в Россию.
Обновляется список товаров для параллельного импорта
Плохой пиар независимых импортеров Дискуссия о разрешении параллельного импорта в России ведется давно: еще с конца 1990-х годов независимые импортеры говорили, что поставки товаров без участия производителей и правообладателей благотворно влияют на конкуренцию и дают преимущества конечным потребителям с точки зрения выбора и более доступной цены. Параллельный импорт обуздывает аппетиты производителей, которые, пользуясь своей монополией, могут намеренно завышать цены и сужать ассортимент товаров для России, утверждают независимые поставщики. Они приводят примеры: многие товары, например автомобильные запчасти или модная одежда, продающиеся в официальных магазинах в России, стоят гораздо дороже, чем аналоги в других странах. Сами зарубежные производители традиционно оппонируют этим выпадам тем, что, дескать, они формируют в России рынок, тратят на это значимые маркетинговые усилия и средства. Поэтому да, в некоторых случаях ассортимент для российского потребителя может быть другой и цены могут быть выше. А ввозить товары в страну без согласия производителя не только несправедливо, но и опасно. Если параллельный импорт будет узаконен, пугали зарубежные производители, то возникнет хаос, наплыв контрафакта и подделок, от чего будет страдать не только их бизнес, но и в первую очередь потребитель. В итоге лобби производителей победило, параллельный импорт в России был в целом запрещен, получив ярлык «серые поставки» с однозначно негативным подтекстом. Хотя во многих развитых странах — в тех же США и ЕС — параллельный импорт не запрещается регулятором и часто используется как механизм, стимулирующий конкуренцию. Статья по теме: Упал, отжался, рванул Забегая вперед, скажем, что разрешенный параллельный импорт в России в целом не оправдал страшилок правообладателей. Прежде всего в отношении подделок и контрафакта.
Безусловно, визуально подделок на рынке стало больше, особенно на рынках массовых товаров — одежды, обуви, электроники. Но в критически важных сферах, например в области продажи автозапчастей, нет серьезного всплеска продаж поддельных агрегатов. Здесь работает механизм авторитета поставщика: если независимая компания одномоментно захочет заработать на продаже некачественного продукта, то в будущем она потеряет лояльность клиентов и позиции на рынке. Таким образом, механизм защиты от подделок оказался в целом рабочим и без участия правообладателей. Хотя на каждом рынке есть свои нюансы, которые помимо подделок связаны с обеспечением гарантийных обязательств и привлекательным ценообразованием. Параллельная дорога не оправдала ожидания Согласно подсчетам ФТС и других участников рынка, по параллельному импорту в Россию ввозят автомобили и автозапчасти, бытовую электронику смартфоны, гаджеты, компьютеры , широко практикуется завоз одежды и обуви тех брендов, которые официально ушли из России , изделий для дома например, элитной мебели , товаров для здоровья и красоты, детские товары и пр. Параллельный импорт не привел к серьезному наплыву контрафакта в большинстве отраслей Сильнее всего от санкционного занавеса пострадал автомобильный рынок. Параллельный импорт должен был не дать рынку погибнуть, элементарно дать потребителям транспортные средства, на которых они могут передвигаться. С середины прошлого года независимые поставки потянулись из самых разных стран: из Азии например, из Южной Кореи и даже из Таиланда с Малайзией , из Европы Германия , из США, многие модели по параллельному импорту пошли из Китая. Однако вопреки ожиданиям параллельный импорт не стал доминирующей формой продаж.
Всего в приказе 96 категорий товаров. Он вступил в силу со дня публикации. Правительство России легализовало ввоз товаров без разрешения правообладателя в конце марта 2022 года.
Что важно знать потребителям Несмотря на то что ряд известных и полюбившихся зарубежных производителей приостановили свою деятельность на территории нашей страны, их товары все равно будут оставаться в магазинах. Параллельный импорт также позволит ввезти в Россию те товары, которые ранее не завозились на территорию нашей страны. Главное, чтобы они были в списке тех групп и брендов, которые вошли в одобренный список товаров для параллельного импорта о нём мы рассказывали выше. Например, это могут быть игровые смартфоны, которые до этого продавались только за границей, но в Россию не поступали. Гарантийное обслуживание теперь полностью на продавце или ритейлере, который завез технику. Измениться может и стоимость товаров — растет стоимость логистики но этот процесс начался еще во время пандемии , комиссии по платежа, а продавец должен предусмотреть качественное гарантийного обслуживание техники ведь теперь это ложится не на бренд, а на него. Как изменится стоимость товаров В первую очередь, из-за смены логистических путей стоимость товаров может резко вырасти, так как переплачивать приходится и за транспортировку, и за пошлину. Также в других странах растет и стоимость на сырье и топливо, что также скажется на финальной цене товаров. Ваши права при покупке товаров, ввезенных в страну через параллельный импорт Ваши права на качественный товар никак в этом случае не будут ущемлены. Это означает, что продукты должны: Быть качественными и иметь должный вид для продажи речь идет как об упаковке, так и о самом товаре. Быть безопасными в использовании. Иметь весь заявленный производителем функционал. Права потребителей Согласно законодательству РФ, вы имеете право на: Безопасность товара. Качество товара и гарантийное обслуживание, если это предусмотрено законом. Например, если понадобится ремонт техники, то его по гарантии делает продавец. Информацию о товарах. Право на судебную защиту в случае несоблюдения ваших прав продавцом. Бизнес не имеет права вводить вас в заблуждение или обманывать в отношении вещей, которые они продают. Это значит, что: Нельзя приукрашивать и давать описание товара, которому он не соответствует. Нельзя делать заявления о продуктах без доказательств, их подтверждающих например, в рекламе или на вывеске надпись: «Лучшее качество среди конкурентов» — должна быть подпись о проведенном исследовании с достоверными фактами. Запрещено недобросовестное заманивание покупателей например, если в рекламе предлагают дешевый товар, а в реальности он стоит в разы дороже. Что в итоге? Параллельный импорт — новая тема для российского потребителя. Но главное — он упрощает жизнь и импортерам, и покупателям. Потребители получают широкий выбор товаров, включая новинки. С гарантией также не будет проблем — за неё отвечает ритейлер. Но сроки гарантийного обслуживания и ремонта по нему если понадобится могут быть дольше. Предлагаем для закрепления материала сравнить обычный прямой и параллельный импорт и еще раз проговорить, что изменится при параллельном импорте.
Отвечать придётся в соответствии с предпринимательским риском — суд может взыскать с вас компенсацию или привлечь к административной ответственности", — поясняет она. Поэтому теперь, в условиях, когда зачастую вести дела приходится не с держателями прав на бренд напрямую, а с цепочкой посредников из разных стран, следует особенно тщательно проводить отбор партнёров. В этой связи старший юрист практики разрешения споров "ССП—Консалт" Яна Кириллова рекомендует предпринимателям разрабатывать собственные стандарты проверки контрагентов. Но если это непонятный, неизвестный игрок, который не предоставляет никаких документов, но интересен в плане цены, следует понимать — есть риск в том числе того, что товар окажется контрафактным", — предупреждает Яна Кириллова. Одновременно с этим необходимо помнить о постоянных изменениях, вносимых в список товаров, разрешённых Минпромторгом к параллельному импорту, и о порождаемых этим дополнительных рисках. Например, закупив сегодня за границей партию одежды именитого бренда, который можно ввозить в Россию без разрешения от правообладателя, завтра можно обнаружить, что марка из списка вычеркнута. Все вытекающие сложности ложатся исключительно на плечи бизнеса. Это уже не их проблемы Помимо этого, к тем, кто реализует товары, ввезённые параллельным импортом, начинают переходить обязанности, которые раньше традиционно являлись заботой производителей. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей, покупатель в случае проблем с товаром может предъявлять претензии не только к продавцу, но и к производителю или импортёру, говорит партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина. И если раньше, например, бракованный товар можно было отнести не только непосредственно продавцу, но и в авторизованный сервис производителя, получив там гарантийный ремонт, теперь это зачастую невозможно, особенно если компания окончательно покинула рынок РФ. Скорее всего, в данной области начнёт складываться новая судебная практика, потому что, строго говоря, никто с производителей обязанность предоставлять гарантии не снимал.
Эксперт: на смену параллельному импорту приходят собственные торговые марки
То есть, не собственника самого товара им становится импортер , а владельца торгового знака. С 2002 года параллельный импорт в России был запрещен — и ввезти продукцию конкретного бренда можно было, лишь имея письменное разрешение от правообладателя. В обычном режиме работает это все через Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности: в реестр внесены сотни тысяч товарных знаков, и у каждого есть правообладатель и уполномоченное лицо представитель в России ; при попытке ввезти товар с товарным знаком из ТРОИС нужно предоставить разрешение от этого уполномоченного лица; если разрешения нет, таможня задерживает партию на 10 дней. За этот срок представитель правообладателя должен ответить на запрос таможни — разрешает он ввоз партии или нет. Если не разрешает — партия отправляется обратно; если товарного знака нет в ТРОИС, таможня не запрещает ввоз, но закон все равно не разрешает продавать товар внутри России без разрешения правообладателя.
Система достаточно надежно защищала страну от контрафакта который в небольших количествах все равно находил дорогу. Но в условиях санкций многие правообладатели объявили об отказе от российского рынка. То есть, при попытке ввезти товар в Россию легально, представитель компании-владельца товарного знака просто не выдаст разрешение а многие компании вообще закрыли свои представительства в России. Часть продукции, которую теперь нельзя ввезти легально, заменить внутри страны нечем.
И чтобы не парализовать экономику, в России разрешили отступать от существующих правил — фактически запустив параллельный импорт продукции. То есть, параллельный импорт не означает, что в Россию разрешили ввозить контрафакт — просто по некоторым наименованиям импортер теперь может не запрашивать разрешение у владельца товарного знака. Естественно, что сам товар должен быть приобретен за рубежом легально — контрафакт в России никто не разрешал. Что в итоге разрешили в России?
Попытки разрешить параллельный импорт в России делались уже давно — например, чтобы можно было ввозить в Россию автозапчасти под оригинальными брендами, не переплачивая за это официальным дилерам. Тогда идея не получила дальнейшего развития, но в 2022-м параллельный импорт все же разрешили. Важно, что это не тотальное снятие ограничений — власти отменили запрет выборочно. С 29 марта из-под запрета выведен импорт ряда товаров — это сделано через постановление правительства, а перечень утвердил Минпромторг.
Импорт не коснется мебели, за исключением сидений для транспорта, и ювелирных изделий. Минпромторг счел, что украшения не имеют стратегического значения и местные производители смогут заменить зарубежные товары. Всего в перечень вошло около 200 брендов, отмечают «Известия». Что важно знать: США, Евросоюз, Великобритания и другие западные страны с конца февраля начали вводить санкции в отношении России, которые касаются, в том числе, экспорта в страну ряда товаров.
Он продолжит работу в том же формате, что и раньше. Список товаров будет корректироваться в зависимости от решений компаний о возобновлении или же прекращении поставок своей продукции на территорию России. Развернуть 05 октября 2022, 02:27 Напомним, параллельный импорт был легализован в России весной 2022 года. Такое решение было принято на фоне отказа зарубежных компаний поставлять свою продукцию в РФ. В ФАС посчитали, что параллельный импорт поможет решить проблемы "ценовой, качественной и ассортиментной дискриминации". Параллельный импорт предполагает ввоз в Россию оригинальных товаров брендов других стран без разрешения правообладателя.
Продукция поступает альтернативными способами, а не через дистрибьютора. При этом параллельный импорт не означает разрешения на ввоз и оборот в РФ контрафакта. Тем не менее параллельный импорт вызвал "цунами контрафакта" , хлынувшее в страну. Так, по данным ФТС, с мая 2022 года заведено уже 164 дела.
Параллельный импорт 31 августа 2023 Дилеры подняли цены на автомобили из параллельного импорта. Это сложнее и дороже, так как требует проведения сертификационных испытаний, в том числе краш-тестов за счет импортера. Зато ОТТС действует не на один автомобиль, а на модель в целом, что позволяет дистрибьюторам завозить машины массово. Наконец, с 2022 года действует третий способ с получением Заключения о безопасности единичного транспортного средства ЗОЕТС. Оформить его проще, чем ОТТС, при этом машина ввозится и оформляется юридическим лицом, после чего продается клиенту уже в российском шоуруме. Предполагалось, что это позволит поставлять машины и запчасти к ним ушедших из России автомобильных брендов.
Это и называлось параллельным импортом. Фото: Shutterstock Такая возможность будет ограничена с 1 октября 2023 года, подтвердили Autonews. С этого дня получить ЗОЕТС можно будет не на любой автомобиль, а только на машины тех брендов, которые ушли с российского рынка. Остальные автомобили придется либо брать у официальных дистрибьюторов, получивших ОТТС, либо завозить в частном порядке по СБКТС, что возможно только для физических лиц. Какие машины оказались под угрозой Большинство автомобилей, ввозимых в Россию по параллельному импорту, относятся как раз к ушедшим европейским, японским и корейским брендам. Однако есть исключения, и это премиальные китайские машины. До 2023 года их возили только серые дилеры, однако теперь многие из них уже представлены официально.
Параллельный импорт автомобилей после 1 апреля 2024г. Информация для клиентов.
Duracell могут включить в список параллельного импорта. Будет ли дефицит зарубежных товаров, как теперь будут доставлять иностранные товары и зачем власти разрешили параллельный импорт, расскажет Финтолк. 19 апреля Минпромторг, наконец, выпустил давно ожидавшийся перечень товарных групп и товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт. Правительство РФ легализовало параллельный импорт (ПИ) и утвердило список товаров, которые можно ввозить по такой схеме. В таблице мы собрали список брендов для параллельного импорта в РФ из наиболее популярных отраслей.
В РФ утвердили новый список товаров для параллельного импорта
Очевидные последствия Представители отечественной ИТ-отрасли не сомневаются, что новая инициатива Минпромторга, « Аквариуса » и других компаний из АНО «Вычислительная техника» негативно повлияет на ситуацию с доступностью оборудования в России. В эту организацию входят многочисленные крупные отечественные ритейлеры — « Ситилинк », « М. Также нельзя исключать вероятность взлета популярности обычного «серого» импорта — пример со смартфонами Apple линейки iPhone 14 Pro показал , что «серые» поставки могут быть даже более выгодными для потребителей с точки зрения конечной цены товара. То, что сейчас обсуждает Минпромторг с отечественными вендорами техники, может иметь еще более устрашающие последствия. Основатель дата-центра и облачного провайдера Oxygen Павел Кулаков уверен, что ограничения поставок иностранного оборудования, к которому они стремятся, замедлит развитие отечественной ИТ-отрасли в целом и ее отдельных составляющих в частности.
Он сообщил изданию, что подобное не замедлит сказаться как минимум на финансовом секторе и облачных технологиях.
Из альтернатив — ее аналог Avalon, ввозимый параллельным импортом из Китая Источник: Артем Краснов В ноябре Toyota начала увольнять сотрудников с петербургского завода компании, при этом государство не планирует выкупать предприятие, как это было с промплощадками Renault и Nissan. Mazda в свою очередь окончательно расстается с дальневосточным предприятием, где собирали Mazda 6, CX-5 и CX-9 — предприятие передано за 1 евро российскому партнеру, компании «Соллерс». Власти Приморского края надеются возобновить производство ближе к середине 2023 года, но что это могут быть за машины, пока неясно. При этом и Toyota, и Mazda пока не заявили о закрытии офисов и дилерских центров: возможно, марки попробуют существовать за счет импорта автомобилей. Калининградский «Автотор», собиравший в последние годы автомобили BMW, Hyundai и Kia, вынужден был прекратить их выпуск, но обещает вернуться с новым ассортиментом моделей.
В докризисные времена подобные манипуляции были запрещены, но в апреле 2022 года правительство разрешило параллельный импорт для брендов, которые отказались подтвердить лояльность отечественному авторынку. Какие автомобили можно ввозить параллельным импортом? В него попали автобренды, которые или ушли из России, или приостановили деятельность. Есть в списке и марки, которые не были представлены в России до начала спецоперации, например, Rover и Seat, а также производители грузовой техники DAF, Kenworth, Freightliner. При этом «параллельно» везут не только марки из списка выше, но и, например, кроссовер Mazda CX-4, хотя японская марка формально не попадает под послабления Минпромторга. Mazda CX-4 сделана специально для Китая, откуда и импортируется в Россию. Технически автомобиль очень близок к популярной у нас Mazda CX-5, но имеет более приземистый кузов Источник: Mazda Парадоксально, но за счет параллельного импорта ассортимент автомобилей в каком-то смысле расширился, потому что в Россию повезли машины, никогда у нас не представленные: мы уже писали, например, про Chevrolet Tracker и Groove.
Проблемой является разве что стоимость, например, за Volkswagen Bora китайской сборки просят от 2,5 миллиона рублей. Для сравнения, соплатформенная ему Skoda Octavia IV в момент дебюта в России два года назад стоила на миллион дешевле. Ниже — еще шесть необычных моделей, которые ввозят сейчас по схеме параллельного импорта. Hyundai Bayon — компактный кроссовер А-класса на размер меньше Creta. Он производится в Казахстане и Турции, ввозится в Россию серым импортом и стоит от 2 миллионов рублей Источник: Hyundai Импортированный из Китая или Индии Suzuki Ciaz заполняет нишу «бюджетных» седанов, хотя с ценой 1,9 миллиона рублей за автомобиль с 1,5-литровым двигателем народным его уже не назовешь. Технически модель близка к привычному нам Suzuki SX4.
Импорт такой продукции из Турции частично возможен, но находится под пристальным контролем Турецкой таможенной службы, которая пока нейтральна. Конкурентным преимуществом поставок через Турцию является возможность транзита продукции без уплаты налогов.
По этой схеме товар следует из Евросоюза на турецкий транзитный таможенный склад, а там уже продается покупателю из России. Особенность заключается в том, что при такой модели поставок турецкие компании не платят НДС и таможенные пошлины, что делает цену на товар максимально привлекательной. В целом режим таможенного склада позволяет Турции быть региональным транзитным хабом и удобной площадкой для торговли с соседними странами. Тем не менее в марте 2023 года такой транзит в сторону России был на время приостановлен. В настоящее время поставки возобновились, но неизвестно, как долго это продлится. Так как Турция входит в Таможенный союз ЕС и вынуждена выполнять требования Евросоюза в части торговых стандартов, очень велика вероятность, что подсанкционные товары транзитом отправлять будет нельзя. В таком случае придется полностью растаможивать товары в Турции, оплачивать там налоги и уже отправлять в Россию, как турецкий экспорт. Важно также помнить, что пока внешняя политика Турции независима от западных стран, но она может измениться в случае победы на президентских и парламентских выборах представителей оппозиции.
Экономический кризис, усиленный в том числе значительным ущербом от землетрясения, является серьезным вызовом для нынешнего президента Эрдогана. Страна входит в Евразийский таможенный союз, основная часть расчетов происходит в российских рублях, по большинству групп товаров таможенные тарифы приведены к единым. Товары, попадающие на территорию Казахстана из любой страны, включая страны ЕАЭС Белоруссия, Киргизия, Армения , проходят таможенное оформление, а после выпуска с таможни и получения необходимых сертификатов беспрепятственно попадают на территорию России. Казахстан занимает важное географическое положение между Россией и Китаем. Китай для Казахстана — второй торговый партнер после России. Основные группы товаров: легковые автомобили, автозапчасти, смартфоны, процессоры, контроллеры, смарт-карты и компьютерная техника. В настоящее время США оказывают значительное давление на Казахстан. Со 2 апреля 2023 года там заработала онлайн-система учета ввозимой и вывозимой из страны продукции с целью отслеживания всей цепочки перемещения товаров от границы к границе, которая теоретически не допускает обхода санкций.
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» агентству в свою очередь рассказали, что выходили с предложением расширить перечень параллельного импорта на эти автобренды. В конце марта 2022 года правительство России легализовало параллельный импорт для удовлетворения спроса на востребованные зарубежные товары. При этом данный механизм не означает легализацию контрафакта, мера предполагает ввоз оригинальных товаров, но через альтернативные каналы поставок, подчеркивали в Минпромторге.
Раскрыт перечень разрешенных для параллельного импорта товаров
Минпромторг опубликовал список товаров, для которых разрешен параллельный импорт — то есть без согласия владельца бренда. В Минпромторге также утвердили подробный список запчастей, шин, масел и прочих автомобильных аксессуаров, которые можно будет поставлять на территорию Российской Федерации по схеме параллельного импорта. Актуализирован перечень товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт.
В России придумали, как ввозить все подряд. Что это за схема, которая работает даже под санкциями?
Новости учебного центра _. Обновляется список товаров для параллельного импорта. Параллельный импорт 2022: список с брендами-исключениями. Минпромторг РФ утвердил обновленный перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту. Перечень товаров, разрешённых для параллельного импорта, выглядит как таблица из трёх колонок: группа товара, наименование и код товарной номенклатуры (ТН) ВЭД. Минпромторг РФ утвердил обновленный перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту. Перечень товаров для параллельного импорта обновляется Минпромторгом примерно каждые три месяца.