Даровое изрядно потрепало Достоевскому-старшему нервы — он судился с соседом из-за шести крестьянских дворов, пережил пожар, но главное — по одной из версий, именно крестьяне, а не апоплексический удар, лишат его жизни.
Влюбленный Достоевский. Каких женщин любил писатель?
Родители Достоевского не имели отношения к творчеству. Отца звали Михаил Андреевич. В сознательном возрасте, будучи молодым человеком, он поступил в духовную семинарию. Затем волей случая получил фундаментальную медицинскую подготовку. Собственными глазами видел события Отечественной войны 1812-го года, лечил раненых и больных. А затем боролся со вспышкой тифа. В течение последующих лет служил армейским лекарем. Фёдор Достоевский в детстве Со своей будущей супругой Достоевский старший познакомился в 1818 году, когда был откомандирован в Москву.
Только в 1820-м после рождения сына Федора мужчина уволился из армии и перешел работать в больницу для бедных. Мать будущего писателя звали Мария Нечаева. Она была дочерью богатого купца, который потерял все свое состояние после нашествия Наполеона. В 1820-м году пара обвенчалась в церкви. Федор Михайлович Достоевский появился на свет во флигеле Мариинской больницы для бедных, где работал его отец. Имя мальчик получил в честь деда по матери. Детство Достоевского было счастливым, несмотря на строгость порядков, которые царили в доме.
Семейство жило при патриархальном укладе, и жестко следовали графику работы родителя. Достоевский в молодости без бороды И отец, и мать были людьми набожными и благочестивыми. Религиозность они передали и своему сыну. В будущем мотивы христианства в авторской интерпретации нашли отражение в творчестве Федора Достоевского. В 1822-м году на свет появляется сестра писателя, Варвара. Чтобы облегчить домашний труд, семья нанимает няню, Алену Фроловну. Достоевский с теплотой вспоминал о своей воспитательнице.
Именно она познакомила молодого человека с русскими народными и зарубежными сказками, оказала влияние на его будущее творчество. Несмотря на довольно скромное финансовое положение, члены семьи не были стеснены в быту. Помимо самого Федора Михайловича в доме росло еще несколько братьев и сестер. Всем родители стремились дать хорошее образование. Сам Достоевский начал учиться в 4 года. По вечерам члены семьи устраивали домашние чтения, знакомились с творчеством Пушкина , Жуковского, Карамзина. Изучали историю, основы православной веры.
Молодой Ф. Достоевский В начале 30-х годов отец решил отправить сына Федора в Московский благородный пансион. Но быстро передумал, поскольку его преобразовали гимназию, где практиковали телесные наказания. Грубое, жестокое отношение к детям было не в духе воспитания старшего Достоевского. Хотя мужчина и отличался суровым нравом, был требовательным, строгим родителем. Вместо пансиона дети получали домашнее образование. Занимались со специально нанятыми учителями.
Осваивали гуманитарные и точные науки. По воспоминаниям самого Достоевского, отец был человеком вспыльчивым, со сложным характером, с ним было непросто. С 1834-го года Федор Михайлович учился в частном пансионе Леонтия Чермака, который считался одним из лучших в столице.
Но не успел Достоевский возвратиться в Семипалатинск, как Мария Дмитриевна написала ему, что «тоскует, плачет» и любит Н. Вергунова больше, чем его. Достоевский снова «как помешанный в полном смысле слова», но это не мешает ему жертвовать собой ради счастья любимой женщины, победив ревность и горечь: он хлопочет о пособии Марии Дмитриевне за службу мужа, ходатайствует об определении ее сына в кадетский корпус, беспокоится об устройстве Н.
Вергунова на лучшее место. В это трагическое время, когда Достоевский уже считал Марию Дмитриевну потерянной для себя навсегда, в нем снова загорелась надежда. Трудно сказать с уверенностью, под влиянием ли этих новых обстоятельств или по изменчивости своего характера, а скорее всего просто по той причине, что она в глубине души все-таки не переставала по-своему любить Достоевского, хотя эта любовь никогда не была такой страстной и исступленной, как с его стороны, но Мария Дмитриевна заметно охладела к Н. Вергунову, и вопрос о браке с ним как-то вдруг отпал сам по себе. И снова меняется тон и стиль ее писем к Достоевскому: это уже нежные письма любимой женщины к своему единственному и верному избраннику. А Достоевский опять воспрянул духом и снова поставил вопрос ребром о своем браке с Марией Дмитриевной.
Он чувствует, что дальше такая неопределенность продолжаться не может. Люблю ее до безумия, — пишет Достоевский А. Врангелю в ноябре 1856 г. Я несчастный сумасшедший! Любовь в таком виде есть болезнь». В ноябре 1856 г.
Достоевский снова едет в Кузнецк, получает согласие Марии Дмитриевны выйти за него замуж и 6 февраля 1857 г. Остались в памяти края. Кемерово, 1984. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. Достоевский безумно счастлив, не подозревая, конечно, какой тяжелый удар ждет его впереди. На обратном пути, когда молодожены остановились в Барнауле, у Достоевского от всех волнений и всего пережитого случился страшный эпилептический припадок новейшие исследования проф.
Моисеевой свидетельствуют о том, что это была не эпилепсия, а гипертоническая болезнь. Потрясенная Мария Дмитриевна увидела, как ее муж, вдруг с диким воем и помертвевшим лицом, грохнулся на пол, стал биться в ужасных судорогах и потерял сознание. Это произвело на Марию Дмитриевну гнетущее впечатление, которое еще более усилилось, когда она узнала от докторов, что это эпилепсия и любой припадок может быть смертельным. Она зарыдала и начала упрекать мужа за то, что он скрыл свою болезнь. Но Достоевский ничего не скрывал, он действительно думал, что это простые нервные припадки, а не эпилепсия, — во всяком случае так его раньше уверяли врачи. Возможно, этот злосчастный эпизод и был той самой первой трещиной в отношениях между супругами, которая, всё углубляясь и углубляясь, привела к тому, что семилетний брак Достоевского и Марии Дмитриевны не принес им счастья.
Личная жизнь писателя требовала большого напряжения. Мария Дмитриевна не выдержала холодного и гнилого климата столицы и вынуждена была вернуться в Тверь, где они оказались сразу после Семипалатинска. С этого момента их совместная жизнь нарушилась, они лишь изредка имеют подобие общего дома, а чаще всего проживают на разных квартирах, в разных городах. Достоевский впервые уезжает за границу. Он едет один. Мария Дмитриевна находит предлог, чтобы остаться в Петербурге: нужно помочь сыну в подготовке к гимнастическому экзамену, так как тот оказался неуспевающим учеником.
Но это был только предлог, возможно, для соблюдения приличий. У Достоевского была его собственная жизнь, к которой Мария Дмитриевна не имела никакого отношения. Она чахла и умирала. После возвращения, в сентябре 1862 г. С этого момента он трогательно заботится о ней, стараясь всячески облегчить ее страдания см. Творческие дневники Достоевского.
Зимой она почти не выходила из своей комнаты и лежала по целым месяцам. Весной 1863 г. При первой же возможности Достоевский отвез ее во Владимир, где климат был гораздо мягче. В одном из писем он так описывал невзгоды свои в это время: «Болезнь жены чахотка , расставание мое с нею потому что она, пережив весну то есть не умерев в Петербурге , оставила Петербург на лето, а может быть и долее, причем я сам ее сопровождал из Петербурга, в котором она не могла переносить более климата». Марию Дмитриевну Достоевский увидел только в октябре 1863 г.
К наиболее значительным произведениям писателя относятся романы «великого пятикнижия». Романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» включены в список 100 лучших книг Норвежского книжного клуба 2002 года. Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки. Но мы сегодня говорим не о величии и таланте Федора Достоевского, а о нем, как о мужчине, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами.
Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из женщин стала его опорой до конца жизни. Первой женой писателя была Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске. В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев на квартире подполковника Беликова он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи, Александр Иванович Исаев, был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкогольным напиткам. Безденежье, разбитые девичьи мечты о балах и прекрасных принцах — все вызывало недовольство браком у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки, умела поддерживать в обществе занимательный разговор, не давала скучать собеседникам и публике. Осенью того же 1854 года в Семипалатинск приехал новый областной прокурор Александр Егорович Врангель, написавший впоследствии воспоминания о пребывании Достоевского в Сибири.
Наблюдая за развитием отношений Фёдора Михайловича и Марии Дмитриевны, Врангель отмечал, что со стороны Исаевой было больше жалости «к несчастному, забитому судьбой человеку», чем искреннего чувства, тогда как Достоевский «влюбился со всем пылом молодости». Летом 1855 года Александра Ивановича переводят в Кузнецк. Писатель тяжело переживает разлуку с любимой женщиной. Я до сих пор в ужаснейшем страхе за Вас! Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык». В августе 1855 года Достоевский получает от Марии Дмитриевны печальную весть о смерти ее мужа. Она осталась одна, без родных и знакомых, без средств к существованию, с маленьким сыном на руках.
Достоевский стремится помочь любимой женщине. Он просит у Врангеля деньги, пробует устроить в Кадетский корпус сына Марии — Павла. Вскоре Достоевский приехал к Исаевой и сделал ей предложение, но Исаева призналась в любви к другому — местному учителю Николаю Борисовичу Вергунову. После мучительных объяснений с Марией Дмитриевной и Вергуновым Достоевский нашел в себе силы подавить ревность. Но довольно скоро Мария Дмитриевна написала Федору Михайловичу, что в своем новом избраннике разочаровалась, а когда они вновь встретились в Кузнецке, ответила согласием на предложение Достоевского. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. В марте 1859 года Достоевский уходит в долгожданную отставку.
Захаров приходит к выводу, что Тургенев всё сочинил, сердитый на Достоевского после злой пародии на него в романе «Бесы». Подобная интерпретация имеет, конечно, основания, но, может, стоит поверить Тургеневу: как-то не укладывается в голове, что он целиком сочинил всю эту историю. Что-то, видимо, было на самом деле, нет дыма без огня. Иван Сергеевич, судя по воспоминанию Минского, воспринял эту выходку Федора Михайловича исключительно как провокацию, направленную на оскорбление лично его, Тургенева. Отчасти это, вероятно, так и было, но при этом Тургенев как будто не замечает еще одного и не менее важного смысла неприличной выходки Достоевского. Комментируя эту историю, которая обсуждалась в русской печати, отец Сергий Булгаков в статье «Русская трагедия» 1914 г. Того же мнения впоследствии придерживался и Томас Манн. Нельзя забывать об особенности Достоевского как художника: он в себе и на себе «перетащил» всё, что переживали его герои. Скажем, все места Петербурга Раскольникова автор исходил вослед своему герою, переживая всё, что тот пережил. Или вот Старая Русса «Братьев Карамазовых»: домом отцеубийства автор сделал собственный дом. Он мог целыми часами говорить словами и мыслями своего героя, старого князя». Можно также вспомнить, как Достоевский писал письма брату слогом господина Голядкина. Очевидно, это было ему необходимо, такое вживание в своих героев, своеобразный эксперимент на себе и на своих слушателях. В воспоминаниях Е. Опочинина о беседах с Достоевским есть такая фраза: «Всего не буду записывать: пожалуй, уж слишком откровенно». Нечто подобное засвидетельствовал и Вс. Так что, видимо, Страхов, как и Висковатов, стал жертвой таких экспериментов Достоевского. Тайна творчества гения оказалась ему не по силам. Но, кажется, ее хорошо понял Толстой, который Страхову впоследствии писал по поводу Достоевского, что чем глубже копнешь в себя, тем общее для других, то есть писатель переживает в себе то, что есть и в других, и эту способность к греху в том числе. Интересно, что Тургенев как будто забыл, а мог бы вспомнить, что сравнительно недавно он писал Достоевскому: «Вы до того полно и тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял от изумления — и удовольствия.
Биография Достоевского
Девочке было 12 лет, когда ушел из жизни сам писатель. Любовь Федоровна впоследствии тоже взялась за перо, написала несколько рассказов и мемуаров, посвященных отцу, но ни те, ни другие особого успеха не имели. Еще до революции Достоевская уехала на лечение за границу и назад не вернулась. Она умерла в Италии в возрасте 57 лет от болезни крови. В 1871 году уже в Петербурге появился сын Федор.
В детстве и юности он тоже писал, но после его стали больше увлекать лошади. Федор Федорович жил в Крыму, где и занимался коневодством. Достоевский-младший скончался в возрасте 51 года. Другой сын Алексей, 1875 года рождения, умер, когда ему не было еще и 3-х лет.
По одной из версий, причиной смерти стала эпилепсия, которой, как известно, страдал и его отец. Внуки и правнуки У первого сына Достоевского Федора было трое детей. Дочь Федора Федоровича скончалась еще в младенчестве, а сын тоже Федор умер в возрасте 16 лет.
Подали чай, он сказал, что ему понравилось, как она себя держала утром — серьезно, почти сурово, не курила и вообще не походила на развязных и самонадеянных девиц современного поколения. Потом он разговорился, вспоминал, как ожидал расстрела на Семеновском плацу, а после помилования ходил по каземату и все пел, громко пел, радуясь дарованной ему жизни. Ее удивило, что этот по виду скрытный и угрюмый человек так откровенно говорил с молодой девушкой, почти девочкой, которую он видел в первый раз в жизни. Только впоследствии она поняла, до чего он был одинок в это время, до чего нуждался в тепле и участии. От неё к нему шел ток внимания и дружбы, он сразу ощутил его, и это сделало его разговорчивым не по обычаю.
Ей очень понравились его простота и искренность — но от слов и манеры говорить этого умного, странного, но несчастного, точно всеми заброшенного существа, у неё что-то екнуло в сердце. Она потом сказала матери о сложных чувствах, пробужденных в ней Достоевским: жалость, сострадание, изумление, неудержимая тяга. Он был обиженный жизнью, замечательный, добрый и необыкновенный человек, у неё захватывало дух, когда она слушала его, все в ней точно перевернулось от этой встречи. Для этой нервной, слегка экзальтированной девушки знакомство с Достоевским было огромным событием: она полюбила его с первого взгляда, сама того не сознавая. А на другой день, придя к нему, она застала его в неописуемом волнении: он не записал ни её адреса, ни её фамилии, а так как она сейчас запоздала, он уже вообразил, что она потеряла стенограмму, взятую вчера с собой для переписки, и больше никогда не вернется. С этих пор они ежедневно работали по несколько часов. Он писал «Игрока» по ночам, а днем от 12 до 4 диктовал ей написанное. Дома она разбирала и переписывала начисто стенограмму, и на другой день Достоевский исправлял принесенную ею рукопись.
Первоначальное чувство неловкости исчезло, он охотно разговаривал с ней в перерывах между диктовкой и рассказывал о всех тяжелых обстоятельствах своей молодости и последних лет. Он с каждым днем все больше привыкал к ней, называл её «голубчик, милочка», и её радовали эти ласковые слова. Скоро выяснилось, что работа идет успешно, «Игрок» мог поспеть к сроку, это очень окрылило Достоевского, и он был благодарен своей сотруднице, не жалевшей ни времени, ни сил, чтобы помочь ему. Теперь она уж не боялась его, расспрашивала о браке с Марьей Димитриевной и о Паше, давала ему хозяйственные советы. Ее сильно огорчали безалаберность и бедность его жизни. Однажды она заметила исчезновение из столовой китайских ваз, привезенных им из Семипалатинска, в другой раз вечером увидала, как он хлебал суп деревянной ложкой: серебряные были в закладе, как и китайские вазы. В доме зачастую не было буквально ни гроша, но Достоевский добродушно относился к такого рода неприятностям и точно не придавал им значения, а на её взволнованные упреки отвечал, что подобные мелочи не могут смущать его после тех подлинно тяжелых испытаний, какие выпали на его долю. Да счастья у меня ещё не было, по крайней мере такого счастья, о котором я постоянно мечтал.
Я его жду. На днях я писал моему другу барону Врангелю, что, несмотря на все, постигшие меня горести, я все ещё мечтаю начать новую счастливую жизнь. Эту свою живучесть он называл кошачьей и сам удивлялся способности строить планы и открывать новую главу жизни в 45 лет. Однажды Анна Григорьевна застала его в особенно тревожном настроении. Он сказал ей, что «стоит в настоящий момент на рубеже и что ему представляются три пути: или поехать на Восток, в Константинополь и Иерусалим он даже запасся рекомендательными письмами для русского посольства в Турции и, быть может, там навсегда остаться, или поехать заграницу на рулетку и погрузиться всей душой в так захватывавшую его всегда игру, или наконец жениться во второй раз и искать счастья и радости в семье». Она не подумала о том, почему он ставил на одну доску уход в святость, прыжок в азарт и создание семьи, и посоветовала ему жениться вторично. Что за меня кто-нибудь согласится пойти? Какую же жену мне выбрать: умную или добрую?
Потом он спросил её, почему она не выходит замуж. Она ответила, что сватаются двое, оба прекрасные люди, она их очень уважает, но не любит, а ей хотелось бы выйти замуж по любви. Они так полюбили беседовать по душам, так привыкли друг к другу за четыре недели работы, что оба испугались, когда «Игрок» подошел к концу. Достоевский боялся прекращения знакомства с Анной Григорьевной. Он не шутил, говоря, что предпочитает добрую жену умной: именно доброты со стороны женщин недоставало ему в жизни, и в Анне Григорьевне он почувствовал прежде всего нежное сердце. После Аполлинарии ему было внове встретить женщину, основным достоинством которой была доброта. Марья Димитриевна тоже пожалела его в первые месяцы их знакомства, но это было мимолетно и не удержалось, потом роли переменились, ему приходилось жалеть её, да и с тех пор прошло свыше десяти лет. И впервые за это десятилетие он встретил существо, проявлявшее к нему подлинное участие: она думала о том, чтобы ему было удобно, чтоб он во время ел и спал, тревожилась о его здоровье и об его писательстве, интересовалась его материальным устройством и душевным покоем.
Он совершенно не был приучен к такой роскоши. Ее заботы и трогали и смущали его, но это было приятное, радостное смущение. И кроме того, он увидал, до чего она была ему нужна, и это тоже являлось новостью. Их связывало литературное сотрудничество. Она, действительно, помогла ему, как никто раньше не помогал, и опять-таки это был для него первый опыт: молодая девушка оказалась товарищем и помощницей в самом важном для него деле — творчестве. Другие женщины скорее ему мешали, а эта ему содействовала. Мог он найти лучшую подругу? Но он все же колебался: разве мог он мечтать о большем, чем дружба?
Он отлично понимал, до чего жалок и смешон пожилой, некрасивый мужчина, добивающийся любви молоденькой девушки. А смешным он быть не хотел, самолюбие его было как открытая рана, и он не желал прибавлять нового отказа к обидам прошлого. В 26 дней он написал и продиктовал десять листов, план его был осуществлен. Через несколько дней, 8 ноября, Анна Григорьевна пришла к Достоевскому, чтобы сговориться насчет работы над окончанием «Преступления и наказания». Он явно обрадовался её приходу, но был то весел, что грустен, то странно возбужден. Вместо делового разговора он принялся рассказывать ей о своих снах и вдруг разразился вдохновенной импровизацией: он хотел написать роман о пожилом и больном художнике, встречающем молодую девушку Аню. Он подробно описывал и художника, и его жизнь, и его творческие искания. Когда он упомянул имя «Аня», Анна Григорьевна тотчас же подумала об Анне Васильевне Корвин-Круковской: он рассказывал ей об этой бывшей невесте и получил от неё сегодня письмо из-за границы.
Она совершенно забыла в этот момент, что её тоже звали Анной. Посвятив её в план романа, Достоевский спросил, считает ли она психологически возможным, чтоб молодая девушка полю-била такого старого и больного человека, как его герой художник. Анна Григорьевна, увлекшись проектом нового произведения, начала горячо доказывать, что это вполне вероятно, если у героини хорошее сердце. В её любви тогда не будет никакой жертвы, а болезнь и бедность не так уж страшны, любят не за внешность и богатство. Он помолчал, как бы колеблясь, а потом сказал: «Поставьте себя на её место, представьте, что этот художник — я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Что бы вы мне ответили? Лицо его при этом выражало страшное смущение и сердечную муку. Анна Григорьевна, оправившись от изумления и неожиданности, поняла, что это не просто литературный разговор.
Достоевский начал писать «Игрока» у смертного одра Марьи Димитриевны. Роман этот был об Аполлинарии. И закончил он его благодаря Анне Григорьевне. Так это произведение странным образом соединило невидимыми нитями три самых больших любви его жизни. Но в тот момент, когда Достоевский делал предложение своей стенографистке, он ещё не подозревал, что она займет в его сердце ещё большее место, чем все другие его женщины. Он наполовину повиновался инстинкту, тому глухому и тайному голосу, который всегда руководил им в ответственные минуты. Но он наполовину следовал расчету. Он доверял Анне Григорьевне, он чувствовал, что она родная и добрая, но он не был в неё влюблен, он только верил в обещание любви.
Эта надежда подкрепляла умственные соображения, толкнувшие его на решительный шаг. Она была добра, она была ему нужна, он томился в одиночестве, он искал в браке душевной поддержки, и только брачная привычка могла освободить его от непостоянства чувственности, от этой качели пола, с её утомительными взлетами и падениями. Он уважал брак, как освященное церковью и Богом сожительство, дававшее религиозную основу и оправдание эротизму; и брак представлялся наилучшим ручательством против измены и обмана. В браке и семье видел он окончательное закрепление и оформление своего существования, он хотел к чему-нибудь прилепиться, иметь хоть что-нибудь постоянное, твердое, на что можно было бы положиться и что можно было бы противопоставить, как спасительный контраст, вихревому раздору и движению его мыслей и образов. В молодости он был на краю душевной болезни — излечение пришло от шока ареста и ссылки. Сейчас ему нужно было излечение другого рода: эмоционально, физически, сексуально следовало ему обзавестись женой и семьей, чтоб в личное и семейное уходить из своего фантастического мира видений и идей, неистребимых страстей и жгучих страданий. И кроме того, было в нем всегда тайное стремление отказаться от собственной необыкновенности, не быть ни гением, эпилептиком, богоискателем, каторжником, развратником, идеалистом, — а стать как все. Брак был ему необходим, он сознавал это и готов был жениться на Анне Григорьевне «по расчету», как он называл все это сплетение сознательных выкладок и инстинктивных стремлений.
О любви с первого взгляда с его стороны и речи быть не могло. Он даже не сразу разглядел женщину в строгой и аккуратной своей секретарше. Уже по окончании «Игрока», в день его рождения, Анна Григорьевна пришла его поздравить в новом платье, лиловом, вместо обычного черного, оно делало её выше и стройнее, он впервые ощутил тогда её женскую привлекательность — и это поразило его, как чудесное открытие.
Следующее произведение — роман «Идиот» 1868 — рождалось в муках. Главный герой — князь Мышкин — идеал писателя. Глубоко моральный, честный, добрый и искренний человек, воплощение христианского смирения и добродетели, герой романа похож на автора: их сближают взгляды на жизнь, религиозность и даже эпилепсия. Федор Достоевский трудится над романом «Жития великого грешника». Произведение не было завершено, однако его материал автор использовал для создания «Бесов» и «Братьев Карамазовых», где осмысливал ростки радикальных и террористических убеждений интеллигенции. Жизненный путь Достоевского обрывает хронический бронхит, протекавший на фоне туберкулеза и эмфиземы легких.
Уходит из жизни писатель на шестидесятом году жизни, в январе 1881 года. Труд писателя ценился при жизни. Он был популярен и знаменит, однако настоящая слава пришла к нему после смерти. Федор Достоевский — сложный писатель и не менее сложный человек. Он обладал страстной, эмоциональной натурой, легко увлекался и не всегда мог контролировать свои действия и чувства. Это отразилось на его личной жизни. Вот что известно о любимых женщинах Достоевского. Мария Исаева, по происхождению француженка, на момент знакомства с Федором Михайловичем в начале 1854 года была женой начальника Астраханского таможенного округа, имела маленького сына. Двадцатидевятилетняя страстная и экзальтированная дама познакомилась с писателем в Семипалатинске, куда приехала с супругом.
Она была хорошо образованна, любознательна, живая и впечатлительная, но несчастливая: муж страдал алкоголизмом, был слабовольным и нервным. Мария же любила общество, танцы. Она тяготилась провинциальной жизнью и бедностью. Достоевский стал для нее «лучом света в темном царстве». Беззащитность и хрупкость женщины пробудили у писателя желание защищать ее и оберегать, как ребенка. Некоторое время Мария сохраняла дружескую дистанцию с Федором Михайловичем. Испытанием для их чувств стала почти двухлетняя разлука: мужа Исаевой перевели служить за шестьсот верст от Семипалатинска. Достоевский пребывал в отчаянии. В 1855 году он получил известие о смерти Исаева.
Мария оказалась в чужом городе одна, без средств и с ребенком на руках. Писатель незамедлительно предложил ей руку и сердце, однако обвенчались они через два года. После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. В Барнауле у писателя случился эпилептический припадок, который напугал Марию. Она обвинила мужа в том, что он утаил от нее тяжелую болезнь, которая в любое время может завершиться смертью. Эта ситуация отдалила супругов друг от друга. Семилетний брак не принес им счастья. Вскоре Мария переехала в Тверь, а потом вернулась в Петербург, где медленно умирала от чахотки. Писатель в это время вояжировал за границей.
В личной жизни дочке писателя тоже не повезло: она не вышла замуж и у неё не было детей. Умерла Эме Достоевская возрасте 57 лет от болезни крови в Итальянском городке Гриес сейчас он входит в состав города Больцано. Там и покоится её прах. Сын-тёзка предпочёл лошадей Через два года после рождения второй дочки у Достоевских родился мальчик, которого в честь отца назвали Фёдором. На тот момент супруги уже вернулись в Петербург. Достоевский звал сынишку уменьшительно-ласкательно — Фечка.
Фёдор Фёдорович Достоевский и его жена Екатерина. В детстве мальчик заинтересовался литературой и взялся за перо. Однако писателем он все-таки не стал: видимо, не захотел, чтобы его сравнивали с великим отцом, на фоне которого сложно выглядеть столь же масштабной фигурой. У Федора Федоровича была другая страсть, которой он отдал всю свою жизнь — лошади. Еще в молодости он приехал жить в Симферополь и остался тут навсегда. Фёдор занялся коневодством, вступил в Таврическое скаковое общество.
Он тратил огромные суммы на разведение лошадей и его питомцы не раз побеждали на скачках. Достоевский верхом на Радване, своей лучшей скаковой лошади. В последние годы сын писателя читал лекции в Крыму, а также занимался торговлей. Кстати, в смутные годы революции его чуть не расстреляли малограмотные большевики, которым фамилия Достоевский ни о чем не говорила и которым лишь в последний момент «доложили», что перед ними сын великого писателя. Перед самой смертью Достоевский-младший с большим трудом доехал до Москвы в те смутные времена это было непросто , взяв часть архивов отца, чудом не попавшую в руки крымского ЧК. Умер он в возрасте 51 года, лишь несколько месяцев прожив в Москве.
Потомки по линии Фёдора Вдова Фёдора Фёдоровича Достоевского, Екатерина, осталась в Крыму с двумя сыновьями, причем им приходилось в буквальном смысле выживать. Один из мальчиков, тоже Федор, которого в семье ласково называли Федиком, прожил только 16 лет. Он писал талантливые стихи, прекрасно рисовал и музицировал, был трудолюбив и, по мнению достоевсковедов, по уровню таланта не уступал деду и мог бы стать великим поэтом, но, увы, его сразил брюшной тиф. Екатерина с детьми и старший сын.
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
В конце концов во многом из жалости Мария всё-таки решилась выйти замуж за Достоевского, но семейная жизнь не задалась. Достоевский: было ли счастье в его жизни? 18 лет Достоевский пишет пророческие слова: «Человек есть тайна. Весь мир зачитывается романами Фёдора Михайловича Достоевского, в его честь называют улицы и ему ставят памятники – Самые лучшие и интересные новости по теме: Жизнь, Прошлое, биография на развлекательном портале Полная биография писателя Федора Достоевского. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «».
РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА, ПРЕДАННАЯ ЖЕНА И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ: С КЕМ БЫЛ СЧАСТЛИВ ДОСТОЕВСКИЙ?
В общем был Михаил Васильевич экстремистом и соратников подбирал соответствующих. В его кружке встречались люди, называвшие себя анархистами и коммунистами. Они, как и некоторые декабристы, считали убийство в отдельных случаях необходимым методом для созидания светлого будущего человечества. Среди петрашевцев Достоевский был самой известной фигурой, и, отсидев восемь месяцев в Петропавловской крепости, он, наряду с руководителями организации, был приговорен к высшей мере.
В последний момент смертная казнь была заменена каторжными работами в Омске. Проведя на каторге немногим более четырех лет, Ф. Местное дворянское общество не отвергло опального литератора.
У Достоевского завязался роман с Марией Дмитриевной Исаевой. Ее муж Александр Иванович как уверяли, горький пьяница был ни много ни мало начальником Сибирского таможенного округа. Болезненной и мечтательной Марии были приятны ухаживания и признания столичного писателя, но дальше дело не шло.
Потом она с супругом переехала за пятьсот верст в город Кузнецк, где тот скоропостижно скончался... Достоевский, нарушив условия ссылки, примчался в Кузнецк, встал на колени и попросил у Марии Дмитриевны руку и сердце. Сердце уже было занято молодым учителем Николаем Вергуновым.
Но руку он получил с тем условием, что и любовник будет находиться вместе с ними. В феврале 1857 года Федор Михайлович и М. Достоевский перетащил Вергунова из Кузнецка в Семипалатинск, а затем и в Тверь, где у жены обнаружились признаки неизлечимой чахотки.
В самом конце 1859 года Ф. Надзор отменили лет за пять до смерти писателя… Вскоре у Достоевского появилось новое увлечение — Аполлинария Суслова. Она была из эмансипированных, годилась ему в дочери, будучи на девятнадцать лет моложе сорокалетнего литератора.
До постели дошло стремительно.
Любовь и похоть, страсть к игре и одержимость высокими идеями, великодушие и подлость — он как никто мог показать все противоречия человеческой натуры. А галерея женских характеров выдаёт в авторе большого знатока прекрасной половины. Однако прообразом всех роковых красавиц в его романах была одна женщина — это нижегородка Аполлинария Суслова. Одни считают, что она чуть не погубила Достоевского, другие уверены, что без неё он не стал бы великим писателем. Как бы то ни было, это была самая сумасшедшая страсть в его жизни… Поля, русская Поля Благодаря красивой внешности и тонким манерам многие считали её аристократкой. Но по происхождению Аполлинария — крестьянка. Родилась в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородской губернии ныне Сосновский район. Её отец Прокофий Суслов был простым крепостным графа Шереметева, но обладал незаурядными способностями.
Умный, грамотный, начитанный, он сделал карьеру от простого писаря до управляющего всех имений графа и получил вольную ещё до отмены крепостного права. До 15 лет Аполлинария жила в родном селе, потом вместе с семьёй перебралась в Москву, а затем — в город мечты Петербург. Родители, сами лишённые возможности получить образование, сделали всё, чтобы обеспечить его дочерям. Сёстрам Поле и Наде нанимали учителей, а затем отдали в пансион благородных девиц. В отличие от сестры, питавшей явный интерес к естественным наукам, Полю ничего не увлекало. Из всей школьной программы ей запомнились только уроки истории: Древняя Греция и античное искусство пробудили её воображение и тягу к творчеству. После гимназии сёстры Сусловы продолжили образование. Высшие женские курсы в России в то время ещё не были созданы, но правительство под давлением молодёжи разрешило барышням слушать лекции в университете. Аполлинария же продолжала искать себя — она интересовалась так называемым женским вопросом, была участницей всех студенческих сходок и демонстраций, не раз попадала в полицейский участок.
Со всей горячностью молодости она хваталась за любые модные идеи и занятия. К этому разряду относилось и писательство. В «Современнике» уже вышел рассказ Надежды Сусловой, а Аполлинария всё ещё в задумчивости грызла перо. Тут как нельзя кстати на её горизонте и появился прославленный писатель Фёдор Достоевский. Мука-любовь К моменту их встречи Фёдор Михайлович уже был настоящей звездой поколения. Он только вернулся из ссылки — попал туда за близость к кружку петрашевцев, готовивших государственный переворот. Прогрессивная молодёжь зачитывалась его повестями и романами, он выступал перед студентами в Санкт-Петербургском университете.
В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов.
С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием.
Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте.
До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович. Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге. Смерть Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги.
Отец — мигом постаревший, с потемневшим лицом — отвез Мишу и Федю в Петербург, предопределив их судьбу без сантиментов: инженерное училище. Инженер работу найдет всегда.
Оба брата грезили лишь о литературе. В итоге Мишу в училище не приняли вовсе, а Федя валял дурака, тяготясь учебой. Уже тогда он начал пробовать перо — робко, но и понимая: что-то из этого может получиться. Летом 1839-го не стало отца. Осознание сиротства болезненно обожгло братьев.
Спустя четыре года Федор формально исполнит его волю, недолго поработав инженером-подпоручиком, а затем уволится и решит посвятить себя литературе. В его жизни все состояло из сплошных парадоксов и противоречий, взлетов, падений, самовлюбленности и ощущения себя ничтожеством. К 1845 году Федор Михайлович завершил первый свой роман «Бедные люди». Дмитрий Григорович передал рукопись Некрасову, тот — Белинскому, который пришел в неописуемый восторг и всесильной своей рукой ввел Достоевского в литературные круги Петербурга. Иначе как «новым Гоголем» молодое дарование не называли, Достоевский был счастлив, «воспарил», но затем получил оплеуху — его произведение «Двойник» публика встретила холодно.
К тому же над ним начали посмеиваться в свете: он был неуклюж, заносчив, но при этом — парадокс! Ему казалось, что если о ком-то шепчутся, то о нем, а уж если смеются, то точно над ним. Так были разорваны его отношения с кружком Белинского и Некрасова, чему способствовала еще и ссора с Тургеневым. Новые литературные связи позволили ему не пасть духом, но душа Федора Михайловича была истерзана этой историей. А вот знакомство с кружком Михаила Петрашевского сыграло в его судьбе знаковую роль.
Среди последователей Михаила Васильевича встречались и скучающие болтуны, и прожектеры, но и радикально настроенные люди. Меры, принятые к петрашевцам, были связаны не с тем, что они читали письмо Белинского к Гоголю, а с их пропагандой свержения строя. Вряд ли их воспринимали всерьез, но дабы было не повадно, самых активных «дебоширов» в апреле 1849 года арестовали. Попал в их число и Федор Михайлович: Военно-судная комиссия признала его «одним из важнейших преступников» и приговорила к «смертной казни расстрелянием». Бунтарей решили проучить: сымитировав подготовку казни, их затем огорошили прощением.
Божий дар и великое счастье. Каким семьянином был писатель Достоевский?
6 февраля 1857 года Федора Михайловича Достоевского и Марию Дмитриевну Исаеву обвенчали в Кузнецкой церкви, но счастливая семейная жизнь не сложилась. Личная жизнь. Романами великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского зачитывается весь мир, ему ставят памятники и называют в его честь улицы. Несмотря на известность и всеобщее признание, жизнь Федора Михайловича Достоевского была буквально пронизана разочарованиями и болью — приговор к расстрелу, долги, каторга, приступы эпилепсии. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных[180]. Достоевский бурчал: мол, женщины не способны направлять свои усилия на одну цель в течение долгого времени, женщины непостоянны, и вообще не очень целеустремленны. О женщинах Достоевского, сколько их было, и какой след они оставили в жизни писателя – рассказал Егор Сартаков, доцент факультета журналистики МГУ им. сова, кандидат филологических наук.
Он посвятил ей "Братьев Карамазовых", а она ему жизнь: судьба Анны Достоевской
Сексуальная жизнь Достоевского началась в Петербурге, когда он поступил в Главное инженерное училище. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных[180]. 20-летняя Анна Сниткина. Дочь Достоевского всю жизнь пыталась писать произведения, не добилась успеха и умерла от белокровия в возрасте 57 лет в Италии.