И хотя критики и зрители на это не обратили внимания, в своем следующем фильме (12 стульев), Гайдай постарался по максимуму записать реплики героев прямо в кадре.
Двенадцать стульев (1971)
Роль Кисы Воробьянинова в фильме «12 стульев» Леонида Гайдая исполнил Сергей Филиппов. Фильм 12 стульев (1971) (1971) можно посмотреть в онлайн-кинотеатре Иви! Наверное, большинство видели замечательный фильм Гайдая «12 стульев» 1971-го года со сценой, где Бендер продаёт билетики в Провал.
ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать фильмы: @MosfilmRuOfficial Кинокомедия по одноименному роману и а. «Великий комбинатор» Остап Бендер и «гигант мысли, отец русской демократии» Киса Воробьянинов разыскивают по Стране Советов сокровища, спрятанные в одном из двенадцати стульев старинного гарнитура. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. #12стульев #гайдай #АрчилГомиашвили #ильф #петров #кино #классика #николайникулин #вкадре #рентв Подпишитесь на канал: Официальный сайт РЕН ТВ: Группа ВКонтакте: Яндекс Дезен: Instagram: Twitter: Facebook: Одноклассники.
Режиссеру стоило оставить все как есть.
- Другие статьи по теме
- Озвучено главное упущение Гайдая в «12 стульях»: фильм мог быть другим
- «12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали / Назад в СССР / Back in USSR
- Внимательные зрители заметили киноляп в фильме «12 стульев» | Новости кино и сериалов
- 12 стульев. Художественный фильм. К 100-летию Леонида Гайдая. Анонс
12 стульев (1971, режиссер — Леонид Гайдай)
- Найти Остапа Бендера оказалось непросто
- Данелия успел первым
- Смотрите также
- Арчил Гомиашвили жалеет о работе с Леонидом Гайдаем в фильме «12 стульев»
- 8 интересных фактов о фильме «Двенадцать стульев»
12 стульев
Сцена фильма "возле Провала", где великий комбинатор устроил продажу входных билетов, снимали вовсе не на фоне известной пятигорской достопримечательности. Торги с монтёром Мечниковым и передачу стульев компаньонам снимали на фоне Лермонтовской галерее в парке "Цветник". Сцена, где великий комбинатор с азартом торгует билетами на Провал, предлагая их группам отдыхающих, направляющихся к гроту Лермонтова была снята не у грота, а на горе Горячей. Ну и заключительная сцена в фильме, снятая в Пятигорске — под покровом ночи Остап и Киса несут стулья, выкупленные у Мечникова. Пятигорский полицейский спугнул героев фильма , они вынуждены были присесть на стулья у ближайшей двери , оказавшейся входом в Прокуратуру города. Облик полюбившихся героев взяли именно из фильма Гайдая. Вот только стоят эти скульптуры не там, где снимался фильм, а там, где это описано в романе.
Бендер у входа в Провал, Киса неподалеку от входа в парк «Цветник». Одними из главных действующих персонажей в фильме являются сами стулья. Приступив к съемкам, выяснилось, что найти по-настоящему подходящий реквизит не так и просто! Было размещено объявление в газету в поисках раритетных вещиц! Как оказалось в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья, но продавать их она категорически отказалась, лишь позволила сфотографировать бесценные предметы мебельного гарнитура.
Планировали построить тоннель за 1,5 месяца, а ушло времени в 4 раза больше. Тоннель в Провале 7.
Раньше Провал называли Голицынским. Дело в том, что финансы для строительства помоста и устройства, на котором спускали вниз корзину с людьми, выделил из личных средств начальник Центра Кавказской линии генерал-майор Владимир Сергевич Голицын. Вход в Провал абсолютно бесплатный. Хотя у входа в Провал и стоит Остап Бенедер с билетиком в руке, но за посещение достопримечательности денег не берут. И если вдруг кто-то предприимчивый додумается исправить это «досадное упущение» и станет просить плату — знайте, что это современный «великий комбинатор». Остап Бендер продаёт билеты у входа в Провал 9. Вход в Провал не всегда был бесплатным.
С 1928-го по 1938-й годы тут действительно продавали билеты. Делалось это вполне официально. Плату установила Администрация курорта. Вырученные от продажи билетов средства шли на реконструкцию памятников. Так что в шутке Остапа Бендера, что деньги пойдут на ремонт, «чтобы Провал не сильно проваливался», есть немалая доля правды. Впрочем, местные жители и гости курорта так сильно возмущались, что за вход в Провал берут деньги, что через 10 лет легендарную достопримечательность всё же сделали бесплатной для всех. А впервые деньги за посещение Провала стали брать ещё когда спускали посетителей в корзине через верх.
При этом часть денег отдавалась в качестве пожертвований церкви, а часть — в качестве помощи бедным жителям Пятигорска, представляете? Сероводородное озеро 10. Находиться долго в Провале нельзя. Если вы уже бывали там, то знаете — почему. Озеро в Провале, которое Ильф и Петров пренебрежительно назвали «малахитовой лужей», имеет сильный запах сероводорода. Проще говоря, аромат протухших яиц. Несмотря на то, что над озером имеется отверстие — и часть сероводорода улетучивается, в пещере не стоит долго находиться.
От продолжительного вдыхания паров сероводорода возможны неприятные последствия.
Его Остап, конечно, не банальный жулик, это человек с мечтой — мечтой о Рио. Гомиашвили не понравилась подчеркнутая театральность Миронова, он как-то даже обозвал мироновского Остапа паяцем.
Ну еще бы. Сам Гомиашвили в противоположность Андрею Миронову не был золотым мальчиком, он был реальным нарушителем закона и несколько раз сидел. И Бендер в исполнении Гомиашвили был бы полным рецидивистом, если бы озвучивал свою роль сам.
Но, к счастью, его Остап — это во многом блестящая озвучка Юрия Саранцева. Хотя Папанов поначалу тоже скептически хмыкал в адрес «зеленого и неопытного» Миронова «Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал!
Все его неприятности — это черствое пирожное и остывший кофе! Киса Папанова жалок, смешон, жаден, он пытается казаться благородным, но мелочность уже въелась в этого инфантильного «предводителя дворянства», и от этих противоречий он почти уже едет умом, но харизмы не теряет. Сравнивать его с коллегой из фильма Гайдая, наверное, неправомерно.
Прекрасный актер Сергей Филиппов играл роль Воробьянинова в плохой период своей жизни, он снимался с опухолью мозга и выглядел не по-комедийному зловеще. Дуэт Бендера и Кисы у Захарова... И в том и в другом фильме играли исключительно звезды.
Причем десять актеров, включая великих Крамарова и Вицина, играли и там и там. Но Захаров, имея в распоряжении больше музыки один только Остап поет там пять песен на слова Юлия Кима и времени, сделал акцент на второстепенных персонажах, хотя у Ильфа и Петрова, наверное, и нет второстепенных в прямом смысле слова персонажей. Поэтому режиссер устраивает несколько мини-бенефисов внутри своего фильма.
Каждый эпизод с этими актерами в фильме Марка Захарова — маленький шедевр. Голос Зиновия Гердта за кадром — это еще один козырь фильма Захарова. Но съемки совпали с горем в ее жизни — умер Василий Шукшин, а затем и ее отец.
Очевидно, необходимо, чтобы при разработке режиссёрского сценария было произведено некоторое сокращение эпизодов. Далее в сценарии произошло смещение акцентов — от остросатирических у Ильфа и Петрова к юмористическим — у В. Но очевидно, что в сценарии и фильме должна прозвучать злость и насмешка над представителями старого мира. Экранизация должна явиться в то же время, как и предлагают авторы сценария, озорной, жизнерадостной и эксцентрической комедией». Нечто подобное звучало в обсуждении и на худсовете ЭТО, на что Гайдай парировал: «Я считаю, всё дело в том, как сделать. Не всякую эксцентрику можно записать литературно». Двенадцатого ноября 1969 года режиссёрский сценарий был готов.
Его одобрили в Главном управлении кинематографии только 16 декабря, и подготовительный период картины не в первый раз для Гайдая стартовал в самом конце года. Теперь начался активный подбор актёров — один из самых интересных этапов в производстве любой кинокартины. И бесконечно важный: один-единственный неудачно подобранный исполнитель особенно для главных ролей способен испортить впечатление даже от самой удачной постановки. Но Гайдай никогда не позволял себе утвердить кого-то «от безвыходности». Пробы длились год. За это время Гайдай успел перепробовать добрый десяток видных советских актёров и никого не мог утвердить. Отвергнуты были и Плятт, и Папанов, и Сергей Филиппов… И вдруг Лёне звонит близкий друг — Юрий Никулин: «Слышал, ты будешь снимать «12 стульев», попробуй меня на роль Кисы, я о ней всю жизнь мечтал!
Но Юра на эту роль решительно не подходил. А как сказать другу? В конце концов, Гайдай набрался духу: «Юра, я тебя на эту роль не беру. Но предлагаю очень хороший эпизод — дворника». Удивительно, но Юрий Владимирович не только не обиделся, а с радостью согласился на дворника Тихона. Всего одна минута в кадре — и родился маленький шедевр, запомнившийся зрителям. Который, кстати, был весьма щедро оплачен.
За один съёмочный день Никулин получил 500 рублей! Андрей Миронов на роль Бендера режиссёра не устраивал. К тому же Гайдай боялся повтора, а ведь в его «Бриллиантовой руке» Миронов, по сути, уже сыграл своего Бендера. Гайдай же искал своего собственного Бендера. И прежде всего — не похожего на блистательного Бендера-Юрского из «Золотого телёнка». Говорят, что тогда в фотопробах на роль Остапа Бендера участвовала вся элита советского кино. Гайдай в поисках своего Остапа просматривал всех актёров, кто по возрасту, внешним данным и таланту подходил на роль.
Сбившиеся с ног ассистенты, предложили режиссёру на пробы более сотни актёров, но на окончательные фотопробы были приглашены 23 актёра. С Кисой Воробьяниновым режиссёр остановился на Сергее Филиппове. Время уже сильно поджимало, а исполнителя на главную роль всё не было. В этот момент сильно ухудшилось состояние здоровья Филиппова. Гайдай решил заменить его на Ростислава Плятта. А роль Бендера отдать актёру, который выглядел бы с ним в паре наиболее выигрышно - Владимиру Высоцкому. Лишь по фотопробам сейчас можно себе представить, как мог бы выглядеть этот актёрский тандем в фильме.
Но Высоцкий к началу съёмок просто не явился на съёмочную площадку. Актёра искали по всей Москве, но… Пагубное пристрастие к алкоголю сделало своё «чёрное дело». Высоцкий запил, а Гайдай, которого и так поджимали все сроки, ждать уже не мог. Он снял Высоцкого с роли. Ему на смену, пересмотрев фотопробы, Леонид Иович решил остановиться на Александре Белявском. А по Воробьянинову Гайдай вдруг засомневался: правильно ли он отверг Сергея Филиппова, ведь он вроде тот самый типаж, что нужно… Вновь просмотрели пробы и повторно вызвали Сергея Филиппова. Оказалось, за это время у него в жизни произошла целая цепь буквально катастрофических событий.
Во-первых, врачи обнаружили у него крайне тяжёлый недуг и сообщили, что жить ему осталось всего несколько месяцев. Во-вторых, он потерял работу в театре. В такой ситуации что оставалось Филиппову? Только впасть в отчаяние. И именно в этот момент ему позвонил Гайдай: «Мы берём вас! Как потом оказалось, тем самым Гайдай спас человеку жизнь. Филиппов настолько с головой погрузился в работу, что и думать забыл о своей болезни.
Лишь когда съёмки закончились, пошёл на очередное обследование. И тут — о чудо! Вот вам волшебная сила искусства! Из всех советских кинокомиков Сергей Филиппов снимался, вероятно, больше и дольше всех. За невероятные пятьдесят два! Филиппов был просто рождён для эксцентрики, и неудивительно, что именно у Гайдая он сыграл свою единственную главную роль в кино. Но и следующие десятилетия у Сергея Николаевича тоже будут связаны с Гайдаем, который приглашал его буквально в каждую свою постановку.
Любители гайдаевских комедий сразу вспомнят его шведского посла «Иван Васильевич меняет профессию» , певца про чёрные подковы с чужим голосом в «Не может быть! Итак, пятьдесят лет тому, 10 марта 1970 года в шестом павильоне «Мосфильма» Гайдай приступил к съёмкам. Перед началом съёмок, по заведённой у киношников традиции, необходимо было разбить тарелку. Вот только та почему-то не разбилась. Несчастливая примета, а Гайдай был очень суеверным. Скрепя сердце, он всё же начал съёмки. Но спустя девять дней было принято однозначное решение об их прекращении — Филиппов явно переигрывал Белявского.
В отснятом материале складывалось впечатление, что это Воробьянинов главный герой фильма, а Бендер на его фоне выглядел чуть ли не положительным персонажем. Это было просто катастрофой для фильма, ведь за эти девять дней уже успели снять довольно много, теперь всё приходилось выкинуть и начинать сначала.
Арчил Гомиашвили жалеет о работе с Леонидом Гайдаем в фильме «12 стульев»
Ему досталась роль Отца Федора. Прежде чем приступить к работе Михаил Иванович получил благословение у матери. Актер боялся, что, играя алчного священнослужителя, он расстроит набожную родительницу. Для картины в Арабских Эмиратах изготовили стулья в «гамбсовском стиле». После съемок уцелело только четыре экземпляра. Леонид Иович выкупил их и поставил в свой кабинет. Леонид Гайдай сыграл в фильме архивариуса Варфоломея Коробейникова. На съемках «12 стульев» Михаил Пуговкин промерз до костей и заработал радикулит. Наталья Крачковская «забрала» роль мадам Грицацуевой у Галины Волчек.
Одну из подобных нестыковок заметило РБК. Речь идет о сцене со скелетом, когда Остап Бендер и Киса Воробьянинов посещают московское студенческое общежитие. По сюжету, первый проходится по комнате, подходит к учебной модели скелета, вешает на нее головной убор и шарф.
Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете? Запад с нами! У меня все ходы записаны! И все-таки съемки одного из эпизодов чуть было не поставили под удар весь фильм. В сцене собрания «Союза меча и орала» по задумке режиссера обязательно должен был присутствовать говорящий попугай. Дрессированную птицу долго искали, наконец нашли. Хозяин принес своего пернатого питомца, заверил, что тот исполнит все, что требуется.
Но сколько ни просил Захаров повторить фразы, попугай хранил гордое молчание. И только когда уже от отчаяния режиссер крикнул: «Камера! Не только актерские, но и музыкальные. Вот как вспоминал режиссер о своем решении насытить картину музыкой: «Андрей Миронов - феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентно реалистичного Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воплощении. Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О наслажденье - скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю... А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника. Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганством».
Удивительно, но сам Марк Захаров к своему дебюту относится сейчас весьма критично: «Фильм вышел затянутым, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста. В общем, не бог весть что! Савелий Крамаров: одноглазый шахматист - слесарь Полесов.
Я найду кого снять", - подчеркнул режиссёр. Съёмки остановились в 2019 году, съёмочному процессу помешала пандемия коронавируса. Тем не менее Зеленов рассчитывает на то, что фильм будет доснят, и собирается попросить помощи у государства. Остапа Бендера в картине играет Дмитрий Нагиев.
12 стульев (1971, режиссер — Леонид Гайдай)
- 12 стульев (1976, режиссер — Марк Захаров)
- Как грот Лермонтова сыграл роль Провала
- 12 СТУЛЬЕВ — Яркипедия
- Режиссерский дебют Петра Зеленова
- Несколько занятных моментов в «12 стульях» Гайдая. Основной ляп — КиноTalk
Гомиашвили называл мироновского Остапа паяцем: Какая версия "12 стульев" лучше?
Одну из подобных нестыковок заметило РБК. Речь идет о сцене со скелетом, когда Остап Бендер и Киса Воробьянинов посещают московское студенческое общежитие. По сюжету, первый проходится по комнате, подходит к учебной модели скелета, вешает на нее головной убор и шарф.
Гайдай — мастер комедий, но «12 стульев» далеко не лучшая из них. И Захаров, которому близка по духу сатира Ильфа и Петрова, конечно, хотел снять свою версию — меланхоличную, театрализованную и музыкальную, где все танцуют и поют. Захаровская экранизация — это четырехсерийный телефильм, который сегодня назвали бы мини-сериалом, снят он целиком в «Останкино», а на роли Бендера и Кисы Воробьянинова Захаров не глядя, без проб, взял Андрея Миронова и Анатолия Папанова, которых отверг Гайдай. Леонид Иович, надо сказать, очень сомневался в Миронове, еще когда брал его в «Бриллиантовую руку», полагая, что золотой ребенок из актерской семьи не выдержит жесткий режим съемок. И тем не менее Гайдай, приступая к экранизации романа Ильфа и Петрова, объявил грандиозные пробы на роль Бендера. И Андрей Миронов, все же блистательно сыгравший в «Бриллиантовой руке», получил персональное приглашение на эти пробы. Они прошли прекрасно, и Миронов не сомневался, что роль достанется ему.
Однако Гайдай оставил его за бортом. Он забраковал и еще два десятка звездных актеров, включая Папанова, и Остапом стал Арчил Гомиашвили. Кстати сказать, после съемок «12 стульев» Гайдай наотрез отказался работать с Гомиашвили когда бы то ни было. Но и Миронов больше никогда уже не снялся у Гайдая. Сравнения не избежать Несложно представить, с какой страстью Миронов и Папанов работали в фильме Захарова! К слову, это была вторая экранизация романа в СССР и пятнадцатая в мире. Я их просто пригласил, они были сразу! То, что Папанова и Миронова я снял — это не случайность. Мы вместе долго работали в театре», — говорил Захаров.
Оба звездных артиста выкладывались по полной, и не исключено, что ими двигало желание доказать, как просчитался Гайдай, не взяв их пять лет назад в свое кино. Ходили, впрочем, слухи, что Захаров дал роль Андрею Миронову по настоянию его матери — Марии Владимировны Мироновой, но это не так. Марк Захаров видел в нем незаурядный дар. И не напрасно.
Уморительная классика Леонида Гайдая. Бывший предводитель уездного дворянства Воробьянинов отправляется искать сокровища. Его конкурентом становится священник, которому старушка рассказала про клад на исповеди.
Захарову пришлось отвечать и на это. По словам режиссера, во время съемок были соблюдены все меры безопасности: на земле расстелили матрас с пружинами, а поверх него - гимнастические маты. Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете? Запад с нами! У меня все ходы записаны! И все-таки съемки одного из эпизодов чуть было не поставили под удар весь фильм. В сцене собрания «Союза меча и орала» по задумке режиссера обязательно должен был присутствовать говорящий попугай. Дрессированную птицу долго искали, наконец нашли. Хозяин принес своего пернатого питомца, заверил, что тот исполнит все, что требуется.
Но сколько ни просил Захаров повторить фразы, попугай хранил гордое молчание. И только когда уже от отчаяния режиссер крикнул: «Камера! Не только актерские, но и музыкальные. Вот как вспоминал режиссер о своем решении насытить картину музыкой: «Андрей Миронов - феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентно реалистичного Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воплощении. Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О наслажденье - скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю... А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника.
Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганством». Удивительно, но сам Марк Захаров к своему дебюту относится сейчас весьма критично: «Фильм вышел затянутым, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста.
«Киса и Ося были тут»
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать фильмы: @MosfilmRuOfficial Кинокомедия по одноименному роману и а. В СССР похождения Остапа Бендера настолько усиленно хотели перенести на экран, что появилось сразу два фильма — от Леонида Гайдая и Марка Захарова. Кадр из фильма «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая.
«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали
И слушателя. Так, например, песню, которая изначально должна была звучать в короткометражке Леонида Гайдая «Самогонщики», цензура запретила из-за ее потенциальной виральности — композиция была спета на мотив всеми любимой «Семеновны». В фильме песню поменяли на другую, но первоначальный вариант все равно слили в народ. Запрещенная песня из легендарного фильма Гайдая утекла в народ. Цензоры были опозорены Похожая ситуация случилась с еще одним фильмом Гайдая — «12 стульев». В официальной версии приключений Остапа Бендера звучит лишь одна композиция.
Ту, которую Бендер пел мадам Грицацуевой. В фильме была и другая песня.
Но ничего не поделаешь — пришлось распрощаться со своей мечтой. И вот однажды подходит ко мне Гия и спрашивает: — Леня, хочешь ставить «Двенадцать стульев»? Я отвечаю: — Это мечта всей моей жизни. Уже не знаю, как этот роман ставить. Ну, я тогда сразу за дело». Чтобы не было простоя, Гайдай выпускает комедию «Бриллиантовая рука». По записям Фёдора Раззакова, 7 марта 1969 года сценарно-редакционная коллегия одобрила заявку В. Бахнова на написание сценария «12 стульев», а три дня спустя с автором был заключен договор.
Далее, 17 марта было решено прикрепить к работе над сценарием Леонида Гайдая, а также тех людей, с кем ему предстояло экранизировать этот сценарий. Стоит отметить, что съемочную группу Гайдай набрал из новых людей, в ней практически не осталось никого, кто работал с ним на «Бриллиантовой руке». Однако композитор остался прежний Александр Зацепин.
Захаров не доверил? А оказалось, что актриса сама отказалась от исполнения, настолько истощена была эмоционально своим горем.
Признавалась, что в сцене, когда на нее падает карниз, почти не чувствовала боли. Хотя снимали не один дубль... Нелегко далась роль Эллочки-людоедки и актрисе Елене Шаниной. Дело в том, что перед началом съемок Марк Захаров поставил ей жесткое условие - похудеть. Актриса так хотела сниматься, что за два месяца сбросила более чем 40 килограммов!
И даже это не устроило требовательного режиссера - пришлось похудеть еще на 10 кило. Еще бы - ведь это был ее дебют в кино! Хотя о неопытности актрисы коллеги по съемочной площадке даже не догадывались, настолько уверенной она казалась в кадре. Режиссер вспоминал: «Люба держалась наравне с Андреем Мироновым. Такая же яркая, фееричная, талантливая!
А точнее эпизод, где Андрей Миронов бросал Полищук на землю. Якобы тогда актриса повредила себе спину - ведь было сделано аж 14 дублей! Захарову пришлось отвечать и на это. По словам режиссера, во время съемок были соблюдены все меры безопасности: на земле расстелили матрас с пружинами, а поверх него - гимнастические маты. Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Запад с нами! У меня все ходы записаны! И все-таки съемки одного из эпизодов чуть было не поставили под удар весь фильм.
Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова. Кинокомедию «12 стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие — полным провалом. Споры эти не прекратятся до тех пор, пока фильм показывают по телевидению. Но один факт неоспорим: цитаты из комедии стали крылатыми и навсегда вошли в нашу жизнь. Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения.
Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете? Командовать парадом буду я! Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся! А может, вам еще ключ от квартиры, где деньги лежат? Молодая была уже не молода. Вернись, я все прощу! Знойная женщина — мечта поэта! Почем опиум для народа?
Мы лишние на этом празднике жизни. Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих.
«12 стульев», «Чичерин», «Скрябин» и Гайдай: интересные факты о фильме и романе
Мечта поэта. Эта комедия дала путевку на большой экран не только Арчилу Гомиашвили, но и Наталье Крачковской, которая получила свою роль лишь по воле случая. Причем после долгих обсуждений «на самом верху» предпочтение отдавалось Галине Волчек: Мордюкова, по мнению художественного совета, была чересчур серьезной, и ее появление не вызывало приступов гомерического смеха, чего добивался Леонид Гайдай. Короче, роль уже почти была в кармане у Галины Волчек, как вдруг однажды на съемочной площадке появилась прелестная дива, глянув на которую режиссер только и молвил: «Так вот она, мечта поэта! На тот момент Наталья еще училась во ВГИКе, что не помешало ей после прочтения сценария чуть ли не сразу… отказаться от роли. Меня задела характеристика героини: «Мадам Грицацуева — женщина необъятных размеров с арбузными грудями». От обиды меня просто колотило. Но Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела? Съемки запомнились Наталье Крачковской как большое испытание.
Во-первых, ей пришлось немало побегать за «ненаглядным сусликом» по коридорам и лестницам. Во-вторых, прыжок вниз головой пришлось совершить не единожды: оказывается, поначалу камера не сработала. В-третьих, в сцене, когда мадам Грицацуева бьется в дверях, неожиданно лопнули стекла и посыпались прямо актрисе на лицо Наталья Крачковская до сих пор помнит полный ужаса крик Гайдая: «Глаза береги! Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила! Двойной выбор. Красавицу Лизу выбирали из двух актрис, двух прекрасных Наташ — Варлей и Гурзо. Причем поначалу Наталью Варлей приглашали на пробы совсем другой роли: ей предлагалось предстать в образе Эллочки-людоедки. Но во время проб Гайдай увидел Варлей в белом парике и тут же понял: никакая она не Эллочка, а самая что ни на есть Лиза!
Впрочем, Наталья Гурзо, вспоминая о своих пробах, честно признается, что не особо боролась за роль. Поэтому и переживаний от того, что ей предпочли другую актрису, у нее не было. А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль без проб. Однако перед тем как взяться за работу, он очень долго размышлял, не грешно ли это — осмеивать священнослужителя. Сомнения развеяла его мама, которая справедливо отметила: мол, ты же высмеиваешь всего лишь алчного пастыря, а вовсе не веру… Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала Михаил Пуговкин промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне.
И получилось убедительней! Но по-настоящему рисковал актер, когда пришлось раз за разом переснимать сцену, как отец Федор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря. Погода стояла, мягко говоря, совсем не курортная, а прибавьте сюда еще и порывистый ветер… Словом, именно в тот день актер заработал себе радикулит. Вот какие жертвы приходится порой приносить во имя искусства! Зачем же стулья ломать? Одними из главных действующих персонажей в фильме являются, собственно, сами стулья.
Спустя 5 лет Марк Захаров снял еще одну экранизацию "12 стульев" с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях. В день телепремьеры Гайдай и Гомиашвили помирились. Гайдай позвонил актеру и сказал: "Скорее включай телевизор.
Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления! Прошло уже более 40 лет с премьеры обеих экранизаций, но споры о том, какая же из них более удачная и "правильная" не умолкают до сих пор.
Фото: Владимир Суманов Кадр из фильма «12 стульев» Любопытным моментом является то, что снимали сцену в «Васюках» недалеко от их реального местонахождения по сюжету романа. Сейчас славу Васюков себе «присвоил» город Козьмодемьянск, где на этом сделали бренд для привлечения туристов. Однако авторы «12 стульев» за прообраз взяли совершенно другой город. В 2000-х годах вышло полное издание романа — до этого на протяжении всего времени он издавался в сокращенном, где отсутствовало много глав — это было сделано из-за того, что первоначально роман был опубликован в нескольких номерах журнала «30 дней» и несколько глав было убрано авторами как не существенные, но именно по ним и ясно, что за основу Васюков был выбран вовсе не Козьмодемьянск. В своих комментариях к роману Ильф и Петров, которые были добавлены в полное издание, было и конкретизировано место — это город Васильсурск в Нижегородской области, в 152 км к востоку от Нижнего Новгорода. Именно от названия города и было образовано название Васюки.
Стоит добавить и еще один важный нюанс. В тех же записках авторы и объясняли выбор название, которое они выбрали для парохода — «Скрябин». Сделано это было не просто так, а с завуалированным намеком. Георгий Чичерин — его предшественник в министерском кабинете. Именно поэтому когда режиссер Леонид Гайдай перед съемками фильма изучал материалы к роману, то в качестве места съемки речного сюжета он выбрал именно пароход «Чичерин».
По словам Нины Гребешковой, Леониду Иовичу вообще не понравилось работать с этим актёром. На съёмках Арчил частенько лебезил и заискивал, что не могло не покоробить Гайдая, не выносившего никакой фальши ни в профессиональных, ни в бытовых отношениях. А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущённый тем, что его «лишили голоса», резко сменил интонацию с льстивой на хамскую. После этого всякое их общение прекратилось. Однако через шесть лет Гайдай неожиданно позвонил Арчилу: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся «12 стульев», снятые Марком Захаровым». Третью главную роль в фильме — отца Фёдора — исполнил Михаил Пуговкин. Гайдай практически в каждой картине снимал Михаила Ивановича, ставшего одним из самых гайдаевских актёров советского кино. Он сыграл прораба в «Напарнике», но эта роль была почти эпизодическая. Пробовался и на роль Лёлика в «Бриллиантовой руке». Но для «12 стульев» Гайдай сразу утвердил Пуговкина на роль. Надо сказать, Михаил Иванович поначалу опасался воплощаться в столь антирелигиозный образ, как алчный служитель церкви Фёдор Востриков. Дело в том, что мать Пуговкина была глубоко верующая, и он опасался обидеть её такой ролью. Но крестьянка из Костромской области Наталья Михайловна Пуговкина оказалась мудрым человеком. Немногочисленные женские роли в «12 стульях» в основном тоже утверждались Гайдаем заранее, минуя стадию кинопроб. Так, бывшую возлюбленную Ипполита Михайловича Елену Станиславовну, режиссёр сразу доверил сыграть выдающейся опереточной актрисе Гликерии Богдановой-Чесноковой, которая играла ещё в той самой первой телепостановке «12 стульев». Роль Эллочки-людоедки Гайдай поначалу предложил Наталье Варлей. Но когда на пробах Наталья надела светлый парик, режиссёр «прозрел» и увидел в бывшей «кавказской пленнице» идеальную Лизу Калачову — вегетарианку поневоле, к которой в роковой для себя час воспылал чувствами Ипполит Матвеевич. Ассистенты Гайдая искали миниатюрную миловидную девушку, любящую наряжаться, — и в театральном институте им сразу указали на Воробьёву. Гайдай утвердил её после первой же пробы. Это, пожалуй, самая заметная из киноролей артистки, которую вся страна знала, прежде всего, по голосу её персонажей в знаменитых советских мультфильмах. Гайдай, хорошо знавший Клару Михайловну ещё по учебе во ВГИКе, снимал её трижды: помимо «12 стульев», в «Женихе с того света» маленькая роль регистраторши в поликлинике и в совсем крошечном бессловесном эпизоде в «Не может быть! Жена Гайдая Нина Гребешкова сыграла жену инженера Брунса и царицу Тамару, которая является отцу Фёдору, забравшемуся на скалу, среди его прочих бредовых видений. Но самым колоритным женским персонажем в романе и в фильме, бесспорно, является вдова Грицацуева, с которой Бендер справляет спешную свадьбу, «чтобы спокойно, без шума покопаться в стуле», ей принадлежащем. В романе Грицацуева описывается так: «Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет. Природа одарила её щедро. Тут было всё: арбузные груди, нос — обухом, расписные щёки и мощный затылок». Портрет будто списан с Натальи Крачковской, непрофессиональной актрисы. Ранее Крачковская снималась лишь в массовке и совсем крошечных ролях, но Гайдай сделал её общепризнанной комедийной звездой. Её Гайдай знал ещё со времён съёмок «Кавказской пленницы», на которой звукооператором был её муж Владимир Крачковский. Но мысль задействовать колоритную внешность Натальи в кино как-то не приходила Гайдаю в голову вплоть до «12 стульев». Да и при работе над этой картиной режиссёр вспомнил о Крачковской лишь в последний момент, а до этого на роль Грицацуевой пробовались Нонна Мордюкова и Галина Волчек. Так Наталья сыграла свою первую большую роль, после чего прочно вошла в список актёров, которых Гайдай старался задействовать в каждом своём кинопроекте. Свою последнюю роль в гайдаевских фильмах сыграл здесь Юрий Никулин, а Савелий Крамаров — первую одноглазый шахматист. Да и сам Леонид Гайдай стал архивариусом Коробейниковым. Не меньше усилий, чем на формирование огромного актёрского ансамбля, было потрачено на поиск оригинального или соответствующего подлинному реквизита двадцатых годов. Потом, правда, выяснилось, что высоты в кадре всё равно не видно, с таким же успехом можно было в павильоне снять. А ради кадра, где отец Фёдор рубит стулья, целый месяц группа сидела в Батуми, ждала сильного шторма. Я уж не говорю, сколько усилий было потрачено, чтобы найти настоящие стулья работы Гамбса! Не было их в СССР! Но Леня упёрся: «Нужны подлинные». Помрежи сбились с ног, объезжая квартиры, где в принципе могла быть такая старинная мебель. И только у одной бабушки нашёлся «тот самый» стул. Но бабушка оказалась в духе наших комедий: ни за какие деньги не соглашалась она отдать стул, хотя торг дошёл уже до таких сумм, на которые она могла бы купить домик в деревне. Пришлось удовлетвориться тем, что стул был сфотографирован и по его образцу за границей заказан искомый гарнитур». Съёмки «12 стульев» начались 29 апреля 1970 года с Рыбинска, который должен был стать вымышленным Старгородом — родным городом Ипполита Матвеевича. В июле натурные съёмки продолжились в Москве, где проходит треть действия и романа, и фильма. В декабре 1970 года начался монтажно-тонировочный период производства картины. В связи с этим фильмом Гайдай позже говорил: «Прицельность и краткость — вот что очень важно в комедии. Единожды в жизни я сделал двухсерийный фильм — «12 стульев». Так к концу мне самому скучно стало. Если помните, во второй серии мы даже титр дали, чтоб зрителей утешить — сколько минут и секунд осталось ещё до спасительного финала. Очень это важно — вовремя поставить точку». Юмористический титр «До конца фильма осталось 00 час. Точные диалоги из текста романа перемежаются в фильме с интересными трюковыми находками — например, зрелищной погоней васюкинских шахматистов за надувшим их великим комбинатором. Как оказалось, фирменный приём Гайдая, слегка убыстренные движения персонажей, можно удачно применять не только в «Операции «Ы»…», но и в экранизации классики. В дополнение ко всему пришлась впору и другая визитная карточка гайдаевских фильмов — неподражаемая и лучезарная музыка Александра Зацепина. К тому же Гайдай умудрился найти для своей очередной солнечной комедии идеальную коду. Трагедийный финал романа здесь на месте, однако самый последний эпизод фильма всё же исполнен оптимизма. Именно в этом кинотеатре седьмого июня 1971 года и состоялась реальная премьера фильма «12 стульев». Можно согласиться с тем, что никакая другая гайдаевская постановка не потребовала стольких усилий от режиссёра и съёмочной группы. Невооружённым глазом видно, сколько всего вложено в эту картину, с каким перфекционизмом она создавалась. У Гайдая немало фильмов, действие которых происходит в прежние времена, но погружение в нэповскую эпоху, воспетую Ильфом и Петровым, удалось ему лучше всего.
Гомиашвили называл мироновского Остапа паяцем: Какая версия "12 стульев" лучше?
Премьера комедии «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая состоялась 7 июня 1971 года. Кадр из фильма «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая. Когда Гайдай пригласил Сергея Николаевича в фильм «12 стульев», тот страшно обрадовался. Сцены с Дмитрием Назаровым будут пересняты и заменены в новой экранизации "12 стульев", где он играл Кису Воробьянинова.
Кто заменит Дмитрия Назарова в ремейке "12 стульев" с Нагиевым в роли Остапа
12 фев 2023. Интересные факты о фильме Леонида ГАЙДАЯ «Двенадцать стульев». Но к сожалению не снимал специально локации для фильма Гайдая. «12 стульев», «Чичерин», «Скрябин» и Гайдай: интересные факты о фильме и романе.