Новости за что достоевский попал на каторгу

Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» (эпилепсия). Достоевского после этого ожидало раскаяние. Как Раскольников из «Преступления и наказания», он поедет на каторгу в Сибирь. 1. Достоевский входил в кружок петрашевцев, поэтому он попал на каторгу. Надья, сказать, что на каторгу Достоевский попал за то, что входил в кружок петрашевцев, очень просто. Долгие минуты ожидания на эшафоте и каторга были очень страшными испытаниями, но сам Достоевский был уверен, что именно они привели его к вере в Бога.

Мировоззрение после каторги

Влияние каторги на творчество Достоевского Рамблер/субботний.
За что сидел в тюрьме Достоевский - The Criminal С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости.
«Почему Ф. М. Достоевский был заключён в Омский острог?» — Яндекс Кью Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск.

Федор Достоевский: каторга-любовь

В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. С каторги Достоевский вернулся другим человеком — он всерьез увлекся православием и делился своими размышлениями о религии в публицистике и художественных произведениях. Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. После каторги Достоевский сшил их в одну тетрадь, которую назвал «Моя тетрадка каторжная».

Достоевский Фёдор

Теперь и мне пришлось стоять на этих же местах, даже и не этих: мы были закованные и ошельмованные; от нас все сторонились, нас даже как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней, и, помню, мне это было как-то приятно, какое-то утонченное, особенное ощущение сказывалось в этом странном удовольствии». В дни больших церковных праздников арестанты облачались в чистые рубахи и считали делом чести проявлять предельную вежливость по отношению к тюремному начальству. Еда была сытная и подавалась на покрытых белой скатертью столах. Но уже к вечеру все каторжники бывали пьяны как свиньи, гнусны, в кровь избиты. Черкесы, пившие только воду, усаживались на крылечке и с брезгливым любопытством наблюдали за выходками пропойц. Те горланили. Затягивали песни. Играли на балалайке. Заводили нескончаемые ссоры. Конечно, было много и смешного, но мне было как-то грустно и жалко их всех, тяжело и душно между ними».

На третий день праздников каторжники ставили спектакль. Театр устраивался в помещении военной казармы. Скамьи предназначались для унтер-офицеров, стулья — для лиц высшего офицерского звания, на приход которых надеялись. Позади скамеек стояли арестанты без шапок, с обритыми головами, с выражением детской радости на покрытых шрамами и клеймами лицах. Наконец занавес поднимался, открыв декорацию. Арестанты, игравшие роли вельмож и светских женщин, как и их сотоварищи, оставались в кандалах, таская их за собой по полу. Дни проходили за днями, месяцы за месяцами. Кошмар монотонности затягивал Федора Михайловича. Ни одной близкой души.

Нечего читать, кроме нескольких, редко попадавшихся, французских журналов и Евангелия. Это одиночество было худшим из мучений. Если бы можно было хотя бы поддерживать связь со своими! Но каторжникам запрещалась частная переписка, кроме отдельных, исключительных и строго ограниченных случаев. И Михаил, со своей стороны, не посылал писем в Сибирь из страха перед репрессиями. Он был женат, был главой большой семьи. Он пострадал от несправедливого ареста. Он боялся скомпрометировать себя, боялся повредить Федору Михайловичу, написав ему письмо. Выйдя из каторги, Достоевский сразу же посылает брату Михаилу письмо, полное трогательных упреков: «Скажи ты мне ради Господа Бога, почему ты мне до сих пор не написал ни одной строчки?

И мог ли я ожидать этого?.. Я писал тебе письмо через наш штаб. До тебя оно должно было дойти наверное, я ждал от тебя ответа и не получил. Да неужели тебе запретили? Ведь это разрешено, и здесь все политические получают по нескольку писем в год… Кажется, я отгадал настоящую причину твоего молчания. Ты, по неподвижности своей, не ходил просить полицию или если и ходил, то успокоился после первого отрицательного ответа, может быть, от такого человека, который и дела-то не знал хорошенько». Михаил старается оправдаться в малоизвестном письме от 18 апреля 1856 года: «После нашей разлуки с тобою спустя месяца три я начал хлопотать о дозволении писать к тебе. Видит Бог и моя совесть, я хлопотал долго и усердно. Я ничего не выхлопотал.

Мне отвечали на основании законов, что до тех пор, пока ты на каторжных работах, это невозможно… Насчет тайной переписки я был достаточно предупрежден, чтобы осмелиться на нее. И потому я решил помогать тебе, если представятся случаи, но не компрометировать ни тебя, ни себя ни единою строкою. Брат, друг мой, у меня шесть человек детей, я находился и, может быть, еще нахожусь и теперь под надзором, брат, скажи мне, не была ли простительна с моей стороны подобная решимость? В последний год каторги Достоевскому жилось легче, чем в первый. Федор Михайлович завоевал расположение нескольких каторжников, завел знакомства в городе, получил разрешение читать некоторые книги. Наконец листья на деревьях начинают желтеть, вянет трава в степи, и вот уже падает первый снег, и в воздухе кружатся легкие снежинки. Час освобождения близится. Достоевский ждет терпеливо и спокойно. Каторжники, встретясь с ним во дворе, поздравляют его: — А что, — отвечает он, — вам-то скоро ли?

Ну, да уж что! Лет семь еще я промаюсь, — отзывается тот и рассеянно, точно заглядывая в будущее, поднимает взгляд к небу. Накануне самого последнего дня в сумерках Федор Михайлович, как обычно, обошел весь острог. Мысленно, серьезный и печальный, он прощается с почернелыми бревенчатыми срубами казарм, за четыре года еще более обветшавшими. Здесь, за этой оградой погребена его юность, здесь погребены его надежды. Он выходит из каторги уставшим, постаревшим, разочарованным, и снова ему предстоит бороться, страдать, жить… Ради чего? Ради кого? На другое утро еще до выхода на работу Достоевский обошел все казармы и попрощался с арестантами. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного.

Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другой человек, чем они… Иные отвертывались от меня и сурово не отвечали на мое прощание. Некоторые посмотрели даже с какою-то ненавистью». Все отправились на работу, а Достоевский идет в кузницу. Кузнецы-арестанты снимают с него кандалы. Удар молотка. Кандалы падают. Достоевский поднимает их, держит в руках, долго смотрит на них в последний раз. С Богом! Но Федор Михайлович не двигается.

Горло перехватывает желание рыдать, кричать. Пошатываясь, он выходит из кузницы, останавливается, обращает взгляд в небо. Достоевский вышел из каторги около 15 февраля 1854 года и только в марте был переведен в Семипалатинск. Две недели он жил в Омске у своих друзей Ивановых. Мадам Иванова была дочерью декабриста Анненкова. Она встречала Достоевского на его пути в Тобольск. Во все время его заточения она и ее муж проявляли чудеса изобретательности, чтобы облегчить участь писателя, передавали ему то немного денег, то какую-нибудь домашнюю еду. Он сделал для меня все, что мог… Я должен ему рублей 25 серебром», — писал Достоевский брату. Федор Михайлович был отправлен по этапу в Семипалатинск, где стоял 7-й линейный Сибирский батальон, куда он был зачислен рядовым.

Шли пешком, шагая по изрытым, разбитым дорогам. По пути бывших каторжников догнала повозка, груженная канатами. Достоевский и его спутники взбираются в повозку и устраиваются на связках канатов.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Известный русский писатель Фёдор Достоевский не любил нигилистов и революционеров. Когда ему пришла в голову идея романа «Бесы», он говорил: «Вот завопят-то про меня нигилисты и западники, что ретроград! Если бы не милость императора, мы бы никогда не прочли «Преступления и наказания», «Идиота» и «Братьев Карамазовых»...

Молодой литератор Ещё во время учёбы в Главном инженерном училище в Петербурге Достоевский увлёкся литературой. Поступление в это заведение было решением его отца, как и полагалось в старые времена — качественное военно-инженерное образование обеспечивало выпускникам карьерный рост и хорошее содержание на службе инженерами или сапёрными офицерами. Главное инженерное училище располагалось в Михайловском замке Только вот чтение Пушкина, Гоголя, Бальзака и Шекспира для юного Фёдора было милее, чем родительское желание его карьеры. Со своим приятелем Иваном Шидловским Достоевский обсуждал любимых писателей, а по ночам, в свободное время, пытался совершать литературные опыты сам. Даже однокашникам он не отказывал в том, чтобы написать за них сочинения на заданные темы по русской литературе. После выхода из стен училища писательство поглотило Достоевского полностью. Он уволился с военной службы и занялся переводами. Публикация дебютного романа «Бедные люди» принесла ему известность, а с ней и широкие контакты в литературных салонах и кружках столицы.

Достоевский объяснял Владимиру Соловьёву: «... Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трёх дней не выдержу, и - вдруг совсем успокоился.... Мне снились тихие, хорошие, добрые сны, а потом чем дальше, тем было лучше. Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно». Именно об этом же преображении ранее писал «старший брат» Достоевского по бунтарству и каторге, декабрист князь Сергей Петрович Трубецкой: «Я убежден, что если бы я не испытал жесткой превратности судьбы и шёл бы без препятствий блестящим путем, мне предстоявшим, то со временем сделался бы недостоин милостей Божьих и утратил бы истинное достоинство человека. Как же я благословляю десницу Божию, проведшую меня по терновому пути... Причина столь противоположных результатов внешне схожего жизненного опыта, конечно же, религиозна.

Про пиcьмо Бeлинcкoгo Дocтoeвcкий paccкaзaл, чтo нeocтopoжнo дaл Пeтpaшeвcкoмy oбeщaниe пpoчитaть пиcьмo при всех, и eмy пpишлocь это сделать, чтoбы cдepжaть cлoвo. Caмo пиcьмo oн увидел cpeди «пpиcлaннoй ему пepeпиcки Бeлинcкoгo c Гoгoлeм». Вo вceм винoвaт Гoгoль? Пepeпискa этa былa вызвaнa вышeдшeй в свeт в 1847 гoдy нoвoй книгoй Гoгoля «Выбpaнныe мeстa из пepeписки с дpyзьями», гдe писaтeль oбpaщaeтся к гyбepнaтopaм, к дyхoвeнствy, к чиновникам и пoyчaeт их, кaк вeсти гoсyдapствeнныe дeлa, пpизывaeт yпoвaть нa Бoгa, вepить в eгo милoсepдиe и вoлю, пoчитaть пopядки и вoспитывaть нapoд бoгoбoязнeнным, тo eсть с тoчки зpeния либepaльнoй мысли XIX вeкa пepeчepкивaeт сaтиpy «Мepтвых дyш». В письмe oт 15 июля 1847 гoдa Бeлинcкий нe вepит, чтo Гoгoль искpeнне верит в Бoгa и «вoспeвaет пpaвoслaвие», пoнoсит pyсскoe дyхoвeнствo, издeвaeтся нaд пoчитaниeм гoсyдapя и пpизывaeт писaтeля oтpeчься oт «этoй вaшeй пoслeднeй книги». Наказание было заслуженным Но неужели духoвнoe зaвeщaниe Гoгoля могло вызвать тaкиe печальные пoслeдствия для Дoстoeвскoгo? Оказывается, нет, потому что произведение Никoлaя Гpигopьeва под названием «Coлдaтcкaя бeceдa», которое было зачитано нa oбeдe y пeтpaшeвцa Cлeпнeвa и про которое Дocтoeвcкий на допросах говорил, что «впeчaтлeниe былo ничтoжнoe», призывало не просто к борьбе, оно напрямую призывало к свержению власти любой ценой. Опус Григорьева изображал царя в виде грубой «держиморды» и призывал к расправе над ним, что вполне соответствовало целям петрашевцев, среди которых были экстремистски настроенные члены кружка литератора Сергея Дурова: они считали, что нет такого деяния, на которое не следовало бы пойти ради революционных идей. Следователь Иван Липранди, который вел дело петрашевцев, писал, что главной целью Дурова и товарищей было создание тайной типографии и подготовка восстания, а устав кружка предусматривал смертную казнь за измену идеям революции. Он писал, что петрашевцы «собирались действовать решительно, ничего не страшась», — в этот кружок входил и Федор Достоевский.

ПОЧЕМУ ДОСТОЕВСКИЙ ПОПАЛ НА КАТОРГУ

Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение. Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» (эпилепсия). Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» (эпилепсия). Каторга — это четырехлетний опыт бытия Достоевского в народном теле.

Достоевский в местах лишения свободы

На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге. Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г. А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя. Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири.

Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом». Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге. Причём довольно банально: «У меня один арестант, искренно преданный мне человек говорю это без всякой натяжки , украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге; он в тот же день мне сам сознался в этом, не от раскаяния, но жалея меня, потому что я её долго искал». Достоевский Ф. Достоевский, 1861 г.

Несмотря на простое происхождение, девушка получила прекрасное образование, писала рассказы и поддерживала передовые идеи эмансипации. Достоевский называл ее "инфернальной женщиной" и помогал публиковать ее произведения в журнале "Время". Вернувшись из путешествия, Достоевский застал свою жену Марию в плачевном состоянии: женщина медленно умирала от туберкулеза.

Желая облегчить ее участь, писатель перевез супругу из сырого климата Петербурга в Москву, но поправить здоровье эти меры не помогли, и в 1864 году ее не стало. В тот же год умер и старший брат писателя Михаил. Писатель был уверен, что вот-вот изобретет способ обыграть рулетку — и раз за разом проигрывал. В 1865 году писатель, испытывая серьезные финансовые трудности, был вынужден согласиться на "кабальное" предложение издателя Стелловского и начал работу над "Преступлением и наказанием". В течение 1866 года писатель отсылал в журнал "Русский вестник" готовые главы романа и приближался к его завершению. Однако по условиям контракта, Достоевский должен был предоставить Стелловскому еще одно готовое произведение. На его создание отводился месяц, если писатель не успевал завершить работу, к издателю на девять лет переходили права на все готовые и запланированные произведения Достоевского, литератор лишался своих гонораров. Федор Михайлович приступил к написанию повести "Игрок", в которой описал собственный опыт зависимости от азартных игр. Чтобы ускорить процесс, он нанял стенографистку, 20-летнюю Анну Сниткину, дочь мелкого столичного чиновника.

По ее признанию, она любила Достоевского еще до знакомства с ним и вскоре после завершения "Игрока" стала женой писателя. Анне Григорьевне удалось взять под контроль финансовую жизнь семьи и дать мужу возможность сосредоточиться на творчестве. Правда, создавал свои великие произведения Достоевский не по воле вдохновения, а для того, чтобы заработать денег. Осенью 1867 года в Женеве писатель начал работу над романом "Идиот", который он закончил через два года. В 1871—1872 годах литератор был занят созданием романа "Бесы" — произведение получило больше негативных отзывов, чем позитивных, особенно среди революционеров-нечаевцев, с которыми в своем произведении вел полемику Достоевский. Четыре года семья писателя провела за границей, и в 1871 году Федор Михайлович с женой и дочерью Любовью вернулся в Петербург. С рулеткой было покончено, и для писателя наступил период финансовой стабильности и семейного счастья. Через год у писателя родился сын Федор, а сам он смог полностью посвятить себя литературе. На протяжении 1875 года в "Отечественных записках" печатался роман "Подросток", а весной 1878 года он получил приглашение участвовать на парижском Международном литературном конгрессе под председательством Виктора Гюго, однако вынужден был отказаться из-за болезни и смерти младшего сына Алексея.

Писатель был обласкан властью: он не раз обедал вместе с великими князьями Сергеем и Павлом, сыновьями императора Александра II, а в 1880 году состоялось его знакомство с будущим правителем Александром III. Последним произведением писателя стал роман "Братья Карамазовы". Замысел его пришел в голову Достоевскому еще в 1878 году, а в 1880-м произведение было закончено. Также писатель продолжал публиковать "Дневник писателя" — ежемесячный журнал и рубрику в журнале "Гражданин", состоявшую из серии статей, фельетонов, очерков, литературной критики, художественных произведений малых форм и мемуаров. Речь о Пушкине В 1880 году на страницах "Дневника писателя" была опубликована речь Достоевского о Пушкине, которую двумя месяцами ранее он зачитал собравшимся на заседании Общества любителей российской словесности. Она возымела огромный эффект и сыграла ключевую роль в признании роли Пушкина для русской литературы. В начале 1881 года 59-летний писатель почувствовал ухудшение самочувствия. Его беспокоили туберкулез, хронический бронхит и начинающаяся эмфизема легких. После бурных споров с сестрой Верой по поводу доли Федора Михайловича в наследстве родственников, купцов Куманиных, у писателя открылся кровавый кашель, и через два дня, 28 января 1881 года, Достоевского не стало.

Проститься с литератором пришли толпы народа. Похоронная процессия до Тихвинского кладбища растянулась на версту, гроб с покойным несли на руках.

Официальная версия гласит, что Михаил Достоевский скончался от апоплексического удара, однако младший брат писателя Андрей в своих мемуарах приводит совершенно другую историю: «Вот в это-то время в деревне Черемошне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а, может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью, и вслед за тем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. В то время отец Достоевского стал сильно пить и, возможно, на самом деле мог нарваться на конфликт. Младший брат писателя уверен, что мужики, столкнувшись с «временным отделением», где-то нашли большую сумму для взятки, чтобы не быть обвинёнными в убийстве и не пойти на каторгу.

Далее он приводит свои «соображения», размышляя, почему же убийство было скрыто, и делает выводы: «…вот соображения, ежели только можно было допускать соображения по этому предмету, по которым убиение отца осталось нераскрытым и виновные в нём не потерпели заслуженной кары. Вероятно, старшие братья узнали истинную причину смерти отца ещё ранее меня, но и они молчали. Я же считался тогда малолетним». Возможно, именно поэтому одним из главных мотивов и идей «Братьев Карамазовых» является мотив отцеубийства. Душевные страдания князя Мышкина и казнь Достоевского — Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. Этот отрывок из романа «Идиот» — часть знаменитого монолога князя Мышкина о смерти. В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти.

А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович. В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь.

Сибирь и сегодня ассоциируется со снегом и холодами, а тогда и вовсе казалось, что за Уралом начинается царство зимы.

Как будто слово "вечность" само складывается из кусочков льда, как в недавно вышедшей сказке про Снежную королеву. В остроге Четыре года пребывания в Омском остроге — с 23 января 1850 до конца февраля 1854 года — запомнились писателю как череда невыносимо тяжёлых дней, когда угнетал не столько физический труд, сколько невозможность нормально отдохнуть в прогнившем щелястом бараке. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стёклах на вершок льду.

С потолков капель — все сквозное. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь", — вспоминал Достоевский в письме брату, моля его выхлопотать ссылку на Кавказ взамен Сибири — тоже ведь Россия! Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома". Художник Николай Каразин. Фото: wikipedia.

Но это была возможность увидеть не просто "маленький краешек неба" над земляным валом, а великий простор Иртыша. Единственной книгой, которую дозволялось читать, было Священное Писание. Евангелие, в которое была вклеена десятирублевая ассигнация, подаренное женой декабриста Натальей Фонвизиной в Тобольской пересылке, Достоевский хранил всю жизнь. Эти воспоминания войдут потом в эпилог "Преступления и наказания". С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня.

Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли ещё века Авраама и стад его". Лишённый возможности писать, Фёдор Михайлович обдумывал идеи будущих романов — сколько страстей, сюжетов, образов! Здесь, в Сибири, сложился образ типичного провинциального города: Мордасов, Скотопригоньевск… Ф.

Информация

Пока же Фёдор Достоевский — начинающий писатель, который «выстрелил» романом «Бедные люди» в 1846 году. Тогда о нём говорили по всему Петербургу, восторженно отзывался Белинский и многие другие критики, а ему было всего 25 лет… «Портрет Достоевского в 26 лет», худ. Константин Трутовский 1847 Спустя год Достоевский познакомился с социалистом-утопистом Буташевичем-Петрашевским, попал в его кружок. Ещё спустя два года, в 1849 году — донос, арест и заключение в Петропавловской крепости. Затем суд, инсценировка казни и замена её на сибирскую каторгу. Столица империи готовилась встречать Рождество Христово, но что творилось в душе писателя? Он только что пережил собственную казнь, только что должен был быть расстрелян, а теперь жив. Но зачем жив, для чего жив?

Позднее, в романе «Идиот» он опишет эти последние мгновения перед казнью: «Странно, что редко в эти самые последние секунды в обморок падают! Часть I. Глава V «Обряд казни на Семёновском плацу», худ. Борис Покровский 1849 Как бы то ни было, приговор заменён, и теперь ему дорога в Омск, на каторгу. Сердце жило какой-то суетой и потому ныло и тосковало глухо. Позади оставались огни столицы, а с ними и друзья, семья, литература — всё, что составляло его жизнь до приговора. Впереди долгий путь по России, четыре года каторги и полная неизвестность.

Маршрут следования Достоевского на каторгу и возвращение в Тверь после военной службы. Так началось путешествие Достоевского по России. Это был трагичный и сложный путь, и мучительно долгим было возвращение домой. Но опыт пройденных испытаний и прожитых десяти лет ляжет в основу нескольких его шедевров. Итак, 24 декабря вечером возок с Достоевским и другими арестантами двинулся из Петербурга на восток. В пути ему предстояло пройти ещё один рубеж, отделяющий его от прошлой жизни: «Грустная была минута переезда через Урал. Лошади и кибитки завязли в сугробах.

Была метель. Мы вышли из повозок, это было ночью, и стоя ожидали, покамест вытащат повозки.

А когда-то мир мог лишиться этого великого писателя, поскольку в свое время Достоевского приговорили к смертной казни. За что к нему хотели применить столь строгую меру? Каким образом он сумел сохранить свою жизнь и как спустя годы воспринимал эту страшную трагедию? Роковые встречи В январе 1846 года был напечатан роман «Бедные люди», который принес молодому Достоевскому первую славу. Это позволило начинающему писателю значительно расширить круг знакомств. Мнительный и робкий в общении Достоевский на время обрел уверенность в себе. Его тянуло к людям, он жадно искал единомышленников и страстно высказывался обо всем, что его волнует.

Вначале он вращался в кружке Белинского и в редакции «Современника». Но вскоре рассорился с Тургеневым и Некрасовым, так что перестал бывать в этих местах. На год его пристанищем стал литературно-философский кружок Бекетовых. Здесь его принимали радушно, и он чувствовал себя своим человеком. Из-за отъезда Бекетовых кружок распался, и Достоевский с 1847 года стал посещать собрания у Михаила Петрашевского. Кто знает, если бы не эта роковая цепочка случайностей, как бы сложилась судьба писателя? Там говорились слишком заумные речи, так что иногда за целый вечер он не решался высказать ни слова. Вскоре петрашевцы образовали несколько альтернативных кружков. Их участники могли пересекаться на разных собраниях.

Достоевский чаще всего посещал музыкально-литературный кружок Сергея Дурова. Вместе с ним на встречи приходил его брат Михаил.

Потолок протекал. Струи холода и резкие порывы ветра врывались сквозь щели в стенах. Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою.

Поворотиться негде. Выйти за нуждой уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь.

Блох, и вшей, и тараканов четвериками». Когда наступал вечер и затихали шаги караульных, в остроге начиналась ночная жизнь. Попойки, карты, ссоры. Некоторые каторжники, прозванные «целовальники», специализировались на торговле водкой. У них были помощники, добывавшие водку «вне острога» и прятавшие ее там, куда каторжников водили на работу.

Водку наливали в бычьи кишки, обматывали вокруг тела и тайно проносили в острог. Эта «живая вода» разбавлялась поочередно каждым участником операции и, чтобы напиться допьяна, нужно было выпить ее изрядное количество, и чем дольше острожник не пьянел, тем больше это тешило его самолюбие. Карточные игры в остроге были запрещены, но каторжники, которых называли «караульные прислужники», стояли на страже в прихожей, подстерегая появление майора, и за утрату бдительности расплачивались собственной спиной. Ссоры были частыми, буйными, остервенелыми. Среди каторжников было немало мастеров ругаться.

Вокруг них, точно на конкурсе непристойного красноречия, собирался кружок почитателей. Тут были свои чемпионы, их поощряли свистом и криками. Иногда доходило до драк — внезапных, беспричинных, бессмысленных. Потом каторжники, оглушенные, избитые засыпали на своих нарах. Медленно догорали свечи, и ночную тишину нарушали лишь храп и звяканье кандалов.

В этом зловонном хлеву, в холоде, среди звуков, издававшихся человеческим стадом, Достоевский тщетно пытался забыться сном. Его сосед по нарам вытянул руку из-под одеяла и, думая, что он спит, обыскивал его карманы. Кто-то справа от него бредил во сне. Кто-то глухо кашлял в дальнем конце помещения, сморкался, икал, харкал. А кто-то вставал и в полусне, точно лунатик, брел к параше.

Федор Михайлович был ввергнут в бездну человеческого страдания, окунулся в самую гущу зла, изнуряющего плоть, отупляющего ум. И под курткой, едва доходившей ему до колен, он нащупывал Евангелие, переданное ему женами декабристов. На рассвете барабан кордегардии бил зорю. Офицер отпирал дверь острога. Свежий зимний воздух врывался в помещение и, смешиваясь с удушливым смрадом и молочно-белыми клубами пара, проносился по казарме.

Заключенные подымались с нар, окоченевшие, угрюмые. Одни по привычке крестились, другие сразу же начинали грызться между собой. А пламя сальной свечи освещало всю сцену… Потом, позвякивая кандалами, арестанты толпились у ведер с водой. Каждый по очереди брал ковш, набирал в рот воды и умывался, выплевывая воду в ладони и ополаскивая ею лицо. А Достоевский, переминаясь с ноги на ногу, ждал своей очереди, согревая дыханием онемевшие от холода пальцы.

Пища была скудной: хлеб и щи, в которых плавало несколько кусочков говядины. По праздникам выдавали кашу без масла, а на Великий пост кислую капусту с водой и больше почти ничего. Я пил чай и ел иногда свой кусок говядины, и это меня спасало. Не курить табаку тоже нельзя было, ибо можно было задохнуться в такой духоте. Все это делалось украдкой».

Каторжники встретили Достоевского и Дурова настороженно. Новенькие были людьми образованными, дворянами — барами, следовательно, врагами. Кроме того, они не понимали в чем их преступление. Кого они убили? Что украли?

Федору Михайловичу очень хотелось завоевать расположение своих товарищей по каторге, и он острее других страдал от их заносчивости и враждебности. Тем не менее он по доброй воле, терпеливо старался не выделяться среди них, понять их образ мыслей, вникнуть в их ссоры, уяснить их претензии. Но каторжники находили, что он нарушает меру. Раз он добивается их дружбы, значит, он ее недостоин. Однажды каторжники, недовольные плохой пищей, решают заявить «претензии» майору Кривцову.

Достоевский к ним присоединяется. Да ведь и из ваших есть, что свое едят, а вышли же. Ну, и нам надо было… из товарищества. Достоевский вынужден был уйти. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой».

Каторгу отбывали несколько польских интеллигентов, осужденных на каторжные работы за участие в польском восстании: бывший профессор Жадовский, которого каторжники называли «святым» за то, что он без конца молился; Богуславский, прозванный «больным», а также Токаржевский и Мирецкий, оба они перед отправкой в Сибирь были наказаны палками. Но и они не понимали Достоевского и не любили его. Воодушевленные национальной идеей, они ненавидели Россию и русских и считали за честь проявлять эту ненависть при каждом удобном случае. Они не признавали в Достоевском ни социалиста, ни демократа, ни просто «пионера свободы». Они находили его слабым и лишенным самолюбия.

Они не понимали, как человек, осужденный как политический преступник, приговоренный самим императором к каторжным работам, терпевший ссылку, усталость, холод, лишения — весь невыносимый быт каторжного острога, не ропщет на судьбу, не позволяет себе ни единого слова жалобы на суровость приговора да еще провозглашает мессианскую роль монархии и народа, которые так несправедливо отступились от него. Эта покорность оскорблениям, это смирение, наслаждение этим смирением казались им всего лишь нелепой позой и выводили их из себя. И однако Достоевский был искренен, когда признавался, что не таит зла на тех, кто искалечил его жизнь. Есть удары такой силы, что любой протест против них — мелок и даже смешон. Есть некие таинственные знаки, которым можно только повиноваться, потому что они низводят вас до ваших подлинных — ничтожных размеров.

Вы что-то делаете, пишете, разговариваете, и вдруг могучая длань хватает вас, мощный глас заглушает ваш крик, и вы превращаетесь в ничто и счастливы превратиться в ничто, не принадлежать себе, позволить неведомой силе управлять вами, играть вами, заставляя вас то проигрывать, то выигрывать, и уготовить вам будущее — то ли радостное, то ли горестное. Что за глупое тщеславие вечно добиваться первой роли! Как опрометчиво вечно пытаться победить судьбу! Да, иногда так ощутима близость Бога, то кроткого, то карающего. И его незримое присутствие вырывает вас из привычного течения жизни.

Это может длиться несколько мгновений, несколько часов, несколько дней… А потом вы чувствуете, что Его всевидящее Око отвратилось от вас — поводок ослабел… Пробил урочный час — теперь предстоит действовать самому, полагаться на самого себя — и держать ответ за содеянное. Вот тогда-то и начинается подлинная трагедия человека. Эти резкие повороты — от внезапных приступов апатии, овладевающих в разгар событий, к неожиданному пробуждению совести, — пережили все персонажи Достоевского, как пережил их и он сам.

В самом начале пути в Сибирь Федор Достоевский решил: «Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее».

Но достойно пройти через горнило испытаний в невообразимых острожных условиях ему вряд ли бы удалось, если бы не помощь неравнодушных людей, принявших участие в его судьбе. Позже он признавался: «Если б не нашел здесь людей, я бы погиб совершенно». Потому что все люди, оказывавшие ему поддержку, рисковали своей карьерой, помогая юноше, который написал несколько повестей, а потом увлекся политическими идеями. Никто ведь тогда не знал, что он станет великим писателем.

Долгое время сибирский период жизни Достоевского был самым туманным. Но Виктор Вайнерман сумел многое прояснить. Для этого пришлось долго работать в архивах, собирая сведения буквально по крупицам. Как известно, судьбоносной для будущего великого писателя стала встреча с Натальей Фонвизиной, женой декабриста Михаила Фонвизина.

В январе 1850 года она добилась свидания с находившимися в тобольской пересыльной тюрьме петрашевцами. Именно она вручила писателю Евангелие, изменившее всю его судьбу. Наталья Фонвизина и дочь тобольского прокурора Мария Францева сумели даже проводить Достоевского и его соратника, поэта Сергея Дурова в Омск. Мария Францева вручила сопровождавшему петрашевцев жандарму письмо, адресованное ее хорошему знакомому — инспектору классов Омского кадетского корпуса Ивану Ждан-Пушкину.

Каторга вместо эшафота. Чем занимался Достоевский в Омском остроге

На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора. Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки – однако в лазарете он тайно вел дневник, «Сибирскую тетрадь». В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. Работы у Достоевского на каторге были такие – разбор старых речных судов на дрова, выжигание известняка и чистка снега. 170 лет назад писатель Федор Достоевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость за участие в тайном обществе петрашевцев.

Сибирское перерождение Достоевского

Потом Достоевский говорил, что на каторге он сошелся и братски соединился с народом, но тут же прибавляет, что ему трудно было бы рассказать историю перерождения его убеждений. Кaзнь oстaнoвили, пpигoвopeнным зaчитaли пoмилoвaниe гoсyдapя Hикoлaя I. Дoстoeвскoгo пpигoвopили к чeтыpeм гoдaм кaтopги, пoслe чeгo eгo дoлжны были cocлaть в coлдaты. Работы у Достоевского на каторге были такие – разбор старых речных судов на дрова, выжигание известняка и чистка снега. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Одной из причин, по которой Достоевский попал на каторгу, было его участие в политической деятельности. Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства.

ПОЧЕМУ ДОСТОЕВСКИЙ ПОПАЛ НА КАТОРГУ

Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку А. Дневник 1867 года. Легенда 8. Достоевский ненавидел евреев и поляков Вердикт: это полуправда.

Обложка «Дневника писателя» Федора Достоевского за март 1877 года, включающего главу «Еврейский вопрос». Антология жизни и творчества» О проблемном отношении Достоевского к евреям первыми начали говорить его читатели в 1870-е годы, когда он работал в журнале «Гражданин» и публиковал там главы из своего «Дневника писателя». Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» — так он называл русских.

Дневник писателя за 1877 год. Январь — август. Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются.

Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф. Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина.

Ранние статьи Л. Lewiston, 2000.. А в Российской империи это было негласной нормой.

Впрочем, Достоевский не любил и другие народы, например поляков. Однозначно Достоевский относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу» Мысль о русском народе-богоносце принадлежит Ивану Шатову, герою романа Достоевского «Бесы». Аналогичные мысли о специфической цивилизационной роли русского народа озвучивал и князь Мышкин в «Идиоте»..

Как возникли фразы «Тварь ли я дрожащая или право имею», «Красота спасет мир» и другие выражения писателя Легенда 9. Достоевский был приговорен к смертной казни, но его помиловали на эшафоте Вердикт: это правда. Обряд казни на Семеновском плацу.

Рисунок Бориса Покровского. Главу этого объединения Михаила Буташевича-Петрашевского обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства» В кружке были люди разных политических взглядов, но многие были социалистами-утопистами. Сборник материалов.

Доклад генерал-аудиториата. Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел.

Достоевский после вспоминал, что был в списке шестым. В сериале Владимира Хотиненко «Достоевский» допущена неточность: писателя вместе с Буташевичем-Петрашевским и еще одним членом кружка первыми выводят на расстрел и надевают мешок на голову, будто они главные преступники и заговорщики. А в реальности Достоевский наблюдал за казнью со стороны, просто зная, что он следующий.

Козловой-Афанасьевой: «Тюремный замок в Тюмени образован комплексом каменных сооружений, расположенных на старой западной окраине города, в квартале, выходящем на бровку лога. В начале XIX века тюремный острог находился в восточной дальней границе вала, ближе к береговому обрыву Туры. Он состоял из группы деревянных зданий и предназначался для недолговременного пребывания пересыльных. После указов 1831-1832 гг. Каменная тюрьма возводилась по «Высочайше утвержденному» проекту, очевидно, в 1850-е гг. В 1861 г тюремный замок — «трехэтажное каменное здание тюрьмы с каменными же службами и оградой» — значилось в числе новых казенных строений Тюмени». В 1885-1886 гг. Вот что мы можем узнать от него о содержании арестантов в тюменской тюрьме: «Арестанты не получают ни подушек, ни одеял, ни постельного белья и вынуждены лежать на жестких дощатых нарах, укрывшись лишь своими халатами. Когда мы вошли в камеру, они разом, зазвенев цепями, вскочили на ноги, сняли шапки и плотной толпой молча стали вокруг них. Эта камера, к примеру, имеет только 35 футов в длину и 25 футов в ширину и рассчитана на 35, максимум 40 человек.

Сколько тут человек спало этой ночью? В 1890 году британский журналист Гарри де Уиндт также посетил тюменскую тюрьму. Вот что написал он: «Камеры, расположенные на верхнем этаже главного здания, отведены для политических. Это чистые и хорошо вентилируемые комнаты такого же размера, как и в томской пересылке. Во время моего визита только четыре камеры из двенадцати были заняты: в трех из них содержались политические.

Друзья-литераторы предлагали, набросав план сюжета, разделить работу на части: каждый написал бы по куску, а Фёдору Михайловичу осталось бы только отредактировать.

Но вот беда: никакого плана у него в голове не было. Фёдор Михайлович решил, что сочинит «Игрока» сам, но для скорости будет не писать роман, а диктовать стенографисту. А мне обязательно нужно успеть к сроку, иначе я теряю все издательские права до конца жизни. Этот Стелловский — настоящий паук и грабитель». Обиднее всего, что те векселя на три тысячи, по которым потребовалась срочная уплата, самому Стелловскому и принадлежали: тот скупил их за бесценок и сам же требовал от Достоевского уплаты через подставных лиц. Словом, петля на шею писателя закинута была грамотно.

И вот работа закипела. С каждым днём диктовка шла всё лучше. А вернувшись домой, стенографистка садилась за расшифровку и, бывало, возилась до утра. Но как бы они ни торопились, в перерывах успевали, как в первый день, посидеть за чаем и поговорить. Вернее, говорил один Фёдор Михайлович. И очень скоро Анна Григорьевна уже знала в мельчайших подробностях всю его жизнь.

Казнь Род Достоевских был достаточно древним. Ещё в XV веке им было пожаловано сельцо Достоево под Пинском. По одной из линий среди предков был даже князь Свидригайло, властитель Великого княжества Литовского. Но к XVIII веку род не только обеднел, но и по какой-то причине потерял дворянский статус то ли документы сгорели в пожаре, то ли ещё какая-то напасть. Словом, отец Фёдора Михайловича, числившийся мещанином, выслужил потомственное дворянство только упорным трудом. Он был лекарем для приходящих больных женского пола в московской Мариинской больнице для бедных.

И это-то не слишком завидное место получить было нелегко — помог влиятельный тогда московский старовер, попечитель и устроитель Преображенского кладбища, Илья Ковылин, к которому Михаил Андреевич Достоевский сходил на поклон Фёдор потом не раз ходил к Илье Алексеевичу Ковылину на могилу, считая того великим благодетелем семьи. Мариинская больница для бедных в Москве Там же, во флигеле Мариинской больницы, лекарь и поселился, и там же 30 октября 1821 года появился на свет его второй сын, Фёдор. Те, кто знал Михаила Андреевича, позже находили в нём много сходства со стариком Карамазовым — пожалуй, самым отталкивающим из героев Достоевского. С детьми угрюмый Михаил Андреевич был неумолимо строг, а жену, и без того болезненную, уморил иезуитскими придирками. Кстати, с молоденькими горничными, без конца сменявшимися в доме, отец обращался с подчеркнутой сухостью, за которой чуткий Фёдор угадывал тайные шашни одна из горничных родила внебрачного ребенка, который быстро умер. После смерти жены Михаил Андреевич быстро спился и, кажется, тронулся умом, потому что часто вслух разговаривал с покойницей.

По официальной версии, отец умер от апоплексического удара. По слухам, был убит «за девок» мужиками в собственном имении Черемошне, которое Михаил Андреевич купил, сделавшись дворянином. С детства Фёдор страдал странными нервными припадками, с судорогами, с секундным помутнением сознания. Врачи затруднялись определить, что это, и сам Достоевский называл свою болезнь «кондрашкой с ветерком». До поры до времени она ему особенно не мешала. И даже в столичное Михайловское инженерное училище строгая медкомиссия Фёдора пропустила, в отличие от его брата Михаила.

Но военного инженера из Достоевского всё равно не вышло: один из его чертежей попался на глаза императору Николаю, который, в отличие от Фёдора Михайловича, обладал замечательными инженерными способностями. Чертёж был решительно забракован. И молодой Достоевский оставил едва начатую службу ради литературы. У него были к этому времени уже кое-какие переводы, теперь же он принялся за роман. В этом доме на углу Владимирского проспекта и Графского переулка в Петербурге Достоевский стал писателем. Именно здесь созданы «Бедные люди» и «Двойник» Пристроить «Бедных людей» помог товарищ, с которым Фёдор в складчину снимал квартиру.

Тот приятельствовал с начинающим литератором и издателем Николаем Некрасовым. Некрасов прочитал рукопись и понял, что перед ним — шедевр. Помчался к Белинскому: «Виссарион Григорьевич, новый Гоголь явился! Слава рухнула на Фёдора, расшатав и без того больные нервы. Я не могу даже раскрыть рта, чтобы во всех углах не повторяли: «Достоевский то-то сказал, Достоевский то-то хочет делать». Молодой автор возгордился, стал требовать, чтобы его роман печатался в сборнике особым шрифтом, — словом, стал понемногу раздражать кружок Белинского.

Там был принят особый тон: все друг над другом подшучивали, вот Тургенев и сочинил о Достоевском довольно злые стихи, назвав его «прыщом на носу литературы». Фёдор преглупейшим образом обиделся, чем вызвал новый поток остроумия. К тому же его следующие повести Белинскому совершенно не понравились, и он сетовал: «Ох и надулись мы с Достоевским-гением! Кончилось тем, что Фёдор, обозвав недавних приятелей завистниками, не захотел больше иметь с ними дело. Он завёл теперь новых друзей — либеральных молодых людей, по пятницам собиравшихся у Петрашевского. Михаил Васильевич Петрашевский Сам Петрашевский, переводчик департамента внутренних сношений, был экстравагантнейшей личностью.

То закажет себе четырехугольный цилиндр, то оденется испанским грандом, а то и вовсе явится в Казанский собор в дамском платье — это при его-то бороде! К нему тогда бросился квартальный надзиратель: «Милостивая государыня, вы, кажется, переодетый мужчина». В своем имении этот чудак устроил фаланстер в духе Фурье, но крепостные крестьяне не прониклись идеей и фаланстер сожгли. Вот и «пятницы» были посвящены изучению теории Фурье. Ничего сколько-нибудь опасного для государства «заговорщики» не замышляли, просто читали книги и мечтали о царстве всеобщей справедливости. Всё преступление Достоевского, в частности, состояло в том, что он прочёл собравшимся у Петрашевского письмо Белинского к Гоголю, считавшееся крамольным.

Но Европа пылала революцией, и III отделение на всякий случай провело операцию «широкий гребень», то есть арестовывало всех политически неблагонадежных. Стоял 20-градусный мороз, а на арестантах была только та одежда, в которой их тёплой весной доставили в крепость. Посреди заснеженной площади высился дощатый эшафот, обтянутый чёрной тканью, и какие-то столбы. По краям выстроился в каре Московский полк. Отчаянно мёрзнущих петрашевцев провели вдоль рядов — как позже выяснилось, в назидание офицерам. Они шли, увязая в глубоком снегу, и вполголоса переговаривались: «Что с нами будут делать?

Зачем эти столбы? Казнь петрашевцев на Семёновском плацу Наконец их вывели на эшафот. Какой-то чиновник с бумагами поднялся следом и принялся читать: «Полевой уголовный суд приговорил господ… далее следовал список из 23 фамилий, в том числе «отставной инженер-поручик Достоевский» подвергнуть смертной казни расстрелянием». Ошарашенных приговоренных разбили на тройки. Каждому велели надеть белый балахон-саван, на голову — колпак. Кто-то рядом с Достоевским нервно хохотнул: «Каковы-то мы в этих одеяниях!

Священник поочередно поднес к их губам крест, и первых троих повели к столбам, привязали, надвинули на лица колпаки. И 16 солдат, стоявших у самого эшафота, подняли ружья. Достоевский с каким-то восторженным, безумным лицом повернулся к одному из товарищей: «Нынче же мы будем вместе с Христом». Другой сосед кивнул на телегу у эшафота, покрытую рогожей: «Гробы! Фёдор Михайлович стоял во второй тройке. По всему выходило, что жить ему оставалось минут пять.

Здоровому и сильному, двадцати восьми лет от роду. За то, что прочитал вслух письмо Белинского к Гоголю. Когда раздался барабанный бой, все приготовились услышать выстрелы. Но солдаты вдруг опустили ружья, а на эшафот поднялся флигель-адъютант: «Государь дарует вам помилование. Смертная казнь заменяется иным наказанием, каждому по его виновности». Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь.

Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты. Остальные — на разные сроки. Взамен саванов и колпаков приговорённым выдали арестантские тулупы, которые, с учётом погоды, оказались очень кстати. Затем над головами осуждённых, не чувствовавших уже ничего, кроме отупелого безразличия, переломили шпаги — в ознаменование лишения всех прав состояния, в том числе дворянства что-то оно долго у Достоевских не держалось. На том чудовищный фарс был окончен. Вот только один из петрашевцев, некто Григорьев, сошёл с ума.

Остальные на первый взгляд ничего, даже не простудились. А что уж сделалось с их душами — Бог весть. Каторжане с «бубновыми» нашивками на спинах Каторжанин в кандалах на отдыхе Жених и шафер Потом был этап, кандалы, острог, бритьё половины головы, вечно пьяный плац-майор, кричавший каторжанам: «Теперь я ваш царь и я ваш бог», зловонный барак, все учащающиеся приступы нервной болезни. Среди собратьев Достоевского по несчастью — Фейдулла Газин, резавший детей из удовольствия, тщедушный Исай Фомич, убивший собственную жену, и ещё молоденький офицер Ильинский — отцеубийца. Люди со шрамами, язвами, кое-кто без ушей. Марья Дмитриевна Исаева Но истекли и эти четыре года.

Достоевского отправили в Семипалатинск, в гарнизон, служить рядовым. Там ему жилось даже неплохо: полковник ему сочувствовал, разрешил жить не в казарме, а на частной квартире, звал вечером на чай. Всё бы ничего, но тут Фёдора Михайловича подстерегла новая мука: любовь. Жена спившегося и потерявшего место таможенного чиновника Исаева, Мария Дмитриевна. Француженка по отцу, умная и образованная, в захолустном Семипалатинске, куда даже балаганный цирк отродясь не заезжал, не говоря уж о музыкантах или гастролирующих театрах, она отчаянно скучала.

В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис. Покровского, 1849 г. Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник.

Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам. Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы. Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется. Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения.

Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге.

Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик

Работы у Достоевского на каторге были такие – разбор старых речных судов на дрова, выжигание известняка и чистка снега. Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора. Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги.

Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского

Во всяком несчастном видеть брата Смотря на прощанье братьев Достоевских, всякий заметил бы, что из них страдает более тот, который остается на свободе в Петербурге, а не тот, кому сейчас предстоит ехать в Сибирь на каторгу.
Омская каторга Федора Михайловича Достоевского Так Достоевский на 8 месяцев попал в одиночную камеру Петропавловской крепости.

Информация

Членов общества называли петрашевцами. Участниками были представители разночинной интеллигенции, любители философской литературы, увлекавшиеся модными в те годы либеральными идеями. В начале 1847 г. Собирались участники общества по пятницам.

На таких пятничных собраниях они обсуждали идеи социального переустройства России, выдвинутого ранее декабристами. Но в отличие от участников восстания на Сенатской площади, петрашевцы не желали военного переворота. Они говорили: «В России возможно лишь крестьянское восстание, поводом для которого станет крепостное право».

Константин Трутовский «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского в 26 лет», 1847 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва Петрашевцы критиковали существующий политический режим, осуждали крепостное право, выступали за ликвидацию частной собственности. Тайное общество привлекло к себе внимание Третьего отделения в 1848 г. Агитки были напечатаны на собственном типографском станке петрашевцев.

Насколько я знаю, в то время иметь такой станок уже считалось преступлением, а уж если на нем еще печатать что-то провокационное… По указу чиновника по особым поручениям И. Липранди за петрашевцами было установлено наблюдение, а в само общество был внедрен провокатор — агент полиции П.

В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания [80]. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе [81]. В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе [82]. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась [83] [82]. Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним. Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84].

Юность Основная статья: Достоевский в Главном инженерном училище Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85]. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург вместе с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни» [86]. Старший брат в училище не был принят. Младший же учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе. В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть.

Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [90] , Н. Витковский, А. Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92]. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика [93]. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году [94]. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель» [95].

Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96]. Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94].

Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет.

Он смирился до самой глубины своего миросозерцания, но опять-таки нельзя утверждать, чтобы оно стало совсем другим после каторги. Мистические идеи бродили в нем и раньше, уважением к христианству он был проникнут и до каторги. Сам темперамент его, как увидим ниже, остался в сущности тем же неровным, истеричным, склонным к меланхолии. Правда, Достоевский в письмах из Семипалатинска утверждает, что он стал совершенно другим и меланхолия исчезла без следа. Но все это было в самом начале, после выхода из острога, когда меланхолия действительно неуместна.

Потом Достоевский говорил, что на каторге он сошелся и братски соединился с народом, но тут же прибавляет, что ему трудно было бы рассказать историю перерождения его убеждений. Но совершенно в стороне оставить вопрос нельзя. Попытаемся же по мере сил ответить на него без всякой предвзятой мысли и только на основании данных биографии. Если рассуждать по пословице «все хорошо, что хорошо кончается», то, быть может, в известном смысле и каторга была полезна. Мы уже видели, что настроение Достоевского до ареста было во всех отношениях ужасно и грозило разрешиться самоубийством.

Жизнь без признака воли, торопливая, нетерпеливая жизнь — вот что говорит нам биография о периоде, предшествовавшем аресту. Достоевский мучительно ожидал какого-нибудь толчка, какой-нибудь перемены. Судьбе было угодно отправить его в Омский острог. Какой путь приняла бы его жизнь без этого постороннего вмешательства, сказать трудно; может быть, он покончил бы с собой, может быть, стал революционером столько же по убеждению, сколько от отчаяния, может быть, время помогло бы ему дисциплинироваться. Все это одинаково вероятно и одинаково гадательно.

Толчок явился извне. Мы видели, что он не особенно даже поразил Достоевского, так как душевный кризис назрел и требовал разрешения. Но ведь отсюда не следует, что каторга прошла без следа. Оставляя в стороне вопрос о ее влиянии на здоровье, литературный талант и пр. Правда, мысль, что он мог не в пример прочим перенести такое тяжелое испытание, что самое тяжелое в жизни пройдено, придавала ему бодрости, но эта бодрость не выходила за пределы личной жизни и личной деятельности.

Во всех других сферах Достоевский как-то заметно сократился. Нечего и говорить, что повторение петрашевской истории стало для него совсем немыслимым после четырехлетнего пребывания в остроге. От активной борьбы с жизнью он отказался, хотя и прежде-то он брался за нее скорее от отчаяния, чем от какой другой причины. Он смирился, смирился в том смысле, что, видя целые годы вокруг себя непреодолимые преграды, слишком глубоко проникся сознанием своей личной слабости перед окружающими его условиями. Формула «как хочу, так и делаю» была уже совсем неприменима на каторге.

Острог — это сила, совершенно придавившая, уничтожившая личное «я». И Достоевский как нельзя более проникся этим внушением. Все: темперамент, взгляды остались те же, — но известного рода трусливость, запуганность перед жизнью, и раньше бывшие в нем, резче, яснее выступили наружу и совсем оттеснили на задний план прежние взрывы своеволия. Мысль эта кажется простой, но, чтобы лучше убедиться в этом, обратимся к характеристике внутренней жизни Достоевского на каторге; тогда подавляющее впечатление последней станет, на наш взгляд, очевидным. Особенно мучило Достоевского то, что он был «не в своем обществе», — совсем чужим для всех своих невольных товарищей.

Дворянство, образование создавали между ними непроходимую пропасть. Он всем понятен, и сам всех понимает, всем знаком, и все считают его за своего. Не то с благородным дворянином… Как ни будь он справедлив, добр, умен — его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой; его не поймут, и, главное, не поверят ему. Он не друг и не товарищ, и хоть достигнет он наконец, с годами, того, что его обижать не будут, но все-таки он будет не свой, и вечно мучительно будет сознавать свое одиночество и отчуждение. Это отчуждение делается иногда совсем без злобы со стороны арестантов, а так, бессознательно.

Не свой человек, да и только; а ничего нет ужаснее, как жить не в своей среде. Мужик же, переведенный из Таганрога в Петропавловский порт, тотчас же найдет там такого же точно русского мужика, тотчас же сговорится и сладится с ним, а через два часа они, пожалуй, заживут самым мирным образом в одной избе или шалаше». Волей-неволей Достоевскому пришлось примириться со своим уединением и сосредоточиться исключительно на жизни внутренней, жизни своего сердца. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою, перебирал все до последних мелочей, вдумывался в мое прошедшее, судил себя один неумолимо и строго, и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялись бы ни этот суд над собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни. И какими надеждами забилось тогда мое сердце!

Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни ни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде. Я начертил себе программу всего будущего и положил твердо следовать ей. Во мне возродилась слепая вера, что я все это исполню и могу исполнить… Я ждал, я звал поскорее свободу; я хотел испробовать себя вновь, на новой борьбе. Порой захватывало меня судорожное нетерпение. Но мне было больно вспоминать теперь о тогдашнем настроении души моей».

Тяжело это, конечно, чувствовать себя одиноким среди сотен товарищей, не иметь человека, с которым можно бы поделиться думами своего наболевшего сердца. Еще тяжелее укрощать в себе постоянно накапливающуюся энергию, судорожные порывы к деятельности, ограничивать свою жизнь одним углублением в себя самого, в воспоминания о прежних ошибках и заблуждениях, и наблюдать все ту же однообразную, уже опостылевшую обстановку. В этих грязных и мрачных палатах, среди чужих людей, не понимавших его, не веровавших в него, Достоевский все больше и больше в глубине души своей стал проникаться смирением. Могучим потоком лилось оно из постоянно читавшегося и перечитывавшегося Евангелия, из всей окружающей его обстановки, в сравнении с которой он мог не чувствовать себя таким маленьким, таким ничтожным. Сила жизни, представляемая этими высокими стенами острога, через которые нельзя пройти, этой жестокостью и вместе с тем — непреложностью установленных кем-то другим правил, которые распоряжаются тобой как хотят, без всякого внимания к личной твоей воле, без всякой заботы о личном твоем счастье; наконец, эта внушительная масса клейменых каторжных, не хотящих признавать тебя, верить в тебя, прямо тебя отрицающих, — все это произвело, да и не могло не произвести, на личность Достоевского подавляющее впечатление.

Сама жизнь заставила его смириться, и в этом новом настроении духа он осудил самого себя, свои прежние увлечения, свою прошлую деятельность, потому что вся она имела источником сознание своей силы, служение своей воле, властное и требовательное отношение к жизни вообще. В этом раскаянии, в этом признании, что постигшая его кара вызвана его же собственными ошибками, заслужена, он находил своеобразное и вместе с тем вполне понятное утешение. Это не фатализм, но простой вывод из христианского учения: личность свободна, а значит и ответственна. Читая одно Евангелие, видя себя постоянно одиноким, маленьким, он смирился. Но отсюда до мистицизма еще далеко.

Надо согласиться, что в «Записках из Мертвого дома» даже не пахнет мистицизмом, — а написаны они уже 10 лет спустя после каторги; в них даже удивительно трезвый, удивительно здоровый взгляд на человека и требования человеческой природы. Но уже с этого времени лично в отношении к себе Достоевский стал, прежде всего, проповедовать смирение, отрицать всякое властное, требовательное стремление в жизни. Жизнь большая, удивительно большая, неизведанной глубины вещь. Не тебе, маленькому, слабосильному человеку, восставать против нее. Ты и работать-то не умеешь и понимать жизни не умеешь: просто не знаешь ее.

Что надо тебе? Своего счастья, удовлетворения всех своих желаний? Но разве этого достаточно? Разве это не худшее рабство в руках собственных страстей? Смирись прежде всего сам.

Посмотри, чем жил ты, что в тебе есть, сколько там, на дне души твоей, мелочности, подлости, пошлости. И не подступайся к народу со своим идеалом счастья, не навязывай ему своего: он знать тебя не хочет, он не верит в тебя. Заслужи сначала его любовь, его расположение, его доверие. А способен ли ты хоть на это, хоть на эту дозу самоотречения и самоограничения, наградой за которые являются и любовь, и доверие? Господствующей мыслью миросозерцания становится подавление своего «я» и смиренное служение другим.

Но вернемся к рассказу. Несмотря на смирение и самобичевание, неутолимая жажда жизни оставалась.

Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий