2. Ректору Санкт-Петербургского государственного университета кой внести соответствующие изменения в устав Университета. Каждый год жизни СПбГУ — это либо известие о награждении выпускника нобелевской премией, либо открытие, совершённое в его стенах, либо блестящая инициатива в области высшего образования. 2. Ректору Санкт-Петербургского государственного университета кой внести соответствующие изменения в устав Университета.
Abbreviation Finder
Студентам, отлично окончившим университет, степень кандидата присуждалась без особых испытаний, остальные должны были выдержать кандидатские экзамены и написать кандидатское сочинение или удовольствоваться званием действительного студента. Всего за период с 1836 по 1863 гг. Для получения докторской и магистерской степени было необходимо и выдержать экзамен и защитить диссертацию. Вследствие этого начались регулярные диспуты по обсуждению представляемых в факультеты диссертаций. Всего с 1836 по 1864 гг. Среди получивших в это время ученые степени были знаменитые ученые: химик Д. Менделеев, математик П. Чебышев, ботаник А. Бекетов, историки М. Стасюлевич и М. Сухомлинов, филолог В.
Ламанский и многие другие. В 1855 г. В еще большей степени оживлению научных интересов в среде студенчества способствовало такое важное новшество устава 1835 г. Задачи выдвигались весьма серьезные, требующие от студентов самостоятельной научной работы. Первым был удостоен золотой медали в 1838 г. Среди удостоенных медалей были: в 1847 г. Стоюнин, впоследствии знаменитый педагог и литературовед; в 1852 г. Пыпин и О. Миллер; в 1854 г. Фамицын, впоследствии крупнейший ботаник.
В 1860 г. Писарев, знаменитый литературный критик. В 1863 г. Важным событием в жизни университета стало его возвращение в здание Двенадцати коллегий, произошедшее в 1837—38 гг. В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения. Второй этаж западной галереи был остеклен и превращен в колоссальный коридор, протянувшийся почти во всю длину здания и объединивший отдельные корпуса. Со стороны набережной Невы проделали вход и устроили лестницу, связавшую верхние этажи с новым вестибюлем. В центре были устроены парадная лестница, зал торжественных собраний и церковь. Крупнейшей реорганизацией университета в эпоху действия Николаевского устава стало открытие факультета восточных языков.
Попечитель Петербургского учебного округа М. Мусин-Пушкин, раннее бывший попечителем в Казани и усердно насаждавший там ориенталистику, выступил с предложением сосредоточить преподавание восточных языков в Петербурге. Этот проект получил высочайшее одобрение и указом от 22 октября разряд восточной словесности был преобразован в новый факультет с 9 кафедрами: арабского, персидского, турецко-татарского, монголо-калмыцкого, китайского, еврейского, армянского, грузинского и маньчжурского языков. В таком составе факультет восточных языков начал с 1855-56 учебного года свою деятельность, в 1858 г. Первым ректором, выбранным по новому уставу был историк И. Шульгин, а с 1840 по 1861 гг. Несущий на себе отблеск пушкинской эпохи, друг Пушкина и Гоголя, он пользовался уважением молодежи и как человек честный, чуждый чиновничьим интригам, в меру консервативный, был популярен среди своих коллег. Казенная квартира ректора Ректорский флигель , которую он занял с 1841 г. XIX века одним из популярных петербургских литературных салонов. Здесь часто бывали писатели и поэты Н.
Гоголь, И. Крылов, В. Белинский, И. Тургенев, И. Панаев, П. Вяземский , В. Одоевский , Е. Баратынский и многие другие маститые и начинающие литераторы. В 1839-1840 гг. Некрасов, а еще раннее университетский Благородный пансион закончил его друг и соратник, писатель и журналист И.
Время действия устава 1835 г. Особенно успешно развивались точные и естественные науки. В течении всего этого периода кафедру физики занимал академик Э. Его основные научные интересы и выдающиеся открытия относятся к области электричества и магнетизма. Создание петербургской математической школы связано с именами крупнейших математиков того времени: И. Сомова, В. Буняковского и П. Академик Буняковский, ставший профессором в 1846 г. Чебышев проявил себя и как талантливейший механик. На основе своих же разработок в области теории механизмов, он создал целую серию оригинальных механизмов, превращающих простейшие движения в более сложные.
Для Чебышева всегда было характерным стремление сблизить математику с практикой, использую математические расчеты, например, при черчении географических карт или даже в кройке тканей для одежды. C 1839 г. Савич — один из крупнейших русских астрономов XIX столетия. Его докторская диссертация была связана с решением важной геодезической проблемы — определением высоты уровня Каспийского моря, а его исследование об ускорении силы тяжести по русской дуге меридиана послужило образцом для всех подобных работ в России и за границей. В это же время на кафедре химии начал работать А. С его именем связан ряд важных открытий в области органической химии: определение элементарного состава нафталина и хинной кислоты, выделение хинона и нового алкалоида теобрамина. Он же привел в порядок созданную М. Соловьевым химическую лабораторию и начал проводить в ней регулярные практические занятия со студентами. Учениками Воскресенского были многие выдающиеся химики Д. Менделеев, Н.
Меншуткин, Н. Бекетов, Н. Соколов, П. Алексеев и др. В 1857 г. Развитие университетского естествознания в этот период определялось деятельностью С. Куторги, одного из первых русских биологов-эволюционистов. Кафедру ботаники с 1840 г. Шиховской, создавший первый университетский ботанический сад в сквере перед фасадом здания Двенадцати коллегий , насчитывающий более 600 образцов местной флоры. Он же значительно увеличил собрания ботанического кабинета и ввел практические занятия с микроскопом.
После смерти Шиховского, в 1854 г. Он был первым из русских ботаников, совершивших большое путешествие в Африку. На кафедре всеобщей истории блистал М. Он же, одним из первых среди университетских профессоров, стал активно насаждать семинарский метод в преподавании. Кафедру русской истории до 1859 г. Заменил Устрялова на кафедре русской истории известный ученый и писатель Н. Его деятельность здесь была очень короткой три года , но оставила яркий след. На кафедре русской словесности, помимо Плетнева и Никитенко, в 1852 г. В 1856 г. Кафедра истории и литературы славянских наречий, созданная по уставу 1835 г.
Срезневского, основателя петербургской школы славистики. Он был одним из руководителей созданного в 1846 г. Кафедра всеобщей истории литературы, впервые созданная в 1860 г. Пыпиным, ярким представителем историко-культурной школы в литературоведении. Заметным явлением в области преподавания общественно-политических наук стали в 1835-1847 гг. Порошина, излагавшего с немалой смелостью новейшие европейские учения, в том числе и социалистические. На юридическом факультете в эти годы работали многие известные ученые. Гражданское право преподавал К. В 1851 г. Не менее был известен и его приемник — К.
Кавелин, начавший преподавание с 1857 г. Из числа криминалистов следует отметить В. Спасовича, сочетавшего глубокую эрудицию ученого-юриста с практической деятельностью адвоката. Кафедру государственного права до 1860 г. Калмыков, а кафедру международного права — И. В отделении восточной словесности до 1847 г. Сенковского, а его приемником на кафедре арабского языка стал ученый египетский шейх Мухаммед Айяд Тантави, человек необычной судьбы, родившийся в заброшенной деревушке под Каиром, он закончил свой путь профессором Петербургского университета. Уроженцем Кавказа был перешедший из Казанского университета в 1849 г. Он же стал первым деканом факультета восточных языков. С образованием этого факультета в университете началась деятельность выдающихся ученых, создателей научных школ: В.
Васильева китаистика и Д. Хвольсона гебраистика. Устав предусмотрел и выделение средств на развитие материально-учебной и научной базы университета. Библиотека стала ежегодно получать 9 тысяч рублей на приобретение новой литературы и выписку газет и журналов. К 1861 г. Нумизматический кабинет не имел специальных сумм для пополнения и рос за счет пожертвований, к концу 1861 г. Минералогический и зоологический кабинеты получали по 500 рублей в год, а физическая и химическая лаборатории по 2000 рублей. Такая же сумма полагалась на созданный в 1841 г. Советская историография традиционно расценивала устав 1835 г. Николаевский устав, действительно, в значительной степени ограничивал университетскую автономию, но нельзя не признать, что он во многом способствовал оживлению научной жизни, как среди преподавателей, так и среди студентов Вторая половина 50-ых гг.
XIX века стала временем пробуждения студенческой инициативы. При редакции этого издания возникает студенческая касса взаимопомощи. В следующем году происходят первые столкновения студентов с полицией. В ответ на полицейские репрессии проходят бурные студенческий сходки. Своей кульминации студенческое движение достигает к 1861 г. Дальнейшие события участие студентов и некоторых профессоров в похоронах Т. Шевченко и в панихиде по жертвам расстрела в Варшаве стали приобретать более ярко выраженный политический характер. В ответ министерство народного просвещения под руководством Путятина издало новые правила, запрещавшие любые студенческие собрания. Студенты, вернувшиеся с летних каникул, в основной массе отказались принимать матрикулы, начались новые многолюдные сходки и собрания. Это шествие можно рассматривать, как едва ли не первую студенческую демонстрацию в России.
Несмотря на заверения попечителя и гарантии неприкосновенности данные студенческим представителям, ночью несколько десятков студентов были арестованы. Этот факт вызвал возмущение не только самих студентов, но и широких слоев столичной интеллигенции. На новые митинги пришли даже офицеры для защиты студентов от произвола полиции. Всего в течении осени 1861 г. В итоге, по распоряжению царя 20 декабря университет был окончательно закрыт до выработки нового университетского устава. Новый устав начал разрабатываться еще в 1858 г. В его основу была положена идея автономии университета как корпорации профессоров Главным и в значительной степени независимым органом управления университета становился его совет, в который по-прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а также профессоров на вакантные кафедры. Университетский совет получал возможность по своему усмотрению разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов. Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше.
Вместе с увеличением значения совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания советы : их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета. Хозяйственные и административные дела сосредотачивались в правлении, состоящем из ректора, проректора и деканов всех факультетов. Университет получал право учреждать ученые общества, вследствие чего при Петербургском университете возникли в 1868 г. Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей и Химическое общество, в1869 г. Последнее в 1878 г. Его печатный орган — Журнал РФХО был единственным до революции регулярным изданием русских физиков и химиков, на страницах которого были опубликованы сотни выдающихся работ и открытий, вошедших в мировой фонд научных достижений. Позднее возникают Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория. В 1893 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф; в 1901 г. Важным новшеством стало учреждение особого университетского суда, избираемого ежегодно в составе трех профессоров, ведению которого подлежали проступки студентов, связанные с нарушениями ими порядка в университете или разбор конфликтов с преподавателями.
Как правило, этому суду полиция передавала и рассмотрение дел о не слишком серьезных нарушениях общественного порядка студентами и вне пределов университета. После 1863 г. Почти вчетверо увеличилась сумма на содержание и пополнение учебно-вспомогательных учреждений Петербургского университета, составив 21900 рублей серебром в год. Из них 7000 рублей предназначались библиотеке, которая к 1884 г. Пополнились ранее существовавшие кабинеты и возникли новые: физиологический, палеонтологический, техническая лаборатория. По уставу 1863 г. Помимо них устав разрешал иметь неограниченное число приват-доцентов, которые не получали штатного жалования, но могли получать разовые вознаграждения из специальных средств университета по представлению факультетов. Эти меры позволили значительно обновить преподавательский состав, в первую очередь за счет привлечения молодых ученых. Университетский и факультетские советы получили право оставлять при университете талантливых выпускников для подготовки к профессорскому званию и отправке заграницу для завершения образования. По числу докторских и магистерских защит Петербургский университет, безусловно, лидировал среди всех русских университетов.
Только за десятилетие с 1863 по 1874 гг. Это почти половина от общего числа, то есть другая половина, приходилась на долю остальных шести университетов. С 1860-ых гг. Физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета во второй половине XIX века становится одним из крупнейших в стране центров естествознания, что, естественно, привлекает к нему молодых людей. Интересно отметить, что в период действия устава 1863 г. Редкина в 1873-1876 гг. Ленц 1863-1865 , химик А. Воскресенский 1865-1867 , зоолог К. Кесслер 1867-1873 , ботаник А. Бекетов 1876-1883.
На кафедре математики до 1882 г. Здесь же начали читать свои курсы его ученики — яркие представители, созданной Чебышевым, петербургской математической школы. С 1863 г. Коркин, обе диссертации которого были посвящены теории уравнений с частными производными. В 1880 г. Марков, развивавший идеи и методы Чебышева в области теории вероятностей и теории чисел. Учеником Чебышева был и выдаюшийся математик А. На кафедре механики курс теоретической механики читал до 1876 г. Сомов, ставший в 1862 г. С 1872 г.
Бобылевым, издавшим в 1881-1883 гг. Эти работы стали первыми оригинальными и обширными руководствами в данной области и были переведены на иностранные языки. Кафедру физики после смерти Ленца в 1865 г. Ему принадлежал ряд работ по электричеству, магнетизму, оптики. Но главная его заслуга была в том, что он положил начало в 1867 г. В то время это было внове не только в России, но и в мире вообще, например, в Кембридже практические занятия появились только в 70-ые гг. XIX века. Университетская лаборатория в течении долгого времени была образцом для русских лабораторий и только в XX веке появились более современные. Деятельным помошником Петрушевского в организации лабораторных занятий стал лаборант В. Лермантов родственник поэта М.
Лермонтова , сконструировавший большую часть приборов и написавший руководство по лабораторным работам. Во второй половине 1870-ых гг. Боргман и О. На химических кафедрах в это время работали замечательные ученые-химики Д. Менделеев и А. По настоянию Менделеева произошло разделение преподавания химии на факультете. В особые курсы были выделены общая неорганическая , органическая и аналитическая химия. Примеру Петербургского университета, дифференцировавшего преподавание химии, вскоре последовали и другие русские университеты. Этот замечательный труд стал блестящим обобщением химических знаний XIX столетия. В процессе работы над этой книгой Д.
Менделеев пришел к открытию Периодического закона и системы элементов. По инициативе Менделеева курс органической химии с 1869 г. Бутлеров, уже тогда завоевавший мировую известность своими работами по установлению теории строения органических соединений. Его деятельность в университете продолжалась до 1885 г. Исследование Бутлеровым и его ближайшими учениками процессов полимеризации, все большое проникновение в глубь законов высокомолекулярных соединений прокладывали путь новым отраслям химической промышленности и послужили фундаментом для производства синтетических материалов. Аналитическую химию начал читать в 1867 г. Его исследовательские интересы были главным образом связаны с изучением скорости химических превращений органических соединений в зависимости от состава и строения взаимодействующих веществ. С приходом в университет в 1876 г. Сеченова начала свое развитие в его стенах физиологическая школа, получившая широкую известность благодаря трудам своего основателя и его учеников. Лекции Сеченова пользовались огромной популярностью, собирая большую аудиторию из студентов разных факультетов.
В области биологических наук в 1860-ые — начале 1880-ых гг. Кафедру ботаники возглавил с 1863 г. Бекетов, вошедший в историю как создатель школы ботаников-географов и активнейший пропагандист дарвинизма в России. Физиологию растений преподавал А. Фаминцын — основоположник этой дисциплины в нашей стране и создатель первого учебника по ней. По инициативе Кесслера кафедра зоологии в 1871 г. Первая осталась за ним вплоть до его кончины в 1881 г. Кроме последнего, благодаря усилиям Кесслера в университет были приглашены крупнейшие ученые биологи: академик Ф. Овсянников, возглавивший новую кафедру анатомии человека и физиологии животных; А. Ковалевский и И.
Мечников, которые в качестве приват-доцентов читали лекции в 1866-1869 гг. Будущий нобелевский лауреат И. Мечников в 1867 г. Кесслер стал инициатором созыва первого съезда русских естествоиспытателей, который состоялся в конце декабря 1867 — начале января 1868 г. В дальнейшем подобные съезды стали регулярными и сыграли очень важную роль в развитии русского естествознания. В 1867 г. После заграничного путешествия, где он первым из геологов наблюдал извержение Везувия и защиты докторской диссертации в 1873 г. Благодаря его усилиям был организован и получил развитие Геологический кабинет-музей Петербургского университета. С именем выпускника и профессора Петербургского университета — В. Докучаева связано и зарождение русского почвоведения.
Значительный приток новых выдающихся научных сил после устава 1863 г. Философию преподавали протоиерей Ф. Сидонский и М. А в 1880-82 гг. В области древней истории началась деятельность ученика М. Куторги — Ф. С середины 1860-ых гг. Создав своими трудами русскую эпиграфическую школу, Соколов заложил основы крупного научного направления в антиковедении.
Новые студенты приносят Торжественную клятву первокурсника. Торжественное зажжение Огня знаний. Историческое развитие структуры университета На момент реорганизации университет состоял из трёх отделений или факультетов: I. Отделение наук Философических и Юридических, II. Отделение наук Физических и математических, III. Отделение наук Исторических и Словесных.
Как обычно, общественность принялась дружно выяснять, почему не предвидели и не предотвратили. Звучали истории о безобразиях в основном сексуальных в стенах истфака, обвинения в адрес декана и ректора, не распознавших убийцу в трудовом коллективе. На волне хайпа слышались призывы, доходящие до абсурда: уволить все начальство Соколова, разогнать Институт Истории, а может, и весь Университет. Как и любой хайп, эти крики скоро утихли; однако, как говорится, осадочек остался. Связываясь с преподавателями и выпускниками истфака СПбГУ, я поначалу стремилась узнать, лежит ли на университете хотя бы косвенная вина в убийстве аспирантки. Ответ был неожиданным. Быстро стало ясно, что увлекательное расследование, полное пикантных или кровавых подробностей, мне «не светит». Преступление Соколова — из ряда вон выходящий случай: предвидеть, что талантливый, но эксцентричный преподаватель окажется душегубом, ни его коллеги, ни начальники не могли. Предыдущие «художества» Соколова, происходившие вне стен СПбГУ и за много лет до убийства, оставались «за кадром» — и, видимо, и не могли стать известны — его руководству. Слухи о разврате и чуть ли не массовых оргиях преподавателей со студентками в стенах истфака также оказались сильно преувеличены. Однако практически все, с кем я говорила, отмечали «нездоровую атмосферу», царящую в Университете в последние годы, и предполагали, что она могла сыграть свою роль, хотя бы в том, что у доцента «поехала крыша», а его коллеги, удрученные своими заботами и проблемами, этого не заметили. В обстановке строгой секретности Первое, что обратило на себя мое внимание — решительное нежелание информантов выступать открыто. Некоторые из преподавателей СПбГУ, поначалу согласившись дать комментарий, затем отказывались; другие говорили охотно, «изливали душу», однако настаивали, чтобы я не указывала имена и подробности, позволяющие их узнать. Под своим именем давали интервью лишь выпускники истфака, ныне работающие в других местах и ничем не связанные со своей alma mater. Причина проста: в трудовых контрактах преподавателей на видном месте стоит пункт, запрещающий давать интервью и комментарии прессе без согласования с ректоратом. Такую закрытость, более уместную в крупной бизнес-корпорации, чем в цитадели знаний, принес в СПбГУ нынешний ректор Николай Кропачев. Многолетний декан юрфака, «элитарного» факультета СПбГУ, среди выпускников которого четверо руководителей государства Керенский, Ленин, Путин, Медведев , через который прошла почти вся нынешняя властная элита — он считался учителем и протеже тогдашнего президента. Выборы ректора не обошлись без борьбы: несмотря на отсутствие альтернативных кандидатов, 52 из 327 членов ученого совета проголосовали против Кропачева. Противники говорили о его несговорчивости и конфликтности, о том, что он стремится к единоличной власти и безжалостно интригует против «соперников». Выборы также проходили на фоне уголовного дела и обвинений прежнего руководства в растрате; оппоненты Кропачева утверждали, что его предшественница Людмила Вербицкая, «ужасно напуганная», под давлением и угрозами досрочно вышла в отставку. Перемены преподаватели вуза ощутили сразу. Новый ректор пришел всерьез и надолго — и начал править «железной рукой». Первым делом установил в главном здании СПбГУ систему видеонаблюдения, встречался с подчиненными только при свидетелях и с записью бесед на диктофон. О демократии в университете забыли: раньше все решал ученый совет, куда входило около сотни человек, вдруг основным органом стал сенат из 20 человек, где половина — это замы Кропачева», — рассказывала Шишкина. С Кропачевым это просто невозможно», — говорит сейчас один из преподавателей истфака. В 2009 году должность ректора СПбГУ, с самого основания университета выборная, указом президента Медведева превратилась в назначаемую.
Те, кто хочет заниматься историей и филологией, поступают в Высшую школу экономики или уезжают в Москву. Есть те, кто поступает в Баумановское. То есть лучшие выпускники одной из лучших петербургских гимназий предпочитают с СПбГУ не связываться. Статистику подтверждает и директор гимназии. Этим летом мы поздравляли родителей мальчика, поступившего в МГУ. Из Санкт-Петербурга. А ведь 30 и даже 20 лет назад это казалось немыслимым. Чтобы пойти учиться в московский университет должны были или случиться экстраординарные жизненные обстоятельства, или специальность должна была быть ну уж очень редкой, которой у нас просто не было. А иначе зачем, если в городе есть свой Университет. А сейчас… да, расходятся по другим вузам, уезжают в Москву. Хотя… да, наши реформаторы добились-таки стремления молодежи к международному уровню образования: все чаще выпускники мечтают уехать учиться в Китай. Миллиарды туда, миллиарды — сюда. Инфраструктурные мегапроекты и транспортные супермагистрали. Это различие не только велико — оно принципиально существенно. До известных пределов утраты в природе восстановимы». Академик Д. Лихачев, «Письма о добром. Ведь не случайно метит СПбГУ со своим новым кампусом «в Калифорнийский университет в Беркли, Принстонский университет и мегакампус в Гуанчжоу», а в статьях, посвященных переезду, мелькает «наш Оксфорд». Вообще-то говоря, Санкт-Петербургский университет — это Санкт-Петербургский университет, вы не находите?
Санкт-Петербургский государственный университет - Saint Petersburg State University
Если представленная расшифровка аббревиатуры спбгу недостаточна, Вы можете обратиться к ресурсам. 2. Ректору Санкт-Петербургского государственного университета кой внести соответствующие изменения в устав Университета. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший вуз России, основанный в 1724 году. это сокращение, которое означает Санкт-Петербургский государственный университет. СПбГУ расшифровка — это аббревиатура, которая означает Санкт-Петербургский государственный университет.
Значения аббревиатуры НИИЗК СПбГУ
директора Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, члена-корреспондента РАН И.В. Тункиной о работе учреждения и перспективах развития. ВУЗ «Санкт-Петербургский государственный университет» по адресу Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 2, метро Спортивная, показать телефоны. Новости СПбГУ: Юбилейную марку выпустили в честь 125-летия Владимира Набокова.
Санкт-Петербургский государственный университет - Saint Petersburg State University
Преподаватель СПбГУ имеет один из лучших преподавательских составов в стране. Многие выпускники становятся преподавателями университетов и высших учебных заведений, передавая свои знания и опыт следующему поколению студентов. Многие выпускники становятся государственными служащими на различных уровнях власти и ведут работу в области политики, экономики, культуры и других сферах. Менеджер СПбГУ предлагает программы по менеджменту, которые готовят выпускников к работе в бизнесе и управлении организациями. Поэтому многие студенты становятся менеджерами и работают в компаниях различных отраслей. ИТ-специалист СПбГУ предлагает программы по информационным технологиям, которые готовят выпускников к работе в сфере компьютерных технологий.
Многие выпускники становятся программистами, разработчиками, системными администраторами и другими ИТ-специалистами. Многие выпускники становятся юристами и работают в правоохранительных органах, адвокатских канцеляриях, юридических отделах компаний и других сферах правовой деятельности. Медицинский работник СПбГУ предлагает программы по медицине и фармацевтике, которые готовят студентов к работе в медицинских учреждениях. Многие выпускники становятся врачами, фармацевтами и другими медицинскими специалистами. Это только некоторые из возможных профессий, которые можно выбрать после окончания СПбГУ.
Университет предлагает различные образовательные программы, которые открыты для студентов различных интересов и талантов.
Любой может попасть на прием к ректору, задать вопрос в Виртуальной приемной проректорам, деканам, начальникам служб, узнать о том, что обсуждалось в рамках ректорских совещаний, и высказать свои предложения по общественно важным вопросам. Профессор, доктор юридических наук Николай Михайлович Кропачев — ректор Санкт-Петербургского государственного университета — был избран на пост ректора СПбГУ на конференции трудового коллектива Университета в 2008 году.
Ключевая функция любого вуза — это обучение. Санкт-Петербургский университет обучает по своим, более высоким, чем федеральные, образовательным стандартам, готовит выпускников, востребованных на современном рынке труда, в компаниях-лидерах различных отраслей. В Университете учились и работали девять лауреатов Нобелевской премии.
Особый статус Петербургского университета определен Федеральным законом «О Московском государственном университете имени М. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». СПбГУ наделен правом проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством.
Сегодня в Петербургском университете учатся более 20 тысяч студентов из десятков стран мира.
Это кузница кадров для страны», — заявил глава Петербурга, подчеркнув, что юбилей СПбГУ — это событие государственного масштаба. Вуз в свое время окончил президент РФ Владимир Путин.
Губернатор Северной столицы также рассказал о праздничных украшениях города в связи с 300-летием СПбГУ. Так, общественный транспорт Петербурга получит соответствующее оформление, а Дворцовый мост украсят флаги университета.
СПбГУ основан в 1724 году и является одним из самых старых вузов в России. Изначально университет был создан Петром I как прибор для подготовки профессионалов в различных областях знания. Спустя почти три века СПбГУ стал ореолом развития науки, образования и культуры на территории России. Оказавшись в СПбГУ, студенты получают возможность обучаться и развиваться в разнообразных областях знания.
Университет предлагает широкий спектр образовательных программ, начиная от гуманитарных дисциплин и заканчивая техническими и естественнонаучными направлениями. В СПбГУ обучаются студенты со всего мира, что делает его интернациональным и расширяет горизонты их общения и понимания международной культуры. СПбГУ является настоящим кладезем знаний и новейших исследовательских достижений.
298 лет Санкт-Петербургскому Государственному университету!
В рамках научно-исследовательской кооперации сотрудники СПбГУ будут приглашаться в офис «Спектра» для повышения квалификации, а специалисты компании будут привлекаться для проведения профильных семинаров и лекций в университете. Также соглашение предполагает взаимный обмен научной документацией. Взаимный обмен научной информацией и знаниями в области радиотехники и телекоммуникаций будет выгоден как для «Спектра», так и для СПбГУ. Для студентов СПбГУ в офисе «Спектра» также будут организованы занятия по практической подготовке с возможностью последующего трудоустройства. Им будет доступна лаборатория с самой современной в России телеметрической аппаратурой, — сообщил генеральный директор «Спектра» Павел Смирнов. Я уверена, что совместная научно-исследовательская работа поможет не только повысить компетенции обучающихся СПбГУ, но и заняться разработкой новых решений, которые будут использоваться на рынке мобильных технологий, — сказала проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош. Партнёрство будет касаться совместной разработки программ основного и дополнительного образования , организации научной и инновационной деятельности, а также трудоустройства и адаптации выпускников университета. Эксперты «Нетрики» смогут принимать участие в советах образовательных программ и учебно-методических комиссиях СПбГУ, а также итоговых аттестациях студентов. Дополнительно студенты университета получат возможность проходить программы практик и стажировок на базе компании. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.
Быстро стало ясно, что увлекательное расследование, полное пикантных или кровавых подробностей, мне «не светит». Преступление Соколова — из ряда вон выходящий случай: предвидеть, что талантливый, но эксцентричный преподаватель окажется душегубом, ни его коллеги, ни начальники не могли. Предыдущие «художества» Соколова, происходившие вне стен СПбГУ и за много лет до убийства, оставались «за кадром» — и, видимо, и не могли стать известны — его руководству. Слухи о разврате и чуть ли не массовых оргиях преподавателей со студентками в стенах истфака также оказались сильно преувеличены. Однако практически все, с кем я говорила, отмечали «нездоровую атмосферу», царящую в Университете в последние годы, и предполагали, что она могла сыграть свою роль, хотя бы в том, что у доцента «поехала крыша», а его коллеги, удрученные своими заботами и проблемами, этого не заметили. В обстановке строгой секретности Первое, что обратило на себя мое внимание — решительное нежелание информантов выступать открыто. Некоторые из преподавателей СПбГУ, поначалу согласившись дать комментарий, затем отказывались; другие говорили охотно, «изливали душу», однако настаивали, чтобы я не указывала имена и подробности, позволяющие их узнать. Под своим именем давали интервью лишь выпускники истфака, ныне работающие в других местах и ничем не связанные со своей alma mater. Причина проста: в трудовых контрактах преподавателей на видном месте стоит пункт, запрещающий давать интервью и комментарии прессе без согласования с ректоратом. Такую закрытость, более уместную в крупной бизнес-корпорации, чем в цитадели знаний, принес в СПбГУ нынешний ректор Николай Кропачев.
Многолетний декан юрфака, «элитарного» факультета СПбГУ, среди выпускников которого четверо руководителей государства Керенский, Ленин, Путин, Медведев , через который прошла почти вся нынешняя властная элита — он считался учителем и протеже тогдашнего президента. Выборы ректора не обошлись без борьбы: несмотря на отсутствие альтернативных кандидатов, 52 из 327 членов ученого совета проголосовали против Кропачева. Противники говорили о его несговорчивости и конфликтности, о том, что он стремится к единоличной власти и безжалостно интригует против «соперников». Выборы также проходили на фоне уголовного дела и обвинений прежнего руководства в растрате; оппоненты Кропачева утверждали, что его предшественница Людмила Вербицкая, «ужасно напуганная», под давлением и угрозами досрочно вышла в отставку. Перемены преподаватели вуза ощутили сразу. Новый ректор пришел всерьез и надолго — и начал править «железной рукой». Первым делом установил в главном здании СПбГУ систему видеонаблюдения, встречался с подчиненными только при свидетелях и с записью бесед на диктофон. О демократии в университете забыли: раньше все решал ученый совет, куда входило около сотни человек, вдруг основным органом стал сенат из 20 человек, где половина — это замы Кропачева», — рассказывала Шишкина. С Кропачевым это просто невозможно», — говорит сейчас один из преподавателей истфака. В 2009 году должность ректора СПбГУ, с самого основания университета выборная, указом президента Медведева превратилась в назначаемую.
По слухам, сам Кропачев добился такого упрочения власти. Весной 2009 года декан медицинского факультета Сергей Петров опубликовал коллективное обращение к президенту с жалобами на «административный произвол» нового ректора — и лишился своего поста. За Петрова вступилась Марина Шишкина — и после долгого скандала, в котором также фигурировали уголовные обвинения, была уволена «по статье» с должности декана. Примеры можно множить. В течение трех лет — пока Кропачев не выдавил всех своих активных оппонентов — в университете не утихали склоки, а ученые и преподаватели не вылезали из судов. Но кадровая политика — не главное, и с «твердой рукой» можно смириться, если она идет на пользу делу.
С тех пор по смыслу ничего не изменилось: "Университет все так же есть собрание ученых людей, которые наукам высоким младых людей обучают". Только спустя три века наук прибавилось: сейчас в СПБГУ более 500 образовательных программ и 55 научных лабораторий. Поделиться Санкт-Петербургский государственный университет встречает свое 300-летие Санкт-Петербургский государственный университет встречает свое 300-летие "Петр I, желая построить новое европейское государство, понимал, что нужны люди хорошо образованные, нужно развитие науки", — говорит главный специалист по хранению коллекции Музея истории СПБГУ Алина Заляева. Самые известные выпускники СПБГУ Во дворе филфака — лабиринт камней из ведущих университетов мира, футуристичные башни, гоголевский Нос, что ушел бродить по Невскому.
И куда ни посмотри — история. Считай, три футбольных поля. Чего стоят только эти большие венецианские окна, старинные книги на стеллажах и портреты деятелей науки и искусства, часть из которых преподавали в вузе или были здесь студентами, или, как говорят в СПБГУ, универсантами", — поделился подробностям корреспондент. Девять Нобелевских лауреатов: Менделеев, Ломоносов, Павлов.
Считается, что современный СПбГУ — преемник Академического университета, который был учреждён указом Петра I от 28 января 8 февраля 1724 года в 1758—1765 годах ректором университета был М.
В настоящее время эта версия официально принята руководством университета и государства. Согласно же другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году.
Значения аббревиатуры НИИЗК СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). University of St Petersburg СПбГУ Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) Девиз Hic tuta perennat (Здесь в безопасности пребывает) Год основания 1724 или 1819. Каждый год жизни СПбГУ — это либо известие о награждении выпускника нобелевской премией, либо открытие, совершённое в его стенах, либо блестящая инициатива в области высшего образования. Санкт‑Петербургский государственный университет был основан 28 января (8 февраля) 1724 г. В 2024 г. СПбГУ отметит свой 300‑летний юбилей. Санкт-Петербургскому государственному университету исполнилось 300 лет. Санкт-Петербургский государственный университет.
The beatles get back концерт на крыше
В результате в 1887 году министром народного просвещения Иваном Дельяновым были утверждены новые правила приема в гимназии и университеты , запрещавшие поступать в университет лицам неблагородного происхождения, если только они не обладали исключительными талантами. К 1894 году университет окончили 9212 студентов. На территории университета Александр Попов впервые в истории публично продемонстрировал передачу радиоволн. По состоянию на 1 января 1900 г. На юридический факультет обучались 2099 студентов, на физико-математический факультет - 1149 студентов, на факультет восточных языков - 212 студентов, на историко-филологический факультет - 171 студент. В 1902 году в университете открылась первая в России студенческая столовая. Примерно с 1897 года регулярные забастовки и студенческие волнения сотрясали университет и распространились на другие высшие учебные заведения по всей России. Во время Революции 1905 г. В 1905—1906 годах университет был временно закрыт из-за студенческих волнений.
Его автономия была снова отменена в 1911 году. В том же году университет был снова временно закрыт. В 1914 году, с началом Первой мировой войны , университет был переименован в Петроградский Императорский университет в честь одноименного города. Во время войны университет был важным центром мобилизации интеллектуальных ресурсов и научных знаний России для победы. В 1915 году в Перми открылся филиал университета , который впоследствии стал Пермским государственным университетом. Однако после Октябрьской революции 1917 года сотрудники и администрация университета поначалу открыто выступали против захвата власти большевиками и отказывались сотрудничать с Наркомпросом. Позже, в 1917—1922 годах, во время Гражданской войны в России , некоторые из сотрудников, подозреваемых в контрреволюционных симпатиях, были заключены в тюрьму например, Лев Щерба в 1919 году , казнены или сосланы за границу на так называемых кораблях философов в 1922 году например, , Николай Лосский. Более того, весь персонал в те годы страдал от голода и крайней нищеты.
В 1918 году университет был переименован в 1-й Петроградский государственный университет, а в 1919 году Наркомпрос объединил его со 2-м ПГУ бывший Психоневрологический институт и 3-м ПГУ бывшие Бестужевские высшие женские курсы в Петроградский государственный университет. В 1919 году Наркомпрос учредил факультет социальных наук вместо историко-филологического, восточного и юридического факультетов. Николас Марр стал первым деканом нового факультета.
Есть те, кто поступает в Баумановское. То есть лучшие выпускники одной из лучших петербургских гимназий предпочитают с СПбГУ не связываться. Статистику подтверждает и директор гимназии. Этим летом мы поздравляли родителей мальчика, поступившего в МГУ. Из Санкт-Петербурга.
А ведь 30 и даже 20 лет назад это казалось немыслимым. Чтобы пойти учиться в московский университет должны были или случиться экстраординарные жизненные обстоятельства, или специальность должна была быть ну уж очень редкой, которой у нас просто не было. А иначе зачем, если в городе есть свой Университет. А сейчас… да, расходятся по другим вузам, уезжают в Москву. Хотя… да, наши реформаторы добились-таки стремления молодежи к международному уровню образования: все чаще выпускники мечтают уехать учиться в Китай. Миллиарды туда, миллиарды — сюда. Инфраструктурные мегапроекты и транспортные супермагистрали. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.
До известных пределов утраты в природе восстановимы». Академик Д. Лихачев, «Письма о добром. Ведь не случайно метит СПбГУ со своим новым кампусом «в Калифорнийский университет в Беркли, Принстонский университет и мегакампус в Гуанчжоу», а в статьях, посвященных переезду, мелькает «наш Оксфорд». Вообще-то говоря, Санкт-Петербургский университет — это Санкт-Петербургский университет, вы не находите? Почему бы не учесть свои особенности?
О демократии в университете забыли: раньше все решал ученый совет, куда входило около сотни человек, вдруг основным органом стал сенат из 20 человек, где половина — это замы Кропачева», — рассказывала Шишкина. С Кропачевым это просто невозможно», — говорит сейчас один из преподавателей истфака. В 2009 году должность ректора СПбГУ, с самого основания университета выборная, указом президента Медведева превратилась в назначаемую. По слухам, сам Кропачев добился такого упрочения власти.
Весной 2009 года декан медицинского факультета Сергей Петров опубликовал коллективное обращение к президенту с жалобами на «административный произвол» нового ректора — и лишился своего поста. За Петрова вступилась Марина Шишкина — и после долгого скандала, в котором также фигурировали уголовные обвинения, была уволена «по статье» с должности декана. Примеры можно множить. В течение трех лет — пока Кропачев не выдавил всех своих активных оппонентов — в университете не утихали склоки, а ученые и преподаватели не вылезали из судов. Но кадровая политика — не главное, и с «твердой рукой» можно смириться, если она идет на пользу делу. Что же изменилось с приходом нынешнего ректора для рядовых преподавателей и студентов? Полное новаторство Первое, что отмечают все собеседники: с приходом Кропачева началось разрушение университетских традиций, прежде всего в сфере автономии факультетов. Второе: ректор ведет политику «оптимизации» и максимальной экономии на преподавателях. Отсюда чрезмерная бюрократизация: любое начинание, любое самое незначительное мероприятие теперь нуждается в огромном количестве согласований». Другой эффективный механизм контроля сотрудников — оплата труда.
Очень маленькие, чуть выше МРОТ, зарплаты плюс ежемесячные премии, составляющие основную часть оклада. Например, зарплата, о словам собеседника «Ридуса», может составлять 7 тысяч рублей, а премия — 30 тысяч. Премия каждый месяц утверждается заново: выдать ее или не выдать — зависит от воли начальства. Был случай массового увольнения преподавателей, которых затем пригласили вести все те же лекции и семинары сдельно — то есть сильно на них сэкономили. Все это создает атмосферу нервозности, даже запуганности: никто не уверен в своем будущем. Какая уж тут плодотворная научная работа! Увольнения «неудобных» и «несогласных», вместе с тем, что многие недовольные уходят сами, привели к текучке кадров и нехватке специалистов. Например, печально известный Соколов был на истфаке единственным франкофоном — преподавателем, свободно говорящим и пишущим по-французски. Теперь он за решеткой — и людей, способных свободно общаться с франкоязычными коллегами, у нас не осталось, — рассказывает собеседник «Ридуса». Бывают ситуации и хуже: не так давно вынужден был уйти на пенсию Алексей Егоров , ведущий в России исследователь Древнего Рима — и теперь специалистов по Риму на кафедре античности просто нет.
А странных и даже возмутительных распоряжений хватает. Тотальная оптимизация Одной из первых «структурных» реформ новой университетской власти стало упразднение в СПбГУ вечернего и заочного отделений, а также второго высшего образования.
Здесь он впер вые заявил, что открыл периодический закон химических элементов. Среди выпускников вуза такие писатели и поэты, как Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Л ев Гумилев, ли те ратуровед и историк Дмитрий Лихачев и другие известн ые всему миру личности. В здании Двенадцати коллегий по-прежнему размещаются факультеты университета, а также центральная приемная комиссия, Музей истории университета и Музей-квартира Д. Сегодня СПбГУ — научно-образовательный центр мирового значения. Здесь учатся более 20 тысяч студентов из десятков стран мира, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, создано более 55 научных лабораторий, существует не менее 500 образовательных программ, а в фондах Научной библиотеки хранится 7 миллионов книг и рукописей.
Статус сПбГу в системе российского высшего образования, основные вехи истории университета.
Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки. В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел.
В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России.
Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала. Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г.
По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А. В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В.
Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии.
Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое.
Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г.
Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории.
Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И.
Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников.
В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А.
Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью.
По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г.
Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А. Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н.
На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г. Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А.
Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела.
Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры. Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В.
Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И. Грабарь, М. Добужинский, С.
Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В.
Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность.
Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С.
Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г.
Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г.
За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А.
Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г.
Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III.
Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г.
Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов.
Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С.
Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано.
Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н.
Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений.
Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г.
События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей.
До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами.
Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами.
Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг.
Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г.
Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г.
За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи.
Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг.
Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг.
За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий.
Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки».
Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г.
Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции.
Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно».
Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С.
Изначально университет был создан Петром I как прибор для подготовки профессионалов в различных областях знания.
Спустя почти три века СПбГУ стал ореолом развития науки, образования и культуры на территории России. Оказавшись в СПбГУ, студенты получают возможность обучаться и развиваться в разнообразных областях знания. Университет предлагает широкий спектр образовательных программ, начиная от гуманитарных дисциплин и заканчивая техническими и естественнонаучными направлениями. В СПбГУ обучаются студенты со всего мира, что делает его интернациональным и расширяет горизонты их общения и понимания международной культуры.
СПбГУ является настоящим кладезем знаний и новейших исследовательских достижений. Университетская научная база и лаборатории позволяют студентам и преподавателям участвовать в передовых исследованиях по различным научным направлениям.
Этот центр берет на себя задачи по подготовке и проведению экзаменов, а также обработке и анализу результатов. Право БВИ имеют победители некоторых олимпиад школьников. Заменяют ЕГЭ при поступлении определенных выпускников. Это главная олимпиада страны. Это дополнительные вступительные испытания, которые назначают некоторые вузы для абитуриентов.
Можно прийти после учебы, позаниматься, никто не помешает. Это новый кампус в Петергофе. То, что это общежитие, выдает разве что студенческое чувство юмора.
Так, в душ "советуют ходить с арбузом", отдыхать видимо, сами томичи — в Томске. По факту это загородный отель, если забыть про учебу. Сейчас как раз каникулы — тут тебе и теннис, и аэрохоккей, и спортзал. А корпуса Высшей школы менеджмента — памятники архитектуры XIX века, старинные усадьбы и даже конюшни, приспособленные под современные нужды. Просто потому, что они оборудовались по технологиям, которые использовались в Мариинском театре-2", — рассказал сотрудник университета.