Новости реестр операторов обмена цифровых финансовых активов

Дата внесения Банком России в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.

Что такое цифровые финансовые активы

В ЦБ поясняли, что включение в реестр позволяет компаниям заниматься выпуском ЦФА и их обменом между пользователями внутри своих платформ. По словам гендиректора «Лайтхауса» Дениса Иорданиди, в рамках действующего законодательства в сфере цифровых финансовых активов деятельность оператора обмена может быть приравнена к деятельности организатора торгов при сопоставлении заявок на обмен. Это может обусловить необходимость получения соответствующей лицензии, то есть в конечном счете привести к избыточному регулированию. Собеседник на финансовом рынке рассказал «Коммерсанту», что, по мнению операторов, допуск бирж на еще не успевший развиться рынок «очень быстро убьет бизнес цифровых платформ»; также операторы опасаются, например, низких темпов работы бирж и других технических проблем. Сам источник газеты считает сопротивление операторов такому подходу попыткой сохранить статус локальных монополистов.

Во-первых, оператором обмена может быть только юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией либо организатором торговли; это может быть как коммерческая, так и некоммерческая организация.

Общими требованиями являются: личный закон организации - российское право; размер уставного капитала — не менее 50 млн. Лица, выпускающие ЦФА Учитывая то, что деятельность по выпуску цифровых прав является предпринимательской, осуществлять ее могут только юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке ч. Выпуск цифровых прав не предпринимателями не предусмотрен. Поэтому, если физическое лицо планирует заниматься выпуском ЦФА, ему прежде всего следует пройти процесс регистрации в качестве ИП. Лица, приобретающие ЦФА Приобрести цифровые финансовые активы могут как физические, так и юридические лица, однако устанавливается ограничение на осуществления сделок ЦФА, отвечающих определенным критериям.

Ввиду того, что на данный момент регистрация операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА в едином реестре Банка России еще не запущен, пока достаточно сложно установить порядок приобретения security токенов в России. Что касается вопроса об utility токенах, о которых мы говорили в предыдущей статье, процесс выпуска таких цифровых активов регламентируется Федеральным законом от 02. Утилитарные токены, как правило, используются в процессе первичного предложения токенов ICO и предоставляются группе людей в рамках определенного проекта. Предположим, компания планирует создать новый продукт и запустить его на рынок, но на его разработку и производство необходимы внушительные инвестиции. Для финансирования своего проекта компания привлекает инвестиции: выпуская утилитарные цифровые права, которые в будущем позволят приобрести продукт компании, предположим за один или два токена.

Именно это и представляет собой утилитарные цифровые права.

Председатель правительства обратил внимание на важность обеспечения технологической независимости инфраструктуры и кибербезопасности финансовых организаций. Кроме того, Мишустин заявил , что необходимо постепенно отказываться от валют «недружественных» стран. Необходимо также продолжить и повышение доли международных расчетов в рублях», — добавил он. Практика Мосбиржа хочет провести первую сделку с ЦФА до конца 2022 года В конце июня финтех-компания «Лайтхаус» и «ВТБ Факторинг» объявили о первой в России сделке по размещению цифровых финансовых активов. В сделке была токенизирована коммерческая задолженность эмитента на платформе оператора информационной системы «Лайтхаус», после чего «ВТБ Факторинг» полностью выкупил выпуск ЦФА.

Такие операторы осуществляли учет и обращение только тех ЦФА, которые выпущены в их системе. Соответственно, чтобы приобрести пакет из различных ЦФА инвестор вынужден становится пользователем сразу нескольких информационных систем. В соответствии с законом о цифровых финансовых активах указанная проблема решается с помощью оператора обмена цифровых финансовых активов, который обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц. Функционально оператор обмена ЦФА выполняет роль биржи, на которой обращаются цифровые финансовые активы, выпущенные в различных информационных системах.

Эпоха ЦФА. Как стать оператором обмена и начать зарабатывать

ОПЕРАТОР ОБМЕНА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Оператором обмена цифровых финансовых активов является лицо, которое обеспечивает заключение. Призма проверяет по реестру операторов обмена цифровых финансовых активов в процессе идентификации. Операторы обмена цифровых финансовых активов.

Банком России открыт реестр операторов обмена ЦФА

Это повышает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового продукта. ЦФА — это признаваемые российским законодательством записи токены в системе блокчейн, которые предполагают наличие у их держателей цифровых прав. Цифровые права — разновидность имущественных прав. Они позволяют совершать с цифровыми активами любые предусмотренные Гражданским кодексом РФ действия: покупку, продажу, обмен, дарение, передачу по наследству.

В последующих релизах будут реализованы остальные виды ЦФА: гибридные, на долю в непубличном акционерном обществе и права требования по эмиссионным ценным бумагам», — рассказали в компании. Среди них — «ВТБ Факторинг», где базовым активом для ЦФА выступит портфель обязательств, уступленных в адрес фактора, и девелопер «Джи-групп», который планирует выпустить ЦФА с привязкой к стоимости квадратного метра строящегося жилья. Самые выгодные кредитные карты с рассрочкой Выбор пользователей Банки.

В более ранних версиях законопроекта предполагалось, что операторы информационной системы и операторы обмена будут признаны некредитными финансовыми организациями. Одобренный законопроект дает определение цифровым финансовым активам ЦФА.

Определяет, что они могут быть объектом сделок купли-продажи, обмена ЦФА одного вида на ЦФА другого вида, в том числе на ЦФА, выпущенные по правилам нероссийских информационных систем. ЦФА можно будет передавать в залог, при этом цифровые финансовые активы не являются и не признаются средством платежа. Купля-продажа, выпуск и учет ЦФА будет проводиться в рамках специальных информационных систем, которые сами по себе и их оператор должны соответствовать определенным требованиям.

Если подойти к данной формулировке чисто формально, то российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение которых происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право. Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе — то она вне действия российского права. Вывод абсолютно логичный, но странный. Возможно авторы закона хотели сказать что-то другое, но сформулировали так, как сформулировали. Другая возможная трактовка: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц.

Иными словами, если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право. Иными словами, при этой трактовке российское право распространяется на деятельность всех фондовых бирж в мире торгующих облигациями и другими инструментами подпадающими под определение ЦФА по российскому праву. Мы полагаем, что такая трактовка все же неправомерна, так как мы не можем предположить, что этот Закон может регулировать деятельность, скажем Токийской или Лондонской фондовой биржи если там осуществляются сделки с электронными облигациями и другими активами подпадающими под понятие ЦФА. Операторы обмена цифровых финансовых активов Согласно ч. Вот тут уже начинается про блокчейн. Однако, эта статья дает право резидентам РФ совершать сделки с ЦФА выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом то есть в информационных системах которые уже не должны соответствовать требованиям российского права , если такие сделки обеспечиваются оператором обмена цифровых финансовых активов далее — ООЦФА. ООЦФА может обеспечивать заключение таких сделок двумя способами указанными в Законе: 1 Путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок. В Законе это прямо не указано, однако представляется что ООЦФА может продавать и покупать цифровые валюты за деньги в сделках с резидентами РФ — за рубли, с нерезидентами за иностранную валюту. Одно и то же лицо может быть оператором обмена цифровых финансовых активов и оператором информационной системы в которой осуществляется выпуск и обращение ЦФА.

ООЦФА по данному закону получается неким аналогом криптобиржи. Так же как и на криптобиржах , на аккаунтах пользователей в ООЦФА могут отражаться права на активы выпущенные в децентрализованных системах, и они даже могут передаваться с аккаунта одного пользователя на аккаунт другого пользователя, а также покупаться и продаваться за деньги. Это даже некоторым образом упрощает для резидента РФ работу с такими активами, если для него более привычной является работа с централизованными системами доступ к которым осуществляется с помощью логина и пароля, чем с децентрализованными системами на основе криптографических ключей, потеря которых, например, не предполагает возможности восстановления доступа. Примеры цифровых активов. Первой в мире корпорацией акции которой легально были выражены в токенах на блокчейне Ethereum была зарегистрированная в 2016 г. В уставе корпорации были установлены следующие положения: Акции корпорации представлены токенами выпущенными в электронном виде в смарт контракте задеплоенном на адресе 0x684282178b1d61164FEbCf9609cA195BeF9A33B5 на блокчейне Ethereum. Передача акций корпорации может осуществляться только в форме передачи представляющих акции токенов в указанном смарт контракте.

Цифровые финансовые активы в России

Об этом «Ведомостям» рассказали опрошенные представители операторов по выпуску ЦФА и эксперты. Источник: Freepik Рынок цифровых финансовых активов ЦФА находится на стадии активного развития, и все больше инвесторов интересуются новыми инструментами. Закон о ЦФА вступил в силу в России в январе 2021 г. Но фактически рынок цифровых активов заработал только летом 2022 г. Первые результаты. Рынок развивается достаточно органично, но в основном превалируют выпуски ЦФА на простое денежное требование, говорит руководитель направления по развитию бизнеса компании «Мастерчейн» Антон Лапенков. Также были протестированы выпуски ЦФА с залогом, с привязкой выплат к акциям, стоимости драгметаллов и квадратного метра жилой недвижимости, перечисляет директор по рейтингам структурированного финансирования агентства «Эксперт РА» Павел Кашицын.

Помимо этого на рынке цифровых активов тестируются классические долговые инструменты, которые представляют собой аналог займа или облигаций, ЦФА на драгоценные камни, даже первые NFT по российскому праву, которые удостоверяют интеллектуальные права на видеозаписи, отражающие процесс реставрации определенных картин Государственного Эрмитажа , добавляет основатель и управляющий партнер Findustrial Consulting Group Алевтина Камелькова. Не стоит полагать, что разнообразие рынка ЦФА будет ограничено только этими формами, отмечает директор по продуктам «Атомайз» Павел Сидоркин: это то, от чего он оттолкнется. Уже отчетливее видна специализация операторов по выпуску цифровых активов, говорит руководитель направления по развитию бизнеса компании «Мастерчейн» Антон Лапенков: кто-то работает только с крупным бизнесом, кто-то делает ставку на массовость, а кто-то — на эксклюзивные продукты. Например, «Лайтхаус» сосредоточился на межкорпоративном кредитовании и выпуске гибридных цифровых прав с физической поставкой золота. В «Атомайзе» разработали порядка десяти разнообразных смарт-контрактов продуктов , которые не дублируют инструменты классического рынка: например, гибридные цифровые права на золото с возможностью физической поставки металла инвестору, цифровые квадратные метры, мотивационная программа на базе ЦФА, цифровое искусство и др.

Поэтому инвестирование в ЦФА, со временем, станет основным драйвером экономики нашей страны, а для самих инвесторов в том числе — ритейла — шансом на ранний вход в активы миллиардных компаний. Это личное мнение, которое может не совпадать с вашим, но это не оптимизм: лично я, находясь внутри этой индустрии, четко вижу все предпосылки для того, чтобы это случилось. То есть это два разных участника рынка и две совершенно разные бизнес-модели. Цена вопроса включения в реестры — 50 млн. Что, естественно, отсекает любые стартапы или пилотные проекты, которые хотят начать работать в этой индустрии, и отдает индустрию крупным игрокам, в первую очередь — банкам. Хорошая новость — один и тот же уставной капитал может быть использован для одной компании, для включения в оба реестра, и операторов информационных систем, и операторов обмена цифровых активов. К сожалению, пока что минусов больше, чем плюсов, но хорошо уже одно то, что ЦФА стали легальными на территории РФ. Прежде чем перейти к проблематике и к тому, что мешает развитию ЦФА в нашей стране, хочу напомнить, что закон пока ещё очень свежий. Нет нормальных кейсов, нет никакого рынка, и улучшать законы и регулирования пока что просто не на чем. Думаю, что на основе этого опыта регулирования и законы будут улучшены и доработаны — это придется делать, или ЦФА просто не смогут стать чем-то полезным и применимым. Проблема 1: несвободное обращение ЦФА Как упоминалось выше, ЦФА — это вид актива, который изначально задумывался для свободного движения капитала. Ради того, чтобы избавиться от посредников, ради повышения безопасности владельцев, ради упрощения работы с финансовыми активами, и еще много других «ради». Однако современные реалии в нашей стране этому противоречат. Сейчас ЦФА могут покупаться и продаваться только за рубли. Это значит, что сейчас, во время санкций, иностранцы не могут покупать ЦФА, и притока иностранного капитала в экономику РФ не будет — ведь у нерезидентов рублей нет и не предвидится. Таким образом, сейчас торговые пары ЦФА могут быть только с рублем. Это серьёзно нивелирует всю задумку и ограничивает рынок ЦФА только Россией и парой ближайших стран, где граждане пока еще могут покупать рубли. Да, рынок России огромен — только на Мосбирже сейчас зарегистрирован 21 миллион розничных трейдеров, что превышает объёмы любой криптовалютной биржи в мире, включая тройку лидеров. Но развития экономики России за счёт притока иностранных инвестиций, который могли бы сформировать ЦФА, пока не будет. В свете санкций, отключения SWIFT и прочих барьеров, венчурный рынок России, и прежде мёртвый, становится еще мертвее. Цитата «то, что мертво, умереть не может» в данном случае не работает: ещё как может. И все это очень грустно. Но есть надежда: возможно, разрешение на трансграничные платежи в криптовалюты, которые вроде как должны принять в эту осеннюю сессию Думы, смогут быть применены и к торговле ЦФА для нерезидентов. Будем держать пальцы скрещенными. Кроме того, на горизонте уже хорошо виден крипторубль. Сейчас он тестируется в десяти топовых банках РФ, а в начале 2023 года обещают его выход в массы. В интерфейсе можно это конечно автоматически подсчитывать, но все же это будет серьезным блокером для иностранных инвесторов. Навязанные посредники и навязанные риски Описанная выше сложность — не единственная, а только, к сожалению, одна из и не самая важная. Фундаментальной проблемой на текущий момент является том, что ЦФА привязаны к владельцу, и данные о нем должны попадать в блокчейн каждый раз, как ЦФА владельца меняет. Это значит, что ЦФА не смогут покидать централизованные ОИС, а децентрализованные биржи не смогут торговать ЦФА, так как в блокчейне привязка идет не к пользователю, а к кошельку. У одного владельца может быть десяток кошельков, где он хранит разные активы. Такое требование убивает весь смысл блокчейна и, на текущий момент, делает ЦФА ничем не отличающимся от обычной ценной бумаги, лежащей в депозитарии, и использования обычной базы данных, со всеми сопутствующими ограничениями и рисками. Даже если сам эмитент захочет, чтобы его ЦФА торговались на какой-то бирже, биржа не сможет этого сделать. В этом случае торги всеми ЦФА, выпущенными у них, будут моментально остановлены, а что будет делать биржа с уже имеющимися у нее ЦФА и с клиентами, владеющими этими ЦФА — неизвестно. Я считаю, что это — одна из основных причин, по которым ни одной биржи ЦФА ООЦА до сих пор не появилось в России, хотя с момента появления закона прошло уже два года. В данном случае закон не только не работает, но наоборот, наносит существенный вред индустрии. Это нужно осознать, принять и решительно смягчать или совершенствовать эти требования. Уязвимость: централизация Еще одно непонимание фундаментальных принципов и основной силы блокчейна как технологии, которое легло в основу 259-ФЗ, состоит в том, что для оператора информационной системы закон устанавливает требование, максимально противоречащее сути самой технологии, а именно — принципов безопасности. В блокчейне и криптовалютах есть одно, основное, самое важное правило: «не твой ключ — не твоя собственность». По закону, ОИС обязан восстановить пользователю доступ к его кошельку, если доступ был утрачен. Звучит хорошо, правильно и красиво, однако получается все в точности наоборот. В случае с криптовалютой или токенами восстановить утраченный доступ невозможно, законы криптографии не позволяют этого сделать — по крайней мере в публичных блокчейнах. В контрактах некоторых токенов заложено сжигание и создание, но никогда — доступ к кошельку пользователя. В случае же с ЦФА все наоборот: есть конкретный оператор ОИС , полностью контролирующий не только процесс создания и передачи токенов, но и все кошельки всех владельцев ЦФА. То есть ОИС приходится еще и блокчейн свой писать, что очевидно создает еще одну уязвимость, ведь создание блокчейна — совсем другой бизнес. И он несет в себе чудовищные риски, потому что сделать блокчейн хорошо удается единицам, а остальные — еженедельно взламывают. Это в лучшем случае, в худшем — добавляется еще «а еще мы и трейдеры, и маркетмейкеры, мы конечно знаем как поставлять ликвидность и где ее взять, умеем обеспечивать нагрузку в хотя бы 100к сделок в секунду, знаем что такое учет, проводки» и так далее. Это аналогично тому, что автомобильный завод должен был бы производить и топливо для своих автомобилей. Причем такое, какое не должно работать ни в одном другом автомобиле, уникальное. А если автолюбитель потеряет где-то автомобиль, то завод-производитель обязан еще и найти его, и вернуть владельцу. Обратите внимание: держа ключи и активы пользователей, безопасность этих пользователей полностью в руках ОИС, а точнее — в руках сотрудников этого ОИС. Если ОИС будет скомпрометирована — а рано или поздно это случится, это лишь вопрос времени, то все владельцы ЦФА скомпрометированного ОИС потеряют и свои активы, которые будут выведены на холодные кошельки. Что с ними будет дальше — вопрос хороший, скорее всего они там и останутся навсегда, так как продать их будет, наиболее вероятно, невозможно. При том, оператор информационной системы отвечает по закону за утрату информации. И это заставляет многих задуматься, а надо ли оно вообще. Много было сказано о защите прав потребителей, об их безопасности, но именно это требование максимально противоречит этим самым правам и безопасности. Фактически это требование вынуждает ОИС держать руку в кармане своих клиентов, а то и еще в каком-нибудь более укромном и интимном месте. Конечно, может. И случится — смотрим новости на предмет «какую базу слили сегодня». Но если там утекают данные паспортов, имён владельцев и так далее, то в случае утечки базы данных ОИС вместе с ней утекут и приватные ключи, а, значит, и деньги их клиентов. Сказать «а вы сделайте так, чтобы не утекали» можно, но на практике, если в архитектуру заложена бомба, рано или поздно она взорвется. Это всего лишь вопрос времени.

В феврале 2023 года в ЦБ сообщали, что реестр может быть расширен, на рассмотрении находятся еще шесть заявок на включение в него. Поделиться новостью Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Это повышает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового продукта. ЦФА - это признаваемые российским законодательством записи токены в системе блокчейн, которые предполагают наличие у их держателей цифровых прав. Цифровые права - разновидность имущественных прав. Они позволяют совершать с цифровыми активами любые предусмотренные Гражданским кодексом РФ действия: покупку, продажу, обмен, дарение, передачу по наследству.

Банк России включил первую организацию в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов

Появление первого оператора обмена ЦФА является важным шагом для развития рынка такого рода финансовых инструментов.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27. Закон устанавливает ряд требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение цифровых финансовых активов. Требования эти таковы, что технически такая информационная система никоим образом не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов. Иными словами, если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя. Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен пп. На практике это означает, что по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС. В соответствии с п.

Если подойти к данной формулировке чисто формально, то российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение которых происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право. Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе — то она вне действия российского права. Вывод абсолютно логичный, но странный. Возможно авторы закона хотели сказать что-то другое, но сформулировали так, как сформулировали. Другая возможная трактовка: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц. Иными словами, если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право. Иными словами, при этой трактовке российское право распространяется на деятельность всех фондовых бирж в мире торгующих облигациями и другими инструментами подпадающими под определение ЦФА по российскому праву.

Мы полагаем, что такая трактовка все же неправомерна, так как мы не можем предположить, что этот Закон может регулировать деятельность, скажем Токийской или Лондонской фондовой биржи если там осуществляются сделки с электронными облигациями и другими активами подпадающими под понятие ЦФА. Операторы обмена цифровых финансовых активов Согласно ч. Вот тут уже начинается про блокчейн. Однако, эта статья дает право резидентам РФ совершать сделки с ЦФА выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом то есть в информационных системах которые уже не должны соответствовать требованиям российского права , если такие сделки обеспечиваются оператором обмена цифровых финансовых активов далее — ООЦФА. ООЦФА может обеспечивать заключение таких сделок двумя способами указанными в Законе: 1 Путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок. В Законе это прямо не указано, однако представляется что ООЦФА может продавать и покупать цифровые валюты за деньги в сделках с резидентами РФ — за рубли, с нерезидентами за иностранную валюту. Одно и то же лицо может быть оператором обмена цифровых финансовых активов и оператором информационной системы в которой осуществляется выпуск и обращение ЦФА.

Биржи, в силу схожести деятельности и форматов, активно двигаются в этом направлении и получают лицензии. Вскоре там также можно будет приобретать ЦФА. В целом различные международные криптобиржи и платформы активно предлагают клиентам приобрести ЦФА. Важно помнить, что их деятельность не регулируется на территории Российской Федерации и сопряжена со многими ограничениями. В остальном процесс приобретения и продажа ЦФА через лицензированные площадки доступен каждому и требует лишь регистрации. Виды цифровых финансовых активов По закону к ЦФА можно отнести четыре вида прав: Денежное требование, когда активы заменяют деньги; Эмиссионные ценные бумаги акции, облигации и т. ЦФА могут носить не только какой-то выделенный характер, но и комбинированный, что позволяет зафиксировать те правовые отношения, которые для этого требуются. Это могут быть права требования на какие-то объекты, или, например, обязательства по их компенсации. Таким образом к ЦФА можно отнести большой спектр финансовых или связанных с ними услуг, которые могут оказываться в таком формате. Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов в России Реестр операторов обмена ЦФА или список операторов информсистем для работы с активами в нашей стране утвержден официально. Отвечает за его ведение Центральный Банк России. В 2023 году в списке находятся 11 компаний: ООО «Атомайз»;.

Ходатайство о включении в реестр операторов информационных систем должно содержать следующие сведения: 1. ОГРН заявителя; 1. ИНН заявителя; 1.

В России появился первый оператор реестра цифровых финансовых активов

Статья Цифровые финансовые активы в России, Законодательство о цифровых финансовых активах в России, Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, Хроника, На площадке АФТ пилотируется выпуск ЦФА субъектами МСП под залог. Решение об исключении оператора из реестра по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах. Решение об исключении оператора из реестра по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах.

Какое специфическое регулирование ввел закон о цифровых финансовых активах

  • Главные котировки
  • Московская биржа первой на российском рынке получила лицензию оператора обмена ЦФА
  • ЦБ включил первую компанию в реестр операторов цифровых финансовых активов - Парламентская газета
  • Другие материалы рубрики

Мишустин призвал внедрять цифровые активы для торговых расчетов

Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена. Операторами обмена цифровых финансовых активов, операторами. Все сделки проходят через операторов обмена цифровых финансовых активов. Закон о ЦФА начал действовать в России в январе 2021 года. К тому же у цифровых финансовых активов есть оператор ИС, который регулируется Центробанком.

Цифровые финансовые активы

В пресс-центре Альфа-Банка подчеркнули, что таким образом реестр операторов информсистем увеличился до четырех компаний. Ранее в него входили финте-компания «Лайтхаус», Сбербанк и блокчейн-платформа «Атомайз».

Сейчас ЦФА могут покупаться и продаваться только за рубли. Это значит, что сейчас, во время санкций, иностранцы не могут покупать ЦФА, и притока иностранного капитала в экономику РФ не будет — ведь у нерезидентов рублей нет и не предвидится. Таким образом, сейчас торговые пары ЦФА могут быть только с рублем.

Это серьёзно нивелирует всю задумку и ограничивает рынок ЦФА только Россией и парой ближайших стран, где граждане пока еще могут покупать рубли. Да, рынок России огромен — только на Мосбирже сейчас зарегистрирован 21 миллион розничных трейдеров, что превышает объёмы любой криптовалютной биржи в мире, включая тройку лидеров. Но развития экономики России за счёт притока иностранных инвестиций, который могли бы сформировать ЦФА, пока не будет. В свете санкций, отключения SWIFT и прочих барьеров, венчурный рынок России, и прежде мёртвый, становится еще мертвее.

Цитата «то, что мертво, умереть не может» в данном случае не работает: ещё как может. И все это очень грустно. Но есть надежда: возможно, разрешение на трансграничные платежи в криптовалюты, которые вроде как должны принять в эту осеннюю сессию Думы, смогут быть применены и к торговле ЦФА для нерезидентов. Будем держать пальцы скрещенными.

Кроме того, на горизонте уже хорошо виден крипторубль. Сейчас он тестируется в десяти топовых банках РФ, а в начале 2023 года обещают его выход в массы. В интерфейсе можно это конечно автоматически подсчитывать, но все же это будет серьезным блокером для иностранных инвесторов. Навязанные посредники и навязанные риски Описанная выше сложность — не единственная, а только, к сожалению, одна из и не самая важная.

Фундаментальной проблемой на текущий момент является том, что ЦФА привязаны к владельцу, и данные о нем должны попадать в блокчейн каждый раз, как ЦФА владельца меняет. Это значит, что ЦФА не смогут покидать централизованные ОИС, а децентрализованные биржи не смогут торговать ЦФА, так как в блокчейне привязка идет не к пользователю, а к кошельку. У одного владельца может быть десяток кошельков, где он хранит разные активы. Такое требование убивает весь смысл блокчейна и, на текущий момент, делает ЦФА ничем не отличающимся от обычной ценной бумаги, лежащей в депозитарии, и использования обычной базы данных, со всеми сопутствующими ограничениями и рисками.

Даже если сам эмитент захочет, чтобы его ЦФА торговались на какой-то бирже, биржа не сможет этого сделать. В этом случае торги всеми ЦФА, выпущенными у них, будут моментально остановлены, а что будет делать биржа с уже имеющимися у нее ЦФА и с клиентами, владеющими этими ЦФА — неизвестно. Я считаю, что это — одна из основных причин, по которым ни одной биржи ЦФА ООЦА до сих пор не появилось в России, хотя с момента появления закона прошло уже два года. В данном случае закон не только не работает, но наоборот, наносит существенный вред индустрии.

Это нужно осознать, принять и решительно смягчать или совершенствовать эти требования. Уязвимость: централизация Еще одно непонимание фундаментальных принципов и основной силы блокчейна как технологии, которое легло в основу 259-ФЗ, состоит в том, что для оператора информационной системы закон устанавливает требование, максимально противоречащее сути самой технологии, а именно — принципов безопасности. В блокчейне и криптовалютах есть одно, основное, самое важное правило: «не твой ключ — не твоя собственность». По закону, ОИС обязан восстановить пользователю доступ к его кошельку, если доступ был утрачен.

Звучит хорошо, правильно и красиво, однако получается все в точности наоборот. В случае с криптовалютой или токенами восстановить утраченный доступ невозможно, законы криптографии не позволяют этого сделать — по крайней мере в публичных блокчейнах. В контрактах некоторых токенов заложено сжигание и создание, но никогда — доступ к кошельку пользователя. В случае же с ЦФА все наоборот: есть конкретный оператор ОИС , полностью контролирующий не только процесс создания и передачи токенов, но и все кошельки всех владельцев ЦФА.

То есть ОИС приходится еще и блокчейн свой писать, что очевидно создает еще одну уязвимость, ведь создание блокчейна — совсем другой бизнес. И он несет в себе чудовищные риски, потому что сделать блокчейн хорошо удается единицам, а остальные — еженедельно взламывают. Это в лучшем случае, в худшем — добавляется еще «а еще мы и трейдеры, и маркетмейкеры, мы конечно знаем как поставлять ликвидность и где ее взять, умеем обеспечивать нагрузку в хотя бы 100к сделок в секунду, знаем что такое учет, проводки» и так далее. Это аналогично тому, что автомобильный завод должен был бы производить и топливо для своих автомобилей.

Причем такое, какое не должно работать ни в одном другом автомобиле, уникальное. А если автолюбитель потеряет где-то автомобиль, то завод-производитель обязан еще и найти его, и вернуть владельцу. Обратите внимание: держа ключи и активы пользователей, безопасность этих пользователей полностью в руках ОИС, а точнее — в руках сотрудников этого ОИС. Если ОИС будет скомпрометирована — а рано или поздно это случится, это лишь вопрос времени, то все владельцы ЦФА скомпрометированного ОИС потеряют и свои активы, которые будут выведены на холодные кошельки.

Что с ними будет дальше — вопрос хороший, скорее всего они там и останутся навсегда, так как продать их будет, наиболее вероятно, невозможно. При том, оператор информационной системы отвечает по закону за утрату информации. И это заставляет многих задуматься, а надо ли оно вообще. Много было сказано о защите прав потребителей, об их безопасности, но именно это требование максимально противоречит этим самым правам и безопасности.

Фактически это требование вынуждает ОИС держать руку в кармане своих клиентов, а то и еще в каком-нибудь более укромном и интимном месте. Конечно, может. И случится — смотрим новости на предмет «какую базу слили сегодня». Но если там утекают данные паспортов, имён владельцев и так далее, то в случае утечки базы данных ОИС вместе с ней утекут и приватные ключи, а, значит, и деньги их клиентов.

Сказать «а вы сделайте так, чтобы не утекали» можно, но на практике, если в архитектуру заложена бомба, рано или поздно она взорвется. Это всего лишь вопрос времени. Бомба же заложена тем же требованием об обязательном восстановлении доступа к утраченному кошельку. Получается, что ОИС должны жертвовать безопасностью всех участников рынка ЦФА ради нескольких гипотетических пользователей, потерявших своих ключи.

Или картотеки, если базы данных там еще не появилось. Конечно, можно возразить, сказав, что централизованные биржи тоже имеют доступ к деньгам пользователей, которые хранят деньги на биржах. И это будет верно, но за одним исключением: в любой момент владелец может вывести свои средства на свой персональный кошелек и забыть о них на долгие годы. Многие так и делают, или после торговли на бирже выводят свои средства на приватные кошельки, и не переживают, что биржу взломают, деньги будут потеряны, или что биржа попросту исчезнет с их деньгами — что случается с печальной регулярностью — чуть ли не каждый месяц мы слышим о том, что очередная криптобиржа исчезла с деньгами пользователей.

Поэтому исключительное владение своим кошельком в блокчейне — самая важная функция и потребность пользователей. Подводя промежуточный итог, можно утверждать, что такие требования к операторам информационных систем приведут к фрагментации рынка: каждый ОИС будет криво-косо, с грехом пополам создавать свой блокчейн, со своими правилами и особенностями, свистелками и прочими прелестями. Вероятность, что все блокчейны будут сделаны грамотно, качественно и безопасно — нулевая. Не близкая к нулю, а действительно нулевая.

Для бизнеса, эмитентов ЦФА, тоже радости в этом мало. Какая-то третья сторона почему-то распоряжается их активами и в любой момент может их создавать, уничтожать или просто забирать? Берем десять ОИС, и умножаем на количество таких причин, получаем степенную функцию, показывающую вероятность, когда все это накроется.

Операции осуществляются на специальной платформе с возможностью конвертации валюты из одной формы в другую. ЦБ обеспечивает стабильность системы. Цифровой рубль — дополнительная форма национальной валюты. К ней применяют ограничения. Например, не получится: начислить проценты на остаток, открывать совместный счет. Как регулируется использование цифровых финансовых активов, какая ответственность грозит за нарушения За использование цифровой валюты в качестве платежа предусмотрены санкции. К примеру, уголовная ответственность может наступать по статье 174.

Отдельные положения содержатся в законе о цифровых финансовых активах. Например, сайты с информацией о приеме платежей в криптовалютах запрещены, Роскомнадзор вправе их блокировать определение 6 КСОЮ от 19. Наиболее важными положениями об обращении с цифровой валютой можно считать следующие: признание цифровой валюты имуществом; истребование у банков информации об операциях с цифровой валютой — налоговики могут истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой ст. Криптовалюта как предмет преступления и средство обеспечения иска Имеющаяся судебная практика пока не выработала однозначных положений о статусе цифровых активов. Так, истец перечислил 200 биткоинов для заключения договора и дальнейшего сотрудничества с компанией. Но ему не удалось доказать неосновательное обогащение компании, а также перечисление цифровых активов именно на счет, указанный в дополнительном соглашении к договору постановление АС Московского округа от 13. Аналогичный судебный акт вынес АС Московского округа от 03. Есть примеры, когда СОЮ взыскивали неосновательное обогащение. Так, суд признал неправомерным удержание денежных средств без исполнения определение 1 КСОЮ от 31.

Согласно информации на сайте компании, ООО "Системы распределенного реестра" занимается разработкой и распространением собственной блокчейн-платформы, а также разработкой и эксплуатацией собственных блокчейн-сервисов и продуктов. В 2017 году компания начала разработку собственной платформы "Мастерчейн". Ранее в реестр операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов ЦБ РФ включил четыре компании: блокчейн-платформу "Атомайз", Сбербанк, финтех-компанию "Лайтхаус" и Альфа-банк.

ЦБ включил первую компанию в реестр операторов цифровых финансовых активов

говорится в документе, с которым ознакомился "Интерфакс". Первая организация включена в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. 3 августа 2023 года впервые в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА) была добавлена «Московская Биржа ММВБ-РТС». Цифровые финансовые активы – это, по сути, новый способ инвестирования, использующий современные технологии, такие как блокчейн и смарт-контракты. Статья Цифровые финансовые активы в России, Законодательство о цифровых финансовых активах в России, Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, Хроника, На площадке АФТ пилотируется выпуск ЦФА субъектами МСП под залог.

MARKET.CNEWS

  • Что такое цифровые финансовые активы
  • Закон о цифровых финансовых активах: что это такое, валюта, права
  • ЦБР включил СПБ биржу в реестр операторов обмена цифровых активов — Новости TradingView
  • Определение
  • 🥇Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте | ProHoster
  • Зачем в 2021 году приняли закон о цифровых финансовых активах

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий