По словам священника Михаила Потокина, оказывается не только духовная помощь – богослужения, таинства – но и «человеческая»: словом, сочувствием, материальная помощь и забота, потому что «внимание к человеку немаловажно в этой ситуации».
Настоятель протоиерей
Решение просить об этом правительство Москвы было принято в декабре прошлого года, и объявление об успехе лишь по иронии судьбы совпало с подписанием «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских сирот гражданами США. Непосредственно занимается как обустройством кладбища, так и посещением сиротских учреждений председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы священник Михаил Потокин. Отец Михаил рассказал «Известиям», что на участке в Зеленограде хоронить будут детей чаще всего не из церковных, а из государственных учреждений — домов ребенка и больниц с отделениями для «отказников». Многие дети с тяжелыми патологиями умирают через дни или месяцы после рождения, даже не успев попасть в базы данных по усыновлению. Государственный регламент департамента социальной защиты предписывает кремацию умерших детей.
Учреждения соцзащиты объявляют тендеры и заключают договоры с фирмами ритуальных услуг, и неизвестно, существуют ли где-то именные детские захоронения. О регламенте действий структур министерства здравоохранения, если сирота или отказник умер в больнице, отец Михаил рассказать затруднился.
Эта встреча определила всю дальнейшую жизнь Михаила. Из института авиационного моторостроения инженер-физик и одновременно аспирант буквально сбежал в сторожа разрушенного храма. Разгребая от завалов поруганную церковь, он понял, что ее восстановление — самая важная цель его жизни. К первой Литургии в восстановленном храме несостоявшийся ученый Михаил Потокин уже знал, что хочет быть священником.
В соответствии со статьей 43 главы XV Устава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл как правящий архиерей града Москвы назначает половину из числа пресвитеров — членов Епархиального совета. В этом году, как сообщил Святейший Владыка, он не воспользовался этим правом, а предложил викариатствам выбрать свои кандидатуры, которые он затем утвердил: протоиерей Олег Воробьев Южное викариатство ; протоиерей Сергий Куликов Северное викариатство ; протоиерей Иоанн Ермилов Восточное викариатство ; протоиерей Михаил Прокопенко Северо-западное викариатство ; протоиерей Алексий Муравейник Центральное викариатство. Половина пресвитерского состава Епархиального совета была избрана Епархиальным собранием: протоиерей Александр Зорин Юго-западное викариатство ; протоиерей Александр Кашкин Юго-восточное викариатство ; протоиерей Андрей Галухин Западное викариатство ; протоиерей Сергий Гуданов викариатство Новых территорий ; иерей Кирилл Шевцов Северо-восточное викариатство.
В службе помощи «Милосердие» тоже есть патронажные курсы и курсы добровольцев.
А для медицинского ухода — нужно иметь медицинские навыки и квалификацию. Родственники могут это делать, но они и отвечают. В том же Свято-Димитриевском училище можно обучиться по специальности «санитар» и «младшая медсестра». Сами сестры и добровольцы помогают в том числе в городских больницах. С точки зрения ухода за больными, разница между тяжелобольными и умирающими небольшая. Например, у человека инсульт или рассеянный склероз — он не паллиативный, но тяжелобольной. Сестры милосердия, добровольцы «Милосердия» помогают в больницах, в паллиативных отделениях, в больнице Святителя Алексия — там тоже есть паллиативное отделение, — и на дому. В Марфо-Мариинской обители есть детская выездная паллиативная служба. А если дома некому помочь? Церковь не связана столь жестким регламентом.
Еще мы преподаем персоналу духовную составляющую ухода: как беседовать с родственниками, как говорить с человеком, рассказывать о таинствах, о помощи духовной в этих состояниях. Сама ситуация — человек стоит на грани жизни: ему важно понять и почувствовать, что жизнь дальше продолжится. Это не просто кризис, это битва со смертью. Часто больше, чем его состояние, человека пугает сама смерть. Это естественно, потому что она против жизни. Если мы помогаем человеку победить смерть в разуме, в душе, значит, зачастую мы помогаем больше, чем лекарства. Здесь Церковь должна быть рядом с человеком. Пожилые — В городе заработала программа «Московское долголетие» для пожилых людей. Цель — повысить качество жизни, чтобы они чувствовали свою востребованность, не унывали и жили активно. Им предлагают заниматься спортом, учить языки, петь, танцевать, обучают следить за здоровьем.
Есть ли в приходах подобные программы для пожилых? Поэтому мы тоже хотели бы сотрудничать с проектом «Московское долголетие». Церковь разрабатывает свои программы — духовно-просветительские. Это различные аспекты: история церкви, иконопись, духовная культура, церковное пение. А так у нас в каждом приходе есть воскресная школа, курсы, кружки. И их посещает много пенсионеров. Мы сотрудничаем и с ЦСО. В некоторых ЦСО священники читают лекции. Эта работа ведется очень давно. Уныние — следствие конфликта между желанием и неспособностью его исполнить: «Я очень хочу, но этого у меня не будет».
Есть евангельская притча про птиц, которые не сеют, не жнут — и все, что надо, от Бога имеют ср. Это о том, что человек в любом возрасте, звании, положении имеет все потребное для жизни счастливой. Но нам кажется, что счастье — там, где наше желание. Если желание не исполнится — я счастливым не буду. Вот и уныние. В юности тоже можно быть унылым. Тут надо подумать о своих желаниях. Просто человеку нужны желания, которые он может исполнить и оттого быть счастливым. Часто пожилые унывают, потому что: «Мы хотим быть молодыми». Можно перефразировать: «Мои юношеские желания уже неисполнимы».
Пожилые, которые думают, что могут вести себя так же, как молодые, и заниматься чем угодно — приходят к проблемам со здоровьем, к потере сил. Разный возраст открывает разные возможности. Старость — это возраст, когда физически человек слабеет, но ему открывается много духовных возможностей. Человек начинает размышлять о жизни. Он имеет знания, багаж переживаний, ошибок и достижений. И на основании этого опыта получает способность к духовному рассуждению. Эта способность позволяет пожилым людям жить даже лучше, чем молодым. У человека много возможностей, и он должен решить, к чему стремиться, какие желания нужно исполнить, какими возможностями воспользоваться. Важно ответить на вопросы: «Что возможно? Часто люди пожилые умеют выбрать и, таким образом, лучше используют ресурсы.
И от этого — они больше от жизни получают, чем человек, который живет более хаотично. Трагедия, когда вдруг человек понимает, что совершил ошибку: чего-то достиг, но это ему ничего не принесло, он потратил ресурсы — силы и время, делал не то, что хотел, что надо было. Поэтому человеку важен разум, но не просто ум, а связанный с интуицией, с духовным зрением. Как найти подход в общении, чего говорить и делать не стоит? Во-первых, уважение и внимание: к его жизни, личности, свободе. Радикально неверный подход — относиться к старикам как к людям с ограничениями, которые к чему-то уже не годны. Просто у всех свои таланты в разном возрасте. Во-вторых, надо уметь слушать. Мы хотим, чтобы люди поступали так, как мы хотим. Надо услышать, что хочет человек, тогда можно вступать в диалог.
Мы не решаем глобальные проблемы человека, чаще всего наша помощь — это лишь поддержка.
НЕ ВЕРЮ! ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ПОТОКИН И КОНСТАНТИН ТИТОВ
«На этом помощь Церкви не ограничивается, ― заверил священник Михаил Потокин.—. Священник Михаил Потокин напомнил, что детям с тяжелыми патологиями часто не могут помочь ни наука, ни технологии, и бесчеловечно, если после и смерти никто о них не помолится, не проведет обряды, не позаботится о могиле. Религия и наука. Протоиерей Михаил Потокин 26 декабря 2022. Религия и наука. Протоиерей Михаил Потокин 26 декабря 2022Скачать. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео ответ священника. протоиерей михаил потокин и иерей владимир тоготин онлайн которое загрузил Телеканал СПАС 15 марта 2021 длительностью 00 ч 48 мин 08 сек в хорошем качестве. Подпишись на Новости
Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Потокин 8 мая 2023
Протоиерей отец Михаил Потокин. Протоиерей Михаил Зазвонов 30 января 2023 Скачать. Сегодня ситуацию комментирует священник Михаил Потокин, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы. На эти и другие вопросы "" ответил председатель епархиальной комиссии Москвы по социальному служению, священник Михаил Потокин. Священник Михаил Потокин напомнил, что детям с тяжелыми патологиями часто не могут помочь ни наука, ни технологии, и бесчеловечно, если после и смерти никто о них не помолится, не проведет обряды, не позаботится о могиле.
Русская Церковь 90-х: период романтического православия (5)
То есть что человек… что человеку… будущее знали, прозорливость, такое свойство, да? Но этим обладают единицы. Это единицы обладают таким, да? В основном, священник, конечно, не… не прозорливец, поэтому он не знает ни будущего, ни прошлого, и даже часто и не знает настоящего. Правду вы говорите или нет, я не знаю. Константин Титов : У меня еще есть один тезис, если позволите. Вот получается, что если человеку что-то накипело, он считает, что он сделал что-то плохое, то на Западе модно ходить к психоаналитику, психологу, да? А у нас пошел к другу, взял бутылку водки, поговорил, стало легче, выговорился, может быть, даже покаялся там прямо и… и перед Богом. Ну, мы такое, в физическом смысле слова. Ведущий : У него нет… нет посреднической функции. Михаил Потокин : Прозорливости, да, скорее.
Связь-то есть, потому что Богом назначен священник. Константин Титов : Да, да, мы… Да, но Вы поняли, о чем я. Получается, что здесь священник выступает в качестве психотерапевта, вот такого некоего успокоителя, функция такая больше психотерапевтическая. Михаил Потокин : Нет, нет, вот как раз… вот наоборот как раз. Ведущий : Давайте дадим ответить отцу Михаилу. Михаил Потокин : Наоборот, священник… Как раз наоборот: чем меньше священник действует, тем лучше. Вот чем больше Бог действует, понимаете… Здесь действие - оно не от… не от священника, оно внутри человека происходит. Что-то меняется внутри, понимаете, и эта внутренняя вот перемена не священника. Она обя… обязаны, конечно, мы не священнику, а Богу, который Сам, так сказать, видит человека, который к Нему пришел. Он установил такой порядок: «Приходи ко Мне, подойди, так сказать, поисповедуйся, да?
Во время таинства этого Я тебя хочу слышать, да? Он уходит утешенный, но утешает его Бог. Поэтому здесь есть разница. Ведущий : Но вот принципиально важный момент. Сама необходимость выговориться, которую можно удовлетворить и у психотерапевта, и у друга. Константин Титов : Это очень важно. Ведущий : Чем это отличается, в правильном смысле, от правильной исповеди? Михаил Потокин : Вы знаете, все-таки правильная исповедь - это не просто выговаривание какое-то. Ну, это общение с Богом, которое, я понимаю, что вот… Понимаете, как? Друг передо мной - грешник, друг - ну, он такой же, как я, ну вот, да?
То есть вот я нагрешил, а за меня пострадал-то Он. Вот я приду, я… я уйду отсюда, и со мной ничего не будет. Ничего не будет почему? Я не упаду, там, не заболею, потому что Он пострадал, и Он на себя взял то, что я… то, что я… Ведущий : Христос. Михаил Потокин: …то, что я совершил, да. Поэтому, так сказать, понимаете, если человек выкупил тебя, если человек… Вот ты пришел в долгах весь, пришел, а Он тебе сказал: «На тебе вот, на, отдай все - и ты свободен». Понимаете, есть разница? Или я пришел в долгах к другу, посидел с ним, он говорит: «Да я тоже в долгах, и ты в долгах, да все в долгах, да сейчас все в долгах», - и все, и я ушел. Разница есть. Константин Титов : Вы знаете… Знаете, Вы мне сейчас напоминаете хорошего врача, потому что еще… еще врач не успел назначить препараты, не успел сделать операцию, а физическая боль у пациента присутствует.
Но, поговорив с ним правильно, найти верные слова - пациенту уже без препаратов и без хирургии становится легче. Михаил Потокин : Врач, после беседы с которым больному не стало легче, это Боткин или кто-то… Константин Титов : Конечно, да-да-да-да. Ведущий : Я бы хотел уже в завершение нашего разговора последний вопрос задать и Константину, и отцу Михаилу. У Вас прозвучала такая мысль, что Вам трудно понять, осмыслить Христову жертву, что Бог Отец ради каких-то целей отдает Своего Сына в жертву. Почему для Вас это проблема? Почему Вы об этом думаете? Константин Титов : Потому что я человек. Я не могу представить, что я бы своего сына, которого очень люблю, отдал бы в жертву ради даже самых каких-то больших смыслов. Михаил Потокин : Вы правильно сказали. Просто дело в том, что надо любить того, за кого ты жертвуешь, больше еще.
То есть любить его так вот, как, понимаете… То есть, если вы любите вот, ну, кого-то, да, одного, да, а вы любите, так сказать… Понимае… Мы… В чем вопрос? В том, что мы, к сожалению, будучи земными людьми , как Вы сказали, мы любим своих, а Бог - Он любит каждого, то есть Он любит… и Сына Своего Он любит, да, но Он любит каждого человека. И каждый человек для Него сын, поэтому вот здесь как бы… Но трагедия заключается в том, что этот Сын, который вот, Его Сын-то, Он это… он, так сказать, с Ним всегда. А человек, этот сын Божий, он погибает. Он погибает, и погибает навсегда. То есть вы навсегда… Он навсегда разлучается с Богом, он, который создан для общения с Ним, понимаете? То есть Сын всегда будет с Отцом, а человек не будет с отцом, он… он уйдет, вот. И тогда жертва действительно… это жертва любви, но любви еще большей. Вот удивительное слово в этом смысле, что Бог полюбил грешников, грешный мир, вот человека, который запутался, который вот… вот и часто эгоистом бывает, вот. И я такой же, да, и в каждом эгоизм иногда вот возникает, да, по отношению к близким, там, что вот я близких люблю больше, чем, там, других людей, да?
А есть Тот, Кто полюбил человека настолько, что готов вот Сам Себя за него отдать, понимаете? И здесь вот это вопрос любви, потому что она, действительно, она… Часто говорят, любовь слепа и так далее. Нет, она не слепая. Слепое как раз - это вот как раз, когда нет любви, человек слепой. А когда человек любит, он зрячий. Он видит все, что нужно. Понимаете, мы любимому человеку… мы не спрашиваем, что тебе подарить, мы не спрашиваем, что тебе надо. Если я люблю человека, я знаю, что ему надо. Ведущий : И так нас любит Бог? Так что Он любит… Он знает, что для нас нужно, понимаете?
Ведущий : Наилучших слов для завершения нашего сегодняшнего разговора не найти. Спасибо огромное, дорогие друзья. Михаил Потокин : Вам спасибо. Константин Титов : Спасибо Вам. Ведущий : С вами была программа «Не верю! Мать ребенка-инвалида пожаловалась в соцсети, что ее с ее ребенком в инвалидном кресле выгнали из православного монастыря , большинство изданий процитировало запись мамы, не попытавшись получить комментарии от другой стороны. Комментарий из монастыря мы получили вечером, когда блогосфера активно обсуждала этот случай. Сегодня ситуацию комментирует священник Михаил Потокин, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы: Мы не привыкли ценить друг друга, бережно относиться. Нас так воспитали, всех. Нам привычно, когда человек не нужен, на почте, в поликлинике, в магазине.
Кому нужен человек, инвалид? Много ли мест, где ему рады? Бережное отношение у нас — редкость, пренебрежение — привычно. Нам нужна идея. Мы и в церкви хотим видеть идею, а не людей. Нам нужны хорошие правильные организации, хорошие идеи. Во что-то верить нам надо. Но ни в коем случае не в человека. Верить в идею проще. В хорошую церковь , в добрых батюшек.
В коммунизм. А когда приходит конкретный человек, личность, то это сложно, неудобно. Вот в чем вся проблема. Мы с вами мыслим категориями идей. Этот случай разрушает идею. А идея такая: «В церкви хорошо, там хороший батюшка и все добрые, Церковь прекрасно относится к инвалидам и всех любит». Но Церковь это живой организм, там живые люди, которые обижаются, обижают друг друга, иногда ругаются, ссорятся, мирятся. Это — живая жизнь. А мы хотим сделать из нее идею. Добрую, хорошую, прекрасную идею, где нет ни одного плохого человека.
Где все с улыбочками как свидетели Иеговы: «Мы сейчас научим вас любить». Да не можем мы любить, не умеем! Это не страшно. Вот и все. Классики это понимали, Достоевский понимал, Чехов. Где у Гоголя хорошие люди? Во втором томе «Мертвых душ»? Где нам найти добрых людей, идеальную церковь? Все может случиться. Мы живем в таком мире, где все случается.
Завтра вас может обидеть друг, жена, может плюнуть на вас сын, может оскорбить врач, да все, что угодно! И это зло не будет восприниматься как нечто сверхъестественное. Это — жизнь. Мы ссоримся, обижаемся, мы проклинаем друг друга слава Богу, что наши проклятия не сбываются. Но вопрос в нас, в нашей стране, во всех нас. Нет отвлеченных идей, есть живые люди. Этот случай ничего не говорит ни о Церкви, ни об инвалидах, ни об инвалиде в церкви. Многие инвалиды приходят в церковь и спокойно молятся. А кому-то они не нравятся, кто-то из прихожан их обижает. А бывает, что одни прихожане обижают других.
Бывают и психически нездоровые. Бывает, что в храм приходят люди, которых из психиатрической больницы отпустили на выходные. Как нам относиться к таким людям? Выгнать такого человека? Он в церковь пришел, как все. Он больной. Причем настолько больной, что может начать что-то выкрикивать посреди службы. А другой человек приходит, падает на пол и начинает со стуком биться головой. Он тоже лечится. Если он кого-то обидит, что я смогу сделать?
Это больной человек. Что же нам делать? Мы хотим, чтобы в церкви все были добрые, но откуда ж они возьмутся, когда в миру все злые? Мы хотим разделить людей на добрых и злых. Вошел в церковную дверь — стал хороший. Но не бывает так. То, что у нас внутри, то внутри церкви есть. Мы заходим с этим. На самом деле, совершение добрых дел не является целью христианской жизни как таковой. У преподобного Серафима Саровского в беседе с Мотовиловым есть такие слова: «Господь все свои божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия.
Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшего в мир грешныя спасти… Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет». Судя и по Евангелию, и по беседе преподобного Серафима, и по высказыванию других святых делать добрые дела - свойство человека, и само по себе оно не является каким-то достоинством, достижением. Это норма для любого, не только для христианина я не говорю сейчас, что человеческая природа часто бывает искажена. Как дышать, например. Мы же не будем ставить в заслугу человеку, что он дышит. Добрые дела могут рассматриваться как некий путь, который приближает человека к Богу. Они открывают Его, но могут и не открыть. Другое дело - это уже когда человек принял Христа и с Ним творит добрые дела. Тогда уже это выражение его веры.
Но спасается человек верой, а не делами. Сосредотачиваясь только на добрых делах, при этом не имея личной внутренней жизни человек, к сожалению, не приобретает ничего. Не благое благо? Давайте посмотрим на благотворительность с точки зрения блага для человека вообще. Например, накормить голодного. Да, конечно, накормить голодного - это благо, особенно если не накормишь его, может быть, что-то случится него со здоровьем. Безусловно, это необходимо сделать. Но порой бывает иначе. Давайте посмотрим на притчу о блудном сыне. Блудный сын потратил свою часть наследства, голодает в чужой стране, пасет свиней и мечтает взять у них еду.
Отец знает, что сын голодает. Но он не помогает до тех пор, пока сын не изменится внутри. И когда это случилось - не просто помогает, а выходит навстречу, надевает ему перстень на руку. А до тех пор, пока сын не воскрес, ему любая помощь была бы в смерть. Нищие навсегда Еще нужно не забывать о том, что Христос сказал ученикам: «Нищих всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете» Мф. То есть, получается, в Евангелии декларируется социальная несправедливость? Если бы человек действительно жил духовной жизнью, нищих бы не было не потому, что все одинаково были бы обеспечены. У нас представление о социальном обществе как об обществе богатых и успешных. На самом деле настоящее социальное общество - это общество милосердных. Тех, кто увидит несчастного человека и поможет ему.
Как помог милосердный самарянин. Речь не идет о том, чтобы всех сделать одинаково богатыми, а о том, чтобы люди живым своим отношением реагировали бы на своих ближних, на их просьбы, на их несчастья. В этой заботе мы бы стали тогда единым целым. Если никому не нужна милость, тогда ближних сложно приобрести. Поэтому, если бы действительно была полнота духовной жизни, она помогала бы богатому видеть бедных, здоровому видеть болящих и друг другу взаимно оказывать помощь. Тем самым становясь Телом Христовым. Милосердие - для некоего соединения людей, а не просто для того, чтобы удовлетворить жажду одних за счет других. К старикам Сейчас, если говорить о церковной благотворительности , можно сказать, что у людей есть потребность в настоящей живой жизни. Что может дать живую жизнь? Только исполнение заповедей Христовых.
Далее ведущие, прот. Михаил Зазвонов и прот. Михаил Потокин настоятели московских храмов с большим опытом организации приходской жизни и соц.
Болезнь подкрадывается исподволь, и даже специалист сразу не сможет понять, что он видит перед собой: симптом или особенности характера. Эти, на первый взгляд, незначительные проявления могут быть очень важными для правильной постановки диагноза и для успешного лечения, — подчеркнул научный руководитель Научного центра психического здоровья, академик РАН, профессор Александр Тиганов.
По мнению Александра Тиганова, очень важно наличие доверительных отношений между священнослужителем и его духовным чадом — человеку бывает трудно открыться перед другими людьми, даже перед родственниками, и священник часто является единственным, с кем он может поделиться своими переживаниями. Александр Сергеевич привел в пример такое расстройство, как «ироническая депрессия» — страдающий ею человек выглядит обычно, и даже кажется веселым и довольным жизнью, но при этом у него возникают мысли о суициде. А окружающие — даже самые близкие люди — ничего не подозревают. Пример такого случая привел профессор Василий Каледа. Об этом не знал никто из ее родных или близких — никаких внешних проявлений ее душевного состояния не было, — рассказал Василий Глебович.
После госпитализации и успешного лечения болезнь отступила». Не менее важно для священнослужителя правильно строить разговор с людьми, у которых проявляются те или иные признаки душевного разлада — иногда умение находить нужные интонации, задавать правильные вопросы может спасти жизнь.
В семинаре приняли участие протоиерей Михаил Потокин, председатель Епархиального отдела по социальному служению г. Москвы и помощник управляющего Юго-Западным викариатством по социальному служению иерей Димитрий Борсук. На встрече уделили особое внимание организации совместных мероприятий с проектом «Московское долголетие», вопросам помощи алко- и наркозависимым и взаимодействию с детскими приютами и домами ребенка.
Авторская программа Владимира Легойды «Парсуна»: священник Михаил Потокин
Лекция протоиерея Михаила Потокина Продолжительность: 52 мин. Михаил Потокин — протоиерей, председатель комиссии по церковно-социальной деятельности при Епархиальном совете. Протоиерей Михаил Потокин – о том, как устроено церковное служение. По словам священника Михаила Потокина, оказывается не только духовная помощь – богослужения, таинства – но и «человеческая»: словом, сочувствием, материальная помощь и забота, потому что «внимание к человеку немаловажно в этой ситуации». Священник Антоний Русакевич. «Церковь всегда имела и будет иметь попечение о здравии человека, не только духовном, но и телесном, — сказал председатель епархиального отдела по церковной благотворительности по городу Москве протоиерей Михаил Потокин.
Главное меню
По мнению Потокина, в День Пантелеймона тем, кто прошёл вакцинацию, можно попросить о правильном действии лекарства, а тем, кто только планирует привиться, стоит помолиться об отсутствии побочных эффектов и осложнений. Священник Михаил Проходцев. Священник Михаил Потокин и ский были приняты Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви митрополитом Токийским и всея Японии Даниилом и епископом Сендайским Серафимом. В воскресенье 16 августа 2020 года в храме Фрола и Лавра на Зацепе состоялась встреча представителей Общины больных рассеянным склерозом с настоятелем храма протоиерем Михаилом Потокиным. К священству протоиерей Михаил Потокин стал стремиться сразу, как только попал в храм трудником-добровольцем.