Новости кожаный мешок для кумыса

Киргизы восточной части Ошской области, а также Тянь-Шаня и Иссык-Куля для «кумыса» готовят мешок точно так же, как «меш», но называют его «чанач». Скачай это Премиум Фото на тему Кожаные мехи казахские для водного кумыса и открой для себя более 50 миллионов профессиональных стоковых фото на Freepik. Полученный таким образом цельный кожаный мешок выворачивается шерстью внутрь; кожа снаружи протирается солью, а внутри пропитывается дёгтем, отверстия шеи, ног и другие перевязываются. Здесь мы собрали для вас все CodyCross Кожаный мешок для кумыса и других жидкостей ответы.

турсу́к в русском языке, значение, написание, этимология, синонимы и антонимы | Словник

Sami Style Coffee Pouch 30. Казахская Национальная посуда ожау 32. Кастомизация сумки кожаной 33. Мешочек для Таро из кожи замши 34. Сумка с прорезными ручками Фото: Кожаная сумка в стиле этно 36. Сумка из крокодила с головой 37. Сумка женская кожаная hand made 39. Кожаная сумочка 42.

Генерал-адъютант В. Перовский сделал распоряжение, чтобы ко времени отдыха Его Высочества после осмотра степных аулов в царскую кибитку был доставлен кумыс как "прохладительное питье". Отдохнув, цесаревич поехал на бал, даваемый в его честь на устроенной для этого галерее в роще за Уралом. Но о кумысе забыли и вспомнили только тогда, когда стали подъезжать к роще. Перовский махнул рукой, и перед изумленной свитой, точно из-под земли, вырос башкир Мурзакаев - в халате, на маленькой лошаденке, с громадным кожаным турсуком в одной руке и с деревянным саганом в другой саган -деревянная большая чашка с ручкой. Мигом соскочив с лошади, Мурзакаев развязал турсук, налил в саган кумысу и с поклонами поднес чашу Великому Князю. Свита, стоя в почтительном отдалении, с улыбкой смотрела на оригинальные, невиданные его "приемы" кочевника. Некоторые брезгливо морщились: не особенно приятно было видеть, как засаленными грязными руками он из такого же неопрятного сосуда, похожего цветом на дегтяной бочонок, наливает какую-то мутную, беловато-синеватую жидкость. Великий Князь, попробовав кумыс, поморщился и сплюнул: "Оригинальный напиток, но неприятный. Спасибо, старина, напрасно мы тебя побеспокоили". Царская кавалькада двинулась дальше, а Мурзакаев, думая, что Его Высочество обиделся за что-нибудь на него и потому не выпил всей чашки такого драгоценного для кочевника напитка, стоял ни жив ни мертв. Он пришел в себя, когда свита царевича скрылась из глаз. А в чашке, выпавшей у него из рук, блестели русские червонцы. Лечился кумысом и Лев Николаевич Толстой, доверяя ему больше, чем медикаментам и заграничным курортам. Для этого он приобрел в ста двадцати верстах от Самары, на реке Каралык, имение. Обратимся к воспоминаниям дочери Толстого Татьяны Сухотиной-Толстой, которая девятилетней девочкой вместе с родителями провела в степном имении лето 1873 года: "Весной 1873 года папа чувствовал себя плохо: он постоянно кашлял и жаловался на боль в боку. Доктора боялись чахотки. Вследствие этого решено было летом уехать всей семьей в самарские степи, где у папы было имение... Дорога шла голыми степями. На десятки верст не было ни одного деревца, ни одной лощины, ни пруда, ни реки... Солнце жарило невыносимо, а тени нигде не было. В степи стоит войлочная кибитка, в которой живет старый башкирец Мухаммедшах с семьей. Они будут делать кумыс. С утра все направлялись в кибитку, где нас приветствовал утонченно-вежливый и благообразный Мухаммедшах Романович.

Напиток укрепляет нервную систему, иммунитет, улучшает работу сосудов, сердца и системы дыхания. Шалап — смесь воды с молочными напитками Шалап — это казахский кисломолочный напиток, который готовится из айрана. Способ приготовления достаточно прост - в чашу блендера нужно влить айран, воду и добавить соль. Тщательно перемешав ингредиенты, можно подавать на стол. Современные хозяйки иногда экспериментируют и добавляют вместо воды газированные напитки. Посмотреть эту публикацию в Instagram 15 Авг 2017 в 9:40 PDT Катык — простокваша из кипяченого цельного молока Катык - известный в Средней Азии кисломолочный напиток, который готовится из кипяченого молока путем заквашивания в течение 8—12 часов. Именно поэтому напиток получается жирным. Его используют для заправки салатов, приготовления айрана или как самостоятельное блюдо.

Издревле многие народности в бурдюках возили и носили воду, вина, оливковое масло, нефть. Также они использовались как ёмкости для приготовления сыра и сливочного масла, хранения различных твердых пищевых продуктов. Также известно, что кожаные сосуды, как воздушные баллоны, использовались для долгого нахождения под водой. Такой бурдюк с дыхательной трубкой описал в 77 г. Кроме того, в древности с помощью надутых бурдюков сооружались переправы через реки, плоты сал. В них же переправляли через водные преграды снаряжение, которое не стоило лишний раз мочить. Еще бурдюки с водой использовались для тушения пожаров. Первые упоминания о кожаном бурдюке встречаются в греческой мифологии, когда во время празднеств из шкуры жертвенного козла Дионису был изготовлен такой сосуд. У башкир кожаные сосуды по большей части были предназначены для воды и молочных продуктов. Кроме того, в них доилось молоко, взбивалось масло, хранились кумыс, катык, закваска, мед. Как башкиры готовили кумыс в сабе В кожаный мешок наливали свежее кобылье молоко, а также немного кумыса, взятого из другого сосуда. Бурдюки специально никогда не мылись, дабы не вымывать кисломолочные бактерии из складок швов. В емкость молоко вливалось после каждой дойки кобыл, от двух до четырех и даже до пяти раз в день. Иногда кожаные мешки с кумысом прикреплялись к лошади — тряска и бактерии незаметно делали свое дело. Через 3—4 дня кумыс был уже годен для питья. Изготовленный таким образом в кожаных сосудах напиток получался наиболее дозревшим и вкусным, считали ценители кумыса. Георги так отзывался о башкирском кумысе: «В прочем же кумыз от кислоты имеет столь приятный вкус, и при том столь питателен и крепок, что не только служит пропитанием, но и делает башкирцов здоровыми, бодрыми, краснощекими, дородными... Во всех древнейших культурах посуда являлась посредником, выполняющим функцию медиатора между обыденным и сакральным мирами. В жилище башкир кухонная и бытовая утварь обозначала нижний ярус структуры — пол. Она находилась близко от входа — элемента жилища, связанного с опасным в смысловом аспекте переходом во внешний мир. Посуде придавалась оберегающая функция. У мусульман считалось, что с пищей внутрь может проникнуть шайтан, поэтому перед едой и после нее гости и хозяева обязательно должны были произнести «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» — «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного». В башкирских представлениях не благословленная «бисмилля» посуда и продукты в ней, оставленные на ночь, могли быть использованы зловредными джиннами, и человек поражался нечистым духом. Таким образом, с посудой были связаны поверья и обрядовые действия, что свидетельствовало о ее особом статусе. Зажиточная башкирская семья Златоустовского уезда Уфимской губернии. Начало XX века. Кожаная посуда, в которой изготавливался и хранился кумыс, пользовалась большим почетом у башкир, так как в кочевом быту молочные продукты считались наиболее ценными. Он и располагался на особом постоянном месте в их домах. Его подвешивали или ставили у входа, и каждый заходящий или выходящий человек должен был несколько раз взболтать емкость с готовящимся кумысом. Башкиры в юрте «На женской половине главное место занимает саба или турсук, поставленный на специальную подставку — сабаяк», — писал в конце ХIХ в. Подставка, по всей видимости, нужна была, чтобы кувшин не отсырел или же не перегрелся. Георги отмечал, «мешки сии имеют обыкновенно место свое по правую сторону у входа в их жилище». Лепехин уточнял, что такой кожаный сосуд устанавливался «против камина» на специальную деревянную подставку — подножие, «к которому дно мешка прибито гвоздями, а рукав его или верхнее отверстие прицеплено на веревочках к потолку». Этот мешок, по наблюдениям И. Лепехина, «каждое утро и каждый вечер наполняют свежим надоенным молоком и, налив оное, болтают чрез несколько минут с простоквашею, которая всегда в турсуке находится, дабы свежее молоко, с старым смешавшись, закисло... Из сабы угощали гостей на йыйынах, сабантуях и других праздниках. Заметна ее роль и при проведении свадебных и других семейных и общинных обрядов. Так, в башкирском свадебном обряде, по свидетельству И. Георги, невеста, покидая родительский дом, обнимала кумысный мешок, питавший ее, и прикрепляла к нему небольшой подарок — кусочек холста или ниточки. Кроме того, для облегчения родов беременную постукивали пустым кожаным бурдюком. В целом, кожаная утварь была необычайно прочна и удобна в употреблении.

Секреты казахского кумыса

На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Кожаный мешок для кумыса». В этот момент он показывает на турсук, висящий на стене — кожаный мешок для кумыса. Бойцам-доставаловцам, которые находятся «за ленточкой» доставлен один из самых лучших кумысов Республики Башкортостан. Турсук — Кожаный мешок для кумыса. Уже поспел живительный кумыс, закис в кобыльих турсуках. Ответ на вопрос в сканворде (местное) кожаный мешок для кумыса и других жидкостей состоит из 6 букв. А еще лет 100 назад приготовлялось оно у якутов таким образом: парное молоко, остывшее в подойнике до обыкновенной температуры, сливают в симир – продымленный кожаный мешок с узким горлышком.

Казахский перепивший забродившего кумыса полицай пытался оштрафовать русского мужчину за фотографию

Другие варианты определения: Кожаный мешок для кумыса и других жидкостей. Вопрос с кроссворда: «кожаный мешок для кумыса», по вертикали 6 букв, что за слово? (местное) кожаный мешок для кумыса и других жидкостей. » Word Lanes Ответы» Уровень 500» Кожаный мешок для кумыса и других жидкостей.

Кожаный мешок для кумыса КодиКросс Ответы

Готовили из них скатерти-подстилки для разделки теста супра. Очень широко применяли шкуры в качестве подстилочных ковриков. Для этого использовали или одну шкуру целиком, или делали меховые коврики: сшивали шкурки разных расцветок, составляя узоры из квадратов, треугольников и особо выделяя кайму. Меховые коврики, как и у северных киргизов, называют колдолён, постек.

Наиболее широкое применение имели овечьи и козьи шкуры в связи с овцеводческим направлением хозяйства. Так же широко использовалась и кожа крупного скота. Ее употребляли для обтягивания седел, выделки конской сбруи, ремней.

Шили из нее и обувь. Особенно ценилась верблюжья кожа за ее качество не пропускать воду, держать тепло. Из нее шили обувь, готовили посуду.

Ценилась шкура, снятая с шеи верблюда. Ее использовали в качестве мешка мойнок , в котором хранили ценности. Все названные изделия в конце XIX в.

В условиях кочевого и полукочевого хозяйства массовое развитие получила повседневно употребляемая кожаная утварь. Среди нее отметим и поныне бытующие мешки из шкуры, снятой целиком с козы.

Отдельная книга как единица счета. Книга обычно большая, толстая. Специалист в области фармакологии. БРА ср. Настенный светильник.

Приверженец роялизма. Представитель роялизма. ИВАСИ ж. Промысловая рыба семейства сельдевых; дальневосточная сардина. Состояние по знач. Окисление поверхности ствола орудия от прорыва пороховых газов.

Богатые киргизы употребляли дорогой мех. Из шкурок куниц и выдры шили шапки.

Полосками меха этих животных обшивали не только одежду, ими окаймляли настенные вышитые ковры. Из козьих шкур делали разного рода хозяйственные мешки, кузнечные мехи. Шкуры, снятые целиком с телят, ягнят, козлят, использовали в качестве мешочков тулуп для хранения чая, ниток, туалетных принадлежностей. В мешках более крупных хранили пищевые продукты. Из шкур телят и жеребят шили хозяйственные сумки для деревянной посуды, ложек. Готовили из них скатерти-подстилки для разделки теста супра. Очень широко применяли шкуры в качестве подстилочных ковриков. Для этого использовали или одну шкуру целиком, или делали меховые коврики: сшивали шкурки разных расцветок, составляя узоры из квадратов, треугольников и особо выделяя кайму.

Меховые коврики, как и у северных киргизов, называют колдолён, постек. Наиболее широкое применение имели овечьи и козьи шкуры в связи с овцеводческим направлением хозяйства. Так же широко использовалась и кожа крупного скота. Ее употребляли для обтягивания седел, выделки конской сбруи, ремней. Шили из нее и обувь.

Буквально в течение 20 минут он пробегается по всем отделам выставки. Патетично заводит у старинного перегонного аппарата: «30 веков назад древние арии возливали на алтарь бога Агни священную сому. И сома горела синим пламенем…», — делая вывод, что сома — прообраз самогона.

Потом переводит внимание на аламбик — устройство для дистилляции спирта, который в V—VI веках создали арабы, и переходит уже к древним скифам, которые перегоняли молоко, получая из него алкогольный продукт. Тут Круглов напоминает, что многие кочевые племена сохранили традицию производить арак — водку из молока кобылы. В этот момент он показывает на турсук, висящий на стене — кожаный мешок для кумыса. Не будем отнимать хлеб у экскурсовода, заметим только, что дальше, апеллируя к представленным экспонатам, он расскажет посетителям о том, как обстояло дело с алкоголем начиная от времени Дмитрия Донского и заканчивая тем самым Владимиром Лениным, представленным в полный рост, и советскими застольями. Более 10 тысяч экспонатов и годы на их сбор После завершения экскурсии Круглов рассказывает, что экспозицию музея помогали собирать частные коллекционеры по всей Волге, где есть оригинальные центры по производству самогона. Макарьевская ярмарка, Нижегородская ярмарка, Саратовская — все крупнейшие города по Волге были активными потребителями и создателями самогона. А Казань — это украшение Волги, столица Волжская, поэтому где быть этому музею, как не здесь, поскольку он отражает оригинальнейшую традицию истории, этнографии и культуры, — бодро отвечает Круглов на просьбу корреспондента «Реального времени» перечислить те самые центры по производству самогона.

Мешок для хранения кумыса

Потом переводит внимание на аламбик — устройство для дистилляции спирта, который в V—VI веках создали арабы, и переходит уже к древним скифам, которые перегоняли молоко, получая из него алкогольный продукт. Тут Круглов напоминает, что многие кочевые племена сохранили традицию производить арак — водку из молока кобылы. В этот момент он показывает на турсук, висящий на стене — кожаный мешок для кумыса. Не будем отнимать хлеб у экскурсовода, заметим только, что дальше, апеллируя к представленным экспонатам, он расскажет посетителям о том, как обстояло дело с алкоголем начиная от времени Дмитрия Донского и заканчивая тем самым Владимиром Лениным, представленным в полный рост, и советскими застольями. Более 10 тысяч экспонатов и годы на их сбор После завершения экскурсии Круглов рассказывает, что экспозицию музея помогали собирать частные коллекционеры по всей Волге, где есть оригинальные центры по производству самогона. Макарьевская ярмарка, Нижегородская ярмарка, Саратовская — все крупнейшие города по Волге были активными потребителями и создателями самогона. А Казань — это украшение Волги, столица Волжская, поэтому где быть этому музею, как не здесь, поскольку он отражает оригинальнейшую традицию истории, этнографии и культуры, — бодро отвечает Круглов на просьбу корреспондента «Реального времени» перечислить те самые центры по производству самогона.

Свою экскурсию Круглов называет ликбезом, отмечая, что в дальнейшем она будет тематически расширяться Всего в музее более 10 тысяч экспонатов, которые собирали больше года. Правда, все выставить не удалось — площади музея на это не хватает. Но в планах у создателей заняться его расширением.

Готовить кумыс необходимо в летний период с мая до августа.

Основой напитка является закваска. Для ее приготовления необходимо масло кобыльего молока прокипятить на медленном огне, затем смешать с кобыльим молоком. Из полученной закваски «хымыс хорди» разводится кумыс. Затем закваску влить в кожаный мешок — пулхунчак, куда входит 6-10 ведер.

Сюда добавить немного жидкого айрана, ежедневно подливать свежего кобыльего молока и перемешивать мутовкой.

Специальную закваску для кумыса готовили в посуде из шкуры скота, сейчас существуют современные деревянные бочки. Кумыс утоляет жажду, придает организму бодрость.

В народной медицине его применяют при авитаминозе. В напитке есть витамины группы B, аскорбиновая кислота, аминокислоты. В среднем крепкий кумыс сравним с квасом, поэтому маловероятно, что кто-то сможет сильно опьянеть от него.

Шубат — напиток из верблюжьего молока Шубат - кисломолочный напиток из верблюжьего молока. По сравнению с кумысом он обладает более высокой жирностью. В зависимости от выдержки различают несколько видов шубата — легкий, средней крепости и самый крепкий.

Разновидности посуды из кожи Различались цельные сосуды со вставным круглым дном и кроенные из кусков кожи с продолговатым основанием. Кожа, снятая с разных частей тела животного, шла на изготовление определенного вида емкости. В таких емкостях обычно брали с собой в поход, приторочив к седлу, кумыс, молоко, мед. Горлышки их при переездах затыкались пучком травы. По свидетельству И. Георги, такие сосуды совсем не отмокают, и при том они легки и прочны.

Делали также ёмкости из брюшины, сердечной сумки, толстых кишок. Сосуд из вымени коровы. Национальный музей им. Саба Саба были широко распространены в южных и восточных районах Башкортостана, в том числе у зауральских и оренбургских башкир, где преобладающую роль в хозяйстве играло скотоводство. Ее широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой. В Национальном музее Башкортостана хранится такой объемный сосуд, привезенный из одного из районов республики.

Специфическая форма сабы достигалась благодаря тому, что в боковые части вшивали треугольные клинья. Такой сосуд использовался для приготовления и хранения кумыса. В него вмещалось до 12—13 ведер жидкости. Размер емкости в прямом смысле зависел от социального положения семьи. Как изготавливали кожаную утварь башкиры Cосуд для подачи кумыса Изготовление кожаной посуды — очень трудоемкий процесс. Ремесло требовало умения и опыта, в основном им занимались мужчины, но помогали им и женщины.

Достоинством мастерски изготовленной кожаной утвари была совершенная форма и рациональный крой. Будущую посуду нужно было правильно выкроить и крепко сшить. У многих народов это считалось целым искусством. Кожаные мешки сшивались в сыром виде. При этом внешняя сторона шкурок становилась внутренней стороной сосуда. Отдельно вставлялось круглое кожаное или деревянное дно.

Для шитья применяли коровьи сухожилия тарамыш. Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом. Кожаные сосуды в коптильне. По зарисовке С. Руденко Далее сосуды наполняли для объема золой для придания им желаемой формы. Затем их следовало закалить в дыму прокоптить в продолжение 2—3 недель, после чего смазать конским жиром.

После этого сосуд становился полностью водонепроницаемым. Устройство для надымления шкур. По зарисовке П. Палласа Коптильня у башкир выглядела как большая яма. Вот как описывает процесс копчения академик И. Лепехин: «Вырывался особый погреб, от которого под землю производился ров, длиной в два аршина, с отдушиной к поверхности.

Отверстие его покрывалось лубяным бездонным коробом, который у основания обсыпался со всех сторон землей. В этом коробе и в погребе протягивались веревки, или клали специальные жердочки, на которых и развешивались высушенные кожи. В погреб через отдушину насыпались гнилушки дерева, которые затем зажигались. После этого отдушина затыкалась так, чтобы дым через канал проходил внутрь погреба, и кожи постоянно находились в дыму.

(местное) кожаный мешок для кумыса и других жидкостей, 6 букв, 2 буква «У», сканворд

В торсык (кожаный мешок) они кладут закваску, вливают свежее верблюжье молоко и оставляют на сутки, а перед тем, как подать к столу, хорошо перемешивают. Скачай это Премиум Фото на тему Кожаные мехи казахские для водного кумыса и открой для себя более 50 миллионов профессиональных стоковых фото на Freepik. На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Кожаный мешок для кумыса». Кожаный мешок для кумыса и других род. п. -а "кожаный мех для кумыса", вост.-русск. Женщина, присев на корточки, мыла турсуки — кожаные мешки для кумыса.

Использование

  • Кожаный мешок для кумыса ▼
  • Кожаный мешок для кумыса, 6 букв
  • мешок для кумыса, 6 букв, 1-я буква Б, сканворд
  • Акмуллинский диктант - Вопросы на 2021 г. ответы
  • Определение слова «турсук»

Доставлен обоз бойцам-доставаловцам

За совершённые к марту 1945 207 боевых вылетов 19 апреля 1945 гвардии майор Гареев награжден второй медалью «Золотая Звезда». Кулответ: Муса Гареев Вопрос 19. Поливановой за самоотверженность и героизм, проявленные в бою. В неравном бою обе были ранены, но не прекратили бой.

Расстреляв весь запас патронов, они взорвали себя гранатами вместе с окружившими их солдатами противника. Обе зачислены навечно в списки личного состава 130-й стрелковой дивизии. В Красной Армии с июля 1941 года, призвана Тбилисским горвоенкоматом.

Член КПСС с 1941 года. На фронтах Великой Отечественной войны — с декабря 1942 года. В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 780 боевых вылетов с боевым налётом 928 часов, сбросила 190 тонн бомбового груза.

В самых сложных метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолётов в заданные районы.

После того, как отделили дойных кобыл от общего табуна, приводят заранее привязанного жеребенка и подводят к вымени, для того, что бы пошло молоко. После того, как жеребенок закончит, его отводят от вымени, и держат его так, чтобы кобыла думала, что жеребенок все еще сосет молоко, к этому времени уже подходит дояр, в подавляющем большинстве, это — женщина, и начинает доить [2]. Между якутами, монголами и казахами есть схожие и отличительные черты в методике дойки. Схожесть в том, что у монголов и якутов встречается практика подвязывания задней ноги, главное же различие в том, что в Якутии используют узкие коридоры для дойки кобыл, т.

Скорее всего, дойка по казахско-монгольскому типу является наиболее архаичной и относится к степному образу жизни [2]. У каждого народа, или даже, в отдельно взятой семье кумыс по всем своим качествам сильно отличается. Якуты для приготовления кумыса весной заквашивали кобылье молоко. Закваску, осевшую на дно, иногда выжимали и ели или же высушивали и оставляли про запас на следующий год: она заменяла им дрожжи для кислого теста [1, стр. В сегодняшнее время рецепт кумыса у якутов подверглась большим изменениям.

Теперь, чтобы приготовить его в домашних условиях не требуется наличие особенных ингредиентов, а тарой для хранения и приготовления кумыса служат любые глубокие сосуды. Кумыс больше не подвергается взбиванию, поэтому, готовить его стало очень просто. В глубокую тару наливается молоко, кефир, дрожжи, сахар, иногда добавляют крупы риса для большего эффекта брожения. Всю жидкость помешивают до однородного состояния и оставляют бродить в теплом месте, время от времени следя, чтобы кумыс не слишком забродил. Но наиболее облегченным аналогом приготовления кумыса является «бырпах».

Готовят его так же, как и кумыс, только без добавления дрожжей и круп, однако, для основы берут коровье молоко. Бырпах не имеет спирта, в отличие от кумыса, поэтому его могут пить все домочадцы [2]. Кумыс, называемый у монголов «айраг», изготовляется в летние месяцы из молока кобылицы, в редких случаях — из молока верблюдицы. В этот сосуд сливается молоко разных удоев, после его наполнения в него вливается «химар» — теплая смесь воды и молока, что ускоряет брожение. Молоко неоднократно взбалтывается специальной мутовкой «булур», благодаря чему частицы жира скопляются на поверхности и могут быть легко отделены.

Их собирают в отдельный сосуд и затем перетапливают. Реже масло получают из сметаны или сливок, взбивая их руками. Острокислый «айраг» разливают в чашки и пьют. Закваска для «тарага» и для кумыса, оставленная на зиму, весной размельчается и растворяется в теплом молоке. По старинному обычаю монголов, чужим людям закваску не дают, женатые сыновья и дочери могут получить ее из родительского дома, однако в тех случаях, когда они берут закваску, они должны взамен принести молоко.

Иногда кожаные мешки с кумысом прикреплялись к лошади — тряска и бактерии незаметно делали свое дело. Через 3—4 дня кумыс был уже годен для питья. Изготовленный таким образом в кожаных сосудах напиток получался наиболее дозревшим и вкусным, считали ценители кумыса. Георги так отзывался о башкирском кумысе: «В прочем же кумыз от кислоты имеет столь приятный вкус, и при том столь питателен и крепок, что не только служит пропитанием, но и делает башкирцов здоровыми, бодрыми, краснощекими, дородными... Во всех древнейших культурах посуда являлась посредником, выполняющим функцию медиатора между обыденным и сакральным мирами. В жилище башкир кухонная и бытовая утварь обозначала нижний ярус структуры — пол. Она находилась близко от входа — элемента жилища, связанного с опасным в смысловом аспекте переходом во внешний мир.

Посуде придавалась оберегающая функция. У мусульман считалось, что с пищей внутрь может проникнуть шайтан, поэтому перед едой и после нее гости и хозяева обязательно должны были произнести «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» — «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного». В башкирских представлениях не благословленная «бисмилля» посуда и продукты в ней, оставленные на ночь, могли быть использованы зловредными джиннами, и человек поражался нечистым духом. Таким образом, с посудой были связаны поверья и обрядовые действия, что свидетельствовало о ее особом статусе. Зажиточная башкирская семья Златоустовского уезда Уфимской губернии. Начало XX века. Кожаная посуда, в которой изготавливался и хранился кумыс, пользовалась большим почетом у башкир, так как в кочевом быту молочные продукты считались наиболее ценными.

Он и располагался на особом постоянном месте в их домах. Его подвешивали или ставили у входа, и каждый заходящий или выходящий человек должен был несколько раз взболтать емкость с готовящимся кумысом. Башкиры в юрте «На женской половине главное место занимает саба или турсук, поставленный на специальную подставку — сабаяк», — писал в конце ХIХ в. Подставка, по всей видимости, нужна была, чтобы кувшин не отсырел или же не перегрелся. Георги отмечал, «мешки сии имеют обыкновенно место свое по правую сторону у входа в их жилище». Лепехин уточнял, что такой кожаный сосуд устанавливался «против камина» на специальную деревянную подставку — подножие, «к которому дно мешка прибито гвоздями, а рукав его или верхнее отверстие прицеплено на веревочках к потолку». Этот мешок, по наблюдениям И.

Лепехина, «каждое утро и каждый вечер наполняют свежим надоенным молоком и, налив оное, болтают чрез несколько минут с простоквашею, которая всегда в турсуке находится, дабы свежее молоко, с старым смешавшись, закисло... Из сабы угощали гостей на йыйынах, сабантуях и других праздниках. Заметна ее роль и при проведении свадебных и других семейных и общинных обрядов. Так, в башкирском свадебном обряде, по свидетельству И. Георги, невеста, покидая родительский дом, обнимала кумысный мешок, питавший ее, и прикрепляла к нему небольшой подарок — кусочек холста или ниточки. Кроме того, для облегчения родов беременную постукивали пустым кожаным бурдюком. В целом, кожаная утварь была необычайно прочна и удобна в употреблении.

Кожаные мешки и фляги, наполненные кумысом или айраном и навьюченные на лошадь, верблюда, по большей части были рассчитаны на использование в пути и являлись атрибутом подвижной кочевой жизни башкир. Позже, перейдя к оседлости, наши предки продолжали держать кобылиц. Кожаные подойники и фляги для изготовления кумыса некоторое время еще служили в хозяйстве. Так, до конца XIX в. По западную сторону Урала в начале XX в. В наименьшем количестве ее можно было увидеть в горах в хозяйствах инзер-катайцев, карагай- и кара-кипчаков. Со временем, в связи с уменьшением поголовья скота, кожа стала дефицитным животным сырьем.

Дорожные фляги и ведра стали и вовсе не нужны, и башкиры прекратили изготовление кожаной посуды. Изделия из кожи вытеснились сравнительно дешевыми изделиями из дерева, позже металлической, керамической, стеклянной посудой. К настоящему времени кожаная посуда в хозяйстве в нашей республике не сохранилась. Но зато эти редкие атрибуты кочевой жизни хранятся в экспозиции и фондах Национального музея Республики Башкортостан, других музеях республики. Несмотря на недолговечность материала, кожаные сосуды целы. Как и многие предметы быта, старинная кожаная посуда из коллекций безымянна, неизвестны и имена изготовивших их башкирских мастеров.

Пиросмани , 1905—1907.

В центре внизу — бурдюк с вином. Большие бурдюки, отличающиеся замечательной прочностью, приготовляются из шкуры буйволов и быков , а бурдючки — из шкуры козлят и ягнят. В старину бурдюк служил, особенно на юге Европы и в азиатских странах, единственным средством для сохранения, а главное для перевозки вина, масла и других жидкостей; но с распространением бондарного промысла его употребление всё более ограничивалось. Имея малый вес и большую вместимость, бурдюк очень удобен для перевозки, особенно вьючной. В бурдюке возят и носят всякие жидкости, начиная от воды и нефти и кончая винами. Ещё в начале XX века главные массы закавказских вин, производимых для местного потребления, перевозились в бурдюках.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий