За основу подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию взят кодификатор, который и является планом подготовки. Человек и общество? |. Задания ЕГЭ человек и общество — практика Задание 1 В каких предложениях понятие «общество» употреблено в наиболее узком смысле?
Основы обществознания: человек и общество | Обществознание ЕГЭ 2023| PARTA
Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.). Теоретические материалы и статьи для подготовки к ЕГЭ-2024 по Обществознанию с подробным объяснением тем и тестами для закрепления материала на сайте умной подготовки к ЕГЭ онлайн NeoFamily. Особенности экзамена Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года Структура экзамена: первая и вторая части Советы по подготовке к ЕГЭ по обществу. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора "Человек и общество". Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом.
Основы обществознания: человек и общество | Обществознание ЕГЭ 2023| PARTA
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Раздел 1. Человек и общество (часть 4) Подготовила: учитель истории и обществознания Безолюк.С.П. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию Раздел 1. Человек и общество 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1.2 Мировоззрение. 1. Объективность: Экзамен по человеку и обществу на ЕГЭ 2024 строится на строгих критериях оценки, которые применяются ко всем участникам тестирования. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Качественной теории в учебниках по этим темам мало или вовсе нет — придется выкручиваться, используя тот самый социальный опыт, знание которого часто требуется в формулировке заданий ЕГЭ. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену.
1. Человек и общество
Деятельность это в обществознании. Потребности и интересы. Потребности и интересы Обществознание. Интерес это в обществознании. Интерес ЕГЭ Обществознание. Котова Лискова ЕГЭ 2022.
Социальная структура жизни общества. Сферы жизни общества Обществознание. Социальная сфера Обществознание. Социальная структура ЕГЭ Обществознание. Стадиально цивилизационный подход.
Стадиальный подход к изучению общества. Стадиальный подход к изучению истории. Стадиально-цивилизационный подход таблица. Мораль ЕГЭ Обществознание. Нормы морали ЕГЭ.
Мораль это в обществознании ОГЭ. Категории морали ЕГЭ. Пособия для подготовки к ЕГЭ. Пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Термины для ЕГЭ по обществознанию 2022.
Базовые термины по обществознанию для ЕГЭ. Термины ЕГЭ Обществознание 2021. Человек это в обществознании ЕГЭ. Человек и общество ЕГЭ Обществознание. Природное и Общественное развитие человека.
Природное в развитии человека социальное в развитии человека. План 1. Семья и брак ЕГЭ Обществознание. Функции брака Обществознание. Семья и брак Обществознание ЕГЭ тест.
Семья и брак Обществознание ЕГЭ конспект. Шпаргалки на ОГЭ по обществознанию 9 класс. Обществознание в таблицах и схемах ЕГЭ. Схемы Обществознание ЕГЭ. Мышление и деятельность ЕГЭ.
Мышление и деятельность ЕГЭ 1. Мышление и деятельность Обществознание. Мышление и деятельность Обществознание ЕГЭ. Политика теорияобществознании. Политика Обществознание теория.
Политика это в обществознании. Человек план ЕГЭ Обществознание. Общество природное и Общественное в человеке. Природное и Общественное в человеке план. Формы духовной культуры Обществознание 9 класс.
Духовная сфера общества подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ культура. Образование его значение для личности и общества ЕГЭ. Образование его значение для личности и общества ЕГЭ Обществознание. Баранов справочник по обществознанию ЕГЭ 2020.
Баранов Воронцов Шевченко. Блок человек и общество. ЕГЭ Обществознание в таблицах и схемах 10-11 классы. Формы мировоззрения Обществознание ЕГЭ. Структурные элементы мировоззрения Обществознание.
Мировоззрение ЕГЭ Обществознание.
Как развивается общественный прогресс? Почему именно так? На все эти вопросы может дать ответ только теории общественного развития: трудовая теория Энгельса, системная теория Л. А кроме того в заданиях второй части частенько можно видеть тексты с теория общественного развития. Например теория социального действия Макса Вебера, или его же теория господства. Ребята, которые игнорируют теории, вообще не понимают, про что тут речь?
Не верите? Вот, вам конкретное задание второй части из Банка заданий ФИПИ по обществознанию: Гражданин N был избран депутатом городского законодательного собрания. Он уделяет большое внимание работе с потенциальным электоратом, защите прав и свобод граждан. Он стремится максимально реализовывать пожелания жителей. Какой тип лидерства в зависимости от способа легитимации власти описан в условии задачи? Назовите два других типа лидерства, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте любой из них. Типы лидерства в зависимости от легитимности власти — это концепция Макса Вебера.
Еже ли что….
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Ложные, мнимые потребности — потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Интерес — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интересы людей направлены на предметы потребностей и те общественные условия, которые делают более или менее доступными материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей; определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе; в разной степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Таким образом, интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. Классификация интересов: а по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества; б по направленности: экономические; социальные; политические; духовные. Объективный интерес — это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности и совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих ее удовлетворить. Объективный социальный интерес — это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве. Атрибутом статусной позиции является как статус совокупность прав, обязанностей, условий , так и набор специфических для этой позиции интересов.
Осознанный интерес — это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, отличаться от него, а может вести в противоположном направлении. Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека. Реализуемый интерес — это путь субъекта к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может совпадать с осознанным интересом и противоречить ему.
От интереса следует отличать склонность — избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. В ее основе — глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей. Не всегда интерес сочетается со склонностью многое зависит от степени доступности той или иной деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества.
В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой — наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека — это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное независимое от воли и сознания человека условие для свободы.
Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать. Свобода — 1 это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2 это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора.
Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей. В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности. Фатализм лат. Волюнтаризм лат. Свободу как познанную необходимость трактовали Б.
Гегель, Ф. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны: — внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность ; — внутренняя: ответственность личности перед собой развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление.
Виды ответственности: 1 историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе. Системное строение общества: элементы и подсистемы Общество — 1 в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения общество нумизматов, дворянское собрание ; отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества феодальное общество, капиталистическое общество ; человечество в целом; 2 в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.
Государство — политическая организация общества с определенным типом власти монархия, республика, советы, др. Развитие воззрений на общество 1. Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Гоббс, Ж. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т.
Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека теологической, метафизической и позитивной. Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность всеобъемлющий характер ; автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни. Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование. Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда деятельности ; регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Общество — совокупность общественных отношений.
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др. Духовные идеальные отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения. Сфера жизни общества подсистема — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а определенные виды деятельности человека например, образовательные, политические, религиозные ; б социальные институты такие, как семья, школа, партии, церковь ; в сложившиеся отношения между людьми т. Основные сферы общественной жизни 1.
Социальная элементы — народы, нации, классы, половозрастные группы и т. Экономическая элементы — производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения — обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов. Политическая элементы — государство, партии, общественно-политические движения и др. Духовная элементы — философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными инвариантными , сохраняют возложенные на них функции.
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам семья, армия и т. Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
Общество — это система вне — и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Присуща самодостаточность, т. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. А С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Б С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.
Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т. Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. В Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Г В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования.
Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т. Общество — динамическая система, т. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы. Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния.
Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Нелинейная система способна порождать особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок; новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Общество — открытая система, оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность.
Общество можно представить в виде многоуровневой системы: первый уровень — социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий; второй уровень — институты и общности, каждый из которых может быть представлен в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов институциональных ролей ; как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.
В этом посте мы разберем ключевые моменты, как нужно разбирать и изучать этот раздел, чтобы он вами был понят и вы бы смогли решать тесты егэ по обществознанию 2022 на максимальные баллы. Понятия и определения Как я говорил в публикации про подготовку к ЕГЭ по обществознанию 2022 , необходимо четко понимать, что основа в обществознание — это знание терминов, понятий и их определений.
В этой статье , кстати, я говорил про то, как легко и просто запоминать определения понятий. Какие тут надо знать понятия и термины. Вот, какие: что такое биосоциальная природа человека, что такое потребности , какие виды потребностей существуют; мировоззрение, интересы, деятельность, виды деятельности , виды мировоззрения ; что такое познание , искусство , наука , культура , религия ; какие есть формы познания ; что такое рациональное познание , чувственное познание , кто такой субъект и что такое объект…. Словом массу всего надо здесь знать и понимать.
И понятно, что это далеко не полный список. Рекомендую, кстати, вам мой опросник по обществознанию для самопроверки. Связь с общественной жизнью Далеко не достаточно просто взять и выучить понятия. Их надо еще понимать.
Для этого требуется к каждому понятию и определению привести пример из общественной жизни: истории, новостей, из жизни общества. Например: выучили вы что такое научное познание — приведите три примера реальных научных открытий, совершенных в прошлом, либо в настоящем. Запишите эти примеры в специальный блокнот, чтобы потом на экзамене не тупить и не придумывать примеры от балды. Тоже самое касается и остальных понятий.
Новые темы ЕГЭ-2024: Человек и общество - теория и практика — Video
Ученикам приходится запоминать множество понятий, дат и разных фактов. Обеспечить себе хорошую базу знаний нужно заранее. Для этого есть несколько секретов: 1. Во время учебного года необходимо уделять большое внимание этому предмету. Активно слушать на уроках и выполнять домашнее задание в полном объеме. Пользоваться дополнительной справочной информацией. Все нужные данные собраны на нашем сайте. Сделать для себя справочник.
Небольшую тетрадь, где будут выписаны основные факты, их будет легко повторить непосредственно перед экзаменом. Варианты ЕГЭ по обществознанию 2024 сложные, но с нужной теоретической базой их можно решить на максимальный балл. Практические занятия: тесты Перед экзаменом обязательно нужно прорешать тесты ЕГЭ по обществознанию. Это поможет выявить пробелы в знаниях, приобрести нужную уверенность. Самое главное, что ученик познакомиться с самой системой и сможет быстрее сориентироваться на проверке знаний. В большинстве случаев вопросы повторяются. Если прорешать максимальное количество тестов, то есть вероятность, что будут такие же задания.
Это облегчит работу на экзамене. На нашем ресурсе собраны все последние варианты, которые предоставлены министерством образования. Удобно отдельно выполнять часть А и Б, чтобы систематизировать свои знания.
Варианты ЕГЭ по обществознанию 2024 сложные, но с нужной теоретической базой их можно решить на максимальный балл. Практические занятия: тесты Перед экзаменом обязательно нужно прорешать тесты ЕГЭ по обществознанию.
Это поможет выявить пробелы в знаниях, приобрести нужную уверенность. Самое главное, что ученик познакомиться с самой системой и сможет быстрее сориентироваться на проверке знаний. В большинстве случаев вопросы повторяются. Если прорешать максимальное количество тестов, то есть вероятность, что будут такие же задания. Это облегчит работу на экзамене.
На нашем ресурсе собраны все последние варианты, которые предоставлены министерством образования. Удобно отдельно выполнять часть А и Б, чтобы систематизировать свои знания. После тщательной подготовки с помощью нашего сайта, любой может сказать, я решу ЕГЭ обществознание 2024. А если вы заинтересованы в том, чтобы стать репетитором, то блог школы репетиторов может помочь вам в этом! ЕГЭ обществознание теория, материалы, тесты Введите интересующую вас тему Человек как результат биологической и социокультурной эволюции На протяжении всей истории цивилизации человек постоянно стремился постичь себя.
Кто мы, откуда пришли в этот мир и с какой целью — этими вопросами задавались лучшие умы человечества. В поиске ответов на них к единому мнению прийти не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся, поскольку эти вопросы принадлежат к разряду так называемых вечных. И всё же человек не теряет надежды хотя бы приблизиться к... Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность Понятие истины принадлежит к сфере философии, хотя само слово «истина» может использоваться в разных смыслах и различных контекстах.
В научном познании истина выступает, во-первых, как цель, а во-вторых, как ценность, обеспечивающая саму возможность соответствия научного знания объективной реальности.
Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект процесс, явление, внутреннее состояние человека и др. Уровни познания непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта; наглядность и предметность возникающих в результате познания образов; воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов; воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения: Эмпиризм от греч. Рационализм от лат.
И есть новые вопросы. К ним, во-первых, можно отнести вопросы про российские реалии. Мы даже шутим с коллегами, что «Обществознание» превращается в «Россияведение». И, во-вторых, это, мягко говоря, странные вопросы, продиктованные актуальной повесткой. Я с коллегами сейчас выполняю большую работу — шерстим все возможные учебники и законы, чтобы вообще понять, что из этого можно найти в учебниках, а что нет. Пытаемся «оценить масштаб трагедии». Какие это темы? Учеба в школе и подготовка к ЕГЭ — процессы пересекающиеся, но не совпадающие. С учебниками всё ещё веселее. Есть учебники по старому ФГОС, их закупать школам нельзя, но те, которые есть, можно использовать ещё определенное количество лет. Таких учебников много — 6 линеек для 10—11-х классов и 8 линеек для 6—9-х классов. Появилась одна линейка учебников по новому ФГОС, её школам закупать можно. Но нужно ли? Когда выйдет «единый» учебник, эту линейку тоже могут признать негодной. Их теперь не будут изучать? Но, как вы понимаете, разница между «должен рассказать» и «будет на экзамене» очень большая. Формально мы открываем кодификатор и этой темы не видим. Я, как и большинство моих коллег, считаю, что содержательно ни одна другая тема её не включает. Как будет на настоящем экзамене — вопрос. В этом плане темы «Законодательство о выборах» и «Демократия» не так пострадали — содержательно, скорее всего, они входят в другие темы. А вот какая тема никуда не попадает — так это тема «Военная служба и АГС».
Новые темы ЕГЭ-2024: Человек и общество - теория и практика — Video
Решу ЕГЭ, ОГЭ Права человека и гражданина. Вся теория по кодификатору ЕГЭ. Человек и общество. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. Вся теория по кодификатору ЕГЭ. Человек и общество.
Вход и регистрация
Теоретические материалы и статьи для подготовки к ЕГЭ-2024 по Обществознанию с подробным объяснением тем и тестами для закрепления материала на сайте умной подготовки к ЕГЭ онлайн NeoFamily. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Качественной теории в учебниках по этим темам мало или вовсе нет — придется выкручиваться, используя тот самый социальный опыт, знание которого часто требуется в формулировке заданий ЕГЭ. Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. В то же время, это один из самых сложных в плане подготовки предмет, потому что экзаменационные задания по обществознанию состоят из нескольких блоков разной направленности: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право. За основу подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию взят кодификатор, который и является планом подготовки.
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, ес-тественноисторическую смену общественно-экономических формаций.
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная архаическая и вторичная экономическая , которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм.
В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.
Формационный подход основывается на нескольких постулатах: 1 представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом направленном к цели — строительству коммунизма процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ; 2 решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; 3 необходимость соответствия производственных отношений производительным силам; 4 неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.
Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М.
Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств китайская цивилизация или охватывать несколько стран античная, западноевропейская цивилизация. С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы.
Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. За падные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.
Общественный прогресс и его критерии Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей А. Тюрго, М. Кондорсе и др.
Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой.
Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. Вико , предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ Н.
Данилевский, О. Шпенглер, А. Так, А.
Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Особенно ярок «антипрогрес-сизм» К.
Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов.
Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.
Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства.
Ряд мыслителей например, А. Сен-Симон оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы.
Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере.
Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека как главной производительной силы. Применимость подобного критерия оспаривается в современном об-ществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества.
Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства.
Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой.
Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии.
Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции. Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса.
Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глу бокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».
Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.
Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К.
Помимо них можно выделить идеалы, убеждения, знания и т. Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности. Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта. Оно основано на практике повседневной жизни, здравом смысле. Истина Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека. Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Признаки истины: объективность независимость от сознания человека , конкретность, это процесс.
Виды истины: абсолютная полное, исчерпывающее знание о предмете , относительная изменчивое знание по мере развития познания; заменяется на новую или становится заблуждением , относительная истина может быть опровергнута. Истина всегда объективна. Истина всегда конкретна. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями. Истина связана с условиями места, времени и т. Черты истины — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом - знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека. Одним из критериев истины выступает практика. Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки, логики. Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства. Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.
Деятельность Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Потребность в качестве мотива побуждения дает толчок к деятельности, формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов. Аффективные действия основаны на эмоциях, сиюминутных порывах. Субъект и объект могут совпадать. Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Одним из барьеров в процессе коммуникации общения людей выступает их личная взаимная неприязнь. Средством вербального общения является речь.
Информационное общество создало новые формы общения — интернет, к примеру. Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения. Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Потребности человека носят безграничный характер. Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения. К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации, самовыражении, творческой самореализации Мышление — обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними. Роль мышления: позволяет познать окружающий мир, развивает способность к творчеству, целеполагание, накопление опыта, развитие способностей человека, преобразование окружающего мира изобретения. Виды мышления: 2 теоретическое познание мира , практическое постановка целей, выработка планов ; 3 логическое, интуитивное, репродуктивное воспроизводство , продуктивное творчество. Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.
Особенностью мышления является его опосредованный характер Объективной материальной формой мышления является язык. Сознание Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чу вственных, так и в логических образах. Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.
Сбор Персональных данных При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.
Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные. Как эти данные используются На сайте используются куки Cookies и данные о посетителях сервисов Яндекс Метрика и других.
При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом. Как эти данные защищаются Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности.
В этом могут помочь три основных документа, опубликованных на официальном сайте ФИПИ: спецификация, кодификатор и демоверсия экзамена по обществознанию в 2022-2023 учебном году. Как выглядит ЕГЭ по обществознанию? Несмотря на то, что обществознание — один из самых популярных предметов по выбору среди выпускников одиннадцатых классов, не стоит забывать, что ЕГЭ по обществознанию — это объемная и сложная экзаменационная работа, которая требует хорошего уровня подготовки. Экзамен состоит из 25 заданий, на решение которых выделяется 210 минут 3 часа 30 минут. Как и остальные выпускные экзамены, ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей: Тестовая часть, в которой нужно дать краткий ответ на вопрос или же выбрать верный вариант из предложенных в КИМе, Письменная часть, в которой нужно самостоятельно сформулировать развёрнутый ответ на вопрос из КИМа.
Задания экзамена делятся на 5 тематических блоков: Человек и Общество, Экономика, Социальные отношения, Политика, Право.