Исторические аспекты, связанные с денацификацией Германии после окончания Второй мировой войны, а также их актуальность в контексте специальной военной операции России на. Ход денацификации в западной части Германии хорошо виден на примере деятельности оккупационных сил США. СССР же сразу ликвидировал немецкие военные формирования и последовательно осуществил денацификацию вермахта и других силовых структур Германии. Исторические аспекты, связанные с денацификацией Германии после окончания Второй мировой войны, а также их актуальность в контексте специальной военной операции России на. СССР же сразу ликвидировал немецкие военные формирования и последовательно осуществил денацификацию вермахта и других силовых структур Германии.
Денацификация и перевоспитание
- Денацификация Германии| Как проходило искоренение нацизма
- Денацификация в ГДР
- Захарова: Денацификация Германии после Второй мировой войны требует изучения - Парламентская газета
- Заявления трех президентов
- «Денацификация в Германии не завершена»: Захарова пообещала немцам ужасные последствия
- По западной мерке
Захарова: Германия не полностью денацифицирована и это опасно для немцев
Обсуждалась возможность нанести удар по Крымскому мосту дальнобойными крылатыми ракетами Taurus с французского многоцелевого истребителя Dassault Rafale. Читайте похожие материалы на Daily Moscow:.
Денацификация: опыт прошлого и разработки на ближайшее будущее Москва , 12 апреля, 2022, 17:44 — ИА Регнум. Иван Шилов ИА REGNUM Военная операция Хотя историческая наука на протяжении послевоенных десятилетий вовсе не обходила стороной денацификацию Германии, тем не менее, эта тема все же мало кем рассматривались как нечто, что еще может вновь обрести актуальность, практическую значимость. И потому в должной мере опыт денацификации изучен и осмыслен не был. Между тем в истории денацификации Германии существует целый ряд важных вопросов: в чем и почему отличались советский и западный подходы к денацификации, почему в западных зонах оккупации денацификацию начали быстро сворачивать и после образования ФРГ не только остановили, но в кадровой политике фактически повернули вспять, и еще множество других.
Наибольшее же внимание участники заседания уделили вопросу, в текущих условиях приобретшему ключевое значение — что из опыта денацификации, какие ее уроки наиболее актуальны сегодня, когда одной из главных, если не главнейшей задачей России на постсоветском пространстве стала денацификация Украины. Профессор Института стран Востока, член исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны, председатель Научного совета РВИО, доктор исторических наук Анатолий Кошкин во вступительном слове отметил, что если первая из поставленных президентом России Владимиром Путиным задач в отношении Украины, зависит в первую очередь и в основном от военных, и выразил уверенность, что эта задача будет доведена до конца, то вторая задача — денацификация, потребует длительного времени и едва ли осуществима «без плана, без учета опыта прошлого». Кошкин констатировал существование в России серьезных проблем с практическим применением исторической науки. Ярким проявлением таких проблем он назвал невостребованность написанных отечественными историками качественных научных работ по вопросам денацификации, и высказал идею создания специальной группы, которая изучила бы эти работы на предмет опыта, который пригодится в настоящем, в решении той же задачи денацификации Украины. Главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Филитов выступил с обстоятельным докладом, в котором провел сравнительный анализ подходов к денацификации в советской зоне оккупации Германии и западных, прежде всего американской, зонах оккупации. Филитов напомнил, что участники Антигитлеровской коалиции начали прорабатывать вопросы денацификации еще до победы над Германией и ее союзниками.
Он обратил внимание, что уже тогда обозначилась разница между советским и американским подходами к данной задаче. Советский предусматривал дифференциацию наказания для нацистских преступников на основании тех списков, которые предоставит германское правительство — и это, между прочим, показывает, что руководство Советского Союза всерьез рассчитывало на образование единого германского правительства после войны. Американский же подход задумывался показательно жестким и суровым, предусматривая, в частности, арест по умолчанию всех функционеров НСДАП вплоть до «старших по подъездам». Однако начавшаяся Холодная война привела к заметным корректировкам в планах и намерениях. В условиях, когда надежды на создание в ближайшие годы общегерманского правительства рухнули, Советский Союз в вопросе денацификации положился на собственные структуры, в том числе на спецслужбы в частности, в первые послевоенные годы выявлением нацистских преступников в советской зоне оккупации Германии занимались, по некоторым оценкам, более двух тысяч чекистов. Было арестовано около 29 тысяч нацистов.
Филитов отметил, что разыскивали и арестовывали не только представителей диверсионно-террористического аппарата, офицеров гестапо, СД, абвера, руководителей НСДАП центрального, городского и районного уровней, но также редакторов и журналистов крупных нацистских изданий — этот факт свидетельствует о понимании той роли, которую эти люди сыграли в нацификации сознания немцев. Филитов также напомнил, что на Западе, особенно после уничтожения ГДР, велась целенаправленная дискредитация советской политики денацификации — в частности, через создание и распространение представлений об «ужасах» советских спецлагерей для нацистов, причем в число таких «ужасов» заносилось даже кормление контингента перловой кашей. При этом советская политика денацификации отнюдь не сводилась к преследованию и карательным мерам в отношении бывших функционеров и пропагандистов нацистского режима, а имела и созидательную сторону. Это ярко проявилось в том внимании, которое уделялось созданию восточной зоне оккупации новой системы образования, с заменой преподавательского состава на новых учителей, не состоявших в нацистской партии, с новыми учебной литературой было напечатано 50 миллионов учебников. При том более высокий по сравнению с западными областями уровень зарплат учителей и ряд иных признаков показывает, что обновление преподавательского состава и создание новой образовательной системы рассматривались как одна из приоритетных задач при формировании свободного от нацизма немецкого общества. На западе Германии, отмечает Филитов, в деле выявления причастных к нацистским преступлениям применялись социологические методы, а именно опрос немцев по специальной анкете из 131 вопроса.
По результатам заполнения этих анкет и определялась степень причастности конкретного человека к нацистским преступлениям, он причислялся к одной из пяти категорий: «главный виновник», «виновник», «несущий груз вины», «попутчик», «невиновный». В конечном итоге на три миллиона рассмотренных дел «главными виновниками» и «виновниками» были признаны только 25 тысяч человек. Докладчик обратил внимание на зачастую вопиющую несоразмерность наказания многих видных фигур нацистского режима — например, обергруппенфюрера СС Карла Вольфа, по сути серьезного наказания вообще не понесшего. И в целом в западных зонах оккупации явно проявлялся классовый подход в отношении нацистских преступников, квинтэссенцию которого исчерпывающе передает фраза, которую приписывают главе рейхсбанка Ялмару Шахту: «Банкиров не вешают». А после создания ФРГ наметилась тенденция к смягчению приговоров и досрочному освобождению и многих нацистских преступников, получивших все же те или иные сроки — и многие из этих преступников заняли высокие посты в военной и гражданской иерархии Западной Германии. Подытоживая доклад, Филитов констатировал, что если на востоке Германии, в советской зоне оккупации, денацификация проводилась весьма эффективно, то на западе фактически провалилась.
Писатель и журналист, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов с присущей ему энергией и мощным слогом рассказал, почему считает необходимым доведение российской специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины до победного конца и в чем видит опасность ее сворачивания. Проханов подчеркнул, что украинские нацисты воспримут остановку, сворачивание российской операции как свою победу, и в таком случае неизбежна дальнейшая чудовищная фашизация Украины. Писатель особо подчеркнул, что главное, чего опасается поддержавшее спецоперацию большинство российского общества — это предательство всех усилий и жертв нашей армии, как-то уже происходило в Афганистане и Чечне.
На этом основании распускались все стихийно возникшие антифашистские комитеты.
Ход денацификация в западной части Германии хорошо можно проследить на примере деятельности оккупационных сил США и Великобритании. С начала войны работала лондонская Комиссия по выявлению военных преступников. Списки включали почти один миллион немцев, причастных к фашистскому режиму. Однако эти данные использовались не столько для денацификации, сколько для специальных политических целей.
Более или менее последовательную политику денацификации союзники проводили только в первые месяцы после победы. Директива от 26 апреля 1945 г. В целях выявления активных нацистов при военных администрациях были созданы управления по денацификации. В первые дни после капитуляции Германии были арестованы и отправлены в лагеря те, кто занимали партийные посты от руководителя отделения и выше независимо от должности, — кадры СС, гестапо, СБ и штурмовых отрядов, руководители подразделений таких организаций, как гитлерюгенд, охранники концентрационных лагерей и т.
Их общее число составило в английской зоне оккупации около 90 тысяч человек, в американской — свыше 100 тысяч. В дальнейшем процесс во многом превратился в бюрократическую формальность. Главным методом деятельности управлений по денацификации стало распространение анкет среди населения. Немцы старше 18 лет обязаны были зарегистрироваться и заполнить анкету из 133 вопросов Meldebogen.
Цель — определение степени виновности и причастности к нацизму. В зоне США было заполнено более 13 млн анкет, ставших основанием для 3,5 млн дел. В британской зоне анкеты заполнили 12 млн человек из 15,5 млн взрослого населения. Сама процедура затрудняла выявление активных нацистов.
В органах оккупационной администрации западных зон оказалось немало бывших нацистов. Поскольку к мероприятиям по денацификации часто привлекались бывшие нацисты, многие бонзы НСДАП спокойно проходили «чистку» и получали такое же наказание, как и рядовые члены преступной партии. Возвратная денацификация Уже в марте 1946 г. На местах создавались специальные трибуналы —шпрухкамеры Spruchkammer.
Обычно они состояли из трех-пяти немцев не моложе тридцати лет: председателя, не менее двух экспертов и прокурора. Процессы в значительной степени стали формальностью. Оккупационные силы оставили за собой функции контроля и наблюдения, а также помощи немецким чиновникам. Трибуналы наводнила масса рекомендательных писем и сертификатов нередко сомнительного происхождения.
Они «доказывали», что обвиняемый не был активным нацистом, а вел праведную жизнь. Свидетелями могли выступать друзья и соседи, которые давали положительные характеристики в обмен на ответную услугу. Проверить подлинность анкетных данных у «денацификаторов» не было ни времени, ни особого желания. Даже среди немцев притчей во языцех стали коррупция и фаворитизм членов трибуналов.
Не удивительно, что эффективность судебной денацификации в западной зоне стремилась к нулю. Например, в сентябре 1946 г. Но и это не являлось гарантией справедливости, часто реальные преступники обеспечивали себе оправдание, в то время как наказывались «попутчики», не сумевшие обеспечить «достойную» защиту. Огромное влияние на процесс денацификации оказала разгоравшаяся холодная война.
Уинстон Черчилль во время посещения Цюриха в сентябре 1946 г. По его словам, необходимо «подвести черту под прошлым, повернуться спиной к его ужасам и глядеть в будущее... Если Европу суждено спасти от бесконечных бедствий и полного уничтожения, то в основу спасения должен лечь акт веры в семью европейских народов и акт забвения всех преступлений и ошибок». Летом 1947 г.
Она объявила, что денацификация должна быть как можно скорее завершена, поскольку «препятствует экономическому восстановлению Германии». После этого глава военной администрации Люсиус Клей внес поправки в закон о денацификации. Слушания в трибуналах еще более ускорились, а вердикты выносились все более мягкие. Обвиняемые могли даже не являться на процесс, а общаться с трибуналом по переписке.
Даже те нацисты, чья вина была доказана, отделывались штрафами. Фактически в западной части Германии происходил обратный денацификации процесс: ресоциализация фашистов в немецкое общество. К лету 1948 г. Еще ранее западные союзники пошли на серию уступок.
В августе 1946 г. В декабре 1946 г. Как отмечает современный немецкий историк Алейда Ассман, в условиях усиления конфронтации с СССР Запад пошел на сохранение «коричневой» преемственности элиты ради скорейшего восстановления Западной Германии и ее интеграции в такие структуры, как НАТО. Характеризует процесс денацификации и отношение к крупному бизнесу.
Еще осенью 1945 г. Однако в итоге в списке остались только 42 человека. Несмотря на судебные процессы над руководителями компании «ИГ Фарбениндустри», концернов Круппа и Флика, большинство из них вскоре вернулись к работе как «незаменимые специалисты». Так, Альфред Крупп был членом СС с 1931 г.
Он был приговорен к 12 годам тюрьмы, но провел в заключении только 2,5 года. Затем Крупп добился аннулирования части приговора в отношении конфискации имущества и разукрупнения его концерна. Крупп снова возглавил корпорацию и руководил ею до своей смерти в 1967 г.
Дипломат подчеркнула, что нынешней Германией руководят неонацисты. Вы посмотрите, Анналена Бербок, которая является внучкой нациста, и которая говорит, что гордится своим дедом. Вы посмотрите, какое количество людей внутри правительства Германии так или иначе ассоциировано с нацистским прошлым их предков. А почему?
Захарова заявила, что денацификация в Германии не закончилась
Для установления степени виновности анкетируемого и определения меры наказания на местах создавались специальные трибуналы, или, как их еще называли, шпрухкамеры Spruchkammer , которые состояли, как правило, из трех-пяти немцев не моложе тридцати лет: председателя, не менее двух экспертов,прокурора. Всего в американской зоне было создано 545 трибуналов со штатом в 22 тыс. Военное правительство оставило за собой функции контроля и наблюдения за работой трибуналов,а также помощи немецким чиновникам в случае необходимости. Каждый обвиняемый имел право на адвоката,а также в случае несогласия с приговором мог в течение месяца его обжаловать в апелляционном трибунале. Кроме того, лица, попавшие в первую или вторую категории, могли самостоятельно приводить доказательства, смягчающие их вину, что бы иметь возможность попасть в меньшую категорию. Поскольку бремя доказательств своей непричастности к нацизму лежало на самих немцах, довольно скоро трибуналы наводнило огромное количество всевозможных сертификатов, оправдательных бумаг, рекомендательных писем о том, что обвиняемый вел образ жизни истинного христианина и не был активным нацистом, получивших название «персил-удостоверения» «Persilscheine». Местные трибуналы в американской зоне приступили к слушаниям в июне 1946 г.
К этому времени анкеты заполнили около 1613000 немцев. Всего же,согласно статистическим данным, на конец июня 1949 г. Уже в течение первых месяцев работы трибуналов стало ясно, что быстрое завершение программы денацификации невозможно. Огромное количество лиц,подлежащих судебному преследованию, делало эту задачу практически невыполнимой. Немецкие трибуналы были бы просто не в состоянии рассмотреть все случаи в пределах разумного времени. Осуществлению денацификации мешала и чисто экономическая проблема: трибуналам по денацификации приходилось работать в трудных условиях черного рынка, нехватки пишущих машинок, бумаги и других средств.
Третий этап денацификации ознаменовался началом смягчения ее условий. С целью ускорения работы трибуналов военное правительство было вынуждено пойти на уступки. В августе 1946 г. Предполагалось, что эти амнистии затронут около двух миллионов человек и облегчат работу трибуналов.
Поскольку она рассматривалось в первую очередь как проблема ФРГ, вопрос возможной вины или ответственности мало кого интересовал [17] [18]. Французская зона оккупации[ править править код ] Поскольку французские оккупационные войска, состоявшие из частей Свободных французских сил , входили в состав 6-й американской группы армий, американские директивы формально распространялись и на французскую военную администрацию [19]. Любой, кто родился после 1 января 1919 года или позже и не занимал должность национал-социалистического характера, был автоматически реабилитирован.
По мнению Клауса Бёллинга, французы воздерживались от систематической денацификации, «поскольку считали, что эта попытка в любом случае безнадежна» [21]. Кристиан Мергенталер, премьер-министр Вюртемберга до 1945 года, и более 800 других бывших функционеров НСДАП были интернированы французскими оккупационными властями в лагере недалеко от Балингена и использованы на принудительных работах на сланцевых предприятиях и цементных заводах. К январю 1949 года эти интернированные после трибунала были освобождены в основном как «незначительно виновные». Много вопросов вызывала классификация известных промышленников из Фридрихсхафена : несмотря на протесты социалистов и профсоюзных деятелей, бывшие руководители военной промышленности, такие как Клод Дорнье , Карл Майбах и Хуго Эккенер , оставались практически без наказания, поскольку они поставляли вооружение во Францию [22]. Государственная служба[ править править код ] Увольнение членов НСДАП с государственной службы в административных районах советской зоны оккупации осуществлялось по-разному. В некоторых районах были уволены только высшие чины, а в других — все номинальные члены партии. Тем не менее вызванная войной нехватка кадров в советской зоне оккупации также привела к прагматичной политике реабилитации.
Однако членам НСДАП в советской зоне оккупации, как правило, не разрешалось возвращаться в школу, полицейский и судебный аппарат и внутреннюю администрацию, тогда как это разрешалось в западных зонах, где тем самым возникла кадровая преемственность весьма сомнительного характера [23]. В Западной Германии взаимосплетение государственных функций и институтов с партийными структурами после 1945 года привела к тому, что бывшие члены СС могли выполнять прежние государственные функции в других учреждениях. К ним относятся судьи, прокуроры, полицейские, врачи, учителя, офицеры, государственные служащие и т. Их профессиональные знания были настолько важны для развития ФРГ, что их деятельность в период национал-социализма сознательно игнорировалась. Вернувшись в строй, они выдавали друг другу оправдательные характеристики, заставляли исчезнуть компрометирующие документы и использовали закон в свою пользу. Зараженная и пропитанная идеологией и моралью, которые господствовали в период с 1933 по 1945 год, эта элита существенно повлияла на последующие поколения [24]. Завершение денацификации[ править править код ] Закон, регулирующий правоотношения лиц, подпадающих под действие статьи 131 Основного закона , был принят 1-м бундестагом 10 апреля 1951 года лишь при двух воздержавшихся и обнародован 13 мая 1951 года.
Этот закон, вступивший в силу задним числом 1 апреля, иногда называют «Заключительным актом о денацификации» или «Актом 131». За исключением групп 1 главные виновные и 2 виновные , он обеспечил возвращение остальных категорий на государственную службу. В качестве своего рода моральной компенсации бундестаг единогласно принял «Закон, регулирующий возмещение национал-социалистической несправедливости в отношении государственных служащих» несколькими днями ранее и объявил о нём за день до принятия закона о завершении денацификации. Подобные законы также были приняты на уровне федеральных земель. Например, в земле Шлезвиг-Гольштейн сначала был принят «Закон о продолжении и завершении денацификации» от 15 февраля 1948 года, который был одобрен подавляющим большинством всех партий, а затем скандальный «Закон о прекращении денацификации» от 14 марта 1951 года, который, среди прочего, давал возможность бывшим нацистским чиновникам вернуться на высшие посты в политике и администрации. Возвращение на государственные должности лиц с национал-социалистическим прошлым стали называть «ренацификацей». Это определениие часто использовал министр внутренних дел Пауль Пагель ХДС , единственный член кабинета министров без нацистского прошлого в правительстве Вальтера Бартрама [25].
Таким образом, на федеральном уровне и в большинстве федеральных земель денацификация завершилась, что большинство населения приняло без возражений [26]. Исключение составляла берлинская процедура искупления, которая была в первую очередь нацелена на активы признанных тяжело виновными национал-социалистов [27]. Заключительный акт о денацификации от 14 июня 1951 года предусматривал, что в будущем не следует начинать процедуры денацификации, и отменял ещё существующие положения оккупационного закона о денацификации. Однако в Западном Берлине были созданы судебная комиссия и апелляционная палата, которые не только должны были продолжать ожидающие разбирательства судебных комитетов по денацификации и ревизионных комиссий против главных виновных, но также могли инициировать новое разбирательство по искуплению вины или повторное судебное разбирательство в том числе в отношении умерших или пропавших без вести лиц. С принятием второго Заключительного акта о денацификации от 20 декабря 1955 года управление сената внутренних дел стало органом, инициирующим новые и повторные судебные процессы. Через 10 лет после завершения национал-социалистического господства меры искупления в отношении попутчиков или менее обремененных виной сторонников режима подлежали прекращению, «с другой стороны, должна быть открыта возможность справедливого наказания тех главных виновных, которые часто знали, как избежать преследования» [28]. Вдова Германа Геринга должна была выплатить денежный штраф в размере 756 тыс.
В деле против Йозефа Геббельса на его берлинские активы был наложен штраф в 110 тыс. После отмены срока давности за преступления, предусмотренные статьей 211 Уголовного кодекса убийство , с принятием 16-го Закона о внесении изменений в Уголовный кодекс от 16 июля 1979 года ч. В населенных пунктах предписывалось назначить военных комендантов, которые бы утверждали временных бургомистров и старост из местного австрийского населения. Толбухин выпустил обращение «К населению Австрии» с соответствующими разъяснениями и предложением вылавливать гитлеровских агентов, провокаторов и диверсантов.
Однако на первых порах амнистии скорее сдерживали процесс денацификации,поскольку немецким трибуналам требовалось время,чтобы разобраться с такими делами. На протяжении первых месяцев осуществления денацификации немецкими трибуналами военное правительство контролировало их деятельность. Довольно скоро ожидания американцев на активное участие немцев и их заинтересованность в деле осуществления денацификации не оправдались. Если сравнить решения, принятые ранее военным правительством, с приговорами немецких трибуналов,то обнаруживается следующая закономерность: вердикты, вынесенные немецкими трибуналами, были гораздо мягче, чем у военного правительства, наблюдается тенденция к уменьшению степени виновности и как следствие — меры наказания в большинстве случаев. Так, в сентябре 1946 г. Такой политике «мягкой денацификации» можно найти несколько объяснений. Во-первых, трибунала мне хватало компетентного, с антинацистскими взглядами персонала. Поиск и назначение обвинителей и судей представляли большие трудности, так как многие немцы не желали работать в судах по денацификации. Поскольку все слушания проходили в местных общинах, то довольно часто члены трибуналов и обвинители подвергались запугиванию, общественному осуждению, на них оказывалось давление, чтобы они смягчали наказание. В конце 1946 г. Во-вторых, большие проблемы создавал поиск свидетелей со стороны обвинения, многие отказывались свидетельствовать против ответчика, так как общественное мнение этого не одобряло. С другой стороны, свидетелей защиты было предостаточно. Причем в качестве свидетелей могли выступать соседи, друзья и другие лица, которые давали положительные характеристики в ответ на подобную же услугу. В-третьих, поскольку чаще всего обвинения строились на анкетных данных, а проверить их возможности практически не было, естественно, что такие явления как подлог данных, мошенничество были обычным делом. Помимо прочего, не были редкостью анонимные доносы, ложные обвинения,интриги и сплетни, а коррупция и фаворитизм среди председателей и обвинителей вызывали критику даже среди немцев. Поэтому неудивительно, что при такой системе главный удар пришелся на номинальных нацистов, а крупным преступникам удавалось избежать должного наказания. Естественно, что американское военное правительство не было удовлетворено тем,как немцы проводили денацификацию, и требовало от них ужесточения приговоров.
Напомним, главред медиагруппы «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила , что высокопоставленные немецкие офицеры обсуждали удары по Крымскому мосту, и опубликовала расшифровку разговора представителей бундесвера, планировавших атаку на Крымский мост. Обсуждалась возможность нанести удар по Крымскому мосту дальнобойными крылатыми ракетами Taurus с французского многоцелевого истребителя Dassault Rafale. Читайте похожие материалы на Daily Moscow:.
Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года
- Денацификация и перевоспитание
- Григорий Герасимов. Денацификация Германии и Украины: общее и особенное
- Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года
- Денацификация: опыт прошлого и разработки на ближайшее будущее
- Послевоенная денацификация Германии как контрпропаганда. - Г.Г. Почепцов
Денацификация в Западной Германии: элиту отмыть, общество трансформировать
Решение Берлина поставить оружие Киеву заставляет задуматься над тем, насколько всеобъемлющим и завершенным был процесс денацификации в самой Германии после ее. По ее словам, которые приводит РИА Новости, если немцы не изменят ситуацию, последствия для ФРГ будут ужасны. Официальный представитель МИД Мария Захарова заявила о том, что процесс денацификации в Германии все еще не завершен. ДЕНАЦИФИКАЦИЯ ГЕРМАНИИ: ОБ УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА, Микаэль. Большую роль в деле денацификации и демократизации Германии сыграл Нюрнбергский процесс над главными нацистскими военными преступниками. «Денацификация в Германии не завершена — если немцы не изменят ситуацию, последствия для ФРГ будут ужасающими», — сказала спикер МИД РФ.
На прецедентах учимся
- Подкаст ДЕНАЦИФИКАЦИЯ. Слушать все выпуски онлайн бесплатно на Яндекс Музыке
- Вы точно человек?
- Захарова заявила, что процесс денацификации в Германии не завершён — РТ на русском
- Смотрите также
- В МИД России заявили, что денацификация в Германии не завершена | Аргументы и Факты
Послевоенная денацификация Германии как контрпропаганда
Под денацификацией принято понимать политику, реализуемую на территории Германии и Австрии, нацеленную на устранение влияния национал-социализма на австрийское и немецкое. Также на Потсдамской конференции были выработаны четыре основных принципа оккупации Германии союзниками: демилитаризация, денацификация, децентрализация и демократизация. О незавершенности денацификации ФРГ говорят перехваченные переговоры немецких офицеров о планах ударов по территории России, объяснила Захарова.
Годовщина денацификации: у посольства России в Берлине установят подбитый танк
Само понятие «денацификация» было введено в международный оборот резолюциями Ялтинской и Потсдамской конференций глав СССР, США и Великобритании. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что денацификация в Германии не была завершена. В данном материале рассмотрим, что входило в понятие денацификации, которая проходила в Германии после окончания Второй мировой войны.
Денацификация Германии. Загадки века с Сергеем Медведевым. Эфир от 25 мая 2022 г.
Советские воины-победители скорее занимались прикладным «барахольством», то есть занимались сбором бесхозного имущества. Когда советское командование разрешило отправку посылок домой, в Союз поехали коробки со швейными иглами, обрезами тканей, рабочими инструментами. При этом отношение ко всем этим вещам было у наших солдат было довольно брезгливым. В письмах родным они оправдывались за все это «барахло». Странные подсчеты Самая проблемная тема - тема насилия над мирными гражданами, особенно над немецкими женщинами.
Вплоть до перестроечного времени количество немецких женщин, подвергшихся насилию, было небольшим: от 20 до 150 тысяч по всей Германии. В 1992 году в Германии вышла книга двух феминисток, Хельке Зандер и Барбары Йор, «Освободители и освобожденные», где появилась другая цифра: 2 миллиона. Цифры эти были «притянуты» и основывались на статданных только одной немецкой клиники, помноженных на гипотетическое количество женщин. В 2002 году вышла книга Энтони Бивора «Падение Берлина», где также появилась эта цифра.
В 2004 году эта книга была издана и в России, породив миф о жесткости советских солдат в оккупированной Германии. На деле по документам такие факты считались «чрезвычайными происшествиями и аморальными явлениями». С насилием над мирным населением Германии боролись на всех уровнях, а мародеры и насильники попадали под трибунал. Точных цифр по этому вопросу до сих пор нет, не все документы еще рассекречены, но в докладе военного прокурора 1-го Белорусского фронта о противоправных действиях в отношении гражданского населения за период с 22 апреля по 5 мая 1945 года есть такие цифры: по семи армиям фронта на 908,5 тысяч человек зафиксировано 124 преступления, из которых 72 изнасилования.
О каких двух миллионах может идти речь?
Более того, суды ФРГ освобождали от ответа тех военных преступников, кто уже был осуждён в других странах, в том числе западных» [6]. В 2012 году, впервые после послевоенной волны переименований в 1945—1949 годах, в Германии началась масштабная ревизия названий улиц [7]. Взгляд на некоторых действующих лиц 30-х и 40-х со временем изменился благодаря масштабным исследованиям архивов и дневников [8]. Оккупационная зона США В 545 судах американским военным командованием было разобрано более 900 тысяч дел. Дополнительно американцы составили анкету из 131 вопроса, по итогам заполнения которой подлежащие денацификации люди делились на следующие группы: главные обвиняемые военные преступники ;.
Единственно надёжным средством денацификации является предъявление украинцам идей, которые заменят в их сознании украинский нацизм и национализм. Историческое обоснование векового единства русского и украинского народов было детально разработано в обращениях Президента Российской Федерации 21 и 24 февраля 2022 года [3]. Главный их тезис — русские и украинцы единый народ, связанный общностью истории, языка и судьбы. Неудачи социального-экономического развития, а также претензии на независимость своей страны украинские элиты «решили обосновать через отрицание её прошлого. Стали мифологизировать и переписывать историю, вымарывать из неё всё, что нас объединяет, говорить о периоде пребывания Украины в составе Российской империи и СССР как об оккупации. Общую для нас трагедию коллективизации, голода начала 30-х годов выдавать за геноцид украинского народа» [4]. Выход В.
Путин видит в ликвидации на Украине проекта «анти-Россия». Ведь мы — один народ» [5]. Это точка зрения подтверждается фактами и убедительна для всех, кто считает, что русские и украинцы — это один народ, но таких на современной Украине видимо меньшинство, либо они не слишком уверены в своей правоте и не готовы отстаивать свои идеи с оружием в руках. Исключение составляют жители ДНР и ЛНР, и именно их пример вселяет надежду на то, что процесс восстановления единства и дружбы русского и украинского народов может пойти достаточно быстро, но только под контролем российских войск. При сохранении у власти нынешней украинской элиты, денацификация будет проведена формально и не затронет сознания подавляющего большинства националистически настроенных украинцев, то есть денацификация не состоится. Общее историческое прошлое, хоть и важная, но лишь одна из частей мировоззрения, с позиций которого человек оценивает окружающую его действительность, в том числе и социально-политическую. Для того, чтобы одинаково оценивать прошлое недостаточно знать одни и те же факты, нужно ещё их одинаково оценивать.
На Украине создана своя история, и она кардинальным образом отличается от российской. В ней русские — не братья, а главные враги украинского народа. Для того, чтобы украинцы отказались от нацистских идей, мы должны предложить им другие идеи, более привлекательные, чем вступление в ЕС и НАТО. Есть ли у нас такие идеи? Сегодня я их не вижу. От коммунизма, под знамя которого в своё время Советский Союз собрал треть мира, мы отказались и возвращение к нему невозможно. Только отказ де-факто от либеральной идеи позволил сохранить страну в начале нынешнего столетия.
Сегодня, западный либерализм — главный мировоззренческий противник России, однако его идеи закреплены в первой главе Конституции РФ, принятой в 1993 году после расстрела Верховного Совета, поэтому он постоянно питает и плодит национал-предателей, которых В. Путин назвал «пятой колонной» в нашем государстве: «кто зарабатывает деньги здесь, у нас, а живёт там, и «живёт» даже не в географическом смысле этого слова, а по своим мыслям, по своему рабскому сознанию» [6]. В нашей нынешней борьбе с Западом необходимо решительно отказаться от враждебных России идей. Главная беда состоит в том, что нам их нечем заменить. Поиск альтернативных путей развития ведется с самого основания Российской Федерации, однако обществу так и не было представлено внятной альтернативы либерализму, которую бы поддержало большинство общества. В результате, в самый ответственный момент своей истории Российская Федерация оказалась, не имея внятных идей и целей, ради которых народ должен терпеть неизбежный спад уровня жизни, вызванный санкциями.
Это дало ей возможность с чистого листа выстраивать отношения с соседями и в итоге стать частью мирового сообщества.
Однако опыт Москвы в этом плане отличался от подхода, принятого в зонах, управляемых союзническими силами США, Великобритании и Франции. Чем отличались два подхода к денацификации, почему СССР достиг лучших результатов и насколько применим этот опыт сегодня, — разбиралась «Лента. Цели и задачи На фронтах Второй мировой войны еще продолжались сражения, а страны-союзники уже размышляли о том, какой будет мирная жизнь после разгрома Третьего рейха. Все прекрасно понимали, что послевоенное урегулирование должно быть в том числе и политическим. Необходимо было не только уничтожить германскую военную машину, но и сам режим, который развязал самую масштабную войну в мировой истории. С 1942 года СССР готовил доказательную базу по военным преступлениям немецкой армии на оккупированной территории. Была создана Чрезвычайная государственная комиссия ЧГК , на которую возлагались дознание и суд.
По мере продвижения Красной армии проходили и первые процессы над военными преступниками — как немецкими, так и коллаборационистами, попавшими в плен. Также по инициативе советской стороны было принято решение, что каждая из стран антигитлеровской коалиции сможет самостоятельно судить военных преступников, совершавших преступления на ее территории. Ключевых же деятелей нацистской партии решили подвергнуть международному суду. Ялтинская конференция союзных стран, февраль 1945 года Фото: РИА Новости Основная работа по созданию будущего международного трибунала проходила на Ялтинской конференции в начале 1945 года. Юрисдикции трибунала подлежали преступления против мира, преступления против человечности и военные преступления. Каждое из государств антигитлеровской коалиции сформировало свои прокурорские группы, работавшие над обвинительным заключением. Тогда же было принято решение о ликвидации всех организаций, составлявших опору нацистского режима, и о постепенном переформатировании политической жизни послевоенной Германии.
Важным и во многом символическим этапом этой работы стали Нюрнбергские процессы. Значимым было даже место их проведения — именно в Нюрнберге проходили съезды Национал-социалистической немецкой рабочей партии НСДАП еще до прихода нацистов к власти. В ходе первого процесса, который начался 20 ноября 1945 года, а завершился спустя почти год, 1 ноября 1946-го, были осуждены ключевые деятели нацистского режима, а мир впервые увидел доказательства преступлений против человечности. Последующие процессы всего их было 12 шли до 1949 года, на них судили руководителей СС, персонал концлагерей, главных «капитанов промышленности» Третьего рейха и ключевых армейских офицеров, планировавших главные военные операции. Генерал Альфред Йодль справа и генерал Вильгельм Кейтель на Нюрнбергском процессе, ноябрь 1945 года Фото: AP Нюрнбергские процессы стали важным символом объединения международного сообщества против нацизма. Однако они были лишь верхушкой айсберга. Куда важнее было не допустить воссоздания тех условий, в которых сформировался гитлеровский режим: а это была целая цепь социально-политических причин.
Поэтому в разделенной на оккупационные зоны Германии развернулась большая работа, главной задачей которой было исключить из политической жизни страны основных сторонников и главных бенефициаров нацистского режима. Но при едином понимании целей в двух Германиях эти процессы шли по-разному и с разными результатами.
Историк Константин Залесский: «Сами бы немцы денацификацию не провели»
По западной мерке Западные союзники изначально взяли под контроль политическую жизнь в своей зоне ответственности. Сразу после окончания боевых действий против Германии перед ними замаячила перспектива неминуемого геополитического столкновения с Советским Союзом, который мог усилиться за счет земель и армии вчерашнего противника. США, Великобритания и Франция стремились не только провести денацификацию, но и купировать возможное влияние на население со стороны коммунистов и всех возможных симпатизантов СССР. Все немцы были обязаны заполнять многостраничные анкеты, на основе которых выносилось решение об их принадлежности к одной из категорий. Людей могли признать главными виновными в преступлениях нацизма, виновными, попутчиками или невиновными. Анкеты были настолько огромны, что немецкий писатель Эрнст фон Заломон из своих ответов составил целый роман на тысячу страниц. Сколь трудоемким, настолько же и бесполезным оказался этот труд. Согласно анкетированию, во всей оккупационной зоне союзников в той или иной мере причастными к нацистскому режиму были признаны лишь 24 тысячи человек. Вся работа сводилась к недопущению создания организованного вооруженного сопротивления. Причастность конкретных персон к прежним военным преступлениям новые власти волновала мало.
Уже к 1946 году весь процесс по денацификации перешел в руки самих немцев. Были созданы специальные трибуналы-тройки: председатель, обвинитель и эксперт. В западных областях Германии эти суды стали символом коррупции и оставались таковыми спустя много лет после войны. С их помощью не только зарабатывались деньги и преференции, но и сводились старые счеты. При этом большинство членов этих трибуналов и сами были бывшими членами нацистской партии. В итоге многие высокопоставленные деятели НСДАП спокойно проходили процедуру денацификации и получали полное право на государственную службу и политическую деятельность, а рядовые партийцы, вся роль которых сводилась к посещению партсобраний, стали главными козлами отпущения. Руководство нацистской Германии на открытии сельскохозяйственной выставки в Бреслау, 1934 год Фото: AP Отдельного упоминания заслуживает работа трибуналов с крупными промышленниками, которые сперва спонсировали нацистов до их прихода к власти, а после стали экономическими бенефициарами их правления. Любые разбирательства в их отношении саботировались военной администрацией. При этом наказания избежали даже те промышленники, кто использовал на своих предприятиях труд заключенных концлагерей По той же причине на Западе лояльно относились и к офицерам вермахта, абвера и гестапо.
Из них впоследствии сформировали почти все руководство силовых структур ФРГ, созданной в оккупационной зоне союзников. Многие из этих офицеров работали позже в структурах НАТО. Главный автор «расовых законов» Ганс Глобке после войны возглавлял администрацию канцлера Конрада Аденауэра. Курт Кизингер, возглавлявший правительство ФРГ с 1966-го по 1969 год, во времена Третьего рейха работал в министерстве пропаганды. Зачастую они были малочисленными и маргинальными, но само их присутствие в политическом пространстве давало понять немцам, что дух Третьего рейха все еще жив.
Фото: AP Среди главных целей российской спецоперации на Украине названа денацификация. Но в отличие от демилитаризации, чьи методы и цели вполне понятны, сказать, что именно кроется за понятием «денацификация», сегодня способны немногие.
Согласно официальной позиции Москвы , смысл ее заключается в отмене всех законов и институтов, дискриминирующих граждан по принципу языка и национальности. И самое время обратиться к истории, для того чтобы определить, как должна проводиться эта работа на практике. После Второй мировой войны сложный и многоэтапный процесс денацификации прошла Германия. Это дало ей возможность с чистого листа выстраивать отношения с соседями и в итоге стать частью мирового сообщества. Однако опыт Москвы в этом плане отличался от подхода, принятого в зонах, управляемых союзническими силами США, Великобритании и Франции. Чем отличались два подхода к денацификации, почему СССР достиг лучших результатов и насколько применим этот опыт сегодня, — разбиралась «Лента. Цели и задачи На фронтах Второй мировой войны еще продолжались сражения, а страны-союзники уже размышляли о том, какой будет мирная жизнь после разгрома Третьего рейха.
Все прекрасно понимали, что послевоенное урегулирование должно быть в том числе и политическим. Необходимо было не только уничтожить германскую военную машину, но и сам режим, который развязал самую масштабную войну в мировой истории. С 1942 года СССР готовил доказательную базу по военным преступлениям немецкой армии на оккупированной территории. Была создана Чрезвычайная государственная комиссия ЧГК , на которую возлагались дознание и суд. По мере продвижения Красной армии проходили и первые процессы над военными преступниками — как немецкими, так и коллаборационистами, попавшими в плен. Также по инициативе советской стороны было принято решение, что каждая из стран антигитлеровской коалиции сможет самостоятельно судить военных преступников, совершавших преступления на ее территории. Ключевых же деятелей нацистской партии решили подвергнуть международному суду.
Ялтинская конференция союзных стран, февраль 1945 года Фото: РИА Новости Основная работа по созданию будущего международного трибунала проходила на Ялтинской конференции в начале 1945 года. Юрисдикции трибунала подлежали преступления против мира, преступления против человечности и военные преступления. Каждое из государств антигитлеровской коалиции сформировало свои прокурорские группы, работавшие над обвинительным заключением. Тогда же было принято решение о ликвидации всех организаций, составлявших опору нацистского режима, и о постепенном переформатировании политической жизни послевоенной Германии. Важным и во многом символическим этапом этой работы стали Нюрнбергские процессы. Значимым было даже место их проведения — именно в Нюрнберге проходили съезды Национал-социалистической немецкой рабочей партии НСДАП еще до прихода нацистов к власти. В ходе первого процесса, который начался 20 ноября 1945 года, а завершился спустя почти год, 1 ноября 1946-го, были осуждены ключевые деятели нацистского режима, а мир впервые увидел доказательства преступлений против человечности.
Последующие процессы всего их было 12 шли до 1949 года, на них судили руководителей СС, персонал концлагерей, главных «капитанов промышленности» Третьего рейха и ключевых армейских офицеров, планировавших главные военные операции.
Нет ответа на вопрос, почему уже в первые послевоенные годы денацификация Германии по сути была прервана. Кикнадзе подчеркнул, что процесс денацификации и демилитаризации должен быть полностью прозрачным, и проводить его должна только Россия без каких-либо союзников.
Руководитель рабочей группы Института стран СНГ по противодействию искажению истории, кандидат педагогических наук Игорь Шишкин призвал не ставить на одну доску немецкий нацизм и украинский, подчеркнув, что последний пока не принес столько жертв. Шишкин подчеркнул, что если для объявления немцев народом-преступником были весомые основания, то украинский народ назвать в той же степени преступным нельзя. Также Шишкин согласился с позицией Черняховского, что денацификацию нельзя преподносить как деукраинизацию, ликвидацию украинской самобытности.
Он сослался на опыт интеграции Малороссии в состав России при Романовых, когда шел постепенный процесс, растянувшийся от правления Алексея Михайловича до эпохи Екатерины II. Но этот процесс при всей медлительности проведен был так, что ликвидация той же Гетманщины не встретила серьезного сопротивления малороссов. Свой взгляд Шишкин высказал относительно истоков бандеровщины и вообще украинского шовинизма, подчеркнув недопустимость сведения данной проблемы к язве западенства.
Шишкин напомнил, что для подавления и ликвидации прорусской части населения всего 100 лет назад Австро-Венгрии понадобилось организовать на Западной Украине два концлагеря. А до того москвофильство было самым влиятельным движением в той же Галиции, несмотря на поддержку австро-венгерскими властями украинофильства. Шишкин сделал важную оговорку, что при всей важности изучения вклада поляков, австрийцев и прочих в формирование украинства, следует также учитывать и внутренние предпосылки к складыванию этого конструкта.
Он подчеркнул, что в XIX веке прослойка ненавидящих Россию людей начала складываться на тех территориях нынешней Украины, которые давно вошли в состав Российской империи и возможности влияния на них у иноземцев были весьма ограниченные. Но именно в 30—40-е годы XIX века в Российской империи появился слой людей, отождествивших существовавшее в России, как и в любой стране, зло, с самой Россией, и ставшие бороться не со злом в России, а самой Россией, ее государственностью как источником зла, возникла русофобия значительной части российского правящего класса. И украинство стало местным малороссийским изданием этой русофобии.
Профессор Московского лингвистического университета, доктор исторических наук Алексей Плотников поддержал общее мнение участников заседания о необходимости доведения спецоперации до полной победы и демилитаризации и денацификации всей Украины вплоть до западных границ, до линии Керзона. Среди проблем, осложняющих процесс денацификации, он указал на идеологический раздрай, представляющий собой давнюю беду русской интеллигенции — с одной стороны, разнообразие мнений, конечно, является положительным фактором, с другой стороны, в делах вроде денацификации требуется единство в главном, а все второго, третьего и прочих порядков решать в рамках научной дискуссии. Плотников подчеркнул необходимость смены власти в Киеве на лояльных России и незапятнанных активным сотрудничеством со сбежавшими в 2014 году от майдана Януковичем, Азаровым и прочими людей.
Говоря о борьбе с вооруженным нацистским подпольем, Плотников сослался на опыт борьбы Советского Союза с лесными братьями в Прибалтике и бандеровцами на Украине, когда Красная Армия и чекисты выдавливали нацистские банды из густонаселенной местности в изолированные необжитые районы леса и т. Также ученый подчеркнул и необходимость операций по ликвидации главарей нацистов, как ликвидировали того же Шухевича в 1950 году. Самая же сложной частью денацификации историк назвал пропаганду, которая займет не один месяц и не один год.
Он подчеркнул, что лишать украинскую идентичность права на существование в данном вопросе бесперспективно, более того, вредно. В этой связи Плотников отдельно упомянул про «на помои грязи, которые льются из некоторых абсолютно безответственных источников на политику Советского Союза, который, видишь ли, создал национальные республики» и заявил, что советскую власть следует благодарить за такое решение ситуации с национальным вопросом, потому что «нельзя загнать джинна национального самосознания, который вышел из бутылки», а попытки этим заниматься только заведут дело в тупик. Историк также высказался о необходимости не ограничиваться опорой на твердо прорусские и просоветские слои населения Украины, как ставшая уже знаменитой пожилая женщина с красным флагом, но и распропагандировать в правильную сторону колеблющихся.
Обозреватель журнала «Историк», член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Олег Назаров поднял вопрос ответственности украинского общества за сложившуюся ситуацию, поскольку бандеровщина не выскочила в один день, как чертик из табакерки. И проблема состоит в том, что широкие слои украинского общества никак бандеризации не противодействовали. Назаров привел в пример судьбу львовского историка Виталия Масловского, написавшего в 1984 году работу «В борьбе с врагами социализма.
Очерки истории классовой борьбы на селе в период построения социализма в западных областях Украины 1939-1950», в которой поведал о преступлениях ОУН-УПА организация, деятельность которой запрещена в РФ. В 1999 году Масловский был убит в подъезде собственного дома в 1999 году. Следствие не нашло убийц, хотя Масловский задолго до гибели получал угрозы от нацистов.
И в целом трагическая гибель человека, доносившего до людей историю изуверств украинских нацистов в отношении прежде всего украинцев же не вызвала в украинском обществе резонанса. Назаров также напомнил, что ни один из президентов «незалежной» Украины вовсе не был пророссийским, а выбирал их так или иначе украинский народ.
Лучшим полнометражным фильмом признан польский фильм «Последние из правых рыцарей» режиссера Михала Эдельмана, лучшим короткометражным фильмом — «Дети Хонияра» Армана Голипура Даштаки Иран. В национальном конкурсе победил фильм Павла Фаттахутдинова «Заповедник» Россия.
Жюри кинофестиваля возглавил кинорежиссер Юсуп Разыков. В 2022 году фестиваль был проведен в необычном формате — конкурсные фильмы демонстрировались в ВУЗах Волгограда. На городских площадках прошли открытые кинопоказы лучших российских документальных фильмов года, внеконкурсной программы «Евразийская панорама» и «Донбасс.