В понедельник делали чучело Масленицы, надевали на него старую одежду и с пением возили по селу, затем ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях и на заледенелых рогожках. На Севере и в Поволжье снаряжали масленичный поезд — цепочку саней, на одних из которых по деревне возили чучело Масленицы. Например, на шестой день Масленичной недели нельзя ссориться, браниться и вступать в конфликтные ситуации. «Первый областной» рассказывает, что и где делать с понедельника по воскресенье на Масленичной неделе. Понедельник открывает так называемую «Узкую Масленицу» — первую половину недели.
Что нельзя делать на Масленицу
- Когда Масленица 2023: дата и как отмечать Сырную неделю
- Что такое Масленица и как ее встречали на Руси
- Народные приметы о замужестве и семье
- История от А до Я
- Когда Масленица 2023: дата и как отмечать Сырную неделю | Алау ТВ
- Как отмечать Масленицу православным верующим и чего нельзя делать в праздничную неделю
Что можно и что нельзя делать в масленичную субботу
Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность.
По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты.
Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане.
В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие.
Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы.
Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд.
Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника.
Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла.
Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности.
Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется.
Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста.
Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!
А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю.
Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд».
Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам.
Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией.
И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи.
Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой.
В эту неделю любимая традиция семьи Елены Дудко — печь блины Фото: из личного архива Елены Дудко «У нас нет такого понятия, как Масленица. Это неделя моральной и телесной подготовки к посту. Нельзя кушать мясо, поэтому мы едим кисломолочные продукты, чтобы себя насытить на Великий пост, ведь он длинный и сложный», — поделилась Елена. В эту неделю любимая традиция семьи Елены — печь блины. Она говорит, что даже супруг подключается к процессу и готовит это блюдо по своему собственному рецепту. Сначала взбиваю яйцо, чуть-чуть солю, добавляю стакан крутого кипятка, не прекращая взбивать, чтобы яйцо не сварилось. Потом стакан молока холодного либо кефир и потом стакан муки.
Уже после добавляю сахар и подсолнечное масло. Блинчики получаются кружевные, в дырочку», — поделилась рецептом Елена. Никаких гуляний у старообрядцев на Масленицу нет. Правда, в Прощеное воскресенье они организуют ярмарку на территории храма. Самовары, блины и игры для детей — этот день перед началом Великого поста они стараются провести именно так. Это языческое. И когда в городе проходят гулянья, я ни за что туда не пойду и не поведу туда сына. Потому что будут вопросы, почему так делают, для чего, а нам это неприемлемо, мы так не делаем. У нас есть свои традиции, и мы стараемся их придерживаться», — отметила Елена. Фото: из личного архива Василисы Филатовой «Есть исследования, которые указывают на то, что Масленица не встречается в древних упоминаниях.
Только в XI веке в летописях появилось это название. При этом уже тогда на Руси появилось православие, поэтому о Масленице говорят как о мясопустной или сырной неделе», — говорит Василиса. В Татарстане гулянья начинали уже в воскресенье перед современной масленичной неделей. Этот день назывался «закатыльное воскресенье», потому что катание с гор было неотъемлемой частью праздника и дети начинали накатывать снежные горы. А в некоторых районах современной России отмечать начинали позже — со среды или четверга. Вы представьте, даже в одном селе могли одну и ту же песню петь по-разному, откуда взяться одинаковым названиям дней недели повсеместно? Гипотетически они могли иметь разные названия, а не одинаковые. Но у нас в Татарстане некоторые дни масленичной недели назывались одинаково. Для тех, кто недавно поженился, это был первый совместный выход в свет.
Хозяюшки принимались печь блины. Первым блином обязательно угощали нищих или малоимущих. Некоторые оставляли его рядом с домом — на помин усопших родственников. Остальными испеченными блинчиками следовало угостить пришедших в гости родственников, а за едой обсудить готовящееся празднование Масленицы и предстоящее сватовство. Вторник — Заигрыш Второй день Масленой недели всецело отводился сватовству и смотринам невест. Отсюда и пошло название — девушки заигрывали с парнями. Молодые люди на Руси ходили по домам и выбирали невест. Девушки же проводили ритуалы на привлечение суженого. Если все складывалось удачно, свадьбу назначали на Красную горку, сразу после Пасхи. Среда — Лакомка или Тещины блины Третий день Масленой недели — самый разгар праздника. Хозяйки пекут блины. По традиции в среду зятья навещали тещ. Те встречали молодых стопкой свежевыпеченных блинчиков, щедро политых сливочным маслом. По количеству угощения на столе можно было судить о том, какое отношение к себе снискал зять за прошедший год. Четверг — Разгуляй Начало Широкой Масленицы. Блины текли рекой. Отовсюду слышались музыка и смех: народ выходил участвовать в потехах и гуляньях. В центре устанавливали на шесте чучело Масленицы. Девушки водили хороводы и качались на качелях, а юноши состязались в силе и ловкости — перетягивании каната, кулачных боях, залезании на ледяной столб и, конечно, же захват и оборона снежной крепости. На улицах пели скоморохи, гуляли ряженые. Празднование продолжалось до вечера и завершалось прыжками через костер. Пятница — Тещины вечерки В отличие от среды, когда тещи ждали на блины зятьев, в этот день с ответным визитом к молодым приходили родители. Блины на угощение пекла дочь, а ее супруг всячески выказывал гостям свое уважение. Суббота — Золовкины посиделки Молодые замужние женщины приглашали в гости сестер мужа и незамужних подруг. Хозяйка дарила девушкам подарки и угощала блинами. Собравшиеся устраивали гадания на будущее. Воскресенье — Прощеное воскресенье Последний день Масленой недели и завершение развлечений. В этот день на самом высоком холме сжигают чучело Масленицы и ходят на кладбище, чтобы помянуть умерших родственников. Воскресенье отведено всепрощению. Люди просят друг у друга прощения и сами забывают обиды прошлого. По традиции, встретившись, люди говорили друг другу: «Прости меня», а в ответ слышали: «Бог тебя простит». Делается это, чтобы начать Великий пост без отягчающих душу мыслей. История и традиции Масленицы История Масленицы уходит в глубину веков. Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры. Появился праздник еще на языческой Руси. Изначально это были проводы зимы и приветствие скорого прихода весны.
Считалось, сколько золотых блинов испечет хозяюшка, столько в году и будет солнечных дней. Важно было не перестараться, ведь в противном случае можно было привлечь жару и засуху, способных испортить будущий урожай. Особое внимание обращали на первый блин, испеченный в начале Узкой Масленицы. По его цвету люди могли определить, будут ли здоровы родственники. Если блин получался золотистым и румяным, это означало, что с членами семьи будет все хорошо в текущем году. Если же блин был бледным, то он указывал на то, что близким придется побороться с недугами. Хозяюшки старались сделать первый блин ажурным и тонким. Люди верили, что тогда жизнь будет счастливой и легкой. Если же блин получался толстым и плотным, то члены семьи верили, что в будущем их будет поджидать упорный и долгий труд. По традиции хозяюшка не съедала первый блин и не предлагала его близким.
Лакомка. Как принято проводить третий день Масленицы
Просили прощения не только у живых, но и у мертвых. Это было время поминовения усопших, которые, согласно поверьям, оберегали жизнь и процветание своего рода. В последний день масленичной недели сжигают чучело, олицетворяющее собой зиму. Раньше считалось, что от размера и силы костра зависит, когда придёт весна, а пепел развеивали по полям, чтобы урожай был хорошим. Масленичная неделя - это не только веселье, но и подготовка к посту, самому строгому и длительному.
В праздники каждый старается досыта наесться угощений, а также избавиться от всего, что может помешать духовному росту и развитию. По приметам, если на Масленицу блины удались, то год принесет процветание, комом - жди беды. Чем вкуснее получились блины на Масленицу, тем больше будет денег и благополучнее жизнь. В среду теще необходимо пригласить своего зятя и испечь для него блины.
Если угощения ему понравятся, значит, её дочь будет счастлива.
И ребятня должна была свистеть в них, зазывая назад тех птиц, которые улетели на зиму в теплые края. Масленица поверья и приметы Если при приготовлении блины получались вкусными и пышными, весь год семья проживет в достатке.
Если же они пригорают и не получаются — это плохой признак, к неприятностям. Существовало также поверье, что каждый испеченный блин символизирует собой солнечный день, и если испечь их много — то и год будет теплый, солнечный. Но и переусердствовать было нельзя — иначе можно было накликать засуху.
Мало блинов — плохая, дождливая погода, тоже не сулящая хорошего урожая. Приметы, связанные с Масленицей: «Если пошел дождь — осень будет грибной»; «Мороз на Масленицу — к жаркому лету»; «Кто на Масленицу на угощения скупится, тот за год разорится»; «Если на Масленицу выкинуть старые вещи, то в этом году будут новые обновки»; «На Масленицу если человек сможет простить, то в свою жизнь сможет новое пустить».
Это красивая служба, во время которой священнослужители уже облачаются в черное, как в Великий пост. И в это время ты идешь в храм, уже тема покаяния звучит, прощения друг у друга. И когда ты идешь в храм, ты видишь, как другие отрываются, радуются, у них там чучело недавно сгорело, шашлыки пожарились, блины недоеденные. И ты понимаешь это яркое противоречие между православным пониманием этого времени и пониманием светским», — говорит отец Александр. В Масленицу существует традиция ходить друг к другу в гости. У православных это делается не для того, чтобы наесться блинов, а чтобы попросить прощения у ближних, примириться с ними и правильно войти в Великий пост. Если фундамент неправильный, пост пойдет не так, как нужно.
Если ты начинаешь поститься озлобленным, тебе это не поможет, говорит священнослужитель. Это не прощение и не покаяние. Когда мы просим прощения, мы проводим работу над самим собой. Человек должен осознать момент, когда он был не прав, и сделать так, чтобы в его жизни что-то поменялось. Пока православные молятся в церкви, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу. Получается, если мы не прощаем ближнему своему, то как нас простит Господь? Празднование Масленицы по языческим традициям — грех для христианина. Особенно если человек понимает, что это язычество. Как католики не празднуют Хеллоуин, а празднуют День всех святых, так же и православные празднуют не Масленицу, а праздную сыропустную неделю.
Ты можешь радоваться и веселиться, но должен понимать, что это не неделя, когда ты можешь отрываться так, чтобы даже батюшка перекрестился на исповеди. Чтобы ты наелся так, чтобы на весь пост хватило, и чтобы Прощеное воскресенье действительно было бы прощеным», — объясняет отец Александр. Сырная неделя у старообрядцев Тем не менее есть блины в это время не грех. Поэтому многие верующие любят в это время их печь, как, например, старообрядка Елена Дудко — прихожанка старообрядческий общины. В эту неделю любимая традиция семьи Елены Дудко — печь блины Фото: из личного архива Елены Дудко «У нас нет такого понятия, как Масленица. Это неделя моральной и телесной подготовки к посту. Нельзя кушать мясо, поэтому мы едим кисломолочные продукты, чтобы себя насытить на Великий пост, ведь он длинный и сложный», — поделилась Елена. В эту неделю любимая традиция семьи Елены — печь блины. Она говорит, что даже супруг подключается к процессу и готовит это блюдо по своему собственному рецепту.
Сначала взбиваю яйцо, чуть-чуть солю, добавляю стакан крутого кипятка, не прекращая взбивать, чтобы яйцо не сварилось.
По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы.
Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи».
В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом.
Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения.
Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения.
Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту.
Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу.
Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане.
В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.
Масленица на Руси: история и традиции
А также в последний день масленичной недели обязательно проводился ритуал с сожжением чучела. Что можно делать на Масленицу Нужно напечь как можно больше блинов, тогда весь год проживешь в богатстве. В течение дня нужно сохранять позитив и отличное настроение, тогда и весь год проживешь счастливо. Что нельзя делать на Масленицу Нельзя есть мясо. Масленицу в древности называли мясопустной неделей или сырной седмицей. На Руси так готовились к Великому посту.
Нельзя ругаться с близкими, обижаться, не прощать обиды. Нельзя резать блины ножом и употреблять алкоголь в течение Масленичной недели.
Пятница — Тещины вечерки. Теперь зять должен звать тещу в гости. Согласно примете, в этот день становится ясно, какими будут отношения в семье весь год. Суббота — Золовкины посиделки. К молодым в гости идут родственники мужа. Воскресенье — Прощенье, Прощеное воскресенье. На него просят друг у друга прощения, а также наедаются блинами и сжигают чучело Масленицы.
Принято ходить в баню, чтобы встречать весну чистым, и на кладбище, чтобы помянуть души усопших. Так, например, нельзя делать грязную работу и даже мыть полы — ведь грязной водой можно «залить очи покойникам». Убираться в доме можно в Узкую масленицу, причем в эти дни следует активно избавляться от старых вещей. Также нельзя прясть, чтобы не засорить глаза усопшим. Православные люди в эту неделю не едят мясо, но до наступления Великого поста еще могут есть рыбу и молочные продукты.
Воскресенье — «Проводы зимы, Прощеное воскресенье». Все просили друг у друга прощения. Ходили на кладбища, чтобы помянуть умерших. Остатки праздничной еды сжигали. Ходили в баню. На площади сжигали чучело Масленицы, а пепел рассыпали по полям. Существовали на Масленицу хорошие и плохие приметы, суровые запреты и магические ритуалы. Читайте также: Масленица стучится в двери: какие блины предпочитают ямальцы Что можно делать на Масленицу На Узкую Масленицу нужно навести порядок в доме, чтобы очистить его от зла и бед. Женщины подметали, мыли пол, стирали. Необходимо также избавиться от старых вещей, чтобы в жизнь пришло что-то новое. Чтобы уберечь дом от несчастий, хозяйки в первый день Масленичной недели сыпали в каждый угол соль. Убирали ее уже только после праздника. Чтобы притянуть деньги, искали на улице монетку и хранили потом целый год. Стол на Масленицу должен быть богатым, тогда достаток придет в дом.
А все потому, что в неделю, предшествующую Великому посту, было принято не только лакомиться блинами и устраивать игрища, но и женихаться, справлять свадьбы. С ней неженатый должен был ходить всю праздничную неделю. Однако он мог дать выкуп, чтобы с его сняли эту обузу. После занесения в церковный календарь у Масленицы появились и другие названия. Ее православные стали называть Сырной седмицей, Пущением, Мясопустной неделей, Мясопустом. Причиной тому был церковный запрет на употребление в этот предшествующий посту период мясных блюд. Масленица была занесена в церковный календарь, однако содержание праздника так и осталось языческим Но люди нашли выход из ограничений Мясопуста. Хоть мясное и оказалось в эти дни под строжайшим запретом, но ведь осталось масло, творог, сметана, сыр и рыба. Поэтому в течение всей праздничной недели народ вдоволь лакомился жирными блинами, пирогами с разными начинками, варениками. Хоть это праздничное действо и было признано Церковью как христианский праздник, его содержание так и осталось языческим. Как отмечали Масленицу в старину С давних пор принято отмечать это завершающее зиму празднество ежедневными гуляньями. Причем у каждого из дней Сырной седмицы есть свои особенности и традиции. В течение всей праздничной недели принято веселиться от души, угощаться блинами, кататься на санях с горки, устраивать бои на снежках, ходить друг к другу в гости. Считалось, чем больше их женщина приготовит, тем более сытой и счастливой будет жизнь у ее семьи в течение всего года. А еще это угощение должно было подарить домочадцам солнечные и радостные дни, ускорить приход весны. Первый испеченный блинчик считался поминальным. Его не ели, а отдавали нищему, чтобы он помянул добрым словом усопших родственников. Еще одним обычаем этого дня было сооружение из соломы чучела, которое олицетворяло собой зиму. Его торжественно обряжали в женский наряд, насаживали на шест и с величальными песнями возили на санях. После чего соломенную бабу, которую называли Авдотьюшкой Изотьевной или Дуней румяной, устанавливали на высокой снежной горке. После этого наши предки катались на санях, пели и веселились.
Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице
Что можно и чего нельзя делать на масленицу? Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника. Вся масленичная неделя делится на два периода — Узкая Масленица (с понедельника по среду) и Широкая Масленица (с четверга по воскресенье). Когда начинается Масленица в 2024 году. Сама праздничная неделя условно разделяется на два периода: Узкая масленица (с понедельника по среду) и Широкая масленица (с четверга по воскресенье). Каждый день богат на свои традиции и поверья. Неделю, предшествующую Масленице, называют Пестрой из-за чередования постных и непостных дней.
Провожаем зиму и встречаем Масленицу: все традиции праздника - видео
Но в Лакомку принято кормить не только блинами. На ярмарках и других гуляниях можно было отведать такие блюда как: сбитни, медовые пряники, орехи и др. Второе название Скоромная среда пошло тоже из-за застолий, так как именно в среду люди, держащие пост могли позволить себе поесть мясные и молочные продукты. Чем больше мужчина съест, тем счастливее, богаче и дольше будет жить с женой. Учитывается не только зять, но и его семья и друзья, их нужно тоже покормить.
Угощение тёщи было скорее ритуальным событием, нежели просто кулинарным. В этот день она должна была не только угощением, но и своим поведением показать зятю свое расположение. За этим строго следила остальная родня, которая также приглашалась на это застолье.
Для всеобщего увеселения проводились всевозможные игрища с участием зятя и тёщи, разыгрывались сценки, в которых принимали участие все желающие. Развлечения Мужики в это время в складчину варили пиво. Ведь Масленица — один из немногих праздников, в которые это приветствовалось. Пиво, которое варили в то время, значительно отличалось от того, что изготавливают сейчас. К сожалению, его вкус в наш век не знает уже никто. Также, характерным для Лакомки действом были так называемые «девичьи съезды», когда девушки вместе с пожилыми женщинами, облачившись в праздничные наряды, разъезжали по деревне на санях, распевали песни и катались с ледяных горок.
При всех развлечениях и потехах, катаниях и гуляниях присутствовали и принимали в них активное участие ряженые, скоморохи — таковы народные традиции на Масленицу. Переряживание, как и катания, было в обычае на протяжении всей недели. Широко также были распространены кулачные бои. Завершались праздники сожжением Масленицы. Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица, у которых свои традиции. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет свое название. Понедельник на Масленицу — ВСТРЕЧА К первому дню Масленицы по традиции готовились места общих гуляний, ледяные горки, балаганы; создавались запасы для угощения — пекли блины, пироги, оладьи, калачи, готовились закуски и выпивка. Молодежь делала соломенную куклу, изображавшую Масленицу. Куклу одевали, наряжали, на санках вывозили на возвышенное место и призывали Масленицу прийти, покататься и в блинах поваляться. Хозяйки начинали зазывать и угощать гостей. Парни и девицы обменивались визитами и после нескольких угощений выходили на улицы, на горки повеселиться, потешиться. Устраивались молодежные забавы. Парни высматривали невест, девушки — женихов. Она собирала родственников с первоочередным приглашением и почитанием зятьев. Народ высыпал на улицы, сходился в определенные места для совместных угощений, выпивок. Над деревнями звучали песни. Шум, гам, смех и звон колокольчиков сопровождали санные поезда. Скоморохи развлекали публику. Ледяные горки были облеплены ребятней и молодежью. Парни устраивали различные проказы. Разрастались кулачные бои. На угощение зятя, тоже с блинами, собиралась и прочая родня. Воскресенье на Масленицу — ПРОВОДЫ сожжение Масленицы — ритуал проводов зимы На каком-то возвышенном месте устанавливался длинный шест, наверху которого закреплялось колесо, символизировавшее движение солнца к весне, которое с каждым днем все выше поднималось на небосводе.
Четверг — «Разгуляй». На четвёртый день гуляния приобретали более широкий масштаб. Люди ходили на ярмарки, строили снежные крепости, играли в снежки. А ещё пекли толстые, пышные блины. Были и блины с припёком, то есть с начинкой — её выкладывали на середину сковороды и заливали блинным тестом. Как припёк использовали жареный лук, яйца, грибы, творог, рыбу. Пятница — «Тёщины вечерки». На пятый день сырной седмицы принято приглашать в гости тёщу. Причем зятю полагалось самому устроить приём для матери суженой. Суббота — «Золовкины посидели».
Масленичная неделя 2023: традиции каждого дня
В первый день Масленицы дома делали уборку и пекли первые блины. А вот в Белоруссии делали соломенное чучело «деда», которое буквально клали в гроб и даже оплакивали все дни Масленицы, после чего – сжигали. Местное время — новости Рубцовска и Алтайского края. один из самых ярких и душевных праздников на Руси. Его традиционно отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Празднуют Масленицу целую неделю, в которой каждый из семи дней имеет свое название и сопровождается особыми традициями. Чучело Масленицы чаще всего делают в виде женщины, хотя в Витебской области на праздник мастерят и хоронят деда.
Что можно и нельзя делать в Масленичную неделю
Чего нельзя делать на Масленицу. Что нужно сделать на Масленицу. Главными действующими лицами на Масленицу были молодожены. Празднуют Масленицу целую неделю, в которой каждый из семи дней имеет свое название и сопровождается особыми традициями. Масленица – это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.
Как отметить Масленицу? Самые интересные традиции в старину и сегодня
Мастер-классы, танцы и блины: куда сходить в Москве на масленичной неделе В первый выходной день Масленицы невестка должна пригласить к себе сестер супруга. Принято угощать их блинами и поить чаем. В этот день дарят подарки, а называют его «Золовкиными посиделками». Воскресенье — это последний день Масленицы, когда все провожают холодную зиму и ожидают прихода весны. Именно на седьмой день праздничной недели сжигают чучело. Помимо этого, нужно попросить прощения у всех родных, друзей и знакомых, чтобы те отпустили обиды, накопившиеся за год. Прощеное воскресенье и начало поста После Масленицы, в понедельник, 27 февраля, у верующих начнется Великий пост. В православии последний масленичный день называют Прощеным воскресеньем. По словам отца Николая, в эти дни начинают действовать некоторые правила.
И ряд продуктов есть уже нельзя, уточнил представитель духовенства. Начинается Сырная седмица в этом году с 20 февраля и заканчивается в Прощеное воскресенье, 26-го числа, когда совершается заговенье на Великий пост. В эти дни лучше воздержаться от употребления продуктов животного происхождения, — сказал собеседник «ВМ».
В масленичный четверг было принято откладывать все свои дела и отправляться на центральную площадь, где устраивались весёлые хороводы, игры в снежки, катания на лошадях, соревнования на ловкость и выносливость, поедание блинов и, конечно же, жаркие кулачные бои. Кстати, с тех времен к нам пришла весёлая игра «штурм снежной крепости», в которую вы и сегодня можете поиграть вместе со своими детьми. Пятница 24 февраля — тёщины вечерки Если на третий день Масленичной недели тёща приглашает в гости зятя, то на пятый день уже он накрывает для неё стол. Причём приходит тёща не одна, а с «товарками» — подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять. А под вечер незамужние девушки обычно устраивают самые разнообразные обряды и гадания, чтобы приблизить встречу со своим будущим женихом. Суббота 25 февраля — золовкины посиделки Масленичная неделя приближается к завершению, поэтому надо успеть наладить отношения со всеми родственниками. На шестой день, по традиции, жена приглашает в гости семью мужа.
Особое внимание ей полагается уделять золовкам — сёстрам супруга. Их принято одаривать подарками и угощать сладостями. Если золовки незамужние, то жена может позвать в гости и своих подруг. В современном мире на шестой день Масленичной недели также рекомендуется проводить время в женской компании. Воскресенье 26 февраля — Прощёное воскресенье В последний день Масленицы надлежит попросить прощения у всех своих родных, друзей и просто знакомых, чтобы очистить душу от грехов перед Великим постом. При этом затаивать обиды в Прощеное воскресенье категорически нельзя. Отвечать просящим прощения принято фразой: «Бог простит». Кульминаций седьмого дня, да и всей Масленичной недели, считается сожжение соломенного чучела на костре. А уже в полночь начинается Великий пост.
Тыквенные блины. Название ей дали из-за того, что именно в среду начинается пора масленичных пиршеств и застолий. Но в Лакомку принято кормить не только блинами. На ярмарках и других гуляниях можно было отведать такие блюда как: сбитни, медовые пряники, орехи и др. Второе название Скоромная среда пошло тоже из-за застолий, так как именно в среду люди, держащие пост могли позволить себе поесть мясные и молочные продукты.
В Масленичную неделю у каждого дня есть свое название и традиции, которые необходимо выполнять. Блины - главное угощение на праздничном столе День первый — Встреча Масленицы Понедельник — первый день празднования Масленицы. Утром свекры, как правило, отправляли своих невесток в гости к их родителям. А вечером и сами к ним присоединялись, чтобы накормить сватов блинами. В этот день также заканчивали подготовительную работу для увеселений: устанавливали качели, делали снежные крепости и ледяные горки. Но главной традицией в понедельник было выпекание первого блина, который не съедали сами, а отдавали беднякам. Это делалось, чтобы те помянули души их умерших родственников. В гости к сватам приходят обязательно с блинами День второй — Заигрыши Сватовство Вторник был посвящен смотринам. Парни и девицы гуляли вместе в этот день, чтобы присмотреться друг к другу. Так как скоро начинался пост, во время которого нельзя справлять свадьбу, у молодых было время для подготовки к празднованию торжества после Пасхи. А те, кто уже был в браке, зазывали в гости родственников и знакомых. Считалось, чем изобильнее стол, тем богаче будет год. День третий — Лакомка Скромная среда Среда — это день, когда нужно ходить к теще на блины. Причем прийти мог не только зять, но и его родственники, а также друзья. В этот день теща была особенно мила и щедра, всячески пытаясь угодить зятю. Пришедшие вместе с ним гости должны нахваливать тещу перед зятем, приговаривая как ему с ней повезло. Считалось, чем гостеприимнее была хозяйка, тем лучше будет относиться к ее дочери новая семья. Среда - день, когда теща угощает зятя блинами и всевозможными изысками День четвертый — Разгул или Разгуляй Широкий четверг Четверг — время начала широких гуляний. С этого дня любая работа по дому считалась плохой приметой. Поэтому людям оставалось только гулять и веселиться. Традиционными развлечениями на Руси считались: хороводы, песни, пляски, игры в снежки, катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования и состязания, прыжки через костер, и, естественно, поедание блинов в достаточном количестве.
Масленица 2023: Что можно и нельзя делать в масленичную неделю с 20 по 26 февраля
«Первый областной» рассказывает, что и где делать с понедельника по воскресенье на Масленичной неделе. Понедельник открывает так называемую «Узкую Масленицу» — первую половину недели. Что нужно делать и что нельзя делать в масленичную неделю. Для верующих христиан Масленичная неделя предшествует 40-дневному Великому посту перед Пасхой. То, что многие называют масленичной неделей, в православии называют сыропустной седмицей. В старину в начале недели из соломы делали чучело Масленицы, которое наряжали в яркий сарафан.