Чин Елеосвящения (соборования) совершается над человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь. Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви.
Как проходит Соборование?
- В текст чинопоследования Елеосвящения «поскору» внесены изменения
- Православная беседа
- Таинство Соборования — Русская вера
- Содержание
- О монастыре | Ганина Яма
- Пастырь — О практике совершения Соборования
Таинство Елеосвящения в Горном
Часто верующие не различают разницу общего и частного соборования, представляя себе эти чинопоследования врачевально-покаянного содержания. Русские дореволюционные авторы напр. Михаил Архангельский отличали общее соборование от собственно соборования над болящим и не признавали первое таинством в полном смысле слова. Сегодня на практике и то и другое считается таинством. Вместе с тем, было бы справедливо обратиться хотя бы к дореволюционному литургическому наследию и совершать общее соборование в соответствии с традицией. Полагаю, что по благословению настоятеля храма в воскресные дни накануне совершения таинства соборования можно было бы отводить некоторое место в проповеди для разъяснения прихожанам смысла этого последования. Подробнее см: Красносельцев Н.
После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали два основных фактора.
Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах. Строительство больниц при храмах еще более способствовало укоренению обычая совершать Елеосвящение в стенах церкви. Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга к вечерне, утрене и Литургии , то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным». Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга. Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают[77] в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея». Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку. Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения.
Семь раз во время соборования читают Апостольское и Евангельское чтения и семь раз помазуют елеем. В молитвах священники и все собравшиеся призывают Господа освободить верующих "от всякой болезни и слабости души и тела". Есть мнение некоторых священников, что во время соборования прощаются забытые грехи.
Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа»[76]. После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали два основных фактора. Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах. Строительство больниц при храмах еще более способствовало укоренению обычая совершать Елеосвящение в стенах церкви. Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга к вечерне, утрене и Литургии , то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным». Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга. Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают[77] в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея». Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку.
Таинство соборования в психоневрологическом интернате
В этот день, 19 января 2023 года Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию и чин Великого освящения воды в Свято-Успенском кафедральном соборе. Накануне вечером архипастырь совершил Всенощное бдение в кафедральном храме. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили настоятель Свято-Успенского собора, секретарь Управления Смоленской епархии иерей Владислав Баган, духовенство собора.
Но первые христиане стали молиться над этим елеем, чтобы благодать Божия вошла в него. Чтобы через помазание Божие не только терапия физическая достигалась, но и терапия духовная. Чтобы происходило, прежде всего, исцеление души».
Слово «соборование» указывает на то, что происходит это действие соборно, то есть совместно: в идеале, семеро служителей должны 7 раз помазать каждого человека. Однако современный Устав дозволяет совершать данное таинство и меньшему количеству служителей. Особенности таинства. Когда и над кем совершается Соборование? Соборование в современной Церкви совершается по примеру апостольскому.
Апостол Иаков наставлял последователей Христова Учения: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь. Если он соделал грехи, простятся ему». Послание Иакова, гл.
Протоиерей Сергий Булгаков в «Настольной книге церковного священнослужителя» разъясняет значение этого действия так: «Соборование подает исцеление недужным в тяжком состоянии болезни, когда все человеческие средства излечения оказались слабыми и в будущем не внушали надежды на их действенность. Оно возвращает тяжко больным здравие и силы, а следовательно, делает их способными к труду на благо их самих, их семей и всего общества. Благодать таинства, действуя на болящих, по выздоровлении укрепляет их в вере и благочестии». Таинство Соборования в Православной Церкви Однако участвовать в Соборовании разрешено на только страждущим от недугов, но и тем, кто желает укрепить духовные и телесные силы в ежедневной битве со страстями и искушениями. Исключение составляют только дети до 7 лет и люди, находящиеся в неосознанном состоянии.
Однако, иной раз, соборуют и младенцев, если те тяжело болеют. Главным условием таинства является то, что помазуемый должен быть верующим. Потому что как бы хорошо не молились о нем другие, без его личной веры и молитвы таинство не окажет должного действия. Обычно общие Соборования в храмах проводят в период Великого поста. В чинопоследовании таинства церковнослужители испрашивают у Господа отпущение грехов соборующимся.
Имеются ввиду те грехи, которые человек забыл по своей немощи и не принес за них покаяния. Ведь даже самый малый и незначительный грех наносит душе рану, отделяя ее от Бога. Учителя Церкви говорят, что такие грехи словно «греховная пыль покрывают людские души, и когда этот греховный слой становится очень ощутимым, дыхание человеческой жизни затрудняется». Однако ни в коем случае нельзя считать, что соборование может заменить таинство исповеди. Как проходит Соборование?
Традиция массового Соборования появилась во второй половине прошедшего столетия. До этого оно проводилось лишь раз в году в Великий Четверг. Это четверг Страстной Седмицы. Многие думают, что Чистый Четверг называется так потому, что в этот день нужно перед Пасхой убрать дом: вымыть пол, смести паутину, вытереть пыль на иконах. Это, разумеется, не так.
Чистый Четверг называется так потому, что в дореволюционных соборах именно в этот день совершалось таинство духовного исцеления для всех желающих соборование. Этот обычай существовал до 1917 года, и народ прозвал этот обычай Чистым соврем. Интересный факт Известно, что в Х столетии в Византии елей освящали в каждую из 7 недель Великого поста. Этот обычай переняла и Древняя Русь, но со временем вместо 1 помазания каждую неделю поста стали совершать 7 помазаний за один раз. О том как совершается таинство вышеназванный священнослужитель рассказывает: «Из чего состоит таинство Соборования?
Из чтения ряда молитв, в которых мы просим Господа освятить елей… Далее мы семь раз читаем фрагменты из Посланий Апостольских, семь раз читаем Евангелие и многократно читаем молитвы об исцелении болящих. Произносим Ектеньи, в которых просим Бога исцелить болящих. И, знаете, результат, действительно, есть. Все это не символические действия. Это реально сильные молитвы об исцелении, и мы, священники, видим эти исцеления».
В центре храма устанавливают аналой с Евангелием. Рядом столик с сосудами, в которых находятся елей и пшеница.
Также митрополит прочитал Молитву о Святой Руси у мощей святого великомученика Георгия Победоносца, которые привезли из Владимирского собора города Ставрополя.
В молитве поучаствовали сотрудники Росгвардии, военнослужащие штаба 49 армии, военнослужащие 247 десантного полка, учащиеся Президентского кадетского училища. По окончании чина закладки храма митрополит Кирилл обратился к присутствующим со словом и отметил важность храма в жизни каждого православного христианина.
История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк.
Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь — из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.
Что такое Соборование (Елеосвящение) в Православной Церкви?
- Тайна святого елея. Как совершается Елеосвящение – Шамордино - официальный сайт
- Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил сокращенный чин Елеосвящения
- О монастыре | Ганина Яма
- Завершена работа над онлайн-курсом «Чины Требника»
- Другие новости
- О совершении Таинства елеосвящения (Соборования) в Святой обители. | Макаровский монастырь
О соборовании
важное > В праздник Крещения Господня митрополит Исидор совершил Божественную литургию и чин Великого освящения воды. Во время чина митрополит Савва возгласил молитву освящения колоколов сооруженных «к службе церкве твоея святыя, в славу же великолепаго и всесвятаго имене Твоего». Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В молебной комнате в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение» священник совершил таинство Елеосвящения.
ЖУРНАЛЫ Священного Синода РПЦ от 24 августа 2023 года
Смысл — в исцелении души и тела: зачем проводится церковное таинство соборования | В Главном храме Вооруженных сил России в полдень воскресения 4 апреля будет совершено Таинство Елеосвящения (Соборование). |
Елеосвящение — Википедия | Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере "здоровому и болящему". |
Таинство Елеосвящения в Горном » Искитимская епархия | 26 апреля 2024 года, в пятницу шестой седмицы Великого поста, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров и чин освящения купола с. |
ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ | Если мы обратимся к Требнику, в котором преподносится полностью чин Соборования, там читается семь Евангелий. |
Расписание богослужений | Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему». |
Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил сокращенный чин Елеосвящения
Также было совершено таинство Елеосвящения, в котором приняли участие сотрудники центра и осужденные. Однако в чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болеющего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плохие духа и всякого зла». Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). По Требнику чин Елеосвящения совершается над одним человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников.
В Георгиевском прошло Таинство Елеосвящения
Чин Елеосвящения, представленный в современном Требнике, должен совершаться без сокращений и с благоговением. Великим постом Церковь призывает православных христиан принять участие в таинстве Елеосвящения или соборования. Таинство Елеосвящения (Соборование). Пятница, 26 апреля. 25 апреля 2024 года совершилось Соборование в Храме Великомученика Георгия Победоносца в Ендове в подворье Соловецкого монастыря в Москве.
Чинопоследование Таинства Соборования
Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные - Ирина Митюрина | OK | В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякаго зла».[5]. |
Священный Синод утвердил два новых богослужебных текста - Азбука новостей | дь, Соборование, Причащение на дому. |
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ | 11 февраля 2024 года епископ Верейский Пантелеимон совершил чин малого освящения храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине. |
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем.
Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.
Из глубины веков Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.
Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.
Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании освящённым елеем освященным маслом призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Таинство Елеосвящения называется ещё «святым елеем», «маслособорованием», но чаще «соборованием», потому что для совершения его собирается несколько священников — собор. Таинство Елеосвящения есть главное благодатное средство, которое Православная Церковь подаёт болящим и страждущим для облегчения, уврачевания болезни, а также для приготовления к христианской, мирной и непостыдное кончине. Однако в чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болеющего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плохие духа и всякого зла». Как известно, для прощения грехов есть таинство Покаяния Исповеди.
Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. Поэтому прибегать к Соборованию можно всем начиная с семи лет в любой болезни. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: "Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к Соборованию". О приступающих к Таинству Елеосвящения К Таинству Елеопомазания могут приступать при определенных условиях все христиане православного исповедания, достигшие семи лет. При этом они не обязательно должны быть подвержены телесным или душевным болезням. Ведь такое духовное состояние, как уныние, скорбь или отчаяние, может стать следствием нераскаянных грехов, не осознаваемых самим человеком. Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. Таким образом, при определенных обстоятельствах к Таинству Елеосвящения рекомендуется приступать всем христианам. Упоминаемое выше послание апостола Иакова - первый призыв прибегать к Таинству Елеосвящения - адресовано тому, кто "болит в вас". Это естественно, потому что цель совершения Таинства - исцеление от физических и душевных недугов.
Соборование на дому Соборование человека может проводиться в частном порядке: в больнице или на дому, если тот сильно болен или находится при смерти, или же его физическое состояние не позволяет ему прийти в храм. Для этого батюшку можно пригласить в любое время, без привязки к церковному календарю. Чин соборования на дому для одного человека и в храме никак не отличается по содержанию и продолжительности. Однако существует чин сокращенного соборования, который служат в исключительных случаях, когда у священника нет времени или возможности проводить полный чин. В таких случаях читается лишь один отрывок из Апостола и Евангелия, помазание елеем также совершается один раз. Интересно: в древней практике соборование всегда происходило на дому, соборовали одного или нескольких человек. А практика службы, в которой участвует множество людей, появилась сравнительно недавно. Красота таких служб — в невероятной соборной молитве, ведь у каждого присутствующего имеются свои переживания, прошения к Богу, и все эти моления подкрепляются молитвой священнослужителей и с силой устремляются ко Всевышнему. Во время елеопомазания участники таинства соборно поют слова: «Исцели нас, Боже, исцели, Владыко, исцели, Святый». Находясь на любом богослужении, важно слушать слова чтений и песнопений, пропускать услышанные слова через себя, ведь все они наполнены смыслом и глубиной. Такое внимание принесет большую пользу душе. Ответы на часто задаваемые вопросы: Сколько длится соборование? Соборование — это продолжительное богослужение. Его длительность во многом зависит от того, какое количество людей и священников принимает в нем участие. В нашем монастыре при постоянно большом количестве участников около 500 человек и присутствии 8-12 священников служба длится приблизительно три часа. Приносить ли масло с собой? Масло брать с собой нет необходимости — в храме оно всегда есть. Если соборование служится на дому, то священник приносит его с собой. Некоторые люди по собственному желанию приносят масло для освящения, чтобы в будущем использовать его дома. Если это делают с искренней верой и надеждой на исцеление, чтобы освящаться благодатью Божией, помазываясь самим и употребляя его в пищу, то в этом нет ничего предосудительного. Но всем это делать не обязательно. Бывает, люди приносят на освящение елей лишь потому, что так принято. Затем он не используется, хранится дома годами и портится. Важно помнить, что ко всему, что освящено в церкви, нужно относиться с благоговением. Если масло испортилось, его можно принести в храм на сжигание.