Он также напоминал, что Москва может применять ядерное оружие только в соответствии с положениями своей ядерной доктрины. Северокорейский арсенал оружия массового уничтожения (ОМУ) США считают «постоянно растущей опасностью»; в обзоре подчеркивается, что «нет вариантов, при которых режим Кима мог бы применить ядерное оружие и выжить». Он также напоминал, что Москва может применять ядерное оружие только в соответствии с положениями своей ядерной доктрины. Причина вето России на проект резолюции Совбеза ООН о неразмещении ядерного оружия в космосе заключается в работе над «спутником, способном нести ядерный заряд», заявил советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан.
Кремль предупредил об ответе РФ в случае размещения в Польше ядерного оружия США
США остановит только угроза уничтожения США | Как на нас сегодня сказываются испытания ядерного оружия в 1960-е и где в Европе размещено американское ядерное оружие. |
Пушков: Сикорский поставил Дуду на место в размещении атомного оружия США | Обнаружены новые свидетельства того, что США намерены опять разместить ядерное оружие на британской территории. |
Захарова: Дай волю США, они разместят ядерное оружие даже на Луне - Парламентская газета | Военный эксперт Прохватилов: США могут лишиться всего ядерного оружия за пять лет. |
Пик ядерных возможностей: Сколько ракет нужно России, чтобы уничтожить США | Президент Польши Анджей Дуда говорит о готовности разместить ядерное оружие на территории своей страны с подачи Соединенных Штатов. |
Mike1975 • Соединённые Штаты атакуют ядерное сотрудничество Framatome - Росатом | Оба государства обладают досочными ядерными арсеналами для разрушения американских альянсов и ослабления политической воли США в защите своих интересов. |
Bloomberg: Россия демонстрирует, что может помешать поставке оружия США Киеву
Прохватилов считает, что США не готовы к новой гонке ядерных вооружений и могут лишиться своего ядерного арсенала в ближайшие пять лет. В планах США — создание оружия, которое должно нейтрализовать большую часть российского ядерного потенциала еще до того момента, как будет отдана команда на его применение. Вашингтону следует вернуть свое ядерное оружие на территорию США.
Пушков: Появление ядерного оружия США в Польше подорвет ее безопасность
Именно столько времени, по словам капитана 3-го ранга ВМФ России в запасе Андрея Плеханова, потребуется для ответного удара, подлодки ВМФ России в северных широтах и Атлантическом океане станут остриём копья. При запуске из шахты ракета летит до территории США примерно 20 минут. Сейчас, наверное, даже меньше. А с подводной лодки — минут 10. Если подлодка с ядерным оружием находится где-нибудь в Саргассовом море, то отстрелять десяток ракет "Булава" не представляет никакой сложности. При этом задачи бить по крупным городам-миллионникам у российских военных нет, просто так совпало, что вокруг самых крупных военных баз в Норфолке, Сан-Диего, позиционных районов ПРО в Калифорнии и в других районах США живёт очень много мирного населения.
Приблизительная оценка потерь среди гражданского населения в Америке после российского ядерного удара — около 65 млн человек. Ядерный трезубец "Посейдона": Что известно о самой секретной подлодке российского флота Во времена, когда на боевом дежурстве стояла ракета Р-36М "Воевода", которую на Западе называют "Сатаной", вопрос существования Соединённых Штатов мог решиться за несколько минут и крайне ограниченными силами — одной ракеты было достаточно, чтобы стереть с лица земли все военные объекты сразу в трёх штатах Восточного побережья, а шесть таких ракет могли начисто лишить США способности воевать в следующие 100—200 лет. Сколько ракет нужно США, чтобы уничтожить Россию? Точное количество ядерных зарядов, необходимых для уничтожения потенциального противника в третьей мировой, не раскрывается. Однако известно, что в рамках программы "быстрого глобального удара" США могут задействовать до половины своего ядерного арсенала, который к началу 40-х годов должен переместиться на воздушные носители.
Утверждается, что основные международные террористические группировки разгромлены и не представляют особой опасности. В Стратегии указано, что США с конца холодной войны серьезно снизило количество и разнообразие своего ядерного оружия. Но оставшееся будет сохранено и планово модернизировано, чтобы обеспечить ядерное сдерживание. В случае же начала войны с его применением его должно быть достаточно для победы. В этот раз Соединенные Штаты вновь не стали заявлять о неприменении ЯО первыми, ограничившись заверением, что будут рассматривать его использование только в случае «экстремальных обстоятельств для защиты жизненных интересов США и их союзников».
Великобритания произвела первый надводный ядерный взрыв мощностью около 25 килотонн 3 октября 1952 года в районе островов Монтебелло севернее острова Барроу. Термоядерное испытание — 15 мая 1957 года на острове Рождества в Полинезии.
Франция провела наземные испытания ядерного заряда мощностью 20 килотонн 13 февраля 1960 года в оазисе Регган в Алжире. Термоядерное испытание — 24 августа 1968 года на атолле Муруроа. Китай взорвал ядерную бомбу мощностью 20 килотонн 16 октября 1964 года в районе озера Лобнор. Там же была испытана термоядерная бомба 17 июня 1967 года. Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхран в штате Раджастхан , но официально не признала себя обладателем ядерного оружия. Это было сделано лишь после подземных испытаний пяти ядерных взрывных устройств, включая 32-килотонную термоядерную бомбу, которые прошли на полигоне Покхран 11—13 мая 1998 года. Пакистан провёл подземные испытания шести ядерных зарядов 28 и 30 мая 1998 года на полигоне Рас-Кох в провинции Белуджистан в качестве симметричного ответа на индийские ядерные испытания 1998 года. КНДР заявила о создании ядерного оружия в середине 2005 года и провела первое подземное испытание ядерной бомбы предположительной мощностью около 1 килотонны 9 октября 2006 года по-видимому, взрыв с неполным энерговыделением и второе мощностью примерно 12 килотонн 25 мая 2009 года.
В мае 2012 официально провозгласила себя ядерной державой, внеся соответствующие поправки в Конституцию.
Ядерные авиабомбы, как и коды к ним, американские союзники по НАТО получат от США только в военное время, если и когда будет принято решение о применении ядерного оружия. Последнее к настоящему времени учение этой серии, Steadfast Noon 19, прошло в октябре 2019 г. Так, например, в 2014 г. Американо-турецкие отношения и ядерное оружие на базе Инджирлик По крайней мере до 2010 г.
Косвенно это подтверждается тем, что турецкие самолеты в последние годы не принимают участия в вышеупомянутых ядерных учениях НАТО. Как предполагается, ядерные авиабомбы, хранящиеся в Турции на американской авиабазе Инджирлик, будут нести в случае необходимости самолеты ВВС США с других авиабаз. Турция противится постоянному размещению там американских самолетов двойного назначения, способных применять ядерное оружие. Из-за ухудшения американско-турецких отношений в последние годы, особенно после решения Турции закупить российские зенитно-ракетные системы С-400, и гражданской войны в Сирии, в 100 с небольшим километрах от границы с которой находится база в Инджирлике, в США достаточно активно обсуждается судьба ядерных бомб, хранящихся в Турции а это треть всех ядерных бомб США в Европе. Как отмечают аналитики, у CША есть три варианта действий.
Первый — просто убрать бомбы из Инджирлика. Но вряд ли это удастся сделать без уведомления турецких властей база используется и ВВС Турции и такой шаг наверняка дополнительно обострит и без того ухудшающиеся американско-турецкие отношения. К тому же, президент Турции Реджеп Эрдоган, который воспринимает находящиеся на турецкой земле ядерные бомбы США как свои, в частном порядке уже угрожал, что Турция начнет разрабатывать собственное ядерное оружие, если американцы выведут свое из Инджирлика. Более политически приемлемым для Турции вариантом может стать вывод американских бомб в рамках общего сокращения американского ядерного оружия в Европе. В конце концов, американцы уже полностью вывели ядерное оружие из Греции и Великобритании и сократили свои ядерные арсеналы в Германии и Италии.
Также можно вывезти бомбы для модернизации на завод Pantex в Техасе, а потом просто не вернуть их обратно. Второй вариант — во избежание рисков попадания бомб не в те руки просто отключить их на месте. У B61 есть специальный механизм, который позволяет сжечь внутренние схемы бомбы и разрушить ее критические компоненты, не вызывая детонации. Восстановить бомбы в этом случае можно будет только на заводе-изготовителе. Один раз американцы так уже поступили — в 1974 г.
Третий вариант — просто оставить все как есть и ничего не делать. Но с учетом ухудшения американо-турецких отношений бездействие приведет только к тому, что проблему все равно придется решать в будущем, но в худших обстоятельствах. Как отмечают американские эксперты, с учетом того, что нынешняя траектория внешней политики Эрдогана все равно уводит Турцию из орбиты влияния Вашингтона, в конечном счете лучше лишить его возможности использовать наличие в стране американского ядерного оружия для шантажа США и НАТО и вывезти то за пределы досягаемости все более ненадежного и враждебного союзника. Но куда именно? Во-первых, для размещения бомб необходимы специальные хранилища с системой хранения и безопасности WS3, а их в этих странах нет, и их строительство, насколько известно, не ведется.
Во-вторых, перемещение американского ядерного оружия в страны Восточной Европы приведет к кризису, сравнимому с Карибским, и в Америке этого не могут не понимать. О чувствах России и ее безопасности американцы, конечно, не беспокоятся, но и обострять без нужды ситуацию не будут пока? В-третьих, выдвижение американских складов с ядерными авиабомбами к границам России приведет к тому, что они окажутся под прицелом российских сил, размещенных в Крыму, Калининградской и Ленинградской областях включая оперативно-тактические ракетные комплексы ОТРК «Искандер».
Бомба сенатора Уикера. В США говорят о ядерной войне с Россией
В США разрабатывают самолет «Судного дня» | Прохватилов считает, что США не готовы к новой гонке ядерных вооружений и могут лишиться своего ядерного арсенала в ближайшие пять лет. |
«Оружие судного дня»: настоящее и будущее ядерных бомб США в Европе | В своем заявлении помощник американского президента высказался об использовании Россией права вето в Совете Безопасности (СБ) ООН по предложенному США и Японией проекту резолюции о неразмещении ядерного оружия в космосе. |
Россия наложила вето на проект резолюции СБ ООН о ядерном оружии в космосе | Глава МИД Польши Радослав Сикорский, по сути, поставил на место президента страны Анджея Дуду, заявившего о возможности появления в Польше атомного оружия США. |
Новый Обзор ядерной политики США удивляет
Недавнее расследование газетой The Ducken планов возможного наступления США, направленного на разрушение стратегического альянса между Framatome, французской компанией, и Росатомом, российским гигантом гражданской атомной энергетики. Президент Польши Анджей Дуда говорит о готовности разместить ядерное оружие на территории своей страны с подачи Соединенных Штатов. Согласно оценкам американских специалистов, ядерное оружие сосредоточено на 24 базах в 11 штатах США и пяти европейских странах». Власти США заплатят $13 млрд американскому авиапроизводителю Sierra Nevada Corporation за разработку нового «самолета Судного дня».
В США обвинили Россию в разработке космического ядерного оружия
Игорь Вишневецкий отметил, что партнерство США, Великобритании и Австралии формирует предпосылки к новому витку гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению эксперта, Штаты не считают актом агрессии ядерную бомбардировку японских городов. Арбатов подчеркнул, что ситуация с ядерной бомбардировкой может повториться, поскольку центральная часть ядерной доктрины Соединенных Штатов предполагает применение ядерного оружия.
А по большому счету, он идеально подходит для вывода ядерного оружия на орбиту, допустим, для подрыва и уничтожения нашей орбитальной группировки спутников.
Это для нас вызов и угроза. Мы такие аппараты в космосе не испытываем. И попутно готовят информационную базу для того, чтобы дискредитировать Россию, обвинить ее в этом нарушении международных договоренностей.
На воре горит шапка, это именно американская инициатива — вывести ядерный боеприпас в космос. Она позволяет при необходимости уничтожать на низких орбитах военные спутники, которые занимаются слежением, разведкой, связью. Но Россия как раз соблюдает международное право, и мы не занимаемся даже созданием инфраструктуры для вывода ядерного оружия в космос.
А американцы уже работают с 2010 года, готовя для этого специальные аппараты. Один такой аппарат и сейчас на орбите.
Отмечается и наличие у нашей страны возможностей сбивать космические спутники, проводить подводные операции, вести кибер- и информационную войну. И уже совсем мало место уделено некогда главному врагу США — международному терроризму. Утверждается, что основные международные террористические группировки разгромлены и не представляют особой опасности. В Стратегии указано, что США с конца холодной войны серьезно снизило количество и разнообразие своего ядерного оружия. Но оставшееся будет сохранено и планово модернизировано, чтобы обеспечить ядерное сдерживание. В случае же начала войны с его применением его должно быть достаточно для победы.
Особенно беспокоят США вопросы по размещению ядерного оружия в космосе: «Соединенные Штаты считают, что Россия разрабатывает спутник, способный нести ядерное устройство», - заявил помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, выступая в Белом доме. Отметим, что Россия наложила вето на проект США и Японии по неразмещению ядерного оружия в космосе, который, разумеется, был подготовлен в интересах только одного государства… При этом представитель РФ при ООН Василий Небензя заявил, что наша страна готова договариваться о запрете ядерного оружия в космосе, но не в интересах США… Читать полностью.
Блинкен: США опасались в 2023 году, что Россия применит ядерное оружие
США и их союзники усилили наблюдение за ядерными вооружениями России на случай их возможного применения, пишет Politico со ссылкой на пятерых бывших и действующих американских чиновников. В части «нестратегического» ядерного оружия, видимо, в ближайшее время нас ждёт «сертификация» комплекса из малозаметного ударного самолёта F-35A и высокоточной авиабомбы B61-12. При этом Салливан примирительно отметил, что «до сих пор США не видели никаких признаков того, что Россия готовится обратиться к ядерному оружию».
Сотни тысяч погибнут сразу: США создают новую ядерную бомбу для атаки на Россию
США и их союзники усилили наблюдение за ядерными вооружениями России на случай их возможного применения, пишет Politico со ссылкой на пятерых бывших и действующих американских чиновников. Правительствами Израиля, США, Великобритании и некоторых других стран выдвигались обвинения Ираку в тайной разработке и владении ядерным оружием. Он также напоминал, что Москва может применять ядерное оружие только в соответствии с положениями своей ядерной доктрины. Он также напоминал, что Москва может применять ядерное оружие только в соответствии с положениями своей ядерной доктрины.
«Оружие судного дня»: настоящее и будущее ядерных бомб США в Европе
Совершенно очевидно, что любой такой склад станет целью российского удара", — добавил Сикорский. Он также напомнил, что размещение американского ядерного оружия на польской земле не сделает Польшу ядерной державой. Но на самом деле это не так. Это очень сложные вопросы, которые мы обсуждаем в группе ядерного планирования Североатлантического альянса при самых высоких условиях", — сказал глава польской дипломатии. Как отметил польский военный эксперт Михал Пекарский, формально Польша обладает носителями американских ядерных бомб В61, которые по программе Nuclear Sharing размещены в Германии, Нидерландах, Италии и Турции, — речь об истребителях F-16. Более того, польские F-16 как минимум дважды — в 2014 и 2022 годах — принимали участие в специальных учениях НАТО Steadfast Noon по использованию этих бомб, хоть и не в качестве их носителей. То есть, если страны-союзники согласятся распространить программу на нашу страну.
В максималистском сценарии, при котором Польша будет иметь эскадрилью истребителей, предназначенных в том числе для выполнения ядерной миссии, в Польше будет склад ядерного оружия. Это, несомненно, станет важным политическим сигналом.
Включает 10 стран Юго-Восточной Азии. Семипалатинский договор, 2009 год. Первая безъядерная зона в Северном полушарии. Пелиндабский Договор, 2009.
Почти вся Африка - 53 страны континента. Объявляет безъядерной зоной все пространство южнее 60-й параллели. Подписан 54 странами. Договор о космосе 1967 года. Широкий договор о запрете размещения в космосе ядерного оружия и другого оружия массового поражения, о запрете создания военных баз на Луне и других космических телах и планетах, о запрете военных испытаний там. Подписан 111 странами.
Договор о морском дне 1972 года. Запрещает размещение ядерного оружия на морском дне вне 12-мильной зоны территориальных вод. Подписан более чем в 110 странах. Эти страны всегда задавали тон в многосторонних международных соглашениях по ограничению ядерных вооружений, но главных достижений по сокращению арсеналов удавалось достигать именно двусторонними соглашениями. Правда во время холодной войны и вплоть до середины 1980-х их арсеналы только росли. Договор ОСВ-1 действовал - об ограничении стратегических сил.
Стороны договорились не увеличивать количество межконтинентальных ракет и их пусковых установок на земле и на подводных лодках свыше уровней, достигнутых на момент ратификации договора. Количество самих боеголовок не ограничивалось и продолжало расти см график выше. По этому договору стороны соглашались прикрыть системами ПВО от стратегического нападения лишь по одному участку на своей территории. Договор прекратил действие в 2002 после выхода из него США. Они аргументировали это необходимостью защиты себя и союзников от Северной Кореи и Ирана , после чего развернули элементы противоракетной обороны в Европе и Южной Корее. Договор ОСВ-2 не вступил в действие Подписан Брежневым и Картером, но так и не был ратифицирован из-за разногласий и ввода советских войск в Афганистан.
Договор впервые предполагал сокращение стратегических носителей ядерного оружия каждой из сторон до 2400 штук , из которых лишь 1320 могли иметь разделяющиеся головные части с несколькими боеголовками. Договор РСМД расторгнут в 2019 - договор о ракетах средней и малой дальности. Первый договор о реальном сокращении существующих вооружений. На историческом саммите в Рейкьявике Рейган и Горбачев договорились ликвидировать целый класс вооружений - баллистические и крылатые ракеты малой 500-1000 км и средней дальности 1000-5500 км , на которых могли устанавливаться ядерные боеголовки. Это позволило убрать из Европы ракеты с малым подлетным временем. Суммарно с обеих сторон было ликвидировано более 2500 ракет.
После взаимных упреков, ухудшения отношений и начала новой гонки вооружений договор прекратил действие в 2019 г. Источник: Ronald Reagan Presidential Library 1991 год. Гонка разоружений. Еще до вступления в силу договора СНВ-1, который подписали в этом же году, в рамках односторонних действий США Буш и СССР Горбачев самостоятельно, как жесты доброй воли, сократили часть ядерных вооружений, не подпадавшие под какие-либо договоры. Важный нюанс - к этому моменту Горбачев уже получил Нобелевскую премию мира конец 1990 г за лидирующую роль в кардинальном изменении отношений Запада и СССР. В плане ядерного разоружения - несомненно.
Договор СНВ-1 действовал - Договор о сокращении наступательных вооружений. За 7 лет число ядерных боеголовок стратегического назначения необходимо было уменьшить почти в 1,5 раза - до не более 6000 у каждой из сторон. При этом первые три страны должны были в кратчайшие сроки избавиться от ядерных вооружений и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия на правах государств, не обладающих ядерным оружием. При этом США частично финансировали работы и выплачивали компенсации в рамках упомянутой выше программы Нанна-Лугара. Кроме того, параллельно шли программы по утилизации освобождающихся делящихся материалов. С 1993 по 2013 год так было переработано около 500 т ВОУ из почти 20 тыс.
Подробнее об этом соглашении я писал в своей статье об ОГФУ. Соглашение по утилизации по 34 тонны излишков оружейного плутония СОУП оказалась менее удачным. Его подписали в 2000 г. Договор предполагал запрет на размещение на ракетах разделяющихся головных частей. США его ратифицировали в 1996-м, а в России этот процесс по ряду причин затянулся, так что в итоге договор так и не был ратифицирован и Россия вышла из него после разрыва договора по ПРО в 2002 г. Договор СНП действовал.
Договор о сокращении наступательных потенциалов, подписан Путиным и Бушем. Стороны договорились, что к концу 2012 года число стратегических боеголовок стоящих на боевом дежурстве у каждой из сторон не будет превышать 2200 штук. В некотором смысле это акт доброй взаимной воли, так как в одностраничном договоре не прописаны процедуры взаимных проверок его выполнения, а состав и соотношение стратегических сил в рамках 2200 боеголовок каждая из сторон выбирает сама. СНП отменен раньше срока его окончания вступившим в силу следующим договором, действующим на текущий момент - СНВ-3. В России договор называют СНВ-3 как продолжение серии договоров о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Но как бы он ни назывался, договор привел к максимальному снижению ядерных арсеналов двух главных ядерных держав, и стал кульминационным моментом в отношениях США и России по вопросу ядерного разоружения.
Подготовкой и согласованием договора занялись сразу после избрания Барака Обамы нынешний президент Байден был тогда вице-президентом в конце 2008 года и еще до вступления его в должность. Глобальное разоружение было одним из важных пунктов его предвыборной кампании. Помимо работы над договором с Россией по инициативе Обамы с 2010 по 2016 были проведены четыре крупных международных саммита по ядерной безопасности , собиравшие лидеров десятков стран со всего мира. Не случайно Обама получил в конце 2009-го Нобелевскую премию мира. Так что Медведев подписывал договор с Нобелевским лауреатом. Фото: Википедия Договор СНВ-3 предполагает, что в течение 7 лет с момента его вступления в силу, число ядерных боезарядов, стоящих на боевом дежурстве на стратегических носителях МБР, подводных лодках и стратегических бомбардировщиках не будет превышать 1550 единиц.
А число самих стратегических носителей на боевом дежурстве не будет превышать 700 штук, либо не более 800 суммарно в виде стоящих на дежурстве и находящихся в неразвернутом виде. На момент подготовки договора в 2010 г. Забегая вперед можно сказать, что к 2018 году условия по сокращению стратегических вооружений в рамках договора были сторонами выполнены. На 1 сентября 2020 года Россия имела на боевом дежурстве 1447 стратегическую ядерную боеголовку , учитываемую в рамках СНВ-3. Однако на фоне выполнения условий СНВ-3 отношения США и России последовательно ухудшались все эти годы, дойдя на текущий момент практически до открытого противостояния России и всего западного мира. После известных событий в Крыму в 2014 году был риск разрыва СНВ-3, а Россия изменила свою военную Доктрину знаменитое — «мы попадем в рай, а они просто сдохнут».
Вслед за этим в 2018-м при Трампе свою ядерную стратегию изменили и США. Эти изменения закрепили и ускорили новую гонку вооружений, ускорившую разрыв договора о ракетах малой и средней дальности в 2019-м. Печально знаменитый сюжет госканала "Россия 1" от 2014 года в период осложнения отношения США и России, в котором Дмитрий Киселев рассказывает, что Россия единственная страна, способная превратить США в радиоактивный пепел. Обе доктрины допускают возможность использования ядерного оружия в ответ на неядерное нападение. Текущая российская доктрина, обновленная в 2020-м году , допускает использование ядерного оружия "в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства" Однако доктрины - это документы стратегического характера, а не конкретные инструкции. Решение о применении ядерного оружия остается за президентами, в чьих руках ядерные чемоданчики.
И что будет у них в голове, когда им придется оценить те или иные угрозы в критической ситуации - большая загадка. Трамп с трудом признал итоги поражения на выборах и отдал власть, хотя шансов противостоять этому в условиях сильных сдерживающих институтов у него почти не было. В России таких сдерживающих президентскую власть институтов практически не осталось. Поэтому насколько будет способен Путин отличить "угрозы существованию государства" от угроз его персональной власти, и какие крайние меры будет готов принять для их защиты, остается только догадываться. Хотя по реакции властей на последние протестные митинги и действия по отношению представителям российской оппозиции можно сделать некоторые предположения. Остается надеяться, что ядерный арсенал останется сдерживающим фактором и не будет вовлечен в этот конфликт кроме как на словах и в угрозах.
Хотя и у них есть последствия, как минимум в виде миллиардных оборонных трат бюджета на фоне снижения уровня жизни в стране. Но в любом случае, новый виток гонки вооружений, и все эти меры новой холодной войны, и технические, и организационные, и персональные, снижают потенциальный порог применения ядерного оружия и повышают риск ядерного конфликта, случайного по ошибке или намеренного. СНВ-3, подписанный сроком на 10 лет, должен был закончиться 5 февраля 2021 года. В нем же прописано, что при желании сторон его можно продлить на 5 лет без каких-либо дополнительных условий, но не более. Затем ему на смену должен прийти новый договор. Однако до последнего времени его продление было под большим вопросом.
Трамп отказывался его продлевать, настаивая на включении в договор Китая. Ни Россия, ни Китай сказав что пока у вас арсеналы в 4-5 раз больше моих говорить о сокращении неуместно на это не пошли. Так что в случае переизбрания Трампа договор скорее всего не был бы продлен и лишь пополнил список того, что при Трампе расторгли - и тот же договор о ракетах малой и средней дальности, и выход США и России из договора об Открытом небе , и т. В конце концов, именно администрация Обамы, где он был вице-президентом, готовила договор. На следующий же день после инаугурации Байдена, 21-го января этого года, пресс-секретарь Белого дома официально подтвердила , что США намерены продлить СНВ-3. Это было первым же вопросом внешней политики новой администрации.
Согласование формальностей было стремительным - сроки поджимали. В течение нескольких часов после первого телефонного разговора Байдена и Путина вечером 26-го января законопроект о продлении СНВ-3 поступил в Госдуму и был там единогласно одобрен. К 3 февраля в России и к 4-го февраля в США , за день до дедлайна, все формальности уладили, и СНВ-3 был официально продлен до 5 февраля 2026 года. Эти 5 лет не приведут к дополнительному сокращению вооружений - требуемые уровни достигнуты уже 2 года назад. Поэтому главный смысл продления СНВ-3 - это взаимный контроль и некая основа на время подготовки нового соглашения. В отличие от предыдущих договоров в СНВ-3 очень подробно прописанные процедуры взаимных проверок его выполнения.
Они подразумевают до 18 ежегодных инспекций с выездом на объекты развернутых ядерных сил и баз хранения, обмен телеметрией учебных пусков ракет, обмен информацией об арсеналах раз в два года, информирование о приемке и развертывании новых образцов стратегических вооружений в течение 48 часов после их выхода с заводов-изготовителей поэтому новые российские стратегические ракетные комплексы "Авангард " и "Сармат" будут подпадать под контроль СНВ-3 - Россия уже это подтвердила и т. Всего за 10 лет было проведено 328 проверок, а число уведомлений сторон об изменениях в их арсеналах перевалило за 20 тысяч.
Небензя: «Моя американская коллега поведала о своей поездке в Японию и посещении Нагасаки и об ужасающих последствиях ядерной бомбардировки. Могу я поинтересоваться, не просветит ли она нас: а кто эту ядерную бомбардировку осуществил единственный раз в истории человечества. Или, может, об этом скажет наш японский коллега.
Так что в экологическом плане ядерное оружие нанесло больше ущерба тем странам, которые его создавали, чем тем, против которых оно создавалось.
В результате после кризисов и обострения ситуации в начале 1960-х наступила разрядка, и 5 августа 1963 года в Москве состоялась церемония подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой ДЗЯИ полный текст на русском между США, СССР и Великобританией. С тех пор испытания эти страны проводили, но уже только под землей. Это позволило продолжить совершенствование ядерного оружия усмирив противников договора со стороны "ястребов", но уже с гораздо меньшим воздействием на окружающую среду. Соотношение атмосферных и подземных испытаний ядерного оружия по странам. Последним трем участие в этом договоре не помешало получить собственное оружие. Индия и Пакистан без нарушения договора даже провели его подземные испытания в 1974 и 1998 годах соответственно.
Франция и Китай этот договор не подписали, проведя свои последние атмосферные испытания в 1974 и 1980 годах, соответственно. Но в 1996 году они присоединились к расширенной версии договора. Договор вступил в силу в октябре того же года после его подписания Кеннеди и Хрущевым. Договор подписали 185 стран, из которых 169 его уже ратифицировали. В том числе три обладателя ядерного оружия: Франция, Россия и Великобритания. Франция даже стала единственно страной, которая ликвидировала свой ядерный полигон.
Но для вступления договора в силу его должны ратифицировать 44 конкретных страны-обладателя ядерных технологий. А Индия, Северная Корея и Пакистан его даже не подписали. Тем не менее, по факту этот договор добровольно выполняется его участниками. Еще до его согласования, в 1990-м, Россия предложила ввести моратория на испытания ядерного оружия и его поддержали США и Великобритания. Россия последний раз провела ядерные испытания в 1990 г. Индия и Пакистан договор не подписали, и в 1998 году по два раза провели подземные испытания на фоне обострения отношений между собой.
С 2006 по 2017 годы они провели 6 подземных ядерных взрывов. Еще одно важное последствие этого договора ДВЗЯИ - создание подготовительной организации по выполнению договора Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty Organization - CTBTO и сети мониторинга ядерных испытаний из более 300 сейсмических, гидроакустических и радиационных станций и лабораторий по всему миру. Собственно, они и фиксировали те 10 испытаний, которые были проведены в трех странах после 1996 года. Помимо контроля за испытаниями сеть мониторинга используется и в научных и прикладных целях, например, предупреждая о землетрясениях и цунами. CTBTO и ее сеть мониторинга фиксировали и проводили анализ выброса после аварии и радиационного инцидента в Неноксе в 2019 году. Вступил в силу в 1970-м.
Суть договора выражена в названии - он призван способствовать тому, чтобы число стран, обладающих ядерным оружием, не увеличивалось. Те, у кого оно есть, обязуются не передавать его третьим странам и не помогать им его создать, а те, у кого нет - не пытаться его создать. К обладателям ядерного оружия договор причисляет тех, кто создал его до 1 января 1967 года. Причем, Франция и Китай договор подписали лишь спустя 22 года, в 1992. На текущий момент ДНЯО подписали более 170 стран. Но ядерное оружие вопреки усилиям этого договора с тех пор заполучили еще 4 страны - Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея, которые не подписали договор.
На первый взгляд может показаться, что это несколько лицемерный договор, пытающийся закрепить статус-кво и обеспечить ядерным державам превосходство, не дав другим неядерным странам подняться на их уровень и создать свою атомную бомбу. Судя по результатам, некоторые страны так его и восприняли. Однако если посмотреть глубже, то определенная логика в этом договоре есть. Все участники договора признают, как это отмечается и в других упоминаемых ранее договорах, что ядерное оружие - это угроза человечеству, и необходимо всячески способствовать ядерному разоружению и сокращению ядерных арсеналов мира. И имеющие ядерное оружие реально сокращают арсеналы, как мы еще увидим ниже, так что это не просто красивые слова. Те же у кого оружия нет разделяют этот взгляд на него и не пытаются его создать, тем более что для многих это и так неподъемная и дорогая задача.
К тому же для добровольно отказывающихся от ядерного оружия стран предусмотрены определенные плюшки. Во-первых, дополнение к договору от 19 июня 1968 года гарантирует его участникам безопасность и защиту со стороны подписавших договор ядерных держав США, СССР и Великобритания в случае, если они подвергнутся ядерному нападению со стороны третьих стран. Этот пункт призван снизить риск ядерного конфликта и мотивацию желающих получить ядерное оружие, и тем более его применять. Кроме этого договора, США и СССР прикрывали "ядерным зонтиком" своих союзников, что для многих снимало необходимость делать свою бомбу. Во-вторых, договор закрепляет за всеми участниками право на мирное использование атомной энергии и получение всех благ ядерных технологий, и гарантирует, что отказавшиеся от идеи создания ядерного оружия страны получат в этом помощь со стороны ядерных держав. В некотором смысле это развитие идеи, высказанной Эйзенхауэром в 1953 году в своей речи "Атом для мира".
В рамках Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ страны-участники могут получить доступ к результатам исследований, научной и технической информации, опыту применения мирного атома, получать техническую помощь, материалы и оборудование. Участники имеют право пользоваться международной системой ядерной информации ИНИС , содержащей более 500 тыс. Ядерные державы, в т. Например, нормы радиационной безопасности и многие другие нормативные документы базируются на обобщенных докладах и рекомендациях МАГАТЭ. МАГАТЭ же обеспечивает контроль за тем, чтобы эти знания и материалы не использовались участниками для создания оружия. Такой подход дал свои результаты.
Действительно, атомная энергетика сегодня есть в 31 стране, из которых ядерное оружие есть лишь у 7. Использование ядерных технологий в науке, медицине, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, промышленных технологиях, технологиях безопасности и других направлениях теперь доступно более чем 170 странам, для которых МАГАТЭ в рамках технического сотрудничества сейчас ведет более 850 проектов. Впрочем, нельзя сказать что этот договор полностью выполняет свое предназначение. Как я уже писал, 4 страны, несмотря на ДНЯО, получили ядерное оружие. Но не без проблем для себя. Некоторые исключения - Израиль, Северная Корея, Индия, Пакистан и Иран Израиль официально не подтверждает и не опровергает наличие у себя ядерного оружия, а мирной атомной энергетики не имеет.
При этом активно борется с попытками получить атомное оружие у недружелюбно настроенных к нему соседей. А в Иране в ходе спецопераций и покушений периодически погибают видные участники ядерной программы , в чем тоже обвиняют Израиль. Ее ядерная программа 1970-х годов включала строительство исследовательских реакторов и планы по строительству нескольких АЭС с помощью СССР. Однако при этом корейцы тайно сотрудничали с Китаем по военным программам. Несмотря на некоторые успехи в переговорах по улаживанию ситуации с администрацией Клинтона в 1990-е и шестисторонние переговоры в 2000-е, Северная Корея вышла из МАГАТЭ в 1994, из ДНЯО в 2003, создала ядерное оружие и провела 6 испытаний с 2006 г. При этом термин "страна-изгой" - это практически определение нынешней Северной Кореи.
Судя по всему, поиск решения корейского вопроса быстрым не будет. Индия и Пакистан, два антагониста в своем регионе, между которыми было минимум три войны, обзавелись ядерным оружием в обход всех международных договоров, в которых они не участвовали. Индия в 1974-м, Пакистан в 1998-м. При этом в отличие от КНДР странами-изгоями они не стали - большая включенность в мировую экономику, относительно демократические режимы, понятные проблемы не направленные вовне - все это делает их куда более предсказуемыми партнерами. Но санкций они не избежали. Но после испытания индийской атомной бомбы в 1974 году сотрудничество прекратилось.
После индийского прецедента ядерные державы создали объединение - группу ядерных поставщиков ГЯП. Эти основные поставщики технологий, материалов и оборудования в атомной сфере договорились не поставлять их в те страны, которые не поставили свои ядерные объекты под контроль МАГАТЭ. Поэтому создание атомной бомбы Индией закрыло для нее возможности в иностранной помощи с развитием своего мирного атома. Индия пошла своим путем в атомной энергетике, что сделало его весьма непохожим на другие. Из-за ограниченности собственных запасов урана, Индия сделала ставку на реакторы на тяжелой воде как и CANDU собственного производства, которые не требуют обогащения топлива и могут работать на природном уране, на строительство быстрых реакторов-размножителей сейчас долго и мучительно строится первый из них и исследования возможностей ториевого топливного цикла. Это открыло возможности для поставок ГЯП и дало Индии доступ к мировому ядерному рынку.
В 2013 и 2016 Россия построила и сдала в эксплуатацию два энергоблока индийской АЭС Куданкулам, сейчас строит 3-й и 4-й блоки, и есть договоренность о строительстве 5-го и 6-го блоков и еще одной АЭС на другой площадке. Индия планирует у троить мощности АЭС за 10 лет и без иностранной помощи тут не справиться. Первая очередь АЭС Куданкулам в Индии, построенная Росатомом Пакистан после очередного поражения в войне с Индией в 1971-м году тоже занялся своей ядерной программой. Свою бомбу они испытали в 1998 году. В том году они с Индией устроили по два показательных подземных ядерных взрыва. При этом Пакистан готов подписать договор о нераспространении и договор о запрете испытаний, если их подпишет Индия.
Но Индия не особо на это идет, видя главную атомную угрозу даже не в Пакистане, а в Китае, который за ним стоит. Собственно, в ответ на появления ядерного оружия у Китая Индия и начала создавать свое. Отдельно стоит сказать пару слов о ситуации с Ираном, который вполне может стать 10-м обладателем ядерного оружия. Эта страна имеет мощности для обогащения урана, исследовательские реакторы и научные кадры, то есть Иран вполне обладает всем необходимым для создания ядерного оружия. Вопрос лишь во времени и политической воле. Но Иран заявляет что намерен развивать лишь мирное использование атомной энергии.
Однако отношения в регионе мягко говоря непростые. Иран давно под санкциями США и ЕС, и там и без ядерных вопросов полно поводов для недоверия и конфликтов. В 2003-2004 Иран начинают подозревать в работе по созданию ядерного оружия, возникают сложности с инспекциями МАГАТЭ и обвинения Ирана в том что он нарушает соглашения договора о нераспространении. С тех пор идут почти безуспешные переговоры о том как обеспечить хоть какой-то вариант взаимодействия и контроля. И все бы хорошо, но в 2018 году Трамп в одностороннем порядке вывел США из сделки. Так что остается надеяться на то, что новая администрация Байдена найдет подход и способ восстановить сделку.
В итоге, по данным ежегодного обзора мировых вооружений СИПРИ доступен по ссылке на русском за 2020-й год , ядерные силы стран мира выглядят примерно так: Но есть и успехи Глядя на то как круг стран, обладающих ядерным оружием, медленно расширяется, может показаться, что усилия международных договоров не приносят нужных результатов. На самом деле это не так. Во-первых, видно, что решение получить ядерное оружие обходится режимам и странам довольно дорого. Если вы не сторонник идеи Чучхе, или не завязли в многолетнем конфликте в своем регионе, где ваш оппонент имеет ядерное оружие - то особых стимулов к его созданию у вас нет. Во-вторых, этот тезис вполне подтверждается тем фактом, что число стран, отказавшихся от идеи создания ядерного оружия, или даже от самого оружия, которое у них оказалось - гораздо больше.
В США начали создание супероружия для нейтрализации ядерного арсенала России
У США никогда не было своего ядерного оружия, нет его и сейчас. Эксперт из США описал последствия ядерного удара по Нью-Йорку и рассказал, сколько ядерных зарядов нужно для полномасштабной атаки на США. ввс сша, ядерное оружие, пентагон. Американские СМИ: Даже ядерное оружие не поможет, если Россия атакует Прибалтику.