Согласно данным аудиторов, внутренний долг РФ увеличился на 576,789 миллиарда рублей, или на 3,1%, до 19,358 триллиона рублей. Аналитическая записка Счетной палаты указывает, что увеличение внутреннего государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, за 2023 год связано в основном с увеличением государственного долга по ОФЗ-ПД, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН.
Вы точно человек?
Экономист Масленников оценил соотношение внешнего долга России к ВВП | В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны. |
РИА «Новости»: Минфин России планирует увеличить госдолг РФ до 29,9 трлн рублей | Внешний долг Российской Федерации, млрд долларов США. В течение 2023 года происходило снижение внешнего долга по финансовым инструментам, номинированным как в иностранной, так и в национальной валютах. |
Внешний долг России на 2023 год | сколько сумма, размер госдолга | Внутренний долг в процентах к ВВП невелик – всего лишь около 12% ВВП22. |
Стимул для инвесторов: почему рост госдолга РФ сыграл на руку экономике страны
Сокращение размеров внешних долгов и наращивание внутренних займов снимет валютные риски и поможет российским инвесторам. В 2023 году государственный долг России вырос почти на 13%, составив 25,6 трлн руб. Согласно данным, приведённым РИА Новости, за 2022 год внешний долг России по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) рекордно сократился, упав на 10 процентных пунктов.
Внешний долг России упал до минимума за 15 лет — Центральный банк РФ
К середине 1980-х правительству СССР пришлось обратиться к Западу за деньгами из-за ухудшающейся экономической ситуации. Тогда пришлось выплатить часть долга Российской империи. Но на первом месте тогда стояла другая задача — погасить задолженность, которую Советский Союз набрал перед распадом. Долгое время именно советский долг составлял большую часть внешнего долга России. Сумма долга составляла 100 млрд рублей, выплаты растянулись до середины 2017 года. При этом значительная часть новых заимствований направлялась на выполнение бюджетных обязательств. Кредиты Советскому Союзу и России в 1990-х предоставляли некоторые государства и такие международные финансовые организации как: Международный Валютный Фонд; Всемирный Банк. Из-за этого России приходилось идти на политические и экономические уступки. При этом статьи социальных и военных расходов бюджета все время уменьшались.
Если рассматривать не только проблемы, но и преимущества, которые принес кризис 1998 года, то можно увидеть, что Россия перестала занимать деньги у МВФ и ВБ. Благодаря выросшему экспорту нефти и газа в 2000-е годы Россия начала быстро выплачивать задолженность. Заимствования все равно продолжались, но уже на международном рынке. Так как долг стал уже рыночным, кредиторы потеряли возможность воздействовать на Россию политически. Как санкции повлияли на внешний долг РФ В начале 2022 года санкционная политика привела к тому, что страны Западной Европы и США отказались от исполнения обязательств в своих валютах не только в отношении российских госорганизаций, но и физических и юридических резидентов РФ. Так как управлять счетами и рассчитываться с помощью долларов и евро стало невозможным, Россия предложила перевести расчеты в другие валюты, в том числе российские рубли. Антон Силуанов, министр финансов РФ, в марте 2022 года заявил, что по внешнему долгу Россия будет рассчитываться в российских рублях. Конвертировать их в валюту по договорным обязательствам можно будет только после снятия ограничений с российских счетов в долларах и евро.
На 1 января 2022 года внешний долг РФ составлял 478,2 млрд долларов. А в январе 2023 года ЦБ Российской Федерации сообщил, что внешний долг сократился на 100,4 млрд долларов. Также Центральный Банк России заявил, что на первый квартал 2023 года внешний долг страны достиг минимального показателя за 16 лет — 357,9 млрд долларов. В последний раз такой объем долга фиксировали в 2007 году. Это произошло в основном из-за сокращения средств нерезидентов в банках РФ, а также уменьшения объемов долгосрочных кредитов. Что означает снижение внешнего долга Ситуация с быстрым снижением внешнего долга в России не такая простая. Дело в том, что внешний долг состоит из двух частей: коммерческой; государственной. Больший процент внешнего долга занимает именно коммерческий.
В него входят займы и инвестиции в бизнес и проекты.
В денежном выражении государственный и корпоративный долг страны оценивается в 354,8 миллиарда долларов. Максимальный уровень внешнего долга России к ВВП был зафиксирован в 1999 году. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил , что ситуация в экономике России находится под абсолютным контролем.
Но с получателей требуют провести демократические реформы и принять антикоррупционные законы. Увеличение налоговых поступлений Сбор налогов с физических и юридических лиц — один из основных источников дохода государства. Собранные деньги могут использоваться как для покрытия текущих расходов страны, так и пойти на оплату госдолга. Когда госдолг становится проблемой Сама по себе сумма госдолга особенно ничего не значит.
Но на что точно стоит обращать внимание, так это на соотношение госдолга и ВВП страны. Но в любом случае рост долга — это плохие новости. Когда госдолг начинает расти, то происходит следующее: Возникает риск финансового кризиса. В 1998 году Россия не смогла заплатить по внутреннему долгу, и произошёл дефолт. Рубль рухнул, инфляция молниеносно выросла, банки отказывали людям в выдаче их вкладов , происходили массовые задержки зарплат. Увеличение налогового давления. Для выплат по долговым обязательствам государство вынуждено увеличить налоговые сборы. А это негативно сказывается на экономике, так как уменьшает доступные доходы у населения и предприятий.
Это может привести к снижению потребительского спроса и инвестиций, что, в свою очередь, может замедлить экономический рост. Снижение доверия к финансовой стабильности страны. Постоянный рост долга может породить сомнения у граждан и инвесторов. Ведь если правительство не способно эффективно управлять своими финансами и сокращать дефицит, то как оно вернёт деньги? Инвесторы могут даже увеличивать стоимость заёмных средств для правительства — то есть новые долги будут обходиться стране дороже. Долговые часы Бремена снова тикают. Мы будем тратить всё больше и больше на проценты и всё меньше и меньше на то, на что нам действительно нужно тратить деньги». И хотя речь шла об Америке, но актуально это и для нашей страны.
То есть в 6 раз меньше. Столь существенная разница в оценке связана с особенностями учёта. Банк России в сумму внешнего долга включает задолженность не только органов государственного управления, но и самого Центрального банка, коммерческих банков, компаний, граждан и некоммерческих организаций.
Увеличение налогового давления. Для выплат по долговым обязательствам государство вынуждено увеличить налоговые сборы. А это негативно сказывается на экономике, так как уменьшает доступные доходы у населения и предприятий. Это может привести к снижению потребительского спроса и инвестиций, что, в свою очередь, может замедлить экономический рост. Снижение доверия к финансовой стабильности страны. Постоянный рост долга может породить сомнения у граждан и инвесторов.
Ведь если правительство не способно эффективно управлять своими финансами и сокращать дефицит, то как оно вернёт деньги? Инвесторы могут даже увеличивать стоимость заёмных средств для правительства — то есть новые долги будут обходиться стране дороже. Долговые часы Бремена снова тикают. Мы будем тратить всё больше и больше на проценты и всё меньше и меньше на то, на что нам действительно нужно тратить деньги». И хотя речь шла об Америке, но актуально это и для нашей страны. То есть в 6 раз меньше. Столь существенная разница в оценке связана с особенностями учёта. Банк России в сумму внешнего долга включает задолженность не только органов государственного управления, но и самого Центрального банка, коммерческих банков, компаний, граждан и некоммерческих организаций. А Минфин в структуре внешнего долга учитывает только долг органов государственного управления.
Внутренний долг Минфин РФ ведомство оценивает в 21 трлн рублей. Ещё 3 трлн должны регионы, но им две трети задолженности спишут, объявил президент Владимир Путин. В 2019 году, впервые после введения санкций и падения цен на нефть в 2014 году, РФ смогла выйти на отрицательный государственный долг, а это крайне редкое явление для любой страны. Этому показателю ещё есть куда расти, ничего критического здесь нет», — отметил экономист Райффайзенбанка Денис Порывай. Есть, конечно, и альтернатива, чтобы в казне появилось больше денег, но мало кому она понравится. Например, государство может поднять налоги, но это отрицательно скажется на устойчивости экономики. Включить печатный станок тоже не вариант — это разгонит инфляцию. Как Россия платит по долгам в условиях санкций В начале 2022 года против России ввели очередные санкции, согласно которым страны Западной Европы и США отказались от исполнения обязательств в своих валютах не только в отношении российских госорганизаций, но и физических и юридических резидентов РФ.
Копейка рубль бережет. Как Россия оказалась в лидерах по минимальному госдолгу
Внешний долг России по состоянию на 1 января 2024 года составлял $326,6 млрд, сообщает Центробанк. А в 2022 произошел существенный рост, сегодня внутренний долг составляет 18,8 трлн рублей. Согласно данным, приведённым РИА Новости, за 2022 год внешний долг России по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) рекордно сократился, упав на 10 процентных пунктов. Минфин: Внутренний долг России уменьшится на 3,54 млрд рублей.
Счетная палата: госдолг России вырос на 2,775 триллиона рублей
Госдолг России приблизился к 23 трлн руб. | Внешний долг госсектора РФ находится на уровне 255 млрд долларов. |
В Минфине назвали неизбежным дальнейшее увеличение госдолга России | Государственный долг России в январе—сентябре составил около 25,5 трлн руб., или 17% прогнозируемого объема ВВП. |
Госдолг регионов по итогам девяти месяцев 2023 года вырос – рейтинг
Долговая нагрузка в Республике Дагестан выросла за 9 месяцев 2022 года на 17,3 п. Долговая нагрузка в Республики Тыва выросла на 13,2 п. В лидерах по положительной динамике Волгоградская область, Забайкальский край и Республика Бурятия. Во всех трех регионах уровень долговой нагрузки по итогам девяти месяцев 2023 года снизился на 8,8 п.
В Челябинской области уровень долговой нагрузки не изменился. В ближайшем будущем долговое бремя двенадцати регионов немного сократится за счет списания задолженности по бюджетных кредитам на сумму налоговых доходов, которые поступили в 2022 году в федеральных бюджет от реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях сельском хозяйстве, туризме, обрабатывающих производствах, жилищном и дорожном строительстве. К регионам, получившим такую возможность, относятся Алтайский край, Астраханская область, Волгоградская область, Забайкальский край, Калужская область, Краснодарский край, Курская область, Липецкая область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Томская область.
Стоит ли РФ увеличивать размер внешнего долга? Да, нужно повысить пенсии Да, нужно строить дороги, школы, больницы Да, нужно создавать рабочие места и поддерживать экономику Нет, обойдемся своими силами.
Единственным новым нюансом стали его слова, что Россия будет выполнять свои обязательства в рублях, а не иностранной валюте. По той причине, что валютные резервы Российской Федерации были заморожены, и доллары США, евро, британские фунты стерлингов и другие так называемые резервные валюты стали для нас, образно выражаясь, «токсичными».
Запад, как мы знаем, отверг такой способ погашения российских долгов и пригрозил Российской Федерации объявлением дефолта. Силуанов, в свою очередь, 11 апреля заявил, что Москва готова обратиться в международный суд для того, чтобы опротестовать готовящееся Западом решение о суверенном дефолте России. Подобные обмены заявлениями по поводу российского суверенного долга мне кажутся странными: Запад объявил нам войну на уничтожение, а мы продолжаем играть по правилам мирного времени и даже собираемся апеллировать к международному правосудию, которое, как известно, находится под полным контролем коллективного Запада. А какие могут быть альтернативы тому варианту, который озвучил министр финансов России? Подсказку мы можем найти в собственной истории.
Так, примерно за два года до вероломного нападения фашистской Германии на СССР 19 августа 1939 года между странами было заключено германо-советское торговое соглашение. Германия предоставила СССР кредит на 200 млн германских марок и взяла на себя обязательство поставить Советскому Союзу по этому кредиту станки и другое заводское оборудование, а также военную технику; СССР обязался погашать кредит поставками сырья и продовольствия. Уже 22 июня 1941 года наши поставки товаров в погашение кредита были прекращены. Еще более интересный прецедент аннулирования наших обязательств перед враждебными странами произошел более века назад. Речь идет об одном из первых актов советской власти — декрете ВЦИК от 21 января 3 февраля по новому стилю 1918 г.
Общая сумма обязательств царского и Временного правительств на момент издания декрета составляла 60 млрд. Этот декрет как и большинство других декретов советской власти был крайне лаконичен состоял из 10 статей. Декрет был принят с учетом сложившейся международной обстановки. Бывшие союзники России по Антанте открыто готовили интервенцию против советского государства начало интервенции историки датируют 12 января 1918 года. Плюс к этому с декабря 1917 года была установлена морская и торговая блокада России на Балтийском море через которое проходили основные потоки экспорта и импорта России.
Статья 1 Декрета устанавливала, что обязательства, данные «правительствами российских помещиков и российской буржуазии», аннулировались задним числом, с 1 декабря 1917 г. Речь шла о обязательствах царского и Временного правительств, которые возникали в результате размещения облигационных займов или получения кредитов. Для держателей ценных государственных бумаг внутри страны были сделаны некоторые послабления и исключения. Они, в частности, распространялись на малоимущих владельцев государственных бумаг на сумму не более 10 тыс. А вот внешние займы царского и Временного правительств аннулировались полностью статья 3.
Общее руководство ликвидацией государственных займов возлагалось на Высший совет народного хозяйства, а сама процедура — на Государственный банк, который должен был немедленно приступить к регистрации всех облигаций государственных займов, а также других процентных бумаг, как подлежавших, так и не подлежавших аннулированию. Особенно сильно пострадал от Декрета самый крупный из иностранных кредиторов царского правительства — Франция, в которой на 1914 год насчитывалось до 1,6 млн.
N 3914-р 1.
Минфину России в соответствии с частью 23 статьи 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" осуществлять в 2023 году государственные внутренние заимствования Российской Федерации с превышением предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" показателей верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2023 год в сумме до 1000 млрд рублей в целях замещения использования средств Фонда национального благосостояния на указанную сумму. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2023 г.
Профессор Катасонов: О суверенном внешнем долге России в условиях войны с коллективным Западом
Днем ранее, 3 апреля, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что правительство очень аккуратно относится к показателю госдолга России, поскольку расходы по обслуживанию государственного долга в условиях роста процентных ставок растут. «Специфика российского долга в том, что он в основном внутренний, доля внешних заимствований очень мала, одна из самых низких в мире. По информации ведомства, внешний долг России за январь текущего года уменьшился на 0,07% до 35,777 млрд долларов, в пересчете на европейскую валюту — на 1,7% до 27,180 млрд евро, сообщает Финам. Общий объем государственного долга России по итогам 2022 года ожидается на уровне 16,2% ВВП, после чего вырастет до 16,9% в 2023 году, а затем начнет снижаться, говорится в докладе Международного валютного фонда (МВФ).
Russia Government Debt To GDP
Согласно закону о бюджете на 2022—2024 гг. Объем чистого привлечения ожидался на уровне 2,199 трлн руб. На внешние рынки заимствований министерство в 2022 г. В ближайшие годы, как ожидается, бюджет также будет оставаться дефицитным: в 2023 г. Доходы в 2023 г. Основными источниками покрытия дефицита в 2023—2025 гг. При этом в 2023—2024 гг. Безопасный уровень В целом, несмотря на беспрецедентную ситуацию 2022 г. Основные метрики долговой нагрузки к началу 2023 г. Сам уровень долга на мировом фоне по-прежнему низкий, как и относительные расходы на его обслуживание, продолжил он.
К слову, российский госдолг не уменьшается неожиданно. Он это делает постепенно и размеренно. Откуда у России внешний долг После распада СССР, в 1991 году, Россия взяла на себя все советские долги в обмен на отказ бывших союзных республик от причитающейся им доли в зарубежных активах. Длительное время советский долг в размере до 110 миллиардов долларов составлял большую часть внешнего долга России. А уже в середине и конце 1990-х годов, практически прекратив погашать старые долги, страна начала набирать новые. Экономист, политолог и руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников отметил в разговоре с «360», что первый толчок к стремительному росту внешнего долга — это дефолт 1998 года. Он был одним из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. РИА «Новости» Дефолт произошел на фоне тяжелой экономической ситуации.
Макроэкономическая политика, которую государство проводило в 1996—1998 годах, лишь усугубляла ситуацию с каждым днем. Страна заимствовала [деньги] с рынка, обычно размещая государственные ценные бумаги, так называемые еврооблигации. Никита Масленников Почему долг не растет В сравнении с внешним долгом, по словам собеседника «360», государственный внутренний, или корпоративный, долг может быть немного больше. Масленников напомнил, что Россия брала из общей казны «максимум три миллиарда в долларовом эквиваленте до пандемии коронавируса».
Несмотря на беспрецедентное давление недружественных стран, российское правительство финансирует важные проекты, оказывает поддержку различным отраслям экономики, сохраняет социальные программы для населения, сказал старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова Ходжа Кава. По мнению экономиста, это даст накопительный эффект для развития экономики. В свою очередь, доцент кафедры экономики РЭУ Александр Тимофеев уверен, что умеренный рост госдолга РФ обусловлен невысоким дефицитом бюджета.
Текущие показатели оценил экономист, политолог и руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Он пояснил, что у страны в настоящее время нет острой потребности наращивать государственный внешний долг, учитывая относительную финансовую устойчивость. Кроме того, после того как в России начало действовать бюджетное правило на зачисление дополнительных сверхдоходов от экспорта нефти и газа, необходимость категорического заимствования практически отпала. Масленников уточнил, что Россия является одним из лидеров по минимальному долгу.
За первое полугодие 2023 года госдолг России вырос на 9,8%
Плеханова Татьяна Белянчикова. Это позволяет относить Россию к числу стран с низким показателем уровня госдолга. В то же время при высокой процентной ставке растет и стоимость обслуживания рублевой части долга. Очевидно, что данную ситуацию может исправить будущее снижение ключевой ставки Банка России. А оно произойдет, ибо октябрь уже показал замедление темпов инфляции, так что при отсутствии внешних шоков это вопрос времени", - отметила Белянчикова. По мнению доцента экономического факультета РУДН Лазаря Бадалова, основной риск для России - не рост госдолга, а именно его обслуживание из-за процентной ставки, так как пока не понятны перспективы ее снижения в будущем году.
Из-за опережающего роста ненефтегазовых доходов бюджета дефицит оказался ниже, а в октябре так вообще сложился месячный профицит, соответственно сократились и потребности в привлечении финансирования. Согласно проекту бюджета на 2024-2026 гг. Однако эксперт отметил, что при сложившемся сейчас уровне ставок расходы по обслуживанию даже такого долга все равно создают заметную нагрузку на бюджет. В 2024 году, как ожидается, более 2 трлн рублей будет направлено на процентные платежи. Поэтому в случае позитивной динамики доходов еще большее сокращение новых заимствований могло бы позволить бюджету сэкономить на обслуживании долга в будущем. А также несколько снизить ценовое давление в экономике, создаваемое бюджетным импульсом.
Так, по его мнению, они могут быть арестованы , но их еще можно спасти.
Если мы перестанем выплачивать по евробондам, то появятся иски отдельных граждан в европейские и американские суды. Понятно, какие они будут принимать решения. Под эти решения может быть арестована любая государственная собственность РФ. Сегодня вопрос будет ли дефолт — дискуссионный. Но специалисты прогнозируют, что он неизбежен», - отметил он в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН». Однако не все специалисты в России настроены так пессимистично. Без рейтингов и без доллара: Экономисты объяснили невозможность дефолта в РФ «Американцы пытаются запретить проведение платежей в долларах.
Если они блокируют платежи, сколько бы денег не было у России, Минфин не может технически передать эти деньги кредиторам, держателям облигаций.
Это минимальный показатель с 1993 года. В денежном выражении государственный и корпоративный долг страны оценивается в 354,8 миллиарда долларов.
Максимальный уровень внешнего долга России к ВВП был зафиксирован в 1999 году.
Государственный долг
Согласно данным, приведённым РИА Новости, за 2022 год внешний долг России по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) рекордно сократился, упав на 10 процентных пунктов. А в 2022 произошел существенный рост, сегодня внутренний долг составляет 18,8 трлн рублей. Российский внешний долг второй раз за 2023 год рекордно снизился, а внутренний стабильно рефинансируется. Государственный долг РФ увеличился за прошлый год на 12,2% и составил 25,6 трлн рублей, или 15% ВВП, сообщает Счётная палата.
Внешний долг России в 2023 году сократился до $317 млрд, минимального показателя с 2007 года.
Госдолг России вырос на 11,6% в январе-сентябре 2023 года и достиг 17% от ВВП | За первый квартал 2022 года государственный внешний долг России снизился на 4,3%. Об этом говорится в опубликованном оперативном докладе Счётной палаты за первые три месяца 2022-го. |
Госдолг России вырос до 25,6 трлн рублей — СПИНИ | МОСКВА, 19 янв — РИА Новости. |
Экономист Масленников оценил соотношение внешнего долга России к ВВП | Внешний долг госсектора РФ находится на уровне 255 млрд долларов. |
Госдолг России превысил 25 трлн руб | Внешний долг в России в 2024 году рекордно уменьшился. Санкции повлияли на размер задолженности РФ. Узнайте, какие последствия от снижения внешнего долга. |
Счетная палата России: госдолг РФ в 2023 году вырос на 2,775 трлн рублей
Начну с того, что у некоторых стран внешний долг в абсолютном, а следовательно, и относительном выражении мизерный. А теперь рассмотрим страны на другом полюсе, то есть с самыми высокими относительными уровнями внешнего долга. У большей части стран, относящихся к группе «экономически развитых», показатель относительного уровня находится в районе 100 процентов. У некоторых несколько выше, у некоторых несколько ниже этой планки. Если сравним приведенные показатели с российскими, то придем к выводу, что в России относительный уровень долга несоизмеримо ниже, чем у стран, входящих в группу экономически развитых список таких стран почти полностью совпадает со списком стран Запада. Один из них — величина внешнего долга в расчете на душу населения. У США получается по 98 тыс. Но впереди США по величине этого показателя целый десяток стран. Вот лидеры тыс. На их фоне Россия выгляди очень скромно — около 2 тысяч долларов на человека. В аналитических целях иногда рассчитывается величина долга по отношению к национальному богатству.
Данные по национальному богатству каждый год публикуются в докладе Global Wealth Report готовится швейцарским банком UBS. Конечно, к цифрам доклада следует относиться очень осторожно, поскольку по некоторым странам показатель сильно завышается, а по другим, наоборот, сильно занижается. В частности, по США имеет место явное завышение в силу того, что в расчет принимаются финансовые активы, за которыми ничего реального не стоит.
Важный параметр — платежеспособность государства, то есть сможет ли оно вовремя внести очередной платеж и способно ли в целом рассчитаться по долгам. Один из главных критериев, по которым оценивают платежеспособность государства, — наличие ликвидных активов. В первую очередь это рублевые и валютные депозиты федеральных органов управления, которые размещены в Центробанке и коммерческих банках. При этом важно, чтобы государство не попало в безнадежные должники. Чтобы этого не произошло, правительство может принимать следующие меры: Рассчитаться с долгом за счет золотовалютных резервов.
Это невозможно сделать, если страна уже много задолжала, так как, скорее всего, эти запасы у нее минимальны или вовсе исчерпаны; Консолидировать долг. Для этого нужно получить согласие кредиторов. Они, в свою очередь, создают специальные клубы и совместно разрабатывают консолидационную политику по отношению к государствам, которые не могут расплатиться с долгами. Самые известные такие клубы — Парижский клуб, который объединил в себе страны-кредиторы, и Лондонский клуб, включающий в себя банки-кредиторы. Оба клуба всегда лояльно относились к просьбам задолжавших стран об отсрочке долга. В некоторых случаях даже частично списывали долги; Сократить размер долга путем конверсии. То есть кредитор в счет долга покупает у страны-должника ценные бумаги, недвижимость, права, участие в капитале и другое. При этом доля иностранного капитала в стране увеличивается, а финансовые ресурсы в бюджет не поступают.
Но таким образом можно снизить долг, получить возможность брать зарубежные кредиты и стимулировать приток иностранных инвестиций в экономику страны; Обратиться к международным банкам за льготными кредитами. Таким образом можно преодолеть кризис, но в то же время страна должна быть готова к жестким требованиям к кредитной и эмиссионной политикам, к поощрению конкуренции и другим условиям. Положительный госдолг — есть ли повод для беспокойства Сама по себе цифра, которая обозначает размер государственного долга, ни о чем не говорит. Внимание нужно обращать на его соотношение с ВВП страны. Лимит устанавливает правительство, но оно может пересматривать его размеры, в том числе в большую сторону. Как это делают США, которые обслуживают самый большой в мире госдолг. Помимо соотношения госдолга к ВВП, важно учитывать размер резервов государства и их ликвидность, кредитный рейтинг государства, доходность государственных облигаций, показатель среднегодовой инфляции в стране и другие факторы. Для России как для страны с развивающейся экономикой важно сохранить финансовую независимость, поддерживая долг в пределах нормы.
В этом случае говорят о консолидации внутреннего долга. А унификация группирует несколько займов в один. Со стороны государства может проводиться процедура отсрочки погашения займа. Этот инструмент применяется тогда, когда дальнейшая эмиссия становится невыгодной. Долг может быть аннулирован или реструктуризирован. Последняя процедура представляет собой совмещение заимствований с установлением условий обслуживания облигаций и срока возмещения по ним. Реструктуризация может проводиться с частичным списанием долга. То есть, основная сумма задолженности может быть сокращена. Считается, что величина государственного долга должна быть такой, чтобы на нее действовали методы регулирования. Долг должен быть управляемым.
Правительство России смогло создать денежный резерв, который позволил повысить регулируемость долга.
Для сравнения: дефицит бюджета в этом году планируется на уровне 3 трлн рублей. Об этом говорится в ноябрьском докладе Счетной палаты СП об исполнении федерального бюджета за девять месяцев 2023-го «Известия» его изучили. Это максимальный показатель как минимум за два года. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года траты на обслуживание госзаимствований выросли на 219,4 млрд, оценила Счетная палата. Что будет с дефицитом казны к концу года и за счет чего его будут покрывать Почему растут траты на обслуживание госдолга Рост расходов на обслуживание госдолга РФ обусловлен в первую очередь увеличением объема самих заимствований, пояснили «Известиям» в Минфине. То есть сейчас государство занимает у инвесторов под высокие проценты.
Третья причина — в изменении курсов иностранных валют, сообщили в Минфине. Рубль значительно ослаб: с 70 рублей за доллар в январе до 100 в августе с откатом до 89 к ноябрю. Вместе с этим растут и траты на проценты по обязательствам.