Сегодня Европейский суд оштрафовал Россию в пользу жертв «Норд-Оста», а мы позавчера (18.12.2011) всей семьёй побывали в Театральном центре на Дубровке. Ровно два десятилетия назад граждан потрясли сообщения о том, что террористы атаковали столицу страны, захватив сотни зрителей театрального центра на Дубровке. В Москве прошла акция памяти, приуроченная к 21-й годовщине теракта в Театральном центре на Дубровке. Там, в подвале, оказалось три работника центра, которые три дня сидели в подземелье.
58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
События осени 2002-го года полностью перевернули ход его биографии. После чудовищного террористического акта во время мюзикла "Норд Ост", с захватом в заложники зрителей, и последующего штурма, центр сильно пострадал. Но разрушения конструкций и интерьера здания легко устранимы - сейчас центр полностью отреставрирован и мюзикл "Норд-Ост" был возрожден. А вот в памяти людей центр на Дубровке на долгие годы будет связан с трагедией 2002-го года. Поэтому в репертуаре центра - регулярные вечера памяти, посвященные жертвам терроризма. Спустя 3 месяца после теракта, в конце января 2003 года здание было восстановлено также в нем располагаются несколько магазинов и школа танцев.
Чтобы мы напоминали о себе, чтобы о погибших не забывали простые люди и наши правители не допускали теракты. Так мы сможем жить дальше. Многие заложники познакомились друг с другом на суде над соучастником теракта Хасаном Закаевым, куда их впервые пригласили в качестве потерпевших. И на этих судах дети-заложники, которым на тот момент было 13—14 лет, а сейчас им чуть больше 30, рассказывали о своих болезнях: токсический гепатит, токсический пиелонефрит… Хороший вопрос, откуда в этих диагнозах появилась токсикология… И говорили: не знаем, кому больше повезло, — тем, кто погиб, или нам, так как мы работаем на лекарства. Это страшно. У нас один человек, который находился в заложниках, перенёс клиническую смерть. Этого нигде не показывали, но он говорил: я пенсионер, и я не знаю, купить мне стакан молока или купить таблетки. От государства после трагедии за погибшего сына мне заплатили 100 тыс. По-моему, по 50 тысяч дали потерпевшим, которые выжили. Сейчас нам помогает столичный Департамент соцзащиты под руководством Владимира Петросяна. Это не материальная помощь: они достают билеты в театры, на экскурсии. Мы очень благодарны. А с государством потом судились. Мы не требовали денег, мы добивались правды, объективного расследования трагедии. Вопросов у нас было правда много. Например, в материалах судмедэкспертизы по факту гибели каждого погибшего было написано, что причины их гибели — недоедание, недосыпание, мало кислорода, сидячее положение, а также букет сопутствующих болезней. Читаешь — и возникает ощущение, что в тот вечер на Дубровке собрались одни инвалиды. Он обязал власть провести повторное расследование. После суда над Закаевым в Страсбург от нас пошло ещё 42 новых заявления. Теракт на Дубровке показал, что Россия на тот момент вообще не была готова к такого рода испытаниям. Когда произошёл теракт в столичном метро между станциям Павелецкая и Автозаводская, я сделал определённые выводы. Например, я заметил, что пострадавших несли на носилках, которых было достаточное количество. У нас такого не было. Не хватало машин скорой помощи, не хватало транспорта для мобилизации людей по больницам. Если бы всё это было — жертв трагедии было бы меньше. Getty 130 человек, по официальной версии, погибли в теракте на Дубровке. Ирина Хакамада, кандидат экономических наук.
Каменский, И. Описание Это характерное для брежневской эпохи здание крупного заводского культурного центра, продолжающего в своей архитектуре находки конструктивизма в большом масштабе. Квадратное в плане здание включает вместительный зрительный зал и помещения фойе, классы для кружков и студий и т. В середине его устроен внутренний двор с фонтаном, с площади перед театральным зданием в него ведут две проездные арки, закрытые решетками.
Его переключили на оперштаб. Там, в подвале, оказалось три работника центра, которые три дня сидели в подземелье. Они умоляли: «Вытащите нас оттуда! Это случилось на третий день. Когда пробили стену. В том числе и террористы. На 40 минут. И нам этого времени должно хватить, чтобы разобраться, где заложники, где террористы, что с заминированием. Сами мы были в противогазах - они должны были сработать на защиту. Кто-то предложил забраться на крышу с альпинистским снаряжением - чтобы ворваться в окна второго этажа. Но там оказались окна кабинетов, гримерных. Они все были заперты, и там не только окна, но и двери тоже пришлось бы выбивать. Три полковника ФСБ, в том числе и я, поднялись на крышу — и начали смотреть — где можно закреплять базу, где нельзя. И тут на соседней крыше мы увидели корреспондентов с камерами... Они вели съемку всего, что мы делали. В котором прозвучало: вот сотрудники группы «Альфа» - и штурм, наверное, будет с крыши. Это увидела не только вся страна — но и террористы в зале Норд-Оста. Они сразу выдвинули ультиматум: если эти трое с крыши не уйдут, мы сейчас начнем расстреливать каждого десятого заложника. После чего нам поступил приказ - вернуться в оперштаб, который был в соседнем здании, в больнице. Если бы мы начали штурм без газа, кто-то из террористов наверняка нажал бы кнопку - и произошел подрыв. И здание могло бы сложиться — вместе с заложниками и с нами. Нас построили и сказали, что операция будет очень сложная. И если у кого-то есть противопоказания - могут об этом заявить. Вы там тренировались?
58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
В тот вечер в Театральном центре на Дубровке шел обычный показ вот уже больше года длящегося промоушена постановки. 21 год со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке. Как бы это помогло вам на Дубровке или посетителям «Крокус Сити Холла»?
После «Норд-Оста». Как живут люди, пережившие теракт на Дубровке
А дальше понеслось. Потуги и старания навести на «исламский след» были достойны усердной рекламы средства от запора. И при этом злодеи-исламисты, на борьбу с которыми те же США положили битых два десятка безуспешных лет, почему-то направились прямиком к украинской границе. Где и были перехвачены нашими силовиками на территории Брянской области. Надо сказать, чекисты точно просчитали траекторию дальнейшего движения террористов. В самом деле, где еще встретят и приветят «исламских террористов», как не в пославшем их вражеском стане?
Теперь с задержанными работают следователи. И, думается, несмотря на хорошо продуманную и выполненную конспирацию преступного предприятия, кое-что проливающее свет на его механику выяснить все-таки удастся. Комбинация действительно была задумана, без преувеличения, дьявольская. Мало того что она преследовала информационный эффект, до чего так падки в киевском «Квартале 95», так еще вражду между конфессиями внутри России была надежда посеять. Вот если взглянуть на происходящее под таким углом, тогда, вероятно, по-иному прозвучат предупреждения двухнедельной давности о возможных терактах в Москве.
Их выдали в первой декаде марта своим гражданам посольства США и Британии. И тут же выяснится, почему столь тщательно спланированная и организованная операция не была приведена в действие, скажем, в ходе президентских выборов в России, а была отложена на неделю. Cui prodest? Это из тех вопросов, что приводят к ответам. Задавшись им в нашем случае, можно увидеть причинную связь случившегося вчера вечером побоища с событиями в ходе СВО: с произведенным Россией накануне ночным ударом по энергетической инфраструктуре Киева.
Ударом беспрецедентным, выведшим из строя такой энергетический гигант, как Днепрогэс. Понятно, что без международного резонанса такое событие остаться не могло. Причем оценка военных возможностей киевского режима оказалась бы далеко не в пользу последнего. Вот и было принято решение провести давно задуманную операцию.
Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки. Есть было нечего, да и не хотелось. Спустя некоторое время откуда-то появились маленькие шоколадки, сок и взбитые сливки в баллончиках.
Позже я узнала из интернета, что боевики притащили это из буфета. Сок бандиты кидали со сцены сидящим в первых рядах, как собакам, а шоколадки и баллончики со взбитыми сливками пустили по рядам. Понятно, что до нашего девятнадцатого ряда мало что дошло. Когда передали сливки, меня затошнило от одного их вида, а ты сделал пару впрыскиваний в рот и передал баллончик девочкам, сидевшим справа от тебя. Их глаза с момента захвата не просыхали от слез. Ты как мог развлекал их. У одной из девчонок с собой был роман Максима Горького «Мать».
Прочитав его залпом, как умел это делать, ты стал с юмором пересказывать школьницам его содержание, проводя параллель с происходящими в зале событиями. А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо. Теперь я — и ваша мать, и ваш отец. Удочеряю обеих. И девчонки заулыбались! Одна из них даже пообещала, что обязательно прочтет этот роман. Последняя ночь была ужасной.
Все уже отупели от сидения. У меня была только одна мечта — принять душ и вытянуть ноги, которые нещадно ныли. К тому же большую бомбу с первых рядов почему-то перетащили и установили через ряд от нас. У парня, сидевшего в последнем ряду, видно на этой почве, «поехала крыша». Он вдруг вскочил и побежал прямо по креслам вперед. Началась стрельба. В результате в парня не попали, а убили мужчину, мимо которого он пробежал, и ранили в живот женщину, которая сидела с мужем и дочкой.
Женщину вынесли и уложили где-то у выхода из зала. Заметив это, я с облегчением подумала: «Значит, жива! Что с ним стало, не знаю. Что стало с женщиной, тоже не знаю. Муж просил вызвать скорую, но ему в грубой форме отказали. Этот инцидент подействовал на нас удручающе. Сон не шел.
Задремали под утро. Я проснулась от беготни на сцене. В нос ударил неприятный запах, террористы в панике метались по сцене, и я поняла, что зал заполняется каким-то газом. Ты спал. Я растолкала тебя. Ты был сонный и вялый. На полу стояла бутылка с водопроводной водой, которую раздали вечером шахидки.
Я намочила бумажные носовые платки. Один дала тебе закрыть рот, второй приложила себе. Инстинктивно натягивая ворот свитера до носа, я подумала: «Надо сказать, чтобы ты закрыл лицо пиджаком». И с этой мыслью отключилась, не успев ее озвучить... Второй раз я очнулась уже на кровати в боксе с белыми кафельными стенами. Я лежала под капельницей с трубкой в носу, и от меня тянулись какие-то провода. Вошла женщина средних лет в белом халате.
Это институт скорой помощи Склифосовского. Я заведующая отделением токсикологии. Поздравляю, вы вернулись с того света. Мы сидели рядом. Что с ним? Вас привезли на машине скорой помощи одну. Но вы не волнуйтесь.
Наверное, он в другой больнице. Потом приходили какие-то люди, комиссии, и все отмечали, что мне очень повезло. А я говорила только об одном, что я сидела рядом с мужем, и просила их узнать, куда он попал. Мне обещали. Приходила женщина-психолог. Она хотела, чтобы я представляла себя в приятной обстановке на природе. Я старалась, но получалось плохо.
В сердце поселилась тревога. В понедельник уже ближе к вечеру приехала дочь Оля и сообщила: — Пaпa в морге». Светлана Губарева Потеряла потеряла в Театральном центре на Дубровке 13-летнюю дочь Сашу и своего жениха, американца Сэнди Букера, с которым собиралась строить новую жизнь. Сегодня она вместе с родными жертв теракта и такими же бывшими заложниками, как она сама, встретилась у Театрального центра на Дубровке, чтобы помянуть своих близких. И после того как прошло собеседование — а оно прошло замечательно: в посольстве увидели жениха, поняли, что серьезные намерения, и сразу мы получили одобрение — в этом радостном состоянии пошли, погуляли по Москве и, проходя мимо станции метро Маяковская, увидели ларек, в котором продавались билеты на разные мероприятия, в том числе и на мюзикл "Норд-Ост". Он тогда очень активно рекламировался. История "Двух капитанов" Каверина.
И мысль такая прокралась: когда еще попадем в Москву вот так все вместе, почему бы не посмотреть, тем более такая реклама. И настроение замечательное, хотелось продолжения. Светлана Губарева с дочерью Сашей и женихом Сэнди nord-ost. Оглянулась по сторонам, увидела, что по проходу идет толпа, одетая в военную форму. Впереди — мужчины, за ними группа женщин. И эти женщины останавливались, отделялись от группы и останавливались вдоль стен. Посмотрела направо — та же самая история.
И даже когда уже стало ясно, всё равно я не могла смириться. Человек, который поднялся на сцену, объявил, что это захват. Что они пришли остановить войну в Чечне это как раз то время, когда шла вторая чеченская война и что это их единственное требование. Реакция была очень разная у людей. Кто-то впал в истерику, кто-то наоборот окаменел, кто-то спокойно воспринял. Тем, кто очень нервничал, чеченки из своих больших сумок доставали валерьянку, чтобы успокоить. Я насчитала 19 женщин в партере, сколько было на балконе, я не видела, но когда подходили к сцене, я видела четырех женщин на балконе по углам.
Женщины сначала стояли, потом сидели, им принесли стулья.
В пять утра 26 октября 2002-го начался штурм Театрального центра на Дубровке. Спецслужбы понимали, что дальше тянуть нельзя, иначе жертв будет только больше. Штурмовые группы спецназа «Альфа» и «Вымпел» пробрались в здание с трех сторон: через ночной клуб, главный вход и окно вестибюля. Террористы могли находиться где угодно.
Штурм длится всего 15 минут. Бойцы «Альфы» зашли в зал. Их глазам предстала страшная картина: помещение, заполненное заложниками, было заминировано сверху донизу.
Когда я вытаскивал первого заложника, заметил легкий сквозняк — витражи в фойе уже были выбиты. Вам самому на Дубровке пришлось уничтожать террористов? Мне тогда — нет, на втором этаже, где у террористов был штаб, действовал полковник Торшин.
Там у его группы был бой. Террористы были уничтожены. Они на втором этаже не отключились — возможно, до них газ не дошел. Или его мало осталось. Сколько времени заняла операция? Сам штурм длился минут 5-6.
Но только через 40 минут после его начала смогли запустить врачей. Потому что велось разминирование. В зале и на сцене. Саперы зашли вместе с боевыми группами. Как реагировали люди, которых вы спасли? Не смотрел на реакцию.
Вытащил, положил — и в зал за следующим. Вы слышали разговоры о том, что если бы в Норд-Осте не применили газ — больше бы заложников осталось в живых? Слышал такое… И слышать это было больно. Если бы не пустили газ, то просто погибли бы все заложники. Террористы взорвали бы всех. И тех кто в зале, и тех, кто зашел, чтобы спасти людей.
То есть нас. Вы общались с парламентерами, вроде Кобзона, которые до штурма ходили к террористам вести переговоры? Нет, не общались, мы не могли открывать свои лица. Но мы восхищались этими людьми, которые заходили к террористам без страха — Кобзоном, Аушевым. Они же не просто к ним ходили, а спасали, выводили хоть какое-то количество заложников — женщин, детей. С кем то из спасенных вами людей вы потом встречались?
Никто из них на меня потом не выходил. Каждый переживает такое по-своему. И мне кажется, каждому понятно, что было бы, если бы не пустили газ. Да, случается разное. Бывает, что люди после медицинских операций, после наркоза не просыпаются. Кому то надо было вдохнуть газ 3-4 раза чтобы заснуть, а кому-то раз 15… Но вот я обратил внимание: те кто сидели, нагнувшись вперед — у них все было нормально, когда просыпались.
А те, кто развалился в кресле и голова откинулась назад — у многих таких произошла асфиксия. Мышцы языка были расслаблены, и человек задохнулся, из-за своего же языка.
«Рассказать, почему я жёлтенькая? После «Норд-Оста полетела печень»
Спектакль шел ежедневно, как шоу бродвейского уровня. На сцену садился самолет-бомбардировщик, «ледяными торосами» вскрывался поворотный круг сцены, в центре которой возникал нос шхуны, нашедшей свой последний причал в арктических водах. Обезвредив небольшой штат охраны, боевики под началом Мовсара Бараева в ворвались в концертный зал. В помещение были также согнаны сотрудники театра и учащиеся школы ирландского танца «Иридан», проводившие репетицию в здании центра. Мысль о том, что это реальный захват в центре Москвы, просто не приходила в голову», — вспоминала Светлана Губарева, оказавшаяся в числе заложников. По ее словам, люди реагировали на появление террористов по-разному: кто-то впадал в истерику таким террористы давали валерьянку , кто-то каменел, а кто-то был спокоен. Более двух суток переговоры вели политики, общественные деятели, представители Международного комитета Красного Креста.
Не стоит организовывать «увеселительные заведения на кладбище», сказала зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Теракт в «Крокус Сити Холле» произошёл вечером 22 марта. По последним данным, погибли 139 человек, 121 посетитель пострадал. Были задержаны 11 террористов, в том числе четверо непосредственных исполнителей.
А я-то знаю, что каждый такой теракт — это личное горе. И оно может стать горем любого человека, потому что все точно так же ходят с мужем, с ребенком, с подругой в пятницу после рабочей недели куда-то отдохнуть. После теракта в «Крокус Сити Холле» я вдруг впервые за 22 года после «Норд-Оста» подумала: когда я сидела в зале на Дубровке, больше всего на свете боялась взрыва — нас обложили взрывчаткой. Но почему-то вообще не думала про пожар, мы же и от него тоже могли погибнуть. Это для меня был новый вектор осмысления ситуации. Но я давно про себя знаю, что отношусь к людям, которым нужно действие. Провести сидя 58 часов — для меня пытка, кое-как я пыталась активничать, чтобы не сойти с ума. Уговорила террористов отпустить за одеждой — в зале было холодно, старалась много разговаривать — мне так было легче. Смогла бы я сегодня просидеть там же 58 часов? Спрашиваю себя об этом часто. Если бы речь шла только о моей жизни, то при первой же возможности я попыталась бы бежать к выходу. Только если бы от моего согласия зависело возвращение живым моего мужа, других заложников, я бы вернулась туда снова и просидела бы там все эти 58 часов. Не для себя, а для него — чтобы выжил, для его сына — потерявшего в год отца, для его родителей. Да, до боли хотелось закрыться от всех и от всего, отдаться гореванию. Но я не имела права жить в трауре, потому что рядом со мной были дети. У старшего сына в декабре был день рождения. И я понимала, что должна организовать праздник, должна улыбаться его гостям, потому что если у пережившего страшную беду ребенка еще и это отобрать, получается, второй раз накажу его. Кормить, водить в детсад и школу, на мультфильмы в кинотеатр, гулять в парке, кататься на каруселях — это было важно. Часто лежала в больнице с младшим ребенком, он очень много болел. Ты ему меряешь температуру, сажаешь его на горшок, другому помогаешь делать уроки. Не можешь спрятаться от всего под одеялом. Тем более что навалилась куча разных проблем, с которыми раньше справлялся муж. А теперь все было на мне. А потом случился Беслан. И справляться со всем, что навалилось, самостоятельно уже не могла, обратилась к психотерапевту. Он сказал: «Если вам легче, когда разговариваете об этом с людьми, говорите». То есть знала, как меня зовут и как зовут мужа, что у нас двое детей, что живу в Калининграде, но у меня была очень короткая память.
За эти 10 лет мы сыграли 2059 спектаклей, выпустили более 25 премьер, пережили два переезда, построили три сцены... И как никогда рады встрече! Все купленные билеты действительны, обращайтесь на почту театра и по телефону 977 1001117. Будем рады видеть Вас после карантина! Но в связи с указом мера Москвы мы ограничили возможное количество зрителей на каждом спектакле до 40-45 человек. Но в связи с указом мера Москвы мы ограничили возможное количество зрителей на каждом спектакле до 40-45 человек, так что спешите приобрести билеты, пока они ещё есть в продаже! При этом у нас выполняются все необходимые санитарно-профилактические меры - уборка помещений производится несколько раз в день, зрительный зал и фойе проветриваются. У сотрудников и даже зрителей проводится измерение температуры. Играем благотворительный спектакль. Половина выручки от "Ромео и Джульетты" 17 марта - пойдет в Русфонд rusfond. Очень ждем вас 17 марта, в 19 часов.... Уже через два часа наступит Черная пятница - самый грандиозный скидочный день года! Мы решили не оставаться в стороне.. Этот день мы решили отметить на Озере... На том самом озере, где нашел сцену для своей пьесы Константин Треплев, где летает белая Чайка и звучит знаменитый монолог общей мировой души. В свой День Рождения - мы дарим подарки всем зрителям! Наш доблестный мосэнергосбыт без уведомления говорят, посылали письмо по электронной почте..
Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке
После штурма театрального центра тело Васильева нашли с шестью пулевыми ранениями в подвале. В тот вечер в Театральном центре на Дубровке шел обычный показ вот уже больше года длящегося промоушена постановки. У входа в театр на Дубровке установлен монумент в память о жертвах теракта. Сейчас смотрят. После штурма театрального центра тело Васильева нашли с шестью пулевыми ранениями в подвале.
Пляски на костях или дань памяти? Волны хейта вылились на Агаларовых из-за «Крокуса»
Если банда Бараева, захватившая Театральный центр на Дубровке, взяла всю массу людей в заложники и сразу обозначила свои требования, то ворвавшиеся вчера в «Крокус» террористы таких целей себе явно не ставили. более 800 человек. После операции по освобождению заложников театральные постановки вернулись в центр, но популярности «Норд-Оста», первого российского мюзикла, они так и не достигли. Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор. Если банда Бараева, захватившая Театральный центр на Дубровке, взяла всю массу людей в заложники и сразу обозначила свои требования, то ворвавшиеся вчера в «Крокус» террористы таких целей себе явно не ставили. Сегодня театр на Дубровке продолжает радовать своих зрителей высококачественными спектаклями и концертами.
«Нам отсюда уже не выйти». Истории выживших и погибших в «Норд-Осте»
Вот этот огненный апокалипсис в «Крокусе» и заставил пристальнее взглянуть на запад. Не на восток, куда с подозрительной навязчивостью предлагали посмотреть в поисках виновных разного рода официальные и не очень лица. И то сказать: не успели отгреметь первые автоматные очереди в «Крокусе», как на трибуне в Вашингтоне появился «голубой воришка» Альхен. То бишь адмирал Кирби. И со своей обычной вселенской скорбью во взоре объявил: Украина к случившемуся в «Крокусе» отношения не имеет. Что тут же повторил в Киеве некто Подоляк, подвизающийся в советниках главаря тамошнего режима.
А дальше понеслось. Потуги и старания навести на «исламский след» были достойны усердной рекламы средства от запора. И при этом злодеи-исламисты, на борьбу с которыми те же США положили битых два десятка безуспешных лет, почему-то направились прямиком к украинской границе. Где и были перехвачены нашими силовиками на территории Брянской области. Надо сказать, чекисты точно просчитали траекторию дальнейшего движения террористов.
В самом деле, где еще встретят и приветят «исламских террористов», как не в пославшем их вражеском стане? Теперь с задержанными работают следователи. И, думается, несмотря на хорошо продуманную и выполненную конспирацию преступного предприятия, кое-что проливающее свет на его механику выяснить все-таки удастся. Комбинация действительно была задумана, без преувеличения, дьявольская. Мало того что она преследовала информационный эффект, до чего так падки в киевском «Квартале 95», так еще вражду между конфессиями внутри России была надежда посеять.
Вот если взглянуть на происходящее под таким углом, тогда, вероятно, по-иному прозвучат предупреждения двухнедельной давности о возможных терактах в Москве. Их выдали в первой декаде марта своим гражданам посольства США и Британии. И тут же выяснится, почему столь тщательно спланированная и организованная операция не была приведена в действие, скажем, в ходе президентских выборов в России, а была отложена на неделю. Cui prodest?
С разрешения автора публикуем отрывок из нее. Началось второе действие. На сцене лихо отплясывали летчики, и вдруг как гром среди ясного неба раздались автоматные очереди.
На сцену и одновременно во все двери зала ворвались вооруженные автоматами люди в камуфляжной форме, на головах — черные маски с прорезями для глаз и рта. Среди них несколько женщин, одетых во всё черное с ног до головы. Лица тоже до самых глаз закрыты черными повязками. В руках — пистолеты. Соседка слева, еще не понимая, что происходит, наклоняясь ко мне, прошептала: — У Каверина я такого не помню. Это что-то новое? Понимая, что произошло самое худшее, и сжав твою руку, я почти выдохнула: — Нас захватили!
Юрий и Татьяна Жаботинские на отдыхе, 5 октября 2002 года. Снимок подписан: «Последний отдых вместе» Источник: книга «Комета моей судьбы» Под дулами автоматов террористы согнали со сцены в зал всех артистов. На сцену вышел их главарь, назвавшийся Бараевым. Oбращаясь в зал, он сказал: «Вы тут жируете, а наш народ много лет борется за независимость, вы должны заставить ваше правительство вывести свои войска из Чечни». Тем временем двое боевиков прикрепили на сцене лозунг на арабском языке. Несколько захватчиков принялись прикручивать взрывчатку скотчем к стульям. Пусть выдвигают правительству требование освободить Чечню от своих войск.
На поясах шахидок тоже была прикреплена взрывчатка, провода от которой скрывались в их нагрудных карманах. Недалеко от сцены, примерно в пятом ряду, установили большущую бомбу. Рядом с ней уселась шахидка. Чтобы пройти в туалеты, надо было выйти в фойе, где до входной двери рукой подать. Очевидно, это не устраивало террористов. Они никого не хотели выпускать из поля зрения. Поэтому нужду справляли сразу по несколько человек под дулом автомата чеченца сначала на лестнице, ведущей в подвал, а затем в маленьком помещении, напоминающем радиорубку.
Было заминировано всё, что можно» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Помещение, в которое водили в туалет, оказалось слишком мало и быстро пришло в негодность. Поэтому бандиты решили превратить в туалет оркестровую яму. Туда разрешалось ходить в определенное время при наличии поднятой руки и по очереди. Причем передвигаться можно было только со стула на стул. Ходить нельзя, за этим следили шахидки. Командуя очередью, они проявляли свои симпатии и антипатии. Если время истекало, доступ в яму прекращался.
И это была пытка. В пытку превращалось и само посещение этой ямы. Чтобы туда попасть, надо было вскарабкаться на стул, а затем на высокий барьер. С барьера надо было слезать задом, сначала нащупав ногами шаткий высокий табурет, а с него умудриться спуститься на какую-то подставку, на которой этот табурет стоял, и не сломать при этом ноги. Мне это удавалось проделывать с большим трудом. Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Раз от разу места, куда можно было безбоязненно вступить, становилось всё меньше и меньше, а соответствующие запахи — всё сильнее и сильнее. Сверху за происходящим наблюдала пара террористов с автоматами и неизвестно с чем в головах.
Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки. Есть было нечего, да и не хотелось. Спустя некоторое время откуда-то появились маленькие шоколадки, сок и взбитые сливки в баллончиках. Позже я узнала из интернета, что боевики притащили это из буфета. Сок бандиты кидали со сцены сидящим в первых рядах, как собакам, а шоколадки и баллончики со взбитыми сливками пустили по рядам. Понятно, что до нашего девятнадцатого ряда мало что дошло. Когда передали сливки, меня затошнило от одного их вида, а ты сделал пару впрыскиваний в рот и передал баллончик девочкам, сидевшим справа от тебя.
Эти две девочки были старшеклассницами. Их глаза с момента захвата не просыхали от слез. Ты как мог развлекал их. У одной из девчонок с собой был роман Максима Горького «Мать». Прочитав его залпом, как умел это делать, ты стал с юмором пересказывать школьницам его содержание, проводя параллель с происходящими в зале событиями. А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо. Теперь я — и ваша мать, и ваш отец.
Внешнее наблюдение проводилось через крышу и подсобки, а еще через ночной клуб, прилегающий к театру. Он нам рассказал про очень хорошие вещи: гипсокартон, за ней кирпичная стена и вход в зал. Мы разобрали кирпичи, и там действительно был коридорчик", - рассказал Михайлов.
Тренировались спецназовцы в ДК Меридиан — здание было абсолютно идентично. Там они до автоматизма отработали выход на исходную позицию, работу по команде и сам штурм. Перекрестные огни рассчитывались до полуметра.
Спустя три дня, ровно в шесть утра, началась одна из самых сложных операций в истории спецслужб. Штурмовать здание решили одновременно с двух направлений. Первое — через черный ход, кухню, мимо гримерных - в зрительный зал, где было необходимо ликвидировать боевиков.
На поражение целей отводились секунды. Второй вектор - центральный вход, затем - быстрый прорыв и зачистка помещений. Сложность состояла в том, что после начала атаки боевики перешли бы в коридоры для отражения нападения.
И оно было найдено. Ключом к удачному проведению операции стала система вентиляции зрительного зала и пущенный в нее снотворный газ. Тут же мне вкладывается какой-то шелковый платочек зелененький в руку, прикрываю нос и отключаюсь", — вспоминает Михаил.
Ему было четырнадцать лет и это все, что он помнит о штурме. Очнулся уже в больнице с интоксикацией, сотрясением мозга, ожогами, но живой. Вот так же вместе с ним от газа потеряли сознание почти все, кто был в зале — и заложники, и захватчики.
Штурм, включая ликвидацию боевиков, занял четверть часа. Темнота и сидят много-много людей с серыми лицами: кто-то сидит, вперед наклонившись, кто-то назад, кто-то набок", — рассказывает один из участников штурма Виталий Демидкин. Виталий командовал одной из групп спецназа ФСБ.
Опешил, говорит, от этой картины. Показалось даже, что террористы успели всех расстрелять. Но потом услышал стон и начал оказывать помощь.
Страна с замиранием сердца следила за событиями этих двух с половиной суток в октябре 2002 года. В этот момент к театру подъехали три микроавтобуса с чеченскими террористами. У них с собой были 18 автоматов, 20 пистолетов, более 100 гранат, пулемет и сотни килограммов взрывчатки.
Террористы вошли в фойе театра и быстро разоружили несколько охранников. Против пулемета у тех были лишь электрошокеры и газовые пистолеты. Музыка прервалась.
Автоматчики выпустили несколько очередей над головами заложников. Террорист Мовсар Бараев поднялся на сцену и объявил всех людей в театре заложниками. Требования террористов: вывод войск из Чечни.
Кто-то из зала выкрикивает, что это дело долгое. Одна из шахидок отвечает, что они не торопятся и готовы просидеть здесь сколько угодно. Поверить, что мы попали в такой переплёт в центре Москвы… Мозги отказывались это понимать», — вспоминала позже одна из зрительниц, Виктория Кругликова.
Террористы быстро заминировали здание и рассадили смертниц в зрительном зале. Через несколько часов томительного ожидания террористы огласили список лиц, с которыми они готовы были вести переговоры. Кобзон, Хакамада, Рошаль и другие В качестве переговорщика от властей в здание захваченного театра зашел депутат Госдумы Иосиф Кобзон.
Вместе с ним для оказания медицинской помощи к пострадавшим пропустили еще двух представителей Красного Креста, а от СМИ — британского журналиста Марка Франкетти. Вместе с собой женщина помимо двух собственных детей забрала и чужую девочку, выдав ее за свою дочь. Позже Иосиф Давыдович снова придет к террористам на переговоры.
Но уже вместе с Ириной Хакамадой.