«Чапаев и пустота» спектакль «Чапаев и Пустота» – один из самых успешных и нестандартных спектаклей на современной российской сцене. 25 февраля в ДК Ленсовета в спектакле "Чапаев и Пустота" главную роль Чапаева сыграет Михаил Ефремов и уже во второй раз за долгие годы существования спектакля, роль Котовского исполнит Гоша Куценко. Роль Михаила Ефремова в спектакле "Чапаев и Пустота" будет исполнять Александр Устюгов, известный зрителям по сериалу "Ментовские войны". Максим Диденко вместе с актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина» поставил в театре «Практика» спектакль «Чапаев и Пустота» по одноименному роману Виктора Пелевина.
Чушь собачья: амурские зрители поучаствовали в спектакле «Чапаев и Пустота»
В этом году спектакль-долгожитель, поставленный по одному из наиболее нашумевших романов последних десятилетий, достиг своего 18-летия. За это время его посмотрели более трех миллионов зрителей. Необычный литературный материал, смелая режиссура и звездный актерский состав все эти годы обеспечивают «Чапаеву…» невероятный успех у публики. Показ самого нестандартного на современной российской сцене спектакля состоится накануне 55-летнего юбилея заслуженного артиста России Михаила Ефремова, исполняющего в постановке роль самого Чапаева.
И вот уже нет у нас в ЧК Старейшего большевика. Но его собеседники все равно не понимают: если кайф уже внутри, то почему же его так трудно там найти? Пелевинские диалоги, которые актеры в стилизованных костюмах джедаев и со световыми мечами в руках произносят с утрированной серьезностью, звучат комично, но при этом не становятся просто дивертисментом. В сценах второй части обыгрывается все та же раздвоенность человека: с одной стороны, он объективен, с другой — существует только потому, что существует в чьем-то сознании: «…если бы рядом оказался некий посторонний наблюдатель, он бы, наверно, подумал, что мы нереальны, что мы просто игра теней и отблесков огня». Третье действие происходит под акапельный напев «Мне малым-мало спалось…», от которого в определенный момент остается единственная строчка «Ой, да во сне привиделось». Многократно повторяемые, эти слова становятся своего рода буддийской мантрой. Но при этом они — порождение воспаленного сознания Петра Пустоты. Под распеваемый на все лады напев актеры в винтажных мужских купальных костюмах то ли исполняют ритуальный танец, то ли и правда плывут по какому-то только им видимому течению, под конец исчезая в нем, как будто растворившись в пространстве.
На сцене остается только Пустота. Или пустота?
Самый знаменитый фильм страны Советов «ЧАПАЕВ» братьев Васильевых превратился у Пелевина и его постановщиков в абсурдистский анекдот, в опус, в песню, и , по словам музыканта Гарика Сукачева, по жанру это, скорее всего, рок-н-ролл. Однако пелевинские Чапаев и Пустота практически не имеют никакого отношения к персонажам Фурманова и героям гражданской войны. Их образы переосмыслены с позиций классического постмодернизма. Так, Чапаев выступает в роли буддийского наставника, раскрывающего перед своим учеником Петром подлинную сущность бытия. Сам же Петька, наделенный Пелевиным символической фамилией Пустота, живет в двух параллельных мирах — во времени гражданской войны и в образцовой постсоветской психушке. Пока он рассуждает о своей нелегкой жизни в психбольнице, за его спиной, на заднике, в виде огромной сети, шевелятся другие герои Пелевина — Сердюк, Просто Мария и Небесный Свет. Кроме символизма постановщики использовали и вполне реалистические детали.
Ведь воплощать на сцене действие, которое «происходит в абсолютной пустоте» - задача не из легких. Но творческое трио — Евгений Сидихин, Александр Наумов и режиссер Павел Урсул - мастерски выдало свое видение нашумевшего романа, ведь постановка понятна даже тем, кто книгу не читал. И, судя по долгожительству спектакля, это удалось! Зритель оказывается между двумя мирами, в одном из которых - герой-комдив Василий Иванович Чапаев и его оруженосец Петька стараются разобраться в целесообразности всего происходящего во вселенной, а в другом — пациент психиатрической лечебницы пребывает в мире своих сюрреалистических грёз.
Кому отдали роль Михаила Ефремова в спектакле «Чапаев и Пустота»?
Пошла на этот спектакль в маленький театр "Практика" по рекомендации подруги. Поддержка этого спектакля со стороны «Радио Шансон» стала уже доброй традицией, которая сложилась между двумя творческими коллективами — «Радио Шансон» и театра Киноактера. Вместо осужденного за смертельное ДТП Михаила Ефремова главную роль в спектакле Павла Урсула «Чапаев и Пустота» отдали актеру Александру Устюгову. Коллеги Михаила Ефремова запустили ему тортом в лицо во время спектакля «Чапаев и Пустота», сообщает РИА Новости со ссылкой на PR-менеджера спектакля Константина Филиппова. Как-то случилось, что попал на съемку репетиции знаменитого спектакля "Чапаев и Пустота" по культовому роману Виктора Пелевина. На сцене ДК «Химик» прошел спектакль по роману Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота».
ОТМЕНА СПЕКТАКЛЯ! Чапаев и пустота
один из самых успешных и нестандартных спектаклей на современной российской сцене. Именно с этого крика нескольких голосов начинается спектакль по роману Пелевина, который сам автор называл «первым произведением в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Михаил Ефремов много лет исполнял главную роль в спектакле «Чапаев и Пустота» по культовому роману Виктора Пелевина.
В спектакле по культовому роману Виктора Пелевина сыграют Михаил Ефремов и Гоша Куценко
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
Правда, порой из его уст звучали фразы поразительно логичные и актуальные для сегодняшнего дня. Чего стоит одна из них по которой наверняка училось не одно поколение современных политиков : «Когда говоришь с массой, совсем не обязательно понимать произносимые слова». Добавляли сумасшествия на сцене и бородатая лысеющая «дева Мария», которая по ночам ходит, точнее летает на тренажере, на страстные свидания к Шварценеггеру. И герой Полицеймако, который одновременно может быть и Небесным светом, и Котовским стоит только натянуть желтую плавательную шапочку , и безумным наркоманом-алкоголиком.
На что получает страшный по своей откровенности ответ: «Нас к реальности мира вернуть хотят». Были опасения, что после антракта и буфета не все зрители вернутся в зал — пьеса все-таки достаточно сложная для понимания, да и ненормативная лексика с пошлыми шуточками звучала со сцены достаточно часто.
Предельно сжав литературную основу, он сохранил главное - базовую структуру романа, его цикличность и его двойственность.
Герои одновременно говорят и на сакральном, и на публичном языках и живут сразу в двух реальностях. Причем ни одна из них не претендует на звание истинной, обе равнозначны - и психиатрическая больница, и дивизия Василия Чапаева. Сценографическое решение тоже аскетично и тоже двойственно.
Сцена в каждом акте подсвечивается главными буддийскими цветами красный, белый, желтый, зеленый, синий и обита серым акустическим поролоном. Начинается действие, как и у Пелевина, в литературном кабаре "Музыкальная табакерка" и маленькая сцена театра "Практика" действительно похожа на шкатулку. И одновременно - на студию звукозаписи с шумоизолирующим покрытием.
Но в сцене коллективного психоанализа она выглядит и как изолятор в психбольнице с мягкими стенами. Атмосфера сумасшедшего дома сохраняется, но приобретает параллельные смыслы - в третьем акте клеточки работают, как кафельная плитка в бассейне. А во втором - пирамидки поролона выглядят как острые шляпки галлюциногенных грибов.
Та же история и с реквизитом - персонажи почти во тьме торжественно несут три щита на коротких шестах - то ли парад с плакатами, то ли крестный ход с иконами. Когда подходят ближе, становится видно, что на каждом написана одна буква.
Спектакль неоднозначный и отзывы о нем в каждом городе, в котором его показывают, звучат разные. Но зритель все равно идет на эту постановку, ведь поклонников творчества Виктора Олеговича все-таки довольно много — в результате аншлаг почти везде. Интересно народу, как можно поставить Пелевина, считающегося «непостановочным». В свое время прочитал роман «Чапаев и Пустота».
Не считаю, что это лучшая книга автора. Однако, интерес, и не слабый, она вызвала. Поэтому и от спектакля ожидал примерно того же, тем более что в нем задействованы такие известные актеры как Михаила Полицеймако в ролях Небесного света и Котовского и Михаил Ефремов в ролях Чапаева и главврача. И вот начинается. На сцене минимализм - только железная кровать и штанга. Последняя, кстати, совсем и необязательна.
Чапаев и Пустота
В результате, "Чапаев и Пустота" получился, кажется, самым монолитным и масштабным спектаклем как для режиссера, так и для театра "Практика". Совершенный блокбастер! И состоялся он во многом благодаря тому, что в нем все сложилось. Композитор Иван Кушнир ушел в полный отрыв, создал практически полноценную рок-группу и снабдил их реперуаром на полноценный концертник. Как минимум, каждый третий трек застревает в памяти и вызывает желание незамедлительно приобрести его в iTunes. А тексты Пелевина это желание лишь усиливают. Галя Солодовникова создала совершенно гениальную вещь. В одном элементе костюма ей удалось объединить и буддистские маски, и карнавал смерти, и русскую революцию. Ее работа с пространством не менее феноменальна. Если в первом действии, все стены крохотного подвала театра обиты поролоновой звукоизоляцией, что атмосфере "гаражного рок-бэнда" подходит идеально, то, когда становится очевидным, что Петр Пустота пребывает в психиатрической клинике, эти "мягкие стены", нисколько не изменяясь, приобретают дополнительное значение. В последствии, меняя лишь оттенки, это пространство будет превращаться и в бассейную плитку, и в то самое пространство "абсолютной пустоты".
Эти ребята могут и петь, и живьем играть на иснтрументах, и осваивать акробатические и пластические элементы, и при этом еще и "играть". Да, что-то у кого-то получается чуть лучше, у кого-то чуть хуже. Но очевидно, что режиссер учел возможности каждого и сочинил свой спектакль непосредственно под исполнителей. Особая прелесть состоит в том, что иногда в роли лечащего врача который в романе лечит Петра Пустоту и непосредственно читателя, а в спектакле уже — Пустоту, зрителей и актеров появляется сам Дмитрий Брусникин. И его обращение к "рок-бэнду" из своих учеников с монологом «Когда я представляю себе, сколько с вами будет возни, мне становится страшно... Еще один пример того, как спектакль рушит "иллюзию" и играет со зрительским "сознанием" и "восприятием". Правда, подозреваю, что сейчас Дмитрию Владимировичу немного не до этого, но вдруг кому-то повезет в поиске "великого кайфа" и "полного катарсиса". Напоследок, предупрежу, что для тех, кто считает себя "театралом" и привык к "Мельпомене" и "Храму Искусства", действие может показаться достаточно резким и агрессивным не волнуйтесь, никто зрителей даже пальцем не трогает. Но, мне кажется, что им в первую очередь должно быть интересно поразмышлять о том, а собственно зачем мы все время тут? И под конец — радостная новость!
Спектакль очень кассовый.
Как минимум совершили побег из психоделического сна. А комментировать все происходящее, чтобы зритель вконец не испугался, поручено Дмитрию Брусникину, который внезапно появляется из ниоткуда, уходит в никуда. Он, спокойный, рассудительный, скептически настроенный, - не то Автор, не то врач больнички, не то ее подопечный, с чего-то решивший, что он является первым после Бога. Внутренней Монголией в тексте называют место, куда попадает человек, которому удалось взойти на трон, находящийся нигде. Что было бы глупей всего, так это пытаться описать вам, что это такое». Ее, собственно, весь второй акт и пытаются обрести: с помощью цикличности, рассуждений, грибов. Стены все еще мягкие, но уже белые, в центре площадки три пенька, перед ними - костер из святящихся мечей; друг за другом идут четверо: впереди причудливо извивается вожак в языческой маске, напоминающий Шиву, за ним слаженно бредут три товарища в светлых ветровках и юбках.
Важно отметить, что спектакль Диденко вообще лишен персонификации героев конкретизирован лишь Пустота , не позволяет артистам выстраивать образ конкретного персонажа, дает им возможность стать рупором идей автора, которые пропущены через себя. А троица эта, приземлившись на полянку, начинает вести философские разговоры про внутренних ментов, внутренних прокуроров, внутренний ОМОН и вечный кайф. На нормальном русском, без закидонов, по - пацански, постепенно понимая, что чем дальше в лес, тем больше дров. Третий же акт-вариации на тему песни «Ой, то не вечер, то не вечер». Вернее, «Ом, то не вечер... На фоне бассейна с прозрачными шариками, заключенного в голубые стены, группа в полосатых купальниках и шапочках ее поет, выкрикивает, говорит текст, совершая с ним махинации, которые очень любят проворачивать на экзаменах по сценической речи в творческих ВУЗах: подпрыгивая, вращая руками, кувыркаясь, стоя на голове.
Собственно в первом антракте и, очень вероятно, несколько дней после немногие способны перестать ее напевать. Второй акт: Уже как-будто классическая драма. Здесь практически полностью и дословно представлен знаменитый фрагмент романа о "походе за грибами" в поиске "вечного кайфа". И, наконец, третий акт: Только пластическое действие. Никаких слов вообще. Лишь постоянно повторяющийся напев из прошлого "Ой, то не вечер... Это — буквально полноценная медитация, которая направлена на достижение нирваны. А что в театре считается нирваной? Именно он — "полный катарсис". Именно к нему стремятся герои. Результат оказался очень метким в средствах. В романе Пелевина вся упомянутая смесь служит лишь эстетическим фоном. В центре же находится человечество, которое неустанно бьется над вечными вопросами о смысле пережитого и переживаемого. И именно воспоминаниями о недавно пережитом и анализом переживаемого в конкретный момент этот спектакль пропитан насквозь. Но, поскольку, по мнению Пелевина, расщепленное сознание современного человека не в состоянии понять мир, спектакль, вновь следуя автору, предлагает не биться о стену, а полюбить и принять её — и тогда стена станет проницаемой. На обложке многочисленных изданий и переизданий книги Пелевин поместил авторский комментарий: «Это первый роман в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Отсюда принцип действия глиняного пулемета и три знаменитых чапаевских удара из романа распространяются и на саму структуру текста: 1. Вот, если хотите, именно по этому принципу и разделены три акта спектакля. Более того, это разделение обладает еще и дополнительным подтекстом триединства — в первом акте будет прямая отсылка к "богу"; во втором — к достижению "вечного кайфа" поведет уже "сын божий", и, наконец, в третьем — "полного катарсиса" поможет достигнуть некий "святой дух". В результате все смыслы, юмор и критика государства, общества, консьюмеризма, советского и постсоветского человека, православия и "духовных скреп", которые автор вывел уже более 20-ти лет назад, актуализируются в сегодняшнем дне. Кто-то однажды емко заметил, что роман Пелевина — это "яд и противоядие". Я бы сказал, что эти три акта — это только "противоядие" от яда, которого нам сегодня хватает и в окружающей действительности.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
ЧАПАЕВ И ПУСТОТА
По независящим от Ставропольского Дворца культуры и спорта причинам спектакль по роману Виктора Пелевина “Чапаев и пустота”. отменяется. В этом сезоне легендарный спектакль Павла Урсула "Чапаев и Пустота" вернулся на сцену "Театриума на Серпуховке", туда, где все начиналось 10 лет назад. Совсем забыла — начало 18-го сезона спектакля «Чапаев и Пустота» совпадает с 55-летием Михаила Ефремова (празднование состоится на следующий день после показа спектакля). Несмотря на кажущуюся бесшабашность сюжета, «Чапаев и Пустота» – спектакль философский, пронзительно грустный и при этом невероятно смешной и современный. Поклонники Гоши Куценко ликуют — актер возвращается к роли Григория Котовского в самом нестандартном на современной российской сцене спектакле Павла Урсула «Чапаев и Пустота».
«Чапаев и Пустота» Мастерская Дмитрия Брусник...
- Другие новости Воскресенска
- Чушь собачья: амурские зрители поучаствовали в спектакле «Чапаев и Пустота»
- КиноТеатр: красное и белое. Премьера спектакля «Чапаев и пустота» в театре «Практика»
- Пресса о спектакле
Спектакль «Чапаев и Пустота» празднует совершеннолетие
С костюмами та же история. Во время употребления галлюциногенных грибов герои одеты в белые олимпийки и длинные юбки с обручами снизу - одновременно похожи и на белых монахов, и на бледные поганки. А полосатые мужские купальники с шапочками отсылают к тюремной робе, ведь каждый персонаж пребывает в своей тюрьме. Но Максим Диденко успел поиграть со смыслами не только на визуальном уровне, но и на словесном.
Например, герои в бассейне, который постепенно превращается в пелевинскую "условную реку абсолютной любви" поют "Ой, то не вечер, то не вечер". Только вместо "ой" издают звук "ом", превращая песню в мантру. Не повторять ее про себя невозможно и это вводит в гипнотическое состояние.
А в акте про психоделический трип режиссер вообще звуками и светом добивается "гудящего" сознания, почти транса. В конце Максим Диденко, как и Виктор Пелевин, кольцует событийный ряд. Петр Пустота буднично одевается, как будто в раздевалке бассейна, и в этой, уже совершенно мирской одежде выходит из зала, уводя за собой зрителей.
Как физическое тело он исчезает, но материализуется в другом измерении - на нескольких экранах, висящих в фойе. Тех самых, на которых перед спектаклем и в антрактах шли лекции для публики - о пустоте, грибах и смерти.
А полосатые мужские купальники с шапочками отсылают к тюремной робе, ведь каждый персонаж пребывает в своей тюрьме.
Но Максим Диденко успел поиграть со смыслами не только на визуальном уровне, но и на словесном. Например, герои в бассейне, который постепенно превращается в пелевинскую "условную реку абсолютной любви" поют "Ой, то не вечер, то не вечер". Только вместо "ой" издают звук "ом", превращая песню в мантру.
Не повторять ее про себя невозможно и это вводит в гипнотическое состояние. А в акте про психоделический трип режиссер вообще звуками и светом добивается "гудящего" сознания, почти транса. В конце Максим Диденко, как и Виктор Пелевин, кольцует событийный ряд.
Петр Пустота буднично одевается, как будто в раздевалке бассейна, и в этой, уже совершенно мирской одежде выходит из зала, уводя за собой зрителей. Как физическое тело он исчезает, но материализуется в другом измерении - на нескольких экранах, висящих в фойе. Тех самых, на которых перед спектаклем и в антрактах шли лекции для публики - о пустоте, грибах и смерти.
С этих экранов все началось, ими и закончилось. Только теперь в каждом Петр Пустота читает свое стихотворение под названием "Вечное невозвращение".
К роли Григория Котовского возвращается актер театра и кино Гоша Куценко. Этот спектакль уникален уже одним фактом своего существования, так как очень многие считали, что Пелевин — писатель «непостановочный».
Но актеры, задействованные в этой ставшей уже легендарной постановке, с легкостью опровергают это утверждение, и, наоборот, помогают зрителю понять все глубокие подтексты этой непростой книги… Несомненно, это как раз тот случай, когда сумма всех слагаемых больше, чем каждый актер по отдельности. К тому же в спектакле горят такие любовные и человеческие страсти, что ни о какой пустоте, вынесенной в название, не может быть и речи — во всяком случае, пустоте зрительских чувств.
Кто-то однажды емко заметил, что роман Пелевина — это "яд и противоядие".
Я бы сказал, что эти три акта — это только "противоядие" от яда, которого нам сегодня хватает и в окружающей действительности. Но спектакль начнется для вас задолго до первого действия! Это редчайший пример, когда приход в театр и выход из него — всё есть спектакль.
Или спектакль есть всё. Кому как удобнее. Начинается действие в 20:00.
Длится аж 3 с половиной часа. Длится все время. До начала первого акта вас встретит "доктор биологии" из Бразилии и по совместительству "доктор теологии" из Нью-Йорка — Евгений Керн.
Он же будет сопровождать вас на всем протяжении обоих антрактов. Вы, разумеется, сможете сходить покурить, перекусить в буфете и сделать все, что пожелаете. Доктору не привыкать говорить с пустотой.
Но даже после финала спектакль вас "проводит" к выходу по этой причине не могу приложить традиционные аплодисменты и поклоны к видео и заменю их на три анекдота от "доктора", потому что иначе будет мощный и ненужный спойлер. Наверное бессмысленно и уточнять, что время здесь немного изменяется. Эти 3 с половиной часа не проходят незамеченными, но при этом пролетают незаметно.
Гений Пелевина заключается в том, что он посредством своих текстов, ведя героев к "просветлению", проводит к нему и читателя, воздействуя именно на него и постоянно держа его в напряжении соучастника. От такого переноса в театр все экзистенциальные смыслы начинают буквально играть на сцене. По-прежнему никакого героя, никакого сюжета — только смыслы.
Плотный клубок смыслов. Вопросы "что реально? Как понять обращается к тебе сейчас герой или сам актер?