РИА Новости. Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин заявил, что образ разведчика Максима Исаева-Штирлица в исполнении Вячеслава Тихонова в культовом. Свежее Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала.
17 мгновений весны. Почему фильм черно-белый, кто мог сыграть Штирлица и на что обиделся Кобзон?
ПРО КИНО фильмы сериалы знаменитости. Больше всех сыграть Штирлица мечтал Арчил Гомиашвили – актер, прославившийся в качестве Гайдаевского Остапа Бендера. Смотреть онлайн фильм Семнадцать мгновений весны (1973) в онлайн-кинотеатре Okko. В результате, снимая Штирлица, в первых кадрах фильма прогуливающего фрау Заурих (парк подмосковной усадьбы Архангельское), сцены тюрьмы в помещениях здания РСХА. Смотрите видео онлайн ««Пароль не нужен». Первое появление Штирлица в кино | Тайны кино» на канале «Москва Доверие» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 28. РИА Новости, 1920, 18.08.2022.
Съёмочный процесс
- Какой запомнили режиссера?
- К 50-летию легендарного фильма: Первый канал запускает показ «Семнадцати мгновений весны» | TV Mag
- Что стало со Штирлицем после финала «17 мгновений весны»
- фотографии >>
В России сняли фильм про «таджикского Штирлица»
Во-первых, частично съемки картины проводились на территории ГДР. Съемочная группа работала в Берлине и саксонском городе Майсен, известном своим производством фарфора. Именно Майсен сыграл роль швейцарского Берна в ряде сцен с профессором Плейшнером. Окрестности знаменитого берлинского ресторана «У последней инстанции» стали улицей, на которой расположился трактир «Грубый Готтлиб», куда любил захаживать Штирлиц. В столице ГДР актер Вячеслав Тихонов имел неосторожность отправиться со съемок в расположенную неподалеку гостиницу, не снимая эсэсовского кителя из реквизита, из-за чего едва не попал в полицию как пособник неофашистов. К счастью, съемочной группе удалось быстро уладить недоразумение.
Фото: mini-oteli. Господин Диц на тот момент уже тяготился ролью «фюрера», но все же согласился принять участие в съемка. Роль солдата Гельмута Кальдера, спасающего Кэт, досталась Отто Меллису — на тот момент популярному восточногерманскому актеру. В 14 лет он потерял родителей, которые совершили самоубийство, опасаясь наступления Красной Армии.
Эта история поразила Тихонова, и он рассказал о ней Татьяне Лиозновой во время съемок «17 мгновений весны». Штирлиц смотрит на свою жену в кафе Elefant Источник: «Семнадцать мгновений весны» сериал, 1973 , реж. Татьяна Лиознова Так в фильме появилась одна из самых трогательных сцен — любовный диалог без слов между Штирлицем и его супругой, которую на пять минут привозят в берлинское кафе. А в жизни самого актера любовь наткнулась на болезненную ревность — жена Тамара Ивановна изводила Тихонова подозрениями, не давала нормально общаться, встречаться с друзьями. В итоге они стали жить раздельно. Принимал лекарства, но не бросил курить. Сначала пережил один инфаркт, потом — необходимую операцию на сосудах. Следом случился новый инфаркт. Его сердце Штирлица не вынесло. И она дала мне телефон зятя Вячеслава Васильевича, режиссера Николая Воронцовского. Я позвонил ему, задал тот же вопрос: чем помочь? Он сказал, что подумает и перезвонит, — вспоминает Николай Головин. Зять Тихонова позвонил довольно быстро и сказал, что если бы Николай Головин помог одеть Вячеслава Васильевича, то это бы очень помогло. Тут же позвонил Ирине Зотовой, директору мужской линии, мы встретились, открыли склад и выбрали самый лучший элегантный костюм и всё, что полагалось, кроме обуви. Я все-таки сделал подарок Вячеславу Тихонову, но жаль, что при таких горестных обстоятельствах, — говорит Николай Головин. Но смогли это сделать только немногие — дату и место долго не могли согласовать.
На третьей, которая подписана как «группа немецких генералов в бункере Гитлера в Берлине 1945», на самом деле запечатлены кинопробы к «Семнадцати мгновениям весны». Все три фотографии продаются по цене 2,99 доллара. Цена доставки — 3,99 доллара. Сообщается, что товар находится в Москве.
Франц Карл Мёверс — немецкий ориенталист; его труд по истории Финикии в свое время считался классическим. По наблюдению Андрея Светлако, Штирлиц просит именно «первое посмертное издание Мёверса», в которое были внесены некоторые изменения, и это действительно «невозможная просьба в годы войны», и профессор Плейшнер не мог не знать об этом. Или вот: для дешифровки Штирлиц использует, как известно, томик Шиллера; если точно — четвертый, из собрания сочинений штутгартского издания 1883 года с иллюстрациями Карла фон Гёдеке, где собраны философские и теософские произведения поэта. За стеклом в доме у Штирлица стоят мемуары, справочники и монографии по военному делу, строительству, радио, морскому ведомству издания 1900— 1910 годов; «лишним» среди них является сборник фотографий «Берлин в моем портфолио» Генриха Зуле, который издавался в 1960—1970-х годах. Или вот, например, изучен досконально план передвижения Штирлица по Берлину экскурсии «Дорогами Штирлица» в Берлине тоже возможны, автор интересовался. Конечно же, старейший ресторан Берлина «Последняя инстанция» Zur letzten Instanz , в районе Митте неподалеку от Александерплац, названный в фильме «Грубый Готлиб» здесь и далее цитируется авторский блог Вальтера Гутяра. Дом Штирлица в Бабельсберге на самом деле в районе Панков, в конце 1990-х годов дом был перестроен. А вот Гартенштрассе, 2, в районе Целендорф, на которой проживает пастор Шлаг, существует. Или вот Штирлиц перечисляет улицы, объясняя Мюллеру, как оказался возле дома радистов в районе Кёпеник: «Стоял у Парижской площади, ехал к Доротеенштрассе, затем по Байройтерштрассе, свернул налево, объезд через Кёпеникштрассе». В реальности это «набор слов»; все эти улицы находятся далеко друг от друга. Жестокость палачей оттеняет мужество разведчиков кадр из фильма.
Как снимали «Семнадцать мгновений весны»
Москва торопилась с необходимостью скорейшей встречи с немцами еще и потому, что Паннвиц в конце войны получил новое назначение. Ему поручалось обеспечить разведывательную сеть на территории Германии и на подступах к ней. В случае продвижения союзников агенты начинают действовать и в отдел «А» станет поступать обширная информация. Надо ли говорить, что Паннвиц знал все и в Москве жаждали поскорее познакомиться со всем этим? И еще был повод для спешки: с немцами следовал бесценный багаж — несколько чемоданов архиважных и архисекретных материалов гестапо. Их перед вступлением союзников в Париж отбирал и Кент. Среди этих бумаг находилось и пресловутое «Письмо Мюллера».
Такие шифровки слал из Германии разведчик Кент. Фото: Наталия Губернаторова Мюллер — мастер провокаций Шеф гестапо его образ — циничного, жестокого, но одновременно мудрого и обаятельного гениально воплотил в «17 мгновениях» Леонид Броневой люто ненавидел Кента: советский разведчик переиграл его по всем статьям. Гестаповцу ничего не стоило убить Кента под любым предлогом. Но он понимал, что германская элита не простит ему устранения ключевого игрока радиоигры «Гестапо — Центр», затеянной высшими кругами Германии, как последний шанс спасти Третий рейх от гибели. У радиоигры было две цели: во-первых, дезинформировать командование Красной Армии о планах и действиях вермахта. И во-вторых, и это было главным: поссорить руководителей стран антигитлеровской коалиции, внушить Рузвельту и Черчиллю, что Сталин якобы втайне от них ведет закулисные переговоры с Гитлером о сепаратном мире.
Не правда ли, знакомый сюжет? Только в фильме Татьяны Лиозновой ситуацию вывернули наизнанку: там Штирлиц должен был как раз разоблачить тайные переговоры эмиссара Гиммлера Карла Вольфа с представителем американской администрации Алленом Даллесом. Была создана специальная группа во главе с Мюллером, которая готовила радиограммы якобы от имени Кента. Их показывали ему, и Гуревич передавал в Москву эту дезу. Предполагалось, что Центр знает почерк Кента и будет верить. С устранением Кента игра бы прекратилась, а это, понимал Мюллер, ему бы не простили.
На самом деле Центр буквально с первых депеш Кента определил, что он работает под гестаповским колпаком. Игра уже шла по московскому сценарию. Реальный персонаж этой награды так и не дождался. Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны" У Мюллера родился дьявольский план, как уничтожить Кента. Он пишет письмо... В письме рассказывается о том, что якобы Кент выдал таких-то разведчиков, такие-то тайны спецслужб, и за все это пользовался такими-то благами.
Мюллер рассчитывал, что эта бумага когда-то попадет в советскую контрразведку, и тогда ненавистному Кенту несдобровать. И ведь правильно рассчитал провокационных дел мастер! Следователи Смерша потирали руки: такой документ... Генерал-полковник Анатолий Павлов называет такие данные: к началу войны за рубежом находилось около одной тысячи советских разведчиков и источников. Паннвиц и его сотрудники не зря ели свой хлеб с маслом: к концу 1942 года им удалось ликвидировать источники советской разведки в 11 европейских странах. Но к этим провалам Кент не имел никакого отношения.
Известно, что после того, как он попал в гестапо, был арестован только один человек. Но «наживка» сработала: «Письмо Мюллера» стало одним из главных козырей следователей по делу о германском шпионе и изменнике Родины А. Подробнее об этом чуть позже, а сейчас немного об авторе «Письма». О судьбе Мюллера сказано много, но... Любопытно свидетельство шефа политической разведки гитлеровской Германии Вальтера Шелленберга еще один известный по «Мгновениям» персонаж — блестящая работа Олега Табакова. В мемуарах, изданных в Нью-Йорке в 1965 году, есть глава «Мюллер».
Заканчивается она так: «В 1945 году он Мюллер присоединился к коммунистам, а в 1950 году один немецкий офицер, возвратившийся из русского плена, рассказывал мне, что в 1948 году видел Мюллера в Москве. Вскоре после той встречи Мюллер умер». Шелленберг не уточняет, где эта встреча состоялась, но, полагаю, не в тюремном коридоре. Ну что: поверим тому офицеру и Шелленбергу? Или подождем документальных свидетельств? Мемуарам Шелленберга он умер в 1952 году дали очень удачное название — «Лабиринт».
В Толковом словаре Даля читаем: «Лабиринт — запутанные дорожки, переходы, место, откуда трудно найти исход». Действительно, все запутано. Фрагмент переписки Центра с Кентом. Фото: Наталия Губернаторова Призван на… двадцать лет лагерей День 7 июня 1945 года разгорался, когда диспетчер объявил: совершил посадку самолет из Парижа. Пассажиры не сделали и нескольких шагов по земле, как рядом с ними оказались крепкие молодцы, которые вежливо препроводили их к машинам: каждого — и русского, и немцев — в отдельный лимузин. И снова не можем не перекинуть «мостик» в страну киногрез.
Уж очень эта сцена напоминала эпизод из последней серии «Мгновений», когда гестаповцы приехали на аэродром арестовывать заговорщика Вольфа. Но эмиссара Гиммлера тогда увел из-под носа спецслужб Шелленберг-Табаков. Увы, у Гуревича не нашлось своего «Шелленберга». Кент удивился, когда автомобиль, где он находился, остановился на Лубянке. Потом он вспомнил: он же сам просил о немедленной встрече с руководителями НКВД. Сердце его чуть не остановилось перед дверью с табличкой «Прием арестованных»...
В январе 1947 года ему предъявили обвинение в измене Родине, то есть как гражданскому лицу, хотя он был капитаном Красной Армии.
До подписания акта о капитуляции остаются считанные недели. Это понятно всем, кроме фанатичного Гитлера и чрезвычайно подозрительного Мюллера. Пока простые обыватели развлекаются в клубах, Шура получает очередное задание из Центра. Страна, охваченная голодом и разрухой, тяжело переживает последствия гражданской войны. Чтобы вывести молодое государство из затяжного кризиса, большевики вынуждены продавать за валюту экспроприированные ценности.
Молодому разведчику Всеволоду Владимирову поручают расследование дела о контрабанде и похищении ценностей из Гохрана.
Впрочем, такое художественное решение вполне оправдано. Не пристало советскому разведчику жить "на два фронта", по крайней мере в семейном вопросе. Многие заступаются за фильм, напоминая, что кинолента художественная. К тому же в ней есть и другие киноляпы, к примеру, звучащая в одной из серий песня Milord в исполнении Эдит Пиаф, которая появилась лишь 14 лет спустя после показанных в картине событий, пишет Sport. Советские "Барби", которые могли бы заменить Марго Робби "Это позор!
По словам историков, он... Как говорила сама Лиознова, именно контакты американцев с нацистами побудили её снять «Семнадцать мгновений весны». Это дни, когда мы теряли своих близких, родных, земли, заводы. Вот что это такое. А за нашей спиной в это время уже американцы вели свой вальс с немцами. Вот этого я никак не могла упустить. Из-за этого начала делать картину. Не из-за шпионской истории, нет», — вспоминала Лиознова. Несмотря на то что «Семнадцать мгновений весны» был снят на основе художественного произведения, считается, что в фильме есть множество исторически достоверных эпизодов. О реальных событиях, отражённых в картине Лиозновой, RT рассказали исследователи Великой Отечественной войны. В картине много эпизодов, которые достаточно точно описывают реальные исторические события. Картина погружает зрителя в период, который предшествовал окончательному краху гитлеровского режима. Фильм превосходно передаёт атмосферу скорого неизбежного разгрома человеконенавистнического режима. Этот эффект достигается демонстрацией кинохроники наступления Красной армии и союзных сил, а также патетическими монологами нацистских военных. В качестве основного лирического приёма Лиознова широко использовала кадры пробуждения природы, борьбу весны с зимой, которая символизировала тяжёлую, но неизбежную победу светлого над тёмным. В тот момент работы было много не только на фронте, но и в тылу. Часть нацистских бонз прекрасно осознавала, что без радикальных уступок врагам Германия не имеет шансов выстоять. Но больше всего они, конечно же, думали о себе. В фильме хорошо отображены жестокость, лицемерие, готовность нацистской элиты быть полезными новым хозяевам ради спасения своих шкур и, возможно, высоких должностей при новом, лояльном американцам режиме. На контакт с Даллесом пытались выйти сразу несколько немецких госдеятелей. Также по теме «Было указание о беспощадном ограблении страны»: ФСБ опубликовала показания нацистского генерал-фельдмаршала Шёрнера ФСБ РФ обнародовала показания, которые дал советскому следствию в 1945 году один из наиболее приближённых к Гитлеру военачальников —... Кстати, и сам Вашингтон через людей Даллеса и Ватикан прощупывал возможности для диалога с нацистами, опасаясь со своей стороны чрезмерного, как ему казалось, возвышения СССР после войны. Мы точно знаем, что между Даллесом и Вольфом состоялись две встречи. Принято считать, что Вольф признавал неизбежность разгрома Германии и обещал ускорить капитуляцию группировки войск в Северной Италии. Однако доподлинное содержание стенограмм переговоров остаётся неизвестным. Можно допустить, что предметом бесед были в том числе некие антисоветские договорённости, как это и было продемонстрировано в «Семнадцати мгновениях». Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Дмитрий Суржик: — «Семнадцать мгновений весны» повествовал о том, насколько трудно было поверить в факт контактов нацистов с американцами за спиной СССР.
Штирлица из СССР задержала полиция Германии. Легендарного актера Тихонова пришлось отбивать
У писателя детективов это не было сильной стороной, поэтому романтику пришлось вписывать самой Лиозновой. Она добавила в окружение Штирлица несколько персонажей «без мундиров», например, влюблённую Габи и фрау Заурих… Работа над сценарием на всю жизнь рассорила режиссёра с писателем, который не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста. Вообще этот фильм стоил Лиозновой многих отношений. На неё был обижен и Иосиф Кобзон, который исполнил знаменитые «Мгновения» и «Песню о далёкой Родине».
Лиознова просила певца петь в несвойственной ему манере и добавила, что не хочет, чтобы зритель узнал его по голосу. Кобзона это серьёзно задело, но просьбу он выполнил. Горького, 1971 - 1973, реж.
Лиознова В фильме использовалось много документальной хроники. Для того, чтобы не было заметного перехода от кино к документалистике, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. Сначала документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и чинам разных структур на режиссёра посыпались упрёки от военных — у них появилось ощущение, что войну выиграли преимущественно разведчики.
Татьяна Лиознова включила в фильм метры военной хроники, и претензии были сняты. Лиознова Главным претендентом на роль Штирлица был Арчил Гомиашвили , который на тот момент ухаживал за Лиозновой. Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру, но вот худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем.
Актёр настолько обиделся, что Лиознова не отстояла его кандидатуру, что моментально забыл о романе и уехал в Тбилиси… На роль главного киноразведчика страны пробовались Иннокентий Смоктуновский , Олег Стриженов и Юрий Соломин , но никто из них не был готов отдать проекту несколько лет.
Исполнитель роли Остапа Бендера, у которого, как поговаривали, был роман с Татьяной Лиозновой, очень хотел получить эту роль, на его кандидатуре настаивал и Юлиан Семенов, автор романа, который лег в основу сценария. Но Штирлицем стал Тихонов, а отношения Лиозновой и Гомиашвили были испорчены.
Где-то внутренне почувствовал, что не потяну до такого зверского масштаба. Неплохо было бы, если бы сыграл, но требовался гениальный актер, а я вне этого звания", - вспоминал Куравлев в интервью через 40 лет после премьеры фильма. В итоге роль Адольфа Гитлера сыграл немецкий актер Фриц Диц.
Где снимали фильм? Над картиной работали около трех лет - с 1971 по 1973 год. Но не все актеры смогли выехать в командировку в Берлин - режиссер планировала снять там сцену убийства Клауса.
Поэтому эпизод пришлось снимать недалеко от Москвы. Почему отказали Магомаеву, а Кобзона не указали в титрах? Оригинальную музыку к сериалу написал известный композитор Микаэл Таривердиев.
По его словам, он хотел донести зрителям ностальгию героя по дому. В "17 мгновениях... Как отмечал сам Микаэл Таривердиев, такое количество песен в итоге не понравилось им с режиссером, поэтому оставили только две, которые максимально отражали драматургию картины.
Хайнц Браун Фото: Киностудия им. Горького Пять актеров, не прошедших пробы Сейчас уже сложно представить в роли Штирлица кого-либо, кроме Вячеслава Тихонова. Но Татьяна Лиознова утвердила его на роль не сразу. Поначалу главным кандидатом был Арчил Гомиашвили.
Лиознова, по слухам, сумела перетянуть на свою сторону даже Юлиана Семенова. Но и это не помогло: худсовет «Мосфильма» решительно зарубил предложенную кандидатуру: грузинский актер в роли советского разведчика, маскирующегося под немца, был слишком спорным выбором. Обиженный Гомиашвили принял вместо этого предложение сниматься в «12 стульях» у Леонида Гайдая. По мнению режиссера, Тихонов уступал каждому из них своей слишком уж картинной красотой и положительным образом.
Для роли разведчика-нелегала, считала Лиознова, требуется некое второе дно, внутренний надлом, читающийся в том числе и в лице. Однако все кандидаты были заняты — кто в кино, кто в театре, — Тихонов же был свободен и активно убеждал режиссера взять именно его. Впоследствии Татьяна Лиознова признала свою неправоту: сдержанная манера игры актера оказалась идеально подходящей для образа. Ее очень хотела сыграть Светлана Светличная.
Актриса, отобранная на роль Габи, предлагала, чтобы супругу разведчика и безответно влюбленную в него немку играла одна и та же актриса, но с разными прическами и макияжем, — по ее мнению, это показало бы, что Штирлицу нравится определенный типаж женщин. Но, к разочарованию Светличной, режиссер на это не пошла. Лиознова мечтала снять в роли супруги разведчика очень популярную в то время эстрадную певицу из Ленинграда Марию Пахоменко, но та отказалась из-за плотного гастрольного графика. В итоге роль досталась актрисе театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, нечасто появлявшейся на телеэкранах.
Маленькая молчаливая роль сделала ее знаменитой, особенно среди реальных профессионалов разведки. В 2002 году Шашкову поздравила с 65-летием Служба внешней разведки России, назвав ее «образцом жены разведчика». Гольцин Элеонора Шашкова в роли жены полковника Исаева Особенно сложно было подобрать актеров на роли нацистов. Так, сыграть Гитлера поначалу предложили Леониду Куравлеву, но пробы с ним не удались.
Как признавался позже сам Куравлев, всё в нем противилось этой роли. В итоге ему досталась роль эсэсовца Айсмана. Приглашали сыграть Гитлера и Леонида Броневого: в гриме актер был удивительно похож на фюрера. Но, по рассказам, его жена категорически запретила ему даже думать об этом.
Как знакомить детей с советским кино На роль Мюллера Лиознова изначально пригласила Всеволода Санаева, но тот с негодованием отверг это предложение, заявив, что, будучи секретарем партбюро «Мосфильма», категорически не согласен играть фашиста. Арчил Гомиашвили как-то упоминал, что сыграть шефа гестапо предлагали и ему, чтобы сгладить отказ отдать ему роль Штирлица, — но он, конечно, не согласился. Тогда Лиознова и ввела в съемочную группу Леонида Броневого — еще на «гитлеровских» пробах оказалось, что немецкий мундир сидит на нем отлично. Гольцин Леонид Броневой в роли Мюллера и Леонид Куравлев в роли Айсмана «17 мгновений весны» могли стать последней работой в кино для великой Фаины Раневской: именно под нее режиссер дополнила сценарий эпизодом с фрау Заурих — партнершей Штирлица по шахматной игре.
Однако Раневская заявила, что роль слишком мелкая и что в ней совершенно нечего играть.
Он принимает решение… Что стало с героем Кадр: 17 мгновений весны» Как же на самом деле закончил Штирлиц? В финале разведчик понимает, что должен продолжать свою работу — и возвращается в Берлин. Перед этим следует трагическая сцена, в которой Штирлиц сидит на обочине, наблюдает за парящими в небе свободными птицами и думает о том, повернуть ли ему назад или бросить все и вернуться к жене. Однажды Татьяна Лиознова раскрыла судьбу героя. В архивном интервью она отмечала, что впереди Штирлица ждало не лучшее будущее.
"Семнадцать мгновений весны". Почему Брежнев требовал привезти Штирлица
К юбилею сериала "Семнадцать мгновений весны" сняли новый фильм про Штирлица. Съемки фильма "17 мгновений весны". Фото: © РИА Новости. Выражение «планета Штирлиц» вполне описывает массив материала, которым фильм оброс за 45 лет.
Легендарного Штирлица впервые покажут в кино
"Семнадцать мгновений весны". Почему Брежнев требовал привезти Штирлица | 3. Среди культовых сцен «Семнадцати мгновений весны» — встреча Штирлица и его жены в кафе «Элефант». |
«Семнадцать мгновений весны»: встреча Штирлица с женой могла не состояться | В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Меллис — исполнитель роли Гельмута. |
"Семнадцать мгновений весны": главные несостыковки и искажения действительности в фильме о Штирлице | Мелодрама. Режиссер: Вадим Соколовский. В ролях: Анна Горшкова, Павел Делонг, Артем Фадеев и др. Мать-одиночка Валентина рассказывает сыну, что его папа – герой-разведчик на секретном задании. И однажды встречает мужчину, точно подходящего под описание. |
Подлинная история Штирлица: разведчика Гуревича наказали за «измену Родине»
Бурханова освободили и реабилитировали в 1956 году. После освобождения Бурханов уехал в Душанбе, устроился работать в педагогический институт, где его стараниями была основана кафедра немецкого языка. На должности завкафедрой немецкого языка Бурханов заканчивает работу над таджикско-немецким словарем. По словам близких, германской филологии Бурханов отдавал себя без остатка. Он засиживался за работой до двух-трех часов ночи, а в шесть утра уже шел на работу.
В своем рабочем кабинете Бурханов скончался в ноябре 1973 года. При жизни Бурханова и еще долгое время после смерти ни одна из его рукописей так и не была напечатана. Говорили, что нет и наборщика на латинице. Так и лежал этот словарь более 30 лет», — рассказал Deutsche Welle германист Хайрулло Сайфуллоев, руководитель общества дружбы и культурных связей «Таджикистан-Германия», ученик «таджикского Штирлица».
Таджикско-немецкий словарь Бурханова удалось издать не так давно. В словаре было 10 000 слов, когда «таджикский Штирлиц» скончался.
Но Лиознову это не остановило, - все равно фотографии настоящего шефа гестапо у нее в распоряжении не было... Леонид Броневой в роли Мюллера.
Съемки «Семнадцати мгновений» шли чуть меньше двух лет. Группа работала в Подмосковье, в Риге, в Грузии. В целом, все шло гладко, если не считать одной истории — самой драматической из связанных с «Семнадцатью мгновениями». Актер Лаврентий Масоха сыграл адъютанта Мюллера, Шольца это он произносит фразу «Штирлиц идет по коридору».
На съемках он очень волновался и никак не мог правильно произнести немецкие звания. Путался в словах «группенфюрер» и «штандартенфюрер». У него все время выходило что-то вроде «штардартерфюрер Штрирлиц», и так дубль за дублем. Лиознова, славившаяся своим бурным темпераментом, в конце концов вспылила и начала кричать «Безобразие!
Актер Лаврентий Масоха сыграл адъютанта Мюллера Шольца. По легенде, в тот же самый день актер пошел в ресторан, заказал там рюмку водки для успокоения нервов, - и умер прямо за столиком. Сердечный приступ. С большим трудом биографам Лиозновой удалось добыть свидетельства, что смерть наступила не в тот день, когда на него накричала режиссер, а несколько дней спустя.
Может, трагедия и не была связана впрямую с тем скандалом, но — как знать? В любом случае, большинство сцен с участием Масохи были отсняты, и последняя его роль вошла в фильм. По которому этого замечательного актера сегодня в основном и помнят. Сегодня уже апофеоз звенящей пошлости — рассказывать, что во время показа «Семнадцати мгновений» пустели улицы и снижалось количество преступлений.
Но ведь именно так оно и было, это не миф. Не избалованные остросюжетными телефильмами советские зрители влюбились в Штирлица с первого взгляда. Рассказывают, что Татьяна Лиознова потом рассматривалась как постановщик «ТАСС уполномочен заявить», еще одного фильма по сценарию Юлиана Семенова, и снова с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Возможно, она создала бы еще один шедевр.
Но увы, отношения между писателем и режиссером на съемках «Семнадцати мгновений» были безнадежно испорчены...
В картине, подготовленной на студии "Красный квадрат", - история создания советского сериала. Начиная со сценария, который сначала был отдан на "Ленфильм", где автору Юлиану Семенову предложили совместное производство с ГДР, но он отказался. Будет рассказано и о конфликте режиссера Татьяны Лиозновой с Юлианом Семеновым, и о сложной и долгой истории записи песен Иосифом Кобзоном. Также - о смерти во время съемок актера Лаврентия Масохи, который сыграл адъютанта Мюллера, о споре Броневого с консультантом фильма - сотрудником КГБ.
Об истории, рассказанной Вячеславом Тихоновым Лиозновой, которую он услышал от своего друга - разведчика-нелегала Конона Молодого. Именно она стала знаменитой сценой встречи Штирлица с женой. А еще - о том, почему Лев Дуров не смог поехать на съемки в Берлин, о невероятной судьбе консультанта фильма, бывшего эсэсовца Хайнца Брауна, о встрече Юлиана Семенова с реальным немецким генералом Карлом Вольфом, которого сыграл Василий Лановой, и о многом другом. Режиссер - Андрей Сапронов.
Дуров решил пошутить. На вопрос «как выглядит флаг СССР», он ответил рассказом, в котором описал пиратского «Веселого Роджера», столицами союзных республик сделал европейские города. Конечно, его никуда не пустили, а формулировкой отказа стало «плохое поведение».
Потому финальную сцену с Клаусом снимали в лесу, в Подмосковье. Забавная ситуация произошла с Вячеславом Тихоновым в Восточном Берлине. Когда актер опаздывал на съемку он решил переодеться в отеле. И вышел на улице в форме СС. Далеко ему уйти не удалось: «фашиста» немедленно окружили возмущенные люди, которые намеревались отвести странного человека в полицию. Этого не произошло только потому, что за актером приехал ассистент режиссера Лиознова не привыкла, когда кто-то опаздывал на работу. Штирлица отбили от толпы и благополучно отвезли на съемки.
Пусть будет черно-белым, а также сто рубашек для Штирлица Было решено сделать фильм черно-белым. В семидесятые годы уже снимали цветные фильмы и существовали цветные телевизоры. Но, Татьяна Лиознова была категорична и настаивала на том чтобы фильм был черно-белым. Это было сделано для того, чтобы картина получилась похожей на документальное кино. Кроме того, в фильме присутствуют вставки документальной кинохроники, и режиссер решила, что логичнее будет сделать всю ленту черно-белой. Это было правильным решением: кинофильм смотрится как единое целое, создается эффект присутствия. Для пошива костюмов было нанят консультант, полковник Браун, который, когда—то был разведчиком.
В фильме нет мелочей.
Семнадцать мгновений весны 1 сезон
Народный артист СССР Вячеслав Тихонов в роли Штирлица в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Выражение «планета Штирлиц» вполне описывает массив материала, которым фильм оброс за 45 лет. Выражение «планета Штирлиц» вполне описывает массив материала, которым фильм оброс за 45 лет.