Либерализация цен: принципы и практика Освобождение цен от государственного регулирования называется либерализацией цен. Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Государственный бюджет. Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Государственный бюджет. В России нужно отказаться от государственного регулирования цен на товары. ТВ Информ, 1 канал, ЦТ, 24 декабря 1991 г. Сразу после Нового года, 2 января 1992 года, цены на 90% розничных и 80% оптовых товаров освободили от государственного регулирования.
Правительство РФ приняло меры по сдерживанию цен на социально значимые продукты
Налоговое регулирование является одним из достаточно эффективных принципов государственной ценовой политики. Все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж, к тому же они сокращают выручку производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем. К методам налогового регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость НДС и размера акцизного сбора.
Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в важнейших отраслях народного хозяйства. В большинстве стран определены перечень подакцизных товаров и размеры акцизного сбора, которые существенно влияют на цены. Установление акцизных сборов со стороны государства призвано обеспечивать распределение потребления товаров, защищать отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства. В качестве мер ценового регулирования используются государственные дотации. Некоторые отрасли промышленности требуют постоянной государственной поддержки например, угольная промышленность в виде дотационных доплат производителям либо потребителям.
Дотация - это ассигнования из государственного бюджета, направляемые на покрытие предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают его затрат. Иными словами, это означает, что если на товар установлена дотация, то одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая - государством. Таким образом, цена товара для потребителя снижается Большое значение имеет государственное регулирование цен во внешней торговле. Предприятия - субъекты внешнеэкономической деятельности определяют конкретные цены на договорных условиях с учетом спроса и предложения. В мировой практике используются также другие методы государственного влияния на цены, базирующиеся на антимонопольном законодательстве, законах о нечестной торговле в частности, антидемпинговом законодательстве , ценовой рекламе и др.
При этом, отметила она, сейчас власти стараются всеми методами сдерживать подорожание. Повышение ценовой доступности социально значимых товаров должно достигаться не жёстким административным регулированием, а устранением источника проблемы подорожания, подчеркнула Шаравская: «Результат недоступности товаров — и физической, и ценовой — зачастую связан с объективными экономическими факторами. Естественно, повлиять на это каким-то жёстким государственным регулированием очень сложно и иногда невозможно. Источник проблем — дефицит предложений».
Она рассказала, что обывателю при первом приближении к вопросу ценообразования «на каком-то дилетантском уровне» кажется несложным сделать продукцию доступной для населения, просто отрегулировав цены, — «как минимум отрегулировать наценки торговых сетей: зачем они так много зарабатывают? Мол, понятно, когда производители несут расходы — покупают сырьё, создают товар и так далее, а зачем торговые сети должны зарабатывать? Очень редко мы видим эффективность такого регулирования. Если соизмерять затраты [на регулирование], риски [дефицита и нарушения всех экономических отношений на рынке] и результат[который зачастую не тот, который ожидается при введении регулирования], то, наверное, пусть лучше будет какая-то поддержка населения — социально незащищённых слоёв в первую очередь, для которых [нужно] делать товары доступными», — сказала Надежда Шаравская.
Начиная с 90-х гг. Если же будет инфляция, не будет никакой экономической активности. На самом деле рестриктивная денежная политика продуктивна в зрелых экономиках, где редки монополистические злоупотребления.
В других случаях такая политика далеко не всегда помогает добиться низкой инфляции, что, собственно, мы и видим в России. Четвертая позиция — курсовая политика. По-моему, даже небольшое повышение реального курса рубля вредит экономике. Подозреваю, что на самом деле за этим скрывается средство антиинфляционного характера.
Кроме того, такая политика серьезно увеличивает девальвационные риски. Следующая, пятая, позиция — очень важная: совершенствование инвестиционного климата. Его почему-то ставят во главу угла, когда говорят о необходимости начать процесс реиндустриализации. Прежде всего педалируется установка на создание благоприятных условий только для потенциальных инвесторов: снижение налогового бремени, гипертрофированные надежды на прямые иностранные инвестиции и малый бизнес.
Разумеется, благоприятные условия для инвесторов необходимы, но для решения задач реиндустриализации российской экономики явно недостаточны. Постоянно идет разговор о снижении налогового бремени для потенциальных инвесторов как об основном драйвере экономического роста. Я убежден, что это далеко не так. Исследования последних лет, в том числе таких гуру современной экономической науки, как Пол Кругман или Джозеф Стиглиц, доказывают эмпирически, что излишнее неравенство не способствует, а вредит росту.
У нас скандальное неравенство. И если оно будет усиливаться, то проблема справедливости или несправедливости превратится из этической в реальную проблему «закупорки» роста, потому что сужение среднего класса неизбежно ведет к снижению покупательной способности. Надежды на прямые иностранные инвестиции как «палочку-выручалочку» также сомнительны: даже при идеальном климате их не будет, если не будет собственных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции в Россию и без того значительны и направлены туда, где возникает быстрая и большая прибыль: в сырьевые отрасли и пищевую промышленность.
Если бы у нас были крупные корпорации, выпускающие готовую продукцию, то стихийно возникло бы много малых и средних предприятий, которые производили бы для них узлы и детали. Так что никакое «одно окно», придуманное для инициации малой деятельности, ничему не поможет. Так, в строительстве и сфере услуг малый бизнес существует и очень мощно работает и без всякого «окна», нельзя же серьезно думать, что молодые бизнесмены «лежат на печи» и ждут, пока Министерство экономического развития создаст им благоприятные условия. Когда предприниматели видят, что их продукция продается, они справляются и с нашим неправовым сознанием, и с любыми административными барьерами.
Шестая позиция — прекращение роста заработной платы из-за якобы систематического повышения производительности труда. Этот пункт особенно прижился в «Стратегии-2020». Однако, во-первых, если, как в старину, просто соотносить долю заработной платы с валовым внутренним продуктом, то есть устанавливать норму эксплуатации, то она у нас в два раза выше, чем в зрелых странах. Во-вторых, наша средняя заработная плата — это «средняя температура по больнице».
У нас менеджеры получают в тысячу, а не в 10—15 раз больше, чем трудящиеся, и поэтому неправомерно говорить о производительности труда шахтера, который не имеет отношения к оборудованию. К оборудованию имеют отношение менеджеры, и если они его не меняют, то можно сколь угодно понижать или повышать заработную плату шахтерам — ничего не изменится. Седьмая позиция — важный «водораздел» проходит по линии так называемых системных реформ. Утверждается, что мы стали их резво проводить в начале нулевых годов, а потом будто бы все прекратили, и стало плохо.
Что такое системная реформа? На нормальном русском языке — это коммерциализация или установка на самоокупаемость «всего и вся», в том числе максимальное самофинансирование науки, образования, культуры и здравоохранения. Как видно, сегодня этот курс так или иначе реализуется, что абсолютно контрпродуктивно как для страны в целом, так и для реиндустриализации ее экономики в частности. Восьмая позиция — вредоносность «государства всеобщего благоденствия».
С гордостью утверждается, что плоская шкала налогообложения — абсолютное благо. Завидует весь мир. Да здравствует мученик, наш новый русский Жерар Депардье! Далее следует вывод: чем слабее перераспределение первичных доходов, тем лучше для экономической активности и роста.
Я уже говорил о том, что происходит ровно наоборот. Наконец, даже те, которые соглашаются с нами, что государственная активность должна иметь приоритет, особенно тогда, когда экономика во всем мире развивается вяло, отдают предпочтение сначала ректификации госаппарата, а лишь затем — промышленной политике. Однако в данном случае не может быть никакой иерархии. Необходимо проводить промышленную политику и реиндустриализацию с тем аппаратом, который есть, и он сам будет улучшаться по мере изменения содержания его работы.
КЭС спасает рыночную теорию Рынок как способ устройства хозяйственной жизни не имеет альтернативы, его жизнеспособность не подвергается сомнению, но его «невидимая рука» с очевидностью должна быть дополнена «видимой рукой» государства. Сегодня практически все государства мира пытаются выйти из глобального финансового кризиса именно путем активного вмешательства в хозяйственную жизнь. Чего стоит одна накачка ликвидностью финансовой системы и частичная национализация попавших в сложное положение предприятий и компаний, наблюдаемые практически во всех странах мира. По иронии судьбы, именно американцы, призывавшие всех к свободному рынку, едва ли не первыми вынужденно прибегли к фактически социалистическим мерам.
Упоение «свободной» экономикой прошло, мир устал от радикального, безудержного либерализма. Ему на смену идет система, еще не получившая своего «изма». Пока же очевидно, что без мощной и систематической государственной активности теперь уже не обойтись.
Основной упор был сделан на «классические» средства — восстановление реального роста экономики путем развития производства, роста производительности, а такие показатели, как заработная плата, затраты, постоянно контролировались экономическими службами государства. При этом освобождение цен от администрирования происходило в виде циклического процесса, при котором фазы усиления контроля чередовались с фазами его ослабления в зависимости от состояния экономики и решаемых задач. Рассмотрим с этой точки зрения процесс либерализации цен, произошедший в России.
Причем надо отметить, что, помимо тех проблем, которые существовали в европейских странах, ситуация с ценами на момент отпуска у нас характеризовалась еще и оторванностью уровня цен от мировых, а также большим разрывом между ценами на продукцию, товары, услуги и их стоимостью. Основой свободного ценообразования стали Указ Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г. Либерализация цен упразднила действующие на территории России многочисленные виды цен в зависимости от формы собственности и территории действия. На смену им пришли цены свободные и регулируемые — оптовые, опускные или розничные в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения и характера реализуемой продукции, при этом оговаривалось, что цены на все товары, продукцию, услуги, которые не вошли в перечень регулируемых, устанавливаются свободно под влиянием конъюнктуры рынка. Первоначально регулируемые цены формировались на основе государственных фиксированных и регулируемых цен, действовавших в 1991 году, с применением различных методов прямого административного ограничения. Большинство оптовых цен на продукцию производственно-технического назначения и услуги регулировались с помощью установления предельного коэффициента повышения к действующей оптовой цене или тарифу в 1991 году табл.
Таблица 7. Предписывалось также на I квартал 1992 года сохранить действующие размеры торговых скидок на потребительские товары. Вспомним, что до 1992 года размер торговых скидок дифференцировался по группам товаров и был одинаков на территории всей России. Эта система регулирования цен сохранялась недолго, практически в том же 1992 году был принят целый ряд нормативных документов, упорядочивающих и изменяющих процесс ценообразования. Уже в январе 1992 года местным органам власти было дано разрешение при необходимости изменять регулируемые розничные цены на сахар и молочные продукты. В мае 1992 года были отпущены цены на спирт и водку и снижены размеры предельных коэффициентов повышения цен.
Государственное регулирование цен и инфляции
установление властями свободных цен на рынке при поощрении частного предпринимательства. Возможно, либерализацией это называется. Либерализация — снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений (ВиКи). Отказ от государственного регулирования большинства цен называется а) приватизация б).
Государственное регулирование цен и инфляции
8. Освобождение цен от государственного регулирования называется. Возможно, либерализацией это называется. Либерализация — снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений (ВиКи). Возможно, либерализацией это называется. Либерализация — снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений (ВиКи). Скорректирован порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу С 24 мая текущего года в новой редакции действует Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному. Найди верный ответ на вопрос«Освобождение цен от ограничений, заранее фиксированных показателей получило название » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
2 января 1992 года правительство Егора Гайдара разморозило цены
7.2. Этапы либерализации цен. Ценообразование | Либерализация Цен — освобождение цен от административного контроля, формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров. |
Коммерсантъ в соцсетях | рование рыночных цен. рственная налоговая система. нопольная политика. |
Либерализация цен | Возможно, либерализацией это называется. Либерализация — снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений (ВиКи). |
Верны ли следующие суждения об экономическом взаимодействии между народами?
Либерализация Цен | Это называется постоянным демпингом. |
2 января 1992 года правительство Егора Гайдара разморозило цены | Либерализация цен – это освобождение цен от административного регулирования. Один из ключевых элементов рыночной экономики, обеспечивающий балансирование спроса и предложения. |
Фискальная политика | 3) издержки производства. 4) доход предприятия. 30. Освобождение цен от государственного регулирования называется. |
Повторение темы Экономика | 8. Освобождение цен от государственного регулирования называется. |
Либерализация цен в России | либерализация цен (англ. "liberalization") — это процедура перехода к системе свободно устанавливаемых рыночных цен и частичное освобождение от государственной ценовой политики. |
ГЛАВА 7Государственное регулирование цен
Это регулирование сочеталось с государственным контролем над денежной массой, тем самым обеспечивался баланс спроса и предложения. одно из условий формирования рыночной экономики при условии разумного государственного регулирования. chanel logo. Следи за крипто новостями и заработай свой первый 1000000$. Тема древняя Греция. город который греки осаждали 10 лет и у него два название. Составить рассказ от имени героя Спартанского Восстания в Риме. Кто был руководителем освободительной борьбы украинского народа? В разделе вопросы вы найдете короткие ответы на различные темы, которые будут полезны и интересны для школьников и студентов. одно из условий формирования рыночной экономики при условии разумного государственного регулирования. Она позволяет сбалансировать рынок на основе спроса и предложения.
Либерализация Цен
Что предполагает либерализация экономики? | Либерализация цен – это освобождение цен от административного регулирования. Один из ключевых элементов рыночной экономики, обеспечивающий балансирование спроса и предложения. |
Что подразумевается под либерализацией цен | Освобождение цен от государственного регулирования называется либерализацией цен. |
ГЛАВА 7. Государственное регулирование цен.. Ценообразование ... 153. | Различается два вида фискальной политики: дискреционная — регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. |
8. Освобождение цен от государственного контроля в Рф 2 января 1992
Такая ситуация привела к балансу между уже имеющейся денежной массой и объёмом продукции в наличии. При этом, зафиксированная на определенном уровне цена на газ, нефть и уголь и свободное цены рынка, спровоцировали дисбаланс. Он не дал возможности предприятия ТЭК вести свою деятельность в будущем; Следующей этап произошёл в 2016 году. Он был начат с повышения цен на газ и нефть. Ранее стоимость энергоносителей была зафиксировано.
Кроме этого, для рынка определили ограничения на установку прогрессивного налога; В конце 2016 года правительство зафиксировало предельный уровень рентабельности для предприятий. Этот шаг был сделан с целью удержания дальнейшего повышения цен. Задачи и цели либерализации Основная цель, которую преследует государство при проведении либерализации, это обеспечение условий перехода от рыночной экономики к плановой. Это обязательное условие, которое обеспечивает данный переход.
Но, либерализация, это достаточно сложный процесс, который требует времени и комплекса мероприятий. В противном случае она окажется неэффективным. В зависимости от сферы, либерализация преследует следующие цели и задачи: Либерализация бизнеса. Контроль деятельности предпринимателей должен осуществляться так, чтобы они ощущали на себе как можно меньше ограничений; Ценовая либерализация.
В данном случае говорится о ликвидации фиксированных цен во всех сферах экономики и освобождение от государственного контроля. В то же время, необходимо обеспечить отсутствие источника создания дефицита необходимой продукции для населения; Также стоит помнить о некоторых бюджетных «мягких» ограничениях. Иногда конкретная фирма ведет деятельность так, что это влияет на создание определенных рисков в данной сфере. Данное рыночное поведение мотивируется высокой вероятностью получения дополнительной помощи из внешних источников.
Говоря более простым языком, речь идет о получении государственных дотаций. Иногда, такие процессы создают благоприятную среду для того, чтобы решить какие-либо вопросы, касающиеся бизнеса; Если либерализацию проводят без развития и укрепления рыночных механизмов, она окажется малоэффективной. Одна из самых главных составляющих здесь, это обеспечение справедливой рыночной конкуренции посредством борьбы с монополистами; Ещё одно важное условие для создания успешной рыночной экономики, это укрепление и обеспечения новой мотивации труда. В условиях плановой экономики, экономическая эффективность труда и получение заработной платы не связаны между собой.
В основном, речь идёт о выполнении показателей по установленным ранее задачам.
Конечно, и в сегодняшней российской обрабатывающей промышленности имеются отдельные замечательные успехи. Как когда-то были герои социалистического труда, так и сейчас есть герои капиталистического труда, которые занимаются серийным производством готовых изделий. Но их доля в валовом производстве скандально низкая. Для страны, которая начиная с 30-х и до начала 90-х гг.
Не буду здесь вдаваться в разнообразные причины такого развития событий, назову главную. В начале реформ нам хотелось иметь структуру, которая отвечает современным стандартам, но произошел очень большой перекос в сторону сил саморегулирования и наблюдался преднамеренный отказ от «видимой руки» государства. В результате сегодня мы вновь находимся перед выбором: либо продолжение деиндустриализации и сползание в зону «технологического захолустья», либо резкий рывок в области реиндустриализации. Существует много различных представлений о том, как это нужно сделать. Если отбросить самые экзотические и экстравагантные, то «водораздел» определяется двумя школами мышления, различающимися отношением к экономической теории и практике, прежде всего к роли государства в хозяйственных процессах.
Разграничение четко прослеживается по ряду позиций, и я хочу коротко их обозначить. Первая позиция — макроэкономическая стабильность, что на простом языке означает низкую инфляцию. Тогда будто бы понизится стоимость кредита, начнется долгосрочное кредитование, появятся желаемые «длинные деньги» и начнется инвестиционный бум. Другая школа мышления, к которой принадлежу и я, считает, что небольшая инфляция — весьма значимый, но не решающий фактор для того, чтобы реиндустриализация началась не только в риторике, но и на практике. Сегодня нет недостатка в финансовых ресурсах.
И дело не только в том, что деньги дороги. Просто у кредитора и заемщика большой страх, что средства, потраченные на производство тех или иных продуктов, не дадут желаемого результата: изготовленные товары не найдут сбыта. Вторая позиция — бездефицитный бюджет. Здоровые государственные финансы — это очень хорошо. Весь развитый мир находится сегодня в зоне турбулентности только потому, что там допустили чрезмерный дефицит бюджета.
Однако, с моей точки зрения, это было неизбежно, потому что нужно было каким-то образом останавливать кризис. Иногда говорят, что увеличение государственных расходов через политику «количественного смягчения» — это не что иное, как «заливание пожара керосином». Но на самом деле это неверно. Пожар заливают все-таки водой. А вот когда случится наводнение, то есть скачок инфляции, тогда будем им заниматься.
Так или иначе, добиваться бездефицитного бюджета во времена вялого частного спроса — сомнительное намерение. В такие периоды, как показывают теория и практика, вообще нет альтернативы государственным расходам, как бы мы ни относились к государству. Поэтому неверно просто стремиться к бездефицитному бюджету, которого, согласно официальным прогнозам, мы должны были достичь к 2015 г. Третья позиция — рестриктивная денежная политика. Начиная с 90-х гг.
Если же будет инфляция, не будет никакой экономической активности. На самом деле рестриктивная денежная политика продуктивна в зрелых экономиках, где редки монополистические злоупотребления. В других случаях такая политика далеко не всегда помогает добиться низкой инфляции, что, собственно, мы и видим в России. Четвертая позиция — курсовая политика. По-моему, даже небольшое повышение реального курса рубля вредит экономике.
Подозреваю, что на самом деле за этим скрывается средство антиинфляционного характера. Кроме того, такая политика серьезно увеличивает девальвационные риски. Следующая, пятая, позиция — очень важная: совершенствование инвестиционного климата. Его почему-то ставят во главу угла, когда говорят о необходимости начать процесс реиндустриализации. Прежде всего педалируется установка на создание благоприятных условий только для потенциальных инвесторов: снижение налогового бремени, гипертрофированные надежды на прямые иностранные инвестиции и малый бизнес.
Разумеется, благоприятные условия для инвесторов необходимы, но для решения задач реиндустриализации российской экономики явно недостаточны. Постоянно идет разговор о снижении налогового бремени для потенциальных инвесторов как об основном драйвере экономического роста. Я убежден, что это далеко не так. Исследования последних лет, в том числе таких гуру современной экономической науки, как Пол Кругман или Джозеф Стиглиц, доказывают эмпирически, что излишнее неравенство не способствует, а вредит росту. У нас скандальное неравенство.
И если оно будет усиливаться, то проблема справедливости или несправедливости превратится из этической в реальную проблему «закупорки» роста, потому что сужение среднего класса неизбежно ведет к снижению покупательной способности. Надежды на прямые иностранные инвестиции как «палочку-выручалочку» также сомнительны: даже при идеальном климате их не будет, если не будет собственных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции в Россию и без того значительны и направлены туда, где возникает быстрая и большая прибыль: в сырьевые отрасли и пищевую промышленность. Если бы у нас были крупные корпорации, выпускающие готовую продукцию, то стихийно возникло бы много малых и средних предприятий, которые производили бы для них узлы и детали. Так что никакое «одно окно», придуманное для инициации малой деятельности, ничему не поможет.
Так, в строительстве и сфере услуг малый бизнес существует и очень мощно работает и без всякого «окна», нельзя же серьезно думать, что молодые бизнесмены «лежат на печи» и ждут, пока Министерство экономического развития создаст им благоприятные условия.
Здесь производились конкретные шаги, а на высоком уровне были приняты решения, учитывая имеющийся опыт о дальнейших действиях. Россия и Польша выбрали другой путь. Здесь проводилась одномоментная либерализация, которую назвали «шоковой терапией». В развитии Польши, это был один из самых трудных этапов. Но в дальнейшем, именно благодаря этому правительство создало фундамент для успешного развития рыночной экономики. Либерализация по этапам Рассматривая процесс либерализации на примере РФ, она проходила в три следующих этапа: Первый шаг к либерализации был сделан в начале 1992 года. В этот период, государство «отпустило» практически все цены на промышленные и продовольственные товары. Кроме этого, цены на нефть возросли в 5 раз.
Практически в столько же раз выросли цены на электричество. На данном уровне они были остановлены. Такая ситуация привела к балансу между уже имеющейся денежной массой и объёмом продукции в наличии. При этом, зафиксированная на определенном уровне цена на газ, нефть и уголь и свободное цены рынка, спровоцировали дисбаланс. Он не дал возможности предприятия ТЭК вести свою деятельность в будущем; Следующей этап произошёл в 2016 году. Он был начат с повышения цен на газ и нефть. Ранее стоимость энергоносителей была зафиксировано. Кроме этого, для рынка определили ограничения на установку прогрессивного налога; В конце 2016 года правительство зафиксировало предельный уровень рентабельности для предприятий. Этот шаг был сделан с целью удержания дальнейшего повышения цен.
Задачи и цели либерализации Основная цель, которую преследует государство при проведении либерализации, это обеспечение условий перехода от рыночной экономики к плановой. Это обязательное условие, которое обеспечивает данный переход. Но, либерализация, это достаточно сложный процесс, который требует времени и комплекса мероприятий. В противном случае она окажется неэффективным.
Обсуждения среди высшего руководства страны о возможности перехода к свободным ценам начались за несколько лет до распада СССР. Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам». В 1991 г. Попытки постепенного перехода от установленных цен к договорным проблему не решили.
К концу 1991 г. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования.