Всего 4 поместные православные церкви отмечают Рождество Христово 7 января, по старому Юлианскому стилю, а все остальные отмечают новый год по григорианскому календарю, в ночь с 24 по 25 декабря. Старый Новый год, праздник, отмечаемый с 13 на 14 января, имеет свои корни в юлианском календаре, который использовали славяне до перехода на григорианский календарь в 1918 году. Притом Новый год празднуется по принятому государством григорианскому календарю, а Рождество — по церковному, юлианскому. О Юлианском и Григорианском календарях в первый день Нового года по старому стилю. — Большевики в 1918 году вероломно приняли решение о переходе на григорианский календарь — это внесло такую путаницу и слом в датировках, что до сих пор этим наследием пользуемся и мучаемся.
Юлианский и григорианский календари и история празднования Нового года
Старый Новый год. Когда отмечают и как появился праздник в России | И сейчас в ночь с 13 на 14 января по григорианскому календарю можно снова отметить наступление нового года – только на сей раз по юлианскому календарю (и ещё раз насладиться повтором "Новогоднего огонька" по телевидению). |
Ночь с 13 на 14 января: как Новый год стал старым и почему не стоит отмечать его в женской компании | Некоторые страны никогда не принимали григорианский календарь и поэтому начинают год не с 1 января. |
Знаете ли вы, почему Новый год празднуют с 31 декабря на 1 января?
Поэтому Рождество в нашей стране празднуется 7 января, а в католических государствах — 25 декабря. Новый год, а точнее «новолетие», православная церковь отмечает 14 сентября 1 сентября по старому стилю — не от Рождества Христова, а от сотворения мира. В период светских новогодних праздников верующие держат Рождественский пост. Непосредственно 1 января поминают святого мученика Вонифатия, которому следует молиться, чтобы избавиться от пьянства недуг винопития. Вопреки расхожему мнению, традиция отмечать старый Новый год существует не только в нашей стране.
Во всех государствах появление необычной даты связано с переходами на разные календари, но в каждой стране существуют свои традиции. В немецкоязычных регионах Швейцарии, например, 13 января отмечают старый День святого Сильвестра, наряжаются в маскарадные костюмы и поздравляют друг друга с Новым годом. В Македонии в Новый год по старому календарю устраивают карнавалы.
В трудах Иосифа Флавия и Филона Александрийского находится упоминание о том, что иудейская пасха совершается в зависимости от даты весеннего равноденствия, [8] и многие христианские писатели свидетельствуют о том, что иудеи изменили свою календарную систему, что вызвало противоречие с данным древним правилом.
В их числе можно назвать Анатолия Лаодикийского, [9] св. Итак, непринятие во внимание весеннего равноденствия — даты, которая не встречается в Св. Писании, стало тем толчком, в результате которого возникла христианская пасхалия. Возникновение христианских пасхальных таблиц Создание независимой христианской пасхалии означало принципиальный отказ от того, чтобы принимать во внимание дату иудейского 14 нисана, которая, согласно христианским пасхалистам, была вычислена неправильно.
Две основные христианские кафедры — Рим и Александрия начали независимо друг от друга составлять собственные пасхальные таблицы. В их основу были положены астрономические данные той эпохи. Все сказанное о соотношении точности и простоты в отношении календаря справедливо и по отношению к пасхалии. Проблема же в данном случае заключалась в том, что продолжительность солнечного и лунного года не являются кратными величинами.
Для согласования их продолжительности уже в древнем мiре были в употреблении два цикла — 8-летний и 19-летний. Первый из них, более древний, основан на наблюдении, что восемь солнечных лет по количеству суток приблизительно равны 99 лунным месяцам. Его смещение по фазам Луны составляет около 1,53 суток за восемь лет, что довольно ощутимо. Он является более точным, особенно в форме улучшений Калиппа и Иппарха, преобразовавших его в 76-летний и 304-летний периоды соответственно.
Интересно, что и Рим, и Александрия начали с использования более простого 8-летнего цикла. В Александрии на нем основал свою пасхалию св. Дионисий Александрийский 247—264. Ипполит Римский эта 112-летняя таблица — наиболее ранняя из дошедших до нас , и создатели 84-летней римской пасхалии, бывшей в употреблении несколько столетий.
Александрийцы вскоре поняли большую неточность, которую нес в себе 8-летний цикл, и перешли к использованию 19-летнего, римляне же продолжали придерживаться своей практики. Изначально александрийская пасхалия представляла собой период в 95 лет, т. Виктор отлучил малоазийцев. Но в изменившихся условиях, когда в остальной Церкви уже были собственные пасхальные таблицы, независимые от иудейской даты, антиохийцы иногда совершали свой праздник до весеннего равноденствия, причем разница в праздновании Пасхи с остальным христианским мiром могла достигать 5 недель.
Ввиду такой слишком ранней даты они получили в науке название "протопасхиты". Именно против такого следования иудейской традиции и была направлена деятельность I Вселенского Собора. Отцы Собора не оставили никакого канона относительно пасхалии, однако, как следует из послания имп. Константина к епископам, не присутствовавшим на Соборе, было решено всем христианам праздновать Пасху в один день, а антиохийцы отказались от своей зависимости от иудейского 14 нисана.
Именно в этом смысле следует понимать 7 апостольское правило, запрещающее совершать Пасху "прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями", а также 1 прав. Антиохийского Собора. Они направлены именно против зависимости христиан от даты иудейской пасхи, а не против совершения ими праздника в один день с иудеями, как ныне это часто неверно толкуется. IV вв.
В случае, если бы распространенное ныне толкование было бы верно, под прещение указанных канонических правил должны были бы попасть свв. Однако во главу угла как александрийской, так и римской пасхалии была положена ее независимость от иудейского 14 нисана, поэтому составители намеренно не обращали внимания на случаи возможного совпадения. Из всего многообразия дошедших до нас пасхальных таблиц у нас нет ни одной, где в случае совпадения с иудейским праздником христиане переносили бы свою Пасху на неделю вперед, они просто не обращали внимание на такие совпадения, рассматривая иудейские даты как принципиально "неверные". О таком понимании ясно свидетельствует св.
Епифаний Кипрский: "Пасха не может совершаться, если не прошло равноденствие, что иудеями не соблюдается. Мы совершаем Пасху после равноденствия, хотя бы и они совершали, так как и они вместе с нами часто совершают ее! А когда они совершают пасху прежде наступления равноденствия, то совершают одни. Отцы Никейского Собора не могут рассматриваться как "составители" 19-летнего цикла хотя бы потому, что он использовался Церковью на Востоке и до 325 г.
Деятельность Собора была направлена против антиохийской пасхалической практики, поэтому Рим и Александрия на время забыли о разнице в своих таблицах. Хотя обе пасхалии были основаны на принципе, согласно которому Пасха должна совершаться в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием, разница заключалась в дате весеннего равноденствия 18 и 21 марта в Риме и Александрии соответственно , цикле, который лежал в основании пасхалии 8- и 19-летний цикл и пасхальных границах, т. Поэтому она могла совершалась на Западе в промежуток времени с 20 марта по 21 апреля, а на Востоке — в течение 35 дней с 22 марта по 25 апреля. На первый взгляд эти расхождения являются несущественными, однако на практике они были очень ощутимыми.
Так, уже через год после I Вселенского Собора Александрия и Рим совершали Пасху в разные дни, а именно 3 и 10 апреля соответственно. Никто не хотел отказываться от своих таблиц, поэтому единство пытались достигнуть путем взаимных уступок. Огромную роль сыграл здесь св. Афанасий Александрийский.
На Сердикском Соборе в 342 г. Церковное единство т. Пасхалия рассматривалась не только римским, но и александрийским предстоятелем не как догматическая данность, а как техническое средство для определения даты праздника, которому при церковной необходимости можно было и не следовать. Обе кафедры не были связаны никакими непреложными каноническими нормами относительно пасхальных таблиц своей Церкви и жертвовали датой ради более высоких церковных целей.
Целью и Востока и Запада в то время были не какие-то личные амбиции, не желание выяснить, чей цикл "лучше" или "правильнее", а братское христианское стремление к тому, чтобы в различных частях империи христианская Церковь, "единым сердцем и едиными усты" совершая свой основной праздник, ясно и видимо демонстрировала, что она действительно является единой и кафолической Церковью, проникнутой духом взаимной любви и доверия. В течение этих 50 лет Рим и Александрия должны были праздновать Пасху в разный день целых 12 раз, однако в результате компромисса для всех этих случаев были найдены общие даты. Интересно, что Александрия принимала римскую дату, отказавшись от своей пасхалии, в 346 и 349 гг. Однако после окончания действия сердикской пасхалии александрийцы перестали обращать внимание на то, в какой день совершалась Пасха на Западе и просто следовали своим таблицам.
Это привело к тому, что Рим постепенно стал все чаще и чаще принимать "восточные" даты, и это неуклонно разрушало 84-летний цикл. Было очевидно, что Восток и Запад могут продолжать праздновать Пасху по-разному еще бесконечно долго, если одна из сторон просто не примет практику другой. Римский аббат Дионисий Малый сыграл здесь решающую роль, предложив александрийскую пасхалию на Западе таким образом, что она была там принята, в результате чего, наконец, было осуществлено единое празднование Пасхи в Риме и Александрии. Однако римский 84-летний цикл продолжал существовать в различных частях империи еще и во время правления Карла Великого 742—814.
Параллельное сосуществование двух пасхалий в течение почти 500 лет! Замечательно, что сами александрийцы во время всех споров с римлянами никогда не утверждали истинность своих таблиц, основываясь на авторитете Собора. Параллельное сосуществование в течение десятилетий и даже столетий двух циклов напрямую бы противоречило постановлению Никеи, если бы оно существовало. То, что римская практика в конце концов была вытеснена александрийской, объясняется не решением I Вселенского Собора, а неточностью римской пасхалии.
После Собора прошло несколько веков, прежде чем александрийцы многочисленными увещеваниями, доказательствами своей правоты и церковно-политическими мерами смогли убедить Запад в необходимости принять их пасхалическую систему.
Во многих странах власти ужесточили меры безопасности из-за вероятности террористических атак в праздничное время. Во Франции было увеличено число полицейских и жандармов в церквях. В соседней Германии в Кёльнском соборе в субботу прошли обыски, так как поступили сообщения, что исламистская группировка готовит атаку либо на Рождество, либо на Новый год.
Также меры безопасности ужесточили в австрийской Вене. Природа угрозы неизвестна, однако член Европейской комиссии по внутренним делам Ильва Йоханссон заявляла ранее в этом месяце, что риск террористических атак повышен на фоне конфликта между Израилем и ХАМАС.
На самом деле, так повелось с очень давних времён — ещё с Древнего Рима.
Люди тогда праздновали Новый год весной, в марте, и пользовались календарём, в котором было 10 месяцев и 304 дня. В 753 году до нашей эры к власти пришёл царь по имени Нума Помпилий, который решил пересмотреть старые правила. Он добавил ещё два месяца, назвав их «январь» и «февраль» — в честь богов Януса и Фебрууса.
А его календарь ориентировался не на солнечный цикл, а на фазы Луны и насчитывал 355 дней. Первый месяц года Помпилий заменил из религиозных соображений. Дело в том, что январь, как уже говорилось выше, был назван в честь двуликого бога Януса, покровителя всех начал.
А март — в честь Марса. И Нума логично рассудил, что бог всех начинаний, а также дверей, входов и выходов гораздо лучше подходит для того, чтобы его именем называть первый месяц года, чем бог войны и сражений.
Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории
Минина и Д. Боровский Тюменского района Тюменской области, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте.
Каждый год по восточному гороскопу связан с одним из пяти элементов: золотом, водой, деревом, огнем или землей.
Каждый цикл повторяется один раз в 60 лет. В 2024 году наступит год Деревянного Дракона, предыдущий аналогичный год был в 1964-м. В китайской традиции дерево считается элементом роста, успеха и развития.
Энергия Деревянного Дракона по традиции окрашена в зеленый цвет — он символизирует процветание, гармонию, перемены к лучшему. В 2024 году зеленый окрас животного, как и стихия — дерево, характеризуют его крайне положительно. Это самый спокойный и уравновешенный из всех Драконов.
Китайская легенда о драконе Есть красивая легенда, почему сильный Дракон стал всего лишь пятым, а не первым в китайском гороскопе. Нефритовый император Юй-ди устроил забег среди животных, чтобы определить порядок знаков зодиака. Когда Дракон был близок к финишу, то увидел деревню, которая страдала от засухи.
Он полетел над облаками и вызвал дождь, чтобы помочь голодающим людям. Дракон продолжил путь, но увидел другую деревню — ей угрожало наводнение. Он сжалился над жителями, поглотил воду и только потом продолжил путь.
Перед самым финишем Дракон увидел , что Кролика преследует Волк. Чтобы спасти Кролика, Дракон пропустил его вперед. Так и получилось, что сильное и могущественное существо финишировало в забеге пятым, после Крысы, Быка, Тигра и Кролика.
Не имеет значения, где встречать год Дракона, — главное, чтобы было шумно и весело. Как украсить дом или квартиру на Новый год Специалисты по фэншую советуют использовать для декора любимые цвета Зеленого Деревянного Дракона: золотой, серебряный, серый и белый. В год Дракона в интерьере дома или квартиры уместны самые разнообразные украшения из металла, прозрачного и окрашенного стекла, камня, а главное — дерева.
Принесут удачу изображения и фигурки рыб и драконов змей, тритонов, хамелеонов , а также морские, горные и скалистые пейзажи. Праздничный стол могут украсить салфетки и скатерти с изображением дракона. Декором могут послужить и яркие мандарины, однако важно следить за количеством плодов: их должно быть ровно 8: число 2024 года символизирует бесконечность.
Традиционное блюдо в Китае на Новый год — пельмени цзяоцзы. В один из них часто прячут монетку, кто найдет ее — тому весь год будут сопутствовать удача и везение. Ни один китайский новогодний стол не обходится без нянь гао — сладкого рисового пирога.
Однако в более масштабном контексте это факт уже не кажется мелочью. Например, если рассмотреть период времени в 10 — 20 тысяч лет, такое небольшое смещение времени приведет к тому, что зима станет весной, а весна — летом. Переход на григорианский календарь повлек следующие изменения: Для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату. Високосный содержит 366 дней, если: номер года кратен 400 1600, 2000, 2400 ; номер года кратен 4 и не кратен 100 … 1892, 1896, 1904, 1908 … ; Изменялись правила расчета христианской а именно католической Пасхи; Разница между датами Юлианского и Григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет. Не пропустите Когда сажать будем: лунный календарь огородника на 2022 год История летоисчисления на Руси На Руси до Крещения Новый год начинался в марте, но с 10 века новолетие стали отмечать в сентябре, по византийскому церковному календарю. Однако люди по привычке отмечали Новый год весной. Так продолжалось, пока царь Иван II в конце 15 века не издал указ о переносе Нового года на начало осени. После, уже во времена правления Петра I, Новый год перенесли на 1 января. По аналогии с европейскими канонами.
Это произошло 19 декабря 1699 года. Юлианский календарь при этом Петр I оставил. Россия перешла на Григорианский календарь позже всех — в 1917 году после Октябрьского переворота. Тогда Юлианский календарь прозвали «мракобесным», а пришедший ему на замену — «прогрессивным». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но Церковь ответила категоричным отказом. Несмотря на давление. Поэтому до сих пор православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю. Отличия Юлианского и Григорианского календаря: ключевые тезисы Источник: Unsplash gainingvisuals Юлианский календарь еще называют летоисчислением «по старому стилю».
Он отстает от современного на 13 дней.
В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова. Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова". Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: "... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский не церковный характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Новый год при советской власти. Смена календаря. После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
Подписанный В. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть.
Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры.
Реформа календаря и пасхалии: история и современность
Какой сейчас год по календарям других цивилизаций | В Великобритании Рождество может стать одним из самых теплых за последние годы: метеобюро королевства предполагает, что в понедельник в некоторых частях Великобритании температура воздуха может подняться до 14 градусов по Цельсию. |
Юлианский и григорианский календари и история празднования Нового года | Поскольку, по Григорианскому календарю Новый год принято отмечать в ночь с 31 декабря на 1 января, и праздник считается Всемирным, в разных странах принято праздновать его по-разному. |
Какой сейчас год по календарям других цивилизаций
Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Миллионы верующих по всему миру празднуют Рождество по Григорианскому календарю, передает ОТР. В период новогодне-рождественских праздников между Рождеством Христовым по Григорианскому календарю и Новым годом по Юлианскому календарю, традиционно возникают разговоры и споры вокруг календаря.
Перейти к празднованию Рождества по григорианскому календарю - 25 декабря
Так продолжалось до 1914-ого года, когда Россия вступила в Первую мировую войну. В стране началась активная антинемецкая пропаганда. Святейший синод охарактеризовал рождественскую елку как «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу». Ленин традицию елок вернул. Но когда секретарем ЦК РКП б стал Сталин, обычай велено было считать старорежимным и антисоветским наследием «проклятого прошлого». В 1927 году началась антирелигиозная кампания. Так Новый год пострадал вместе с Рождеством. В начале 30-х годов с 24 декабря, специально назначенные ответственные товарищи от госучреждений, и проверяли, не отмечает ли кто-то праздник. Но конечно же Новый Год наряду с Рождеством продолжали отмечать, но уже тихо, дома, и с закрытой замочной скважиной. В 1935 новогодние елки снова разрешили. В в 50-е годы в антирелигиозном СССР Новый год стал главным праздником и отмечался с большим размахом.
Но традиция новогодних домашних посиделок сохранилась. А еще больше она укоренилась с появлением телевидения и новогодних программ. Как появилась традиция детских елок? Новый год в России начали отмечать при Петре I.
В 1582 году Папа Римский Григорий XIII провел реформу по замене юлианского календаря григорианским, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годами. В результате календарь сдвинулся на 10 суток вперед.
Ряд христианских церквей, в том числе и русская, продолжали использовать юлианскую систему. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова текущий 7208 год от сотворения мира таким образом стал 1699 годом и праздновать Новый год 1 января. При этом григорианский календарь царь вводить не стал. Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, отмечая Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства. Церковная дата новолетия осталась без изменений - 1 сентября. К ХХ веку календарь России на 13 суток отстал от европейского.
Чтобы сократить этот разрыв, 24 января 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о введении в стране григорианского календаря. Документ был подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января 1918 года.
Яркая одежда и новая деталь гардероба: Празднование Старого Нового года — это время для ярких и праздничных нарядов. Новая деталь в гардеробе, например заколка для волос, символизирует обновление и начало чего-то нового. Прошение прощения и загадывание желаний: За праздничным столом принято просить прощения у всех присутствующих, что символизирует начало года без обид и недопониманий. А в полночь загадывают самые заветные желания в надежде на их исполнение. Что не стоит делать в Старый Новый год Традиции празднования Старого Нового года, которые до сих пор соблюдаются во многих культурах, включают в себя различные обряды и поверья. Вот некоторые из них: Не давать и не брать в долг: Считается, что финансовые операции в этот день могут привести к отсутствию достатка в доме в течение года. Новая и светлая одежда: Надевание новой одежды символизирует обновление и начало нового этапа жизни.
Незначительная разница в календарях раньше создавала неудобства при отношениях, в первую очередь торговых, с Европой. Теперь же она могла помешать делу мировой революции. А вообще вопрос этот обсуждался давно. В 1899 году даже была создана комиссия при Астрономическом обществе, в которую входил Менделеев. Но полномочиями ее не наделили.
Реформа 1919 года тоже могла заглохнуть. Это длилось бы 13 лет. Ленин выступил за одномоментный переход на новый стиль. По словам настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ Владимира Вигилянского, календарь не меняют, опасаясь путаницы с праздниками и потому, что «если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то «съедаются» две недели, каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость». В мае 2019 года в Госдуме рассматривался законопроект о возвращении России к юлианскому календарю.
Его авторы из ЛДПР утверждали, что переход на григорианское летоисчисление нарушил национальные и культурные традиции России. Опрошенные «Известиями» эксперты назвали идею анахронизмом, хотя один из них, историк Евгений Пчелов, признал что юлианский календарь был весьма прогрессивен для времени своего создания в 46 году до н. Петр I омолодил Россию на 5 тыс.
В России встречают новый 2024 год
— Если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то "съедаются" две недели (помните, как в 1918 году после 31 января настало 14 февраля), каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость». Поскольку, по Григорианскому календарю Новый год принято отмечать в ночь с 31 декабря на 1 января, и праздник считается Всемирным, в разных странах принято праздновать его по-разному. Григорианский календарь в настоящее время является официальным гражданским календарем в Южной Корее, поэтому население теперь считает Новый год 1 января первым днем года.
Ярошук предложил праздновать Рождество в России по григорианскому календарю
Народы, встречающие Новый год по Григорианскому календарю, отмечают праздник 1 января. Произошло это в ночь на 14 февраля 1918 года — первый из дней, который советским гражданам предстояло прожить по новому, григорианскому календарю. Это праздник для прихожан Римской католической церкви, большинства протестантских конфессий и девяти православных автокефальных церквей. начало октября.
Галопом по ТОПам: 5 наиболее известных празднований Нового года
И если этот факт был замечен довольно рано, практические попытки нового улучшения начались лишь с XIII в. Однако византийцы не предлагали никаких изменений, т. Голоса сторонников реформы на Западе к XVI в. Было предложено усложнить систему вставки високосных дней: в течение 400 лет их количество уменьшалось на 3, т. Этот календарь был введен в употребление в 1582 г. Реформа календаря была реализована таким образом, что в этом году были "выброшены" 10 дней, и после 4 октября шло сразу 15 октября. Эта реформа, в отличие от реформы юлианской, была церковной, более того — реформой чисто католической, т. Булла была адресована только католическим правителям Европы, в ней не упоминались ни православные, ни протестанты, на которых эти постановления не распространялись и с кем консультации по поводу реформы не проводились. В настоящее время разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней, и она увеличится до 14 дней в 2100 г. Еще одно важное улучшение и одновременно усложнение календаря было предпринято в 1923 г. Широко распространенным ныне является заблуждение, согласно которому это совещание приняло григорианский календарь, однако его участники утвердили исправленный юлианский или т.
Он имеет период в 900 лет, в течение которых число високосных лет уменьшается на 7. Реакцией на реформу стал раскол греческих "старостильников", которые отказались принять это нововведение. Малоизвестным является факт, что этот календарь а точнее, гражданский "григорианский" стиль был формально введен св. Однако это введение вызвало нестроение в церковном народе хотя практически все московские приходы приняли данное распоряжение , и поэтому св. Тихон 26 октября 8 ноября издал распоряжение: "Повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить". В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные Поместные Церкви — новоюлианским, который до 2800 г. Итак, ситуация с календарем, как мы увидели, была довольно сложной. Что же происходило с определением даты празднования Пасхи? Перенос Пасхи на воскресный день Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни принимал участие в иудейских праздниках Ин. Поэтому самым древним литургическим обычаем было совершение христианами Пасхи в день 14 нисана, т.
Этой практике долгое время продолжали следовать христиане римской провинции Асия, получившие в науке название четыренадесятники от слова "четыренадесять", т. Их практика являлась не просто "иудействованием", а имела глубокое богословское обоснование, т. Пост асийцев имел характер "поста за заблудших братьев из народа" т. Такое изменение также имело богословскую основу, однако более "историческую": согласно Евангелиям Христос воскрес "в первый день после субботы", т. Впервые разница в праздновании стала предметом обсуждения при посещении св. Поликарпом Смирнским римского еп. Аникета ок. Однако такое мирное сосуществование двух практик продолжалось недолго и вскоре возник серьезный конфликт, инициированный Римом. Римский епископ Виктор 189—198 в 195 г. Поликрат Ефесский написал ему послание, где объяснял правомочность своей традиции, возводя ее к апостолам.
Римская практика с точки зрения малоазийцев была, очевидно, "нововведением", "реформой", однако Виктор тем не менее отлучил их от евхаристического общения. Такая резкая позиция римского епископа вызвала протест даже в среде тех, кто праздновал Пасху по римскому обычаю. Так, св. Ириней Лионский написал послание еп. Виктору, в котором рекомендовал ему пребывать в мире с совершающими Пасху 14 нисана. Разница в праздновании Пасхи, по мнению святителя, существовала всегда, малоазийцы сохраняют очень древнюю традицию, и прерывать евхаристическое общение по обрядовому вопросу нельзя. Все стороны конфликта — как четыренадесятники, так и Рим в лице еп. Виктора, были согласны в том, что необходимо следовать в этом вопросе иудейскому исчислению. Однако во II—IV вв. До сих пор мы вели речь о солнечном календаре, однако иудейский календарь основывался на движении Луны.
Продолжительность лунного месяца составляет ок. Он не кратен солнечному году солнечный год содержит приблизительно 12,4 лунных месяцев , поэтому чтобы включить в солнечный год лунные месяцы без их раздробления, раз в несколько лет к 12 лунным месяцам прибавляли еще один, приближая тем самым лунные годы к солнечным. Такие удлиненные високосные годы содержали т. В этом и заключается основная идея луносолярного лунно-солнечного календаря, который явился комбинацией лунных месяцев с солнечными годами. Во время существования второго Храма день новолуния определялся эмпирически, путем наблюдения специально назначенных для этого людей, и затем Синедрион торжественно провозглашал "освящение" этого дня. Дополнительный месяц вставлялся по мере надобности, причем во внимание учитывались многие факторы — созрел ли ячмень, который нужен был для приношения снопа во второй день праздника см. После разрушения Храма и рассеяния иудеев в результате подавления восстания Бар Кохбы 132—135 гг. Как показывают дошедшие до нас документы, иудеи рассеяния перестали праздновать пасху единообразно в один и тот же день, а начали вводить различные календарные системы, соотнесенные с календарями тех местностей, в которых они жили. Раввины, осознав необходимость сохранения единства народа, решили ввести в обиход новый, обязательный для всех иудеев лунно-солнечный календарь, в котором добавочные месяцы вставлялись не по мере надобности, а по определенной схеме. Этот процесс происходил в течение II—IV вв.
Эта дата в древнем мiре считалась началом весны и часто рассматривалась в народном сознании как "неофициальное" начало нового года. В этом случае христиане, праздновавшие Пасху в некоторый год после весеннего равноденствия, а в следующий за ним — до этой даты, в такой системе отсчета времени совершали ее дважды в течение одного года. Хотя подобное построение может показаться искусственным, тем не менее христианской реакцией на такую ситуацию стало создание собственных пасхальных таблиц, в которых Пасха всегда праздновалась после равноденствия. В трудах Иосифа Флавия и Филона Александрийского находится упоминание о том, что иудейская пасха совершается в зависимости от даты весеннего равноденствия, [8] и многие христианские писатели свидетельствуют о том, что иудеи изменили свою календарную систему, что вызвало противоречие с данным древним правилом. В их числе можно назвать Анатолия Лаодикийского, [9] св. Итак, непринятие во внимание весеннего равноденствия — даты, которая не встречается в Св. Писании, стало тем толчком, в результате которого возникла христианская пасхалия. Возникновение христианских пасхальных таблиц Создание независимой христианской пасхалии означало принципиальный отказ от того, чтобы принимать во внимание дату иудейского 14 нисана, которая, согласно христианским пасхалистам, была вычислена неправильно. Две основные христианские кафедры — Рим и Александрия начали независимо друг от друга составлять собственные пасхальные таблицы. В их основу были положены астрономические данные той эпохи.
Все сказанное о соотношении точности и простоты в отношении календаря справедливо и по отношению к пасхалии.
Дед Мороз в СССР стал светским персонажем Обязательным новогодним персонажем сегодня считается Дед Мороз, однако этот образ далеко не древний, объясняет эксперт. На публичных новогодних праздничных мероприятиях в нашей стране "живой" Дед Мороз стал присутствовать с 1910 г. Советское правительство было атеистическим, да и государственный календарь в советской стране нужно было совместить с общепринятым в мире. Поэтому в 1918 г. С тех пор юлианский календарь в нашей стране стали называть "старым стилем", а григорианский — "новым стилем". Собственно, понятие "старый Новый год" появилось начиная с 1919 г. Только в декабре 1935 г. А старый Новый год до сих пор отмечают все те, кто просто нуждается в дополнительных поводах что-либо отпраздновать.
Новая и светлая одежда: Надевание новой одежды символизирует обновление и начало нового этапа жизни. Светлая одежда ассоциируется с благополучием и позитивными событиями. Веселое празднование: Весело проведенный Старый Новый год считается залогом счастливого и радостного года. Первый гость — мужчина: Первым в дом должен войти мужчина, что считается символом благополучия и удачи для всех его обитателей. Избегание охоты и рыбалки: Эти занятия считаются нежелательными в этот день, так как могут привлечь невезение.
Второй шанс для парней: Парни, которым ранее был отказан, могут воспользоваться возможностью для повторного предложения. Брак в Старый Новый год: Пары, заключившие брак в этот день, верят в счастливую совместную жизнь и взаимную любовь.
Великий правитель и полководец Юлий Цезарь посчитал, что для такого важного бога подходящим месяцем является месяц январь, который, к слову сказать, до этого был вовсе не первым, а одиннадцатым месяцем в так называемом староримском календаре. Кстати, это мы называем Януса Янусом. На языке древних римлян то есть на латыни бога называли Януариус Ianuarius. А месяц январь, если использовать русский язык, это, по сути, Янусов месяц. С легкой, но твердой руки диктатора Цезаря год было принято начинать новый год то есть входить в новый год с 1 января. Старый римский календарь был заменен юлианским календарем, по которому римляне и начали жить в 45 году до нашей эры.
И самого Цезаря не обошли вниманием, переименовав в его честь летний месяц квинтилис в июль Iulius по латыни. Но и это еще не все! Собственно, это была традиция Империи — консулы вступали в должность именно 1 января. Таким образом, эта дата — 1 января — была выбрана Цезарем для того, чтобы с нее начинался каждый год, не случайно. Чуть позже, всего лишь каких-то полторы тысячи лет спустя в 1582 году, 4 октября , юлианский календарь был "пододвинут" теми же католиками по причине некоторого его несовершенства, не учитывавшего некоторые факторы. Был введен григорианский календарь, в котором наступление нового года все так же праздновалось и празднуется по сей день 1 января. Какие же факторы не учитывал достаточно простой в использовании юлианский календарь? В юлианском календаре каждый год длится в среднем 365 дней, присутствует раз в четыре года и високосный год.
Почему Россия перешла на новый стиль исчисления времени
Исламский новый год 2023: когда наступит 1445 год по Хиджре? По григорианскому календарю он наступает с вечера 18 июля. Исламский новый год - это наступление первого месяца по лунному календарю - Мухаррам. В исламе не принято праздновать Новый год - ни по мусульманскому календарю, ни по григорианскому.
Для мусульман смена одного года на другой не несет какого-то значимого смысла. Тем не менее, в более светских странах традиция отмечать праздник в ночь с 31 декабря на 1 января все-таки существует.
В Петровском указе писалось: "... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский не церковный характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка.
Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Новый год при советской власти. Смена календаря. После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому. Подписанный В. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть.
Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники. В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!
Во время Первой Мировой войны появились запреты на «праздник елки», но после революции Ленин их отменил. Несмотря на голод и разруху, в крупных российских городах были организованы новогодние праздники для детей.
В 1926 году праздничные гуляния снова попали под запрет. Детские елки вернулись в 1936 году после статьи партийного деятеля Павла Постышева в газете «Правда», о том, что нельзя лишать детей этого развлечения. Позже традиция детских елок получила развитие и сохранилась до сих пор. В качестве подарков детишки получали от Деда Мороза жестяные сундучки со сладостями. Кстати, в Петербурге лучшая детская елка проводится именно в Аничковом дворце. Откуда взялись Дед Мороз, Мандарины и салат Оливье? Дед Мороз или просто «Мороз» был еще у древних восточных славян. Его образ попал в современность через народные сказки.
В 19 веке образ Мороза Ивановича объединился с религиозным образом святого Николая. Таким образом в России появился свой самобытный Санта как, в общем во всех странах. К примеру, в Финляндии это Йоулупукки. Но канонически образ Деда Мороза был сформирован уже в советской России, когда старые буржуазные атрибуты рождества потерпели секуляризацию. Они были в дефиците в обычное время, а под Новый год появлялись на прилавках.
Его смещение по фазам Луны составляет около 1,53 суток за восемь лет, что довольно ощутимо. Он является более точным, особенно в форме улучшений Калиппа и Иппарха, преобразовавших его в 76-летний и 304-летний периоды соответственно. Интересно, что и Рим, и Александрия начали с использования более простого 8-летнего цикла. В Александрии на нем основал свою пасхалию св. Дионисий Александрийский 247—264. Ипполит Римский эта 112-летняя таблица — наиболее ранняя из дошедших до нас , и создатели 84-летней римской пасхалии, бывшей в употреблении несколько столетий. Александрийцы вскоре поняли большую неточность, которую нес в себе 8-летний цикл, и перешли к использованию 19-летнего, римляне же продолжали придерживаться своей практики. Изначально александрийская пасхалия представляла собой период в 95 лет, т. Виктор отлучил малоазийцев. Но в изменившихся условиях, когда в остальной Церкви уже были собственные пасхальные таблицы, независимые от иудейской даты, антиохийцы иногда совершали свой праздник до весеннего равноденствия, причем разница в праздновании Пасхи с остальным христианским мiром могла достигать 5 недель. Ввиду такой слишком ранней даты они получили в науке название "протопасхиты". Именно против такого следования иудейской традиции и была направлена деятельность I Вселенского Собора. Отцы Собора не оставили никакого канона относительно пасхалии, однако, как следует из послания имп. Константина к епископам, не присутствовавшим на Соборе, было решено всем христианам праздновать Пасху в один день, а антиохийцы отказались от своей зависимости от иудейского 14 нисана. Именно в этом смысле следует понимать 7 апостольское правило, запрещающее совершать Пасху "прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями", а также 1 прав. Антиохийского Собора. Они направлены именно против зависимости христиан от даты иудейской пасхи, а не против совершения ими праздника в один день с иудеями, как ныне это часто неверно толкуется. IV вв. В случае, если бы распространенное ныне толкование было бы верно, под прещение указанных канонических правил должны были бы попасть свв. Однако во главу угла как александрийской, так и римской пасхалии была положена ее независимость от иудейского 14 нисана, поэтому составители намеренно не обращали внимания на случаи возможного совпадения. Из всего многообразия дошедших до нас пасхальных таблиц у нас нет ни одной, где в случае совпадения с иудейским праздником христиане переносили бы свою Пасху на неделю вперед, они просто не обращали внимание на такие совпадения, рассматривая иудейские даты как принципиально "неверные". О таком понимании ясно свидетельствует св. Епифаний Кипрский: "Пасха не может совершаться, если не прошло равноденствие, что иудеями не соблюдается. Мы совершаем Пасху после равноденствия, хотя бы и они совершали, так как и они вместе с нами часто совершают ее! А когда они совершают пасху прежде наступления равноденствия, то совершают одни. Отцы Никейского Собора не могут рассматриваться как "составители" 19-летнего цикла хотя бы потому, что он использовался Церковью на Востоке и до 325 г. Деятельность Собора была направлена против антиохийской пасхалической практики, поэтому Рим и Александрия на время забыли о разнице в своих таблицах. Хотя обе пасхалии были основаны на принципе, согласно которому Пасха должна совершаться в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием, разница заключалась в дате весеннего равноденствия 18 и 21 марта в Риме и Александрии соответственно , цикле, который лежал в основании пасхалии 8- и 19-летний цикл и пасхальных границах, т. Поэтому она могла совершалась на Западе в промежуток времени с 20 марта по 21 апреля, а на Востоке — в течение 35 дней с 22 марта по 25 апреля. На первый взгляд эти расхождения являются несущественными, однако на практике они были очень ощутимыми. Так, уже через год после I Вселенского Собора Александрия и Рим совершали Пасху в разные дни, а именно 3 и 10 апреля соответственно. Никто не хотел отказываться от своих таблиц, поэтому единство пытались достигнуть путем взаимных уступок. Огромную роль сыграл здесь св. Афанасий Александрийский. На Сердикском Соборе в 342 г. Церковное единство т. Пасхалия рассматривалась не только римским, но и александрийским предстоятелем не как догматическая данность, а как техническое средство для определения даты праздника, которому при церковной необходимости можно было и не следовать. Обе кафедры не были связаны никакими непреложными каноническими нормами относительно пасхальных таблиц своей Церкви и жертвовали датой ради более высоких церковных целей. Целью и Востока и Запада в то время были не какие-то личные амбиции, не желание выяснить, чей цикл "лучше" или "правильнее", а братское христианское стремление к тому, чтобы в различных частях империи христианская Церковь, "единым сердцем и едиными усты" совершая свой основной праздник, ясно и видимо демонстрировала, что она действительно является единой и кафолической Церковью, проникнутой духом взаимной любви и доверия. В течение этих 50 лет Рим и Александрия должны были праздновать Пасху в разный день целых 12 раз, однако в результате компромисса для всех этих случаев были найдены общие даты. Интересно, что Александрия принимала римскую дату, отказавшись от своей пасхалии, в 346 и 349 гг. Однако после окончания действия сердикской пасхалии александрийцы перестали обращать внимание на то, в какой день совершалась Пасха на Западе и просто следовали своим таблицам. Это привело к тому, что Рим постепенно стал все чаще и чаще принимать "восточные" даты, и это неуклонно разрушало 84-летний цикл. Было очевидно, что Восток и Запад могут продолжать праздновать Пасху по-разному еще бесконечно долго, если одна из сторон просто не примет практику другой. Римский аббат Дионисий Малый сыграл здесь решающую роль, предложив александрийскую пасхалию на Западе таким образом, что она была там принята, в результате чего, наконец, было осуществлено единое празднование Пасхи в Риме и Александрии. Однако римский 84-летний цикл продолжал существовать в различных частях империи еще и во время правления Карла Великого 742—814. Параллельное сосуществование двух пасхалий в течение почти 500 лет! Замечательно, что сами александрийцы во время всех споров с римлянами никогда не утверждали истинность своих таблиц, основываясь на авторитете Собора. Параллельное сосуществование в течение десятилетий и даже столетий двух циклов напрямую бы противоречило постановлению Никеи, если бы оно существовало. То, что римская практика в конце концов была вытеснена александрийской, объясняется не решением I Вселенского Собора, а неточностью римской пасхалии. После Собора прошло несколько веков, прежде чем александрийцы многочисленными увещеваниями, доказательствами своей правоты и церковно-политическими мерами смогли убедить Запад в необходимости принять их пасхалическую систему. Итак, процесс отделения христианства от иудейства в праздновании Пасхи протекал постепенно, в несколько этапов. Четыренадесятническая Пасха, Пасха "с иудеями", самостоятельная христианская пасхалия являются тремя основными моментами этого процесса. Ни одна из предыдущих практик не уступала место последующей "мирно", процесс перехода на новую ступень пасхалического развития сопровождался трениями, спорами и даже расколами. В данном процессе особенно интересным является тот факт, что критерий древности ни разу не являлся определяющим — более древняя практика часто клеймилась как раскольническая и еретическая, уступая место новой. Характерно также, что аргументы во время этих споров были не столько богословскими, сколько экклезиологическими: побеждала та традиция, которая была принята большинством, в основном ввиду того, что она возникала в крупных литургических центрах как Рим и Александрия. Григорианская реформа пасхалии Единство празднования Пасхи, явившееся результатом рассмотренного долгого развития, было нарушено в 1582 г. Говоря о ней, необходимо помнить, что она была прежде всего реформой пасхалии, изменение же календаря — лишь следствие, хотя именно оно наиболее ощутимо в нашей повседневной жизни. Папская комиссия решила восстановить те астрономические реалии, которые лежали в основе александрийской пасхалии — 21 марта в качестве даты весеннего равноденствия и пасхальные границы 22 марта — 25 апреля. Однако для этого были предприняты изменения, разрушившие структуру 532-летней александрийской пасхалии: введение дополнительной системы эпакт, увеличение календарного цикла до 400 лет и т. Все это привело к тому, что период западной пасхалии в настоящее время настолько велик ок. Это изменение еще раз иллюстрирует положение о том, что точность достигается в результате потери простоты.