Среди крупных форм рельефа Германии можно выделить несколько: Северо-Германская низменность; Среднегерманские невысокие горы и возвышенности (Рейнские Сланцевые горы, Тюрингский Лес, в центре страны – массив Гарц, на востоке. Спрашивает Степанов Артём. Назовите крупные формы рельефа Германии. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: назовите крупные формв рельефа германии?
Назовите крупные формв рельефа германии?
Разнообразие рельефа отражает сложность геологического строения, во многом определяет различия в почвенном покрове, климате, формировании речной сети. Территория страны повышается с севера на юг и делится на 5 ландшафтных зон: Северо-Германская низменность с ярко выраженными формами ледникового рельефа; Среднегерманские средневысотные горы и возвышенности Рейнские Сланцевые горы высотой до 880 м, Везерские горы, Тюрингский Лес, в центре страны — массив Гарц, на востоке — Рудные горы на границе с Чехией и Баварский Леc ; Юго-западное Германское среднегорье массивы Шварцвальд, Оденвальд, Шпессарт и др. В пределы Германии входят северные хребты Альп. На западе преобладают низкие хребты, сложенные песчаниками, но в Баварии, к югу от Мюнхена, представлены также Северные Известняковые Альпы.
В ведении федеральных земель находятся вопросы политики в области культуры и народного образования, охраны правопорядка и окружающей среды. Федеральное законодательство применяется в землях с учетом их широкой автономии. При этом распределение федеральной помощи между регионами страны согласовывается с руководством Европейского союза ЕС в Брюсселе. В качестве основной территориальной единицы местного самоуправления выступают административные округа.
В пределах нескольких сотен округов действуют городские, коммунальные и сельские органы местного самоуправления, избираемые населением на основе пропорционального представительства. Налоги на недвижимость и производство, равно как и подоходные налоги, идут на различные операции местных властей, но большинство общин и муниципалитетов получают дополнительные субсидии от федерального правительства. Политические партии. В ФРГ до объединения страны существовали три крупнейшие политические партии, и они же сохранились в объединенной Германии.
В 1980-е годы на политическую сцену вышла четвертая значительная партия — «Зеленые». В ГДР Социалистическая единая партия Германии СЕПГ и контролировавшиеся ею четыре мелкие партии полностью определяли социальную, экономическую и политическую жизнь страны. Крушение власти СЕПГ в конце 1989 стимулировало создание различных некоммунистических групп, включая движение реформаторов «Новый форум». К моменту проведения первых общегерманских выборов в декабре 1990 ни одна из значительных новых партий не выжила, а члены СЕПГ, сохранившие верность партии, отреклись от коммунистического прошлого и переименовали свое объединение в Партию демократического социализма ПДС.
Партии бывшей ФРГ распространили свою деятельность, организационную структуру и финансы на восточные земли. Социал-демократическая партия Германии. Основанная в 1875 в результате слияния движений сторонников Карла Маркса и Фердинанда Лассаля, СДПГ превратилась в крупнейшую партию Германии в период Веймарской республики и затем была разгромлена нацистами. В 1959 партия приняла в качестве своей идеологической платформы т.
Бад-Годесбергскую программу — концепцию смешанной капиталистической в широком смысле слова экономики; вместе с тем она по-прежнему выступала за перераспределение доходов в пользу более бедных слоев населения и активную политику государственной поддержки социальной сферы. После присоединения Западной Германии к НАТО СДПГ выступала за укрепление ее роли в альянсе, одновременно призывая к действенному контролю над вооружениями; многие активисты партии находятся в передних рядах движения за разоружение. Главными оплотами СДПГ являются промышленные города и северные порты страны и новые земли. В 1980-е годы влияние партии существенно ослабло, как вследствие сдвигов в экономике, в структуре которой уменьшается роль обрабатывающей промышленности, так и вследствие коллапса т.
На выборы 1990 партия вышла с лозунгами, предупреждающими об издержках и лишениях, связанных с чрезмерно поспешным воссоединением двух германских государств. Ее лидеры даже выступили против Договора об экономическом и социальном союзе. Тем не менее в 1990 партия смогла завоевать большинство мест в некоторых ландтагах «старых» земель, так как подтвердились многие ее прогнозы — христианские демократы повысили налоги, упал курс немецкой марки и др. Разочаровавшись в программе переустройства страны, предложенной ХДС, многие восточногерманские избиратели отдали предпочтение СДПГ и помогли ей стать правящей партией в коалиции с «Зелеными» во главе с канцлером Герхардом Шрёдером.
На выборах 1998 СДПГ получила 298 из 669 мест в бундестаге. Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы созданы после Второй мировой войны. ХДС не выдвигает кандидатов в органы власти в Баварии, где функционирует ХСС, его союзник по парламентскому блоку в национальном масштабе. Обе партии выражают прежде всего интересы представителей бизнеса, аграрного сектора и «белых воротничков» управленцев, технических работников и других категорий служащих, в основном «верхнего» и «среднего» звена и пользуются особенно большой поддержкой в южных районах страны.
ХДС был правящей партией в 1949—1969, когда у руля страны стояли такие выдающиеся политические деятели, как Конрад Аденауэр и Людвиг Эрхард, и вернулся к власти в 1982 под руководством Гельмута Коля в коалиции со СвДП. Канцлер Коль был вдохновителем плана воссоединения Западной и Восточной Германии. В 1990 он вел свою предвыборную кампанию, обещая не поднимать налоги для покрытия расходов в связи с вступлением в ФРГ новых земель. Неверие части электората в подобного рода обещания вскоре же им нарушенные стоило его партии многих голосов в западных районах ФРГ, но на востоке ХДС одержал победу во всех землях.
В 1998 избиратели предпочли проголосовать на выборах за Шрёдера. Свободная демократическая партия СвДП. Основанная в 1948 СвДП объединила различные группы социал-либерального толка, в том числе сохранившиеся еще с довоенных времен. Долгое время она была третьей по значению партией в ФРГ.
В ее программе делается упор на необходимости соблюдения индивидуальных прав и свобод; партия находит поддержку в среднем классе, в частности, у представителей мелкого бизнеса. Среди западногерманских партий именно СвДП наиболее активно выступала за проведение реформы системы образования. Лидером СвДП долгое время был Ханс Дитрих Геншер, активный сторонник европейской интеграции и объединения Германии, обеспечивший свободным демократам значительную поддержку в восточных землях в 1990. После его отставки партию возглавил Вольфганг Герхардт.
В нынешнем составе бундестага партия имеет 44 места. Лидеры ПДС заявили о полном разрыве со сталинизмом. Благодаря поправке в положении о выборах, касающейся правила 5-процентного барьера для выборов 1990 установленного раздельно по территориям бывших ГДР и ФРГ , ПДС получила места в бундестаге. Получив большинство голосов в четырех избирательных округах в 1994 и преодолев в 1998 5-процентный барьер, ПДС вновь завоевала места в бундестаге 35.
Партия «Зеленых» возникла на федеральном уровне в 1979 из объединения нескольких региональных группировок экологистов. Но затем, в связи с внутренним расколом на группы сторонников «реальной политики» прагматиков и «фундаментальной оппозиции» бескомпромиссных и по мере того, как крупные партии стали включать экологические требования в свои программы, поддержка «зеленых» со стороны избирателей стала ослабевать. Им удалось сохранить представительство в бундестаге только за счет успеха в новых землях благодаря временной отмене правила о 5-процентном барьере. В 1998 «Зеленые» согласовали с СДПГ правительственную программу и получили три министерских портфеля в кабинете Шрёдера.
Йошка Фишер, бывший лидер парламентской фракции партии, стал министром иностранных дел ФРГ. Другие партии. Республиканцы и Национал-демократическая партия — ультраправые группировки. Поддержка ультраправых выросла в 1980-е годы, особенно сильно — в пораженных экономическим спадом городах Восточной Германии уже после объединения страны.
Среди прочих политических партий и движений — различные женские, экологические организации, объединения пенсионеров и мелкие ультралевые партии. В бундестаге они не представлены. Судебно-правовая система. Высшей судебной инстанцией в ФРГ является Федеральный конституционный суд.
Половина его членов избирается бундестагом, другая половина — бундесратом по 8 судей. Срок полномочий членов Федерального конституционного суда — 12 лет. Суд дает толкование Основного закона ФРГ и осуществляет проверку федеральных и земельных законов на предмет их соответствия конституции. Конституционный суд также выносит частные решения в случае споров между землями или разногласий между земельными и федеральным правительствами, а также принимает постановления, на основании которых та или иная политическая партия может быть распущена, если судом установлено, что она преследует в своей деятельности антидемократические цели.
В судах более низкого ранга судопроизводство ведется независимыми судьями, которые, после назначения на должность, не могут быть отозваны из суда без их согласия. Правосудие в Германии отправляется пятью ветвями судебной власти: наряду с обычными судами ведущими гражданские и уголовные дела существуют также суды по рассмотрению трудовых споров, административные, по социальным вопросам и финансовые. Процессы по уголовным делам проводятся судьями, а не присяжными. За исключением судебного разбирательства по ряду конституционных вопросов, суды более низкого ранга не связаны в принятии решений постановлениями высших судебных инстанций хотя на практике подобные прецеденты случаются часто.
К моменту основания ФРГ 1949 многие государственные служащие и чиновники, занимавшие официальные посты в нацистской Германии, были уволены, однако персонал судебно-правовых органов остался практически неизменным со времен Третьего рейха кроме членов т. И наоборот, распространение конституции и законодательства ФРГ на восточные земли привело к увольнению после 1990 большинства судей бывшей ГДР. Вооруженные силы. В Восточной Германии Национальная народная армия была создана в 1956.
В 1989 численность сухопутных войск составляла 130 тыс. Национальная народная армия была распущена в день объединения Германии. Оккупационные державы позволили Западной Германии воссоздать вооруженные силы и начать их оснащение — исключительно обычным оружием — в 1955, когда страна восстановила свой суверенитет. В следующем году была введена воинская повинность.
Срок воинской службы для молодых мужчин определен в 10 месяцев, но по религиозным и этическим мотивам можно выбрать т. В 1998 170 тыс. В 1997 армия ФРГ бундесвер насчитывала 240 тыс. Число резервистов составляло 750 тыс.
Бундесвер располагал 5 тыс. Основной закон запрещает размещать вооруженные силы ФРГ за пределами страны исключение делается в случаях участия в миротворческих операциях. Внешеняя политика. Германская Демократическая Республика была создана как государство просоветской ориентации.
Она стала одним из учредителей Совета экономической взаимопомощи СЭВ в 1949 и Организации Варшавского договора в 1955. К тому времени ФРГ уже была признана большинством некоммунистических государств, а ГДР — только коммунистическими странами. Антагонизм между двумя германскими государствами усилился в 1961, когда по инициативе Восточной Германии была сооружена Берлинская стена. Взаимоотношения между ними улучшились только в 1969, с приходом на пост канцлера в Бонне лидера СДПГ Вилли Брандта, ставшего проводить новую «восточную политику» — политику нормализации отношений со странами советского блока.
Договор был подписан в Москве 12 сентября 1990 министрами иностранных дел шести стран и ратифицирован в марте 1991 законодательными органами четырех негерманских государств. Согласно договору, Германия подтвердила нерушимость своей границы 1945 с Польшей. Одновременно был подписан Советско-германский договор о сотрудничестве сроком на 20 лет. Огромное влияние Германии в международной политике обусловлено прежде всего ее экономической мощью, в частности, ее ролью крупнейшего финансового донора ЕС.
С начала 1970-х годов ФРГ входит в число мировых лидеров по объемам финансовой и технической помощи, предоставляемой другим странам. Особенно большая доля помощи направляется в государства бывшего советского блока. ЭКОНОМИКА Вслед за полным экономическим коллапсом в конце Второй мировой войны наступила эпоха раскола страны 1949—1990 на два германских государства с принципиально различными экономическими условиями. Чрезвычайно быстрое восстановление и развитие хозяйства ФРГ в послевоенный период — т.
ГДР отличалась от других стран советского блока своей высокоразвитой экономикой, до 1945 являвшейся частью единого хозяйственного комплекса Германии. Несмотря на огромные разрушения военного времени и послевоенный демонтаж промышленности и инфраструктуры например, поставки подвижного состава железных дорог в Советский Союз в счет репараций , Восточная Германия все же унаследовала важные отрасли промышленности, отвечающую потребностям страны транспортную сеть и хорошо развитую систему образования и подготовки кадров. Экономическая история. Существование в посленаполеоновской Германии 39 отдельных государств было не только барьером на пути развития общегерманской торговли, но и способствовало сохранению негибкой, предельно закостенелой социально-классовой структуры, подавлявшей коммерческую инициативу.
Первую фазу экономической модернизации страны обычно связывают с созданием в 1834 германского Таможенного союза, объединившего Пруссию и ряд других германских государств. Но еще большее значение имело начало строительства железных дорог с 1835. Первый крупный подъем в развитии современной германской промышленности, финансовой базой которого стала гигантская контрибуция, полученная от Франции после ее поражения во франко-прусской войне, начался в 1871. Его отличительными особенностями стали «бум» в железнодорожном строительстве, развитие машиностроения, расширение горнодобывающей промышленности в Руре и рост металлургической, в частности сталеплавильной, индустрии.
С 1895 германская промышленность вышла на первое место в Европе, опередив Великобританию. Наиболее явно лидерство Германии было выражено в наукоемких отраслях, таких, как производство машин и оборудования, химическая промышленность, точная механика и оптика, электротехника. К концу 19 в. Формирование новой экономической структуры с преобладанием тяжелой промышленности и финансового капитала способствовало втягиванию имперской Германии в конфликты с наиболее могущественными европейскими государствами — Великобританией, Францией и Россией.
Агрессивная политика Германии при кайзере Вильгельме II имела целью создание колониальной империи в Африке, установление экономической гегемонии над своим «задним двором» в Восточной Европе и на Балканах в пределах империи Габсбургов — Австро-Венгрии и, в первую очередь, завоевание доминирующего положения на территории распадавшейся Османской империи, а соответственно, и во всей Западной Азии. Жестокое соперничество между Германией и другими державами, объединенными в союз Антанту , вызвало Первую мировую войну. После поражения Германии в Первой мировой войне Веймарская Республика в основном сохранившая свою довоенную политическую элиту фактически отказалась от выплаты своего внутреннего долга населению. При этом она использовала галопирующую инфляцию, приведшую к обесцениванию денег и резкому сокращению платежеспособного спроса к 1923 стоимость самой дешевой почтовой марки составляла уже миллионы рейхсмарок.
Это привело к обнищанию пенсионеров и городского среднего класса, реальные доходы которых упали ниже уровня прожиточного минимума. В то же время продолжалась концентрация национального богатства в руках банков и трестов, чьи земельные и промышленные капитальные активы резко выросли в цене. Гиперинфляция в Германии вынудила победителей — Францию, Великобританию и США — оставить иллюзии, касающиеся возможности выплаты ею в полном объеме репараций, предусмотренных Версальским договором. Напротив, в качестве своеобразной платы за экономическую и политическую стабильность в Европе они предоставили, в рамках плана Дауэса, своему бывшему противнику крупные займы.
Германское экономическое процветание второй половины 1920-х годов, бывшее в значительной мере результатом положительного сальдо внешнеторгового баланса, за счет которого покрывался государственный долг, завершилось, когда в 1929—1930 грянул мировой экономический кризис. К 1933 в стране было около 6 млн. Углубляющийся социальный кризис, свидетельством которого стал, в частности, очень быстрый рост числа членов и избирателей Коммунистической партии, был чреват новыми попытками совершить социалистическую революцию, подавленными в период 1919—1923. Чтобы справиться с кризисом, лидеры германского финансового и промышленного капитала среди которых ключевую роль играли банкир Яльмар Шахт и Фриц Тиссен, глава действовавшего в угольно-металлургической промышленности «Стального треста» сделали ставку на крайне правых — Национал-социалистическую рабочую партию Германии во главе с Адольфом Гитлером, который был назначен канцлером 30 января 1933.
Оказавшись у власти, нацисты покончили с угрозой социалистической революции, развернув жестокие репрессии против Коммунистической и Социал-демократической партий. Заменив профсоюзы нацистским «Германским трудовым фронтом», они передали контроль над заработной платой в руки предпринимателей. Нацистское правительство быстро восстановило эффективный платежеспособный спрос на продукты индустрии, начав дефицитное финансирование при котором затраты превосходят доходы грандиозных и капиталоемких проектов по перевооружению Германии и мобилизуя широкие массы населения на общественные работы, а также введя строгие ограничения на импорт потребительских товаров. Тем не менее проводимая нацистами политика автаркии, «опоры на собственные силы», не могла уменьшить зависимость германской экономики от импорта сырья, особенно нефти, а соответственно и потребность в иностранной валюте.
Нацистские идеологи сформулировали суть этой зависимости в лаконичной фразе: «экспорт или смерть». Возобновив имперский «натиск на Восток» «Дранг нах Остен» , вожди Третьего рейха подтвердили свою приверженность традиционным целям кайзеровской политики гегемонии в Центральной и Восточной Европе и экспансии на Ближнем и Среднем Востоке. Неизбежным следствием этой политики стала Вторая мировая война. Поражение Германии во Второй мировой войне, приведшее к территориальным потерям на Востоке и разделу оставшейся части страны на четыре оккупационные зоны, означало в том числе и разрыв того экономического единства, которое сформировалось в 19 в.
К концу войны многочисленные промышленные предприятия, равно как и многие города, в которых была сконцентрирована значительная часть занятой в индустрии рабочей силы, лежали в руинах. Однако, в отличие от ситуации, сложившейся после Первой мировой войны, западные державы-победительницы не требовали репарационных платежей с текущего производства. Западные оккупационные зоны Германии были включены в сферу действия субсидируемой Соединенными Штатами Америки «Европейской программы восстановления», или т. Средства направлялись главным образом на восстановление промышленности и жилищное строительство.
После денежной реформы 1948 магазины быстро наполнились товарами. Введение «немецкой марки» в качестве единой валюты только для трех западных оккупационных зон и Западного Берлина, в которых начался быстрый экономический подъем, означало неизбежность раскола Германии на два суверенных государства. Управление экономикой. В течение всего послевоенного периода в ФРГ не считались приемлемыми ни централизованое экономическое планирование, ни неограниченное свободное предпринимательство.
В системе социального рыночного хозяйства рабочий рассматривался не как простой придаток машины, но как участник процесса управления промышленным предприятием, имел право на «участие» в делах фирмы. В обязанности федерального правительства входил надзор за снабжением предприятий базовыми продуктами промышленного производства, такими, как уголь, сталь и электроэнергия, а также стимулирование экономического роста, поддержание стабильного уровня цен и обеспечение благоприятного платежного баланса. Правительство должно было также регулировать экономическое развитие с целью уменьшения неравенства в распределении доходов и социальных благ, предотвращать возникновение экономически неблагополучных регионов и, в частности, способствовать структурной перестройке в депрессивных районах, где отмечался быстрый упадок традиционных отраслей. Возможности федерального правительства осуществлять эффективное управление экономикой сильно ограничены в связи с тем, что власть в Германии децентрализована.
Федеральные земли получают существенные налоговые поступления, которые они могут использовать самостоятельно, без разрешения федерального правительства. Центральный банк — Бундесбанк — является независимым и не подлежит контролю со стороны правительства. С другой стороны, в стране издавна укоренилась традиция сотрудничества. К 1960 на 100 крупнейших промышленных фирм ФРГ приходилось около двух третей объема ее промышленного производства.
Поскольку промышленность страны в значительной степени опирается на банковский капитал, последний обладает большим влиянием и играет значительную роль в экономике. В 1989, накануне объединения страны, западногерманская экономика была на подъеме. Управление экономикой в ГДР. Производительность труда составляла треть от западногерманской, таким же был разрыв в средней заработной плате на одного работника, а средний фактический доход после уплаты налогов и пр.
ГДР имела «социалистическую» экономику советского типа, в которой все средства производства и обмена являлись государственной собственностью. Важнейшие решения в хозяйственной области принимались небольшой группой партийных лидеров правящей СЕПГ. Реализация плановых решений находилась в руках группы отраслевых министерств. Хотя принимавшиеся центральными органами директивные решения исполнялись в соответствии с годовыми планами, система в целом была чрезвычайно негибкой и не способной к изменениям.
Контроль со стороны центра усилился после того, как Эрих Хонеккер стал первым секретарем центрального комитета СЕПГ в 1971. Курс на подъем производительности труда, предусматривавший инвестиции в отрасли «высоких технологий» и компьютеризацию экономики, в значительной степени сводился на нет отказом от реалистической политики ценообразования. Кроме того, бюрократическая система не создавала стимулов для интенсификации труда и повышения квалификации работников, служила тормозом для инноваций. В ходе проводившейся в 1950-е годы национализации восточногерманские фирмы были в правовом отношении преобразованы в т.
Впоследствии эти предприятия были в 1979—1980-е годы сгруппированы в т. Сельскохозяйственные предприятия вошли в состав крупных госхозов и кооперативов. Розничная торговля была почти полностью охвачено государственной либо кооперативной торговой сетью, с практически однотипными универмагами. Аналогичное положение сложилось и в сети ресторанов.
Продовольствие и товары широкого потребления производились в ограниченном, по сравнению с западными странами, ассортименте, но за счет значительных дотаций были доступны по цене; периодически возникали дефициты. Предметы роскоши были дорогостоящими и, за исключением бытовой техники, труднодоступными для населения. Цены на жилье, практически неизменные с 1949, а также на транспорт благодаря дотациям поддерживались на низком уровне. Предоставление услуг через сеть национализированных предприятий и местную администрацию оказалось крайне неэффективным.
Cоциально-экономические проблемы объединения Германии. Неожиданное открытие границы вызвало массовый отток населения, имевший для Восточной Германии крайне негативные последствия и продолжавшийся даже после номинального объединения экономик двух германских государств 1 июля 1990. Уезжали в основном более молодые и активные люди. Выезд ведущих ученых и инженерно-технических работников, а также лиц, занятых в социальной сфере, таких как врачи, санитары и т.
Объединение Германии не означало конвергенции экономик двух стран иными словами, их сближения на основе взаимоприспособления и сочетания типичных для каждого из двух государств особенностей. По мнению директората Бундесбанка ФРГ, процесс объединения был излишне поспешным, в частности, решение конвертировать фонды заработной платы по курсу 1:1 к западногерманской марке лишило Восточную Германию едва ли не единственного ее экономического преимущества — низких ставок заработной платы. После объединения страны быстро выявилась неконкурентоспособность восточногерманской промышленности. Первыми в списке закрытых предприятий оказались буроугольные и лигнитные карьеры и шахты примерно треть из них, в наибольшей степени загрязнявших окружающую среду, была ликвидирована , а также фабрики по брикетированию бурого угля, атомные электростанции, металлургические и автомобильные заводы, химические предприятия по переработке бурого угля, судостроительные верфи, предприятия медеплавильной, калийной, пищевкусовой в том числе по производству напитков и табачных изделий , текстильной, швейной и обувной промышленности.
Лишь очень немногие отрасли, такие как полиграфическое машиностроение, отчасти сумели сохранить прежние позиции. Даже флагман восточногерманской экономики, патронируемая и стимулируемая прежним режимом электронная промышленность, оказалась неспособной успешно конкурировать на западных рынках. Безработица в Восточной Германии после объединения страны приобрела катастрофические размеры. Безработица больно ударила далеко не только по промышленным рабочим: жертвами «чисток» в Восточной Германии оказалось большое число «политически неблагонадежных» должностных лиц — от преподавателей в университетах до воспитательниц в детских садах.
После 1 июля 1990 был учрежден специальный Попечительский совет Treuhandanstalt , взявший на себя решение задач по приватизации примерно 14 тыс. В процессе приватизации практически каждое предприятие столкнулось с реальными трудностями. Фирмы даже не могли быть уверены, что они являются собственниками того, что покупают: согласно Основному закону ФРГ, государство гарантировало права прежних собственников. На экспроприированные в бывшей ГДР предприятия, земли, здания зачастую могли быть предъявлены права со стороны сразу многих бывших владельцев или их наследников.
Соответственно, каждый новый владелец, приобретая собственность, сталкивался не только с необходимостью доказывать на нее свои права, но и с требованием увеличить выходное пособие увольняемым работникам. Кроме того, восточногерманские фирмы задолжали крупные суммы денег. Правительство бывшей ГДР широко практиковало предоставление займов фирмам, одновременно присваивая значительную часть их доходов. Чрезвычайно остро проблемы собственности стояли и в жилищном секторе.
Квартиросъемщики, платившие в течение 40 лет фиксированную плату муниципальным властям за проживание, теперь столкнулись с новыми претендентами на их жилье из западных земель. Нечто подобное происходило и в сельском хозяйстве. Крупные коллективные хозяйства в бывшей ГДР поглотили множество частных владений, в каждом из которых нашелся теперь хотя бы один претендент, заявлявший о своих правах на собственность. Обилие исков необходимо было каким-то образом упорядочить, и в середине 1991 правительство в Бонне решило, что их податели не обязательно должны вступить обратно во владение прежней собственностью, но могут получить компенсацию.
Внешняя торговля. Стоимость товарного импорта ФРГ составила в 1997 756 млрд. Западная Германия — вторая после США держава по объему импорта и экспорта. Торговый баланс страны с 1952 остается положительным, причем по объему экспорта товаров ФРГ в 1986 удалось опередить США в 1989 — Японию.
Более половины внешней торговли ФРГ приходилось на страны Европейского союза ЕС , в первую очередь на Францию, Великобританию и Италию в качестве главных торговых партнеров. Среди других европейских стран главными партнерами выступали Нидерланды, за ними шли Бельгия и Австрия. В 1997 у Германии был активный внешнеторговый баланс со всеми основными торговыми партнерами, за исключением Японии дефицит 16 млрд.
На юге и западе Саксонии находятся месторождения силиката и калийных солей. Германия, природные ископаемые которой крайне разрознены и истощены, по этому показателю, наоборот, является лидером Европы и третьей страной в мире. Медные руды находятся в Саарском районе и Вестфалии, где месторождения разрабатываются уже много десятилетий. В предгорьях Гарца этот металл распространен благодаря сланцам и медистым песчаникам, которыми богата Германия. Полезные ископаемые в этом регионе отличаются высоким качеством. Флюорит Гарц, Тюрингенский лес и Фогтланд также богаты баритом и флюоритом. Их используют в металлургии в качестве флюса, чтобы создавать легкоплавкий шлак.
Кроме того, из флюорита в химическом производстве делают высококачественный фтор и алюминий. Это также важный элемент для производства керамики, так как он требуется для изготовления глазурей и эмалей. Без флюорита не может обойтись оптика, где он необходим для производства линз. Из более неординарных природных богатств стоит отметить уран. Он появился здесь благодаря месторождениям, которые сложились в докембрийскую и меловую эпоху. Им богата Германия, полезные ископаемые которой находятся в Баварии и Шварцвальде. Уголь Уголь и горючие сланцы на протяжении уже многих веков активно используются местным населением для хозяйственных нужд. С этим связано и то, что привычные ресурсы в последние годы начинают истощаться, а оставшиеся находятся на большей глубине. Тем не менее, в Германии по-прежнему активно эксплуатируются несколько традиционных регионов по добыче угля.
Они могут содержать ошибочную информацию, заблуждения, а также ответы могут быть сгенерированы нейросетями. Будьте внимательны. Если вы уверены, что ответ неверный, нажмите кнопку "Пожаловаться" под ответом. Отвечает Константинопольская Дарья. На юге Германии простираются холмы и горы, а на севере — обширная равнина. Разнообразие рельефа отражает сложность геологического строения, во многом определяет различия в почвенном покрове, климате, формировании речной сети.
Назовите крупные формв рельефа германии?
Выберите верное утверждение: а исток Дуная находится в Германии; б Германия занимает первое место в мире по объёму промышленной продукции; в климат Германии резко континентальный; г Гамбург стоит на реке Рейн. Используя различные карты, дайте описание страны по плану см. Немецкая продукция считается одной из самых высококачественных и поставляется во многие страны мира. Назовите известные вам марки немецких товаров автомобилей, бытовой техники, продуктов питания и т.
Горные массивы имеют платообразные поверхности, поднимаясь от соседних равнин ступенями до высот порядка 1000 м. Хотя местами выделяются более высокие вершины, например гора Фельдберг в Шварцвальде высотой 1493 м.
Вершинные поверхности глубоко прорезаны залесенными долинами с крутыми склонами. Сильное впечатление производит Рейнский грабен, прорезающий Вогезы и Шварцвальд. В ущелье между Бингеном и Кобленцом отвесные уступы гор подступают к самому руслу Рейна, чередуясь с более пологими участками, где развиты террасы, занятые виноградниками. Вдоль северной периферии Среднегерманских гор выходы более устойчивых пластов известняков и песчаников предопределили образование чередующихся «гряд и долин». На западе этот ландшафт прорезан р.
В некоторых местах под влиянием альпийских горообразовательных движений формировались глубоко погруженные впадины, занятые морскими и озерными бассейнами, которые заполнялись глинами, песками и галечниками. Образовавшиеся таким путем низменности сохранились до сих пор. С тектоническими движениями вдоль разломов была связана Вулканическая деятельность в горах Средней Германии. Более древние вулканические сооружения, например массив Фогельсберг 774 м в Гессене, сильно разрушены эрозией, тогда как кратеры и пепловые конусы Айфеля выглядят так, словно они образовались совсем недавно.
Кислотные осадки выпадают в виде дождя и снега и вызывают подкисление водоемов, почвенного покрова, угнетение лесной растительности, разрушение зданий и сооружений. Шумовое загрязнение — более всего связано с атмосферой. В Германии миллионы людей живут в условиях постоянного превышения допустимых норм шума и в условиях, когда шум смолкает только лишь в ночное время. Загрязнение гидросферы под воздействием промышленной, сельскохозяйственной и коммунально-бытовой деятельности достигло крупных размеров. Это относится и к физическим, и к химическим загрязнениям среды, причем как речной, так и морской. Главной угрозой для водных ресурсов рек служат сточные воды. Как уже было отмечено, подкисление в результате выпадения кислотных осадков также отрицательно сказывается на качестве речных и озерных вод. Наиболее загрязненными являются, так называемые, международные река - Дунай, Рейн, Эльба, Одер. Для таких рек очень характерен трансграничный перенос загрязнений. Так, например, загрязнение Эльбы в верхнем течении в наибольшей мере сказывается именно в ФРГ. Рейн считался до последнего времени самой загрязненной рекой Европы. В 1986г. Затраты принесли свои плоды: очистился Рейн — в нем можно ловить рыбу, перестал нависать смог над угольно-металлургическим Руром, чище стал воздух в других городах. По некоторым важным показателям ФРГ стала лидером — так, по вторичному использованию сырья она достигла рекордных результатов. Это мне интересно 8. Немецкая продукция считается одной из самых высококачественных и поставляется во многие страны мира. Назовите известные вам марки немецких товаров автомобилей, бытовой техники, продуктов питания и т. ТОП-10 известных немецких компаний представляет разные отрасли.
Для земных глубин территории не характерно обилие минеральных ресурсов. Исключение составляет каменный и бурый уголь, а также калийные соли. Потенциал подавляющей части других найденных ископаемых невелик, что обусловливает потребность в их импорте. Германия всегда была известна своей угледобывающей промышленностью, находящейся на большей части земель страны. Залежи бурого угля оцениваются в 160 миллиардов тонн, а каменного угля - почти 35 миллиардов тонн. Ежегодная добыча угля в стране составляет примерно 350 млн тонн. При нынешнем уровне добычи, этих запасов хватит на пять - шесть веков. Ассортимент угля богат, большая его часть - высококачественный коксующийся. Однако находятся такой уголь глубоко, и добывать его в гористых территориях довольно сложно. Большая часть из восьмидесяти млрд. Германия располагает резервами нефти и природного газа, но они малы и не обеспечивают нужды страны. Запасы нефти исчисляются лишь 47 млн тонн, хотя известно 130 мест ее залегания. Общее количество природного газа равно 320 млрд кубометров. Среди полезных ископаемых Германии важную роль играют залежи железных руд: четвертая позиция в Европе около 3 млрд тонн руды. Более сорока таких месторождений располагается преимущественно в Нижней Саксонии. Редкостью являются цветные металлы; запасы меди, олова, цинка, драгоценных металлов также малы. Производится добыча урана: потенциал равен более четырех тысяч тонн. Немного истории Разработка полезных ископаемых Германии насчитывает несколько столетий. Нефть начали добывать самыми незамысловатыми методами уже в 15-м веке: баварские монахи продавали вытекающую из недр земли сырую нефть в качестве лечебного снадобья. Промышленная разработка нефтяных месторождений стала осуществляться в Германии в 19-м столетии: в 60-е годы 20 века она достигла максимума — более 50 млн баррелей в год.
Рельеф и основные геологические структуры Германии
Рельеф Германии предлагает разнообразные ландшафты, от плоской и плодородной равнины до величественных горных хребтов Альп. Некоторые крупные реки Германии от истоков до устья протекают по немецкой земле — Эмс, Везер и Шпрее. Крупные формы рельефа Германии: Северо-Германская низменность, Центральная возвышенность, горы Гарц, Южно-Германское плоскогорье, Баварские Альпы, горы Шварцвальд. Крупные формы рельефа Германии: Северо-Германская низменность, Центральная возвышенность, горы Гарц, Южно-Германское плоскогорье, Баварские Альпы, горы Шварцвальд. Большие озера Германии расположены в долинах Альп и на Верхнем Рейне.
Остались вопросы?
Среди трав преобладают злаки - ковыль, типчак, мятлик... AshotOneShot228 27 апр. В зонах, как и во всех других природно - территориальных комплексах, взаимосвязаны и взаимообусловлены биоклиматические и литогенные компоненты... Определите как простираются природные зоны в нашей стране? Григорио 27 апр. Явления и процессы, которые протекают в оболочках Земли и в ее ядре. Учитывая специфические особенности геосфер в отношении их структуры, состава, физ. Свойств и развития, в Г. Выделяют физику атмосферы, физику моря и физику.. Что изучает геофизика? КаринаКутузова 27 апр.
По-настоящему экстремальные природные явления сильные засухи , торнадо , штормы , сильный мороз или жара относительно редки. За последние несколько лет[ когда? Летом 2003 года Германия пострадала от засухи : «лето столетия», как его окрестили в СМИ , было одним из самых жарких на протяжении нескольких последних десятилетий. Последствием засухи, среди прочего, стали значительные неурожаи.
В целом область Среднегерманских гор не создавала больших трудностей ни для транспортного, ни для сельско - и лесохозяйственного освоения, а обширные в прошлом леса и значительные ресурсы рудных и нерудных полезных ископаемых способствовали их раннему заселению и хозяйственному освоению. Устойчивые породы, слагающие эти древние горные массивы, тоже подвергались разрушению. Впоследствии некоторые массивы испытали поднятия и отчетливо выделяются в рельефе, как, например, Рейнские Сланцевые горы, Шварцвальд и Гарц. На территорию Германии лишь частично заходит горный массив Чешский Лес, отличающийся сложным строением.
Поддержка ультраправых выросла в 1980-е годы, особенно сильно — в пораженных экономическим спадом городах Восточной Германии уже после объединения страны. Среди прочих политических партий и движений — различные женские, экологические организации, объединения пенсионеров и мелкие ультралевые партии. В бундестаге они не представлены. Судебно-правовая система. Высшей судебной инстанцией в ФРГ является Федеральный конституционный суд. Половина его членов избирается бундестагом, другая половина — бундесратом по 8 судей. Срок полномочий членов Федерального конституционного суда — 12 лет. Суд дает толкование Основного закона ФРГ и осуществляет проверку федеральных и земельных законов на предмет их соответствия конституции. Конституционный суд также выносит частные решения в случае споров между землями или разногласий между земельными и федеральным правительствами, а также принимает постановления, на основании которых та или иная политическая партия может быть распущена, если судом установлено, что она преследует в своей деятельности антидемократические цели.
В судах более низкого ранга судопроизводство ведется независимыми судьями, которые, после назначения на должность, не могут быть отозваны из суда без их согласия. Правосудие в Германии отправляется пятью ветвями судебной власти: наряду с обычными судами ведущими гражданские и уголовные дела существуют также суды по рассмотрению трудовых споров, административные, по социальным вопросам и финансовые. Процессы по уголовным делам проводятся судьями, а не присяжными. За исключением судебного разбирательства по ряду конституционных вопросов, суды более низкого ранга не связаны в принятии решений постановлениями высших судебных инстанций хотя на практике подобные прецеденты случаются часто. К моменту основания ФРГ 1949 многие государственные служащие и чиновники, занимавшие официальные посты в нацистской Германии, были уволены, однако персонал судебно-правовых органов остался практически неизменным со времен Третьего рейха кроме членов т. И наоборот, распространение конституции и законодательства ФРГ на восточные земли привело к увольнению после 1990 большинства судей бывшей ГДР. Вооруженные силы. В Восточной Германии Национальная народная армия была создана в 1956. В 1989 численность сухопутных войск составляла 130 тыс.
Национальная народная армия была распущена в день объединения Германии. Оккупационные державы позволили Западной Германии воссоздать вооруженные силы и начать их оснащение — исключительно обычным оружием — в 1955, когда страна восстановила свой суверенитет. В следующем году была введена воинская повинность. Срок воинской службы для молодых мужчин определен в 10 месяцев, но по религиозным и этическим мотивам можно выбрать т. В 1998 170 тыс. В 1997 армия ФРГ бундесвер насчитывала 240 тыс. Число резервистов составляло 750 тыс. Бундесвер располагал 5 тыс. Основной закон запрещает размещать вооруженные силы ФРГ за пределами страны исключение делается в случаях участия в миротворческих операциях.
Внешеняя политика. Германская Демократическая Республика была создана как государство просоветской ориентации. Она стала одним из учредителей Совета экономической взаимопомощи СЭВ в 1949 и Организации Варшавского договора в 1955. К тому времени ФРГ уже была признана большинством некоммунистических государств, а ГДР — только коммунистическими странами. Антагонизм между двумя германскими государствами усилился в 1961, когда по инициативе Восточной Германии была сооружена Берлинская стена. Взаимоотношения между ними улучшились только в 1969, с приходом на пост канцлера в Бонне лидера СДПГ Вилли Брандта, ставшего проводить новую «восточную политику» — политику нормализации отношений со странами советского блока. Договор был подписан в Москве 12 сентября 1990 министрами иностранных дел шести стран и ратифицирован в марте 1991 законодательными органами четырех негерманских государств. Согласно договору, Германия подтвердила нерушимость своей границы 1945 с Польшей. Одновременно был подписан Советско-германский договор о сотрудничестве сроком на 20 лет.
Огромное влияние Германии в международной политике обусловлено прежде всего ее экономической мощью, в частности, ее ролью крупнейшего финансового донора ЕС. С начала 1970-х годов ФРГ входит в число мировых лидеров по объемам финансовой и технической помощи, предоставляемой другим странам. Особенно большая доля помощи направляется в государства бывшего советского блока. ЭКОНОМИКА Вслед за полным экономическим коллапсом в конце Второй мировой войны наступила эпоха раскола страны 1949—1990 на два германских государства с принципиально различными экономическими условиями. Чрезвычайно быстрое восстановление и развитие хозяйства ФРГ в послевоенный период — т. ГДР отличалась от других стран советского блока своей высокоразвитой экономикой, до 1945 являвшейся частью единого хозяйственного комплекса Германии. Несмотря на огромные разрушения военного времени и послевоенный демонтаж промышленности и инфраструктуры например, поставки подвижного состава железных дорог в Советский Союз в счет репараций , Восточная Германия все же унаследовала важные отрасли промышленности, отвечающую потребностям страны транспортную сеть и хорошо развитую систему образования и подготовки кадров. Экономическая история. Существование в посленаполеоновской Германии 39 отдельных государств было не только барьером на пути развития общегерманской торговли, но и способствовало сохранению негибкой, предельно закостенелой социально-классовой структуры, подавлявшей коммерческую инициативу.
Первую фазу экономической модернизации страны обычно связывают с созданием в 1834 германского Таможенного союза, объединившего Пруссию и ряд других германских государств. Но еще большее значение имело начало строительства железных дорог с 1835. Первый крупный подъем в развитии современной германской промышленности, финансовой базой которого стала гигантская контрибуция, полученная от Франции после ее поражения во франко-прусской войне, начался в 1871. Его отличительными особенностями стали «бум» в железнодорожном строительстве, развитие машиностроения, расширение горнодобывающей промышленности в Руре и рост металлургической, в частности сталеплавильной, индустрии. С 1895 германская промышленность вышла на первое место в Европе, опередив Великобританию. Наиболее явно лидерство Германии было выражено в наукоемких отраслях, таких, как производство машин и оборудования, химическая промышленность, точная механика и оптика, электротехника. К концу 19 в. Формирование новой экономической структуры с преобладанием тяжелой промышленности и финансового капитала способствовало втягиванию имперской Германии в конфликты с наиболее могущественными европейскими государствами — Великобританией, Францией и Россией. Агрессивная политика Германии при кайзере Вильгельме II имела целью создание колониальной империи в Африке, установление экономической гегемонии над своим «задним двором» в Восточной Европе и на Балканах в пределах империи Габсбургов — Австро-Венгрии и, в первую очередь, завоевание доминирующего положения на территории распадавшейся Османской империи, а соответственно, и во всей Западной Азии.
Жестокое соперничество между Германией и другими державами, объединенными в союз Антанту , вызвало Первую мировую войну. После поражения Германии в Первой мировой войне Веймарская Республика в основном сохранившая свою довоенную политическую элиту фактически отказалась от выплаты своего внутреннего долга населению. При этом она использовала галопирующую инфляцию, приведшую к обесцениванию денег и резкому сокращению платежеспособного спроса к 1923 стоимость самой дешевой почтовой марки составляла уже миллионы рейхсмарок. Это привело к обнищанию пенсионеров и городского среднего класса, реальные доходы которых упали ниже уровня прожиточного минимума. В то же время продолжалась концентрация национального богатства в руках банков и трестов, чьи земельные и промышленные капитальные активы резко выросли в цене. Гиперинфляция в Германии вынудила победителей — Францию, Великобританию и США — оставить иллюзии, касающиеся возможности выплаты ею в полном объеме репараций, предусмотренных Версальским договором. Напротив, в качестве своеобразной платы за экономическую и политическую стабильность в Европе они предоставили, в рамках плана Дауэса, своему бывшему противнику крупные займы. Германское экономическое процветание второй половины 1920-х годов, бывшее в значительной мере результатом положительного сальдо внешнеторгового баланса, за счет которого покрывался государственный долг, завершилось, когда в 1929—1930 грянул мировой экономический кризис. К 1933 в стране было около 6 млн.
Углубляющийся социальный кризис, свидетельством которого стал, в частности, очень быстрый рост числа членов и избирателей Коммунистической партии, был чреват новыми попытками совершить социалистическую революцию, подавленными в период 1919—1923. Чтобы справиться с кризисом, лидеры германского финансового и промышленного капитала среди которых ключевую роль играли банкир Яльмар Шахт и Фриц Тиссен, глава действовавшего в угольно-металлургической промышленности «Стального треста» сделали ставку на крайне правых — Национал-социалистическую рабочую партию Германии во главе с Адольфом Гитлером, который был назначен канцлером 30 января 1933. Оказавшись у власти, нацисты покончили с угрозой социалистической революции, развернув жестокие репрессии против Коммунистической и Социал-демократической партий. Заменив профсоюзы нацистским «Германским трудовым фронтом», они передали контроль над заработной платой в руки предпринимателей. Нацистское правительство быстро восстановило эффективный платежеспособный спрос на продукты индустрии, начав дефицитное финансирование при котором затраты превосходят доходы грандиозных и капиталоемких проектов по перевооружению Германии и мобилизуя широкие массы населения на общественные работы, а также введя строгие ограничения на импорт потребительских товаров. Тем не менее проводимая нацистами политика автаркии, «опоры на собственные силы», не могла уменьшить зависимость германской экономики от импорта сырья, особенно нефти, а соответственно и потребность в иностранной валюте. Нацистские идеологи сформулировали суть этой зависимости в лаконичной фразе: «экспорт или смерть». Возобновив имперский «натиск на Восток» «Дранг нах Остен» , вожди Третьего рейха подтвердили свою приверженность традиционным целям кайзеровской политики гегемонии в Центральной и Восточной Европе и экспансии на Ближнем и Среднем Востоке. Неизбежным следствием этой политики стала Вторая мировая война.
Поражение Германии во Второй мировой войне, приведшее к территориальным потерям на Востоке и разделу оставшейся части страны на четыре оккупационные зоны, означало в том числе и разрыв того экономического единства, которое сформировалось в 19 в. К концу войны многочисленные промышленные предприятия, равно как и многие города, в которых была сконцентрирована значительная часть занятой в индустрии рабочей силы, лежали в руинах. Однако, в отличие от ситуации, сложившейся после Первой мировой войны, западные державы-победительницы не требовали репарационных платежей с текущего производства. Западные оккупационные зоны Германии были включены в сферу действия субсидируемой Соединенными Штатами Америки «Европейской программы восстановления», или т. Средства направлялись главным образом на восстановление промышленности и жилищное строительство. После денежной реформы 1948 магазины быстро наполнились товарами. Введение «немецкой марки» в качестве единой валюты только для трех западных оккупационных зон и Западного Берлина, в которых начался быстрый экономический подъем, означало неизбежность раскола Германии на два суверенных государства. Управление экономикой. В течение всего послевоенного периода в ФРГ не считались приемлемыми ни централизованое экономическое планирование, ни неограниченное свободное предпринимательство.
В системе социального рыночного хозяйства рабочий рассматривался не как простой придаток машины, но как участник процесса управления промышленным предприятием, имел право на «участие» в делах фирмы. В обязанности федерального правительства входил надзор за снабжением предприятий базовыми продуктами промышленного производства, такими, как уголь, сталь и электроэнергия, а также стимулирование экономического роста, поддержание стабильного уровня цен и обеспечение благоприятного платежного баланса. Правительство должно было также регулировать экономическое развитие с целью уменьшения неравенства в распределении доходов и социальных благ, предотвращать возникновение экономически неблагополучных регионов и, в частности, способствовать структурной перестройке в депрессивных районах, где отмечался быстрый упадок традиционных отраслей. Возможности федерального правительства осуществлять эффективное управление экономикой сильно ограничены в связи с тем, что власть в Германии децентрализована. Федеральные земли получают существенные налоговые поступления, которые они могут использовать самостоятельно, без разрешения федерального правительства. Центральный банк — Бундесбанк — является независимым и не подлежит контролю со стороны правительства. С другой стороны, в стране издавна укоренилась традиция сотрудничества. К 1960 на 100 крупнейших промышленных фирм ФРГ приходилось около двух третей объема ее промышленного производства. Поскольку промышленность страны в значительной степени опирается на банковский капитал, последний обладает большим влиянием и играет значительную роль в экономике.
В 1989, накануне объединения страны, западногерманская экономика была на подъеме. Управление экономикой в ГДР. Производительность труда составляла треть от западногерманской, таким же был разрыв в средней заработной плате на одного работника, а средний фактический доход после уплаты налогов и пр. ГДР имела «социалистическую» экономику советского типа, в которой все средства производства и обмена являлись государственной собственностью. Важнейшие решения в хозяйственной области принимались небольшой группой партийных лидеров правящей СЕПГ. Реализация плановых решений находилась в руках группы отраслевых министерств. Хотя принимавшиеся центральными органами директивные решения исполнялись в соответствии с годовыми планами, система в целом была чрезвычайно негибкой и не способной к изменениям. Контроль со стороны центра усилился после того, как Эрих Хонеккер стал первым секретарем центрального комитета СЕПГ в 1971. Курс на подъем производительности труда, предусматривавший инвестиции в отрасли «высоких технологий» и компьютеризацию экономики, в значительной степени сводился на нет отказом от реалистической политики ценообразования.
Кроме того, бюрократическая система не создавала стимулов для интенсификации труда и повышения квалификации работников, служила тормозом для инноваций. В ходе проводившейся в 1950-е годы национализации восточногерманские фирмы были в правовом отношении преобразованы в т. Впоследствии эти предприятия были в 1979—1980-е годы сгруппированы в т. Сельскохозяйственные предприятия вошли в состав крупных госхозов и кооперативов. Розничная торговля была почти полностью охвачено государственной либо кооперативной торговой сетью, с практически однотипными универмагами. Аналогичное положение сложилось и в сети ресторанов. Продовольствие и товары широкого потребления производились в ограниченном, по сравнению с западными странами, ассортименте, но за счет значительных дотаций были доступны по цене; периодически возникали дефициты. Предметы роскоши были дорогостоящими и, за исключением бытовой техники, труднодоступными для населения. Цены на жилье, практически неизменные с 1949, а также на транспорт благодаря дотациям поддерживались на низком уровне.
Предоставление услуг через сеть национализированных предприятий и местную администрацию оказалось крайне неэффективным. Cоциально-экономические проблемы объединения Германии. Неожиданное открытие границы вызвало массовый отток населения, имевший для Восточной Германии крайне негативные последствия и продолжавшийся даже после номинального объединения экономик двух германских государств 1 июля 1990. Уезжали в основном более молодые и активные люди. Выезд ведущих ученых и инженерно-технических работников, а также лиц, занятых в социальной сфере, таких как врачи, санитары и т. Объединение Германии не означало конвергенции экономик двух стран иными словами, их сближения на основе взаимоприспособления и сочетания типичных для каждого из двух государств особенностей. По мнению директората Бундесбанка ФРГ, процесс объединения был излишне поспешным, в частности, решение конвертировать фонды заработной платы по курсу 1:1 к западногерманской марке лишило Восточную Германию едва ли не единственного ее экономического преимущества — низких ставок заработной платы. После объединения страны быстро выявилась неконкурентоспособность восточногерманской промышленности. Первыми в списке закрытых предприятий оказались буроугольные и лигнитные карьеры и шахты примерно треть из них, в наибольшей степени загрязнявших окружающую среду, была ликвидирована , а также фабрики по брикетированию бурого угля, атомные электростанции, металлургические и автомобильные заводы, химические предприятия по переработке бурого угля, судостроительные верфи, предприятия медеплавильной, калийной, пищевкусовой в том числе по производству напитков и табачных изделий , текстильной, швейной и обувной промышленности.
Лишь очень немногие отрасли, такие как полиграфическое машиностроение, отчасти сумели сохранить прежние позиции. Даже флагман восточногерманской экономики, патронируемая и стимулируемая прежним режимом электронная промышленность, оказалась неспособной успешно конкурировать на западных рынках. Безработица в Восточной Германии после объединения страны приобрела катастрофические размеры. Безработица больно ударила далеко не только по промышленным рабочим: жертвами «чисток» в Восточной Германии оказалось большое число «политически неблагонадежных» должностных лиц — от преподавателей в университетах до воспитательниц в детских садах. После 1 июля 1990 был учрежден специальный Попечительский совет Treuhandanstalt , взявший на себя решение задач по приватизации примерно 14 тыс. В процессе приватизации практически каждое предприятие столкнулось с реальными трудностями. Фирмы даже не могли быть уверены, что они являются собственниками того, что покупают: согласно Основному закону ФРГ, государство гарантировало права прежних собственников. На экспроприированные в бывшей ГДР предприятия, земли, здания зачастую могли быть предъявлены права со стороны сразу многих бывших владельцев или их наследников. Соответственно, каждый новый владелец, приобретая собственность, сталкивался не только с необходимостью доказывать на нее свои права, но и с требованием увеличить выходное пособие увольняемым работникам.
Кроме того, восточногерманские фирмы задолжали крупные суммы денег. Правительство бывшей ГДР широко практиковало предоставление займов фирмам, одновременно присваивая значительную часть их доходов. Чрезвычайно остро проблемы собственности стояли и в жилищном секторе. Квартиросъемщики, платившие в течение 40 лет фиксированную плату муниципальным властям за проживание, теперь столкнулись с новыми претендентами на их жилье из западных земель. Нечто подобное происходило и в сельском хозяйстве. Крупные коллективные хозяйства в бывшей ГДР поглотили множество частных владений, в каждом из которых нашелся теперь хотя бы один претендент, заявлявший о своих правах на собственность. Обилие исков необходимо было каким-то образом упорядочить, и в середине 1991 правительство в Бонне решило, что их податели не обязательно должны вступить обратно во владение прежней собственностью, но могут получить компенсацию. Внешняя торговля. Стоимость товарного импорта ФРГ составила в 1997 756 млрд.
Западная Германия — вторая после США держава по объему импорта и экспорта. Торговый баланс страны с 1952 остается положительным, причем по объему экспорта товаров ФРГ в 1986 удалось опередить США в 1989 — Японию. Более половины внешней торговли ФРГ приходилось на страны Европейского союза ЕС , в первую очередь на Францию, Великобританию и Италию в качестве главных торговых партнеров. Среди других европейских стран главными партнерами выступали Нидерланды, за ними шли Бельгия и Австрия. В 1997 у Германии был активный внешнеторговый баланс со всеми основными торговыми партнерами, за исключением Японии дефицит 16 млрд. Успехи Западной Германии после Второй мировой войны в международной торговле во многом были обязаны концентрации ее усилий на производстве т. Благоприятная динамика западногерманского экспорта в послевоенный период, за исключением короткого периода экономического спада 1974—1975, имела следствием неизменно положительный платежный баланс и стабильное повышение курса западногерманской марки. Но вслед за объединением Германии, когда восточные немцы стали широко использовать свои денежные средства в марках ФРГ для покупки продуктов западногерманской индустрии не поступавших теперь на экспорт и импортных товаров, баланс внешней торговли для Германии стал существенно менее благоприятным. Около двух третей объема внешней торговли ГДР приходилось на оборот со странами с централизованной экономикой и, соответственно, контролировавшейся государством внешней торговлей , в том числе примерно треть — на оборот с Советским Союзом.
Примерно половину ее экспорта в стоимостном выражении составляли машины, оборудование и транспортные средства, в обмен ГДР получала нефть, газ, каменный уголь, продовольствие и различные промышленные полуфабрикаты, например сталь. До объединения Германии ГДР извлекала максимум выгоды за счет кредитов и прочих финансовых поступлений из ФРГ, в особенности платежей за наземный транспортный доступ к Западному Берлину. Переход на торговлю в твердой валюте в 1990 привел к тому, что страны Восточного блока оказались неспособными поддерживать на прежнем уровне товарные закупки из ГДР со всеми вытекающими из этого экономическими последствиями для заинтересованных сторон. Восточногерманский экспорт в западные страны, в особенности в ФРГ, ранее часто получал субсидии со стороны правительства ГДР, заинтересованного в получении твердой валюты. С объединением Германии подобная практика также прекратилась. Зато Восточная Германия как часть единого немецкого государства автоматически получила все преимущества, связанные с полноправным членством в ЕЭС. Национальный доход. В 1996 ВВП составил 3,1 трлн. Марок 2,35 трлн.
Трудовые ресурсы. Движущей силой послевоенного западногерманского экономического чуда являлась не только помощь США, но и массовый приток немецких репатриантов и беженцев. Западногерманская экономика получила дополнительные преимущества за счет использования этого контингента работников — трудолюбивых, усердных и дисциплинированных. Большое значение имела также традиция специализированной профессиональной подготовки. В системе социального рыночного хозяйства ФРГ ставки заработной платы работников и продолжительность рабочего времени ежегодно определяются путем переговоров между профсоюзами и союзами предпринимателей и промышленников. Федеральное правительство каждый год пытается оказывать влияние на ход переговоров, в частности с крупнейшим из союзов, «ИГ Металл» действующим в металлургической и машиностроительной промышленности ; обычно они рассматриваются как ключевое звено в переговорах о согласовании ставок заработной платы. В 1997 данный союз насчитывал 2,75 млн. Спрос на трудовые ресурсы колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры и фазы циклического развития. Минеральные ресурсы.
Горнодобывающая промышленность не относится к числу ключевых отраслей германской экономики, но тем не менее играет немаловажную роль в самообеспечении страны сырьем. Германия — крупнейший в мире производитель калийных солей, добываемых в основном к северу и югу от Гарца. После объединения страны некоторые из восточногерманских соляных шахт были закрыты. Месторождения каменного угля сосредоточены в основном в пределах Рурского, Ахенского и Саарского бассейнов, но там преобладают глубокие шахты, и их эксплуатация требует больших субсидий. Наибольшие преимущества от субсидирования угледобычи получают металлургические концерны, но их прибылям угрожает политика ЕС, нацеленная на обеспечение свободы конкуренции и равенства условий для всех производителей. Долгосрочные контракты, предусматривающие выравнивание стоимости производимого внутри страны и импортного угля, часто предлагаются также производителями электроэнергии. Особенностью Германии является широкое использование бурого угля и лигнита. Несмотря на низкую теплотворность бурого угля, его использование экономически выгодно. Главные буроугольные бассейны расположены к западу от Кёльна с карьерами глубиной до 400 м , в районе Галле — Лейпциг и в Нижнем Лаузице, к юго-востоку от Берлина.
После объединения Германии около трети восточногерманских карьеров было закрыто в основном в пределах Галле — Лейпцигского бассейна , так как добыча бурого угля наносила там ущерб окружающей среде. На северо-западе Германии имеются небольшие запасы нефти и природного газа. Как и во всех индустриальных странах, постоянной и острой проблемой для Германии является водоснабжение. Подземным источникам, особенно вдоль таких рек, как Рейн, угрожает сильное заражение вследствие интенсивной инфильтрации через почву различных загрязнителей. Массив средневысотных гор Центральной Германии обеспечивает водой территории Северогерманской низменности. Водоснабжение Центрального промышленного района Германии осуществляется из области Рудных Гор, из Гарца вода подается на низменности севера страны вплоть до Бремена, а из искусственных водоемов Саара и источников Рейнского массива — в долину Рура и Рурскую конурбацию. Потребление энергии в Западной Германии в 1997 составило, в пересчете на угольный эквивалент, примерно 494 млн. По данным на 1997, достоверные и предполагаемые извлекаемые запасы бурого угля составляли в ФРГ 160 млрд. Это означает, что при условии сохранения текущего объема угледобычи их должно хватить еще на 560 лет.
Запасы нефти составляют 410 млн. Достоверные запасы урана составляли 4800 т. Правительство Шрёдера после прихода к власти обещало закрыть все 19 атомных электростанций, расположенных на территории страны. До второй половины 1950-х годов нефтеперерабатывающая промышленность ФРГ размещалась в приморской полосе, главным образом в районе Гамбурга. Однако затем нефтеперерабатывающие заводы были построены ближе к главным рынкам сбыта и стали обслуживаться нефтепроводами, проведенными во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х годов из Роттердама, Вильгельмсхафена, Лаверы под Марселем , Генуи и Триеста. В Северной Германии ведется добыча собственного природного газа. Кроме того, имеется газопровод, протянутый из России через Чехословакию с ответвлением на Берлин. Каменный уголь, добываемый в Рурском, Ахенском, Саарском и Иббенбюренском бассейнах, используется преимущественно для производства электроэнергии и металлургического кокса. Все современные западногерманские тепловые электростанции оборудованы установками для удаления пыли, диоксида серы и оксида азота.
Атомные электростанции производят почти в 2 раза меньше энергии, чем работающие на каменном и буром угле тепловые станции. Как правило, они расположены у крупных рек либо на морском побережье.
Назовите большие формы рельефа Германии.
Северо-Германская низменность; • - Среднегерманские невысокие. Территория современной Германии подверглась длительным сложным геологическим преобразованиям, что оказало влияние на строение ее рельефа. Рельеф Германии разнообразен.
Назовите крупные формы рельефа германии
Среднегерманские невысокие горы и возвышенности (Рейнские Сланцевы. Смотреть ответ на вопрос: назовите крупные формв рельефа германии? Территория современной Германии подверглась длительным сложным геологическим преобразованиям, что оказало влияние на строение ее рельефа. и карстовых форм рельефа. в пределы германии входят северные хребты альп. на западе низкие хребты, сложенные песчаниками, но в баварии, к югу от мюнхена, представлены также северные известняковые альпы. здесь находится высшая точка германии – гора цугшпитце. Особенности рельефа Германии и полезные ископаемые тесно взаимосвязаны. 1. Назовите крупные формы рельефа Германии.