Программа «Царская невеста», концертное исполнение Музыка Николая Римского-Корсакова Либретто композитора и Ильи Тюменева по драме Льва Мея. «Царская невеста» в постановке Михаила Панджавидзе появилась в ТАГТОиБ в 2019 году и, несмотря на традиционную «картинку», получилась вполне режиссерским спектаклем. С 27 по 29 февраля на Мариинской сцене выступит труппа Большого театра с легендарным спектаклем "Царская невеста" в декорациях Федора Федоровского, восстановленный в 2014 году режиссером Юлией Певзнер.
Другие сюжеты
- Большой везёт «Царскую невесту» в Петербург
- Ярославский режиссёр Александр Кузин поставил в Мариинском театре оперу «Царская невеста»
- Премьеру «Царской невесты» представили на Приморской сцене Мариинки
- Материалы рубрики
- Пресс-релизы
Концертное исполнение "Царская невеста"
Мариинской театр представил оперу Римского-Корсакова «Царская невеста», передает телеканал «МИР 24». 27, 28 и 29 февраля на исторической сцене Мариинского театра Большой театр России представил оперу Римского-Корсакова «Царская невеста». Рядом с храмом, который построен на средства барона, звучали возрожденные колокола, а в Ивангородской крепости Мариинский театр представлял "Царскую невесту". Исполнители:Участники 52-го Всероссийского смотра-конкурса вокалистовСимфонический оркестр Мариинского театраДирижер Гурген Петросян В программе:Царская невеста. Много раз, слушая увертюру к «Царской невесте», я ощущала этот трагизм, мощной волне которого противостояла удивительной красоты лирическая мелодия, хрупкость которой так легко уничтожить силам судьбы. Театр «Государственный академический Мариинский театр» по адресу Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1, метро Садовая, +7 812 326 41 41.
Опера «Царская невеста» в Мариинском театре-2
В рамках обменных гастролей Мариинка покажет в Москве на сцене Большого «Псковитянку» с прологом «Боярыня Вера Шелога» 23 февраля , «Ночь перед Рождеством» 24 февраля и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 25 февраля. За дирижёрским пультом будет Валерий Гергиев. Фестиваль к юбилею Римского-Корсакова продлится в течение всего театрального сезона и пройдёт не только в Москве и Санкт-Петербурге, а также на сценах Мариинского театра во Владивостоке и Владикавказе.
Команда постановщиков и солистов театра представила публике настоящее театральное зрелище - красивый динамичный спектакль, наполненный реальными человеческими чувствами и страстями. История неожиданной смерти третьей жены Ивана Грозного Марфы Собакиной, скончавшейся через 16 дней после свадьбы, была взята Римским-Корсаковым в вольной интерпретации Льва Мея. Юрий Александров переносит сюжет в конец 40-х годов ХХ века. Действие разворачивается в парке культуры - излюбленном месте отдыха того времени замечательная сценография Зиновия Марголина, свет Глеба Фильштинского. На сцене летняя эстрада, два ряда фонарей, скамейки для зрителей, билетная касса она же кинопроекторная , на заднем плане "чертово колесо". Собакины, работающие ряжеными в парке, живут тут же, на эстраде, за киноэкраном, а Бомелий обитает в билетной кассе. Богатые, расшитые золотом одеяния ряженых вводят в спектакль мотив эпохи Ивана Грозного художник Ирина Чередникова.
Анна Нетребко с тех пор эту партию нигде не пела и не споет — слишком изменился голос. А вот Евгений Никитин и Ольга Бородина в последние несколько сезонов выходят в своих любимых русских партиях этой оперы в концертном исполнении, украшая афишу и привлекая поклонников. Евгений Никитин с тех пор снискал мировую славу вагнеровского певца, будучи незаменимым солистом в десятке вагнеровских лидеров на сценах первых оперных театров мира. В русском репертуаре Ольги Бородиной партия Любаши остается второй по частоте исполнений после Марфы в «Хованщине» Мусоргского. В Мариинском театре сегодня есть, пожалуй, состава три, а то и четыре солистов, готовых идеально «озвучить» первые и вторые роли. Найдутся и теноры, и басы на позицию отца Марфы Собакиной, и Малюту Скуратова есть кому спеть. В Мариинском театре, как известно, оперы Верди и Вагнера подчас сильно теснят русский репертуар. Не раз приходилось ловить себя на мысли, что в родных русских операх солисты чувствуют себя абсолютно по-иному, окунаясь в стихию своего языка.
Сопрано Альбина Шагимуратова, исполнившая партию Марфы, запела ее будто совсем по-другому после жесткого корсета белькантовых героинь.
Джильда — Айгуль Хисматуллина. Фото: Геннадий Шишкин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра — На сегодняшний день ваша коронная партия, как я понимаю, — Джильда. Это было в 2021 году. Как это произошло? Как дополнение к этому шел контракт с театром на участие в его спектакле.
Позже мы связались и договорились по поводу того, что я буду петь и когда. Но только через три года меня пригласили на продакшн "Риголетто". Такая достаточно интересная постановка была. Небось, из этих, современных модернистких спектаклей, которые так любят ставить в Европе? Лесенка и платформа, которая поднимается и опускается. Вот и вся сценография.
Это Гергиев любит спектакли с богатыми декорациями и костюмами. Сценография просто невероятная, скит, который так натурально сгорает. Очень красивый спектакль. А по мне, так получилось вполне полноценное исполнение в европейском духе. Подьячий — клерк при галстучке, в очках и с папкой в руках. Шакловитый — в кожаном пальто и с красными "корочками", убивающий Хованского выстрелом из пистолета.
Хованский-младший, "трубящий" с помощью мобильного телефона... Ну конечно, у дирижера была задумка. Не без этого. У него была идея, чтобы мы исполняли партии как в критическом издании критические музыкальные издания — это издания, подготовленные на основе тщательных исследований, гарантирующие, что музыка максимально приближена к первоначальным намерениям композитора. Например, без заключительного высокого di pensier в куплетах герцога Мантуанского "Сердце красавицы склонно к измене" , который все знают и все ждут и которого в критическом издании нет. Вообще никаких вставных верхних нот.
В том числе у Джильды. И вот тогда у меня, честно говоря, началась паника, потому что Джильду без верхних нот может петь любое сопрано. Потому что тогда получается такое типичное вердиевское сопрано. А вот если Джильду петь традиционно со вставными нотами, то тогда она все-таки выбивается из ряда других вердиевских героинь. А тут такая история, и непонятно, что я тут делаю. Но в процессе репетиций дирекция театра все-таки уговорила дирижера исполнять оперу в традиционном ключе.
Ведь зрители будут ждать высокие ноты, будут ждать тот самый финальный высокий di pensier. И у Джильды та же каденция в арии, и у Риголетто. И все ждут этой верхней ноты. И если исполнитель ее не споет, у зрителя может сложиться ощущение, что его обманули — он ждал чего-то конкретного, а этого не случилось. Тогда начинаются разговоры, а вдруг солист заболел или еще что. И слава богу, что дирекция настояла, чтобы мы пели в традиционной манере.
Караян очистил партитуру от многолетних штампов и строго следовал указаниям Верди в темпах и нюансах. И это не позволило певцам держать верхние ноты, к которым так привыкли зрители. В результате постановка провалилась, а обиженный Караян пообещал, что его нога больше не ступит на порог Ла Скала. Но чтобы такая версия прижилась, необходимо, чтобы в зале был больший процент меломанов. Но так бывает далеко не всегда. Не друг для друга, чтобы показать, а вот здесь я такую ноту сумел взять, а здесь вот так четко всё сделал.
Не это важно. Спектакль все-таки должен нести людям определенный эмоциональный посыл. Пока рановато" — А что вы сами можете сказать об Айгуль Хисматуллиной? Можете, допустим, назвать ее сильные и слабые стороны? Насколько критически вы к себе относитесь? Просто я не знаю, это слабая или сильная сторона.
Ну, пожалуй, излишняя самокритичность. Конечно, не всем так повезло, как мне. Ну, просто так получилось. Всего полтора года пели во Владивостоке, и вот уже — Мариинский театр. Так что спасибо Владивостоку. Здесь замечательный коллектив, прекрасные певцы и музыканты.
И очень дружные. Знаете, недавно, месяца три назад, я пробовала к ней приступить, но мне кажется, что пока еще рановато. Это очень непростая роль в том плане, что драматизм, которым насыщена эта опера, может спровоцировать меня на ненужную голосовую работу. Когда молодой голос пытается показаться более опытным, он начинает нагружаться ненужными для себя вещами. Айгуль Хисматуллина. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра — Надо, чтобы голос созрел.
Может, я не права, но мне кажется, что петь Виолетту мне пока рановато. Вы лучше знаете свои возможности. А вот можете ли вы сказать, какая из ваших героинь вам ближе по характеру, по психотипу, что ли? Мне кажется, во всех, кого мы поем, есть какая-то частичка нас самих. Не в абсолютно чистом виде, но ты в любом случае вкладываешь в героя что-то свое. Поэтому одна и та же партия у разных солистов звучит абсолютно по-разному.
Так или иначе мы выражаем в музыке себя. Конечно, бывают роли, которые поначалу кажутся неудобными и с которыми какое-то время надо уживаться. И ты пытаешься найти то, что отзовется в тебе самом. По-разному бывает. Но все, кого я пою, чуть-чуть остаются во мне. Именно из-за того, что надо преодолеть себя.
Мы знаем, что она обладательница Второй премии международного конкурса имени Чайковского 2019 года. Я тут посмотрел историю этих конкурсов, ведущих свое начало с 1958 года. Впервые конкурс солистов состоялся в 1966 году. И на нем великая Мария Биешу заняла четвертое место.
В Тихвине – «Царская невеста»
«Царская невеста» из Москвы почти идеально вписалась в пространство исторической сцены Мариинского театра, хотя и чувствовалось, как его распирают теремные перекрытия и потолки, сочиненные изначально для более масштабного зеркала Большого театра. 27, 28 и 29 февраля на исторической сцене Мариинского театра Большой театр России представил оперу Римского-Корсакова «Царская невеста». Премьера прошла с грандиозным успехом в 1899 году, и с тех пор «Царская невеста» не сходит со сцен ведущих оперных театров.
Большой театр показал «Царскую невесту» в Петербурге
- «Царская Невеста» предстала перед публикой в «Зарядье» | Журнал Eclectic
- Мариинский театр представил премьеру "Царской невесты" - Российская газета
- В Мариинском-2 — премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста»
- “Царская невеста” в Мариинском театре
- Большой везёт «Царскую невесту» в Петербург – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
"Царская невеста" в Мариинском театре
"Царская невеста" в Мариинском театре | Спектакль «Царская невеста» Приморской сцены Мариинского театра на XVIII Пасхальном фестивале. |
Царская невеста | 27 февраля 2024 19:00Опера "Царская невеста" На исторической сцене Мариинского театра Большой театр России представит оперу Римского-Корсакова. |
Мариинский и Большой театры провели обменные гастроли | Мариинский театр пополнил свою самую внушительную в стране коллекцию опер Римского-Корсакова: к семи уже имеющимся в репертуаре названиям добавили наиболее популярную «Царскую невесту». |
Мариинский театр представляет премьеру оперы "Царская невеста"
Когда осенью Мариинка анонсировала оперные премьеры сезона, "Царская невеста" планировалась на двух главных мариинских звезд: Анну Нетребко и Ольгу Бородину. «Царская невеста» стала девятой по счёту и одной из самых востребованных опер Римского-Корсакова. "Царская невеста" — не единственная опера Римского-Корсакова, премьера которой состоится в этом сезоне в Мариинском театре. С 27 по 29 февраля на Мариинской сцене выступит труппа Большого театра с легендарным спектаклем "Царская невеста" в декорациях Федора Федоровского, восстановленный в 2014 году режиссером Юлией Певзнер. Опера «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова в постановке Михайловского театра (Санкт-Петербург) была представлена на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Золотая маска». очередная вариация на заданную тему, поскольку впервые на сцене Мариинского театра опера была поставлена в далеком 1901 году.
Большой едет в Мариинский! Театр представит в Петербурге оперу «Царская невеста»
Программа «Царская невеста», концертное исполнение Музыка Николая Римского-Корсакова Либретто композитора и Ильи Тюменева по драме Льва Мея. Новости культуры Памятные даты и события Анонсы Для СМИ Пост-релизы. не до грибов, когда родина в опасности. В Мариинском театре представят единственную комическую оперу Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
Необычное представление устроил Мариинский театр
Дома, в Москве, ему, бывает, достается от критиков, но здесь все музыканты были на высоте. Алексей Богорад рассказал, что участвовал в «Царской невесте» в момент подготовки премьеры в 2014 году, где он ассистировал Геннадию Рождественскому, своему учителю. И с тех пор многократно дирижировал спектаклем и знает его досконально. Слова не разошлись с делом: точный, сбалансированный аккомпанемент, красивые соло — у деревянных духовых, у виолончели. Виртуозно прозвучала увертюра, где духовые продемонстрировали идеальный строй и музыкальность фразировки. Сложилось впечатление, что оркестр и дирижер быстро сориентировались и чувствовали себя вполне уверенно. Тут удобный контакт со сценой, возможно, потому, что яма не такая глубокая, более компактная, и между музыкантами сложилось хорошее взаимодействие.
Знаете, когда иногда заходишь в старые итальянские театры, то понимаешь, что построено в расчете на живой звук — акустика очень благоприятная, нам было приятно и комфортно». Кстати, это дебют дирижера в Мариинском театре, до этого он тут бывал только как зритель, так что поздравим Алексея Богорада с успехом.
Наступает полдень. Марфа с подругой Дуняшей Сабуровой и нянькой Петровной возвращаются домой. Им встречаются на пути всадники, один из которых — Иван Грозный. Марфа не узнаёт царя, но её пугает его пристальный взгляд. Тайно за Марфой и Дуняшей следит Любаша. Она поражена красотой Марфы и понимает, что не сможет соперничать с ней. У Бомелия Любаша просит яд, чтобы отравить разлучницу. Бомелий в уплату за зелье хочет провести ночь с Любашей.
Обезумевшая от горя, брошенная любовником, она соглашается. Ждут девушек, которые с матерью Дуняши Сабуровой вот-вот должны вернуться с царских смотрин. Входит Домна Сабурова и начинает торопливо рассказывать, как долго государь беседовал с её дочерью Дуняшей, а на Марфу лишь глянул зорко. Думая, что царев выбор пал на другую, Собакин решает отпраздновать помолвку дочери с Лыковым. Григорий как дружка наполняет чарки жениха и невесты и незаметно в вино, предназначенное Марфе, подсыпает зелье, полученное от Бомелия. Он не знает, что порошок подменён Любашей. По обычаю чарки должны быть осушены до дна. Но не успевает невеста поставить опустевшую чарку, как являются бояре и объявляют, что государь выбрал в жёны Марфу Собакину. Действие IV Василий Собакин в тяжких раздумьях: неожиданно и странно занемогла его дочь вскоре после объявления её царской невестой.
На сцене Мариинского-2 постановку представит крупнейший в Китае музыкальный театр - Национальный центр исполнительских искусств 11 и 12 сентября.
Центральными событиями фестиваля "станут обменные гастроли Большого и Мариинского театров, а также совместное выступление двух главных театров страны на родине Римского-Корсакова - в Тихвине". Отмечается, что уже в начале следующего года в Москве и Санкт-Петербурге начнется чествование великого композитора. На сцене Мариинского театра будут представлены оперы "Сказка о царе Салтане", "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь" и "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".
Мариинский и Большой театры провели обменные гастроли
Успешные гастроли оперы Царская невеста в Мариинском театре, обменные спектакли и характер работы двух театров. 7 августа в программе II Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский» впервые на Приморской сцене прозвучит одна из самых известных опер русского репертуара — «Царская невеста» Николая Римского‑Корсакова. Возврат билетов в Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра и Мариинский театр Новая сцена не осуществляется.
В Мариинском театре поставили «Царскую невесту»
- Правила комментирования
- Другие события раздела
- Гастроли Большого театра и Мариинского: Царская невеста в Мариинском –
- В печатном номере
- Опера «Царская невеста» на Второй сцене Мариинского театра
Мариинский театр покажет премьеру оперы «Царская невеста»
Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского», пишет Н. Карамзин в «Истории государства российского». Как и всякое историческое событие, которое становится основой драмы, оперы или фильма, в нем появляются новые герои, их отношения, страсти, интриги, которые интересны и понятны зрителю. Мей тоже «разукрасил» скупые строки исторического сочинения страстями, приведшими к трагическому финалу. В опере драматизм чувств усилен великолепной музыкой, которая погружает нас одновременно и в мир некоего воображаемого исторического прошлого поскольку любая интерпретация истории всегда дополнена воображением художника , и в мир вечных человеческих чувств — любви, ревности, мести, коварства и всепоглощающей страсти. Несмотря на это, опера практически не исполняется за рубежом, хотя ее исторический колорит, соответствующий всем оперным условностям сюжет, прекрасные арии и ансамбли, казалось, бы, должны были привлечь западные театры, все чаще обращающиеся к операм славянских композиторов. Возможно, дело в том, что опера слишком «русская», как по мелодике, так и по сюжету, который связан с конкретным эпизодом истории и плохо поддается модернизации, без которой не обходится большинство современных постановок. Возможно, время этой оперы на мировой сцене еще не пришло.
Возвращаясь к спектаклю в Мариинском театре, на котором я побывала 19 января, сразу скажу, что у меня была особая причина приехать в Санкт-Петербург, чтобы увидеть и услышать еще одну версию оперы — я хорошо знаю режиссера Александра Кузина, поставившего этот спектакль, и отношусь к нему с большой личной и творческой симпатией. Я был на спектаклях и занятиях Александра Сергеевича в Ярославле и в Москве, беседовала с ним о проблемах классики на современной сцене, о театральном образовании, о различных аспектах творчества режиссера в наши дни. Мои беседы с А. Хотя в целом я несколько скептически отношусь к современной тенденции постановки опер драматическими режиссерами, но, зная отношение А. Кузина к русской классике, его глубокое уважение к первоисточнику, постановка «Царской невесты» в Мариинском сразу заинтересовала меня. К сожалению, я не смогла попасть на премьеру в июне 2018 г. Перед спектаклем я вновь возвращалась к проблеме постановок исторических сюжетов на оперной сцене, к возможностям модернизации сюжета, к границам творческой интерпретации и проблемам аутентичности.
Я прочитала о концепции режиссера, которую он выразил так: «Мы ставим не бытовую драму, мы ставим трагедию в духе Шекспира. Все главные герои — и злодеи, и жертвы — погибают, пусть даже не все на глазах у зрителей.
Постановщиком выступил главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев, сценография и костюмы разработаны Петром Окуневым, видео-художник — Вадим Дуленко. Авторы подчеркнули, что в спектакле они стремились уйти от штампов, музыкальных и смысловых изменений, произошедших в опере за долгие годы ее сценической жизни. Одной из целей в работе над проектом стало создание спектакля, способного захватить современного зрителя и влюбить его в оперный жанр. В опере есть любовь, страсть, захватывающие эмоции, яркая человеческая драма. Мы пытались сделать историю современной, близкой и понятной нам по эмоциональному, чувственному наполнению. Декорации и костюмы спектакля, изготовленные в мастерских Мариинского театра, как будто взяты из голливудских фильмов в стиле фэнтези.
Также Кузин рассказал, что совместно с художником Александром Орловым было решено для такой трагедии создать как можно больше пространства. Однако оперу не стали перегружать ненужными деталями. В центре внимания останутся солисты. Напомним, что опера "Царская невеста" была одним из любимых произведений Римского-Корсакова, наравне со "Снегурочкой".
Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. Все главные герои — и злодеи, и жертвы — погибают, пусть даже не все на глазах у зрителей. Смерть — закономерный итог истории, в которой герои ведомы страстью обладания. Для меня как режиссера важно найти внутреннюю мотивацию поступков каждого героя.