Новости кто придумал основные виды супружеских ролей

В данной статье рассматривается проблема распределения ролей в семье. Помимо основного типа семейных отношений, в современном мире существуют и другие разнообразные формы семей. В современной психологии рассмотрение семейных ролей тесно связано с понятиями половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации.

Виды семейных отношений

Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. Помимо основного типа семейных отношений, в современном мире существуют и другие разнообразные формы семей. Кто придумал основные виды супружеских ролей. СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ — (conjugal roles) обычно тендерные роли взрослых партнеров в. Вопрос 1 из 10. Долгое время считалось, что романтический поцелуй изобрели в Индии за 1500 лет до нашей эры. Имея в виду, что в историческом плане общество было патриархальным, можно сказать, что идея супружеского долга скорее была инициирована мужчинами. Этот способ распределения ролей идеально подходит для двух сильных личностей, ни одна из которых не намерена отдавать бразды правления.

Кто придумал основные виды супружеских ролей

Вы точно человек? Мы прошерстили мировую историю с этнографией и собрали коллекцию самых любопытных типов супружеских отношений.
Кто ввел понятие идентичность и комплементарность супружеских ролей Источники древности История возникновения основных видов супружеских ролей имеет свои корни в древности.
Пройдите тестирование "Технологии семейного воспитания" Кто придумал основные виды супружеских ролей.
12 вариантов семьи: многомужество, групповой брак, полигиния и другие забавы Поскольку одной из основных семейных функций мужчины издревле была защита своей семьи (женщин, стариков, детей), то и его участие в процессе родов, во многом, определялось именно функцией защиты.
Кто придумал основные виды супружеских ролей - видео это способ организации жизни супружеской пары, то каким образом в ней распределены роли и обязанности.

Распределение супружеских ролей между мужчиной и женщиной

А заодно еще очень коротко, совсем без подробностей: в наше время придумали еще и представление о том, что существуют мужские и женские «традиционные» занятости. Такие закрепленные занятости есть, но их крайне мало — например, вышивка. Но у большинства ролей, в последние десятилетия называемых якобы «мужскими» или «женскими», нет жесткой закрепленности в традиции! Ремесло портного, изготовление одежды — уже нет закрепленности.

Или приготовление еды: в целом — да, это больше про женщину, но нет здесь «женщина обязана готовить» или «мужчина не готовит», здесь все всегда по ситуации. Женщина хоть немного состоятельная в традиционном обществе не готовила вообще. Святая Эммелия не готовила, ее старшая дочь, как подчеркивает ее родной брат, научилась готовить, когда была взрослой и создала монашескую общину — такой вот подвиг взяла на себя.

Кухни в усадьбах строили отдельно, через окошко подавали еду в столовые — готовили черные кухарки, белые кухарки и повара. Готовили состоятельные женщины как и мужчины лишь в качестве развлечения. Про мужчину скажем?

Готовить — вполне традиционное мужское дело. Исава и Иакова помните? Мама у них была, готовить она умела и делала это, но готовили еду и сами молодые люди: и похлебку чечевичную, и козленка — и все это мастерски.

И поварские русские книги — все первые и главные — мужчинами написаны. Пирожники, кондитеры, повара — не женщины, а мужчины. Про денщиков уж не говорю.

Готовили — и прекрасно! И не считали это бабьим делом. Привычно-обычные роли чего-то бытового-хозяйственного — конечно, бывали ассоциированы с мужчинами или с женщинами впрочем, еще больше — с сословиями.

Но нет никакой жесткой закрепленности. Все — по ситуации. Итак, «традиционная семья» — это огромный разброс всевозможных традиций, укладов, бытов, вариантов.

Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Утверждаю категорично: можем. Если под традицией имеем в виду учение Матери-Церкви Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью?

Но здесь важно отделить основу, главное — от второстепенного и незначимого. Говорим о христианской традиции? Да все, что нам предлагает учение нашей Матери-Церкви вот уже больше двух тысяч лет, — все это применимо к любым культурам, эпохам, социальным положениям, к любому уровню материального достатка!

Ведь это учение — про наши отношения друг с другом, про задачу — идти вместе, единым целым, по пути к Царству Небесному! Традиции — это про целомудрие, про взаимную верность супругов, про умение ладить друг с другом. Традиции — про заботливую любовь мужа к жене, про любящее уважение жены к своему мужу.

Традиции — про заботу о детях, об их воспитании, в первую очередь — о воспитании в вере. Традиции — про почтительное отношение детей к своим родителям. Традиции — про построение единомысленного и единодушного пространства.

И вот эти традиции мы можем сохранять, возрождать. И сможем мы это сделать только в том случае, если во главу угла, на первое место мы поставим эту традицию, а не свою собственную интерпретацию якобы традиционного уклада бытовой и хозяйственной жизни якобы традиционной семьи. Так куда девать «ручки»?

Мало браков — значит, люди брак не регистрируют, живут в блуде. Много разводов — это прелюбодеяния, и даже без этого страшного греха — это просто свидетельство неумения строить такую бесценную и хрупкую вещь, как отношения в семье. И конечно же, невротичные требования к «идеальной жене и матери» вкупе с попранием подлинных традиционных семейных ценностей семью не только не укрепляют — но гарантированно разрушают.

Какой выход? Решать каждому и каждой из нас, исходя из своей ситуации, и решать не одним — а со своим супругом, супругой. Совместить роли, выпавшие на долю современной мамы, — нереально и нетрадиционно.

И никогда такого не бывало, чтобы это совмещали Наверное, для начала понять: совместить «современные», приведенные на первой маме-схеме, роли и занятости — нереально и нетрадиционно, и никогда такого не бывало, чтобы это совмещали. Кто-то решит пытаться все это совместить. Это право каждого, мы люди свободные.

Если решить не совмещать — то примерно так: 1. Выделить те «ручки», которые считаешь абсолютной ценностью или неотъемлемой частью собственно материнства, вроде беременности с родами. Мы христиане?

Тогда забота об отношениях с мужем, воспитание детей в вере, молитва и богослужение, а также приведение жизни семьи в ритм церковного года — на первом месте. Из оставшихся выделить то, чем хочется заниматься, и то, что видится как второстепенная, но также очень важная ценность. Сосредоточиться на этих первых пунктах, выделить для них время, силы, сделать их доминантой в жизни.

Остальные ручки считать неважными, неценными, не считать это своими ручками.

Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть: а «узаконены» членами семейного союза, б одобряемы, поддерживаемы и дополняемы если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель» Ковалев С. Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта: 1. Аффективный эмоциональная составляющая отношений. Когнитивный степень их понимания. Поведенческий непосредственно реализующееся в них поведение. Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции.

Интеграция — это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни, Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям. Социально-функциональными механизмами интеграции семьи Э. Эйде- миллер и В. Юстицкий 1990 называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущих к формированию и развитию просемейных мотивов то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее , которые способствуют снятию отрицательных, фру- стрирующих переживаний, тревоги, стрессов и разрешению внутренних и межличностных конфликтов. Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная семья реагирует на трудности, фрустрации. Если в семье не действуют или нарушены эти механизмы, то трудности выступают как фактор, разрушающий семью, ослабляющий ее прочность. Напротив, при эффективном действии описываемых социально-функциональных механизмов те же трудности становятся источником дальнейшей интеграции семьи, еще большего ее сплочения Эйдемил- лер Э.

В 1980-х годах Ю. Олейником было проведено исследование уровней совместимости в молодой семье в рамках комплексной программы по изучению психологических аспектов семейно-брачных отношений лаборатории дифференциальной психологии Б. По рабочему определению данного исследования, молодой считается семья, супружеский стаж которой не превышает 3 лет, а возраст супругов 25 лет. По мнению Ю. Олейника, молодая семья проходит этапы своего развития: период подготовки к вступлению в брак, причем границами этого периода считаются, с одной стороны, подача заявления в отдел ЗАГСа о желании вступить в брак, а с другой — официальная регистрация брака. После первого этапа развитие семьи может пойти по пути упрочения отношений Ю. Олейник назвал его этапом благополучного молодоженства или по пути их дезорганизации, рассогласования, приводящего в результате к разводу этап конфликтного молодоженства, по терминологии автора.

Изучались пары, подавшие заявление о желании вступить в брак всего 20 пар и две группы супружеских пар со стажем от 1 до 3 лет благополучные семьи и разводящиеся по причинам психологического характера супруги. В исследовании Ю. Олейника были получены следующие результаты: 1. При сходстве характеров партнеров в паре женщины более адекватно оценивают своего партнера. Психологическая удовлетворенность мужчин, вступающих в брак, выше, если характеры партнеров сходны. В благополучных семьях психологическая удовлетворенность одного из партнеров тесно связана с удовлетворенностью другого. Так как семьи благополучные, то подобная связь понятна: чем больше супруги удовлетворены друг другом, тем большим благополучием характеризуются их семейные отношения в целом.

Знание характерологических особенностей супругов позволяет прогнозировать развитие их дальнейших отношений. В целом в исследовании были сделаны такие выводы: 1. При изучении супружеских взаимоотношений стоит учитывать не только совместимость на разных уровнях, но и стадии жизненного цикла семьи, так как каждый из уровней совместимости имеет свои особенности на разных этапах развития семьи. Молодая семья характеризуется сложным процессом адаптации супругов друг к другу, который затрагивает все уровни супружеской совместимости от переориентации жизненных ценностей до изменений в структуре характера. Различные этапы развития молодой семьи характеризуются разными ведущими компонентами взаимодействия в период выбора брачного партнера определяющим является аффективный, в период молодоженства — когнитивный и поведенченский. Была также установлена зависимость между стабильностью и удовлетворенностью браком в молодых семьях. Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первен- ца.

Появление первого ребенка можно назвать фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери. К интересным выводам пришла в результате своего исследования Ю. Алешина 1985. Когда в семье появляется ребенок, уход и забота о нем сразу же ложится на плечи матери, способствуя тому, что семейные роли начинают распределяться в соответствии с полом супругов. Муж при этом больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна, а жена отвечает за все то, что происходит внутри дома, исполняя традиционно женскую экспрессивную роль. Таким образом, происходит усиление полоролевой дифференциации после рождения первого ребенка.

Как отмечает И. Дементьева 1991 , потребность профессиональной деятельности у работающей женщины оттесняется на второй план, уступая место реализуемой потребности в материнстве. Определенные качественные изменения наблюдаются с рождением ребенка и в структуре профессиональных потребностей отца. Прежде всего, это относится к потребностям 4 Зак 4162 профессионально-статусного характера: актуализируется потребность в повышении рабочей квалификации как фактора увеличения заработной платы. Рождение ребенка может служить также косвенной причиной изменения профессиональных планов молодого отца. Как российские, так и американские психологи указывают на сокращение времени, которое супруги уделяют друг другу и своим увлечениям. Кроме того, ухудшается качество межличностного общения в семье — оно становится более редким, осложняется различными обязанностями, связанными с детьми Варга А.

В большинстве обществ принята полигиния, но даже в них подобные браки составляют меньшинство среди всех заключенных браков. Поэтому большинство браков в мире относится к моногамии. Полиандрия — самая редкая форма брака. Существует на Тибете. Причины полиандрии на Тибете - экономические. Из-за недостатка земли, надел после смерти отца не делится, а передается всем братьям. Прокормить на таких наделах несколько семей невозможно, и братья берут одну жену.

Персональное отцовство в такой ситуации особого значения не имеет, так как все сыновья совместно унаследуют тот же надел. Полнотой власти в такой семье обладает старший из братьев. Все общества в той или иной степени регулируют способы прекращения брачных отношений. Общество заинтересовано в поддержании семьи и ее стабильности, поэтому обычно развод бывает затруднен. Могут создаваться привилегии для одной из сторон. Семья — это социальный институт и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семьи различаются по структуре, типу властных структур, местожительству и т.

По своей структуре: нуклеарные и расширенные; полные и неполные. Нуклеарная — включает родителей и их детей, то есть два поколения. Расширенная может также включать третье поколение, других родственников и лиц. Когда-то домашние рабы или ученики средневекового мастера, живущие в его доме считались членами его семьи. Полная семья имеет обоих супругов. В неполной семье один из супругов отсутствует вследствие смерти или развода. Семья созданная без брака, с одним родителем является альтернативной.

В большинстве случаев это мать и ее ребенок. По типу властных структур: патриархальные власть мужа , матриархальные власть жены и эгалитарные примерно равное распределение власти. По выбору местожительства: патрилокальные живут с родителями мужа , матрилокальные живут с родителями жены , неолокальными проживают отдельно. Тенденции развития семьи. Сокращение числа людей вступающих в брак. Рост числа разводов. Рост числа неполных семей.

Рост числа сожительств. Рост числа повторных браков и соответственно семей, где есть пасынки и падчерицы. Падение рождаемости. В некоторых странах рожденные дети не возмещают численно поколение родителей. Рост числа внебрачных рождений. Рост недовольства женщин браком. Они чаще являются инициаторами развода.

Рост числа альтернативных семей. Функции семьи и брака. Следует различать функции, которые семья выполняет для общества и те, которые служат удовлетворению потребностей индивидов. Функция сексуального регулирования. Брак — это главный социальный институт, через который общество упорядочивает и регулирует сексуальные потребности. Однако во всех обществах имеются альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей.

Она - глава семейства, она добывает мамонтов, она постановляет, что приобретать, а что не приобретать, к ней торопятся за рекомендациями все прочие члены семейства. Как водится, женщина, которая возлагает на себя первенство, - женщина сильная. Ее почитают, но любят не всегда. За ее спиной совершается немало дел. Причем не только муж, но и детки стараются утаить от «атаманши» собственную жизнь. Завязывается все с того, что супруг не может приобрести картошку без консультации благоверной: в случае ошибочной закупки в его спину летят оскорбления и тухлые помидоры. Позднее мужчина дозволяет благоверной принимать за себя все решения. Через пару лет благоверная начинает обвинять супруга в инфантильности; детки, подросшие в таком семействе, заимствуют сходственную систему взаимоотношений, перестают почитать обоих родителей. В результате семейная жизнь полна истерик и слез.

Супружеские роли в семье

Рубрика: 19. В ролевой структуре семьи выделяют конвенциональные и межличностные роли. Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением и устанавливают постоянные права также прямые обязанности членов семьи, регулируются правом, моралью, традициями. Межличностные роли индивидуализированы, формируются определенным характером межличностных взаимоотношений в семье, их индивидуальными отличительными чертами, неповторимым опытом домашнего межличностного общения. Ролевая структура семьи гарантирует эффективное ее функционирование и удовлетворение нужд абсолютно всех ее членов с учетом последующих условий: ролевая слаженность; согласованность ролей, производящих целую систему, как во взаимоотношении личных также домашних ролей; удовлетворенность нужд личности в рамках семьи и всех ее членов; соотношение способностям личности, в отсутствии ее «ролевой перегрузки»; умение членов семьи гибко работать в нескольких ролях. Типичной проблемой ролевой структуры современной семьи, где оба супруга работают, считается ролевая перегрузка и проблема идентичности работающей женщины.

Суть подобного ролевого инцидента в несовместимости ролевых ожиданий также неосуществимости исполнения субъектом, занимающим определенное общественное положение, указанных и установленных им ролей.

Например, мать может выработать определенные способы общения с дочерью как с ребенком, и, вместе с тем, она может иметь паттерны общения с женщинами как с соперницами. Отец ощущает себя между женой и взрослой дочерью как в ловушке. Фаза, в которой дети покидают дом. Получение паспорта, школьный выпускной вечер и т. В таких случаях оказывается, что этот ребенок играл в семье особо важную роль. Родители вдруг могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом.

Или вдруг обострятся старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В семьях, где имеется только один родитель, он может ощутить уход ребенка как начало одинокой старости. В этот период возрастает число разводов. Если конфликт очень глубок, случаются попытки убийства и самоубийства. Становясь социально неприспособленным благодаря болезни, ребенок остается в кругу семьи. Родители теперь не должны решать свой конфликт и переходить на следующую стадию жизненного цикла. Улучшение дел у ребенка может снова дестабилизировать семью.

В этом случае родители часто прекращают индивидуальную терапию или помещают ребенка из-за рецидива снова в психиатрическую больницу, что делает его «хроническим больным». Он должен отделить себя от своей семьи, но в тоже время сохранить с ней связи. Жизненный цикл представляет собой непрерывный процесс, где проблемы решаются по мере их возникновения. Последние стадии жизненного цикла. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия. Lange A.

Социальные изменения влекут за собой изменения в нормативно ожидаемом возрасте переходных периодов.

Парсон и соавтор делят на инструментальные связанные с внешним окружением семьи и экспрессивные внутренняя деятельность в семье. При этом муж признается инструментальным лидером, а жена — экспрессивным. Затем, согласно Е. Антонюк, Ф. Най, обобщив исследования других авторов, выделил помимо этих ролей так называемые «новые роли»: психотерапевтическую, рекреационную, роль сексуального партнера. По мнению Ф. Ная и цитируемых им авторов, эти роли появились благодаря выступающей на первый план эмоциональной функции семьи. Психотерапевтическая роль заключается в помощи, оказываемой супругами друг другу в решении проблем. Рекреационная роль — это обязанности по организации досуга семьи, деятельности, которой индивид занимается, прежде всего, для получения удовольствия.

Роль сексуального партнера является «новой» для мужчин, по мнению Ф. Ная, именно как роль. Ролевая позиция жены уже давно включала в себя обязанность удовлетворения сексуальных потребностей мужа.

Это можно рассматривать как мину, подложенную под стабильность брака в самом его основании. В 1980-е годы в Ленинграде проводилось исследование большой совокупности семей: было опрошено 323 мужчины и 333 женщины.

Напряженность в семьях в восприятии женщин оказалась существенно выше, чем в восприятии мужчин среднее наполнение градаций «часто» и «очень часто» превышает на одну треть. Исследователи обратили внимание, что значительным фактором напряженности в семьях служила ежедневная практика выполнения многообразных семейных функций женщинами, причем и самые важные из них ответственные решения за семью, крупные расходы, распределение денег , и наиболее трудные и хлопотные повседневные покупки, бытовые дела находились чаще в руках жен, а не других членов семьи. Это является одним из важнейших факторов напряженности» Голофаст В. Авторы пришли к выводу, что чем выше общее участие мужа в делах семьи, тем ниже уровень общей напряженности. Вероятно, усиление традиционных функций мужчины как кормильца и главы семьи, а с другой стороны, прямое его участие в повседневных, бытовых делах и текущем распределении денег снимают напряженность в семье.

Напротив, чем выше участие жен в тех же делах семьи, тем выше уровень напряженности. Наиболее сказывается на напряженности в семье чрезмерная озабоченность перегрузка жены такими обязанностями, как осуществление крупных расходов, распределение денег и принятие семейных решений. Менее болезненна для семьи концентрация повседневных расходов в руках жены. Перегрузка жены традиционными функциями главы семьи увеличивает общую семейную напряженность. Обозов 1995 приводит данные о распределении некоторых функций в счастливых и несчастливых браках.

В неудачных браках в два раза чаще чем в удачных принимают решения и организуют жизнь семьи женщины. По результатам таблицы можно заключить, что советские семьи оказывались более счастливыми в случае эгалитарного распределения упомянутых функций, чем при лидерстве жен. В данном случае результаты исследований различных авторов совпадают. Таким образом, вариант патриархальных отношений в семье даже не рассматривался, так как советская семья по данным Н. Обозова тяготела или к эгалитарности, или к явной матриархальности с сосредоточением реальной власти у жены.

Следует подчеркнуть, что, по существу, в этом исследовании речь шла не обо всех хозяйственно-бытовых функциях, выполняемых супругами, а, скорее, о лидерстве распределении власти в браке. В выполненной под нашим руководством дипломной работе Ю. Бакулиной 1996 по изучению молодых семей с ребенком-первенцем подтвердилось ранее высказываемое другими исследователями предположение о решающей роли согласованности представлений о распределении ролей в семье между су- пругами, в то время как сам характер распределения ролей традиционный или эгалитарный не обнаружил связей с удовлетворенностью браком: главное — принимают ли его оба супруга. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в крупном городе на выборке из 300 пар 1983 , сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. От этого решения зависит стиль отношений в семье — традиционный или современный.

Мужчины, по мнению Т. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. По наблюдению Т. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины зачастую недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга.

Автор подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье. Дружинин рассматривал три «измерения» отношений в семье: доминирования-подчинения, ответственности и эмоциональной близости. Он полагал, что субъект доминирования и ответственности совпадают в одном лице. Вариант семьи, в которой доминирует один член семьи, а ответственность несет другой, он назвал «эксплуатирующей» семьей. Он отмечал, что, вероятно, наиболее стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти — одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу.

Впрочем, он подчеркивал, что речь идет лишь о теоретической конструкции и ни о чем более. Советскую семью он рассматривал как аномальную, поскольку ответственность в ней несет мать, она же зачастую и доминирует. Для стабильности брака имеет значение также согласованность так называемых межличностных ролей — своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей. Как и социальные роли, межличностные могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии. Например, жена желает быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки.

Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть: а «узаконены» членами семейного союза, б одобряемы, поддерживаемы и дополняемы если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель» Ковалев С. Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта: 1. Аффективный эмоциональная составляющая отношений. Когнитивный степень их понимания. Поведенческий непосредственно реализующееся в них поведение.

Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции. Интеграция — это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни, Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям. Социально-функциональными механизмами интеграции семьи Э. Эйде- миллер и В. Юстицкий 1990 называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущих к формированию и развитию просемейных мотивов то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее , которые способствуют снятию отрицательных, фру- стрирующих переживаний, тревоги, стрессов и разрешению внутренних и межличностных конфликтов.

Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная семья реагирует на трудности, фрустрации.

СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ

Но, когда хозяин-язычник приказал отречься от Христа, всей семьей приняли мученическую смерть. Что это значит в бытовом ежедневном плане? И отец, и мать, и дети — все работали, все жили исполнением воли господина. Не было здесь распределения обязанностей по дому, мужских и женских ролей и тому подобного. Не нравится мне такой образ жизни, но таковой была некогда реальность традиционного общества. Семья прачки, просто в качестве примера. Традиционное общество предполагает наличие огромного количества женщин, занимающихся специфической профессиональной деятельностью. Далеко не только в сфере «обслуживания», но в том числе и здесь. У прачки муж, конечно, есть, и он тоже работает, занимается каким-то своим ремеслом.

Но вот прачка — у нее работа с утра до вечера, заказы, сроки, выяснение отношений с клиентами, исправление некачественно выполненной работы… В ее семье уклад совершенно не тот же, что в семье условной крестьянки или дворянки. Задумаемся: няньки, мамки, гувернантки, горничные, скотницы, кухарки — они все тоже могут быть мамами, женами, у них может быть много деток. Это — работающие мамы, и зачастую практически не хозяйки своих домов, даже не воспитательницы своих деток. Лично мне это совершенно не по душе, но и это — уклад традиционного общества. А семья царицы или княгини, жены правителя или правительницы? Совсем красиво-традиционно — семьи святых, образцовые семьи. Анна Новгородская, княжна Ингигерда? Помимо того, что она явно не готовила и уборкой не занималась: в ее ведении — огромное количество задач политика, дипломата, менеджера.

Во время отсутствия мужа она брала на себя управление княжеством, вела переговоры, разрешала межнациональные конфликты — можем ведь примерно вообразить, сколь сложна эта занятость, сколько сил, физических и душевных, сколько времени все это отнимает?! А Милица Сербская?! А императрица Феодора?! Это женщины, формировавшие цивилизации. Жены, управлявшие войсками, нациями. И все это — реальность традиционного общества. А заодно еще очень коротко, совсем без подробностей: в наше время придумали еще и представление о том, что существуют мужские и женские «традиционные» занятости. Такие закрепленные занятости есть, но их крайне мало — например, вышивка.

Но у большинства ролей, в последние десятилетия называемых якобы «мужскими» или «женскими», нет жесткой закрепленности в традиции! Ремесло портного, изготовление одежды — уже нет закрепленности. Или приготовление еды: в целом — да, это больше про женщину, но нет здесь «женщина обязана готовить» или «мужчина не готовит», здесь все всегда по ситуации. Женщина хоть немного состоятельная в традиционном обществе не готовила вообще. Святая Эммелия не готовила, ее старшая дочь, как подчеркивает ее родной брат, научилась готовить, когда была взрослой и создала монашескую общину — такой вот подвиг взяла на себя. Кухни в усадьбах строили отдельно, через окошко подавали еду в столовые — готовили черные кухарки, белые кухарки и повара. Готовили состоятельные женщины как и мужчины лишь в качестве развлечения. Про мужчину скажем?

Готовить — вполне традиционное мужское дело. Исава и Иакова помните? Мама у них была, готовить она умела и делала это, но готовили еду и сами молодые люди: и похлебку чечевичную, и козленка — и все это мастерски. И поварские русские книги — все первые и главные — мужчинами написаны. Пирожники, кондитеры, повара — не женщины, а мужчины. Про денщиков уж не говорю. Готовили — и прекрасно! И не считали это бабьим делом.

Привычно-обычные роли чего-то бытового-хозяйственного — конечно, бывали ассоциированы с мужчинами или с женщинами впрочем, еще больше — с сословиями. Но нет никакой жесткой закрепленности. Все — по ситуации. Итак, «традиционная семья» — это огромный разброс всевозможных традиций, укладов, бытов, вариантов. Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Утверждаю категорично: можем. Если под традицией имеем в виду учение Матери-Церкви Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Но здесь важно отделить основу, главное — от второстепенного и незначимого.

Говорим о христианской традиции? Да все, что нам предлагает учение нашей Матери-Церкви вот уже больше двух тысяч лет, — все это применимо к любым культурам, эпохам, социальным положениям, к любому уровню материального достатка! Ведь это учение — про наши отношения друг с другом, про задачу — идти вместе, единым целым, по пути к Царству Небесному! Традиции — это про целомудрие, про взаимную верность супругов, про умение ладить друг с другом.

Теперь стремление узаконить отношения должно быть взвешенным и добровольным. Недопустимо оказывать давление на человека или принуждать его к браку. Достижение брачного возраста. В соответствии с Семейным кодексом брачный возраст устанавливается в 18 лет.

Однако в порядке исключения брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Для этого у пары должны быть уважительные причины. Решение принимают органы местного самоуправления. Вступление в брак — одно из оснований для обретения дееспособности до 18 лет. Отсутствие препятствующих обстоятельств. Перечень таких обстоятельств установлен статьёй 14 СК РФ. К ним относят: заключение брака между лицами, одно из которых уже состоит в гражданском браке; заключение брака между близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными или неполнородными один общий родитель братьями и сёстрами; заключение брака между усыновителем и усыновлённым; заключение брака с лицом, признанным недееспособным по решению суда. Для регистрации брака необходимо обратиться в органы ЗАГС с заявлением.

Также понадобится оплатить государственную пошлину. Церемония бракосочетания состоится не раньше чем через месяц и не позже чем через 12 месяцев со дня подачи заявления. В особых случаях брак может быть заключён в день подачи заявления. Причины для такой оперативной регистрации брака: беременность, подтверждённая документально, наличие общего ребёнка необходимо предъявить свидетельство о рождении , служба в армии подтверждением послужит повестка или грядущая длительная командировка также потребует документальных свидетельств. Узнать больше Сейчас очень распространена такая форма отношений, как сожительство — совместное проживание мужчины и женщины без официальной регистрации отношений. Такого рода отношения в народе называют гражданским браком, однако с юридической точки зрения это неправильно. Гражданский брак — это официальный брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Сожительство позволяет лучше узнать друг друга, проверить прочность своих чувств, но оно не порождает юридических прав и обязанностей, несмотря на длительность таких отношений и наличие общих детей.

Например, если умирает один из сожителей, то второй по закону не сможет получить его имущество. Церковное оформление супружества или церковный брак например, через таинство венчания тоже не имеет юридической силы. То есть правовые отношения между супругами возникают только после государственной регистрации брака, после чего появляются взаимные права и обязанности супругов. Бывает так, что семейная жизнь не складывается и супруги решают развестись. Процедура расторжения брака не сложнее, чем регистрация. Если супруги не имеют общих несовершеннолетних детей и претензий друг к другу, им необходимо обратиться в ЗАГС или МФЦ с заявлением и квитанцией, подтверждающей оплату государственной пошлины. Свидетельство о расторжении брака будет готово не раньше чем через месяц после обращения с заявлением. Обратиться за разводом в ЗАГС можно и при наличии следующих условий: смерть одного из супругов; пропажа одного из супругов без вести; признание одного из супругов недееспособным по решению суда; осуждение одного из супругов на срок более трёх лет с содержанием в местах лишения свободы.

Существуют условия, которые делают развод через ЗАГС невозможным. В таком случае развод состоится в судебном порядке. Основания для такого порядка расторжения брака устанавливает статья 21 СК РФ. К ним относят: наличие общих несовершеннолетних детей; уклонение одной из сторон от процедуры развода в органах ЗАГС; несогласие одной из сторон на развод. Существуют ограничения на подачу заявления на развод: мужчина не может развестись с беременной женщиной или с матерью ребёнка, которому ещё нет одного года, без её согласия.

Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина старающийся соответствовать этой норме часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше чем он. Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны.

То, что делает мужчину мужчиной обедняет его отношения с детьми и другими людьми. Мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны и имеют меньше подлинно близких отношений. Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью, меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих. Килматин полагает, что огромный вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление социальных меньшинств и психологическую жестокость, по крайней мере, отчасти обусловлен воздействием традиционной мужественности. Норма антиженственности побуждает мужчин избегать стереотипно считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит, исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрессивны.

Очень важная часть функционирования человека в качестве родителя — это нежность, забота, эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему или нет. Существует предположение, что страх женственности фемифобия происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности.

Смешно же. По-видимому, искра, пробегающая между этой парой Лив, мне кажется, переиграла здесь Юсефсона, хотя он актер выдающийся и Бергманом — тоже не слишком поддается артикуляции.

Неизвестно, как оно было на самом деле, может, как у Феллини, который требовал от Мастроянни и Мазины слышать какой-то там «гул» предполагалось, не меньше, чем Вселенной, - он ведь просил от них, причем буквально, «гула» из-под земли. Поставьте себя на их место: какой еще, к черту, гул? Как его услышать-то? Чего от меня, господи прости, хотят, при моей-то технике, умении вжиться в роль, разнообразии приемов, десятка имеющихся в моем распоряжении масок, мгновенного преображения и чего-то еще, что делает меня уникальным и знаменитым, и пр.? Какого, как говорится, рожна вам еще надо?

Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни» Ну, и понятие Времени. Которое невозможно вернуть хоть каким усилием воли — может, только усилием, каковое предпринял Пруст, вернувшись в Комбре, обладая уникальным даром особой чувственной памяти, воспроизводящей в мельчайших деталях утерянный рай своего детства, да и то. Марианна и Юхан, вновь встретившись и проведя вместе ночь, понимают, что это — лишь воспоминание о прошлом, которое можно закрепить лишь ненадолго, в течение одной встречи: большего им не будет дано, да они и сами не захотят, расставшись наутро уже навсегда. Время неумолимо — а их время уже безвозвратно ушло: эта ночь была лишь воспоминанием, не более того. И когда камера застынет над видом скудного шведского пейзажа, по-северному сурового, хотя на дворе лето, у вас сожмется сердце: всё, финита, они потеряли друг друга уже навсегда.

Зато и обрели, пусть ненадолго, убедившись, что любили друг друга, что расстались по недоразумению, что были глупы, что чего-то недопоняли и пр. А не расстались бы, не обрели бы и не поняли бы, что любили — начали бы, рано или поздно, тяготиться: иногда понимаешь, потеряв, причем навсегда. Парадоксально, но так. Или всё же не так? Не дает ответа.

Как всегда у Бергмана, который имеет дело с «расколотым» сознанием, с человеком, который то ли сам отринул Бога, то ли Бог его оставил, поди пойми. Непознаваемость жизни, загадка, необъяснимая ни при помощи спасительного психоанализа, ни при какой другой. Причем любого человека, образован он или нет, умён, глуп, сложен или примитивен, неважно. Бессознательное и интеллект порой никак не связаны, да даже не порой, вообще не связаны, и точка. Более того — могут вступить в противоречие друг с другом.

Сам двигаясь ощупью, ибо эта территория не изведана и никогда не будет изведана, Бергман, сочиняя диалоги для своих героев, даже и не пытается их «понять» это невозможно по определению , - лишь протащить сквозь ад непонимания, когда стена между любящими всё растет и растет.

Распределение супружеских ролей между мужчиной и женщиной

это способ организации жизни супружеской пары, то каким образом в ней распределены роли и обязанности. Сегрегированные супружеские роли существуют там, где муж и жена ведут относительно раздельную жизнь. В современной психологии рассмотрение семейных ролей тесно связано с понятиями половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. С течением времени супружеские роли в семье стали формироваться и изменяться, а значит, их возникновение имеет глубокие исторические корни. Семейные роли играют важную роль в динамике семейных отношений, влияя на взаимодействие между членами семьи. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.

4.Распреление ролей в семье.

Многие люди в своих предбрачных ожиданиях смешивают традиционную и эгалитарную семью. По данным опроса юноши ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенствием мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а девушки придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью.

Колесник считают, что продолжительность брака должна составлять 5 лет включительно, ведь именно к этому времени молодые имеют, по крайней мере, одного ребенка, и таким образом, заканчивается один из этапов жизненного цикла семьи [26]. Смирнова под молодой семьей понимает семью на этапе от момента заключения брака до рождения ребенка [30]. Акцент на возрастную составляющую, а также на наличие или отсутствие детей, стаж брака, дается в определении Н.

Таировой, для которой молодая семья - это «семья, существующая в первые три года после заключения брака в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака , в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка [33]. Фетисова определяет молодую семью как семью в первые три года после заключения брака в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет [38]. Характеризуя молодую семью, З.

Хамитова отмечает, что молодой считается семья с момента заключения брака или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка. Главная задача этого периода - переход от состояния личной независимости к состоянию взаимозависимости супругов. В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, если это не произошло ранее. Устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями [40].

Тяпкина определяет молодую семью как субъект воспроизводства населения и объект социальной политики - «это супруги активного репродуктивного возраста до 28 лет , проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любыми ориентациями на детность» [34]. Карцева и Е. Васильев под молодой семьей понимают малую группу, в которой возраст супругов составляет не более 35 лет, стаж - не более 5 лет, а брак является первым для обоих супругов. При этом такая структурная характеристика, как наличие или отсутствие общих детей, не отмечается в работах данных исследователей [13].

На наш взгляд, наиболее приемлемым является определение, данное Н. Уразаевой, М. Асильдеровой, которые к молодой семье относили «семьи, в которых супругам не более 30 лет, стаж совместной жизни составляет не более пяти лет включительно, имеющие первый зарегистрированный брак». Однако следует отметить и некоторые отрицательные моменты, сложившиеся с отнесением той или иной семьи к данному типу.

Например, многие социальные программы, в частности, «Молодая семья» и «Жилище», закрепляют за молодой семьей возраст 35 лет. Кроме того, не рассматриваются тенденции современной ситуации, сложившейся с возрастом вступления в брак, когда многие молодые люди принимают решение о вступлении в брак после 30-35 лет. В данном случае остается неизвестным, является ли семья, вступившая в первый брак после 35 лет, молодой или она уже не может относиться к данной категории. Молодая семья проходит процесс социализации, которая проявляется в формировании внутрисемейных и внесемейных отношений, выработке общих ценностных ориентаций, привычек молодых супругов, сближения их точек зрения, представлений и т.

Структура и функции семьи разнообразны и зависят от социальных факторов, личностных особенностей супругов, уровня их культуры и образованности. Три основных типа семей раскрывает социолог Т. Данную типологию, на наш взгляд, можно отнести и к молодым семьям: 1. Традиционный тип ориентация исключительно на семейные ценности и на семью с двумя детьми.

В такой семье главным является муж. Семьи с установкой иметь одного - двух детей, но не более ориентированы прежде всего на развитие личности. Установка на бездетную или не многодетную семью. Проведенный анализ литературных источников и социокультурных реалий позволяют выделить следующую структуру современной семьи: - наличие брачных партнеров неполная, формально полная, полная ; - порядок вступления в брак первичный, вторичный ; - стадия жизненного цикла семьи молодая, зрелая, пожилая ; - количество поколений в семье одно или несколько поколений проживает вместе ; - количество детей бездетная, малодетная и многодетная [17].

Как видим, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только мужчину и женщину, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; совместная деятельность. Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной обмен информацией , интерактивной организация взаимодействия , перцептивной восприятие партнерами друг друга.

В реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному, а потому возможно существование разных вариантов семьи. Самой распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, вдовства, рождения ребенка вне брака [21]. Если семейная структура помимо мужа, жены и детей включает других родственников родителей супругов, их братьев, сестер, внуков , то ее называют расширенной.

Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству: бездетных, однодетных, малодетные, многодетные. Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального статута. Именно поэтому молодая семья является одной из самых незащищенных групп населения России. Белова, Е.

Ращикулина указывают, что молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: быть эмоционально и психологически устойчивой; обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи [5]. Жизненный цикл семьи - это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Важность выделения этапов развития семейных отношений заключается в том, что для каждой стадии характерны типичные проблемы развития, степень удовлетворенности или неудовлетворенности браком, знание которых поможет подготовиться к возможным проблемам и к их решению. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла, в дальнейшем стали выделять 7-8 типичных стадий.

В современное время существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом основу классификации составляет специфика задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. Учитывая относительность жизненного цикла семьи, ученые все-таки выделили определенные типичные его стадии, свойственны большинству семей. Согласно развертыванию семейного жизненного цикла можно выделить типичные задачи и проблемы удовлетворенности супругов браком на разных стадиях: 1.

Бракосочетание и стадия без детей данная стадия выделена у большинства исследователей - Е. Дюваль, Э. Картер и М. Макголдрик, П.

Сорокин, А. Антонов, В. После свадьбы молодоженов ждет сложный период приспособления к новому статуса - супружеской пары. На этой стадии супружеская пара должна адаптироваться к изменениям социального и семейного статуса и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены и как часто будет допущен в семью; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов.

Задачи данной стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников, приобретенных в результате брака. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи. Молодая семья с маленькими детьми. Успешность прохождения этой стадии существенно зависит от предыдущей - насколько гармонично супругов прошло первичную адаптацию, а также от готовности супружеской пары к родительству.

Задачи стадии: адаптация к ситуации появления нового члена семьи, забота о правильном развитии ребенка; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей, преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства [21]. Семья среднего возраста со школьниками. Задачи стадии: побуждение детей к достижению успехов учебе, установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры. Семья зрелого возраста, которую покидают дети.

Главными задачами этой стадии являются: осознание взрослости детей, помощь в профессиональном самоопределении детей, освобождение молодых людей от родительской опеки, помощь в обустройстве взрослой жизни ребенка. Стареющая семья. Задачи этой стадии: перестройка супружеских отношений, содержание и сохранение семейных связей; адаптация к старости. Завершающая стадия жизненного цикла семьи.

Эта стадия начинается со смертью одного супруга. В этот период появляется чувство одиночества, не востребованности в семье, в связи с прекращением трудовой деятельности, необходимостью находить новые интересы и смысл в жизни [24]. Таким образом, исследование понятия «молодая семья» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в современной социологической науке нет однозначного определения молодой семьи.

В аграрном обществе семья являлась основной экономической ячейкой крестьянское хозяйство. В индустриальном обществе трудовая деятельность уходит за пределы семьи а вместе с ней и активное трудовое воспитание. Основной задачей становится формирование семейного бюджета и его распределение на нужды членов семьи. В прежнем виде экономическая функция остается для семей, ведущих фермерское хозяйство, семейных кооперативов и т. Так как производство находится вне пределов семьи, получает самостоятельное существование быт. К экономической функции семьи можно отнести и накопление и передачу по наследству богатства естественно в современном обществе это значимо не для всех семей. Хозяйственно-бытовая функция.

В крестьянском натуральном хозяйстве быт практически вплетен в общую трудовую деятельность. Только городские жители разделяют сферу быта и сферу производства. В настоящее время, когда и в аграрном секторе господствует товарное производство, быт отделен от основной трудовой деятельности. Поэтому есть смысл выделять эту функцию отдельно. Досуговая рекреативная, восстановительная функция. Предполагает совместное проведение свободного времени. Естественно, что само это время значительно выросло.

Кроме того, возросла его ценность для личности. Современный досуг предполагает не только отдых, но и совершенствование личности, обогащение ее новыми знаниями, навыками, впечатлениями, эмоциями. Возрастает значимость семейного досуга. Так как современные супруги работают за пределами дома, то совместно они проводят именно досуг. Это также основное время для общения с детьми. Значение семейного досуга упало лишь для молодых людей от подросткового возраста до вступления в брак. Семья является ячейкой, в которой отмечаются самые значительные праздники и события в жизни человека рождение, брак, смерть.

Статусная функция. Некоторые статусы человек получает от своей семьи: национальность, место в городской или сельской субкультуре. В современном обществе, в отличие от сословного, нет юридически закрепленных форм передачи статуса, но обычно родители заботятся о том, чтобы их дети заняли в обществе место не ниже родительского. Семьей для этого предоставляются необходимые воспитание, материальные средства деньги на образование , круг общения и связи. Принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для данного слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Некоторые семьи специально аккумулируют материальные средства и изыскивают возможности с целью повышения социального статуса детей. Функция первичного социального контроля.

В семье формируются и поддерживаются моральные санкции при нарушении моральных и правовых норм членами семьи. Моральная регламентация поведения членов семьи наиболее эффективна была в традиционной аграрной семье, где авторитет старшего поколения был очень высоким. Современная семья тоже выполняет эту функцию, закладывая основные моральные нормы в поведение человека и его отношение к закону и его нарушениям. Однако авторитет семьи в этой сфере значительно подорван. Прежде всего, это связано с падением авторитета лиц старших поколений, а также физической невозможностью присматривать за поведением членов семьи. Прежде практически вся жизнь человека проходила на глазах семьи и сельской общины. Рост городов изменил эту ситуацию.

Социальной защиты. В традиционном обществе семья была основным институтом, который оказывал индивиду поддержку при его нетрудоспособности. В индустриальном обществе действуют специальные организации частично или полностью берущие на себя эту функцию семьи. Пенсионное обеспечение,больницы, страховые общества, социальные работники, детские дома, дома для престарелых и прочее. Функция эмоционального удовлетворения и общения. В современном обществе отсутствуют многие традиционные семейные, соседские и дружеские связи.

Обозова тяготела или к эгалитарности, или к явной матриархальности с сосредоточением реальной власти у жены. Следует подчеркнуть, что, по существу, в этом исследовании речь шла не обо всех хозяйственно-бытовых функциях, выполняемых супругами, а, скорее, о лидерстве распределении власти в браке. В выполненной под нашим руководством дипломной работе Ю. Бакулиной 1996 по изучению молодых семей с ребенком-первенцем подтвердилось ранее высказываемое другими исследователями предположение о решающей роли согласованности представлений о распределении ролей в семье между су- пругами, в то время как сам характер распределения ролей традиционный или эгалитарный не обнаружил связей с удовлетворенностью браком: главное — принимают ли его оба супруга.

Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в крупном городе на выборке из 300 пар 1983 , сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. От этого решения зависит стиль отношений в семье — традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. По наблюдению Т. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины зачастую недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Автор подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье. Дружинин рассматривал три «измерения» отношений в семье: доминирования-подчинения, ответственности и эмоциональной близости. Он полагал, что субъект доминирования и ответственности совпадают в одном лице.

Вариант семьи, в которой доминирует один член семьи, а ответственность несет другой, он назвал «эксплуатирующей» семьей. Он отмечал, что, вероятно, наиболее стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти — одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. Впрочем, он подчеркивал, что речь идет лишь о теоретической конструкции и ни о чем более. Советскую семью он рассматривал как аномальную, поскольку ответственность в ней несет мать, она же зачастую и доминирует. Для стабильности брака имеет значение также согласованность так называемых межличностных ролей — своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей. Как и социальные роли, межличностные могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии. Например, жена желает быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки. Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть: а «узаконены» членами семейного союза, б одобряемы, поддерживаемы и дополняемы если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель» Ковалев С. Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта: 1. Аффективный эмоциональная составляющая отношений.

Когнитивный степень их понимания. Поведенческий непосредственно реализующееся в них поведение. Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции. Интеграция — это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни, Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям. Социально-функциональными механизмами интеграции семьи Э. Эйде- миллер и В. Юстицкий 1990 называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущих к формированию и развитию просемейных мотивов то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее , которые способствуют снятию отрицательных, фру- стрирующих переживаний, тревоги, стрессов и разрешению внутренних и межличностных конфликтов. Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная семья реагирует на трудности, фрустрации. Если в семье не действуют или нарушены эти механизмы, то трудности выступают как фактор, разрушающий семью, ослабляющий ее прочность. Напротив, при эффективном действии описываемых социально-функциональных механизмов те же трудности становятся источником дальнейшей интеграции семьи, еще большего ее сплочения Эйдемил- лер Э.

В 1980-х годах Ю. Олейником было проведено исследование уровней совместимости в молодой семье в рамках комплексной программы по изучению психологических аспектов семейно-брачных отношений лаборатории дифференциальной психологии Б. По рабочему определению данного исследования, молодой считается семья, супружеский стаж которой не превышает 3 лет, а возраст супругов 25 лет. По мнению Ю. Олейника, молодая семья проходит этапы своего развития: период подготовки к вступлению в брак, причем границами этого периода считаются, с одной стороны, подача заявления в отдел ЗАГСа о желании вступить в брак, а с другой — официальная регистрация брака. После первого этапа развитие семьи может пойти по пути упрочения отношений Ю. Олейник назвал его этапом благополучного молодоженства или по пути их дезорганизации, рассогласования, приводящего в результате к разводу этап конфликтного молодоженства, по терминологии автора. Изучались пары, подавшие заявление о желании вступить в брак всего 20 пар и две группы супружеских пар со стажем от 1 до 3 лет благополучные семьи и разводящиеся по причинам психологического характера супруги. В исследовании Ю. Олейника были получены следующие результаты: 1.

При сходстве характеров партнеров в паре женщины более адекватно оценивают своего партнера. Психологическая удовлетворенность мужчин, вступающих в брак, выше, если характеры партнеров сходны. В благополучных семьях психологическая удовлетворенность одного из партнеров тесно связана с удовлетворенностью другого. Так как семьи благополучные, то подобная связь понятна: чем больше супруги удовлетворены друг другом, тем большим благополучием характеризуются их семейные отношения в целом.

Презентация на тему Супружеские взаимоотношения

Роль мужа предполагает восхищение женой и рыцарское отношение к ней, ответную романтическую любовь и нежность, обеспечение ее средствами для нарядов, развлечений, проведение досуга с женой. Роли партнеров требуют как от мужа, так и от жены определенного экономического вклада в семейный бюджет, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности. От мужа необходимо еще и принятие равного статуса положения жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений. От жены — готовность к отказу мужа от рыцарства супруги равны , равной ответственности за поддержание статуса семьи, а в случае развода и отсутствия детей — отказ от материальной помощи. Для стабильности брака важна согласованность не только социальных, но и межличностных ролей. Если супруги начинают строить свои взаимодействия только на социально-ролевой основе, забывая о том, что для супружества как союза двух неповторимых личностей, отличающихся друг от друга индивидуальным своеобразием, значение собственно межличностных отношений крайне велико, то это может привести к распаду брака. Дело в том, что подобные «жесткие» взаимодействия «Я муж, ты жена, и этим все сказано! Психотерапевт А. Добрович полагает, что супружеские отношения строятся на основе модели, усвоенной человеком в детстве, в его собственной семье. Отношения между мужем и женой могут соответствовать одной из следующих четырех моделей: отец — дочь, мать — сын, брат — сестра, приятель — приятельница.

Какая модель обеспечивает высокую прочность брака? Для некоторых мужчин весьма удобна модель мать — сын: жена должна играть роль матери по отношению к мужу. Не так уж много женщин, с радостью соглашающихся на эту роль. Модель отец — дочь им нравится куда больше: мужу предписывается роль отца-покровителя. Не все мужчины любят и, надо сказать, не все могут выступать в этой роли. Возникает ролевой конфликт — основная причина распада супружеской пары. Модель приятель — приятельница заведомо непригодна для создания семьи: она с самого начала предполагает отсутствие четких взаимных обязательств. Поэтому, считает А. Добрович, модель брат — сестра наиболее приемлема в гармоничных супружеских отношениях: с сестрой или братом , поссорившись, не разойдешься.

Привязанность сильней любой обиды, и эта привязанность помогает искать пути к примирению, приучает терпеть недостатки другого человека, позволяет объективно разобраться в сложных семейных проблемах, найти точки соприкосновения. Когда в семье есть настоящая любовь, люди становятся друг для друга всем, поскольку в мужском и женском складе души всегда сохраняются различия, притягивающие один пол к другому и обеспечивающие взаимное дополнение характеров. Когда в отношениях двоих принята естественная и непринужденная смена ролей, это делает их общение подлинно духовным. Муж в такой семье выступает не только в традиционной роли покровителя отца, старшего брата, наставника , но подчас делится с женой своими невзгодами и неудачами, не стыдясь выглядеть слабым, ища и находя сочувствие и одобрение. Жене в такой семье позволен весь спектр традиционно женских ролей — от «капризной девочки» до «мудрой матери». Оба понимают, как важно любимому человеку быть в полной мере самим собой, то есть проявлять все грани своего Я. Семья в этом случае становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Психолог Г. Дейнега утверждает, что в счастливых, удачных семьях между супругами значительно больше сходства в понимании своих семейных ролей, если им удалось продуктивно решить проблему ролевых психосексуальных предпочтений.

Именно из сферы сексуальных отношений супруги в последующем переносят те или иные модели ролевого поведения в другие области семейной жизни. Каждой молодой семье в качестве значимых приходится решать тонкие проблемы, связанные с психосексуальным или психологическим взаимодействием. Эти проблемы не так легко распознать, потому что проявляются они всегда одинаково — это смутное недовольство происходящим, раздражение, ощущение душевного дискомфорта. У каждого из супругов появляется смутное чувство: что-то в их отношениях не правильно, что-то «не так». Специальные исследования показывают, что многим из нас свойственны бессознательные предпочтения определенных ролевых позиций в общении с другими людьми. Кто-то из нас постоянно претендует на роль хозяина, кто-то на роль князя разница между хозяином и князем существенна: князь претендует на особый почет, почтение. Существует ориентация на роль слуги или раба человека полностью зависимого, нуждающегося в опеке и руководстве. Существуют люди, которые чувствуют себя комфортно в основном в роли экспериментатора или созерцателя. Кто-то претендует на роль пажа, кто-то на роль любовника.

Наконец, есть ориентации на роли обманщика плута и друга. У кого-то есть потребность быть в роли ребенка или отца. Каждому из этих мужских вариантов существуют соответствия в женских ролевых предпочтениях: есть женщины, предпочитающие быть хозяйками, княжнами, служанками, экспериментаторами, любовницами, мошенницами, матерями или дочками. Дейнега считает, что многим из нас хочется вести себя в соответствии с одной из перечисленных ролей.

В патриархальной семье мужчина не только распоряжается всем имуществом, но и несет ответственность за жену и детей. Когда появилась патриархальная семья?

На Руси традиционные отношения между мужем и женой получили распространение с приходом христианства. Патриархальное устройство семьи было во многом обусловлено религиозными нормами и функцией мужчины как главного добытчика. На протяжении многих веков эта форма отношений была единственным способом организации быта. Сейчас патриархальная семья распространена в основном в странах с традиционным экономическим укладом, где преобладает физический труд. Особенности патриархальной семьи Для традиционного типа семейно-бытовых отношений характерно наличие нескольких отличительных признаков. Чтобы понять, что представляет собой патриархальная семья, нужно знать ее особенности и характер взаимодействия между супругами и детьми.

Самым главным отличительным признаком является лидирующая позиция мужчины во всех вопросах, касающихся дома и быта. Характеристика патриархальной семьи включает в себя еще несколько особенностей, которые определяют ее устройство. Признаки патриархальной семьи Главными отличительными характеристиками являются: Патрилинейность. Передача всего имущества, званий, титулов происходит только по мужской линии. Абсолютная власть и ответственность отца. Глава патриархальной семьи не только распоряжается всем имуществом, но и отвечает за жизнь и здоровье супруги, детей и других родственников.

Черты патриархальной семьи обязательно включают в себя наличие у супругов более одного ребенка. Женщина целиком посвящает себя рождению и воспитанию детей. Патриархат в семье способствует тому, что ребенок рано становится самостоятельным и приучается к домашнему труду. Еще одним признаком является проживание нескольких поколений людей под одной крышей. При этом отец — глава семьи и самый старший мужчина в роду. Жена, дети и другие младшие члены семьи должны беспрекословно подчиняться главе и выполнять все его требования.

Власть старшего мужчины не обсуждается и принимается безоговорочно. Для патриархальной семьи характерна религиозность и строгое следование канонам. Глава семьи должен полностью обеспечивать всех членов едой, одеждой и другими необходимыми благами.

Обычно такой миф возникает, когда семья переживает экономические, социальные трудности и вынуждена сплачиваться для борьбы с внешними стрессами. В такой семье могут существовать правила: "Дом - наша крепость", "Один за всех - все за одного", "Разлучаться нельзя", "Окружающий мир опасен, полон врагов". Варга пишет о том, что любой народ переживший геноцид считает, что выжить можно только вместе, и тогда миф про дружную семью становится очень популярным. В странах, где много лет не было войны, этот миф исчезает.

А в странах, где происходили социальные катаклизмы, он очень актуален. Если уже нет необходимости сплачиваться, преодолевая трудности, но эти правила все же продолжают существовать в семье и переходят в последующие поколения, то у членов семьи становится меньше свободы для самореализации, семья становится конфликтной, плохо функционирующей. Миф "Семья героев" характерен для тех семей, чьи предки сумели выжить в тяжелых условиях, совершая героические поступки. Например, это может быть в семьях военных, которая всю жизнь переезжали из страны в страну, из города город, участвовала в военных действиях. У членов семьи появляется потребность преодолевать трудности, и если их нет, то они сами их себе создают. Эти "надуманные, вымышленные" трудности будут проблемой для семьи. Какой драматический жанр предполагает этот миф?

Герои существуют в трагедиях, их не бывает в комедиях. Должны быть определенное восприятие жизни и определенное правило про то, какие эмоции подобает испытывать. Героям подобает испытывать очень сильные чувства. Герои не чувствуют огорчения - они чувствуют отчаяние. Нет радости - есть ликование, нет печали - есть горе. Обычно такие семьи отличаются максимализмом, категоричностью, резкими, полярными переживаниями: сумасшедшая любовь, страсть, сильная ревность, страшное горе. Часто такие люди помнят обиды, могут годами не разговаривать друг с другом.

Миф о "Спасателе" весьма распространен в нашей культуре, часто встречается в алкогольных семьях. Роли в этих семьях распределены так, что один из супругов гиперактивен, другой, наоборот, находится в пассивной позиции и пассивно сопротивляется любым переменам.

Мнение людей из дальнего и даже ближнего окружения кроме мужа!!! С мужем надо все проговаривать, просить, убеждать, привлекать , которые осуждают, винят за отказ тащить на себе это все и еще немного, — просто игнорировать. Использовать современные технические достижения, которые берут на себе некоторые функции, которые «раньше» брала на себя прислуга. Более эффективные, но сложные способы решения проблемы: Организовывать жизнь семьи как команды, системы. Здесь мама выступает в роли менеджера-управляющего, где семья — действительно команда, а не поле, которое должна вспахать неключимая мама-рабыня, сама себя рабыней объявившая. Распределять занятости и обязанности в зависимости от конкретной ситуации, в зависимости от возможностей, характеров, умений всех членов семьи, а не по таблице «якобы традиционных ролей».

Ну и конечно, при малейшей возможности, если все же хочется выполнить в одной семье все и сразу, — нанимать помощников. Не только няню, и не на часик, а многих вообще-то надо и лучше с проживанием — было бы где проживать. Ну или на часик кого-то приглашать. Нанять помощников — это не значит «стать плохой хозяйкой». Это, собственно, стать хозяйкой, а не работницей в собственном доме. Но у большинства из нас, к сожалению, просто нет финансовой возможности это осуществлять. Ну что поделать — смотрим предыдущие пункты решений или ищем еще какие-нибудь свои решения. Важное добавление: при этом для многодетной матери, да и просто матери, абсолютно необходимо достаточно спать и отдыхать, элементарно заботиться о своем здоровье.

Это прямо база. Подо все эти конструкции. Будем считать сон и отдых «ножками» мамы-схемы. Не только неправильно, но и невозможно — построить семью самой. Это строительство осуществляется не одним, а двумя. А вернее — тремя И напоследок еще одно важное традиционное основание — смирение. Понимание того, что на тебе свет клином не сходится. Понимание того, что ты человек, и слабый человек, с ограниченными физическими, душевными и духовными возможностями.

Сосуд, кстати, немощнейший, а не всесильная всематерь. И еще сюда же: не только неправильно, но и невозможно — построить семью самой. Это строительство осуществляется не одним, а двумя, а вернее — тремя: ведь мы помним, Кто именно — глава христианской семьи? Чтобы главные роли были главными и чтобы они — были Во всей этой истории с ролями и занятостями есть два особенно важных момента. Если не поставить христианские ценности на первое место, они неизбежно уйдут на второй план, а на первый выйдут задачи бытовые Первый момент: христианские семьеустроительные ценности молитва, богослужение, жизнь в ритме жизни Церкви, забота об отношениях с мужем и воспитание детей в вере обязательно должны стать заявленной и реальной доминантой. Если не поставить их на первое место, они неизбежно уйдут на второй план. Когда дел и задач слишком много — в реальности на первый план выйдут задачи бытовые, самые тяжелые и с понятным, видимым, простым результатом, а высшие, истинные ценности… будет просто «не до этого». Когда задач слишком много, мы становимся белками в колесе, бегаем по кругу, устаем и сходим с ума — уже не понимая, куда именно и зачем именно бежим.

Когда задач слишком много, а главное не выделено как главное — у нас просто не хватает сил и времени на это самое главное. Не успеваем молиться сами вместе с детьми — потому что домашние задания не сделаны, потому что известковый налет в ванной не выведен. Не идем на литургию в воскресный день, потому что надо мыть окна, красить забор, делать с ребенком презентацию по окружающему миру. Не выделяем силы и время на общение с супругом, не уделяем внимание этой драгоценности, фундаменту жизни дома, основанию воспитания наших детей — потому как об этих «розовых соплях» некогда думать замотанной матери. Когда главное не на первом месте — на первое место обязательно встает второстепенное, переворачивая всю жизнь с ног на голову. Концентрат этой перевернутости — в анекдоте. Переговоры полиции: — Вы по вызову подъехали? Что там?

Муж пришел домой, прошел по только что вымытому полу в грязной обуви. Жена ударила его пять раз сковородкой. Труп сфотографировали? И второй момент. Мы ведь говорим о ситуации, в которой христианское учение — ценность, и вообще семья — ценность? В таком случае, конечно же, недопустима ситуация, в которой у женщины-жены-матери две ручки: первая — беременность с родами иначе просто разговор не о матери , а вторая — холить и лелеять одну себя, лишь себя объявить ценностью. Пользуясь выражением святителя Тихона Задонского , это наши должности христианские. Если мы строим христианскую семью, то это — не по выбору, это — по долгу, если мы считаем себя христианками и строим христианскую семью.

Отказываясь от этих ручек, считая их неважными, не объявляя самой себе их хотя бы в качестве задач, даже с ловким выполнением всех остальных задач-ролей мы не построим христианскую семью. Не посвящая самих себя, свои семьи, свои жизни Богу — не построим. Не посвящая самих себя, свои семьи, свои жизни Богу, мы не построим христианскую семью. Зато с Богом — построим обязательно Зато с Богом — построим обязательно. Наш Спаситель, Хозяин и Глава нашей семьи, у Которого мы просим благословения на брак во время обручения и венчания, наш Помощник и Покровитель обязательно поможет нам всем вместе устроить дом — по Его заповедям, по Его учению. С Его помощью мы можем построить ту самую традиционную семью — христианскую семью. Такую, которая, по учению святителя Иоанна Златоуста, — малая Церковь, место служения Богу на земле; город-государство, которым заботливо управляет папа — царь, а помогает ему мама — второй по чести царь «без диадемы»; войско, в котором папа — снова император, а мама — военачальник-стратег.

Структура семьи и роли супругов

С течением времени супружеские роли в семье стали формироваться и изменяться, а значит, их возникновение имеет глубокие исторические корни. Этот способ распределения ролей идеально подходит для двух сильных личностей, ни одна из которых не намерена отдавать бразды правления. В зависимости от того, кто из половин занимает пост главы, и разделяют виды семейных взаимоотношений. Именно в семье дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Американский социолог К. Кирпатрик предложил следующую классификацию супружеских ролей: традиционные, товарищеские роли партнеров. Американский социолог К. Кирпатрик предложил следующую классификацию супружеских ролей: традиционные, товарищеские роли партнеров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий