Начиная с 2020 года вклад человеческого капитала в ВВП России стал отрицательным.
Россия опередила Китай в мировом рейтинге развития цифровой экономики
Новые меры поддержки семей и перспективы повышения индекса человеческого капитала Орёл | ухудшения здоровья, образования. |
Что такое человеческий капитал и как его развивают. Объясняем простыми словами | World Bank staff calculations based on the methodology described in World Bank (2018). |
Новые меры поддержки семей и перспективы повышения индекса …
Отдельно осуществляется унификация результатов тестирования. Процедура сложная, ей посвящена исследовательская работа в этой области. Для оценки состояния здоровья высчитывают долю низкорослости у детей в возрасте до 5 лет сведения для расчётов берут из базы Совместной оценки уровня детского недоедания. Выживаемость взрослых определяют по доле 15-летних, способных дожить до 60-летнего возраста, на основании данных о смертности.
Вычисления проводятся поэтапно, и порой получить результаты непросто, поскольку какие-то сведения по тем или иным странам могут быть неполными либо вовсе отсутствовать. Однако по ним уже можно судить о динамике и делать прогнозы. Правда, здесь надо сказать, что сведения для расчётов по всем странам собирались до начала весны 2020 года, то есть до начала пандемии.
Рейтинг стран по ИЧК Список стран с их показателями индекса человеческого капитала регулярно публикует Всемирный банк. Чем больше значение показателя, тем лучшие условия созданы в стране для полноценного развития человека с первых дней его жизни. То есть ему доступно достойное питание, здравоохранение и т.
Процентное значение в данном случае говорит о том, насколько человек использует свой потенциал из возможных. Здесь надо сказать, что в рейтинге стран индекс человеческого капитала может обозначаться величиной от 0 до 1, где 1 — это максимальная производительность труда, которой бы удалось достичь при созданных условиях, а 0,4 либо 0,9, как у Сингапура, — фактическая.
Этот коэффициент у нас равен 0,99.
Из каждых ста новорожденных до 5-летнего возраста доживает 99 младенцев. Ожидаемая продолжительность обучения детей в Российской Федерации — 13,8 года. Этот показатель на уровне ведущих государств.
Даже у США меньше — 13,3 года. Так же обстоят дела и с оценкой школьного образования. Здесь Россия набрала 538 баллов.
Это седьмой результат. Удивление вызывает то обстоятельство, что в графе количество детей младше 5 лет с задержкой в развитии у России стоит прочерк. Всемирный Банк не смог оценить этот показатель в виду недостаточного объема информации.
Но даже несмотря на такой пробел место России в рейтинге стран по Индексу человеческого капитала оказалось достаточно высоким. Эксперты Всемирного Банка отнесли нашу страну к группе государств со средним уровнем доходов. Причем, расчёты проводились по паритету покупательной способности ППС.
Для России у специалистов ВБ эта цифра оказалась равной почти 24 тыс.
Основной вклад в различие между странами с низким и высоким уровнем дохода вносят вариации в количестве и качестве школьного образования. Если разница между этими группами стран составляет 33 процентных пункта, то на образование приходится 25 из них. Еще одно различие, заметное на глобальном уровне,— между мальчиками и девочками. Результат РФ соответствует среднему показателю по странам региона Европы и Центральной?
Азии и является третьим показателем в мире среди стран с аналогичным уровнем доходов.
Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель Индекса. Эталонное значение Индекса для страны, в которой родившийся сегодня ребёнок может рассчитывать на полноценное здоровье и полный курс образования, составит 1. Соответственно, значение 0,70 свидетельствует о том, что будущая производительность родившегося сегодня ребёнка будет на 30 процентов ниже той, на которую он мог бы рассчитывать, пройдя полный курс образования и имея полноценное здоровье. Поскольку методология исследования основывается на научных работах по учёту результатов экономического развития, Индекс связан с реальной разницей в величине дохода, который может быть получен в стране в долгосрочной перспективе. Так, если страна имеет показатель 0,50, это означает, что валовой внутренний продукт ВВП на одного работника мог бы быть вдвое выше, если бы страна достигла эталонного показателя полного курса обучения и полноценного здоровья. Включённые в Индекс компоненты состояния здоровья и уровня образования используются в сочетании, которое, судя по данным проведённых эмпирических исследований на микроэкономическом уровне, отражает их вклад в уровень производительности и накопления общественных благ. При этом выбор компонентов Индекса направлен на измерение человеческого капитала следующего поколения, а не на фонд человеческого капитала, которым располагает нынешнее экономически активное население, и который в значительной мере был предопределён политическим выбором, сделанным десятки лет назад, когда нынешние работники ещё были учащимися. Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится на сайте проекта. Там же имеется доступ к информационной системе, которая позволяет получать данные в форме графиков и таблиц, как по одной или нескольким странам, так и сравнить страны по выбранным показателям.
Результаты исследования В этом разделе представлен актуальный периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по Индексу человеческого капитала.
Human Development Insights
В 2010-е годы заметно снизился приток на рынок труда молодых специалистов, а значит, замедлились и темпы изменений среднего уровня образования. Начавшееся в 2014 году снижение доходов населения ограничило возможности для роста индекса человеческого капитала. Ресурсы для получения более качественного образования оказались ограниченными. А улучшение показателей здоровья стало требовать более решительных преобразований в сфере здравоохранения, формулирует Авдеева.
Такие выводы исследований будут представлены в июне в Высшей школе экономики ВШЭ , пишет Независимая газета. Согласно приводимым расчетам, в 2000—2003 годах вклад человеческого капитала в экономику страны составлял в среднем отрицательные 0,2 процентных пункта п. Это было связано с тем, что повышение уровней образования работников не было компенсировано ухудшением показателей здоровья населения после кризиса 1998 года. В 2010-е годы заметно снизился приток на рынок труда молодых специалистов, а значит, замедлились и темпы изменений среднего уровня образования.
По его словам, уязвимые группы населения, включая учащихся из неблагоприятной социально-экономической среды и учащихся с ограниченными возможностями, будут продолжать отставать по показателям. Он пояснил, что спад уровня человеческого капитала будет отличаться в зависимости от социально-экономических условий ребенка. Руководитель программ по человеческому капиталу Всемирного банка по Центральной Азии Сусанна Айрапетян заметила, что разрыв успеваемости между наиболее богатыми и бедными студентами, начиная с 2010 года не перестает снижаться. Это является положительным фактором. Таким образом, бедность не должна являться препятствием для успеваемости, и каждый ребенок при должной политике государства в плане обеспечения качественным образованием может иметь хорошие результаты. Представитель Центра исследований и консалтинга CRC Куаныш Жаиков считает, что при расчете индекса человеческого капитала были недооценены два важных фактора, которые выходят за пределы образования и здравоохранения: ценности внутри общества и пространственный аспект. Особенно если мы смотрим через призму модернизации стран. Такие выводы были сделаны на основании проведенного его организацией анализа.
Данные для расчета индекса собирались до марта 2020 года, поэтому он отражает уровень человеческого капитала до начала пандемии. Читайте также:.
Россия опередила Китай в мировом рейтинге развития цифровой экономики
Список стран по индексу человеческого развития — Википедия | Всемирный банк установил и впервые применил Индекс человеческого капитала в 2018 году. |
Всемирный банк отнес Россию к десятке стран с лучшими показателями здоровья и образования - ТАСС | На заметку: • Индекс человеческого развития – интегральный показатель, рассчитываемый для сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. |
Всемирный банк представил индекс человеческого капитала за 2020 год - новости | Такие оценки содержатся в поступившем в РБК докладе "Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала". |
В России снижается вклад человеческого капитала в экономику
ИЧК-2020 также содержит ссылки на индекс человеческого капитала в зависимости от социально-экономического положения людей (СЭП-ИЧК). Россия по индексу человеческого капитала в области цифровизации заняла девятое место (64,1), обогнав Израиль, США и Китай. Российский показатель оказался выше, чем средние данные в странах ЕС, пишет РИА Новости. Всемирный банк вносит свой вклад в исследование потенциала стран мира, составляя регулярно их рейтинг по индексу человеческого капитала.
Вклад человеческого капитала в ВВП страны стал отрицательным
Позиция Беларуси по индексу человеческого капитала | Новости Беларуси|БелТА | Индекс человеческого капитала впервые был опубликован в 2018 году. Главная Новости Лента новостей Макроэкономика Россия вошла в десятку стран с самым заметным прогрессом в показателях человеческого капитала. |
Modern Diplomacy: Россия в десятке лидеров по развитию человеческого капитала | С 2020 года в России фиксируется отрицательный вклад человеческого капитала (ЧК) в ВВП. |
Эксперты ВШЭ проанализировали вклад человеческого капитала в экономику России | В феврале 2019 г. агентство «РИА Новости» опубликовало результаты исследования регионов по качеству жизни. |
Ученые вывели формулу «Индекса человеческого капитала» | Данные по Индексу человеческого капитала были впервые опубликованы Всемирным банком в 2018 году и отражают траекторию развития ребёнка от момента рождения до достижения 18-летнего возраста, поясняется в статье. |
Заседание ЦДУ: “Роль секторов человеческого капитала в формировании экономической динамики“ | Например, индекс человеческого капитала за 2020 год в России, составляющий 68%, вырос по сравнению с данными прошлых лет. |
Разбор исследования «2023 Global Human Capital Trends» от Deloitte
ухудшения здоровья, образования. Пять презентации о человеческом капитале в России и его состоянии. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен дать. Результаты исследования качества человеческого капитала в мире (Индекса развития человеческого капитала — 2015, Human Capital Index 2015), которые второй раз спустя два года опубликовала аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ). Такие оценки содержатся в поступившем в РБК докладе "Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала". В Индекс человеческого капитала 2020 года включены данные о состоянии здоровья и образовании по 174 странам, на которые приходится 98 процентов населения мира.
Вклад человеческого капитала в ВВП России стал отрицательным
Авдеева предлагает использовать не традиционные показатели качества труда, которые использует Минэкономразвития, а "индекс человеческого капитала". Ниже представлен краткий обзор каждой страны по основным показателям уровня развития общества и человеческого капитала, согласно которым они были ранжированы в рейтинге «Индекс Развития Общества 2023» среди стран СНГ. Индекс развития человеческого капитала на Дальнем Востоке, разработанный аналитическим центром АРЧК ДВ совместно с ВЦИОМ и Минвостокразвития России, поможет в реализации социальных программ. В феврале 2019 г. агентство «РИА Новости» опубликовало результаты исследования регионов по качеству жизни.
Рейтинг стран мира по Индексу человеческого капитала
Серьезное влияние на экономический рост оказывают инвестиции в образование. И в последние годы Россия наращивает расходы на эту сферу. При этом, по мнению экспертного сообщества, в условиях современной экономики важно повышать цифровую грамотность школьников, развивать их коммуникативные и социальные навыки, уделять внимание системам дошкольного и внешкольного образования, стимулировать непрерывное образование, а также информировать граждан об эффективных подходах в образовании и вовлекать родителей в процесс работы школ. Подробно участники дискуссии обсудили вызовы, которые стоят перед системой здравоохранения — увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения. Эксперты пришли к выводу, что для решения поставленных задач необходимо выстроить комплексное многосекторное взаимодействие между разными социальными службами для предоставления помощи малообеспеченным категориям граждан, настроить координацию работы специалистов разных областей медицины для принятия более быстрых и точных решений, сформировать информационное поле для обмена опытом и знаниями.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Скачать презентацию: Медиа-кит При перепечатке или цитировании материалов сайта Myeconomy.
Российская Федерация — среди стран-лидеров в индексе с точки зрения улучшения своих результатов, однако при этом сохраняются нерешенные проблемы, ипредстоит сделать еще очень многое, чтобы улучшить абсолютные значения показателей, входящих в ИЧК», — комментирует директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн. Индекс человеческого капитала впервые был опубликован в 2018 году. Он анализирует траекторию развития ребенка от рождения до достижения им 18-летнего возраста. Рассматриваются такие критически важные показатели, как вероятность достижения ребенком пятилетнего возраста, ожидаемая продолжительность обучения в начальной и средней школе с поправкой на качество образования, показатели отставания в развитии, а также вероятность того, что лица в возрасте 15 лет доживут до 60 лет. Вместе с тем внутри региона ситуация весьма неоднородна, указывают экономисты.
Данная тенденция особенно ярко выражена на территории Российской Федерации с ее высоким уровнем дифференциации социально-экономического развития в региональном разрезе. Управление эффективным накоплением и распределением человеческого капитала должно стать для России одной из приоритетных задач в условиях реализации политики перехода на инновационное и высокотехнологическое развитие. Вместе с тем выработка действенных механизмов для реализации данной задачи невозможна без оценки величины накопления человеческого капитала в региональном разрезе в том числе анализа динамики накопления. Вышеизложенное обуславливает актуальность данного исследования, посвященного анализу накопления человеческого капитала в регионах Российской Федерации и тенденций в изменении его величины. Многообразие представленных в научной литературе трактовок понятия «человеческий капитал» обусловило необходимость уточнения данного понятия, что было сделано авторами в работе [1] Minaev, Zharova, 2021. Таким образом, в рамках данного исследования под человеческим капиталом авторы понимают сформированную в результате инвестиций совокупность знаний, умений, навыков и компетенций человека, используемую им для удовлетворения собственных и общественных потребностей посредством реализации в процессе трудовой деятельности. Так, для Российской Федерации были произведены расчеты величины человеческого капитала и проанализированы тенденции его накопления в работах [2] Kapeljushnikov, 2012 , [3] Nureev, 2009 , [4] Kurgansky, 2011 , [5] Ioncev, Magomedova, 2015 , [6] Iontsev, Ryazantsev, Iontseva, 2016 , [7] Ketova, Romanovskij, Rusjak, 2019 , [8] Bukina, Odincova, Orehovsky, 2020. Вместе с тем необходимо отметить, что в большинстве представленных работ человеческий капитал анализируется через анализ тенденций в миграционных процессах и выражается через количественные характеристики миграционных потоков населения. Однако, на наш взгляд, данный подход не отражает реальной величины человеческого капитала и динамики ее изменения. В международных исследованиях общие тенденции в накоплении человеческого капитала в России частично представлены в работе [9] Artuc, Docquier, Ozden, Parsons, 2015. Стоит отметить, что международные оценки величины человеческого капитала, в том числе и для Российской Федерации, ежегодно представляются в докладах, публикуемых Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР и группой Всемирной банка [1], в рамках их проекта по развитию человеческого капитала. Отечественными учеными также предпринимаются попытки оценить человеческий капитал в региональном разрезе.
Эксперты ВШЭ проанализировали вклад человеческого капитала в экономику России
Также было установлено отсутствие должного уровня корреляции динамик показателей человеческого капитала с динамикой результатов инноваций в группе исследуемых стран. На основе результатов исследования был сделан вывод о наличии структурных проблем в отдельных показателях человеческого капитала развивающихся стран. Также было дано объяснение тому факту, что в некоторых странах, включая Россию, показатель человеческого капитала сильно превосходят показатель результатов инноваций. В работе исследуются взаимосвязи между индикативными показателями. Ввиду этого, результаты исследования имеют отношение к сфере государственного управления и общественного контроля. Исследованные показатели отображают динамику развития инновационной системы страны и позволяют соотносить разные экономики в рамках данной сферы.
Также в Грузии фиксируется один из самых высоких показателей заболеваемости неинфекционными заболеваниями в Европе и Центральной Азии, высокие расходы на здравоохранение и влияние пандемии коронавируса». Всемирный банк указывает, что Грузия должна «повысить уровень и эффективность расходов на социальную сферу, сделать социальные расходы более справедливыми, пересмотреть процесс децентрализации, повысить эффективность механизмов контроля, оценки и обратной связи, используя новые возможности». Индекс человеческого капитала ИЧК — показатель, помогающий измерить человеческий капитал, который родившийся сегодня ребенок может накопить к 18-летию. Он дает оценку роли здоровья и образования в производительности труда следующего поколения работников.
Стоит отметить, что международные оценки величины человеческого капитала, в том числе и для Российской Федерации, ежегодно представляются в докладах, публикуемых Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР и группой Всемирной банка [1], в рамках их проекта по развитию человеческого капитала. Отечественными учеными также предпринимаются попытки оценить человеческий капитал в региональном разрезе. Так, в работах [10] Grachev, Donichev, Malkova, 2016 , [11] Grachev, 2018 , [12] Anichin, Vashhejkina, 2018 , [13] Kappusheva, 2017 , [14] Vlasyk, Stroev, 2017 , [15] Mazelis, Lavrenyuk, 2017 представлены оценки уровня человеческого капитала в регионах и федеральных округах России, полученные на основе использования представительного подхода индексный метод через расчет составных элементов человеческого капитала, варьирующихся в исследованиях. Необходимо отметить, что оценки, полученные с помощью индексного подхода, не дают стоимостной оценки величины человеческого капитала, что ограничивает возможности анализа взаимосвязи с показателями социально-экономического развития регионов. Получаемые таким образом оценки применимы в основном для классификации и ранжирования регионов. Также стоит отметить работы [16] Shabunova, Leonidova, 2011 и [17] Mikhaleva, 2018 , в которых напрямую не измеряется величина человеческого капитала, но тенденции в его накоплении в региональном разрезе отражены через анализ прокси-показателей, непосредственно связанных с человеческим капиталом обеспеченность местами системы высшего образования; половозрастной состав рабочей силы; интегральные оценки качества жизни в российских регионах и другие. Вместе с тем такой подход к анализу накопления человеческого капитала не дает достоверного представления о качественных и количественных изменениях непосредственно его величины. Кроме того, в ряде работ, например в работах [18] Grinenko, 2017 и [19] Bobylev, Tikunov, Chereshnya, 2017 , уровень регионального человеческого капитала оценен с помощью индекса развития человеческого потенциала ИРЧП , применяемого международными организациями для межстранового сопоставления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отечественными учеными предпринимаются попытки провести оценку регионального человеческого капитала и проанализировать тенденции в его накоплении. Однако представленные исследования характеризуются разнородностью методического аппарата, что порождает необходимость проведения сопоставления полученных результатов и оценки их достоверности. Также стоит отметить, что исследования, содержащие стоимостную оценку величины регионального человеческого капитала, представлены в недостаточной степени. Таким образом, в представленном исследовании авторами была поставлена цель рассчитать величину и проанализировать динамику накопления человеческого капитала в регионах Российской Федерации в условиях технологических сдвигов и перехода к цифровой экономике.
Якутия — один из тех немногих российских регионов, где даже в самые сложные годы сохранялся естественный прирост населения.