Подробное объяснение иконографии образа "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных", читает протоиерей Влади. Андрея Критского произошло историческое событие – была освящена первая с момента прославления икона священномученика Сергия (Дружинина), епископа Нарвского, бывшего. 10 октября храму Сошествия Святого Духа села Шкинь Коломенского района передан список (копия) иконы "Всех святых, новомучеников и исповедников российских". В Сызранской епархии освятили икону сызранских новомученников иеромонаха Нифонта (Выблова) и графа Александра Медема.
В Александро-Невском соборе Барнаула появилась первая в крае икона с образами святых юристов
Икона является списком с ранее созданного образца, но включает ряд новых разработок и дополнений как в художественном плане, так и в технике. Лики святых имеют большее портретное сходство, сохраняя при этом каноничность изображения. При работе с ликами использовались фотографии и другие архивные материалы.
Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир Богоявленский , митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим Чичагов , митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим Звездинский , епископ Дмитровский; Петр Зверев , архиепископ Воронежский; Афанасий Сахаров , епископ Ковровский; Дамаскин Цедрик , епископ Стародубский; Серафим Самойлович , архиепископ Угличский; Фаддей Успенский , архиепископ Тверской; Гермоген Долганев , епископ Тобольский; Андроник Никольский , архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий Гулевич , епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 годов.
Однако святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян.
Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее — священноисповедник архимандрит Сергий Сребрянский , духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия Шеина , протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.
В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены, и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в небольшие группы по два-три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален. В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие ее части.
Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом. Его образ завершает вертикаль: царственные мученики — престол — крест — купол храма.
Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути. В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые десятого — девятнадцатого веков. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир.
Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками. Для этого выбраны наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых, как характеризующие свидетельство Церкви о вере в наибольшей полноте и очевидности. Поэтому нужно было уйти от частного, преходящего и временного, что достигается использованием знаковой системы древней иконописи.
Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся в русской истории знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости — многочисленным чином святых мучеников. На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные.
Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках.
Самым страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с XV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым.
На острове Анзер находилась лагерная больница, пользовавшаяся не менее мрачной известностью. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову в схиме — Иисус явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына.
Сооружение храма на значительной высоте было очень трудным делом, но старец Иисус выполнил благословение Пресвятой Богородицы, а спустя 200 лет гора стала подлинной Голгофой для тысяч православных людей. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр Зверев. На иконе он изображен почивающим в земле под храмом.
Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста — удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест.
Это необычайно и потому, что на широте острова березы растут только карликовые, и это дерево является каким-то необычным исключением. Можно сказать, что Сам Господь воздвиг памятный крест анзерским мученикам, видя наше нерадение. Композиция клейма обладает большой художественной выразительностью.
Согласно иконографической системе, в которой основное содержание выносится на передний план, на переднем плане изображен расстрел заключенных. Они в нимбах, но имена отсутствуют, поскольку в них отражен массовый характер казней оставшихся навсегда неведомыми праведников. Один из великих святых ХХ века, столп Церкви.
В среднике иконы святитель Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона; он равен ему и величием своего подвига, — твердого стояния в вере, на страже законных прав Церкви вплоть до мученической кончины. Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет в одиночном заключении в разных тюрьмах.
Несколько лет он провел в заключении за полярным кругом, в никому неизвестном зимовье Хэ в устье реки Обь. Опасаясь влияния святителя Петра на верующий народ, но еще не решаясь убить его, власти запрятали святителя в самую нелюдимую глушь. В верхней части он изображен по сохранившейся фотографии, — сидящим в заключении в зимовье Хэ, рядом Ледовитый океан.
Ниже представлено убиение святого: условно изображенная тюрьма, распростертое тело старца, выразительный силуэт фигуры палача. Центром композиции является образ святителя Петра в верхней части композиции, торжественно восседающего на фоне темницы. В его облике есть царственность прославленного состояния.
Расположенный над сценой убийства, этот образ является одним из наиболее сильных отображений торжества вечной жизни среди других композиций. Временное — заключение в зимовье Хэ — перекрывается вечным: торжеством над смертью. В 1922 году святитель Вениамин и большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей.
В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием Шеиным , Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти. Желая более почтить святых, в данном случае иконописцы несколько отошли в композиции от древних традиций, дабы сохранить определенный уровень фактической действительности. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим.
Это соответствовало обычаям древности и средневековья. На высокой кафедре стоит судья со свитком. Согласно канонической традиции, текст свитка или книги соответствует моменту речи и как бы озвучивает речь говорящего: написание слова равно звуку.
На свитке в руке судьи читаются только имена обвиняемых. Этим приемом показывается, что неправедный судья невольно свидетельствует о исповедническом подвиге святых, готовых принять смерть за веру Христову.
Для «Иоанновской семьи» это напоминает комплекс строений в духе русского деревянного зодчества «Пояс Богородицы» в с.
Сура Архангельской обл. Лука Крымский говорил, что молитвами усопших праведников спасутся живущие, которые почитают их память. Нам хотелось создать и в Северо-Западном регионе такой же пояс святых мест, в которых будет возноситься молитва праведникам о нашей многострадальной Родине.
Следующее освящение иконы свмч. Вениамина — Варваринский храм в Печорах, далее отправимся в Новгородские земли. Затем, даст Бог, поедем на Валаам.
Дорогие братья и сестры! Приглашаем вас на это памятное мероприятие, которое состоится 24 мая по адресу: г. Печоры, Соборная площадь, 1.
Начало Божественной литургии в 9:00. Подготовила: Диана Колычева, редакция Pravprihod.
Можно сказать, что я выросла в художественной мастерской, сама рисовать начала буквально с 2 лет. Мама давала нам кисточки и краски для рисования на стенах большой комнаты. Мы с удовольствием разрисовывали большие плоскости стен, используя стремянку, чтобы достать повыше. Мама водила нас в Пушкинский музей, Третьяковскую галерею, приобщая к высокой культуре. Мама показывала нам альбомы по изобразительному искусству, объясняла художественный смысл произведений. Среди альбомов были издания с репродукциями икон. Мы слушали мамин рассказ о совершенстве линий, характерном цветовом решении в иконах, об их особой композиции. А еще само творчество мамы, которая в своих работах большое внимание уделяла композиционному решению, подготовило меня к пониманию иконы. В 7 лет я поступила в Краснопресненскую детскую художественную школу, а затем в Московскую среднюю художественную школу. Эта школа хороша тем, что ученики с младших классов учатся профессионально рисовать и за время учебы успевают пройти разные периоды увлечений той или иной стороной художественного творчества, тем или иным стилем.
Мы изучали рисунок, живопись, скульптуру, рисовали с утра до позднего вечера... Особую роль сыграли занятия по истории искусства: наша преподаватель, Марина Викторовна Меркулова, была верующим человеком, и она нас подвела к мысли, что икона — венец, совершенство в изобразительном творчестве. Она показывала нам на примерах, как христианское искусство брало отовсюду — из высокой античной культуры, египетской, сирийской — лишь самое лучшее. К окончанию школы я поняла, что не хочу заниматься реалистическим искусством, меня интересует только иконопись, и это как раз совпало с моим приходом к вере. Даже был некоторый кризис — я чувствовала, что не могу найти адекватного выражения своих устремлений, своей веры на языке академического искусства, а новый язык еще мной не был изучен. Она очень верила в меня, в мои художественные способности, восторгалась моим творчеством. Это очень вдохновляло меня. У нее дома собирался круг людей, которые читали и обсуждали Библию, так что Евангелие я впервые увидела именно у нее. Правда, как потом оказалось, Евангелие было и у нас дома. Мама его читала.
Я тоже стала читать, молиться своими словами, даже ходила в храм, но считала, что Крещение мне принимать рано, хотя хотела уже давно. Однажды, когда я училась в старших классах, мы со школой поехали во Псков, на раскопки и на этюды. Подруга в храме познакомилась с отцом Рафаилом Огородниковым. Съездив к нему в Порхов, она и мне предложила поехать пообщаться с этим открытым для людей священником. После беседы отец Рафаил сказал, что мне необходимо креститься, но сначала надо съездить к отцу Иоанну Крестьянкину в Псково-Печерский монастырь, за благословением. Когда я впервые увидела отца Иоанна, в голове возник образ доброго доктора, стремящегося помочь страждущим. Он сказал, когда меня надо крестить, в честь какой святой, а потом благословил после Крещения сразу причащаться приехать в Печоры. Так все было и сделано, я крестилась под Преображение у отца Рафаила и сразу же поехала в Печоры, причащалась первый раз в Успенском соборе монастыря на ранней литургии, а вечером в приемной братского корпуса отец Иоанн ждал меня на беседу. Мои воспоминания о нем — это всегда невероятная любовь его к приходящим людям, сострадание к их бедам и горячее участие. После каждой встречи я чувствовала себя будто озаренной, согретой невидимым светом.
Я стала ездить к отцу Иоанну часто, просила советов, касающихся моей жизни, показывала свои первые иконы. Он объяснял, как писать, каким должен получаться образ. Он говорил, что важно учиться рисунку, живописи, получать художественное образование, отдавая учебе все силы. В письме он писал мне, что важно, чтобы была верная рука и верное Христу сердце, тогда можно стать настоящим иконописцем. От того, как занимаюсь академическим рисунком и живописью, зависит, смогу ли я писать иконы. Мне, оканчивающей МСХШ, было тогда трудно его понять… Рисовать постановки, натюрморты — эти академические занятия казались мне скучными. Очень хотелось писать и рисовать святые образы, что я тайно и делала. Это потом я поняла, насколько важно иконописцу быть именно профессионалом, и сейчас учу студентов, обращая особое внимание на занятия рисунком, живописью, композицией... Иначе просто нельзя, не получится правильно написать икону, ведь она гораздо больше, чем академическое искусство, а значит, включает в себя и его достижения. Так и велел сказать на вступительном экзамене, что это его благословение, что он просит принять… Учеба в иконописной школе, в Троице-Сергиевой лавре меня очень поразила и вдохновила.
Моим преподавателем по иконописи была ближайшая ученица монахини Иулиании Соколовой иконописец-реставратор Екатерина Сергеевна Чуракова — глубоко верующий человек из творческой интеллигентной семьи. Ее родители учились у Валентина Серова, другом их семьи был великий художник Михаил Нестеров, который часто бывал у них дома в гостях и показывал свои эскизы к картинам.
Иконы китайских новомучеников освятили в Благовещенске
Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом во Царствии Небесном. Он служил в Петропавловском храме, поэтому икону новомучеников освятили именно там. Образ святых новомучеников еще вчера разместили над входом в храм, а сегодня, во время молебна, его освятил настоятель храма иерей Иоанн. Контакты. Главная / Святыни / Икона «Собор новомучеников Химкинского благочиния». Сербский иконописец создал для англиканского храма в Иерусалиме икону египетских мучеников, казненных террористами.
Будет ли канонизация Оптинских новомучеников, их житие и икона, молитвы
12 октября 2022 года Сергей Валерьевич Малофеев, правнук священномученика Константина Михайловского, передал в дар Покровскому храму г. Сенгилея икону своего великого предка. 26 июля 2023 года в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь была принесена икона мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца Этот дар осу. В центре иконы священномученик изображен сидящим — за образец был взят образ сидящего на престоле Спиридона Тримифийского. Это малая копия иконы, написанной для Свято-Троицкого кафедрального собора Нижнетагильской епархии.
Освящение иконы священномученика Сергия (Дружинина), епископа Нарвского.
На колокольне отсутствуют колокола, что символизирует разорение монастыря. Убийство преподобномученицы Елизаветы Федоровны и бывших с нею в Алапаевске В ночь на 5 18 июля 1918 года великую княгиню Елизавету Федоровну, ее келейницу Варвару Яковлеву вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его управделами Федором Ремезом, князьями Иоанном Константиновичем, Игорем Константиновичем и Константином Константиновичем Романовыми, а также с сыном великого князя Павла Александровича Владимиром Палеем, которого Елизавета Федоровна воспитала как родного сына, скинули в пустующую шахту под Алапаевском, после чего забросали сверху гранатами. Святые мученицы изображены в светлых, почти белых одеждах, сложившими руки на груди в знак полного смирения и покорности воле Божией. Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре Святитель Тихон был фигурантом уголовного дела его обвиняли в сопротивлении изъятию церковных ценностей и находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года. Местом заключения Патриарха был Донской монастырь, где ныне почивают его мощи. На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ. Убийство святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича, царевен и слуг их в Екатеринбурге Расстрел царской семьи и верных им слуг произошел в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 3 16 на 4 17 июля 1918 года. В течение предыдущих 17 месяцев царственные страстотерпцы находились в заключении — сначала в Царском Селе, потом в Тобольске и, наконец, в Екатеринбурге. Все эти месяцы они вели себя как настоящие христиане: трудились, заботились друг о друге и никогда не жаловались на часто грубое обращение.
Незадолго до гибели великая княжна Ольга Николаевна написала в одном из писем: ««Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь... В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы, были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие священнослужители. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Всего за год с небольшим, когда расстрелы документировались, — с августа 1937 года по октябрь 1938-го — на полигоне был уничтожен 20 761 человек, из них около 1000 людей Церкви — монахов, священников, епископов и др. Более 300 из них уже прославлено в лике святых новомучеников. На клейме они изображены в виде двух групп, в одну из которых солдаты стреляют, а другую ведут на казнь. Также на изображении видны два рва с телами убитых мучеников в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Эти яркие цвета, контрастирующие с темно-зеленой униформой убийц, обозначают праведность страдальцев, их переход в вечную жизнь. Расстрел крестного хода в Астрахани Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918—1919 годов. На данном фрагменте иконы изображен один из самых массовых крестных ходов против осквернения храмов, который возглавляет архиепископ Астраханский Митрофан Краснопольский , расстрелянный 23 июня 1919 года.
В процессию стреляет группа солдат. Казнь и обретение тела священномученика Владимира, митрополита Киевского Митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Святитель Владимир хорошо понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в период пребывания на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской лавре, выведен за стены и расстрелян 25 января 1918 года. За несколько минут до смерти святитель помолился и благословил убийц. Арест священника в храме во время богослужения Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной литургии, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны.
В левой части клейма изображена неизвестная женщина с детьми — это также обобщенный образ, символизирующий исповеднический женский подвиг периода гонений. Безвестные монахини, жены и сестры священников, простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. А остававшиеся на свободе незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения, в самые беспросветные годы не оставляли храм и богослужение. Закрытие Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима Саровская Успенская пустынь принадлежит к наиболее чтимым православным народом святым местам Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители. Убийство священномученика Кирилла, митрополита Казанского На последнем клейме иконы изображен расстрел самого авторитетного иерарха Русской Церкви после Патриарха Тихона и митрополита Крутицкого Петра — святителя Кирилла Смирнова. Несколько лет вокруг него объединялись епископы, несогласные с политикой лояльности государству, которую проводил и. Вместе с тем, пребывая в оппозиции этой политике, святитель Кирилл никогда не уклонялся в раскол и не призывал своих сторонников бойкотировать богослужения епископов-«сергиан». Митрополит Кирилл был убит в Чимкенте южный район Казахстана 7 20 ноября 1937 года.
Его руки молитвенно простерты, а литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Подготовил И.
В 2023 году тема конкурса была заявлена как «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Осуждённые Тверской области представили на конкурс изображения российских и местночтимых святых, картины, отражающие библейские сюжеты, события и праздники церковной жизни. Решением жюри победа в региональном этапе конкурса была присуждена работе осуждённых ИК-6 Бежецка — иконе «Собор новомучеников бежецких».
Организатор принесения иконы — православный правовой центр «Радонеж», действующий по благословению Синодального отдела по взаимоотношению с Вооруженными силами. Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, прмч.
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия каждую первую субботу октября в нашем соборе будет совершаться празднование в честь бронницких новомучеников.
Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»?
Иконописцы православной мастерской создают образы новомучеников | Чудо произошло после того, как икона побывала в храме посвященном Новомученикам Российским, который строится на проспекте Зерюнова г. Ухты. |
Икона Крымские новомученики | | На днях монах Иоанн (Маркович), насельник сербского монастыря Хиландар со Святой Горы Афон, передал в дар обители икону и частицу мощей новомучеников Ясеновацких. |
Встреча и торжественный молебен перед иконой Божией Матери «Августовская победа» | “При формировании композиции иконы мне хотелось и в общем, и в деталях заложить образ молитвы Новомучеников за нас, нынешних русских православных христиан, и за нашу страну. |
Новая икона Новомучеников в храме Св. мч. уара в Вешках | В 2000 году была написана первая икона Собора новомучеников и исповедников. |
Икона священномученика Константина Михайловского для храма | Василия Великого в Осиновой роще состоялось освящение иконы священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского. |
Икона « Новомученики и Исповедники Российские»
Описание: Бостонский образ Святых Новомучеников Российских стал первой современной иконой с Это малая копия иконы, написанной для Свято-Троицкого кафедрального собора Нижнетагильской епархии. Создавая иконы новомучеников, художники опираются на все те же византийскую и русскую традиции. Раздел содержит новости иконописной мастерской СТАВРОС, информацию о новых рукописных иконах созданных в мастерской. Молитвенная комната военного комиссариата Цимлянского и Волгодонского районов пополнится еще одной иконой – новомученика воина Евгения.
Муниципальное учреждение
- Иоанновская семья
- Правила комментирования
- «Молитвами праведников»: Фонд «Иоанновская семья» передал в дар икону свмч. Вениамина (Казанского)
- В Александро-Невском соборе Барнаула появилась первая в крае икона с образами святых юристов
- Собор Новомучеников храма Неопалимая Купина
Иконография новомучеников
В 2023 году тема конкурса была заявлена как «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Осуждённые Тверской области представили на конкурс изображения российских и местночтимых святых, картины, отражающие библейские сюжеты, события и праздники церковной жизни. Решением жюри победа в региональном этапе конкурса была присуждена работе осуждённых ИК-6 Бежецка — иконе «Собор новомучеников бежецких».
Сайт Сочинского благочиния.
Среди альбомов были издания с репродукциями икон. Мы слушали мамин рассказ о совершенстве линий, характерном цветовом решении в иконах, об их особой композиции. А еще само творчество мамы, которая в своих работах большое внимание уделяла композиционному решению, подготовило меня к пониманию иконы. В 7 лет я поступила в Краснопресненскую детскую художественную школу, а затем в Московскую среднюю художественную школу.
Эта школа хороша тем, что ученики с младших классов учатся профессионально рисовать и за время учебы успевают пройти разные периоды увлечений той или иной стороной художественного творчества, тем или иным стилем. Мы изучали рисунок, живопись, скульптуру, рисовали с утра до позднего вечера... Особую роль сыграли занятия по истории искусства: наша преподаватель, Марина Викторовна Меркулова, была верующим человеком, и она нас подвела к мысли, что икона — венец, совершенство в изобразительном творчестве. Она показывала нам на примерах, как христианское искусство брало отовсюду — из высокой античной культуры, египетской, сирийской — лишь самое лучшее.
К окончанию школы я поняла, что не хочу заниматься реалистическим искусством, меня интересует только иконопись, и это как раз совпало с моим приходом к вере. Даже был некоторый кризис — я чувствовала, что не могу найти адекватного выражения своих устремлений, своей веры на языке академического искусства, а новый язык еще мной не был изучен. Она очень верила в меня, в мои художественные способности, восторгалась моим творчеством. Это очень вдохновляло меня.
У нее дома собирался круг людей, которые читали и обсуждали Библию, так что Евангелие я впервые увидела именно у нее. Правда, как потом оказалось, Евангелие было и у нас дома. Мама его читала. Я тоже стала читать, молиться своими словами, даже ходила в храм, но считала, что Крещение мне принимать рано, хотя хотела уже давно.
Однажды, когда я училась в старших классах, мы со школой поехали во Псков, на раскопки и на этюды. Подруга в храме познакомилась с отцом Рафаилом Огородниковым. Съездив к нему в Порхов, она и мне предложила поехать пообщаться с этим открытым для людей священником. После беседы отец Рафаил сказал, что мне необходимо креститься, но сначала надо съездить к отцу Иоанну Крестьянкину в Псково-Печерский монастырь, за благословением.
Когда я впервые увидела отца Иоанна, в голове возник образ доброго доктора, стремящегося помочь страждущим. Он сказал, когда меня надо крестить, в честь какой святой, а потом благословил после Крещения сразу причащаться приехать в Печоры. Так все было и сделано, я крестилась под Преображение у отца Рафаила и сразу же поехала в Печоры, причащалась первый раз в Успенском соборе монастыря на ранней литургии, а вечером в приемной братского корпуса отец Иоанн ждал меня на беседу. Мои воспоминания о нем — это всегда невероятная любовь его к приходящим людям, сострадание к их бедам и горячее участие.
После каждой встречи я чувствовала себя будто озаренной, согретой невидимым светом. Я стала ездить к отцу Иоанну часто, просила советов, касающихся моей жизни, показывала свои первые иконы. Он объяснял, как писать, каким должен получаться образ. Он говорил, что важно учиться рисунку, живописи, получать художественное образование, отдавая учебе все силы.
В письме он писал мне, что важно, чтобы была верная рука и верное Христу сердце, тогда можно стать настоящим иконописцем. От того, как занимаюсь академическим рисунком и живописью, зависит, смогу ли я писать иконы. Мне, оканчивающей МСХШ, было тогда трудно его понять… Рисовать постановки, натюрморты — эти академические занятия казались мне скучными. Очень хотелось писать и рисовать святые образы, что я тайно и делала.
Это потом я поняла, насколько важно иконописцу быть именно профессионалом, и сейчас учу студентов, обращая особое внимание на занятия рисунком, живописью, композицией... Иначе просто нельзя, не получится правильно написать икону, ведь она гораздо больше, чем академическое искусство, а значит, включает в себя и его достижения. Так и велел сказать на вступительном экзамене, что это его благословение, что он просит принять… Учеба в иконописной школе, в Троице-Сергиевой лавре меня очень поразила и вдохновила. Моим преподавателем по иконописи была ближайшая ученица монахини Иулиании Соколовой иконописец-реставратор Екатерина Сергеевна Чуракова — глубоко верующий человек из творческой интеллигентной семьи.
Ее родители учились у Валентина Серова, другом их семьи был великий художник Михаил Нестеров, который часто бывал у них дома в гостях и показывал свои эскизы к картинам. У нее была большая семья —7 братьев и 2 сестры, все рисовали и потом стали художниками и реставраторами. В работах самой Екатерины Сергеевны, которые она нам показывала, была видна высокая школа рисунка и живописи. При этом она была глубоко духовным, невероятно скромным человеком — таким, каким и должен быть иконописец и вообще христианин.
Она постоянно говорила: «Нужно учиться, глядя на древние иконы, следовать древним образцам в их подлинности». Сейчас это я пытаюсь донести уже до своих студентов.
Народ впоследствии вспоминал, что, когда стали арестовывать отца Николая, его дочь Варвара бросилась к родителю и крепко обхватила его, так что ее никто не смог оторвать — ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели. В тюрьме они просидели до 2 января 1919 года. Родственница экономки Чернышевых А. Миролюбова вспоминает, что при посещении о.
Николая в тюрьме нашла его спокойным, в молитвенном настроении и «верным Иисусу Христу». По другим воспоминаниям о. Николай просил принести ему облачение вероятно — епитрахиль для совершения богослужений в заключении и особенно для исповеди арестованных. Протоиерей Николай Чернышев и его дочь Варвара были расстреляны 2 января 1919 года. Известно, что перед расстрелом на требование снять крест он им ответил: «Вот умру — тогда и снимите». После того, как город ненадолго был освобожден армией Колчака, горожане отыскали тела новомучеников и похоронили за алтарем Преображенского храма на Нагорном кладбище Воткинска.