Дворянин, морской офицер и художник, Алексей Боголюбов обладал даром видеть не только красоту мира, но и людей вокруг. Алексей Боголюбов (Aleksej Bogolyubov; 1824-1896 гг.) — известный русский художник-маринист XIX века, мастер батального жанра, тонкий колорист. Из статьи вы узнаете, кто такой Алексей Боголюбов, где и когда он родился, что было интересного в его жизни. В Париже Боголюбов сблизился с художниками барбизонской школы, тесно общался с Камилем Коро, дружил с Шарлем-Франсуа Добиньи. Фотография с творческого занятия «Морская служба художника Алексея Петровича Боголюбова», проведенного сотрудниками Музея морского флота в Книжной гостиной Новой Третьяковки. В Инженерном корпусе проведут выставку "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения художника" о русском маринисте и пейзажисте второй половины XIX века.
Коллекцию графических работ Алексея Боголюбова впервые представили в Музее ИЗО Карелии
По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк | Боголюбов, ставший художником Главного морского штаба, воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. |
Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов» | Алексей Боголюбов – автор множества батальных полотен, изображающих победы русского флота от петровских времен до войн середины XIX века. |
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова | Увидев в коллекции Боголюбова эту картину с видом строительства судов в нидерландском порту Арнем, император Александр III тут же купил ее, заплатив художнику 450 рублей. |
В России откроется год А.П. Боголюбова — Интернет-газета «Вестник» | Ведущий лекций Александр Казанцев приглашает всех желающих на интересную лекцию, основанную на «Записках моряка-художника» Алексея Боголюбова. |
Портал правительства Москвы
Ахенбаха определили успех выставки в Академии художеств 1860 года, где он показал работы, написанные во время пенсионерства. Успех сделал необыкновенный. Громко все кричат, что превзошел Айвазовского, хоть выполнение оных не столь замечательно, зато бездна перспективы и глубины в картинах и есть правда и рисунок", - сообщал Павлу Третьякову один из художников. На выставке в Инженерном корпусе Третьяковки целый зал посвящен "встрече" работ Боголюбова с картинами, например, Андреаса Ахенбаха, Камиля Коро. Эта встреча открывает заново Боголюбова как "русского европейца". Позже, в 1880-х, он подчеркнет значимость европейского искусства для русских художников: "Я всегда был того мнения, что Париж и Италия образуют вкус и развивают людей, и ежели бы Перов, Маковский Николай, Прянишников и прочие чернописцы, но умные художники пожили бы здесь, то, не переставая быть русскими, стали бы писать не грязью, а красками. Вот мои многолетние убеждения и, право, я говорю все по опыту". Назначенный с 1872 года официальным попечителем пенсионеров Академии художеств в Риме, Париже, Дюссельдорфе, Боголюбов открывает для художников свой дом, свою мастерскую, использует все свои связи, чтобы дать возможность молодым художникам учиться, продавать работы, выставлять их на парижских выставках. Это бескорыстие и отзывчивость художника ощутимы в тех письмах, записках, которые представлены наряду с рисунками в архивной части экспозиции. Чего стоит рекомендательное письмо слуге, отправленное Павлу Третьякову с просьбой подыскать человеку работу, или письмо С.
Боткину по поводу лечения крестьянина, которого лошадь ударила копытом в лицо. В этом деятельном участии в судьбах людей, в том числе из народа, Боголюбов наследует своему деду Александру Радищеву и шире - традиции русских просветителей XVIII века. Темперамент художника, его страсть к живописи, чуткость к настроениям природы открывают нам его этюды. Маленький зал, где они собраны, похож на каюту корабля, где собраны самые дорогие реликвии путешественника.
Радищева и Общество взаимного вспомоществования русским художникам в Париже. Алексея Боголюбова по праву называют «послом русской живописи». При поддержке Президентского Фонда культурных инициатив разработана масштабная кросс-культурная программа «Год А.
Боголюбова», которая включает проведение художественно-музыкального фестиваля, концертов, творческих лабораторий-пленэров с последующей экспозицией в онлайн галерее проекта, издание и презентацию первой художественно-биографический книги «Алексей Боголюбов», съемку и премьерный показ документального фильма «Большое путешествие художника Алексея Боголюбова», организацию выставочного проекта «под открытым небом» «А. Организаторами «Года А.
В течение нескольких лет он совмещал морскую службу с обучением в Императорской Академии художеств. Закончив её с золотой медалью Боголюбов отправился за границу. В течение шести лет он путешествовал по Европе, знакомясь с искусством старых мастеров Возрождения. Обучался французских и немецких маринистов.
В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе , на Дунае и в Синопе , с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем. Сопровождал великого князя Александра Александровича — впоследствии императора Александра III в путешествии по России и делал зарисовки см. Записки Качалова. Литография из «Русского художественного листка». Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях» [7]. В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций литографий и политипажей в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» [7] написал старший брат художника, Николай 1821—1898 , также участвовавший в этой поездке. По мотивам некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна. В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу , и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов. Боголюбов руководил занятиями по искусству будущей императрицы Марии Фёдоровны , пользовался «особенно милостивым вниманием» императора Александра III [8]. В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
В Воронеже открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
Экспонаты для выставки предоставили Новгородский музей-заповедник, Музейное агентство Ленинградской области, Сосновоборский и Тосненский музеи, Дом-музей Н. Художники разных эпох и стран часто обращались к теме водной стихии. Самые ранние работы, представленные на выставке, принадлежат кисти художников-реалистов конца XIX — начала ХХ века: русских мастеров Алексея Боголюбова и Василия Сварога, немецкого живописца Августа фон Сигена. Андрей Харшак и Вадим Ковалев представляют советскую школу книжной графики. Виктор Васин продолжает живописные традиции Александра Дейнеки и Георгия Нисского, Иван Годлевский и Анатолий Завьялов используют приемы французских постимпрессионистов. Работы Владислава Афоничева навеяны упрощенными формами и геометрической абстракцией Пикассо, а Виктор Тузов работает в технике абстрактного экспрессионизма.
Организаторами «Года А.
Боголюбова» выступают Библиотека искусств им. Боголюбова, Библиотека-читальня им. Тургенева, Ассоциация экспертов в сфере международного, делового и культурного сотрудничества «Публичная дипломатия», Российское историческое общество. Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Она отметила, что гости галереи смогут увидеть марины и баталии Боголюбова, связанные с историей военно-морского флота России, пейзажные этюды, а также графические произведения. По ее словам, морскую тематику продолжит выставочный проект «Я безумен только в норд-норд-вест», который откроется в Третьяковской галерее 28 сентября и познакомит зрителей с творчеством современного российского художника Александра Пономарева.
Выставка «Алексей Боголюбов.
Он запечатлел эпизоды морских сражений, начиная с петровского времени и заканчивая событиями Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Над петровским циклом работал в 1860—1870-х годах, постоянно перемещаясь между странами. На картине изображен эпизод первой победы русского корабельного флота в море в тот момент, когда русский флагман «Портсмут» дает залп по шведскому кораблю. Этот эскиз среди прочих произведений он передал в основанный им Радищевский музей в Саратове, который был открыт в 1885 году и стал первым публичным музеем в России за пределами столицы. Организация музея была делом всей жизни художника и немало сил потребовалось, чтобы он получил имя деда Боголюбова — опального писателя Александра Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву». Во многом этому способствовала дружба с императором Александром III, но в приближенных к нему кругах еще долго судачили о том, на каком основании музей был назван именем революционера. Свое имущество и 200 тыс. Радищева В 1861 году художник с братом Николаем, моряком и писателем, отправился в путешествие по Волге, чтобы сделать путеводитель по региону. Для Боголюбова, к тому времени долго прожившего за границей, это было знакомством со своей страной, которую, по собственному признанию, он мало понимал.
К его удивлению, крестных ходов в Ярославле с Крещения и до поздней осени проходило больше двадцати. Эта тема пленила его и стала одной из центральных в творчестве. Через пару лет художник провел в Ярославле пять дней в составе свиты великого князя Николая Александровича, который покупал у него работы.
«Боголюбовские чтения»: лекция о жизни и творчестве выдающегося художника Алексея Боголюбова
Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник» | Боголюбов, ставший художником Главного морского штаба, воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. |
Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева | По заказу императора Александра II Алексей Боголюбов изобразил историю русского флота, в частности, флота Петра Великого, что стало поистине живописной историей русского флота. |
Ретроспектива Алексея Боголюбова: море волнуется два | Боголюбов, ставший художником Главного морского штаба, воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. |
«АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи» | художника, просветителя, мецената, общественного деятеля, основателя. |
Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова
Так, Алексей Боголюбов поступил в Императорскую академию художеств, закончив её в 1853 году, а далее был назначен художником Главного морского штаба. К тому времени Алексей Боголюбов уже давно жил в Париже, где продолжал помогать другим живописцам, учредив "общество вспомоществования русских художников". В Государственной Третьяковской галерее 15 сентября открыли выставку, посвященную 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова. Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) – один из наиболее значимых художников в истории русского искусства. Алексей Боголюбов – автор множества батальных полотен, изображающих победы русского флота от петровских времен до войн середины XIX века.
Русский француз — судьба русского за 100 лет до русского Парижа
В России откроется год А.П. Боголюбова | Картина художника Ильи Репина "Портрет А. П. Боголюбова" и картина художника Алексея Боголюбова "Морской пейзаж города Ревель" на выставке "Алексей Боголюбов. |
В России откроется год А.П. Боголюбова | Жизнь подтолкнула Боголюбова к выбору стези художника как главного жизненного призвания. Как итог, 18 ноября 1853 года он вышел в отставку с чином титулярного советника. |
Сквер возле музея в Саратове назовут в честь художника Алексея Боголюбова
В Государственной Третьяковской галерее представили выставку «Алексей Боголюбов. Дача бова и ой. Это Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) Многое изменилось в жизни юного Алёши Боголюбова после. Дача бова и ой.
В Воронеже открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
Найдена картина знаменитого художника Алексея Боголюбова, похищенная два месяца назад из частного дома в Подмосковье. Выдающийся живописец, просветитель и меценат Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 года. В книге «Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник» описывается жизнь Боголюбова, которая, прошла в постоянных поездках по России и Европе. Алексей Боголюбов был потомственным дворянином и внуком писателя А.Н. Радищева. Алексей Боголюбов был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, обладающего ныне наиболее значительным собранием работ художника. Алексей Петрович Боголюбов, внук Александра Николаевича Радищева по материнской линии, стал художником волею счастливого случая.
Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева
К 12 годам будущий художник досконально знал устройство корабля, при этом любую свободную минуту использовал, чтобы сделать этюд. А потом получил чин лейтенанта. И тоже высоко оценил его дарование. Внук императрицы Жозефины похлопотал за лейтенанта и того приняли слушателем в Академию художеств, сохранив за ним место военного, что было нонсенсом — по правила он должен был уйти в отставку. Дальше карьера Алексея Боголюбова шла только в вверх. Академию художеств он окончил с «Золотой медалью» и был поощрен командировкой в Италию. Но перед отъездом поступил заказ от самого императора Николая I — сделать зарисовки Крымской войны.
На дворе стоял 1853 год. Поездка в Италию была плодотворной и написанные там картины вызвали восторг. Боголюбову было присвоено звание профессора, он стал художником Главного морского штаба. Получал много заказов ещё и потому, что профессионально разбирался в морском деле и даже исторические события мог передать очень натурально. Сам художник никогда в сражениях не участвовал, но, чтобы добиться точности изображения, специально для него взрывали мины на воде. Художник много путешествовал, как по Европе, так и по России, и его путевые зарисовки и картины, написанные после поездок, не только живописны, но и являются документальным свидетельством того, как выглядели эти места в его время.
Особенно интересен волжский цикл, который мастер сделал, когда направлялся на Каспийское море, чтобы сделать подробный атлас по заданию Гидрографического департамента. Таких атласов для мореходов художник создал два — второй по Финскому заливу.
Тот иноземный королевич был ещё и главой Императорской Академии Художеств. Можно ли не поверить человеку, разбиравшемуся в искусствах лучше иных профессоров? Так Боголюбов попал в Академию, где его муштровали не хуже, чем в Корпусе. Морскую форму-то снял, но морские и водные красоты не оставил. Первые его опыты, заслужившие похвалу — петербургские и ревельские пейзажи.
В выставочных залах представлены многие из них, в частности, «Вид Смольного монастыря с Охты». Серо-голубое небо, чуть подёрнутое скупым питерским солнцем, чётко прописанные линии монастыря, фигурки рыбаков, лодочки и — вода. Боголюбов словно бы каждый раз улавливал её нрав — она то капризная, то спокойная, то — грозящая омутами. Он ощущал воду, как родную стихию. Великолепны точнейшие, скрупулёзно сотканные панорамы - «Катание на Неве», «Петербург при заходе солнца», «Вид города Ревеля», «Вид на Ревель с моря». Неудивительно, что ученик, имевший за плечами опыт военной службы, блестяще завершил курс, получив Золотую медаль. После этого он целых семь лет путешествовал по Европе, чтобы оттачивать уменье — Академия спонсировала вояжи отличников, разумеется, предполагая, что все они вернутся в Россию.
В Париже наш моряк посещал мастерскую знаменитого мариниста Эжена Изабе, чьи картины также явлены в экспозиции. От него Боголюбов взял, что называется, раскованность кисти и цветовые нюансы. Среди вещей этого периода наиболее броска, интересна «Ярмарка в Амстердаме» - силуэты города вырисовываются на фоне подсвеченных луной небес. Холодок мистики или страшной сказки! В те годы пейзажисты соревновались, кто лучше выразит прелесть лунных ночей. Боголюбов здесь не чемпион, но его Амстердам в свете ночи выглядит впечатляюще. Хороши пейзажи, сделанные на Капри — там Боголюбов чуть-чуть изменил своей академической манере, дав свободу эмоциям.
Камни, море, облака — что может быть прекраснее? Но пора домой — впереди большие планы, о чём сообщила ему Академия в официальном письме.
Верфь в Гонфлере» 1881 год Алексей Боголюбов создал в Саратове общедоступный художественный музей. Он назвал его в честь деда Александра Радищева. На тот момент в Петербурге даже не открылся Русский музей, а Третьяковская галерея еще оставалась частным собранием. Золотая медаль академии художеств — это далеко не самое яркое достижение Алексея Боголюбова. Его выставки из раза в раз собирали все больше ценителей живописи. Постоянным посетителем экспозиций был царь Александр II. На выставке батальной живописи именно эти работы принесли художнику известность глава Российского государства купил серию произведений о Крымской войне.
Работы Боголюбова так сильно впечатлили Александра II, что монарх заказал ему еще несколько картин — серию, которая расскажет историю российского морского флота. Художник был знаком и с Александром III. Когда монарх еще не взошел на престол, он вместе с Боголюбовым путешествовал по России, где живописец делал зарисовки. Особые отношения у художника были не только с царской властью, но и с французскими живописцами. Коллеги из этой страны высоко ценили Боголюбова. Они особенно уважали честность художника. Боголюбов никогда не додумывал натуру и рисовал все как есть. С Францией российского живописца связывало многое.
В состав рабочей группы вошли представители исполнительных органов власти, депутаты Саратовской областной думы, представители средств массовой информации, высших учебных заведений и учреждений культуры. Генеральный директор Радищевского музея Елена Галактионова представила культурно-образовательный проект «Браво, Боголюбов! Основные будут проходить в музее имени Радищева».
Ретроспектива Алексея Боголюбова: море волнуется два
Сопровождавший цесаревича Алексей Петрович Боголюбов, между прочим, талантливый карикатурист, во время путешествия составил целый альбом, который находится у государя. К тому времени Алексей Боголюбов уже давно жил в Париже, где продолжал помогать другим живописцам, учредив "общество вспомоществования русских художников". Это определило тематические разделы выставки: «Академик «по живописи морских видов», «Историограф российского флота», «Боголюбов и Товарищество передвижных художественных выставок», «Художник на этюдах. 28 марта 2024 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста, академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896).