Главная» Новости» 200 лет исполнилось со дня рождения классика мировой литературы федора достоевского новости. Услышав новость о том, что 21 ноября 1869 года группа социалистов-революционеров "Народная месть" убила одного из своих членов, Ивана Иванова, Достоевский начал писать "Бесов".[88] В 1871 году Достоевский и Анна отправились поездом в Берлин.
1 июля 2023 года в городах России отметят День Достоевского.
- Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском • Arzamas
- Долитературная жизнь
- Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
- Омск - город контрастов
- Как Федор Достоевский изменил мир | Онлайн-журнал Эксмо
Достоевский – противоречивый и гениальный
– Правда ли, что человечество делится на две части: на тех, кто любит Достоевского, и тех, кто остался к нему равнодушным? Психологизм произведений Достоевского поражает каждого, кто открывает страницы его великих книг. Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться. 1881) - Великий русский писатель, публицист и философ. Двойственной оценке творчества Достоевского способствовало суждение Н. Н. Страхова о «чистоте» Толстого и «нечистоте» Достоевского [271].
От тюрьмы до сумы. У Фёдора Достоевского одна из самых интересных биографий
А затем поругался с руководителем «Современника» Николаем Некрасовым , который до тех пор был высокого мнения о его творческом дебюте. С того момента он начал сотрудничать с журналом Андрея Краевского, «Отечественные записки». Несмотря на неприятие его творчества некоторой частью просвещенной публики того времени, он не сходил с литературной дороги. Успешный дебют и быстро растущая популярность позволили Достоевскому завести немало полезных знакомств. Как из числа литераторов, так и среди столичной творческой публики, интеллигенции вообще.
В конце 1846 года Федор Михайлович познакомился с М. Видным мыслителем, идеологом масштабных государственных перемен. С этого момента писатель заинтересовался идеями социализма. Петрашевский А уже в 1847 Достоевский стал завсегдатаем устраиваемых Петрашевским «пятниц» — неформальных собраний, где просвещенные люди обсуждали пороки государственного устройства Российской Империи.
На повестке были вопросы отмены жесткой цензуры, либерализация судопроизводства, а также освобождение крестьян от позорного полурабского положения. Постепенно Федор Михайлович менял свою точку зрения на все более радикальную. Пока в 1848 не познакомился с Николаем Спешневым, который придерживался революционных идей. В тот же период писатель вступил в тайное общество, которое включало в себя несколько наиболее радикально настроенных петрашевцев и в конечном итоге планировало свержение царской власти.
Арест и ссылка В 1849 году Ф. Достоевский был арестован. На допросах он давал минимум информации. О существовании тайного общества и других радикально настроенных членов, сторонников Спешнева следователи так и не узнали.
Во многом это спасло как самого писателя, так и его сподвижников. Хотя жизнь литератора все равно висела на волоске. Достоевский и Ч. Фото 1858 г.
После ареста Достоевский попал в заключение. На протяжении целых 8 месяцев он находился в Петропавловской крепости, где ожидал своей участи. Решением суда писателя приговорили к высшей мере наказания. В вину ему вменяли то, что он знал о содержании письма Белинского Гоголю, и не донес на автора.
Более того, распространял запрещенную информацию, тем самым подрывал государственный строй и устои общества. До исполнения приговора, однако, так и не дошло. Распоряжением самого императора, петрашевцев отправили в ссылку. Было ли столь суровое решение суда реальным действием, попыткой обезопасить царский режим или же искусно разыгранным спектаклем, чтобы напугать противников власти — сказать сложно.
Точки зрения на этот вопрос различаются. Федор Михайлович Достоевский Интересно, что уже после принятого решения, петрашевцам о проявленной имперской милости не сказали. В положенный день их вывели на плац, объявили о приговоре и приготовились расстрелять. Об отмене сурового наказания сказали в последний момент.
Инсценировка казни произвела на Достоевского серьезное впечатление. Некоторые приговоренные после разыгранного властями спектакля сошли с ума. Писателя отправили на каторгу в Омск на 4 года. После этого, решением императора, еще столько же он должен был служить рядовым в войсках.
Свое наказание Достоевский отбыл практически полностью, когда скончался император Николай I. Надеясь на помилование, писатель попросил давних знакомых ходатайствовать о нем перед императором.
В нем нетрудно было заплутать, и ниточкой Ариадны становился для путников только солнечный луч, позволявший выйти даже из самой непроходимой чащи. Если же солнца не было — случалось по-разному. Достоевский и Ч. Может быть, именно через этот лес он и пробирался всю жизнь — плутая, падая, обдирая кожу, но не отпуская взглядом луч… Любовь к литературе, что жила в нем с детства, укрепилась у Феди в пансионе Леонтия Чермака, на Нижней Басманной, на занятиях литератора Билевича. Но мама уже болела, а спустя год, в 37 лет, она ушла. Отец — мигом постаревший, с потемневшим лицом — отвез Мишу и Федю в Петербург, предопределив их судьбу без сантиментов: инженерное училище. Инженер работу найдет всегда. Оба брата грезили лишь о литературе.
В итоге Мишу в училище не приняли вовсе, а Федя валял дурака, тяготясь учебой. Уже тогда он начал пробовать перо — робко, но и понимая: что-то из этого может получиться. Летом 1839-го не стало отца. Осознание сиротства болезненно обожгло братьев. Спустя четыре года Федор формально исполнит его волю, недолго поработав инженером-подпоручиком, а затем уволится и решит посвятить себя литературе. В его жизни все состояло из сплошных парадоксов и противоречий, взлетов, падений, самовлюбленности и ощущения себя ничтожеством. К 1845 году Федор Михайлович завершил первый свой роман «Бедные люди». Дмитрий Григорович передал рукопись Некрасову, тот — Белинскому, который пришел в неописуемый восторг и всесильной своей рукой ввел Достоевского в литературные круги Петербурга. Иначе как «новым Гоголем» молодое дарование не называли, Достоевский был счастлив, «воспарил», но затем получил оплеуху — его произведение «Двойник» публика встретила холодно. К тому же над ним начали посмеиваться в свете: он был неуклюж, заносчив, но при этом — парадокс!
Ему казалось, что если о ком-то шепчутся, то о нем, а уж если смеются, то точно над ним. Так были разорваны его отношения с кружком Белинского и Некрасова, чему способствовала еще и ссора с Тургеневым. Новые литературные связи позволили ему не пасть духом, но душа Федора Михайловича была истерзана этой историей. А вот знакомство с кружком Михаила Петрашевского сыграло в его судьбе знаковую роль.
Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции.
Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей. Более того, не только богатых, но и праздных. Поскольку требовала массы свободного времени и наличия больших капиталов, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном. Почти все писатели прежних лет — выходцы из богатых аристократических семей или наследники огромных состояний. Достоевский одним из первых превращает ремесло писателя в средство к существованию. Поначалу дела у братьев идут хорошо.
Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его, как трясина, затягивает страсть к игре. Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает. Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил. В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде. Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман.
Так появляется "Игрок" — один из самых знаменитых романов Достоевского, отчасти биографический. Вероятно, это одна из самых необычных предысторий написания великого романа в истории литературы. Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы. Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией. Игроманские запои продолжались и при новой жене. В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые.
Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа. Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления. Они были важной темой и для самого Достоевского.
Он играл в рулетку не потому, что ему нравился процесс, а потому, что был одержим навязчивой идеей выиграть крупную сумму. При этом Достоевский добился цели, которую себе ставил, он стал профессиональным литератором и зарабатывал только писательским трудом, что было относительно редким явлением в те времена, когда писателями были либо праздные богачи, либо высокопоставленные чиновники. Достоевский не был самым высокооплачиваемым писателем в стране, но зарабатывал достаточно. Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей. Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов. Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам.
Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино.
Когда столько написано и столько сказано… Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Впервые я прочел Достоевского в душный летний день. Прочел подростком. Нам задали чтение на каникулы — и я схватился за «Преступление и наказание». Потому что уже знал, кто такой Достоевский.
Сейчас говорят, будто детям рано читать подобные книги — мол, слишком мрачно и слишком сложно. Но где я был бы сейчас без Достоевского? Где были бы мы? Когда с первых десяти страниц меняется мировоззрение — и ты прикасаешься к чему-то по-настоящему великому. Еще не знаешь, к чему, но путь к знанию, путь к спасению уже начат. В 17 лет Федор Михайлович написал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать».
И он был верен этой идее, этой цели до самого конца. Мережковский скажет: Толстой — тайновидец плоти, Достоевский — тайновидец духа. Хорошее слово — «тайновидец», но в целом это упрощение, конечно. Его, к слову, прекрасно разобрал Томас Манн. Достоевский — тайновидец человека в целом, его как божественной, так и дьявольской стороны. И он, как великий художник, исследовал ее сам, опустившись на самое дно ада, а после возвысившись. И да, раз мы уж вспомнили двух гениев, то напомню известную, пусть и весьма спорную фразу: Толстой шел от божественного к дьявольскому, Достоевский — от дьявольского к божественному.
Ищущий человек среди заговорщиков. Федор Михайлович жаждет нового мира, жаждет перемен, но вместо зарницы счастья его арестовывают и, по сути, отправляют на верную смерть.
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения. Достоевский-старший был выходцем из духовенства, однако выслужил дворянство и отличался строгостью. Достоевский, по собственному признанию, всю жизнь занимался «тайной человека» — исследовал душевную жизнь.
Библиография
- Арест и инсценировка казни
- Детство и юность
- Биография Достоевского - кратко, самое главное и интересное (3 варианта)
- Достоевский, Федор Михайлович - Персона ТАСС
- 200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"
- Поделитесь статьей с друзьями
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
От тюрьмы до сумы. У Фёдора Достоевского одна из самых интересных биографий | АиФ Омск | Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в семье разночинцев в Москве. |
Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя - Православный журнал «Фома» | Достоевский приветствовал реформы Петра I, обогатившие русскую культуру европейскими гениями, и призвал Россию и Европу к мирному братству. |
Интервью с правнуком Ф.М. Достоевского – Дмитрием Достоевским
Это какие-то тупые слова проснувшегося от запоя пьяницы, который едва различает, что вы стоите пред ним, глупо и беспредметно машет на вас рукой, чтобы вы не мешали, у которого еще не ворочается язык, чад и безумие в голове. Не Вы ли, Федор Михайлович, призываете народ любить? Вот таким — любить? Достоевский: В русском человеке из простонародья нужно уметь отвлекать красоту его от наносного варварства. Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш до того был предан разврату и до того был развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то что сохранив красоту его. Но он сохранил и красоту своего образа. Кто истинный друг человечества, у кого хоть раз билось сердце по страданиям народа, тот поймет и извинит всю непроходимую наносную грязь, в которую погружен народ наш, и сумеет отыскать в этой грязи бриллианты. Повторяю: судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает. А ведь не все же и в народе мерзавцы, есть прямо святые, да еще какие: сами светят и всем нам путь освещают!
Значит, наказывать. Но как именно наказывать? Достоевский: Есть идеи невысказанные, бессознательные и только лишь сильно чувствуемые; таких идей много как бы слитых с душой человека. Есть они и в целом народе, есть и в человечестве, взятом как целое. Пока эти идеи лежат лишь бессознательно в жизни народной и только лишь сильно и верно чувствуются, — до тех пор только и может жить сильнейшею живою жизнью народ. В стремлениях к выяснению себе этих сокрытых идей и состоит вся энергия его жизни. Чем непоколебимее народ содержит их, чем менее способен изменить первоначальному чувству, чем менее склонен подчиняться различным и ложным толкованиям этих идей, тем он могучее, крепче, счастливее. К числу таких сокрытых в русском народе идей — идей русского народа — и принадлежит название преступления несчастием, преступников — несчастными.
Идея эта чисто русская. Ни в одном европейском народе ее не замечалось. Достоевский: Это Европа-то справилась? Да кто только мог вам это сказать? Да она накануне падения, ваша Европа, повсеместного, общего и ужасного. Муравейник, давно уже созидавшийся в ней без церкви и без Христа ибо церковь, замутив идеал свой, давно уже и повсеместно перевоплотилась там в государство , с расшатанным до основания нравственным началом, утратившим всё, всё общее и всё абсолютное, — этот созидавшийся муравейник, говорю я, весь подкопан. Грядет четвертое сословие, стучится и ломится в дверь и, если ему не отворят, сломает дверь. Не хочет оно прежних идеалов, отвергает всяк доселе бывший закон.
На компромисс, на уступочки не пойдет, подпорочками не спасете здания. Уступочки только разжигают, а оно хочет всего. Наступит нечто такое, чего никто и не мыслит. Хочется вспомнить знаменитый «сон Родиона Раскольникова», эпизод романа «Преступление и наказание»: «Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки». Снова о Европе. Но нельзя не сказать, что и мы служили Европе, Вам ли не знать... Достоевский: Я только хотел отметить факт служения, и факт этот истинен. Но факт служения и то, как мы служили, — два дела совсем разные.
Мы могли наделать очень много политических ошибок, да и европейцы их делают во множестве поминутно, но не промахи наши я хвалил, я только факт нашего служения почти всегда бескорыстного обозначил. Неужели вы не понимаете, что это две вещи разные?
Бросился я, схоронив её, в Петербург, к брату, — он один у меня оставался, но через три месяца умер и он, прохворав всего месяц и слегка, так что кризис, перешедший в смерть, случился почти неожиданно, в три дня. Смерть брата Скончался Михаил Михайлович Достоевский. Фёдору Михайловичу пришлось принять на себя заботы о вдове и детях брата, а также выплатить его внушительные долги.
Наконец, на Достоевского пали все хлопоты по изданию журнала «Эпоха». В журнале Достоевский поместил некролог брату, где писал: Михаил Михайлович был человек настойчивый и энергический. Он принадлежал к разряду людей деловых, разряду весьма между нами немногочисленному, к разряду людей, не только умеющих замыслить и начать дело, но и умеющих довести его до конца, несмотря на препятствия. К несчастию, характер покойного был в высшей степени восприимчивый и впечатлительный. При этой восприимчивости впечатлений он мало доверял их другим, хранил их в глубине себя, мало высказывался, особенно в несчастьях и неудачах.
Когда он страдал, то страдал один и не обременял других своею экспансивностью. Только удачу, радость любил он делить добродушно с своими домашними и близкими; в такие минуты он не мог и не хотел быть один. Николай Страхов вспоминал трагикомическую подробность: «... В публике, не слишком внимательной к именам, произошла путаница, и многие считали тогда умершим Фёдора Михайловича, то есть знаменитого Достоевского. Поэтому Фёдор Михайлович должен был употреблять даже особые старания, всячески давая знать, что он, известный писатель, жив, а умер его брат».
Летом 1865-го журнал «Эпоха» был закрыт по причине финансовых трудностей: писатель погряз в долгах, а журнал выгод не приносил. Зарабатывавший на жизнь литературой, Достоевский вынужден был долго печататься в других изданиях. Впрочем, писатель всё же хотел открыть свой журнал — позже это желание сбудется, когда начнёт выходить «Дневник писателя». Фёдор Достоевский. Начало 1860-х годов.
Фотография Ивана Гоха 1 июля 1865 года. В кабале у издателя Отчаянно нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с книгоиздателем Фёдором Стелловским. Это один из самых печальных в истории русской литературы примеров эксплуатации писателя. Стелловский получал право напечатать сочинения Достоевского в трёх томах, а сам писатель обязался сочинить для этого издания ещё один роман этим романом станет «Игрок». Достоевский будет вспоминать об этом эпизоде:...
Принудил меня Стелловский силою… грозясь засадить меня в тюрьму, так что уж и помощник квартального приходил ко мне для исполнения. Но я с помощником квартального тогда подружился, и он мне много тогда способствовал разными сведениями, которые потом пригодились для «Преступления и наказания». Контракт этот ужасен... Михаил Катков Журнал «Русский вестник» с публикацией второй части романа «Преступление и наказание». Иллюстрация Дементия Шмаринова к роману «Преступление и наказание».
Это был первый, но не последний роман Достоевского, напечатанный в журнале Михаила Каткова, — наверное, самого влиятельного в России издателя. Катков был сторонником сильной государственной власти, резко критиковал либералов и «нигилистов» и не останавливался ни перед чем включая конфликт с цензурным ведомством , отстаивая свои взгляды. Позже Достоевский отдал Каткову также роман «Идиот» , а с «Бесами» случился конфликт: Катков отказался печатать главу романа, где описывается изнасилование девочки, — и Достоевский был вынужден исключить её из романа сейчас эта глава печатается в приложении к «Бесам». Следующий свой роман «Подросток» Достоевский напечатал в конкурирующих «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, однако «Братья Карамазовы» вновь вышли у Каткова. Несмотря на читательский успех, большинство критиков не считало, что «Преступление и наказание» и вышедшие годом ранее «Записки из подполья» представляют новый шаг в творчестве Достоевского.
Анна Сниткина 15 февраля 1867 года. Второй брак Достоевский женится на Анне Григорьевне Сниткиной — стенографистке Девушка, записывающая устную речь стенографией — способом быстрого письма с помощью особых знаков и сокращений. Связанный сроками договора, Достоевский не успел бы окончить работу в срок, если бы писал от руки. Работа с Анной Григорьевной оказалась удачной, Достоевский пригласил её работать над завершением «Преступления и наказания» — и, влюбившись в свою помощницу, сделал предложение. Жена и дальше помогала Достоевскому готовить произведения к печати, вести переписку и т.
Анна Григорьевна заложила своё приданое, чтобы оплатить многочисленные долги писателя. Вскоре после свадьбы супруги на несколько лет уедут из России, не в последнюю очередь затем, чтобы убежать от кредиторов. Сниткина была намного младше Достоевского и пережила его. После смерти мужа она написала книгу воспоминаний, публиковала произведения Достоевского и стала известной филателисткой. В браке родилось четверо детей, из которых двое умерли в младенчестве.
Дневник писателя. Ежемесячное издание Фёдора Достоевского. Сначала так называлась рубрика, которую Достоевский вёл в газете «Гражданин», где сотрудничал в 1873—1874 годах. Оригинальный журнал «Дневник писателя», где все материалы принадлежали Достоевскому, писатель характеризовал в письме к Владимиру Соловьёву так: Разумеется, это не какие-нибудь строгие этюды или отчёты, а лишь несколько горячих слов и указаний... Затем о слышанном и прочитанном, — всё или кое-что, поразившее меня лично за месяц.
Без сомнения, «Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю... Тут отчёт о событии, не столько как о новости, сколько о том, что из него из события останется нам более постоянного, более связанного с общей, с цельной идеей. Наконец, я вовсе не хочу связывать себя даванием отчёта... Я не летописец; это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчёт о том, что наиболее меня заинтересовало лично, — тут даже каприз». Достоевский будет с перерывами издавать «Дневник писателя» ещё несколько лет; в него войдут такие произведения, как «Кроткая» и «Сон смешного человека».
Журнал Достоевского вызывал большой интерес у читателей, обращавшихся к автору с письмами, где обсуждались недавно опубликованные материалы — в том числе статьи о современном состоянии религии, об эпидемии самоубийств, о завоевании Константинополя и о многом другом. Александр Алексеев. Литография к роману «Братья Карамазовы». Иллюстрация Ильи Глазунова к роману «Братья Карамазовы».
Дело вроде копеечное. Однако царь Николай I был жёстким. Он решил преподать им такой урок, чтобы запомнили. Судить по полной программе. Для этого устроил целый спектакль с расстрелом. А потом казнь отменил. Один парень из первой расстрельной тройки сошёл с ума. Достоевский в их группу не попал. Но для него, конечно, это тоже стало потрясением. Как повлиял несостоявшийся расстрел? Говоря с современных позиций, была проведена такая шоковая терапия, которая всего человека перетряхивает. Сейчас некоторые чудаки то в могилу закапываются, то с вышки прыгают вниз головой. И проделывают другие смертельные трюки, чтобы просветлиться и духовно совершенствоваться. Достоевского же пропустили через подобное сито против собственной воли. Но это действительно поменяло его представления о жизни. И способствовало внутреннему перерождению. Он описал те ощущения на грани: когда оставшиеся до выстрела пять минут воспринимаются как огромная ценность. И так много можно успеть сделать и прочувствовать. Видимо, тогда же писатель перестал быть революционером. Но в итоге ему прочитали другой приговор. Восемь лет каторги. И он отправился в Сибирь. Потом попал в Казахстан. Отношение к каторжникам тогда было другое. Их не только жалели, но и активно с ними общались. Жена декабриста Фонвизина подарила Достоевскому евангелие, которое было потом с ним всю жизнь. В последний день перед смертью он попросил жену, чтобы подала эту книгу, открыла на случайной странице и прочла первую попавшуюся строчку: писатель любил так заглянуть в будущее. И вот там было написано: «Не удерживай». А далее следовали слова Христа о том, что зерно, которое останется в живых, жизни не даст, а то, которое умрёт, — наоборот. Тогда Фёдор Михайлович сказал супруге, мол, ты тоже меня не удерживай — ухожу. И кстати, те евангельские слова выбиты на его могиле. Но вернёмся к каторге, где он провёл четыре года. После неё Достоевского перевели в Семипалатинск солдатом в полк. Там осуждённый тоже общался с необычными людьми. Был среди них почитаемый у казахов путешественник, историк, этнограф Чокан Валиханов — личность выдающаяся. И другие. Интересно, что Фёдор Михайлович, которого по суду разжаловали, отняли дворянство и звание подпоручика, выслужился там из рядовых в унтер-офицеры. Но дальше в армии оставаться не захотел. И вместе с женой, сосватанной в тех краях, поехал обратно в Петербург. Мысль остаться писателем за эти годы его не покинула. Пока сидел на каторге — накапливал опыт, делал наброски. А уже дома выдал повесть «Записки из мёртвого дома». И естественно, с этой историей ещё раз попал в яблочко. Теперь его уже точно приняли в творческую среду. Какие ещё повороты судьбы заслуживают внимания? Дальше его семейная история заключается в том, что первая жена умерла. А сам Фёдор Михайлович с братом издавал журнал. Но не слишком успешно — попал в большие долги. И уехал за границу. Что интересно: с издателем он подписал договор о том, что если ко времени не сдаст очередной роман, то попадает в кабалу — все права на его произведения девять лет будут принадлежать этому дельцу. Оставалось меньше месяца, а надо было выполнить обещанное. Это только нынче отдельные мастера вроде Захара Прилепина умудряются написать книгу за 25 дней. Достоевский так не умел. Но нашёл выход из положения. Ему рассказали о новой технологии — стенографировании. Когда для ускорения пишут не словами, а специальными значками, и это позволяет успевать за речью. В итоге знакомые порекомендовали молодую стенографистку Анну Сниткину. Он обрисовал ей ситуацию. И будущие муж с женой за 26 дней Прилепина всё-таки не опередили подготовили новое произведение — роман «Игрок», списанный автором с себя. Так Достоевский избежал кабалы. А стенографистка вскоре стала ему не просто второй супругой, а настоящей опорой. Именно жена помогла ему стать на ноги. Он перестал играть. Со временем у них появились деньги. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. А вообще, любопытно, как Фёдор Михайлович обычно работал. Он делал это по ночам. С чифиром — очень крепким чаем, которым зеки одурманивают себе мозги, заваривая целую пачку на стакан. Пил этот наркотик и к тому же много курил. Так поддерживал в себе энергию. Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку. Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет.
Святополк-Мирский , — один из самых ярких образов, созданных писателем. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г.
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Впечатления В Петербурге находится литературно-мемориальный музей Достоевского, недалеко от него Б. Московская, 2 установлен памятник писателю. Однако главное воплощение «Петербурга Достоевского» - в местах, где жили его герои. Прежде всего, Петербург Достоевского — это Петербург «Преступления и наказания». Атмосферу «Петербурга Достоевского» можно искать в районе, где расположен «дом Раскольникова» Гражданская улица, 19 , дом старухи-процентщицы канал Грибоедова, 104 , дом Сони Мармеладовой Канал Грибоедова, 73 , на Вознесенском и Кокушкином мостах через канал Грибоедова, на Сенной площади покаяние Раскольникова. Музей-квартира Ф. Достоевского в Москве расположен в здании бывшей Мариинской больницы, где он родился и провел первые 15 лет жизни сегодня ее адрес - улица Достоевского, д. Всего сегодня работает 7 музеев писателя, включая место его жизни в ссылке в Омск, в подмосковной усадьбе семьи писателя в селе Даровое, в Старой Руссе, где семья проводила лето.
Земли в этой местности были худородные, одиннадцать его крестьянских дворов — бедные, а господский дом представлял собой маленький, плетнёвый, связанный глиною флигелёк из трёх комнат. Из-за оставшихся в селе шести дворов, принадлежащих соседу, практически сразу начались распри , перешедшие в судебную тяжбу [58] [59]. Кроме того, весной 1832 года по вине одного из крестьян в Даровом случился пожар, общие убытки от которого составили около 9 тысяч рублей.
Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины, их очень любили». Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [60] [63]. После возвращения в Москву для Михаила и Фёдора начинаются годы обучения. Изначально отец собирался отдать старших сыновей в « Московский университетский благородный пансион », но передумал из-за преобразования последнего в гимназию, в которой практиковали телесные наказания [64]. Старшие дети занимались с учителями. Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66]. Ежедневно ездили на полупансион к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н.
Драшусову, который учил братьев французскому языку [67] [66]. Там же сыновья Драшусова, Александр и Владимир преподавали математику и словесные науки [68]. Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева», и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью». Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив» [69]. Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца [70]. Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли» [71]. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта. Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений». По воспоминаниям Андрея Михайловича, чаще всего он замечал Фёдора за чтением исторических романов « Квентин Дорвард » и « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » [72]. Пансион Чермака.
Смерть матери В сентябре 1834 года Фёдор и Михаил Достоевские поступили в Пансион Чермака на Новой Басманной улице , считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве [67] [72]. Обучение стоило дорого, но помогали Куманины. Режим дня в учебном заведении был строгий. На полном пансионе обучающиеся приезжали домой только на выходные. Подъём был по звонку в шесть утра, зимой — в семь; после молитвы и завтрака занимались до двенадцати; после обеда снова занимались с двух до шести; с семи до десяти повторяли уроки, после чего ужинали и ложились спать. Полный курс состоял из трёх классов продолжительностью 11 месяцев каждый. Преподавали математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Леонтий Чермак старался создать иллюзию семейной жизни: «ел за одним столом вместе со своими учениками и обращался с ними ласково, как с собственными сыновьями», входил во все нужды детей, следил за их здоровьем [73] [74]. По воспоминаниям учившихся в то время Фёдор Достоевский был «серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками» [74].
Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [75]. Среди преподавателей пансиона Фёдор и Михаил особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича , который «просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем». Билевич учился в одно время с Гоголем , посещал литературные собрания, сочинял стихи, переводил Шиллера. По предположению биографов Достоевского, педагог мог привлекать внимание учеников к текущим литературным событиям, творчеству Гоголя, а Билевич-литератор способствовать тому, что Достоевский начал думать о литературе как о профессии [76] [77]. На семейных чтениях по выходным и летом продолжали читать Державина , Жуковского , Карамзина , Пушкина [78]. Предположительно, с 1835 года у Достоевских появляется подписка на журнал « Библиотека для чтения », в котором будущий писатель впервые читает « Пиковую даму » Пушкина, « Отца Горио » Оноре де Бальзака , произведения Виктора Гюго и Жорж Санд , драмы Эжена Скриба и другие новинки литературы [79]. В апреле 1835 года Мария Фёдоровна с младшими детьми едет в Даровое. В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания [80]. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе [81]. В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе [82].
После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась [83] [82]. Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним. Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84].
Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости. Казнь в последний момент заменили каторгой. Эти впечатления легли в основу одного из монологов князя Мышкина, знаменитого романа «Идиот». Ссылку Достоевский отбывал в городе Омск и спустя четыре года отправился служить рядовым в Семипалатинскую крепость, где познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой.
Через два года после женитьбы пара вернулась в город Санкт-Петербург. Далее, Федор вместе с братом основал журнал «Время», который оказался запрещен спустя три года. В 1860-е годы написал произведения «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях». Склонность к азартным играм вскоре разоряет писателя, а в 1864 году умирают сразу и жена, и брат. Свое знаменитое «Преступление и наказание» Достоевский создает именно в этот трудный период.
Поездка отражена в дневнике, который в 1867 начала вести А. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. На здании, расположенном на том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 была открыта мемориальная таблица автор скульптор Ромуальдас Квинтас [1]. Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 г. Достоевский навсегда бросил рулетку. В 1868 г. Последние годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1875 «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879—1880 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться «Сумерки идолов». Куманиной, в пользу сестёр.
Достоевский Фёдор Михайлович
Достоевского обвиняли в педофилии. Правда, не в суде и даже не при жизни писателя. Причина: в одном из писем Льву Толстому литературный критик Николай Страхов писал, будто бы знает, что у Достоевского были слишком близкие отношения с маленькой девочкой. Сам Толстой это громкое заявление в адрес своего любимца проигнорировал, однако после смерти Льва Николаевича архив с его перепиской попал в публичный доступ и вызвал бурное обсуждение в обществе. Но через некоторое время удалось выяснить, что это был лишь оговор. Достоевский пил много чая, причем предпочитал крепкий и сладкий.
По воспоминаниям современников, он очень любил долгие беседы за чашечкой, а описания чаепитий в произведениях других писателей приводили его в восторг. Эту любовь можно проследить и по книгам самого Достоевского. Его герои предпочитают чай другим напиткам, а главный персонаж романа «Записки из подполья» даже восклицает: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Привычный график писателя выглядел так: ночью он делал наброски для произведений, на рассвете ложился спать и вставал в 11 утра. Потом он диктовал написанное своей жене Анне Григорьевне: она была профессиональной стенографисткой.
Та посвящала остаток дня расшифровыванию записей, а ночью писатель использовал получившийся текст для создания новых набросков.
Душевные страдания князя Мышкина и казнь Достоевского — Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. Этот отрывок из романа «Идиот» — часть знаменитого монолога князя Мышкина о смерти. В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти. А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович.
В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис. Покровского, 1849 г. Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник. Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам.
Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы. Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется. Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой.
Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон , на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает при содействии А. Кони колонии малолетних преступников 1875 и Воспитательный дом 1876. В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь , где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. Млодецкого, стрелявшего в М. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся... История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России». Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа. В «Братьях Карамазовых» уголовное преступление связано с великими мировыми «вопросами» и вечными художественно-философскими темами. Кончина Федор Михайлович Достоевский на смертном одре 29 января 1881 В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества , работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. Толстой, принимает решение «непременно участвовать в пушкинском вечере» 29 января. Он собирался «издавать «Дневник писателя»... В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
Каждый человек, при всем разнообразии характера и положений, имеет образ Божий, который, облекшись в свойства его индивидуальной природы, должен создать индивидуальный, но в то же время и идеальный характер. Однако осуществление этого идеала или накопление и уничтожение его зависит от самого человека. Достоевский прозревал в каждом этот его идеальный образ и умел полюбить его - это так называемая любовь человека в Боге, любовь христианская в отличие от мирской, которая относится к наличному состоянию человеческого духа. Последняя выражается в простом стремлении к любимому существу, а первая - в стремлении воссоздать в нем его идеал; она есть любовь воспитывающая. Эта-то любовь не только научила Достоевского найти искру добра во всяком заблуждающемся, во всяком злодее, но она возвышала его анализ над творениями даже тех талантов европейской и американской литературы, которые поставили себе целью описывать святые чувства в самых бессердечных типах.
Федор Михайлович Достоевский
Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание М. М. Бахтин. Чермашня в воспоминаниях Достоевского занимает особое место: именно здесь в 1839 году был найден мёртвым его отец. Достоевский вообще способен перепрошить мозги в лучшую сторону любому, кто с совестью не раздружилдся. В Некрополе Александро-Невской Лавры к этому событию приурочили открытие обновленного памятника на месте погребения Достоевского. Достоевский-старший был выходцем из духовенства, однако выслужил дворянство и отличался строгостью.
Другие сюжеты
- Когда закончится Достоевский? /
- Легенда 1. Достоевский был страстным игроком
- Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
- Федор Достоевский: «Наступит нечто такое, чего никто и не мыслит» - Михаил БУДАРАГИН
Федор Достоевский: «Наступит нечто такое, чего никто и не мыслит»
Когда закончится Достоевский? / | Афиша Plus - 30 декабря 2023 - Новости Санкт-Петербурга - |
«Он видел приближение смерти, не боясь её»: Сегодня День памяти Ф.М. Достоевского | Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале |
Федор Достоевский: «Наступит нечто такое, чего никто и не мыслит» | Именно там Достоевский поверил в Бога, а от социалистических мечтаний о справедливом переустройстве мира не осталось и следа. |